ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАРРАТИВНОГО АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА 7
1.1 Нарративный дискурс: понятия нарратива и нарратора 7
1.2 Нарративные модальности 11
ВЫВОДЫ 14
ГЛАВА 2. СООТНОШЕНИЕ НАРРАТИВНЫХ МОДАЛЬНОСТЕЙ НАРРАТОРА И ГЕРОЕВ В РОМАНЕ Е.ВОДОЛАЗКИНА «СОЛОВЬЕВ И ЛАРИОНОВ» 15
2.1 Нарративные модальности знания и мнения в дискурсе героев романа 15
2.2 Нарративная модальность понимания в дискурсе нарратора и героев 20
ВЫВОДЫ 24
ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАРРАТИВНОГО АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА 25
3.1 Обзор методических пособий и программ в фокусе изучения
анализа художественного текста в рамках предмета «Литература» в 10¬11 классах (полного) общего образования 25
3.2 Описание констатирующего эксперимента и анализ его результатов 30
3.3 Программа элективного курса «Основы нарративного анализа
художественного текста» 35
ВЫВОДЫ 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 53
Приложение А 58
Приложение Б
Нарративный подход - одно из активно развивающихся направлений современного литературоведения, которое используется в различных областях, Л.В. Комуцци называет его «огромным междисциплинарным полем исследования». На сегодняшний день понятие «нарративность» трактуется в контексте исследовательских работ по «классической нарратологии», восходящих к трудам Ц. Тодорова, Р. Барта, Ж. Женетта и др., в трудах которых реализовывалась задача выявления грамматики рассказывания, основывающейся на описании каждого конкретного рассказывания.
С точки зрения нарративного подхода к изучению повествовательного текста предоставляется возможность рассмотреть такие понятия и применить такие аналитические процедуры, которые позволяют понять, описать и объяснить способ текстообразования, соблюдая системность и строгость. Нарратология предлагает продуктивные стратегии анализа сложного объекта - текста современного романа.
Роман «Соловьев и Ларионов» в аспекте нарративного дискурса изучен недостаточно широко. В статье О.А. Гримовой «Нарративная интрига в современном романе (Е.Г. Водолазкин «Соловьев и Ларионов)» уделено внимание изучению повествовательных структур романа через освещение организации такой разновидности нарративной интриги, как энигматическая интрига, интрига тайны. Обращает внимание на роман Л.Е. Герасимова в статье «Поиск “магического кристалла” в современном романе о революции и гражданской войне» , рассматривая идейные и эстетические поиски нового взгляда на революцию и Гражданскую войну в романах Л. Юзефовича, Е. Водолазкина, А. Варламова, а также анализируя жанровые возможности и границы современного романа, его включенность в интертекстуальное поле отечественной литературы.
А.А. Вернадская в статье «Роман Е.Г. Водолазкина "Соловьев и Ларионов” лингвоидеологический анализ» изучает сущность идеологической позиции автора романа посредством лингвоидеологического анализа, представляя ее как дискредитацию революционного и послереволюционного прошлого России, - событийного и личностного, как контроверзу двух сознаний, двух идеологий: субъективно-индивидуалистской и коллективистской. Если интерпретация романа О.А. Гримовой не вызывает особых возражений, то интерпретация А.А. Вернадской, на наш взгляд, неадекватна поэтике романа Е. Водолазкина «Соловьев и Ларионов». Нам представляется продуктивным рассмотреть нарратив романа «Соловьев и Ларионов» в аспекте нарративных модальностей нарратора и героев романа.
Можно сделать вывод о том, что нарративные модальности в романе Е. Водолазкина «Соловьев и Ларионов» на сегодняшний день не изучались, хотя в нарратологическом аспекте роман рассматривался.
В рамках школьного курса Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования определяет следующие предметные результаты изучения предметной области «Филология», связанной с анализом текста и включающей предметные результаты изучения учебных предметов:
«Русский язык и литература». «Родной (нерусский) язык и литература» (базовый уровень) - требования к предметным результатам освоения базового курса русского языка и литературы (родного (нерусского) языка и литературы) должны отражать:
• владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
• способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
• владение навыками анализа художественных произведений с учётом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания.
