ПСИХОСОЦИАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ В УСЛОВИЯХ ИНТЕРНАТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ ПРЕСТАРЕЛЫХ И ИНВАЛИДОВ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОСОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ
Психосоциальные проблемы пожилых людей: теоретические
аспекты изучения
Сущность и принципы психосоциального сопровождения пожилых людей
2 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПСИХОСОЦИАЛЬНОГО
СОПРОВОЖДЕНИЯ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ В УСЛОВИЯХ ИНТЕРНАТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ ПРЕСТАРЕЛЫХ И ИНВАЛИДОВ
Диагностика психосоциальных проблем пожилых людей в
условиях Шебекинского дома-интерната для престарелых и инвалидов
Программа психосоциального сопровождения пожилого человека
в условиях интернатного учреждения для престарелых и инвалидов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЯ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОСОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ
Психосоциальные проблемы пожилых людей: теоретические
аспекты изучения
Сущность и принципы психосоциального сопровождения пожилых людей
2 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПСИХОСОЦИАЛЬНОГО
СОПРОВОЖДЕНИЯ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ В УСЛОВИЯХ ИНТЕРНАТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ ПРЕСТАРЕЛЫХ И ИНВАЛИДОВ
Диагностика психосоциальных проблем пожилых людей в
условиях Шебекинского дома-интерната для престарелых и инвалидов
Программа психосоциального сопровождения пожилого человека
в условиях интернатного учреждения для престарелых и инвалидов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования. Демографические изменения в России привели к быстрому старению населения – увеличению доли граждан пожилого возраста в общем составе населения страны. В связи с этим обстоятельством обострились многие проблемы, связанные с социальной защитой и обслуживанием пожилых людей.
Изменение социального статуса человека в старости, вызванное, прежде всего, прекращением или ограничением трудовой деятельности, изменениями ценностных ориентиров, самого образа жизни и общения, возникновением затруднений в социально-бытовой и психологической адаптации к новым условиям, требует выработки особых подходов, форм и методов психосоциальной работы с пожилыми людьми.
Одной из характерных особенностей периода пожилого возраста является наступающий психосоциальный кризис, который остро проявляется на фоне ухудшения здоровья пожилого человека, что вызывает чувство неполноценности, бессилия, самоизоляции и одиночества, нежелания дальнейшего существования. Дело в том, что психосоциальный кризис всегда вызывает последствия в виде типичных негативных социально- психологических дезадаптирующих явлений в микросоциальном климате, а именно: пожилые испытывают трудности в общении с специалистами и другими людьми; склонны к самоубийствам ровно как могут испытывать страх перед смертью и быть недостойно погребенными; внезапные приступы агрессии и конфликтности, или даже наоборот к чрезмерной самоизоляции; они чаще страдают от депрессии в связи с крушением идеалов всей их жизни; переживают чувство вины перед умершими близкими.
Дело в том, что в условиях дома-интерната для престарелых и инвалидов, особенно в период психосоциальной адаптации, а это в течение одного года, психосоциальный кризис при неправильном подходе может усилиться, что может привести к обратному – к психосоциальной дезадаптации. Тут появляется необходимость в совершенствовании психосоциальной работы, а именно, в пролонгированной программе психосоциального сопровождения в доме-интернате для престарелых и инвалидов.
Степень научной разработанности проблемы. Тема данной работы нашла отражение в зарубежной и отечественной литературе, посвященной психосоциальным проблемам пожилых людей.
Теоретические основы изучения факторов старения (прекращения трудовой деятельности, сужение привычного круга общения и др.) и адаптации к новым внешним условиям, снижение интеллектуальных возможностей, предпочитаемые копинг-механизмы (механизмы совладения со сложными ситуациями) и др. исследованы в трудах М.Д. Александрова, Л.И. Анциферова, Л.В. Борозина, О.В. Краснова, С.Г. Максимова.
В то же время, в трудах выдающихся отечественных психологов Л.С. Выготского и П.П. Блонского и их последователей заложены основы возрастной психологии, позволяющей понять психические особенности пожилого возраста.
