Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


УЧЕНИЯ ИОСИФА (САНИНА) И НИЛА (МАЙКОВА) ПО ВОПРОСУ О МОНАСТЫРСКИХ ИМУЩЕСТВАХ В КОНТЕКСТЕ ГОСУДАРСТВЕННО КОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА РУБЕЖЕ XV - XVI ВЕКОВ

Работа №58787

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

история

Объем работы46
Год сдачи2016
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
353
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ИДЕОЛОГИЯ ИОСИФА (САНИНА) КАК СЛЕДСТВИЕ ЕГО МОНАШЕСКОЙ КАРЬЕРЫ И СВЯЗЕЙ С ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТЬЮ И ЦЕРКОВНЫМ РУКОВОДСТВОМ 10
1.1 Взгляды Иосифа (Санина) по вопросу о монастырских имуществах 10
1.2 Политическая доктрина Иосифа (Санина) 18
ГЛАВА II. НИЛ (МАЙКОВ) КАК ИДЕОЛОГ «НЕСТЯЖАТЕЛЕЙ» И ОППОНЕНТ ИОСИФА (САНИНА) ПО ВОПРОСУ О МОНАСТЫРСКИХ ИМУЩЕСТВАХ 28
2.1 Взгляды Нила (Майкова) о монастырском общежитии 28
2.2 Попытка секуляризации в начале XVI в., и влияние Нила (Майкова)
и Иосифа (Санина) на решение собора 1503 г. по этому вопросу 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
БИБЛИОГРАФИЯ

Актуальность. К началу XXI в., в условиях формирования нового государственного строя, возник вопрос о взаимодействии, точках соприкосновения и разграничении сфер влияния и полномочий субъектов общества в области государственно-конфессиональных отношений. Нас, в силу тематики изучаемой дисциплины, - «История русской православной церкви» - интересует, в первую очередь, положение христианской церкви русского обря¬да1 в государстве, ее влияние на социум, степень вовлеченности в общественно-политический процесс, материальная зависимость от государства. Для понимания места церкви в государстве, ее роли в обществе, необходимости выстраивания диалога светской власти с церковной организацией , необходимо знать исторический генезис государственно-конфессиональных отношений в России. Исследовав позиции, которые занимали церковь и государство в разные исторические эпохи, можно увидеть пути разрешения проблем, которые ставит перед нами современность.
Вопрос, выбранный нами для исследования государственно-конфессиональных отношений, связан с деятельностью Иосифа (Санина) и Нила (Майкова), игуменов, создавших два идеологических направления в русской церкви: «стяжание» и «нестяжание». Взгляд этих двух внутрицерковных идеологов был заострен, главным образом, на ответе на вопрос, должны ли монастыри владеть крупной собственностью. Поставленный тезис актуален сегодня, во времена, когда решается дилемма: нужно ли отдавать церковной организацией в России крупную земельную собственностью, перераспределяя ее из государственных и муниципальных фондов, в т. ч., в природоохранной зоне, в пользу приходов и монастырей, или государство должно отстраниться от вмешательства во внутрицерковную политику, оставив им возможность самостоятельно приобретать земли и прочую собственность. Тот же вопрос особенно остро встал в начале XVI в., когда государство пыталось упразднить до того установленный порядок, при котором церковь владела значительными феодами, которые составляли основной источник доходов субъектов экономики на протяжении средневековья. Иосиф (Санин) и Нил (Майков) предложили два варианта разрешения этого вопроса. Оба исходили из церковных соображений. И вариант Иосифа, по которому монастыри должны владеть крупной собственностью, чтобы быть обеспеченными, и вариант Нила, по которому церковь не должна владеть крупными феодами, потому что это противоречит христианской этике, - оба этих положения являются христианскими и внутрицерковными. Только поняв, на какую идеологию опирается церковная организация, государство может найти выход, как с ней взаимодействовать и какую позицию по отношению к церковной собственности лучше всего занять.
