ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОДОСНАБЖЕНИЯ ГОРОДА ТЮМЕНИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ УСЛУГ ВОДОСНАБЖЕНИЯ В РОССИИ 6
1.1. Организация процесса предоставления услуг водоснабжения
городскому населению страны 6
1.2 Нормативно-правовые основы организации услуг
водоснабжения в России 16
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ
УСЛУГ ВОДОСНАБЖЕНИЯ НАСЕЛЕНИЮ ГОРОДА ТЮМЕНИ 27
2.1. Организация предоставления услуг водоснабжения в городе Тюмени 27
2.2. Оценка состояния системы водоснабжения города Тюмени 37
2.3. Основные проблемы в сфере водоснабжения города
Тюмени и пути их решения 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ УСЛУГ ВОДОСНАБЖЕНИЯ В РОССИИ 6
1.1. Организация процесса предоставления услуг водоснабжения
городскому населению страны 6
1.2 Нормативно-правовые основы организации услуг
водоснабжения в России 16
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ
УСЛУГ ВОДОСНАБЖЕНИЯ НАСЕЛЕНИЮ ГОРОДА ТЮМЕНИ 27
2.1. Организация предоставления услуг водоснабжения в городе Тюмени 27
2.2. Оценка состояния системы водоснабжения города Тюмени 37
2.3. Основные проблемы в сфере водоснабжения города
Тюмени и пути их решения 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ
Сфера водоснабжения социально значимая. Трудно переоценить важность водоснабжения для людей [60]. Ведь существование любой цивилизации всегда зависело от доступа к воде.
При этом сфера водоснабжения, как и вся отрасль жилищно-коммунального хозяйства, требует постоянного развития и модернизации систем, реконструкции технически важных объектов и внедрения новых технологий. Поскольку высокая изношенность систем водоснабжения, которая кроме сверхнормативных потерь определяет их низкую надежность, приводит к росту аварийности на объектах водоснабжения, к нарушению бесперебойности и надежности водоснабжения, а также к снижению качества питьевой воды, что служит источником различного рода заболеваний.
Проблемы сферы водоснабжения являются препятствием для комфортной жизни граждан нашей страны [63, С. 89]. Последствием отсутствия их решений является социальная нестабильность в обществе. Согласно статье 7 Конституции РФ политика России должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, в том числе путем предоставления качественных услуг в сфере водоснабжения.
Для решения проблем в данной сфере необходимы значительные ресурсы. По экспертным оценкам, ежегодные инвестиционные потребности в сферу водоснабжения более 100 млрд. рублей [40]. При этом основным инструментом привлечения частного бизнеса в сферу водоснабжения остается концессия, при которой объекты сферы водоснабжения, находясь в государственной или муниципальной собственности, передаются в управление частному инвестору, так называемое государственно-частное партнерство.
Следует отметить, что на систему водоснабжения ежегодно возрастает нагрузка за счет роста объемов жилищного строительства, растут также и требования потребителей к качеству услуг водоснабжения, выраженные в необходимости бесперебойного получения холодной и горячей воды, её соответствия требованиям качества. Ведь бесперебойное получение соответствующего коммунального ресурса в нужном объеме, надлежащего качества и отвечающее требованиям безопасности - необходимое условие для нормального функционирования современного общества.
Обеспечение дальнейшей модернизации сферы водоснабжения и приведение её в соответствие запросам современного общества очевидно.
Объект исследования - организация предоставления услуг водоснабжения населению города Тюмени. Предмет - основные проблемы организации данного процесса.
Цель исследования - определить основные проблемы организации водоснабжения на территории города Тюмени и найти пути их решения.
Для чего необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть организацию процесса предоставления услуг водоснабжения городскому населению страны.
2. Изучить нормативно-правовые основы организации услуг водоснабжения в России.
3. Проанализировать организацию предоставления услуг водоснабжения в городе Тюмени.
4. Оценить состояние системы водоснабжения города Тюмени.
5. Выявить основные проблемы в сфере водоснабжения города Тюмени и найти пути их решения.
