Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Китайская культура в современном Санкт-Петербурге

Работа №58795

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

культурология

Объем работы66
Год сдачи2016
Стоимость4340 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
362
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1: КИТАЙСКАЯ КУЛЬТУРА В ПЕТЕРБУРГЕ С XVIII ВЕКА ДО НАШИХ ДНЕЙ 7
1.1. Китайская культура в Петербурге XVIII века 7
1.2. Китайская культура в Петербурге XIX века до 1917 года 15
1.3. Китайская культура в Петербурге в советский период 21
1.4. Китайская культура в современном Петербурге 24
1.5. Перспективы развития китайской культуры в Петербурге 28
ГЛАВА 2: СТИЛЬ «ШИНУАЗРИ» В ПЕТЕРБУРГЕ И ПРИГОРОДАХ 31
2.1. Определение и история стиля «шинуазри» 31
2.2. Стиль «шинуазри» в Петергофе 33
2.3. Стиль «шинуазри» в Летнем дворце Петра 1 34
2.4. Стиль «шинуазри» в Ораниенбауме 36
2.5. Стиль «шинуазри» в Царском Селе 40
ГЛАВА 3: КИТАЙСКИЕ КОЛЛЕКЦИИ В МУЗЕЯХ ПЕТЕРБУРГА 45
3.1. Коллекции Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого
Российской Академии наук 45
3.2. Коллекции Государственного Эрмитажа 50
3.3. Коллекции Государственного Музея Истории Религии 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Санкт-Петербург является одним из крупнейших городов в России и играет важную роль в истории. Так как он изначально, с момента основания, строился как новая столица Российской империи, культура в городе навязывалась государством, то есть не стала следствием естественного развития народа, проживающего на этой территории. В связи с открытием Балтийского моря как торгового пути и появлением морского порта в Петербург приезжало большое количество иностранцев, которые привносили свою культуру и редко ассимилировались в обществе русских, организуя свои диаспоры и кварталы (например, Немецкая слобода, где обосновались немцы, голландцы, финны, шведы и другие). Город всегда был открыт всему иностранному, и это является предпосылкой к появлению многих культур в Петербурге, в том числе и китайской.
Тема данной работы необычайно актуальна на сегодняшний день, так как отношения между Россией и КНР активно развиваются, происходит культурный обмен, который выражается в распространении современного искусства, традиционной кухни, кинематографа, популярной литературы и прочего. Чтобы заниматься исследованиями в данной области, необходимо изучить историю контактов двух культур и проследить зарождение и развитие отношений между Петербургом и Китаем. Немало важен тот факт, что в Санкт-Петербурге имеется большое количество предметов материальной культуры, что является наглядным материалом для изучения темы.
К сожалению, обширного исследования по китайской культуре в Санкт-Петербурге на момент написания работы нет, поэтому нельзя выделить какие-либо научные изыскания. В отечественной науке следует отметить несколько исследователей, занимающихся вопросами восточной культуры конкретно в Петербурге: А.М. Алексеев-Апраксин, Т.Б. Арапова, М.Л. Меншикова. Хорошо изучен XVIII век, так как на это время приходится пик увлечения Китаем в знатной среде, к тому же в дворцах и музеях города сохранилось большое количество памятников в стиле «шинуазри». Большие пробелы наблюдаются в изучении китайской культуры в Ленинграде, то есть в советский период. Возможно, это связано с тем, что активные культурные отношения складывались в основном на Дальнем Востоке из-за территориальной близости, а в европейской части страны китайская культура была непопулярна. Более того, скачки в дипломатических отношениях между двумя странами привели к тому, что взаимодействия культур то усиливались, то прекращались вовсе. Это так же значит, что мероприятия, вроде выставок китайского искусства, театральных гастролей, издания китайской литературы, обмена опытом, визиты деятелей искусства в Ленинград, прекращались на момент натянутых отношений КНР и СССР. По аналогии, сегодня Китай и Россия активно сотрудничают в разных сферах, и именно поэтому китайская культура всё больше продвигается в массы.
