Введение 3
ГЛАВА 1. Ментальные репрезентации познавательных психических состояний и характеристики, влияющие на восприятие 7
1.1. Теоретические аспекты ментальных репрезентаций психических
состояний 7
1.2. Значение рефлексии в процессе самопознания личности 11
1.3 Понятие защитных механизмов Эго и особенности их проявления в жизни человека 14
1.4. Репрезентативные системы человека и способы их исследования 18
Выводы по первой главе 21
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование особенностей взаимосвязей ментальных репрезентаций состояний «размышление» и «интуитивное познание» с индивидуально-психологическими характеристиками
старшеклассников 23
2.1. Организация исследования и методы сбора и обработки информации 23
2.2. Результаты исследования и их обсуждение 31
2.2.1. Анализ степени выраженности показателей с учетом t - критерия
Стьюдента для независимых выборок 31
2.2.2. Анализ корреляционных связей в двух выборках 38
2.2.3. Результаты попарного сравнения корреляционных матриц в исследуемых группах у девушек и юношей старших классов 46
Заключение и выводы 50
Список литературы 55
Приложение
В современном быстроразвивающемся мире значительное внимание уделяется интеллектуальному развитию личности, её образованию. Поэтому актуальность исследований, посвященных процессам восприятия и усвоения новых знаний, не вызывает сомнения.
Очевидно, что восприятие человеком информации, которую необходимо знать, чтобы соответствовать требованиям современной жизни, во многом зависит от его индивидуально-психологических характеристик. В частности, качество и количество усвоенных знаний зависит от того какие репрезентативные системы в большей степени задействованы в процессе получения новых знаний, на какое (логическое или интуитивное) познание склонен опираться учащийся, какие защитные механизмы Эго более активны у каждого конкретного субъекта.
В связи с тем, что чаще всего качество собственного восприятия, защитные механизмы Эго и использование в процессе познания в большей степени логики, которая обусловливает актуализацию такого познавательного процесса как «размышление» (анализ познаваемого материала) или состояния «интуитивное познание», подразумевающего внешне бессистемное усвоение материала на основании предчувствий, становится актуальным вопрос о развитии рефлексии у учащихся в качестве инструмента сознательной регуляции вышеупомянутых показателей.
Можно предполагать, что сами понятия «размышление» и «интуитивное познание», в процессе их осмысления во время рефлексивного акта по-разному воспринимаются субъектами.
На сегодняшний день проблема взаимозависимости работы репрезентативных систем, защитных механизмов Эго, рефлексии и ментальных репрезентаций познавательных состояний, таких как размышление и интуитивное познание остаётся не достаточно изученной. Остаётся открытым и вопрос о зависимости структуры взаимосвязей между этими характеристиками у испытуемых разного пола.
Именно поэтому целю нашей работы явилось исследование взаимосвязи ментальных репрезентаций понятий «размышление» и «интуитивное познание» с индивидуально-психологическими
характеристиками (выраженность репрезентативных систем, защитные механизмы Эго, рефлексивность) у старшеклассников разного пола
Объект исследования:
Ментальные репрезентации понятий «размышление» и «интуитивное знание»
Предмет исследования:
Особенности взаимосвязей ментальных репрезентаций состояний «размышление» и «интуитивное познание» с индивидуально-психологическими характеристиками (выраженность репрезентативных систем, защитные механизмы Эго, рефлексивность) старшеклассников разного пола
Гипотеза исследования:
Структура взаимосвязей между показателями ментальных репрезентаций познавательных психических состояний «размышление» и «интуитивное познание» и такими индивидуально-психологическими характеристиками как интенсивность репрезентативных систем, рефлексивность, защитные механизмы Эго будут достоверно отличаться у старшеклассников разного пола. Ментальные репрезентации понятий «размышление» и «интуитивное познание» могут быть различны в зависимости от качества репрезентации, связанного с индивидуальными характеристиками репрезентативных систем человека. Будут наблюдаться также отличия во взаимосвязях между репрезентативными системами и ментальными репрезентациями состояний «размышление» и «интуитивное познание» в зависимости от пола испытуемых.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ материала в сфере знаний заданных темой исследования и обосновать необходимость данного исследования.
2. Подобрать методики для диагностики ментальных репрезентаций, рефлексии, защитных механизмов Эго и репрезентативных систем.
3. Провести сравнительный анализ результатов, полученных в группах старшеклассников разного пола и выявить специфику взаимосвязей между исследуемыми характеристиками.