Степень разработанности проблемы. Идеологии Иосифа (Санина) и Нила (Майкова) впервые научно стали изучать в отечественной историографии во второй половине XIX в. В 1868 г. была опубликована магистерская диссертация Хрущова И. П. «Исследование о сочинениях Иосифа Санина, преподобного игумена волоцкого». В ней автор детально рассматривает деятельность Иосифа, его биографию, отношение к государственной власти, религиозные сочинения. Касается автор и деятельности Нила (Майкова), оппонента Иосифа. Данный труд ценен обилием церковных первоисточников, на которые опирается Хрущов, и глубокой вовлеченностью в тему. Существенным недостатком монографии является откровенная процерковная позиция исследователя, которая не оставляет места для критического подхода к материалу. Несмотря на это, работа в свое время вызвала почти скандальный интерес как в клерикальных, так и в исторических кругах.
Из церковных историков того времени значительное место деятельности Иосифа и Нила посвятил в своей «Истории русской церкви» Голубинский Е. Е. Его труд важен подробным описанием как сочинений игуменов, так и событий собора (съезда) 1503 г., на котором решался вопрос о монастырских вотчинах. Из послереволюционных церковных историков тему «стяжания» в церкви рассматривает Карташев А. В. в «Очерках по истории Русской Церкви». Карташев подвергает анализу саму идеологию Иосифа и Нила, останавливаясь на наиболее спорных и неоднозначных моментах. Существенным недостатком работы Карташева является откровенная приверженность идеям Иосифа (Санина), которую А. В. не скрывает, и, соответственно, иронично-враждебная оценка воззрений Нила (Майкова), достойная ярких образцов воинствующего атеизма.
Из прочих околоцерковных историков досоветской эпохи можно выделить исторический портрет Ключевского В. О. «Нил Сорский и Иосиф Волоцкий». Возможно, Ключевский представил наиболее объективную оценку политико-религиозной ситуации на рубеже XV - XVI вв. С нашей стороны отметим, что изыскание Ключевского принималось нами за основополагающее.
Другое фундаментальное исследование политико-религиозного разворота на рубеже XV - XVI вв. представлено в книге Золотухиной Н. М. «Иосиф Волоцкий». Как в свое время и Хрущов, Золотухина самим названием как бы выставляет на первый план Иосифа (Санина), но вспомогательную роль в ее труде занимает и непосредственный оппонент Иосифа - Нил, без разбора деятельности которого рассмотрение Иосифа не мыслится. Золотухина описывает Иосифа почти исключительно с положительной стороны, сглаживая агрессивные поступки в карьере «преподобного» (который настоял на смертной казни путем сожжения на костре новгородско-московских церковных реформаторов); Золотухина ставит себе целью доказать, что общественно-политическая мысль XV - начала XVI вв. активно развивалась и опровергает утверждения историков-эмигрантов о том, что русское государство этого времени находилось в упадке (очевидно, Золотухина здесь делает намек на Карташева А. В., которому противопоставлены многие тезисы монографии Золотухиной, касающиеся, главным образом, преуменьшения Карташевым роли Нила: Нил для Золотухиной равноценный Иосифу исторический персонаж, не сумевший выдвинуться на первый план как в государственной, так и в церковной системах). Характерно, что изображение Иосифа на форзаце книги Золотухиной стилизовано под Фому Аквинского, чем читателю дается недвусмысленный намек в значении для христианской церкви русского обряда личности Иосифа на уровне, каким для современной римской церкви являлся итальянский основатель томизма.
Также в противовес белоэмигрантским авторам действует ведущий советский историк дореволюционной церкви, специалист по сектам в русском направлении христианства Клибанов А. И. Интересно последнее исследование ученого «Духовная культура средневековой Руси», опубликованное в 1996 г., и представляющее из себя итоговое разыскание о христианской церкви русского обряда до образования единого Московского государства на рубеже XV - XVI в. Значительное место Клибанов посвятил идеологиям «стяжания» и «нестяжания». Характерно, что конец самой «средневеково-православной традиции» русского христианства Клибанов видит как результат поражения идей Нила (Майкова).
И для Золотухиной, и для Клибанова в плане фактического осмысления исторического материала представляли интерес исследования Лурье Я. С. Его монография «Идеологическая борьба в русской публицистике конца XV — начала XVI века» также использована при работа над нашей курсовой. Книга Лурье раскрывает мировоззренческие концепции Иосифа и Нила с точки зрения включения в контекст государственно-конфессиональных отношений интересов «правящего класса». Так, Лурье показывает, какими экономическими мотивами руководствовались как самодержавная власть, так и церковные иерархи, продвигая идеологии, соответственно, секуляризации и «стяжания».
