Введение 2
Глава 1. Социальная журналистика в России 5
1.1. Понятие социальной журналистики: цели, задачи, функции 5
1.2. Социальные программы на радио 11
1.3. Актуальные темы социальной журналистики 14
Глава 2. Авторские программы из цикла «Неравнодушные» 24
2.1. Процесс создания и работы над тематической программой о трудовых
мигрантах
2.2. Процесс создания и работы над программой о бездомных людях
2.3. Процесс создания и работы над программой о детях-сиротах
Заключение
Литература
Современные средства массовой информации невозможно представить без радиовещания. Главными преимуществами этого типа журналистики по нашему мнению, является в первую очередь доступность, так как даже в самых отдаленных уголках, радио служит для людей главным источником информации, отсюда следует еще одно преимущество - массовость. Сегодня человек может слушать радио дома, на работе, в машине. К тому же развитие технических средств позволяет этому виду вещания быть одним из главных в аудиовизуальной журналистике.
Современность вносит свои коррективы, в том числе и в деятельность радиовещания. С появлением интернета открылось еще одно направление развития радио, это вещание онлайн, которое сейчас пользуется популярностью у аудитории.
Ю.В. Клюев в статье «Публицистичность радиоречи» пишет: «Благодаря Интернету радио получило мощный инструмент для расширения масштаба вещания, для дополнительного завоевания популярности слушателей, для воплощения своего организационно-структурного и профессионально-творческого потенциала» .
Обладая такими мощными, на современном этапе, преимуществами, как массовость и доступность, радиовещание играет большую роль в формировании общественного мнения. СМИ, в том числе радиовещание, выступают оперативными посредниками между актуальной социальной проблематикой и обществом, между государственными органами и благотворительными организациями, обеспечивающими социальную защиту граждан. Создание социальных передач как особый вид творческой работы радиожурналиста, является, по сути, практическим исследованием социальных проблем и поиском путей их решения. Это говорит об общественной значимости программ, посвященных социальной тематике. Этим и определяется актуальность исследования.
По данным Роскомнадзора, в 2014 году было выдано 6943 лицензии на осуществление радиовещания, это на 13% больше, чем в предыдущем. Это подтверждает то, что радио продолжает свое развитие. А аудитория радиослушателей остается стабильной уже три года подряд.
В Санкт-Петербурге радио слушают в основном женщины, их процент составляет 50,5%, хотя отрыв от мужской аудитории незначителен - 49,5%. «В общей структуре аудитории более высока доля пожилых людей (23,0%), при этом довольно многочисленной оказывается группа в возрасте 20-29 лет (21,3%)».
Со второй половины 1980 годов наблюдается большой интерес к социальной журналистике как отечественных, так и зарубежных исследователей. В изучении этого направления в журналистике принимают участие М.А. Бережная, M. Гессен, М. Назари, И.М.Дзялошинский, Т.И. Фролова и др.
Практическое изучение социальной журналистики говорит о том, что социальная сфера общества на данном этапе играет главенствующую роль. Акцент в таких программах делается на отдельных героев, на их историях, где через них можно выйти к самой сути проблемы и найти возможные пути решения.
Целью данного исследования является создание, а в дальнейшем описание процесса разработки, подготовки и выпуска цикла программ, посвященных социальным проблемам (на примере передач «Неравнодушные» на ТРК «Первая линия»).
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
1) выявить особенности социальной журналистики в России,
2) выделить основные темы отечественной социальной журналистики,
3) разработать цикл авторских программ социальной тематики,
4) подготовить сценарии авторских программ на социальные темы,
5) записать цикл авторских социальных передач.
Объект исследования - социальная проблематика в отечественной журналистике, а предмет исследования - авторский стиль подготовки и ведения цикла передач на социальные темы (на примере программы «Неравнодушные»). В нашей работе мы обратимся к таким социальным проблемам как трудовые мигранты, бездомные люди и дети-сироты.
Для достижения поставленных задач использованы следующие методы исследования: наблюдение, включенное наблюдение, описание, экспертное интервью.
Структура. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. В первой главе изучены теоретические положения социальной журналистики, ее предмет и задачи. Во второй главе описывается процесс подготовки и реализации ряда авторских программ на социальные темы на студенческом радио.
В современном обществе, большую значимость получает именно социальная журналистика. В этом, мы могли убедиться, исследуя теоретическую базу по социальной журналистике. Такие исследователи как М. А. Бережная, Т. И. Фролова внесли существенный вклад в развитие и становлении социальной журналистики в России. Их многочисленные, научные работы практически вывели социальную журналистику в отдельное направление.