Теоретико-методологические основы:
В основу данной работы легли труды по ментальным репрезентациям Р.Тагарда, А.В. Брушлинского, М.А. Холодной, А.О. Прохорова, Л.Г. Дикой, Ж.Ф. Ришара; работы в области рефлексии А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, В.В. Знакова, Г.П. Щедровицкого, А.В. Карпова; работы в рамках психологических защит психики З. Фрейда, Ш. Ференци, Р. Плутчика; работы с репрезентативными системами Р. Бендлера, Д. Гриндера, Б. Льюиса и Ф. Пуцелика.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ общей и специальной литературы по заданной теме.
2. Тестирование школьников старших классов при помощи тест- опросников. Анкетирование.
3. Математические методы обработки полученных данных: корреляционный анализ, статистический анализ, попарное сравнение корреляционных матриц
Используемые методики:
1. Методика «Индекс жизненного стиля» Р. Плутчик, Г. Келлерман, Х. Конт.
2. «Методика диагностики уровня развития рефлексивности» А.В. Карпов, В.В. Пономарева.
3. Анкета «Ментальные репрезентации познавательных состояний «размышление» и «интуитивное познание»» составленная по принципу семантического дифференциала.
4. «БИАС - тест» Б.Льюис, Ф. Пуцелик.
Теоретическая и практическая значимость результатов:
Полученные результаты могут стать дополнением к уже имеющимся сведениям об особенностях структурирования ментальных репрезентаций в зависимости от интенсивности работы репрезентативных систем и от активности защитных механизмов Эго с учетом половых различий учащихся старших классов. То есть данные работы могут быть включены в теорию ментальных репрезентаций познавательных психических состояний. Результаты так же могут быть полезны при разработке методик и психотехник, позволяющих наиболее полно усваивать новые знания с учетом индивидуально-психологических и половых отличий старшеклассников.
Характеристика контингента испытуемых:
В исследовании приняли участие ученики 9 - 11 класса в возрасте 15 - 18 лет. Общая выборка была поделена на две группы по половому признаку - 33 девушки (первая группа) и 27 юношей (вторая группа).
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, теоретической и практической частей, заключения и выводов, списка литературы и приложения, включает 4 рисунка и 4 таблицы.
Абсолютно очевидно, что изученные научные положения дают нам представление о становлении личности человека, как интеллектуально-подкованного, но, в то же время, как индивида, который обладает и интуитивными навыками взаимодействия с окружающим миром.
Современность диктует свои законы. И кто, как не подростки хотят успевать за его активными изменениями и «быть в теме». Учащимся необходимо активизировать и мобилизовать как можно больше систем организма, от физиологических до психологических. Ввиду усложнения мира и его информативности, приходится прибегать к наиболее выгодному способу приема, обработки и передачи информации, используя при этом каналы восприятия, выбирая один или несколько.
Что если предположить, что какая-то группа людей с возрастом переходит именно к аналитико-синтетической обработке информации: разобрал на части, изучил, установил связи — сделал свои выводы. Это не мешает каждому из представителей данной группы иметь свои предпочтения: кто-то лучше усваивает звуковую информацию, кто-то зрительную, кто-то тактильную или вообще в комплексе. Ведущая репрезентативная система вносит в процесс познания выгодные коррективы и делает образ познаваемого явления понятным и усвояемым.
Процесс интуитивного познания поможет дофантазировать, додумать содержание и смысл нового, а логическое познание позволит обосновать сделанный выбор, используя доказательную базу. Такие процессы важны в старшем школьном возрасте, а их ментальные конструкции позволяют дополнять образы процесса размышления и интуиции, актуализируя их значимость не только для окружающих, но и для самих учащихся.
Ментальные репрезентации являются наиболее индивидуальным феноменом психики. Они дают представление в сознании субъекта внутренней и внешней картины познаваемого, дают мир, наполненный образами. Рефлексия, как средство анализа переживания, явления или состояния становится механизмом самопознания на этапе становления «Я» в старших классах. Обретение своей индивидуальности и самоопределение занимает одно из центральных мест в жизни учащегося. Обладание рефлексивностью делает возможным увидеть и проанализировать себя, свои действия и поведение во многих жизненных ситуациях, которые происходили, произойдут или могут произойти.
Т.к. человек активно взаимодействует с другими людьми и группами людей, то его психика нуждается в безопасности. Развиваясь в социуме и имея принадлежность к коллективу, у старшеклассников, в силу личностных особенностей и гендерных различий включаются разные механизмы психологической защиты.
Все эти знания открывают для психологов широкое рабочее поле, а для учащихся дает толчок к совершению правильных поступков, не нарушая хрупкую структуру психологической составляющей личности.
