Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО КОНЦЕПТА ANGST В СОВРЕМЕННОЙ НЕМЕЦКОЙ ПРОЗЕ (НА МАТЕРИАЛЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ)

Работа №58731

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

лингвистика

Объем работы68
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
323
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты исследования эмоциональных концептов в современной немецкой лингвокультуре 6
1.1 Психологический и лексический аспекты эмоциональности 6
1.2 Понятие эмоционального концепта в лингвистической парадигме 21
Глава II. Практические аспекты исследования эмоционального концепта Angst в современной немецкой прозе 37
2.1 Концепт «Angst» в немецкой лингвокультуре 37
2.2 Особенности функционирования концепта «Angst» в немецких художественных произведениях 55
Заключение 68
Список литературы 71


Актуальность и новизна темы исследования обусловливается особенностями развития современного гуманитарного знания, которому присущ интерес к междисциплинарным исследованиям. Термин «концепт» - один из наиболее распространенных и актуальных на данный момент в гуманитарных науках. В последнее время он начинает активно
использоваться и в философии, так как он позволяет по-новому проанализировать некоторые аспекты культуры как воплощения смыслов. Изучение культурных концептов связано с рефлексией по поводу национальной и культурной идентичности, установлением всеобщего и особенного в разных типах культуры.
Концепт как фиксируемый в сознании и культуре результат осмысления и переживания человеком данного ему в опыте фрагмента мира является базовым понятием когнитивной лингвистики. Как известно, он до сих пор не имеет однозначного толкования, что находит выражение в дискуссионном характере многих вопросов, связанных с определением его сущности и со способами его объективации.
В современной лингвистической науке широко представлена проблема сущности концепта. Обзор диссертационных исследований по филологическим наукам за последние годы наглядно демонстрирует разнообразие подходов к изучению данного объекта. Этот термин входит в понятийный аппарат различных областей лингвистики: семантику,
когнитивную лингвистику, лингвокультурологию, а также в понятийный аппарат логики, философии, культурологии, языкознания,
литературоведения, психолингвистики. Каждый ученый, рассуждая в рамках своей науки и своей парадигмы, старается конкретизировать и уточнить исследуемый термин. Однако наличие такого разнообразия точек зрения на проблему множат вариативность толкований понятия «концепт». Смысловые слои концепта могут быть выявлены через анализ языковых
3
средств его реализации. Однако, несмотря на то, что концепты вербализуются, «...языковые средства своими значениями передают лишь часть концепта, что подтверждается существованием многочисленных синонимов, разных дефиниций, определений и текстовых описаний одного и того же концепта». Анализ лексического значения номинанта концепта юродивый позволяет выявить особенности его содержания.
Значение слова выполняет «функцию общей репрезентации концепта в системе языка за счет описания его наиболее характерных, существенных признаков, т.е. определенной, наиболее репрезентативной части концепта». Современная трактовка лексического значения базируется на представлении о нем как о сложной многокомпонентной структуре, состоящей из более мелких, чем само значение, единиц, называемых семантическими компонентами (семами).
Изучение понятийных признаков производится через вычленение и описание сем, находящихся в составе семем. Анализ от семантики слова к содержанию концепта позволяет через изучение сем вычленить концептуальные признаки, образующие содержательное его наполнение. Толковые словари исходят из имеющихся на сегодняшний день и зафиксированных контекстов употребления слова. Описание содержания концепта юродивый с использованием словарей позволяет вычленять, прежде всего, его ядерные признаки. Специфика исследуемого концепта определяется тем, что зарождался он и первоначально функционировал в церковно- религиозной культуре, со временем, за счет выхода феномена за пределы установленных рамок, номинант концепта детерминологизировался, следовательно, расширилось и изменилось его содержание.
Цель исследования - рассмотрение особенностей функционирования эмоционального концепта Angst в современной немецкой прозе (на материале художественных произведений).
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические аспекты исследования эмоциональных концептов в современной немецкой лингвокультуре.