Теоретической базой исследования являются научные труды авторов: Гассий М.В., Семенихина В.В., Кирсанова С.А., Кюрджиева С.П., Хрипуна В.И., Жулина А.Г., Ильина А.Д., Воротникова А.В., Тегенцева С.А. по вопросам организации предоставления коммунальных услуг, в частности, услуг водоснабжения населению.
Эмпирическая база - нормативные правовые акты Российской Федерации, Тюменской области, города Тюмени, регулирующие вопросы организации водоснабжения населению. Также были использованы статистические данные Федеральной службы государственной статистики, итогов и прогноза социально-экономического развития города Тюмени.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и двух приложений.
Выпускная бакалаврская работа выполнена на кафедре «Сервисного инжиниринга и правового обеспечения в жилищно-коммунальном и строительном комплексе», института сервиса и отраслевого управления, Тюменского индустриального университета.
При этом сфера водоснабжения, как и вся отрасль жилищно-коммунального хозяйства, требует постоянного развития и модернизации систем, реконструкции технически важных объектов и внедрения новых технологий. Поскольку высокая изношенность систем водоснабжения, которая кроме сверхнормативных потерь определяет их низкую надежность, приводит к росту аварийности на объектах водоснабжения, к нарушению бесперебойности и надежности водоснабжения, а также к снижению качества питьевой воды, что служит источником различного рода заболеваний.
Проблемы сферы водоснабжения являются препятствием для комфортной жизни граждан нашей страны [63, С. 89]. Последствием отсутствия их решений является социальная нестабильность в обществе. Согласно статье 7 Конституции РФ политика России должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, в том числе путем предоставления качественных услуг в сфере водоснабжения.
Для решения проблем в данной сфере необходимы значительные ресурсы. По экспертным оценкам, ежегодные инвестиционные потребности в сферу водоснабжения более 100 млрд. рублей [40]. При этом основным инструментом привлечения частного бизнеса в сферу водоснабжения остается концессия, при которой объекты сферы водоснабжения, находясь в государственной или муниципальной собственности, передаются в управление частному инвестору, так называемое государственно-частное партнерство.
Следует отметить, что на систему водоснабжения ежегодно возрастает нагрузка за счет роста объемов жилищного строительства, растут также и требования потребителей к качеству услуг водоснабжения, выраженные в необходимости бесперебойного получения холодной и горячей воды, её соответствия требованиям качества. Ведь бесперебойное получение соответствующего коммунального ресурса в нужном объеме, надлежащего качества и отвечающее требованиям безопасности - необходимое условие для нормального функционирования современного общества.
Обеспечение дальнейшей модернизации сферы водоснабжения и приведение её в соответствие запросам современного общества очевидно.
Объект исследования - организация предоставления услуг водоснабжения населению города Тюмени. Предмет - основные проблемы организации данного процесса.
Цель исследования - определить основные проблемы организации водоснабжения на территории города Тюмени и найти пути их решения.
Для чего необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть организацию процесса предоставления услуг водоснабжения городскому населению страны.
2. Изучить нормативно-правовые основы организации услуг водоснабжения в России.
3. Проанализировать организацию предоставления услуг водоснабжения в городе Тюмени.
4. Оценить состояние системы водоснабжения города Тюмени.
5. Выявить основные проблемы в сфере водоснабжения города Тюмени и найти пути их решения.
Теоретической базой исследования являются научные труды авторов: Гассий М.В., Семенихина В.В., Кирсанова С.А., Кюрджиева С.П., Хрипуна В.И., Жулина А.Г., Ильина А.Д., Воротникова А.В., Тегенцева С.А. по вопросам организации предоставления коммунальных услуг, в частности, услуг водоснабжения населению.
Эмпирическая база - нормативные правовые акты Российской Федерации, Тюменской области, города Тюмени, регулирующие вопросы организации водоснабжения населению. Также были использованы статистические данные Федеральной службы государственной статистики, итогов и прогноза социально-экономического развития города Тюмени.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и двух приложений.
