Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование рефлексии у старшеклассников

Работа №58908

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы106
Год сдачи2017
Стоимость4940 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
764
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования проблемы формирования рефлексии у старшеклассников
1.1 Сущностно-содержательная характеристика понятия
«рефлексия» 10
1.2 Особенности процесса формирования рефлексии у
старшеклассников 20
1.3 Формы и методы формирования рефлексии у
старшеклассников 30
Выводы по I главе 44
Глава 2. Опытно - экспериментальная проверка эффективности форм и методов формирования рефлексии у старшеклассников
2.1. Организация и методики исследования 47
2.2. Исследование уровня развития рефлексии у старшеклассников
(констатирующий эксперимент) 53
2.3. Реализация программы формирования рефлексии у старшеклассников
(формирующий эксперимент) 65
2.4. Результаты проверки эффективности экспериментальной
работы 74
Вводы по II главе 91
Заключение 95
Список литературы

Актуальность исследования. Современный, динамично изменяющийся социум начала XXI века нуждается в новом поколении людей, занимающих активную жизненную позицию, способных к креативным мыслям, принятию самостоятельных решений в различных ситуация выбора, прогнозированию результатов своих действий.
Особый период качественного психического развития приходится на подростковый возраст, который характеризуется эмоциональной возбудимостью, повышенной тревожностью и силой переживаний событий. Нестабильность эмоциональной сферы, доминирование эмоциональных состояний над интеллектуальной оценкой ситуации и выбором тактики действия, обостряет проблему развития и совершенствования способностей подростка к регуляции своих состояний, установлению равновесия между внешним влиянием, внутренним психологическим состоянием и адекватными формами поведения. Умение подростка регулировать свое состояние, управлять своим поведением в различных ситуациях определяет успешность его в обучении, во взаимоотношениях со сверстниками и значимыми взрослыми, а также успешность самой личности в процессе ее жизнедеятельности. Под влиянием общественного внимания просматриваются снижение внутреннего самоконтроля у молодежи, уровня личной ответственности за преобразование мира и себя самого, распространение иждивенческой психологии и потребительского отношения к жизни.
Основным новообразованием старшего подросткового возраста является рост самосознания - следствие расширившегося общения, усложнившихся отношений подростка с обществом, со взрослыми и со сверстниками. Развивающееся самосознание приводит к относительно устойчивой самооценке и определенному уровню притязаний.
Достигнутый уровень психического развития, возросшие возможности подростка вызывают у него потребность в самостоятельности, самоутверждении, признании со стороны взрослых его прав, его потенциальных возможностей в плане участия в общественно значимых делах, приводя к развитию такого характерного для этого возраста новообразования как взрослость. Таким образом, проблема рефлексии, как фундаментальной основы саморегуляции психических состояний подростка выступает на первый план.
В связи с этим ФГОС основного общего образования, регламентирует организацию современного образовательного процесса, в нем подчеркивается необходимость создания условий для актуализации разнообразных рефлексивных процессов, оказание помощи учащимся в овладении навыками самоорганизации и самоуправления, в получении ими опыта саморегуляции в мыслительной деятельности, в общении и умении договариваться с другими людьми при выполнении коллективных задач, в осознании личностной динамики и собственных возможностей.
Современная психология различает интеллектуальную, логическую, личностную, межличностную, социально-личностную рефлексию. Вызывает разногласия и вопрос об основной функции рефлексии.
Исследователи описывают её и как некий уровень или составляющую мыслительного процесса (И.Н. Семенов [74], Н.Г. Алексеев [1], В.В. Давыдов [21] и др.), и как особую деятельность по налаживанию социальных связей и взаимодействий (Т.П. Щедровицкий [91], М.И.Найдёнов [56]); и как составляющую структуры саморегуляции личности (A.B. Карпов [35], И.М. Скитяева [34]).
В нашем исследовании мы опираемся на исследования A.B. Карпова[34], трактующего рефлексию как общую человеческую способность. Авторы определяют рефлексию как некий наивысший по степени интегрированности процесс, позволяющий говорить о механизме выхода психики за собственные пределы. Данная особенность обуславливает пластичность и адаптивность рефлексии как феномена психики [34; 35].