Известные западные психологи Т.Голас, Д.Добсон, К.Кейск, М.Лежак в своих работах рассматривают проблемы социализации и адаптации пожилых людей.
В работах Л.Г. Дикой, Т.Г. Киселевой, М.М. Тульчинского, Е.И. Холостовой раскрываются вопросы социальной и психосоциальной адаптации пожилых лиц, особенности их досуга, теория и практика психосоциальной работы с пожилыми людьми.
Изучением проблем психосоциальной работы с гражданами пожилого возраста занимаются: А.В. Дмитриев, Н.С. Дегаева, И.Г. Зайнышев, П.Д. Павленок, Е.И. Холостова и др.
В публикациях последнего времени затрагиваются актуальные вопросы состояния психического здоровья, социального статуса и других проблем пожилого возраста, а также способы их коррекции. При этом авторы акцентируют внимание на следующих проблемах:
- адаптация людей к жизнедеятельности в пожилом возрасте (В.А. Роик);
- особенности самооценки людей в пожилом возрасте (И.В. Попел);
- взаимосвязь отношения к собственному возрасту и стратегий совладания со старостью у пожилых людей (О.В. Курышева);
- понимание эмоционального состояния других людей в пожилом и старческом возрасте (А.И. Мелехин)
- клиент-центрированное психологическое консультирование по вопросам одиночества людей пожилого возраста (Ю.А. Скороспелова)
- групповая психологическая работа с пожилыми людьми (А.О. Захарченко).
Все вышесказанное дает основание сформулировать проблему данной работы, которая заключается в поиске путей совершенствования психосоциального сопровождения пожилых людей в интернатом учреждении.
Актуальность и научная разработанность данной проблемы обусловили выбор объекта и предмета исследования.
Объектом исследования является психосоциальное сопровождение пожилых людей.
Предметом исследования выступает специфика психосоциального сопровождения пожилых людей в условиях интернатного учреждения для престарелых и инвалидов.
Цель исследования: раскрыть сущность психосоциального сопровождения пожилых людей в условиях интернатного учреждения для престарелых и инвалидов и предложить пути его совершенствования.
Достижение поставленной цели исследования потребовало постановки и решения следующих задач:
- раскрыть теоретические основы психосоциального сопровождения пожилых людей;
- выявить специфику психосоциального сопровождения пожилых людей в условиях интернатного учреждения для престарелых и инвалидов;
- проанализировать основные психосоциальные проблемы пожилых людей и разработать программу психосоциального сопровождения пожилого человека в условиях интернатного учреждения для престарелых и инвалидов.
Теоретико-методологическую базу исследования составили:
- личностно-деятельностный подход к процессам поддержания и развития личности (Л.С. Выгодский, Л.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломова, С.Л. Рубинштейн);
- концепции, нацеленные на изучение социальной адаптации в пожилом возрасте (О.В. Краснова, Е.И. Исаев, В.И. Слободчиков);
- научные концепции возрастных изменении личности в старости (Л.И. Анцыферова, М.Д. Александрова, О.В. Краснова);
- теория геронтогенеза (М.Д. Александрова, Б.Г. Ананьев);
- теория жизненного пути (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анцыферова);
- концепции личностного самоопределения (Л.И. Божович, К.А. Абульханова-Славская, С.Л. Рубинштейн).
Эмпирическая база исследования. Информационной базой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых в области психосоциальной работы с пожилыми людьми; статистические данные и методические материалы Шебекинского дома-интерната для престарелых и инвалидов. Эмпирическую базу исследования составляют материалы проведенного автором исследования психосоциальных проблем пожилых людей в Шебекинском доме-интернате для престарелых и инвалидов. Исследование включает в себя квотный n=47 и экспертный n=30 опросы.
Методы исследования определялись поставленными задачами и включали:
- комплекс общенаучных методов исследования (системный анализ, описание, сравнение);
- теоретический анализ и изучение научной литературы и официальных документов,
- социологические методы исследования (анкетирование, экспертный опрос).
При анализе эмпирических данных были использованы методы математической обработки данных и графическое представление результатов.