В эмпирической части представленной исследовательской работы были обнародованы методы сбора и обработки информации, которые представляли собой опросники, направленные на изучение различных характеристик личности старшеклассника.
Полученные данные были обработаны и сделаны общие выводы:
1.Обнаружено, что у юношей в большей степени по сравнению с девушками в случае описания состояния «размышление» проявляются кинестетическая и аудиальная репрезентативные системы. (данные не достоверны, но заметна явная тенденция к описанному различию). Для юношей же состояние размышления представляется значительно более упорядоченным, чем для девушек (р<0.05). При характеристике состояния «интуитивное познание» у юношей в большей степени, по сравнению с девушками задействована кинестетическая репрезентативная система. Юноши склонны в большей степени характеризовать интуитивное познание, как управляемый процесс.
2. Наибольшее количество связей с высоким уровнем достоверности у девушек имеют показатели: кинестетичность в восприятии понятия «размышление» (16) и аудиальность в всприятии понятия «интуитивное познание» (25). У юношей большое количество сильных связей имеют также кинестетичность в восприятии понятия «размышление» (16), аудиальность в всприятии понятия «интуитивное познание» (25), но ещё и аудиальность, визуальность и дигитальность в случае понятия «размышление» (17,18,19), а также кинестетичность при описании понятия «интуитивное познание».
3. У девушек развитие или ослабление аудиальной репрезентативной системы (34) в целом не влияет на характер описания изучаемых нами понятий, в то время как у юношей показатель аудиальности встроен в структуру взаимосвязей большого количества характеристик, используемых в исследования. Так, показатель аудиальности (34) напрямую связан у юношей с приятностью размышления, со склонностью задействовать дигитальную систему в процессе описания понятия «интуитивное познание». Обратная связь имеется между аудиальностью и рефлексией настоящей деятельности..
4. Показатель самооценки интуиции (15) в группе девушек связан напрямую с ретроспективной рефлексией, в то время как показатель самооценки размышления(14) в прямой связи с защитным механизмом «отрицание». У юношей самооценка размышления связана очень сильной прямой связью с визуальной репрезентативной системой, в то время, как самооценка интуиции напрямую сильно связана с тем насколько приятным представляется понятие «интуитивное познание»
5. У девушек выявлена обратная связь между защитным механизмом
«замещение» и аудиальностью в восприятии понятия «размышление». Существует, также, прямая связь между рефлексией будущей деятельности и представлением о том, что размышление это ожидаемое, а не внезапно возникшее явление. У юношей чем более ожидаемым (не внезапным) кажется интуитивное познание, тем более развита рефлексия общения (13), чем более упорядоченным кажется интуитивное познание (29), тем более проявляется рефлексия настоящей деятельности и тем менее появляется защитный механизм «замещение».
6. У девушек существует положительная достоверная связь между визуальностью в описании интуитивного познания (26) и рефлексией настоящей деятельности (11). В то же время, чем более приятным (20) кажется девушкам понятие «размыщление», тем меньше выражено у них визуальность при описании интуитивного познания. У юношей существует обратная достоверная связь между показателями рефлексии настоящей деятельности и визуальностью в описании интуитивного познания, а также, чем более приятным им кажется понятие «размышление», тем больше задействована визуальность в описании интутивного познания.
7. Достоверно, что девушки в целом более рефлексивны, чем юноши. Осмысление собственного знания, анализ действий, их оценку они направляют на будущие, еще не случившиеся события. Вероятность этого повышает активность осознания и принятия настоящего и себя в нем. Можно выдвинуть предположение, что если девушки смогут дать характеристику текущим действиям, то и планирование будущего не составит для них затруднения. Это предположение укрепится с возрастающей визуализацией интуитивного познания.
Действительно, как видно из исследования, между девушками и юношами существуют различия во взаимосвязях их ментальных репрезентаций состояний размышления и интуитивного познания с индивидуальными характеристиками рефлексивности, Эго-защитами и репрезентативными системами восприятия. Эти состояния достаточно приятны для обеих групп. Что интересно, юноши, склонны развивать свои интуитивные навыки, при достаточно высокой ее оценке у себя, тогда как девушки, стараются обратить свои навыки на развитие противоположного интуиции качества - размышления.
Т.о. гипотеза, выдвинутая нами получила свое подтверждение.
Данные нашей работы могут быть полезны::
1. В практической психологии. Для помощи юношам и девушкам, у которых наблюдаются затруднения в складывании образа своего «Я». Для работы с людьми с дисгармоничным развитием внутреннего мира и сложностью его ассоциирования с внешним. Помощь в самоопределении.