Цель этой работы - попытка определить и описать проявления элементов китайской культуры в современном Петербурге. Для изучения данного вопроса очень важно проследить развитие отношений Китая и России, а также отметить генезис определенных предметов и видов искусства. Изучая происхождение того или иного феномена китайской культуры в Петербурге, можно обнаружить влияние стран Европы и западных стилей, а, следовательно, искаженное восприятие китайцев и их культуры русскими.
Прежде всего, для исследования необходимо обратить внимание на памятники культуры, хранящиеся в фондах музеев города, так как это позволит установить, что являлось и является источником изучения китайской культуры в Петербурге, кто собирал и пополнял коллекции, откуда поступали материалы (из Европы или Китая). Поэтому в ходе работы я обращалась к собраниям трёх крупнейших музеев города, в которых находятся китайские или «псевдокитайские» предметы: Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого Российской Академии наук (Кунсткамера), Государственный Эрмитаж и Государственный музей истории религии.
Так как Петербург позиционировался как «окно в Европу», следовательно, большую часть предметов, связанных с китайской культурой, можно отнести к «псевдокитайским», то есть сделанных в Китае по заказу на экспорт (в отечественной науке это называется китайским экспортным искусством), либо созданных европейскими или русскими мастерами в похожем стиле. Из этого можно сделать вывод, что исследование экспортного искусства, стиля «шинуазри» и «синомании» имеет особое значение в изучении китайской культуры в Петербурге. Для этого в ходе работы я обратилась к материалам дворцов и императорских резиденции в пригородах, а именно: Большой Петергофский дворец и павильон Монплезир, Летний дворец Петра I, Китайский дворец в Ораниенбауме, Китайская деревня в Царском Селе и др.
Таким образом, в работе были поставлены следующие основные задачи:
1. Описать отношения России и Китая в сфере культуры и искусства с момента основания Петербурга до 2016 года и установить зависимость их развития от политической ситуации;
2. Описать элементы китайской культуры, встречающиеся в культурных реалиях Петербурга того или иного периода времени;
3. Оценить современное состояние культурных отношений Китая и Санкт-Петербурга, установить перспективы развития и возможные проблемы в продвижении китайской культуры в городе и найти пути решения;
4. Определить характерные черты «шинуазри» и как стиль реализуется в Петербурге и пригородах;
5. Описать историю китайских коллекций Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН, Государственного Эрмитажа и Государственного музея истории религии;
В работе использовался метод анализа научной литературы. В библиографическом списке указано 53 русскоязычных источника, 3 - на английском языке и 3 статьи на китайском языке из сборника «История и современная действительность китайско-русских отношений» (Чжунъэ гуаньси дэ лиши ю сяньши ФШ^^ЭДШ^^ЭД^) 2004 года. Анализ китайской научной литературы необходим для исследования темы культурных отношений, чтобы изучить вопрос с двух сторон и посмотреть на ситуацию с точки зрения китайских ученых.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Данная дипломная работа состоит из трёх основных глав, первая из которых посвящена описанию проявлений китайской культуры в Петербурге с момента основания до настоящего времени. На основе собранных данных и проанализированных материалов можно сделать вывод о том, что интерес к китайской культуре проявляется в зависимости от политических событий и дипломатических отношений Китая и России. В последней подглаве первой главы изложены предположения насчет дальнейшего продвижения китайской культуры в Санкт-Петербурге и направлений развития.
Подводя итог, хотелось бы отметить, что, несмотря на активные связи с Китаем, Петербург больше тяготеет к европейской культуре, поэтому и увлечение Востоком общество восприняло через европейцев. Скорее всего, если бы в столице империи не было моды на французский стиль, то «шинуазри» так бы и не прижился во дворцах и особняках. Тем не менее, если бы петербургское дворянство и императорский двор не увлеклись «китайщиной», не были бы налажены активные торговые отношения с Китаем. Но также не стоит умалять китайское влияние на культуру Петербурга, ведь именно в российской столице XVIII века были собраны значительные коллекции китайских диковин. А на сегодняшний день Китай ассоциируется у многих петербуржцев именно с шелком, фарфоровыми и лаковыми изделиями.