Из прочих советских авторов примечателен Черепнин Л. В. В его ис-следовании «Образование Русского централизованного государства в XIV¬XV веках. Очерки социально-экономической и политической истории Руси» приводится множество документальных данных, касающихся материальной составляющей христианской церкви русского обряда. Черепнин приводит многочисленные факты и цифры о собственности, которой владела церковь, выводит экономико-финансовую базу, на которую опиралось руководство церкви, продвигая идеологию «стяжания» как метода в отношениях с государством и обществом.
Современность дарит нам обилие исследований по церковной тематике. Большинство из них достаточно неудовлетворительны, т. к., во-первых носят компилятивный характер и не несут в себе ничего нового, о чем бы не писали церковные и советские историки, и, во-вторых, современные работы чрезмерно ангажированы: авторы не стесняются в самих названиях, в обосновании актуальности, в оценочных суждениях высказать свою безграничную конъюнктурную преданность церкви, что не мешает им ссылаться на марксистско-атеистические работы Лурье Я. С. Между тем, даже в этом ворохе однотипных работ, диссертаций и статей, находятся авторы, пытающиеся отыскать и распознать историко-философское значение учений Иосифа (Санина) и Нила (Майкова). В нашем исследовании использованы статьи таких авторов, как Балюшина Ю. Л., Ионайтис О. Б., Козлова О. В. Названным авторам свойственно исследование государственно-конфессионального аспекта на рубеже XV - XVI вв. с точки зрения государственной целесообразности и философского уяснения христианской догматики. Авторов волнует, как христианские учения Иосифа (Санина) и Нила (Майкова) влияют на место человека в обществе.
Объектом исследования являются учения Иосифа (Санина) и Нила (Майкова) в контексте государственно-конфессиональные отношений на рубеже XV - XVI вв.
Предметом исследования являются монастырские уставы, письма, публицистические выступления Иосифа (Санина) и Нила (Майкова).
Цель исследования: охарактеризовать учения Иосифа (Санина) и Нила (Майкова), показать их воздействие на государственно-конфессиональные отношения на рубеже XV - XVI вв.
Задачи исследования:
- раскрыть взгляды Иосифа (Санина) на вопрос о монастырских имуществах;
- проанализировать и синтезировать содержание политической доктрины Иосифа (Санина);
- уточнить взгляды Нила (Майкова) на монастырское общежитие;
- рассмотреть попытку секуляризации в начале XVI в. и участие Нила (Майкова) и Иосифа (Санина) в разрешении этого вопроса.
Теоретико-методологические основы исследования. Мы опираемся на принципы интеллектуальной истории, исследуя со светской точки зрения презентизма; мы рассматриваем Иосифа (Санина) и Нила (Майкова) как людей, которые создавали, обсуждали и пропагандировали убеждения, вошедшие в идеологию русского направления христианства; учения игуменов раскрываются через их биографии, религиозную среду и государственный строй, в котором они жили; явления, разобранные в исследовании, подаются с позиций современности, согласно информации, сохранившейся на сегодняшнее время (апрель 2016 г.) в открытых источниках; мы дистанцируемся от позиций любой религиозной группы или направления в составе христианской церкви русского обряда; все события исследуются с точки зрения этических и правовых основ современного общества.
В курсовой работе используются историко-типологический, историко-системный, ретроспективный методы. События рассматриваются в системе действий исторических личностей, их мировоззрения и роли в ходе исторического процесса и преподносятся в характеристике каждого класса описываемых объектов; для выявления качественной природы изучаемых учений используется индуктивный метод, т. е. от частного положения, каким является идеологическое наполнение конкретного положения учений партий «стяжателей» или «нестяжателей», выводится воздействие на церковную идеологию в целом.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Итоги курсовой могут быть использованы для урегулирования государственно-конфессиональных отношений в области разграничения полномочий и сфер влияния в вопросах, касающихся передачи крупной собственности церковной организации. Заинтересованность содержанием курсовой могут проявить как государственные, так и общественные организации, занимающиеся религией.