Из всего многообразия видов рефлексии мы остановимся на изучении личностной рефлексии, так как именно она выполняет функцию анализа собственно личностных особенностей индивида, что связано и с формированием целей его существования.
Феномен личностной рефлексии получил достаточно широкое освещение в трудах зарубежных авторов. Это ориентированные на практику исследования, проводящиеся в рамках психологии личности (Я. Шнедер [90]) и педагогической психологии (М.Э. Боцманова [29], Захарова A.B. [29], и др.) В отечественной психологии исследования проводились в рамках, возрастной психологии И. Гуткиной [20] и С.Ю. Степановым [78]. Личностной рефлексии приписывалась функция исследования собственного самосознания, что позволяло отнести её к феноменам мыслительного процесса [79]. В последнее время отмечается повышенный интерес к данной проблеме, что отражается во многих современных исследованиях (Ю.Л. Линецкий [49], Т.А. Симакова [73]). Так же изучались возможности развития рефлексии (Н.Г. Алексеев [1],
О.С. Анисимов [4], В.Н. Барцалкина [8] и др.).
В нашей работе, вслед за А.В. Карповым [32], мы будем считать, что результатом рефлексии как процесса, разворачивающегося на уровне личности человека, является изменение тех или иных сторон личности и её самосознания, динамика установок, намерений, убеждений, личностных смыслов и др.
Таким образом, возникает противоречие между требованиями ФГОС к личностным характеристикам выпускника, включающим в себя наличие высокого уровня сформированности рефлексии старшеклассника и с одной стороны, и недостаточным использованием в практике школ психолого- педагогических мероприятий, направленных на формирование рефлексии старшеклассников, с другой стороны.
На основе противоречия определена проблема исследования: каковы особенности формирования рефлексии старшеклассников?
Актуальность вышеизложенной проблемы, недостаточная научная разработанность данного вопроса побудили сформулировать следующую тему исследования: «Формирование рефлексии у старшеклассников».
Цель работы: выявить и в опытно - экспериментальной работе проверить эффективность программы по формированию рефлексии у старшеклассников.
Объект исследования: процесс формирования рефлексии у
старшеклассников.
Предмет исследования: содержание, формы и методы
формирования рефлексии старшеклассников.
Гипотеза исследования: процесс формирования рефлексии у старшеклассников будет эффективным, если:
— опираться на сущностные характеристики понятия «рефлексия»;
— учитывать особенности формирования рефлексии старшеклассников;
— выявить эффективные методы и формы и экспериментально проверить программу «Зазеркалье» по формированию рефлексии у старшеклассников.
В соответствии с выдвинутой гипотезой, исходя из понимания проблемы, цели, объекта и предмета исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
1. На основе анализа психолого - педагогической литературы раскрыть сущность понятия рефлексии в современной науке.
2. Рассмотреть сущность и особенности личностной рефлексии старшеклассников.
3. Выявить эффективные формы и методы формирования рефлексии у старшеклассников.
4. В опытно - экспериментальной работе проверить эффективность разработанной программы «Зазеркалье» по формированию рефлексии старшеклассников.
Методологической и теоретической основой исследования
явились ведущие принципы и фундаментальные труды отечественной и зарубежной психологии: развития (Выготский Л.С.[17], Давыдов В.В.[22], Мухина А.С.[55], Эриксон Э.[89], Эльконин Б.Д.[88] и др.); единства сознания и деятельности (Ананьев Б.Г.[2], Рубинштейн С.Л.[68], и др.).; психологии личности (Л.С. Выготский[17] и др.); положения о системной детерминации психических явлений (Л.С. Выготский [17], Б.Ф. Ломов [46]и др.), о закономерностях рефлексивного сознания, о типах, видах, этапах становления, механизмах осуществления и сферах проявления рефлексии (Н.Г. Алексеев[1], Б.Г. Ананьев[2], Л.И. Божович[9], Л.С. Выготский [17], Н.И. Гуткина[20], В.В. Давыдов[21], В.А. Лефевр[47], И.Н. Семенов[74], В.И. Слободчиков[75], С.Ю. Степанов[79], С.Л. Рубинштейн [68] и др.); положения о функциях и механизмах рефлексивного процесса в сфере общения (Н.И. Гуткина[20], и др.).