Теоретико-практическая значимость. Теоретическая значимость работы заключается в получении и систематизации информации о психосоциальных проблемах пожилых людей и сущности психосоциального сопровождения в психосоциальной работе. Практическая значимость работы состоит в разработке и экспериментальной апробации индивидуальной программы психосоциального сопровождения пожилых, учитывающей сущность возникшей проблемы и индивидуально-личностные особенности пожилых людей; рекомендациях по совершенствованию психосоциального сопровождения в Шебекинском доме-интернате для престарелых и инвалидов.
Полученные результаты могут быть использованы при создании системы стационарного психосоциального сопровождения пожилых людей в условиях дома-интерната для престарелых и инвалидов.
Апробация результатов исследования. Положения и выводы выпускной квалификационной работы апробированы в ГБСУСОССЗН «Шебекинский дом-интернат для престарелых и инвалидов» в ходе производственной преддипломной практики.
Структура дипломной работы определяется логикой исследования и поставленными задачами. Работа включает введение, две главы, заключение, список литературы, включающий 77 источников, приложения.
Изменение социального статуса человека в старости, вызванное, прежде всего, прекращением или ограничением трудовой деятельности, изменениями ценностных ориентиров, самого образа жизни и общения, возникновением затруднений в социально-бытовой и психологической адаптации к новым условиям, требует выработки особых подходов, форм и методов психосоциальной работы с пожилыми людьми.
Одной из характерных особенностей периода пожилого возраста является наступающий психосоциальный кризис, который остро проявляется на фоне ухудшения здоровья пожилого человека, что вызывает чувство неполноценности, бессилия, самоизоляции и одиночества, нежелания дальнейшего существования. Дело в том, что психосоциальный кризис всегда вызывает последствия в виде типичных негативных социально- психологических дезадаптирующих явлений в микросоциальном климате, а именно: пожилые испытывают трудности в общении с специалистами и другими людьми; склонны к самоубийствам ровно как могут испытывать страх перед смертью и быть недостойно погребенными; внезапные приступы агрессии и конфликтности, или даже наоборот к чрезмерной самоизоляции; они чаще страдают от депрессии в связи с крушением идеалов всей их жизни; переживают чувство вины перед умершими близкими.
Дело в том, что в условиях дома-интерната для престарелых и инвалидов, особенно в период психосоциальной адаптации, а это в течение одного года, психосоциальный кризис при неправильном подходе может усилиться, что может привести к обратному – к психосоциальной дезадаптации. Тут появляется необходимость в совершенствовании психосоциальной работы, а именно, в пролонгированной программе психосоциального сопровождения в доме-интернате для престарелых и инвалидов.
Степень научной разработанности проблемы. Тема данной работы нашла отражение в зарубежной и отечественной литературе, посвященной психосоциальным проблемам пожилых людей.
Теоретические основы изучения факторов старения (прекращения трудовой деятельности, сужение привычного круга общения и др.) и адаптации к новым внешним условиям, снижение интеллектуальных возможностей, предпочитаемые копинг-механизмы (механизмы совладения со сложными ситуациями) и др. исследованы в трудах М.Д. Александрова, Л.И. Анциферова, Л.В. Борозина, О.В. Краснова, С.Г. Максимова.
В то же время, в трудах выдающихся отечественных психологов Л.С. Выготского и П.П. Блонского и их последователей заложены основы возрастной психологии, позволяющей понять психические особенности пожилого возраста.
Известные западные психологи Т.Голас, Д.Добсон, К.Кейск, М.Лежак в своих работах рассматривают проблемы социализации и адаптации пожилых людей.
В работах Л.Г. Дикой, Т.Г. Киселевой, М.М. Тульчинского, Е.И. Холостовой раскрываются вопросы социальной и психосоциальной адаптации пожилых лиц, особенности их досуга, теория и практика психосоциальной работы с пожилыми людьми.
Изучением проблем психосоциальной работы с гражданами пожилого возраста занимаются: А.В. Дмитриев, Н.С. Дегаева, И.Г. Зайнышев, П.Д. Павленок, Е.И. Холостова и др.