Выпускная бакалаврская работа выполнена на кафедре «Сервисного инжиниринга и правового обеспечения в жилищно-коммунальном и строительном комплексе», института сервиса и отраслевого управления, Тюменского индустриального университета.
Основной задачей сферы водоснабжения является предоставление качественных услуг в требуемом объеме. Одна из серьезнейших проблем, которая касается практически всех регионов нашей страны, это качество питьевой воды, напрямую влияющее на здоровье людей. Так, из систем централизованного водоснабжения качественной питьевой водой на конец 2017 года было обеспечено 94,5% городского населения России, в Тюменской области данный показатель на 1,1 процентных пункта ниже среднероссийского показателя (93,4 %).
Качество воды во многом зависит от используемого источника водоснабжения. В городе Тюмени порядка 60% забора воды производится из поверхностного источника - реки Туры, вода которой не отвечает требованиям существующих стандартов и относится к классу «грязная». Значительное влияние на загрязненность воды оказывают сбросы неочищенных сточных вод промышленными предприятиями и другими потребителями выше города Тюмени по течению реки, что в конечном итоге отражается на качестве водопроводной воды, поступающей к конечному потребителю.
На повышение качества предоставляемых населению услуг водоснабжения негативное влияние оказывают проблемы, связанные с недостаточной надежностью работы элементов системы водоснабжения города, в том числе из-за значительного уровня их износа, неполной замены ветхих сетей, большая часть из которых приходится на бесхозяйные сети, которые проявляется в:
- высоком уровне потерь и неучтенного расхода воды;
- аварийности на муниципальных сетях водоснабжения;
- отклонении отдельных показателей качества воды от установленных нормативов. Водопроводная сеть - это одно из самых уязвимых элементов водоснабжения, поскольку в процессе транспортировки вода получает вторичное загрязнение в результате контакта с чугунными и стальными трубопроводами и арматурой;
- низком качестве в ряде многоквартирных домов горячего водоснабжения.
Специфической проблемой водоснабжения, характерной для города Тюмени, является рост населения и площади застройки, что увеличивает нагрузку на действующую систему водоснабжения и требует ее дальнейшего развития. На конец 2019 года не обеспечено централизованным водоснабжением порядка 11 % населения города Тюмени (районы малоэтажной застройки), хотя в 2018 году данный показатель был ниже и составлял около 9 %.
Правительством Тюменской области и Администрацией города Тюмени предприняты меры, направленные на решение вышеуказанных проблем, в частности:
- ведется системная работа по обеспечению населения области качественной питьевой водой в рамках реализации государственной программы Тюменской области «Развитие жилищно-коммунального хозяйства» [59, С. 88] с привлечением средств финансовой поддержки из федерального бюджета. Планируемый результат - увеличение количества жителей города Тюмени, получающих качественную воду, на 56 502 человека, а соответственно и доли городского населения, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения, до 99 %;
- в целях привлечения инвестиций в сферу водоснабжения города в конце 2017 года заключено концессионное соглашение с ООО «Тюмень Водоканал», ключевое мероприятие которого - переход на подземные источники водоснабжения, модернизация Велижанского и Метелевского водоочистных сооружений, строительство новых водопроводных сетей.
Реализация мероприятий, предусмотренных вышеуказанными документами, позволит улучшить качество оказываемых услуг водоснабжения.
Анализ существующих проблем в сфере водоснабжения и принятых мер по их решению показывает на необходимость:
- дальнейшего улучшения показателей качества воды в распределительной сети;
- проведения 100-процентной инвентаризации водопроводной сети, направленной, в том числе на выявление всех бесхозяйных сетей;
- создания рабочей группы по контролю за реализацией мероприятий по строительству и реконструкции (модернизации) объектов водоснабжения;
- ускорения процесса расселения жителей из аварийных многоквартирных домов. Поскольку существует проблема длительности данного процесса - срок расселения значительной части аварийных многоквартирных домов запланирован на 2029 - 2030 годы. То есть жители аварийных домов еще порядка 10 лет вынуждены жить в неблагоприятных условиях и получать некачественные услуги из-за ветхости и изношенности внутридомовых сетей.