Для проверки выдвинутых гипотез были использованы следующие методы:
I. Теоретические: изучение и критический анализ отечественной и зарубежной литературы по теме исследования, методы анализа и синтеза, моделирование, проектирование, систематизация, классификация и обобщение.
II. Эмпирические: психолого - педагогическое наблюдение,
анкетирование, тестирование, психолого- педагогический эксперимент,
диагностическое тестирование с использованием таких методик как: методика «Уровень выраженности и направленности рефлексии» М.Гранта; опросник «Дифференциальный тип рефлексии» Д.А. Леонтьева; опросник «Методика диагностики рефлексивности» Карпова А.В.
III. Математические методы статистической обработки данных - количественный и качественный анализ.
Опытно - экспериментальная база исследования:
Экспериментальную базу исследования составили учащиеся 10 х классов Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №51» Вахитовского района г. Казани.
Группа «А» (экспериментальная) - 24 старшеклассника 10 А класса.
Группа «Б» (контрольная) - 24 старшеклассника 10 Б класса.
Этапы исследования: Исследование проводилось в естественных условиях, в три этапа:
- На первом (поисково - теоретическом) этапе осуществлялся анализ проблемы в педагогической, психологической литературе по теме исследования; определялся научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно - экспериментального исследования.
- На втором этапе (опытно - экспериментальном) проводилось проверка гипотезы исследования, апробировались формы и методы педагогического взаимодействия с детьми старших классов с целью формирования у них рефлексии.
- На третьем (обобщающем) этапе проводилась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Научная новизна исследования состоит в том что: выявлены, обоснованы и апробированы на практике содержание, формы и методы
формирования рефлексии у детей старших классов, которые в совокупности нашли отражение в разработанной программе «Зазеркалье».
Практическая значимость заключается в том, что разработанная программа «Зазеркалье» может использоваться в практике образовательных учреждений, в центрах психологической поддержки и консультирования подростков и семей.
Апробация результатов исследования.
1. Васильева Р.Г. Формирование рефлексии у старшеклассников/Итоговая научно-образовательная конференция студентов КФУ (4.04.2017, г. Казань, КФУ, сертификат участника, 2 место, очное участие)
2. Васильева Р.Г.. Формирование рефлексии у
старшеклассников/Всероссийская научно-практическая конференция «Андреевские чтения: современные концепции и технологии
педагогического образования в контексте творческого саморазвития личности» ( 27-28.03.2017, г.Казань, КФУ, заочное участие).
А также в следующих публикациях:
1. Васильева Р.Г., Касимова Р.Ш.. Формирование рефлексии у старшеклассников //Андреевские чтения: современные концепции и технологии педагогического образования в контексте творческого саморазвития личнсти: сб. Ст. Участников Всероссийской научно-практической конференции с международным участием 27-28 марта 2017г.-Казань: Центр инновационных технологий, 2017, - С.21-24.
2. Васильева Р.Г. Формирование рефлексии у старшеклассников// сборник студенческих статей и тезисов КФУ (2017).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На основе анализа психолого-педагогической и литературы по теме нашего исследования мы изучили сущностную характеристику понятия «рефлексия».
Проведенный нами обзор показал, что при обращении к проблеме рефлексии следует учитывать две ее основные и наиболее специфические черты: во-первых, ее многовековую историю, во многом связанную с развитием представлений человека о самом себе и, следовательно, имеющую теснейшие гносеологические связи с философским знанием; во- вторых, ее комплексный, многоаспектный характер, проявляющийся в междисциплинарном статусе и общенаучном характере данной проблемы, а также в широчайшем спектре собственно психологических направлений ее разработки.
Среди базовых направлений разработки проблемы рефлексии целесообразно выделить следующие:
- деятельностное направление;
- исследование рефлексии в контексте проблематики психологии мышления;
- анализ рефлексивных механизмов в структуре совместной деятельности; педагогическое направление, представители которого понимают рефлексию в качестве инструментального средства организации учебной деятельности;
- личностное направление, где рефлексивное знание рассматривается как результат осмысления своей жизнедеятельности; генетическое направление исследования рефлексии;
- «системо-мыследеятельностный» подход, согласно которому рефлексия есть форма мыследеятельности;
- метакогнитивная парадигма исследования рефлексивных процессов;
- исследование рефлексии как фундаментального механизма самопознания и самопонимания;
- анализ рефлексивных закономерностей и механизмов управленческой деятельности и управления в целом;
- исследование рефлексивных процессов в контексте проблемы саморегуляции, а также произвольного контроля над деятельностью, в том числе в экстремальных условиях ее реализации.