В публикациях последнего времени затрагиваются актуальные вопросы состояния психического здоровья, социального статуса и других проблем пожилого возраста, а также способы их коррекции. При этом авторы акцентируют внимание на следующих проблемах:
- адаптация людей к жизнедеятельности в пожилом возрасте (В.А. Роик);
- особенности самооценки людей в пожилом возрасте (И.В. Попел);
- взаимосвязь отношения к собственному возрасту и стратегий совладания со старостью у пожилых людей (О.В. Курышева);
- понимание эмоционального состояния других людей в пожилом и старческом возрасте (А.И. Мелехин)
- клиент-центрированное психологическое консультирование по вопросам одиночества людей пожилого возраста (Ю.А. Скороспелова)
- групповая психологическая работа с пожилыми людьми (А.О. Захарченко).
Все вышесказанное дает основание сформулировать проблему данной работы, которая заключается в поиске путей совершенствования психосоциального сопровождения пожилых людей в интернатом учреждении.
Актуальность и научная разработанность данной проблемы обусловили выбор объекта и предмета исследования.
Объектом исследования является психосоциальное сопровождение пожилых людей.
Предметом исследования выступает специфика психосоциального сопровождения пожилых людей в условиях интернатного учреждения для престарелых и инвалидов.
Цель исследования: раскрыть сущность психосоциального сопровождения пожилых людей в условиях интернатного учреждения для престарелых и инвалидов и предложить пути его совершенствования.
Достижение поставленной цели исследования потребовало постановки и решения следующих задач:
- раскрыть теоретические основы психосоциального сопровождения пожилых людей;
- выявить специфику психосоциального сопровождения пожилых людей в условиях интернатного учреждения для престарелых и инвалидов;
- проанализировать основные психосоциальные проблемы пожилых людей и разработать программу психосоциального сопровождения пожилого человека в условиях интернатного учреждения для престарелых и инвалидов.
Теоретико-методологическую базу исследования составили:
- личностно-деятельностный подход к процессам поддержания и развития личности (Л.С. Выгодский, Л.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломова, С.Л. Рубинштейн);
- концепции, нацеленные на изучение социальной адаптации в пожилом возрасте (О.В. Краснова, Е.И. Исаев, В.И. Слободчиков);
- научные концепции возрастных изменении личности в старости (Л.И. Анцыферова, М.Д. Александрова, О.В. Краснова);
- теория геронтогенеза (М.Д. Александрова, Б.Г. Ананьев);
- теория жизненного пути (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анцыферова);
- концепции личностного самоопределения (Л.И. Божович, К.А. Абульханова-Славская, С.Л. Рубинштейн).
Эмпирическая база исследования. Информационной базой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых в области психосоциальной работы с пожилыми людьми; статистические данные и методические материалы Шебекинского дома-интерната для престарелых и инвалидов. Эмпирическую базу исследования составляют материалы проведенного автором исследования психосоциальных проблем пожилых людей в Шебекинском доме-интернате для престарелых и инвалидов. Исследование включает в себя квотный n=47 и экспертный n=30 опросы.
Методы исследования определялись поставленными задачами и включали:
- комплекс общенаучных методов исследования (системный анализ, описание, сравнение);
- теоретический анализ и изучение научной литературы и официальных документов,
- социологические методы исследования (анкетирование, экспертный опрос).
При анализе эмпирических данных были использованы методы математической обработки данных и графическое представление результатов.
Теоретико-практическая значимость. Теоретическая значимость работы заключается в получении и систематизации информации о психосоциальных проблемах пожилых людей и сущности психосоциального сопровождения в психосоциальной работе. Практическая значимость работы состоит в разработке и экспериментальной апробации индивидуальной программы психосоциального сопровождения пожилых, учитывающей сущность возникшей проблемы и индивидуально-личностные особенности пожилых людей; рекомендациях по совершенствованию психосоциального сопровождения в Шебекинском доме-интернате для престарелых и инвалидов.
Полученные результаты могут быть использованы при создании системы стационарного психосоциального сопровождения пожилых людей в условиях дома-интерната для престарелых и инвалидов.