«Русский язык и литература». «Родной (нерусский) язык и литература» (углубленный уровень) - требования к предметным результатам освоения углубленного курса русского языка и литературы (родного (нерусского) языка и литературы) должны включать требования к результатам освоения базового курса и дополнительно отражать:
• владение умением анализировать единицы различных языковых уровней, а также языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию;
• сформированность умений лингвистического анализа текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
• понимание и осмысленное использование понятийного аппарата современного литературоведения в процессе чтения и интерпретации художественных произведений;
• владение навыками комплексного филологического анализа художественного текста;
• владение начальными навыками литературоведческого исследования историко - и теоретико-литературного характера.
Педагоги школ, методисты отмечают, что анализ художественного текста зачастую «понимают слишком формализовано, сводя важнейшие моменты раскрытия художественного содержания, понимания авторской философии, выраженной в произведении, к статистическому отчету о количестве метафор, сравнений, эпитетов или определению стихотворного размера. Анализ художественного произведения - это в первую очередь творческое прочтение, стремление через произведение понять и выразить себя в этом понимании».
Нарративный анализ художественного текста - это актуальное направление исследования на сегодняшний день.
Объектом исследования нашей работы является роман Е. Водолазкина «Соловьев и Ларионов» в литературоведческом и методическом аспектах.
Предметом исследования являются нарративные модальности в романе Е. Водолазкина «Соловьев и Ларионов», а также особенности и перспективы работы на уроках литературы с использованием технологии нарратологического анализа произведений с выявлением ведущей нарративной модальности.
Цель работы - выявить соотношение нарративных модальностей нарратора и героев в романе Е. Водолазкина «Соловьев и Ларионов» и разработать на основе этого исследования элективный курс по формированию основ нарративного анализа художественного текста.
Для достижения цели работы следует решить следующие задачи:
1) описать теоретические аспекты нарративного анализа художественного текста;
2) выявить нарративные модальности нарратора и героев в романе Е. Водолазкина «Соловьев и Ларионов»;
3) проанализировать учебно-методические комплексы, акцентируя внимание на анализе художественного текста;
4) провести констатирующий эксперимент;
5) разработать элективный курс по формированию основ нарративного анализа художественного текста.
Теоретической основой нашего исследования послужили работы:
«Автор и герой в эстетической деятельности» , статья «Формы времени и хронотопа в романе» М.М. Бахтина; «Работы по поэтике.
Фигуры» Ж. Женнета; «Время и рассказ» П. Рикера; «Поэтика композиции» Б.А. Успенского; «Нарратология» В. Шмида; «Очерк современной нарратологии», «Введение в сравнительную нарратологию», «Анализ художественного текста», «Коммуникативные стратегии. Нарратология как аналитика повествовательного дискурса» В.И. Тюпы.
Выпускная квалификационная работа по своей структуре состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.
По результатам исследования были опубликованы тезисы: Лысова А.А. Нарративные модальности в романе Е. Водолазкина «Соловьев и Ларионов» // Молодежь XXI века: Образование, наука, инновации. Материалы VII Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием (г.Новосибирск, 19-21 декабря 2018 г.) / под ред. канд. филол. наук А.Г. Василенко; Мин-во образования и науки РФ, Новосиб. гос. пед. ун-т., Ин-т филологии, массовой информации и психологии. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2018. С. 101 - 102.
Нарративный подход к анализу художественного текста предполагает обращение, прежде всего, к повествовательному дискурсу, посредством которого происходит вербальное представление ситуации и события - нарратив. Нарратив, в свою очередь, невозможен без лица повествующего - нарратора. Исследователи большое внимание уделяют понятию «событие»/ «событийность», так как события, которые описаны в произведении, транслируются читателю через призму наррации. Любое высказывание, встреченное читателем в тексте художественного произведения, принадлежит либо персонажу, либо нарратору и определяет соответствующее восприятие. Воспринимающим сознанием, соучастником данного коммуникативного события, адресатом эстетического дискурса является читатель. В результате коммуникации, воспринимая определенную позицию субъекта речи, читатель открывает для себя нарративную картину мира художественного текста, которая воплощается посредством нарративных модальностей: нейтрального знания, авторитарного убеждения, частного мнения или понимания (постигания, вникания). Каждый из представленных вариантов нарративной модальности создается в формате отдельного элемента речевой деятельности в авторской позиции, которая организует текст и требует для своего проявления особого коммуникативного поведения (речевой маски) со стороны нарратора.