Для решения проблемы необходимо также:
- информирование жильцов о преимуществах установки приборов учета и наглядное представление их преимуществ, что повысит и прозрачность платы за услуги, и сэкономит средства жильцов. Ведь с увеличением доли расчетов по показаниям приборов учета снижается доля обращений граждан в Государственную жилищную инспекцию Тюменской области по вопросам оплаты жилищно-коммунальных услуг: в первом квартале 2020 года доля обращений по данному вопросу в общем их объеме составила 5,5 %, в первом квартале 2019 года - 6,6 %, в первом квартале 2018 года - 15,3 %;
- проведение проверки приборов учета за счет ресурсоснабжающей организации;
- проведение системной работы по формированию культуры рационального пользования водой;
Анализ тарифов на питьевую и горячую воду показал, что их рост для населения города Тюмени не превышает установленных предельных индексов. При этом льготный тариф для населения порой значительно ниже экономически обоснованного тарифа и в данном случае разница в тарифах компенсируется ресурсоснабжающей организации из областного бюджета.
Несмотря на установление льготных тарифов для населения, тариф на питьевую воду в городе Тюмени в отношении отдельного жилищного фонда выше среднероссийского показателя, составившего на конец 2018 года 28,08 руб. за кубический метр холодной воды. В частности, на конец 2018 года льготный тариф для населения в отношении жилищного фонда, введенного в эксплуатацию по 30.06.2017 года включительно, обслуживаемого ООО «Тюмень Водоканал» составил 30,09 руб., а в отношении жилищного фонда, введенного в эксплуатацию с 01.07.2017 года по 30.06.2020 года включительно, - 34,78 рубля.
Вопросы тарифной политики требуют особого внимания как со стороны антимонопольного органа, так и организаций общественного контроля. Огромное значение имеет поиск резервов экономии затрат, осуществляемых организациями, производящими и поставляющими коммунальные услуги по холодному и горячему водоснабжению, и которые закладываются в основу расчета тарифов.
Обеспечение необходимого качества и надежности услуг водоснабжения, и как следствие, повышение комфорта проживания граждан, возможно только при продолжении системной работы, направленной на решение накопившихся в данной сфере проблем.
Качество воды во многом зависит от используемого источника водоснабжения. В городе Тюмени порядка 60% забора воды производится из поверхностного источника - реки Туры, вода которой не отвечает требованиям существующих стандартов и относится к классу «грязная». Значительное влияние на загрязненность воды оказывают сбросы неочищенных сточных вод промышленными предприятиями и другими потребителями выше города Тюмени по течению реки, что в конечном итоге отражается на качестве водопроводной воды, поступающей к конечному потребителю.
На повышение качества предоставляемых населению услуг водоснабжения негативное влияние оказывают проблемы, связанные с недостаточной надежностью работы элементов системы водоснабжения города, в том числе из-за значительного уровня их износа, неполной замены ветхих сетей, большая часть из которых приходится на бесхозяйные сети, которые проявляется в:
- высоком уровне потерь и неучтенного расхода воды;
- аварийности на муниципальных сетях водоснабжения;
- отклонении отдельных показателей качества воды от установленных нормативов. Водопроводная сеть - это одно из самых уязвимых элементов водоснабжения, поскольку в процессе транспортировки вода получает вторичное загрязнение в результате контакта с чугунными и стальными трубопроводами и арматурой;
- низком качестве в ряде многоквартирных домов горячего водоснабжения.
Специфической проблемой водоснабжения, характерной для города Тюмени, является рост населения и площади застройки, что увеличивает нагрузку на действующую систему водоснабжения и требует ее дальнейшего развития. На конец 2019 года не обеспечено централизованным водоснабжением порядка 11 % населения города Тюмени (районы малоэтажной застройки), хотя в 2018 году данный показатель был ниже и составлял около 9 %.