2. В педагогической психологии. Для составления рекомендаций, которые повысят эффективность работы со школьниками в старших классах, раскрытие их потенциала, учитывая их личностные характеристики, уровень использования интеллектуальных и интуитивных навыков и гендерные различия. Также рекомендации могут быть составлены и для родителей для результативного процесса воспитательной деятельности.
Для положительного выстраивания межличностных контактов со сверстниками и педагогами, оперируя сильными сторонами систем восприятия.
3. В психологии личности. Разработка методик, направленных на усвоение новых знаний, учитывая индивидуальность и особенности восприятия субъектом действительности.
4. В организационной психологии. Для проведения эффективной
кадровой политики. Учитывая индивидуально-психологические
характеристики и особенности процесса познания можно проследить уровень взаимодействия человека с рабочим процессом и уровень справляемости с поставленными задачами.
1. Алексеева Е.М. Ментальная репрезентация психических состояний: эксплицитный и имплицитный ассоциативные компоненты // Учен. Записки Казанского ун - та. Сер. Гуманитарные науки. - 2015. - №4. - С. 147-156.
2. Бережнова О.В., Эннс Е.А. Рефлексия как условие саморазвития личности // Общество: социология, психология, педагогика. - 2017. - №1. - С. 61-64.
3. Вассерман Л.И., Ерышев О.Ф., Клубова Е.Б., Петрова Н.Н., и др. Психологическая диагностика индекса жизненного стиля: пособие для психологов и врачей. - СПб.: СПбНИПНИ им. Бехтерева, 2005. - 54 с.
4. Гарратт Т. Эффективный тренинг с помощью НЛП. - СПБ.: Питер,
2001. - 256 с.
5. Гребенников Л.Р., Романова Е.С. Генезис, функционирование, диагностика. - Мытищи: Талант, 1996. - 144 с.
6. Гурова Л.Л. Психология мышления. - М.: ПЕР СЭ, 2005. - 136 с.
7. Деркс Л., Холландер Я. Сущность НЛП. Ключи к личностному развитию. - М.:КСП+, 2000. - 437 с.
8. Дикая Л.Г. Психическая саморегуляция функционального состояния человека. - М.: Институт психологии РАН, 2003. - 318 с.
9. Дорфман Л.Я. Эмоции в искусстве: теоретические подходы и эмпирические исследования. - М.: Смысл, 1997. - 424 с.
10. Журбин В.И. Понятие психологической защиты в концепциях З.Фрейда и К.Роджерса // Впр. Психологии. - 1990. - №4. - С. 14-23.
11. Знаков В.В. Самопонимание субъекта как когнитивная и экзистенциальная проблема // Психологический журнал. - 2005. - №1. - С. 18-28.
12. Ивин А.А. Современная философия науки. - М.: Высшая школа, 2005. - 592 с.
13. Карвасарский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия. - СПб.: Питер, 2000. - 752 с.
14. Карпов А.В. Закономерности структурной организации рефлексивных процессов // Психологический журнал. - 2006. - №6. - С. 21-25.
15. Карпов А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методики ее диагностики //Психологический журнал. - 2003. - №5. - С. 45-57.
16. Кубрякова Е.С., Демьяненков В.З. К проблеме ментальных репрезентаций // Вопросы когнитивной лингвистики. - 2007. - №4. - С. 8-16.
17. Ладенко И.С. Рефлексия в науке и обучении. - Новосибирск: ИФП Со РАН, 1989. - С. 7-15.
18. Левченко Е.В., Втюрина Т.А. Ментальные модели мотивации у студентов // Вестник Вятского государственного университета. -
2002. - №1. - С. 149-157.
19. Лейбин В.М. Психоанализ: учебное пособие. - СПб.: Питер, 2008. - 592 с.
20. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Смысл; Академия, 2004. - 352 с.
21. Лефевр В.А. Рефлексия. - М.: Когито-центр, 2003. - 496 с.
22. Локк Дж. Сочинения. В 3 т. Опыт в человеческом разумении. - М.: Мысль, 1988. - 668 с.
23. Марцинковская Т.Д. История психологии: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2001. - 544 с.
24. Поппер К. Логика и рост научного знания. - М.: Прогресс, 1983. - 605 с.
25. Прохоров А.О. Репрезентация психического состояния: характеристика образа // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. - 2014. - №4. - С. 215-224.