XIX век был примечательным исследовательской деятельностью, экспедициями, научной работой первых отечественных синологов. Именно в это время было собрано большое количество материалов, на основе которых продвигается научная деятельность современных ученых- китаистов. XX век оказался сложным в плане культурных отношений и для Китая, и для России, однако именно в это время начали формироваться стереотипы о китайцах, которые сегодня зачастую мешают популяризации китайской культуры в Петербурге и в России в целом. После 1949 года КНР активно контактировала с СССР в разных сферах, что привело к обмену специалистами и новому потоку китайцев в Ленинграде: китайские художники обучались в Ленинградском институте им. И. Е. Репина.
На данный момент Китай, как и другие страны дальневосточного региона, испытывает новый подъем популярности в обществе. Петербуржцы всё чаще знакомятся как с традиционными видами искусства, так и с популярной культурой.
Таким образом, культурные отношения Санкт-Петербурга и Китая зародились с самого дня основания города и продолжают развиваться в разных сферах. Китайская культура активно продвигается на разнообразных выставках, фестивалях и праздниках и в перспективе может стать особо популярной в Санкт-Петербурге.



1. АлексеевМ.П. Пушкин и Китай//Пушкин и мировая литература. СПб.: Издательство «Наука», 1987.
2. Алексеев-Апраксин А.М. Буддизм в культурной жизни Санкт- Петербурга. СПб., 2005.
3. Алексеев-Апраксин А.М. Ориентализм в истории культуры Петербурга//Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина, т.2, №1. СПб.: Издательство ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2011.
4. Беляев О.П. Кабинет Петра Великого. Отделение второе. СПб., 1800.
5. БергЛ.С. Всесоюзное географическое общество за сто лет. СПб.: Издательство Академии наук СССР, 1946.
6. Берхгольц Ф.-В. Неистовый реформатор. М.: Фонд С. Дубова, 2000.
7. Благодер Ю.Г. Произведения китайского декоративно-прикладного искусства в фондах Кунсткамеры (XVIII в.)//Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики, №3(4). Тамбов: Издательство «Грамота», 2009.
8. Благодер Ю.Г. Произведения китайского искусства в дворцовых резиденциях российских правителей XVIII века//Культурная жизнь Юга России, №2(40), 2011.
9. Благодер Ю.Г. Формирование академических и частных коллекций предметов китайского прикладного искусства в России (XVIII-XIX вв.)//Учебные записки Казанского Государственного Университета, т. 151, кн.2, ч.2. Казань: Издательство КГУ, 2009.
10. Вильчковский С.Н. Царское Село, СПб., 1911.
11. Возвращение Будды: памятники культуры из музеев Китая: Каталог выставки. СПб.: Славия, 2007.
12. Глушковский А.П. Воспоминания Балетмейстера. СПб.: Государственное издательство «Искусство», 1940.
13. Гогулина М.Б. Восточные мотивы в оформлении интерьера зеленого кабинета Летнего дворца Петра Г/Россия - Восток. Контакт и конфликт мировоззрений: материалы XV Царскосельской научной конференции: сб. научных статей: в 2 ч. Ч. I. СПб.: Издательство Государственного Эрмитажа, 2009.
14., Горбатенко С.Б. О происхождении архитектурных форм Китайского дворца в Ораниенбауме//Россия - Восток. Контакт и конфликт мировоззрений: материалы XV Царскосельской научной конференции: сб. научных статей: в 2 ч. Ч. I. СПб.: Издательство Государственного Эрмитажа, 2009.
15. Горобец Л.А. Взаимодействие культур России и Китая: проблема культурной совместимости//Вестник Челябинского Государственного университета, вып. 18(272). Челябинск: Издательство Челябинского Государственного университета, 2012.
16. Дальневосточный фарфор в России (XVIII - начало XX века): Каталог выставки. СПб.: АО «Славия-Интербук», 1994.
17. Джекобсон Д. Китайский стиль: о стиле «шинуазри». М.: Искусство- XXI век, 2004.
18. Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5т +доп. том./гл.ред. Г. Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока РАН. М.: Вост. Лит., 2006; Т.6 (дополнительный): Искусство/ред. М.Л. Титаренко и др., 2010.