Правительством Тюменской области и Администрацией города Тюмени предприняты меры, направленные на решение вышеуказанных проблем, в частности:
- ведется системная работа по обеспечению населения области качественной питьевой водой в рамках реализации государственной программы Тюменской области «Развитие жилищно-коммунального хозяйства» [59, С. 88] с привлечением средств финансовой поддержки из федерального бюджета. Планируемый результат - увеличение количества жителей города Тюмени, получающих качественную воду, на 56 502 человека, а соответственно и доли городского населения, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения, до 99 %;
- в целях привлечения инвестиций в сферу водоснабжения города в конце 2017 года заключено концессионное соглашение с ООО «Тюмень Водоканал», ключевое мероприятие которого - переход на подземные источники водоснабжения, модернизация Велижанского и Метелевского водоочистных сооружений, строительство новых водопроводных сетей.
Реализация мероприятий, предусмотренных вышеуказанными документами, позволит улучшить качество оказываемых услуг водоснабжения.
Анализ существующих проблем в сфере водоснабжения и принятых мер по их решению показывает на необходимость:
- дальнейшего улучшения показателей качества воды в распределительной сети;
- проведения 100-процентной инвентаризации водопроводной сети, направленной, в том числе на выявление всех бесхозяйных сетей;
- создания рабочей группы по контролю за реализацией мероприятий по строительству и реконструкции (модернизации) объектов водоснабжения;
- ускорения процесса расселения жителей из аварийных многоквартирных домов. Поскольку существует проблема длительности данного процесса - срок расселения значительной части аварийных многоквартирных домов запланирован на 2029 - 2030 годы. То есть жители аварийных домов еще порядка 10 лет вынуждены жить в неблагоприятных условиях и получать некачественные услуги из-за ветхости и изношенности внутридомовых сетей.
Для решения проблемы необходимо также:
- информирование жильцов о преимуществах установки приборов учета и наглядное представление их преимуществ, что повысит и прозрачность платы за услуги, и сэкономит средства жильцов. Ведь с увеличением доли расчетов по показаниям приборов учета снижается доля обращений граждан в Государственную жилищную инспекцию Тюменской области по вопросам оплаты жилищно-коммунальных услуг: в первом квартале 2020 года доля обращений по данному вопросу в общем их объеме составила 5,5 %, в первом квартале 2019 года - 6,6 %, в первом квартале 2018 года - 15,3 %;
- проведение проверки приборов учета за счет ресурсоснабжающей организации;
- проведение системной работы по формированию культуры рационального пользования водой;
Анализ тарифов на питьевую и горячую воду показал, что их рост для населения города Тюмени не превышает установленных предельных индексов. При этом льготный тариф для населения порой значительно ниже экономически обоснованного тарифа и в данном случае разница в тарифах компенсируется ресурсоснабжающей организации из областного бюджета.
Несмотря на установление льготных тарифов для населения, тариф на питьевую воду в городе Тюмени в отношении отдельного жилищного фонда выше среднероссийского показателя, составившего на конец 2018 года 28,08 руб. за кубический метр холодной воды. В частности, на конец 2018 года льготный тариф для населения в отношении жилищного фонда, введенного в эксплуатацию по 30.06.2017 года включительно, обслуживаемого ООО «Тюмень Водоканал» составил 30,09 руб., а в отношении жилищного фонда, введенного в эксплуатацию с 01.07.2017 года по 30.06.2020 года включительно, - 34,78 рубля.
Вопросы тарифной политики требуют особого внимания как со стороны антимонопольного органа, так и организаций общественного контроля. Огромное значение имеет поиск резервов экономии затрат, осуществляемых организациями, производящими и поставляющими коммунальные услуги по холодному и горячему водоснабжению, и которые закладываются в основу расчета тарифов.
Обеспечение необходимого качества и надежности услуг водоснабжения, и как следствие, повышение комфорта проживания граждан, возможно только при продолжении системной работы, направленной на решение накопившихся в данной сфере проблем.