В рамках нарративного подхода к анализу романа Е. Водолазкина «Соловьев и Ларионов» мы выявили нарративные модальности знания, мнения и понимания в дискурсе нарратора и героев. Нарратор на протяжении всего повествования подвергает профанации дискурсы знания и мнения посредством высказываний профессора Никольского по отношению к работам молодого историка Соловьева, паратекстовым строением сносочного аппарата, комического изображения исследований большинства ученых в рамках Керченской конференции, в высказываниях Дуни, характеризующей состав описанной конференции в самых резких выражениях.
Нарративная модальность понимания раскрывается посредством энигматической интриги, которая находится за рамками логики знания и активизирует читательское участие в нарративном дискурсе - осознание того, что смысл жизни не может быть один на всех, понимание совместно с откровением, полученным историком Соловьевым, подлинных ценностей собственной жизни. Главным героям романа, а соответственно и читателю, как воспринимающему сознанию, открывается, что смысл и ценность человеческой жизни состоят в том, что она есть.
Изучение нормативно-правовой базы, методического обеспечения организации формирования предметного умения анализировать художественный текст у выпускников, освоивших полное общее образование, привело нас к выводу о том, что основы нарративного анализа текста способствуют развитию навыков комплексного филологического анализа художественного текста, а также лингвистического анализа текстов. Результаты констатирующего эксперимента выявили ряд проблем, заключающихся в отождествлении категорий повествования нарратора и героев, а также в том, что у учащихся сформировано достаточно поверхностное представление о фигуре нарратора, но они могут разграничивать факты «событийности» и «рассказывания». Можно сделать вывод о том, что большинство обучающихся смешивают точки зрения нарратора и героев.
Разработанный элективный курс дает возможность учащимся развить навыки в анализе единиц различных языковых уровней, а также языковых явлений и фактов, допускающие неоднозначную интерпретацию, оперировать теоретико-литературными понятиями и терминами как инструментом анализа художественного текста, выбирать необходимый литературоведческий инструментарий для анализа художественного текста, что предусмотрено Стандартом.
Практическая значимость работы заключается в том, что выводы и результаты, полученные в данной работе, а также разработанный элективный курс могут использоваться в школьной практике в старшей школе.
Источники
1. Водолазкин Е. Соловьев и Ларионов // Совсем другое время: роман, повесть, рассказы. - М.: АСТ, 2015. - 477 с.
2. Пришвин М.М. Сочинитель. // Весна света. - М.: Русский мир, 2001 г. - С. 345 - 346.
3. Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. - Т.5. Рассказы, юморески. - М.: Наука, 1976. - 704 с.
4. Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. - Т.6. Рассказы, юморески. - М.: Наука, 1976. - 736 с.
5. Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. - Т.8. Рассказы, юморески. - М.: Наука, 1976. - 528 с.
6. Чехов А.П. Повести и рассказы. Сборник. Составление, автор вступительной статьи и примечания А.Б. Есин. - М.: Просвещение, 1986. - 496 с.
Научная литература
7. Бахтин М.М. Автор и герой эстетической деятельности. - URL: http://litresp.ru/chitat/ru/%D0%91/bahtin-mihail-mihajlovich/estetika- slovesnogo-tvorchestva/3(дата обращения: 15.02.2018)
8. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. - М.:
Азбука, Азбука-Аттикус, 2015. - 416 с.
9. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. // Вопросы литературы и эстетики. - М.: Художественная литература, 1975.-
С. 403 - 404.
10. Белова Е.Г. Элективные курсы по литературе и их познавательный потенциал. // Филологический класс, 2008. №20. Эл. версия: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/elektivnye-kursy-po-literature-i-ih-poznavatelnyy-potentsial. (Дата обращения 09.04.2019).
