Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Работа №58739

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы103
Год сдачи2016
Стоимость4940 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
574
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты исследования проблемы развития эмоционального интеллекта старших дошкольников
1.1. Сущностно-содержательная характеристика понятий «эмоции»,
«эмоциональный интеллект» 9
1.2. Особенности развития эмоционального интеллекта старших
дошкольников 22
1.3. Формы и методы развития эмоционального интеллекта старших
дошкольников 31
Выводы по I главе 42
Глава II. Опытно-экспериментальная проверка эффективности форм и методов развития эмоционального интеллекта старших дошкольников
2.1. Организация и методика исследования 43
2.2. Исследование уровня развития эмоционального интеллекта старших
дошкольников (констатирующий этап эксперимента) 45
2.3. Реализация программы развития эмоционального интеллекта старших
дошкольников (формирующий этап эксперимента) 53
2.4. Результаты проверки эффективности экспериментальной работы
(контрольный этап эксперимента) 57
Выводы по II главе 66
Заключение 67
Список литературы 69
Приложение

Актуальность исследования.Забота о здоровье (физическом и психическом) - первостепенная задача институтов образования. Согласно официальным данным Минздрава России на 2015 год по Республике Татарстан 4240 детей от 0 до 14 лет страдают психическими расстройствами и расстройствами поведения. Более того число таких детей с каждым годом почти не меняется. В 2012 году таких детей было 4329 человек, в 2013 - 4280, а в 2014 - 4052.
В школах, дошкольных учреждениях, учреждениях дополнительного образования проводятся профилактические мероприятия по предупреждению поведенческих и прочих психических расстройств у детей. С ребятами занимаются компетентные психологи и педагоги, внедряется множество инновационных методов и форм работы. Тем не менее, приведенная выше статистика показывает недостаточную эффективность таких программ.
Поступление в первый класс - чрезвычайно сложный, переломный период в жизни ребенка, сопряженный с высочайшим риском развития у них психических и поведенческих отклонений. Меняется его место в системе общественных отношений, меняется весь уклад его жизни, возрастает психоэмоциональная нагрузка. На смену играм приходят ежедневные учебные занятия. Они требуют от ребенка напряженного умственного труда, активизации внимания, сосредоточенной работы на уроках и относительно неподвижного положения тела, удержания правильной рабочей позы. Потребность же в движении остается большой.
Успешная адаптация к школе включает в себя множество компонентов. Это и установление контактов со сверстниками и педагогами, и необходимость научится выполнять требования школьной дисциплины, и появление новых школьных обязанностей. Именно в
первом классе закладывается основа отношения ребенка к школе и обучению.
Некоторые первоклассники, даже с высоким уровнем интеллектуального развития, с трудом переносят нагрузку, к которой обязывает школьное обучение. Неудачи в учебной деятельности, плохие отношения со сверстниками, негативные оценки со стороны значимых взрослых приводят к напряженному состоянию нервной системы, у ребенка падает уверенность в себе, повышается тревожность, что и ведет к школьной дезадаптации.
Школьная дезадаптация может привести к повышенной утомляемости ребенка, снижению его работоспособности. Ребенок может испытывать слабость, головные боли, боли в животе. Проявляются нарушения сна и аппетита. Возможны энурез, появление вредных привычек (обгрызание ногтей, ручек), дрожание пальцев, навязчивых движений, говорения с самим собой, заикания, заторможенности или, наоборот, двигательного беспокойства (расторможенности).
Школьная дезадаптация проявляется в вандализме, импульсивном и неконтролируемом поведении, агрессивности, непринятии школьных правил, неадекватности требований к одноклассникам и учителям.
Чтобы предотвратить школьную дезадаптацию важно заранее подготовить ребенка к поступлению в первый класс. Причем подготовка должна быть многоплановой. Можно выделять отдельные стороны готовности к школе: физическую, интеллектуальную, эмоционально-волевую, личностную и социально-психологическую.
В последние годы внимание к вопросу подготовки детей к школе со стороны психологов и педагогов усилилось. Освещаются вопросы физической, интеллектуальной, и личностной подготовке к школьной адаптации. Однако сферы эмоционально-волевой и социально-психологической адаптации все еще недостаточно раскрыты. Эмоциям детей не придается такого значения, как их знаниям.