Информация курсовой может потребоваться в научных исследованиях, в педагогической практике преподавателей.
Хронологические рамки исследования: вторая половина XV - начало XVI вв. Это время жизни Иосифа (Санина) и Нила (Майкова), период, когда были написаны сочинения, составившие основу их учений; к этому же времени относится собор 1503 г. - одно из ключевых событий государственно-конфессиональных отношений начала XVI в., обозначивший вектор развития взаимодействий государства и церкви на основе победившей идеологии «стяжания».
Структура работы. Курсовая состоит из введения, двух глав по два параграфа в каждой, заключения и библиографии. В первой главе изучается идеология Иосифа (Санина); раскрывается, как его учение стало результатом его монашеской карьеры и взаимоотношений с государственной властью и церковным руководством. Во второй главе показан Нил (Майков), идеолог партии «нестяжателей», которая оппонировала позиции Иосифа (Санина); изображаются события собора 1503 г., где позиции Иосифа и Нила столкнулись и выводится, как победа «стяжателей» способствовала провалу секуляризационной реформы. В заключении подводится итог исследованию, по пунктам даются ответы на задачи курсовой, поставленные во введении.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В итоге исследования достигнуты следующие результаты:
1. Иосиф (Санин) является в христианской церкви русского обряда идеологом партии «стяжателей». Это означает, что монастыри должны владеть крупной земельной собственностью и использовать для ее обработки труд подневольных крестьян. Так монастыри извлекают материальную выгоду, которая делает руководителей церкви финансово обеспеченными. Иосиф добился такого положения своего монастыря благодаря вмешательству в его отношения с местными светскими властями и вышестоящим над монастырем Иосифа церковным руководством великого князя Василия III. В итоге, теоретические воззрения Иосифа (Санина) оказали существенное влияние на развитие христианской церкви русского обряда и ее отношений с государством. За поддержку верховной власти во внутрицерковных делах Иосиф признал полный авторитет самодержавия.
2. Политические взгляды Иосифа (Санина) выходили из его деятельности как идеолога партии «стяжателей», т. е. сторонника крупной монастырской собственности. Когда Иосиф опирался на поддержку местной светской власти в лице удельного князя Бориса Васильевича, он являлся противником великого князя Ивана III, с котором был в недружественных отношениях. Когда же местная светская власть сменилась, и у Иосифа не заладились отношения с удельным князем Федором Борисовичем, Иосиф был вынужден обратиться за помощью к великому князю Василию III. Авторитет Иосифа как борца с новгородско-московскими церковными реформаторами помог ему добиться финансовой независимости для своего монастыря. Взамен Иосиф поставил себя в прямую зависимость только от одного человека - от самодержца Московского государства. Став под покровительство великого князя Василия III, Иосиф пришел к выводу, что вся полнота полномочий должна находится в руках верховного монарха, наделенного абсолютной властью, который будет обеспечивать взамен церкви, отказавшейся от рычагов влияния, всяческий патронаж с целью обогащения, в первую очередь, монастырей. Так, церковь на Руси к началу XVI в. из филиала константинопольской патриархии превратилась в институт нарождающейся абсолютной монархии московского самодержавия.
3. Нил (Майков) предлагал иную точку зрения по сравнению с Иосифом. Он является в христианской церкви русского обряда идеологом партии «нестяжания». Оно выражается в отсутствии у монастырей крупной собственности. Монахи в таких монастырях, называемых «скитами», ведут бедный образ жизни, добывают продовольствие и прочие продукты бытового применения собственным трудом в подсобном хозяйстве и милостынею, уделяют все свободное время молчанию и усиленной мысленной молитве. В отношениях со светской государственной властью Нил находит нужным отстоять собственную точку зрения на устройство не только своего скита, но и на монастырскую корпорацию во всей церкви на территории Московского государства, что произойдет на соборе 1503 г., где идеологии Иосифа и Нила столкнутся.