Апробация результатов исследования. Положения и выводы выпускной квалификационной работы апробированы в ГБСУСОССЗН «Шебекинский дом-интернат для престарелых и инвалидов» в ходе производственной преддипломной практики.
Структура дипломной работы определяется логикой исследования и поставленными задачами. Работа включает введение, две главы, заключение, список литературы, включающий 77 источников, приложения.
На сегодняшний день стационарные учреждения для престарелых и инвалидов имеют не высокий, но достаточный потенциал для организации успешной психосоциальной работы по коррекции у пожилых людей тех особенностей психологического и социального плана, которые не соответствуют нормам. Поэтому необходимо организовать деятельность по психосоциальному сопровождению так, чтобы она, во-первых, соответствовала требованиям и интересам сотрудников и пожилых людей, получателей социальных услуг дома-интерната для престарелых и инвалидов, во-вторых, давала реальные положительные результаты, т.е. способствовала повышению степени адаптации у пожилых людей и решению их психосоциальных проблем.
Известно, что процесс психосоциальной адаптации пожилых людей в условиях интернатного учреждения происходит очень трудно. Большинство пожилых теряют простейшие навыки коммуникации, тяжело идут на контакт, не отвечают и ведут себя агрессивно по отношению к окружающим, не выполняют правил внутреннего распорядка. Их отличает эмоциональная неустойчивость: вялость сменяется агрессивностью, аффективными вспышками и немотивированным поведением.
Взаимодействие таких людей с окружающей социальной средой учреждения проявляется в неадекватном восприятии себя и окружающих (нарушенный образ «Я», заниженная самооценка, низкий социальный статус); неадекватном построении системы взаимоотношений с окружающими, проявляющиеся в наличии трудностей общения, агрессивности, конфликтности, замкнутости, нежелании общаться или самоизоляции; нарушения ведущей деятельности (бытового самообслуживания), которому зачастую сопутствует задержка психического развития или угасания. Причем, в зависимости от времени начала действия психотравмирующего фактора (явившегося причиной негативной адаптации), силы его действия, особенностей психосоциальной ситуации пожилого может быть различной.
Следовательно, для таких людей необходима разработка индивидуальной программы психосоциального сопровождения, основанной на учете вышеперечисленных факторов, способствующей снижению неадекватных проявлений пожилого человека в новых для него условиях.
Одним из источников получения объективной информации о состоянии психосоциальных проблем пожилых людей, а также психосоциальной работы с пожилыми в Шебекинском доме-интернате для престарелых и инвалидов стал метод социологического исследования – анкетирование и экспертное анкетирование.
Проанализировав сложившуюся ситуацию, в качестве рекомендаций по решению психосоциальных проблем пожилых людей и совершенствованию психосоциальной работы, была предложена программа психосоциального сопровождения пожилых людей в первичный период их адаптации, который позволит решить психосоциальные проблемы людей пожилого возраста, и будет способствовать формированию психосоциальной активности пожилых людей в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Главным результатом реализации программы психосоциального сопровождения будет развитие познавательных, мыслительных способностей пожилых людей; выявление и развитие творческого потенциала; социализация (развитие коммуникативных способностей); повышение уровня сплоченности среди участников; укрепление и развитие взаимодействия между пожилыми людьми и специалистами дома-интерната, что в конечном итоге приведет к повышенной активности и облегчит процесс социальной адаптации.
В результате реализации программы психосоциального сопровождения будет реализован индивидуальный подход к пожилым людям; разделены и реорганизованы функции по организации игрового досуга; учтены все психосоциальные аспекты проживающего пожилого человека; организованы коррекционные и терапевтические программы на базе дома-интерната для престарелых и инвалидов; будут развиваться психосоциальные методы работы с пожилыми, направленные на формирование позитивной жизненной позиции, актуализации собственных ресурсов индивида, активизации его жизнедеятельности; обучение пожилых методам само- и взаимопомощи для предотвращения социальной изоляции путем поддержания и развития социальных контактов.