11. Бернадская А.А. Роман Е.Г. Водолазкина «Соловьев и Ларионов» лингвоидеологический анализ // Экология языка и коммуникативная практика. №1 (12). - Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2018. - С. 79-94.
12. Герасимова Л.Е. Поиск «магического кристалла» в современном романе о революции и гражданской войне.// К 100- летию революции 1917 года. К 125-летию со дня рождения К.А. Федина: сборник научных статей. Под ред. Кабановой И.Э. - Саратов: ИЦ «Наука», 2018. - С. 188-198.
13. Гримова О.А. Нарративная интрига в современном романе (Е.Г. Водолазкин «Соловьев и Ларионов») // Культурная жизнь юга России №1 (56) - Краснодар: Краснодарский государственный институт культуры, 2015. - С. 60-62.
14. Джон Пьер. Почему нужна нарратология? // URL: https://www.opennar.eom/single-post/2016/1/10/%D0%9F%D0%BE %D1%87%D0%B5%D0%BC%D1%83-%D0%BD %D1%83%D0%B6%D0%BD%D0%B0-%D0%BD %D0%B0%D1%80%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%BB %D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F (дата обращения 14.03.2018).
15. Женнет Ж. Работы по поэтике. Фигуры. - М.: Издательство имени Сабашниковых, 1998. - 944 с.
16. Жиличева Г.А. Нарративные стратегии в жанровой структуре романа (на материале русской прозы 1920 - 1950-х гг.). - URL: http://www2.rsuh.ru/binary/objeet_34.1423647266.11189.pdf(дата обращения 10.03.2018).
17. Жиличева Г.А. Функции «ненадежного» нарратора в русском романе 1920-1930-х годов. URL: https://eyberleninka.ru/artiele/n/funktsii-nenadezhnogo-narratora-v- russkom-romane-1920-1930-h-godov(дата обращения 10.03.2018).
18. Комуцци (Татару) Л.В. Нарратология - метадисциплина XXI века. URL:https://www.opennar.eom/single-post/2015/11/25/%D0%9D %D0%B0%D1%80%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%BB %D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F-%E2%80%93-%D0%BC %D0%B5%D 1 %82%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D 1 %81 %D 1 %86%D0 %B8%D0%BF%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B0-XXI- %D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0 (дата обращения 14.04.2018).
19. Литература. 10 класс. Практикум. Среднее (полное) общее образование. Базовый уровень. / Сухих И.Н., Белокурова С.П. - М.: Академия, 2017. - 176 с.
20. Литература. 11 класс. Практикум. Среднее (полное) общее образование. Базовый уровень. / Сухих И.Н., Белокурова С.П. - М.: Академия, 2017. - 352 с.
21. Литература. 10 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. Базовый и профил. уровни. В 2 ч. Ч. 2.- 12-е изд. / Коровин В.И., Вершинина Н.Л., Капитанова Л.А. - М.: Просвещение, 2012. - 384 с.
22. Литература. 10 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. Базовый и профил. уровни. В 2 ч. Ч. 1.- 12-е изд. / Коровин В.И. - М.: Просвещение, 2012. - 414 с.
23. Литература. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 2.- 9-е изд. / Сахаров В.И., Зинин С.А. - М.: ООО «Русское слово-учебник», 2012. - 288 с.
24. Литература. Поурочные разработки. 10 класс: пособие для учителей общеобразовательных организаций. / Лебедев Ю.В., Романов А.Н. - М.: Просвещение, - 2014. - 128 с.
25. Литература: учебник 11 класса: среднее (полное) общее образование (базовый уровень): в 2 ч. Ч. 1.- 4-е изд. / Сухих И.Н. - М.: Академия, 2011. - 352 с.
26. Литература: учебник 11 класса: среднее (полное) общее образование (базовый уровень): в 2 ч. Ч. 2. - 4-е изд. / Сухих И.Н. - М.: Академия, 2011. - 368 с.
27. Письмо Минобрнауки РФ от 04.03.2010 N 03-412. О
методических рекомендациях по вопросам организации профильного обучения.
URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=505581#09533198809177614 (дата
обращения: 14.02.2019).