Рефлексию мы считаем важным процессом для формирования личности подростка. В процессе рефлексии человек может осмыслять основания и способы своей деятельности и управлять ими, менять при необходимости или конструировать новые.
Подростковый возраст является критическим периодом психического развития человека, который сопровождается тревожными переживаниями, сомнениями и растерянностью. Вместе с этим данный возраст ознаменован стремительным ростом самосознания, открывающим новые возможности личностного развития.
Мы выяснили, что существуют различные методы и формы, применяемые в воспитательной работе со старшеклассниками по формированию рефлексии. Наиболее эффективными формами и методами мы считаем: тренинговые занятия, включающие в себя игры и упражнения на развитие рефлексии, арт-терапевтические техники, ведение дневника самонаблюдения, мини-сочинения, просмотр и дискуссии по
художественным фильмам, чтение и обсуждение художественной литературы, медитацию.
Результаты констатирующего эксперимента показали, что у исследованных старшеклассников на этапе констатирующего
эксперимента рефлексия сформирована на низком и среднем уровне, что не является достаточным для полноценного формирования личности старшеклассника.
На формирующем этапе эксперимента мы разработали и апробировали в группе «А» (экспериментальная) программу «Зазеркалье».
Результаты контрольного эксперимента показали, что существует существенная положительная динамика в уровне сформированности рефлексии у старшеклассников группы «А». Проверка статистической значимости результатов диагностических исследований на этапе контрольного эксперимента позволяет нам принять к доказательству гипотезу о том, что формирование рефлексии у старшеклассников будет эффективным, если:
— опираться на сущностные характеристики понятия «рефлексия»;
— учитывать особенности формирования рефлексии старшеклассников;
— выявить эффективные методы и формы и экспериментально проверить программу «Зазеркалье» по формированию рефлексии у старшеклассников.



1. Алексеев Н.Г. Методология рефлексии концептуальных схем деятельности практика помощи личности в психологическом консультировании и психотерапии. / Н.Г. Алексеев, В.К. Зарецкий, И.Н. Семенов. - Киев: КГПУ, 2005.- С. 28-30.
2. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. Т. 1, 2./ Б.Г. Ананьев. -М.: Печать, 1980. - 187с.
3. Аникина В.Г. Рефлексивный тренинг как средство разрешения конфликтных ситуаций / В.Г. Аникина. - М.: Издательство МГППУ, 2009. - №3. - С. 72-80.
4. Анисимов О.С. Субъектная рефлексия в игромоделировании и ее понятийное обеспечение./ О.С. Анисимов. - М.: Просвещение, 2012. - 382 с.
5. Артюшина Л.А. Дидактические средства включения рефлексивных умений в содержание образования / Л.А. Артюшина. - Красноярск:Буква , 2011. - С.35-52.
6. Артюшина Л.А. Систематизация совокупности рефлексивных умений как потребность современного образования / Л.А. Артюшина. - Владимир: Центр Пресс, 2009.- 280c.
7. Ахмедзянова А.Э. Актуализация эмпатии личности средствами кинотренинга: дисс. канд. псих. наук. / А.Э Ахмедзанова. - Казань: КГУ, 2011.- 180c.
8. Барцалкина В.В. О взаимосвязи самосознания и рефлексии в онтогенезе / В.В. Барцалкина. - Новосибирск: РАСТР, 1986. С. 232 - 234.
9. Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии./ Л.И. Божович. - М: ИСП РАО, 1979 - С. 23-34.
10. Бочаров А.К. Разработка кинотерапевтического тренинга направленного на психологическую помощь подросткам в процессе самоопределения / А.К. Бочаров. - Спб: Образование, 2008. - 318 с.
11. Бубновская, О.В. Психология / О.В. Бубновская. - Владивосток : Изд-во ВГУЭС, 2014. - 216 с.
12. Бунькова М.Л. Развитие коммуникативной сферы воспитанников посредством групповой кинотерапии./ Л.М. Бунькова. - Екатеринбург: ГБОУ СПО СО СОПК, 20123. - 87с.