Эмоциональный интеллект - понятие, пересекающее эмоционально-волевую и социальную сферы личности ребенка. Исследователи, такие как Й.Б. Тайлайкер, У. Визингер, установили, что около 80% успеха в социальной и личной сферах жизни определяет именно уровень развития эмоционального интеллекта, и лишь 20% - всем известный IQ -
коэффициент интеллекта, измеряющий степень умственных способностей человека [43, с. 57].
Успешная адаптация к школе, выстраивание комфортной и рабочей атмосферы в классе, установление гармоничных взаимоотношений в группе сверстников - всему этому может способствовать развитие эмоционального интеллекта.
Изучением эмоциональных процессов у детей старшего дошкольного возраста занимались К. Изард [23], Л.И. Божович [10], Г.М. Бреслав[8], А.К. Болотова [7], О.М. Романова [37]. Вопросами развития эмоционального интеллекта занимались Д. Готтман[13], И.Н. Андреева [4], И.А. Юрасов [48], В.А. Грозина[17].
Анализ состояния данной проблемы в педагогической и психологической литературе и практике позволил выявить наличие противоречия между социальным заказом общества на подготовку психически здорового, адекватно адаптированного члена общества, способного понимать свои и чужие эмоции, извлекать из этого понимания мотивацию к деятельности и недостаточной разработанностью содержания, форм и методов развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста.
Выявленное противоречие обусловило проблему исследования: каковы содержание, формы и методы развития эмоционального интеллекта старших дошкольников?
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке содержания, комплекса форм и методов, обеспечивающих эффективное развитие эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста.
Объект: процесс развития эмоционального интеллекта старших дошкольников.
Предмет: содержание, формы и методы развития эмоционального интеллекта старших дошкольников.
Гипотеза исследования основывается на том, что уровень эмоционального интеллекта старших дошкольников можно повысить, если:
• опираться на структуру и содержание эмоционального интеллекта;
• учитывать возрастные особенности развития эмоционального интеллекта старших дошкольников;
• организовать формирующие мероприятия на основе развивающей программы «Страна эмоций», включающей различные формы и методы развития эмоционального интеллекта старших дошкольников.
В соответствии с выдвинутой гипотезой, исходя из понимания проблемы, цели, объекта и предмета исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть сущность и содержание понятий "эмоции", "эмоциональный интеллект".
2. Определить возрастные особенности развития эмоционального интеллекта старших дошкольников.
3. Разработать содержание программы развития эмоционального интеллекта старших дошкольников.
4. В опытно-экспериментальной работе проверить эффективность разработанной программы развития эмоционального интеллекта старших дошкольников.
Методологическую основу данного исследования составили: психологические, педагогические концепции в отечественной и зарубежной педагогике и психологии, раскрывающие категории «эмоции» и «эмоциональный интеллект» Ч. Дарвина [18], Г. Спенсера [41], Т. Рибо [36], У. Джемса [20], К. Ланге [27], У. Кеннона [56], П. Барда [54], Л. Фестингера [45], Р. Липера [5], К. Изарда [23], Дж. Мейера [3], П. Сэловея [3], Д. Карузо [32], Р. Бар-Она [5], А.М. Эткинда [47], Р.У. Липера[12], Л.С. Выготского [13], С.Л. Рубинштейна [38], Р.С. Немова [32], А.Н. Леонтьева [28], Е.П. Ильина [24], Д.В. Люсина [29]. Концепции развития эмоционального интеллекта были предложены Д. Гоулманом [15], М.А. Нгуеном [50], Д. Готтманом [13],
И.Н. Андреевой [4], И.А. Юрасовым [48], В.А. Грозиной [17],
Е.Л.Яковлевой [49], О.М. Романовой [37].
В соответствии с целью и задачами исследования нами были использованы следующие методы исследования:
• теоретические: изучение и анализ педагогической и
психологической литературы по проблеме исследования;
• эмпирические: диагностическое тестирование с помощью методики «Диагностика уровня развития эмоционального интеллекта старшего дошкольника» М.А. Нгуен;
• статистические: t-критерий Стьюдентадля зависимых выборок с целью выявления значимости различий между двумя выборками.
Опытно-экспериментальная база исследования:ЧОУ ДОД «Глобус» города Казани Республики Татарстан. Выборку составили 22 ребенка в возрасте 6 лет.