Радиовещание является неотъемлемой частью современных аудио - визуальных СМИ. Именно радио, в отличии от телевидения, где все же главную роль занимает развлекательные программы, является главной трибуной для поднятия социальных проблем в обществе. Социальную проблематику в программах, успешно освещают в аналитических жанрах, интервью, а так же смешанных жанрах, то есть синтетических.
Перед нами была поставлена цель, создать цикл социальных программ на «ТРК Мост» - неравнодушные. Исходя из цели, были поставлены задачи:
Завершая исследование можно сделать следующие выводы:
Во-первых, социальная журналистика в России только начала развиваться.
Во-вторых, в СМИ еще не уделяется достаточного внимания.
В третьих, социальная журналистика оказывает неимоверную помощь обществу.
В четвертых, все проблемы, которые существуют в социуме, искоренить невозможно. Однако, журналистика, может попытаться улучшить ситуацию в обществе.
В пятых, огромную роль, в решении социальных проблем, могут сыграть благотворительные организации, посредством освещения этого в СМИ.
В дальнейшем мы не собираемся останавливаться на этом этапе. Нами будут разработаны дополнительные социальные программы, но уже в рамках неучебной деятельности.
1. Аберкромби Н. Социологический словарь. Пер. с англ. // под ред. С.А.Ерофеева, М.: ЗАО «Издательство «Экономика». 2004.
2. Бережная М.А. Проблемы социальной сферы в алгоритмах телевизионной журналистики. СПб.: Издательский дом С.-Петерб. гос. ун-та. 2009.
3. Бережная М.А. Социальная тележурналистика. СПб.: Роза мира, 2005.
4. Дзялошинский И.М. Журналистика соучастия. Как сделать СМИ полезными людям. М., Престиж. 2006.
5. Назарова Т.В. Социальная проблематика в городской газете. // Вестник ВолГУ., вып. 6. 2007.
6. Вычуб Г.С., Фролова Т.И. Проблематика периодической печати. М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова. 2008
7. Гессен М., Назари М. По жизни. Пособие по социальной журналистике. М.,2002.
8. Клюев. Ю.В. Публицистичность радиоречи, // Учёные записки ЗабГУ 2015. № 2 (61).
9. Кобылинская С.В., Усенко А.С., «Современная миграционная политика России», научный журнал КубГАУ, №103(09), 2014.
10. Коваленко Е.А. «Воронка бездомности и ограничение потенциальных возможностей», журнал исследований социальной политики, том 8, №4 ,
11. «Концепция государственной миграционной политики на период до 2025 года: заявленные планы и реальная жизнь», М., 2015.
12. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года//http://www.latvia.mid.ru/migration/kontseptsiya_gos_migr_polit_rf_2025.pdf .
13. Миграционное движение населения: теория, политика, практика, перспективы / под общ. ред. О.Д Воробьевой, А.В.Топилина. М., 2013.
14.Отраслевой доклад Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. Радиовещание в России в 2014 году. Состояние, тенденции и перспективы развития. М., 2015.
15.Отраслевой доклад Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. Радиовещание в России в 2014 году. Состояние, тенденции и перспективы развития. М., 2015.
16. Ушаков Д. Н. Толковый словарь современного русского языка. М.:
Аделант. 2011.
17. Фролова Т. И. Социальная журналистика и ее роль в общественном диалоге. М.: Пульс. 2003.
18. Фролова Т.И. Человеческое развитие в коммуникационных стратегиях российской журналистики. // М. 2014.
19. Фролова Т. И. Гуманитарная повестка российских СМИ. Журналистика, человек, общество. М.: МедиаМир. 2014.
20. Фролова, Человек и его мир в информационной повестке дня, М., 2009.
21. Хюллен П., Карг Т. Пособие для радиожурналистов (на русском языке). Deutschland, Bonn. Deutsche Welle DW-AKADEMIE, 2010.
Электронные источники
22. Национальный акцент. Молчание мигрантов, статья. //http://nazaccent.ru/content/20044-molchanie-migrantov.html
23. Сайт института Высшая школа журналистики массовых коммуникаций // http://jf.spbu.ru/radio/3507-24606.html
24. Сайт Вести FM//http://radiovesti.ru/
25. Сайт радио Росмии //http://www.radiorus.ru/
26. Сайт Эхо Москвы // http://echo.msk.ru/