13. Васильева И. В. Практикум по психодиагностике: учебное
пособие./И.В. Васильева. - Тюмень: Издательство Тюменского
государственного университета, 2014. - 376 с.
14. Вачков И.В. Психологический тренинг. Методология и методика проведения./ И.В. Вачков. - М.: Эксмо, 2010. - 560 с.
15. Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку./ И.В. Вачков - М.: Ось- 89, 2007. - 235с.
16. Воробьева Л.И. Психологическая роль и место подросткового возраста в онтогенезе/ Л.И. Воробьева, В.А. Петровский, Д.И. Фельдштейн. - М.: Эгбез, 1987. - С.6-36.
17. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. Т. 4./ Л.С. Выготский. -М.: Просвещение, 1984. - 104 с.
18. Гинзбург М.Р. Сформированность личностной идентичности как показатель успешности социализации в старшем подростковом возрасте. / М.Р. Гизнбург. - Спб: Питер, 1998. - 183с.
19. Гладышев С. Как вести себя на тренинге? / С. Гладышев. - М: «КМ», 2005. - С. 70.
20. Гуткина Н.И. Личностная рефлексия в подростковом возрасте. Дисс. .канд. Психол. Наук./ Н.И. Гуткина.- М.: «БиБ»,1983. - 162 с.
21. Давыдов В.В. Содержание и структура учебной деятельности школьников // Формирование учебной деятельности школьников / В. В. Давыдова, И. Ломпшера, А.К. Марковой. - М.: Просвещение, 1982. - С. 10 -21.
22. Давыдов В.В. Уровень планирования как условие рефлексии / В.В. Давыдов, А.З. Зак. - Новосибирск.: Сибирская Пресса. 1987. - С. 43 -49.
23. Двоеглазова М.Ю. Развитие личностной рефлексии в студенческом возрасте./ М.Ю. Двоеглазова, И.Н. Семенов. - Мурманск.:МГПУ. 2007 - 323 с.
24. Дэниел Сигел. Внимательный мозг. Научный взгляд на
медитацию/Даниел Сигел. -М6 «КМ», 2009. - Режим доступа:
http://iknigi.net/avtor-deniel-sigel/104353-vnimatelnyy-mozg-nauchnyy- vzglyad-na-meditaciyu-deniel-sigel.html
25. Деркач А.А. Рефлексивная акмеология творческой индивидуальности./ А.А. Деркач, И.Н. Семенов, А.В. Балаева. - М.: РАГС.
2005. - 412c.
26. Долгова В.И. Эмпатия и коммуникативная компетентность./ В.И. Долгова, Е.В. Мельник - Челябинск: Изд-во «АТОКСО», 2007. - 253 c.
27. Дольто Ф. На стороне подростка./ Ф. Дальто. - Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2010.- 165c.
28. Дрешер Ю.Н. Библиотерапия./ Ю.Н. Дрешер.- М.: ФАИР, 2007.- 198c.
29. Захарова A.B., Боцманова М.Э. Особенности рефлексии как психического новообразования в учебной деятельности /А.В. Захарова, М.Э. Боцманова. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 1982. - С. 152- 168.
30. Казанская В.Г. Подросток и трудности взросления./ В.Г. Казанская. - СПб.: Питер, 2006. - 404 с.
31. Каргополова О.А. Рефлексивный тренинг как условие формирования межличностной толерантности студентов педагогического колледжа / О. А. Каргополова. — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 130-133.
32. Карпов А. А. Основные тенденции развития современного метакогнитивизма : методические указания / А. А. Карпов. - Ярославль : ЯрГУ, 2015. - 72 с.
33. Карпов А. В. Психология рефлексивных механизмов деятельности./ А.В. Карпов. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. — С. 32.
34. Карпов А. В. Психология рефлексии./ А.В. Карпов, И.М. Скитяева.
- Ярославль: Аверс Пресс, 2002. - 304 с.
35. Карпов А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики/ А.В. Карпов. - Спб: Питер, 2003. - С. 45-57
36. Карпова Н.Л. Психологический, педагогический и психотерапевтический аспекты воздействия кино на зрителя/ Н.Л. Карпова, Н.В. Данина, А.И. Кисельникова, А.И.Шувиков. - М: Мнемозина, 2011. - С. 87-97.