Этапы исследования. Исследование проводилось в естественных условиях, в три этапа:
На первом (поисково-теоретическом) этапе осуществлялся анализ проблемы в педагогической и психологической литературе по теме исследования; определялся научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно - экспериментального исследования.
На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, апробировались формы и методы психолого-педагогического взаимодействия с детьми старшего дошкольного возраста с целью развития их эмоционального интеллекта.
На третьем (обобщающем) этапе проводилась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
Выявлены, обоснованы и апробированы на практике содержание, формы и методы развития эмоционального интеллекта старших дошкольников, которые в совокупности нашли отражение в разработанной программе "Страна эмоций"
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что разработанная программа может использоваться воспитателями, педагогами, социальными педагогами, педагогами - психологами в практике образовательных учреждений начального и дошкольного образования.
Структура исследования: исследование состоит из введения, двух глав, включающих семь параграфов, заключения, библиографического списка и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Решая I задачу, опираясь на труды Дж. Мэйера [52], П. Сэловея [52], Л.Е. Берка [6], Д. Готтмана[13], М.А. Нгуена [50], Л.С. Выготского [13], Д.В. Люсина [29], И.В. Дубровиной [21], И.Н. Андреевой [5], В.А. Грозиной[20] и других, нами были раскрыты сущность и содержание понятия «эмоции», «эмоциональный интеллект». под эмоциями мы понимаем упорядоченные реакции, пересекающие границы многих психологических подсистем, включая физиологическую, когнитивную, мотивационную, эмпирическую. Под эмоциональным интеллектом мы понимаем готовность ориентироваться на другого человека и учитывать его эмоциональное состояние в своей деятельности и общении.
Решая II задачу, были выявлены возрастные особенности развития ЭИ старших дошкольников, а именно:
1) активное развитие произвольности психических функций и поведения, в том числе, управления и использования эмоций в качестве мотивирующего фактора;
2) палитра эмоций ребенка расширяется, эмоции становятся более сложными и комплексными;
3) появляется рефлексия;
4) усиливается стремление к самопознанию;
5) на развитие ЭИ влияют как биологические, так и социальные факторы;
6) модель ЭИ формируется на основе эмоционально-окрашенной модели мира.
Решая III задачу, было разработано содержание программы «Страна эмоций», нацеленной на развитие ЭИ старших дошкольников. Эта программа включила в себя различные формы и методы, а именно методы игротерапии, арт-терапии, телесно-ориентированной и релаксационной терапии, песочной терапии.
Была использована групповая форма работы как наиболее эффективная, так как именно она позволяет развивать навыки эмпатии, а также упрощает усвоение навыков рефлексии и саморегуляции.
Комплексная и цельная работа по развитию всех компонентах ЭИ младших школьников была достигнута при использовании тренинговых форм занятий.
Программа «Страна эмоций» строится на принципах «эмоционального воспитания» Д.Готмана[13].
Решая IV задачу, нами была подтверждена эффективность развивающей программы «Страна эмоций» для старших дошкольников. По результатам проведения формирующего эксперимента большинству испытуемых удалось достигнуть среднего уровня ЭИ. Они стали более эмоционально ориентированы на взаимоотношения с окружающими, усилилась эмоциональная саморегуляция, увеличилась эмпатия. Кроме того,повысилось число испытуемых с высоким уровнем ЭИ.
Таким образом, наша гипотеза о том, что уровень ЭИ старших дошкольников можно повысить, если опираться на сущностно-содержательные характеристики понятий «эмоции», «эмоциональный интеллект»; учитывать возрастные особенности развития эмоционального интеллекта старших дошкольников; разработать содержание программы «Страна эмоций», включающей различные формы и методы развития эмоционального интеллекта старших дошкольников; организовать формирующие мероприятия на основе развивающей программы «Страна эмоций», подтверждена.



1. Айзенк Г. Исследования человеческой психики. Почему мы ведем себя именно так / Г. Айзенк. - М.: Эксмо-Пресс, 2001 . - 480с.
2. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект: исследования
феномена / И.Н. Андреева // Вопросы психологии. - 2006. - № 3. - С. 78-86.
3. Андреева И.Н. Возможности развития эмоционального интеллекта
в процессе психологического тренинга / И.Н. Андреева // Психология и современное общество: взаимодействие как путь взаиморазвития:
материалы 4-й Междунар. Науч.-практ. Конф., 8-9 декабря 2009 г. / под общ. ред. О.Ю. Ефремова. - СПб., 2009. - С.251-260.