26. Прохоров А.О. Смысловая регуляция психических состояний. - М.: Институт психологии РАН, 2009. - 352 с.
27. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. - Самара: БАХРАХ-М, 2001. - 672 с.
28. Рапацкий Б.И. Рефлексия как один из механизмов развития личности подростков // Гуманитарный вектор. - 2014. - №1. - С. 149-153.
29. Ришар Ж.Ф. Ментальная активность. Понимание, рассуждение, нахождение решений. Сокр. Пер. с франц. Т.А. Ребеко. - М.: Институт психологии РАН, 1998. - 232 с.
30. Семенов И.Н. Взаимодействие отечественной и зарубежной психологии рефлексии. История и современность // Псих. Журнал высшей школы психологии. - 2008. - №1. - С. 64-75.
31. Семенов И.Н., Степанов С.Ю. От психологии рефлексии к рефлексивной культуродигме психологии // Рефлексия в науке и обучении. - 1989. - С. 144-153.
32. Сергиенко Е.А. Ментальная репрезентация: динамика и структура / под ред. Брушлинского А.В. - М.: Институт психологии РАН, 1998. - 320 с.
33. Сизикова Т.Э. Статистическая и динамическая модели рефлексии // Пятый Российский философский конгресс «Наука. Философия. Общество»: Материалы т.2. - Новосибирск: ИФП СО РАН, 2009. - С. 412-413.
34. Сизикова Т.Э. Формирование мотива в рефлексивных процессах. Дисс. ... канд. психол. наук. - Новосибирск: НГПУ, 1996. - 201 с.
35. Соломин В.П., и др. Психологическая безопасность: учебное пособие. - М.: Дрофа, 2008. - 288 с.
36. Спиркин А.Г. Философия: учебник. - М.: Гардарики, 2000. - 803 с.
37. Сталеренко Л.Д. Основы психологии. 17-е изд. Учебное пособие. - Ростов на Дону: Феникс, 2007. - 672 с.
38. Степанов С.Ю. Рефлексивная психология и рефлексивная практика // Рефлексивные процессы и творчество: тезисы докладов и сообщений к всесоюзной конференции 3-5 апреля 1990 г. Часть 2. - Новосибирск: ИФП СО РАН, 1990. - С. 3-8.
39. Хачатарян Э.А. Интуитивное и дискурсивно-логическое как взаимодополняющие средства познания // Ученые записки Казанской государственной академии ветеринарной медицины им. Баумана. - 2012. - С. 493-495.
40. Холл М., Боденхамер Б. Полный курс НЛП. - СПб.: Прайм-ЕВРО-ЗНАК, 2006. - 635 с.
41. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. - СПб.: Питер, 2002. - 272 с.
42. Хъелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб.: Питер Пресс, 1997. - 608 с.
43. Шигабетдинова Г.М. Феномен рефлексии: границы понятия // Вестник нижегородского университета им. Лобачевского. - 2014. - №2. - С. 415-422.
44. Щедровицкий Г.П. Коммуникация, деятельность, рефлексия // Исследование речемыслительной деятельности. - Алма-Ата: Казахстан. пед. ин-т, 1974. - С. 12-28.
45. Юнг К.Г. Психология бессознательного. - М.: Лабиринт, 1998. - 250 с.
46. Юсупова Н.И., Тарасова Т.Д., Суханова М.В., Швеппе Х. Репрезентативные системы и психологический тип личности: влияние на мотивацию к обучению // IEEE International Conference on Advanced Learning Technologies. Kazan. Russia, 9-12 August 2002. - Уфа: УГАТУ. - С. 181-184.
47. Библиотека по психологии [Электронный ресурс].
http://psychologylib.ru (дата обращения: 8.06.2017)
48. Кружкова О.В., Шахматова О.Н. Опросник Плутчика Келлермана Конте. Методика Индекс жизненного стиля. Тест для диагностики механизмов психологической защиты [Электронный ресурс]. - URL: http://psychok.net/testy/310-oprosnik-plutchika-kellermana-konte- metodika-indeks-zhiznennogo-stilya-life-style-index-lsi-test-dlya- diagnostiki-mekhanizmov-psikhologicheskoj-zashchity (дата обращения: 11.06.2017)
49. Репрезентативные системы человека и методы их выявления
[Электронный ресурс]. - URL: http://psyholog-
praktik.ru/nlp/reprezentativnyie-sitemyi-i-metodyi-ih-v (дата обращения: 15.05.2017)
50. PSYCHOLOGIES [Электронный ресурс]. - URL:
http://www.psychologies.ru/ (дата обращения: 10.05.2017)