37. Ковалев В.Н. Семинар-тренинг деловой коммуникации: Учебнометодическое пособие./ В.Н. Ковалев. - Севастополь: Сервисшкола, 2008.
- 52с.
38. Кокоренко В.Л. Социальная работа с детьми и подростками : учебное пособие / В.Л Кокоренко., Н.Ю. Кучукова, И.Ю. Маргошина. - М.: Академия, 2011. - 256 с.
39. Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков: социально
- психологические и психиатрические аспекты./ В.Т. Кондрашенко. - Минск: Мнемозина, 1988- 231с.
40. Копытин А.И. Практическая арт-терапия: Лечение, реабилитация, тренинг./ А.И. Копытин. - М.: Когито-Центр, 2008. - 112c.
41. Копытин А.И. Арт-терапия детей и подростков./ А.И. Копытин, Е.Е. Свистовская. - М.: «Когито-Центр», 2014. - 197 с.
42. Красило А. И. Энциклопедия практического самопознания / А. И. Красило. - М. : Междунар. пед. акад., 1994. - 346 с.
43. Кривых С.В. Дополнительное образование детей. Теория и практика./ С.В. Кривых. - СПб.: Институт повышения квалификации НОУ СПО «Экспресс», 2014. — 205 с.
44. Крылов А.А. Психология.Уч.-2-е изд./ А.А. Крылов. -М.:Проспект, 2013. - 752с.
45. Кулюткин Ю.Н. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия./ Ю.Н. Кулюткин, И.В. Муштавинская. - СПб.: СПбГУПМ,
2002. - 203с.
46. Лавренова Е. Б. Формирование у старшеклассников умения рационального самоопределения : монография / Е. Б. Лавренова. — М. : ВИТА-ПРЕСС, 2012. — 156 с.
47. Лефевр В.А. Алгебра совести./ В.А. Лефевр. - М.: Академия, 2003. - 426 с.
48. Лафренье П. Эмоциональное развитие детей и подростков./ П. Лафренье. - СПб.: Питер, 2004.- 256 с.
49. Линецкий Ю. Л. Развитие личностной рефлексии в подростковом возрасте./ Ю.Л. Линецкий. - М.: Дрофа, 2004.- 220c.
50. Литке С. Г. Я себя для себя открываю: Курс развития
психологической компетентности : программа и метод. рекомендации / С. Г. Литке. - Челябинск: Взгляд, 2010. - 96 с.
51. Маралов В. Г. Основы самопознания и саморазвития: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений. / В.Г. Маралов.— М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 256 с.
52. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. Полный курс : учебник / Л. В. Мардахаев.— М. : Издательство Юрайт, 2011. — 797 с.
53. Минюрова С. А. Психология самопознания и саморазвития: учебник / С. А. Минюрова. - Екатеринбург : Азимут, 2013. - 316 с.
54. Муштавинская И. В. Использование рефлексивных технологий в развитии способности учащихся к самообразованию как педагогическая проблема / Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I./ И.В. Муштавинская.— Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 146-151.
55. Мухина B.C. Возрастная психология./ В.С. Мухина. - М.: Эгвес, 1998. - 455 с.
56. Найденова Л. А. Творческий рефлексивно-групповой тренинг // Интеллектуальные системы и творчество./ Л.А. Найденова. — Новосибирск: ИИФФ, 1991. - 242с.
57. Осухова Н.Г. В поисках идентичности: от зеркала до дневника. /Журнал «Школьный психолог»// Н.Г. Осухова. - Казань: «Заман», 2001 г. - №36. - С. 16-20.
58. Павлова С. А. Проблема диагностики рефлексии как педагогической способности / С.А. Павлова — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 113-116.
59. Палагина И.В. Рефлексивные механизмы общения и мышления в совместном решении творческих задач. Актуальные проблемы 36 социальной психологии. / И.В. Палагина, И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов. - Кострома: Нар. Образование, 1986 - С. 66-67.
60. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике./ В.М. Полонский. - М.: Высшая школа, 2004. - 145 с.
61. Программа коррекции эмоций PATH Режим доступа:
[https://theoryandpractice.ru/posts/13286-mindful-brain].