4. К началу XVI в. христианская церковь русского обряда являлась крупным собственником в Московском государстве. Правительство великого князя Ивана III задумало секуляризировать монастырские земли. Это должно было, по мнению великого князя и его боярской партии, значительно обогатить государство, ослабить позиции руководства церкви и освободить для пополнения армии и государственного строительства дополнительные рабочие силы. Для поддержки секуляризации людьми из церковной организации на собор 1503 г. были приглашены ряд авторитетных клириков во главе Нилом (Майковым). Все они представляли внутрицерковную партию «нестяжателей», но, по сути, на данном мероприятии, организованном верховной светской властью, они являлись инструментом тех правящих групп во главе с великим князем, которые хотели провести секуляризацию церковных земель. Оппозиционные же группы в структурах как государственной власти, так и церковного руководства, пригласили на собор идеологического противника Нила - Иосифа (Санина). В результате точка зрения Нила не нашла поддержки большинства. Иосиф сформировал противоположную концепцию, которая стала превалирующей на протяжении ближайших 250 лет до секуляризационных реформ 60-х гг. XVIII в. За монастырями осталось право владения землей с крестьянами. Церковь осталась крупнейшим феодалом в Московском государстве. Это означало конец идеологического направления «нестяжания» в христианской церкви русского обряда, которое имело влияние до XVI в. Теперь церковь, взяв за основу учение Иосифа (Санина) о «стяжании» и о беспрекословном подчинении светской государственной власти, окончательно оформилась как институт нового московского государства. Идеи «не- стяжания» Нила (Майкова) стали в оппозицию к установившимся в церкви порядкам.



1. Азбука веры. Словарь. URL: http://azbyka.ru/dictionary
2. Балюшина Ю. Л. Проблема справедливого управления государством в социально-философских концепциях русских религиозных мыслителей XV - XVI вв. Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. № 5¬3 (43) / 2014
3. Голубинский Е. Е. История русской церкви. Том II, первая половина тома. Москва. Издание императорского общества истории и древностей российских при Московском Университете. 1900 - 919 с.
4. Дьяконов М. А. Власть московских государей. Спб., Типография И. Н. Скороходова, 1889. — VI, 221 c.
5. Зимин А.А. О политической доктрине Иосифа Волоцкого // Труды отдела древнерусской литературы. 1953. Т. 9. - с. 159-178
6. Золотухина Н. М. Иосиф Волоцкий. Москва. «Юридическая литература». 1981 - 96 с.
7. Ионайтис О. Б. Нестяжатели и иосифляне: учение о человеке. Дискурс-Пи № 1 / том 2 / 2002
8. Иосиф Волоцкий. Просветитель, или Обличение ереси жидовствующих. - Казань, 1896
9. Казакова Н. А., Лурье Я. С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV - начала XVI вв. М. - Л., 1955 - 573 с.
10. Карташев А. В. Очерки по истории Русской Церкви. Том I. Holy Trinity Orthodox School. М. 1991 - 439 с.
11. Клибанов А. И. Духовная культура средневековой Руси. М.: Аспект Пресс, 1996. — 368 с. — ISBN 5-7567-0107-9.
12. Клибанов А. И. Русское православие: вехи истории. М.: Политиздат, 1989. — 719 с. — ISBN 5-250-00246-3.
13. Ключевский В. О. Нил Сорский и Иосиф Волоцкий. М.: Яуза, 2008. — 9 с.
14. Козлова О. В. Традиционализм и конформизм в русской мысли. Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. № 1 / том 16 / 2010
15. Левченко М. В. Очерки по истории русско-византийских отношений. М., 1955 - 525 с.
16. Лурье Я. С. Идеологическая борьба в русской публицистике конца XV — начала XVI века. М.; Л., 1960 - 533 с.
17. Никольский Н. М. История русской церкви. Изд. третье. М. Издательство политической литературы. 1983 - 448 с.
18. Нила Сорского предание и устав. Спб. 1912
19. Послания Иосифа Волоцкого. М.— Л., 1959
20. Сыромятников Б. И. Из истории политических учений России.
— Совгосправо, 1940 // Советское государство и право. - № 10. - с. 21 - 42
21. Хрущов И. П. Исследование о сочинениях Иосифа Санина, преподобного игумена волоцкого - СПб. 1868 - 266 с.
22. Черепнин Л. В. Образование Русского централизованного государства в XIV-XV веках. Очерки социально-экономической и политической истории Руси. М.: Издательство социально-экономической литературы, 1960.
— 900 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