19. Елихина Ю.И., Новикова О.Г. Исследование китайских лакированных чашечек эпохи Хань из коллекции Государственного Эрмитажа (Россия)//Теория и практика археологических исследований, №1(7). Барнаул: Издательство Алтайского государственного университета, 2013.
20. Жукова Л.В. Визуальный образ Китая в русском общественном сознании первой половины XIX века//Россия и Китай: история и перспективы сотрудничества. Материалы V международной научно¬практической конференции. Вып. 5. Благовещенск: Издательство БГПУ, 2015.
21. Жэнь Ланьсинь Коллекция памятников Дуньхуана в Государственном Эрмитаже//Известия Российского Государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, т.9, №29. СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2007.
22.Зотов В.Р. Театральные воспоминания. СПб.,1859
23. Измайлов, М.М. Путеводитель по Петергофу: к 200-летию Петергофа [1709-1909] / М. И. - СПб., 1909.
24. История Эрмитажа и его коллекций: Сборник научных трудов/под ред. Андросов С.О., Неверов О.Я. СПб.: Издательство Гос. Эрмитажа, 1989.
25. Итс Р.Ф. Первые китайские коллекции в России)//Санкт-Петербург - Китай: Три века контактов. СПб.: Европейский Дом, 2006.
26. Казакова В.В. Фарфор в частных коллекциях России первой половины XVIII века//Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, №77. СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2008.
27. Китайская народная картина няньхуа: из собрания Государственного Эрмитажа. Каталог выставки. СПб.: Славия, 2003.
28. Китайское экспортное искусство из собрания Эрмитажа: Каталог выставки. СПб.: Славия, 2003.
29. Клементьев В.Г. Китайский дворец в Ораниенбауме. СПб.: Издательство «Русско-Балтийский информационный центр БЛИЦ», 1998.
30. Копанева Н.П. Рукописные каталоги Кунсткамеры о китайских коллекциях второй половины 18 в.//Санкт-Петербург - Китай: Три века контактов. СПб.: Европейский Дом, 2006.
31. Красовская В.М. Русский балетный театр от возникновения до середины XIX века// Русский балетный театр в 4-х т. Т.1. СПб.: Государственное издательство «Искусство», 1958.
32. Кюнер Н.В. Сношения России с Дальним Востоком. Владивосток, 1914.
33. Лансере Н.Е. Старый Петербург: историко-архитектурные
исследования. СПб: Коло, 2012.
34. Ли Сяонань, Мартынова Н.В. К истории шелка в Китае и его распространения в Россию по Великому шелковому пути// Новые идеи нового века, т.1, 2010г.
35. Лубо-Лесниченко Е.И. Китайские бронзовые зеркала с изображением животных и винограда в собрании Эрмитажа//Сообщения Государственного Эрмитажа, вып. XXXII. СПб.: Издательство «Аврора», 1971.
36. Лукин А.В. Медведь наблюдает за драконом. Образ Китая в России в XVII-XXI веках. М.: Восток-Запад: АСТ, 2007.
37. Ляхова Л.В. Аугсбургские «китайцы» на мейсенском фарфоре//Россия - Восток. Контакт и конфликт мировоззрений: материалы XV Царскосельской научной конференции: сб. научных статей: в 2 ч. Ч. I. СПб.: Издательство Государственного Эрмитажа, 2009.
38. Меньшикова М. Л. Китайские коллекции при дворе в Петербурге и в императорском Эрмитаже в 18 веке//Санкт-Петербург - Китай: Три века контактов. СПб.: Европейский Дом, 2006.
39. Меньшикова М.Л. Рисунки китайских вещей из собрания Кунсткамеры Петра I// «Нарисованный музей» Петербургской Академии наук 1725¬1760, т.1. СПб.: Европейский дом, 2003.
40. Меньшикова М.Л. Серебряная филигрань Востока XVIII-XIX веков в собрании Эрмитажа: Каталог выставки. СПб.: Издательство Государственного Эрмитажа, 2005.