62. Программа коррекции эмоций CASEL Режим доступа:
[https://theoryandpractice.ru/posts/13286-mindful-brain].
63. Прохоров А.О. Влияние рефлексии на психические состояния студентов в процессе учебной деятельности/ А.О. Прохоров, А.В. Чернов. - М.: Эгвес, 2014. - С. 82-93.
64. Психолого-педагогические аспекты развития творчества и рефлексии / Я. А. Пономарев. — М.: МФО: ИФ АН РФ, 2000. - 127 с.
65. Пьянкова Г.С. Рефлексивные методы организации самостоятельной работы студентов: учебное пособие /Краснояр. гос. пед.
ун-т им. В.П. Астафьева.// Г.С. Пьянкова. - Красноярск: Сервисшкола, 2015.- 430 с.
66. Реан А.А. Практическая психодиагностика личности: учеб. пособие для вузов./ А.А. Реан. - СПб.: Питер, 2000. -159 с.
67. Рожков М.И. Развитие субъектности обучающегося (воспитанника)
образовательной организации: материалы всероссийской научно
практической заочной интернет-конференции / М.И. Рожкова, Т.Г. Киселёвой, Т.Н. Гущиной. - Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2014. - 184 с.
68. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: в 2 т. М.: Педагогика, Т.1./ С.Л. Рубинштейн. - М.: Отечество, 1989. - 488 с.
69. Савельева М.Г. Развитие рефлексивных способностей учащихся в обучении и воспитании. Науч.-метод. пособ. / М. Г. Савельев, Е.В. Маслова. - Ижевск: Умуртия», 2005.- 89 с.
70. Сафонова Л.В. Содержание и методика психосоциальной работы : учебное пособие / Л.В.Сафонова. - М.: Академия, 2008. - 224 с.
71. Семенов И.Н. Развитие проблематики рефлексии, и ее изучение на факультете психологии Высшей школы экономики / Психология: Журн. Высш. шк. экономики.// И.Н. Семенов. - М: Академия, 2007.-32 с.
72. Сергиенко Е.А. Контроль поведения как субъектная регуляция./
Е.А.Сергиенко, Г.А.Виленская, Ю.В.Ковалева. - М.: Изд-во ИП РАН,
2011.- 353 с.
73. Симакова Т.А. Психология саморазвития: Изучение, анализ и развитие рефлексивных процессов. Учеб.-метод. пособ./ Т.А. Симакова. - Рязань: Зёрна, 2002. - 245с.
74. Семенов И.Н. Личностно-рефлексивный диалог в развитии творческих возможностей учащихся /Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологического консультирования.// И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов. - М.: Дрофа, 1987. - 256с.
75. Слободчиков В.И. Основы психологической антропологии. Психология человека. Введение в психологию субъективности: Учебное пособие для вузов./ В. И. Слободчиков, Е.И. Исаев. - М.: Школа-Пресс, 1995. - 384 с.
76. Смирнова Г.Е. Развитие профессиональных компетенций студента факультета психологии в контексте психологического тренинга./ Г.Е. Смирнова. - М: Дрофа, 2010. - 216 с.
77. Спотина Т.В. Психология личности. / Т.В. Спотина. - СПб.: Питер, 2008. - 304с.
78. Степанов С. Ю. Личностно-рефлексивный диалог в развитии творческих возможностей учащихся // Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологического консультирования / А. А. Бабалева. - М.: АПН СССР, 1987. - С. 76-82.
79. Степанов, С.Ю. Психология думающего учителя. Рефлексия / С.Ю. Степанов. — М.: Эксмо-Сидиком, 2008. -148 с.
80. Степанов С.Ю. Рефлексивная практика творческого развития/ С.Ю. Степанов. — М.: Наука, 2004. -174 с.
81. Тейяр де Шарден П. Феномен человека./ Тейяр де Шарден П.- М.: Пресса, 1987. - 136 с.
82. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования // Вестник образования. - 2004. - №12. - С.67-126.
83. Фельдштейн Д. И. Особенности стадий развития личности на примере подросткового возраста / Д.И. Фельдштейн. - М.: Ин-т практ. псих., 1996. С. 223-233.
84. Фридман Л.М. Школьная психологическая служба: пособие для школьных психологов/ Л.М. Фридман. - М.: Академия, 2003. - 182 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