4. Андреева И.Н. Азбука эмоционального интеллекта: монография / И.Н. Андреева. - СПб.: БХВ-Петербург, 2012. - 288 с.
5. Бабаева Ю.Д. Эмоции и проблемы классификации видов мышления / Ю.Д. Бабаева // Вестн. МГУ. Сер. 14. Психология. - 1999. - № 2. - С. 91-96.
6. Берк Л. Развитие ребенка: монография / Л. Берк. - СПб.: Питер, 2006. - 1056 с.
7. Болотова А.К. Психология развития: учеб. пособие для студентов вузов / А.К. Болотова, О.Н. Молчанова. - М.: ЧеРо, 2005. - 524 с.
8. Бреслав Г.М. Психология эмоций: учеб. пособие / Г.М. Бреслав. - М.: Смысл:Академия, 2007. - 542 с.
9. Вилюнас В. Психология эмоций: учеб.пособие для студентов вузов / В. Вилюнас . - СПб.: Питер, 2006 . - 496 с.
10. Выготский Л.С. О двух направлениях в понимании природы эмоций в зарубежной психологии начала XX века / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. - 1970. - № 6. - С. 149-156.
11. Выготский Л.С. Проблемы общей психологии / под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1982. - 503 с.
12. Гарднер Г. Структура разума: теория множественного интеллекта / Г.Гарднер. - М.: Вильямс, 2007. - 512 с.
13. Готтман Д. Эмоциональный интеллект ребенка. Практическое руководство для родителей: учеб. пособие / Д. Готтман, Д. Деклер. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015. - 288 с.
14. Гоулман Д. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта / Д. Г оулман - М.: Альпина Паблишерз, 2010. - 301 с.
15. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект: почему он может значить больше, чем IQ / Д. Гоулман. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. - 535 с.
16. Грабенко Т.М. Чудеса на песке / Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич- Евстигнеева. - СПб.: Речь, 2008. - 340 с.
17. Грозина В.А. Возможности игровых и рисуночных техник для развития эмоционального интеллекта старших дошкольников / В.А. Грозина // Научный диалог . - 2012. - № 6. - С. 85-93.
18. Дарвин Ч. О выражении эмоций у человека и животных /
Ч. Дарвин. - СПб.: Питер, 2001 . - 368с.
19. Деревянко С.П. Развитие эмоционального интеллекта в тренинговых группах / С.П. Деревянко // Психологический журнал. - 2008. - № 2. - С. 79-84.
20. Джемс У. Научные основы психологии / У. Джемс. - Минск: Харвест. - 2003. - 329 с.
21. Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога: учеб.пособие / И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова. - М.: Просвещение, 1991. - 303 с.
22. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Игры в сказкотерапии: монография / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко. - СПб.: Речь, 2008. - 208 с.
23. Изард К. Психология эмоций: учеб. пособие / К. Изард. - СПб.: Питер, 2007. - 464 с.
24. Ильин Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. - СПб: Питер, 2001. - 752 с.
25. Кайл Р. Детская психология: тайны психики ребенка / Р.Кайл. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. - 413 с.
26. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь: для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: Академия, 2005. - 176 с.
27. Ланге К. Душевные движения: Психофизиологический этюд / К. Ланге. - М.: Издание Ф. Павленкова, 1896. - 151 с.
28. Леонтьев А.Н. Деятельность и сознание / А.Н. Леонтьев // Вопросы философии, 1972. - № 12. - С. 137-140.
29. Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования: сб. науч. Тр. / под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. - М.: Институт психологии РАН, 2004. - С. 29-35.
30. Мэтьюс Дж. Эмоциональный интеллект: проблемы теории, измерения и применения на практике / Дж. Мэтьюс, Д.В. Люсин, Р.Д. Робертс, М. Зайднер // Психология. - 2004. - № 4. - С. 3-26.
31. Нгуен М.А. Развитие эмоционального интеллекта / М.А. Нгуен // Ребенок в детском саду. - 2007. - № 5. - С. 54-60.
32. Немов Р. С. Общие основы психологии: учеб. для студентов пед. вузов / Р.С. Немов. - М.: Владос, 2003. - 688 с.
33. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства: учеб.пособие / Р.В. Овчарова. - М.: Изд-во Ин-та Психотерапии, 2003. - 318с.
34. Пиаже Ж. Психология интеллекта / Ж. Пиаже. - СПб.: Питер, 2004. - 192 с.
35. Пискарева Т.Б. Развитие эмоций у учащихся с нарушением интеллекта / Т.Б. Пискарева // Ананьевские чтения-98: тезисы Науч.-практ. Конф., 27-29 октября 1998 г. / под общ. ред. А.А. Крылова. - СПб.: Издательство С.-Петербургского универитета, 1998. - С. 199-200.
36. Рибо Т. Гнев: психофизиологический этюд / Т. Рибо. - СПб.: Типо-Литография А. Якобсона, 1899. - 79 с.
37. Романова О.М. Особенности эмоциональной культуры младших школьников / О.М. Романова // Интеграция образования. - 2010. - № 3. - С. 89-93.
38. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: учеб. пособие для студентов вузов. - СПб.: Питер, 2007. - 712 с.
39. Рыжов Д.М. Старший дошкольный возраст как сенситивный период развития эмоционального интеллекта / Д.М. Рыжов // Среднее профессиональное образование. - 2013. - № 2. - С. 29-31.
40. Соколова Е.Т. Психотерапия: теория и практика: учеб.пособие /Е.Т.Соколова . - М.: Academia, 2002. - 366 с.
41. Спенсер Г. Физиология смеха / Г. Спенсер. - СПб.: Тип.А.С.Суворина, 1881 . - 20 с.
42. Спиваковская А.С. Популярная психология для родителей / А. С. Спиваковская, Г. А. Ковалев. - М.: Педагогика, 1989 . - 255 с.
43. Тайлакер Й.Б. Тренировка IQ: Ваш путь к успеху / Й.Б. Тайлайкер, У. Визингер. - М.: Астрель, 2004. - 174 с.
44. Торндайк Э. Психология обучения взрослых / Э. Торндайк. - М.: Госучпедгиз. - 1931. - 164 с.
45. Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса / Л. Фестингер. - СПб.: Речь, 2000. - 320 с.
46. Хрестоматия по психологии / под ред. Петровского А. В. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Просвещение, 1987. - 448 с.
47. Эткинд А.М. Эмоциональные компоненты самоотчетов и межличностных суждений / А.М. Эткинд // Вопросы психологии. - 1981.
- № 2. - С. 106-112.
48. Юрасов И.А. О нетрадиционных средствах развития эмоционального интеллекта / И.А. Юрасов // Управление персоналом. - 2008. - № 16. - С. 72-80.
49. Яковлева Е.Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития / Е.Л. Яковлева // Вопр. психол. - 1997. - № 4. - С. 20-27.
50. Нгуен М.А. Психологические особенности формирования
эмоционального интеллекта старших дошкольников: на примере
российских и вьетнамских детей: диссертация / М.А. Нгуен. - Тамбов: Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина. - 2008. - 188 с.
51. Новикова Л.М. Эмоциональный интеллект и его развитие у детей [Электронный ресурс] / Л.М. Новикова. - Режим доступа: http://festival.1september.ru
52. МэйерДж., СэловейП. Эмоциональныйинтеллект
[Электронныйресурс] / Дж.Мэйер, П. Сэловей. -
Режимдостуnа:http://www.unh.edu/emotional_intelligence/
53. Ярчак М.Т. Цнснуеэмацыянальнаемысленне? / М.Т. Ярчак // Адукацыя i выхаванне. - 2002. - № 7. - С. 72-75.
54. Bard P. On emotional expression after decortication with some remarks on certain theoretical views / P. Bard // Psychol. Rev. - 1934. - 309 p.
55. Buck R. Motivation, emotion and cognition: A developmental- interactionist view / R. Buck. - NY: Wiley, 1991. - 201 p.
56. Cannon W.B. Bodily changes in pain, hunger, fear and rage: An account of recent researches into the function of emotional excitement / W.B. Cannon. - NY: Applenton-Century-Crofts, 1915. - 311 p.
57. Guilford J.P. The Nature of Human Intelligence / J.P. Guilford. - NY: McGraw-Hill, 1967. - 538 p.
58. Mayer J.D., Salovey P. The intelligence of emotional intelligence // Intelligence. N.Y., 1993. P. 433-442.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