41. Пан Т.А., Пчелин Н.Г. Портреты выдающихся военачальников периода правления императора Цянь-луна из коллекции Государственного Эрмитажа//Письменные памятники Востока, №2. СПб.: Институт восточных рукописей РАН, 2011.
42. Переписка российской императрицы Екатерины Второй с г. Вольтером. Пер. Антоновский М., в 2-х частях, ч. 1. СПб.: Императорская Академия Наук, 1802.
43. Попова И. Ф. Выставка «Пещеры тысячи будд»//Письменные памятники Востока, вып.1. СПб.: Институт восточных рукописей РАН,
2009.
44. Радовский М.И. Посещение Петербургской Академии наук китайскими гостями в 1732 г. //Из истории науки и техники в странах Востока.
Вып. 2. М., 1961.
45. Решетов А.М. Китайцы в Санкт-Петербурге: (фрагменты
истории)//Санкт-Петербург - Китай: Три века контактов. СПб.: Европейский Дом, 2006.
46. Россия и Китай: четыре века взаимодействия. История, современное состояние и перспективы развития российско-китайских отношений /Под ред. А.В. Лукина. М.: «Весь Мир», 2013.
47. Станюкевич Т.В. Музей антропологии и этнографии за 250 лет//Сборник Музея антропологии и этнографии, вып. XXII. СПб.: Издательство «Наука», 1964.
48. Сюй И. Адаптация элементов китайской культуры на сцене русского театра (из творческого опыта А.Н. Бенуа и А.Я. Таирова)//Известия Российского Государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, т.3, №20. СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2006.
49. Терюков А.И. Императорские коллекции Кунсткамеры//Сборник Музея антропологии и этнографии, вып. XLVIII. СПб.: Издательство «Наука»,
2000.
50. Фишман О.Л. Китай в Европе: миф и реальность (XIII-XVIII вв.). СПб.: Петербургское востоковедение, 2003
51. Чапкина-Руга С.А. Стиль «шинуазри» в России: от истоков до наших дней. М.: Контакт-культура, 2010.
52. Шулунова Е.К. Драматический театр Китая хуацзюй и русская театральная культура
53. Яковкин И. Описание Села Царского или Спутник обозревающим оное, с планом и краткими историческими объяснениями, СПб., 1830.
На английском языке:
54. Conner Patrick, Oriental Architecture in the West, London: Thomes a. Hudson, Cop. 1979.
55. Discovering China: European interpretations in the Enlightenment/ed. by Julia Ching a. Willard G. - Rochester (NY); Woodbridge: Univ. of Rochester press, 1992.
56. Sullivan Michael, The Meeting of Eastern and Western art. - Berkley etc: Univ. of California press, 1997.
На китайском языке:
57. Ли СуйаньХунлю ю сицзянь: чжунъэ вэньхуа цзяолю дэ бупинхэн вэньти (Бурные реки и мелкие ручейки: проблема неравномерности китайско-российского культурного взаимодействия)// Чжунъэ гуаньси дэ лиши ю сяньши (История и современная действительность китайско-русских отношений), Кайфэн, 2004.
^в^ ^^^ж^:^тя^^^^^¥^^^//^т^^^ш^^ад К, 2004.
58. Люй Цзяньнань Бицюлинь ю чжунъэ вэньхуа цзяолю (Бичурин и русско-китайские культурные отношения)//Чжунъэ гуаньси дэ лиши ю сяньши (История и современная действительность китайско-русских отношений), Кайфэн, 2004.
ЭД;М #Ш^Ф(^К^/Ж^ВДК, 2004.
59. Су Фэнлинь Цун «Нибучу тяоюэ» дао «Цякэту тяоюэ»: Чжунъэ вэньхуа цзяолю дэ лиши пяньдуань (От Нерчинского к Кяхтинскому договору: исторический фрагмент китайско-русских культурных связей)// Чжунъэ гуаньси дэ лиши ю сяньши (История и современная действительность китайско-русских отношений), Кайфэн, 2004. ЖФ^ Д“^^^^^”^“^^и^^”:^тя^^^^ш^^к /ж«^ ТОШ£ 2014.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