Итак, в данной работе мы рассмотрели теоретические аспекты психосоциального сопровождения и психосоциальных проблем пожилых людей, выявили их состояние и влияние на процесс адаптации в доме- интернате для престарелых и инвалидов; раскрыли проблему психосоциальной работы в доме-интернате. Разработали программу психосоциального сопровождения, направленную на решение психосоциальных проблем пожилых людей, получателей социальных услуг, находящихся в доме-интернате для престарелых и инвалидов до одного года На основе всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что цель и задачи, поставленные нами, были достигнуты.
Известно, что процесс психосоциальной адаптации пожилых людей в условиях интернатного учреждения происходит очень трудно. Большинство пожилых теряют простейшие навыки коммуникации, тяжело идут на контакт, не отвечают и ведут себя агрессивно по отношению к окружающим, не выполняют правил внутреннего распорядка. Их отличает эмоциональная неустойчивость: вялость сменяется агрессивностью, аффективными вспышками и немотивированным поведением.
Взаимодействие таких людей с окружающей социальной средой учреждения проявляется в неадекватном восприятии себя и окружающих (нарушенный образ «Я», заниженная самооценка, низкий социальный статус); неадекватном построении системы взаимоотношений с окружающими, проявляющиеся в наличии трудностей общения, агрессивности, конфликтности, замкнутости, нежелании общаться или самоизоляции; нарушения ведущей деятельности (бытового самообслуживания), которому зачастую сопутствует задержка психического развития или угасания. Причем, в зависимости от времени начала действия психотравмирующего фактора (явившегося причиной негативной адаптации), силы его действия, особенностей психосоциальной ситуации пожилого может быть различной.
Следовательно, для таких людей необходима разработка индивидуальной программы психосоциального сопровождения, основанной на учете вышеперечисленных факторов, способствующей снижению неадекватных проявлений пожилого человека в новых для него условиях.
Одним из источников получения объективной информации о состоянии психосоциальных проблем пожилых людей, а также психосоциальной работы с пожилыми в Шебекинском доме-интернате для престарелых и инвалидов стал метод социологического исследования – анкетирование и экспертное анкетирование.
Проанализировав сложившуюся ситуацию, в качестве рекомендаций по решению психосоциальных проблем пожилых людей и совершенствованию психосоциальной работы, была предложена программа психосоциального сопровождения пожилых людей в первичный период их адаптации, который позволит решить психосоциальные проблемы людей пожилого возраста, и будет способствовать формированию психосоциальной активности пожилых людей в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Главным результатом реализации программы психосоциального сопровождения будет развитие познавательных, мыслительных способностей пожилых людей; выявление и развитие творческого потенциала; социализация (развитие коммуникативных способностей); повышение уровня сплоченности среди участников; укрепление и развитие взаимодействия между пожилыми людьми и специалистами дома-интерната, что в конечном итоге приведет к повышенной активности и облегчит процесс социальной адаптации.
В результате реализации программы психосоциального сопровождения будет реализован индивидуальный подход к пожилым людям; разделены и реорганизованы функции по организации игрового досуга; учтены все психосоциальные аспекты проживающего пожилого человека; организованы коррекционные и терапевтические программы на базе дома-интерната для престарелых и инвалидов; будут развиваться психосоциальные методы работы с пожилыми, направленные на формирование позитивной жизненной позиции, актуализации собственных ресурсов индивида, активизации его жизнедеятельности; обучение пожилых методам само- и взаимопомощи для предотвращения социальной изоляции путем поддержания и развития социальных контактов.
Итак, в данной работе мы рассмотрели теоретические аспекты психосоциального сопровождения и психосоциальных проблем пожилых людей, выявили их состояние и влияние на процесс адаптации в доме- интернате для престарелых и инвалидов; раскрыли проблему психосоциальной работы в доме-интернате. Разработали программу психосоциального сопровождения, направленную на решение психосоциальных проблем пожилых людей, получателей социальных услуг, находящихся в доме-интернате для престарелых и инвалидов до одного года На основе всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что цель и задачи, поставленные нами, были достигнуты.
Подобные работы
- СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ИНВАЛИДОВ В УСЛОВИЯХ ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКОГО ИНТЕРНАТА
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4890 р. Год сдачи: 2016