28. Письмо Минобразования РФ от 13.11.2003 N 14-51-277/13. Об элективных курсах в профильном обучении. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?
req=doc;base=EXP;n=450589#05493737080220022. (дата
обращения: 16.02.2019).
29. Примерная программа среднего (полного) общего образования по литературе (базовый и профильный уровни). Эл. версия: URL: http://window.edu.ru/resource/220/37220/files/03-2-s.pdf. (Дата обращения 09.04.2019).
30. Примерные рабочие программы. Литература. 10-11 классы (Базовый уровень). Предметная линия учебников под ред. Ю.В. Лебедева, В.П. Журавлева. - М.: Просвещение, - 2019. - 128 с.
31. Принс Дж. Нарратология: форма и функционирование нарратива. Берлин: Мутон. 1982. - 184 с.
32. Программа для 10-11 классов (базовый уровень),
(скорректированная). / Сухих И.Н. - М.: Академия,
Филологический факультет СПбГУ, 2008. - 32 с.
33. Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы под ред. Меркина Г.С., Зинина С.А., Чалмаева В.А. 5-е изд. - М.: ООО «ТИД «Русское слово» - РС», -
2010. - 200 с.
34. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (Базовый уровень). 10-11 классы (Профильный уровень). / Коровина В.Я. - М.: Просвещение, - 2007. - 254 с.
35. Распоряжение Минобразования России от 30.09.2002, №970¬
13. Об утверждении плана-графика введения профильного обучения на старшей ступени общего образования. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?
req=doc;base=EXP;n=505581#0080919294740049. (дата
обращения: 16.02.2019).
36. Рикер П. Время и рассказ. Т. 2. Конфигурации в вымышленном рассказе. - М.; СПб: Университетская книга, 2000. - 224 с.
37. Рикер П. Нарративные основания опыта и научного знания. // Время и рассказ. Т. 1. Интрига и исторический рассказ. / пер. Франц С., Славко Т.В. / под ред. Левит С.Я. - М.; СПб.: Университетская книга, 1998. - С. 168-178.
38. Татару Л.В. Точка зрения и композиционно-нарративная структура модернистского текста. // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия «Филологические науки». - № 2 (26). - ВГПУ. Перемена, 2008. - С. 94-97.
39. Тюпа В.И. Анализ художественного текста. - М.: Академия,
2006. - 336 с.
40. Тюпа В.И. Аналитика художественного (введение в литературоведческий анализ). - М.: Лабиринт, РГГУ, 2001. - 192 с.
41. Тюпа В.И. Введение в сравнительную нарратологию. - М.: Intrada, 2016. - 148 с.
42. Тюпа В.И. Жанровая природа нарративных стратегий. // Лейдермановские чтения: эстетика минимализма. - М.: ГСНТИ, 2018. - С. 19-24.
43. Тюпа В.И. Коммуникативные стратегии. Нарратология как
аналитика повествовательного дискурса. URL: http://my-
chekhov.ru/kritika/tupe/tupe3.shtml (дата обращения 10.04.2019).
44. Тюпа В.И. Очерк современной нарратологии // Коммуникативные стратегии культуры: Хрестоматия по курсу «Введение в теорию коммуникации». В 2 Ч. / сост. Силантьев И.В.
- Ч.2. - Новосибирск: НГПУ, 2003. - 168 с.
45. Успенский Б.А. Поэтика композиции. - М.: Искусство, 1970.
- 256 с.
46. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. От 17.05.2012 г. №413. URL: http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/593/75593/56386. (дата обращения: 18.04.2019).
47. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (с изменениями на 23 июня 2015 года). Эл. версия: URL: http://specpu1.ru/docs/fgos.pdf. (дата обращения 09.04.2019).
48. Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации программ общего образования.
Эл. версия: URL: http://fpu.edu.ru/fpu. (дата обращения
09.04.2019).
49. Шмид В. Нарратология. - М.: Языки славянской культуры,
2008. - 304 с.
50. Элективные курсы в профильном обучении. / Министерство образования РФ. Национальный фонд подготовки кадров. - М.: Вита-Пресс, 2004. - 144 с.