2. Осветить практические аспекты исследования эмоционального концепта Angst в современной немецкой прозе.
Объект исследования - концепт Angst в современной немецкой прозе. Предмет исследования - особенности функционирования эмоционального концепта Angst в современной немецкой прозе.
Теоретическая значимость исследования дополняет и расширяет теоретико-методологический потенциал культурологии в исследовании языка как средства межкультурной коммуникации, раскрывает изменение роли, функций и статуса латинского языка в зависимости от культурно-исторических условий.
Практическая значимость исследования. Материалы и полученные результаты могут быть использованы при чтении лекций и проведении семинарских занятий по курсам философии культуры, культурологии, межкультурной коммуникации, лингвокультурологии, а также на спецкурсах, посвященных сопоставительному изучению русской и немецкой культур. Методы исследования. Основными методами, которые используются в данном исследовании, являются: исторический, семиотический и структурно¬функциональный.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, в настоящее время важно указать не только на черты различия культур, но и на черты сходства, на то, что способно объединить разные народы. Это возможно в перспективе философского рассмотрения, дающего общее метафизическое основание обеих культур, существующее несмотря на языковые различия и несходство культурно-исторического опыта. Кроме того, изучение концептов иной культуры путем сопоставления с концептами своей собственной помогает лучше осознать особенности собственной культуры, ее неповторимую специфику.
Проблема страха издавна вызывает интерес у представителей различных гуманитарных наук: философии, культурологии, психологии, лингвистики, восходя к попытке осмысления человеком собственной конечности и смертности. Тема страха является «культовой» для европейской культуры и основополагающей для немецкой культуры. Вместе с тем, по нашим данным, пока не проводилось комплексного анализа метафизического страха в рамках философии культуры как основополагающих феноменов соответственно немецкой и русской культур, несущих в себе особенности менталитета и культурно-исторического опыта народа. С этой точки зрения попытка сравнения этих концептов представляет особый интерес.
Обобщая изложенное выше, можно сделать следующие выводы
1) концепт является важнейшим объектом исследования в лингвокультурологии как компонент нашего сознания и культуры. В данной работе мы использовали вышеупомянутое определение С.Г. Воркачёв
2) Ст. Цвейг - критический реалист, получивший признание в первую очередь благодаря своим новеллам. Новелла «Angst» - психологическая новелла, она чётко отражает особенности творческого метода и стиля писателя. Психологизм новеллы напрямую связан с объектом данного исследования - эмоциональным концептом «Angst»;
3) Пер Лагерквист - писатель-гуманист, предсказавший исход фашистского движения в Европе ещё до начала Второй Мировой войны. Повесть «Bodeln» пронизана его горестью о том, что общество глухо и слепо, что ведомые верят во внешний лоск, порой не замечая гнилую сущность ведущих;
4) используя составляющие концептуального анализа (а именно литературоведческий, метод дефинирования, анализ синонимических единиц, контекстуальный анализ), мы выявили, проанализировали, систематизировали и прокомментировали средства-актуализаторы концепта «Angst» («angest») в вышеназванных произведениях, т.е. в художественно¬литературном дискурсе;
5) доминантой, т.е. ядром концепта, является лексема «Angst» (частотность - 46 раз, самое большое количество употреблений); в качестве синонимов мы рассматривали следующие ЛЕ, встречающиеся в новелле: der Schreck (испуг) (34 раза), das Grauen (ужас) (19 раз), das Entsetzen (ужас) (14раз), die Furcht (страх, опасение) (8раз). Эти лексемы составляют приядерную зону концепта, а ряд других (zittern - дрожать, трепетать), Schauer (дрожь), zogern (трястись) и т.п. находятся на его периферии;
6) доминантой, т.е. ядром концепта в повести «Bodeln», является
лексема «angest» (частотность - 11 раз, самое большое количество
употреблений); в качестве синонимов мы рассматривали следующие ЛЕ, встречающиеся в повести: radsla (боязнь, страх) (7 раз), skrack (страх) (6 раз), skramma (пугать) (7 раз). Эти лексемы составляют приядерную зону концепта, а другие (fruktan (боязнь), fasa (ужас), skalva (дрожать), gruvlig (ужасный), darra (дрожать)) и т.п. находятся на периферии. В повести Пера Лагерквиста были выявлены следующие синонимы концепта «angest»: radsla, fruktan, skrack, fasa;
7) мы рассмотрели связь употребления С. Цвейгом лексем, актуализирующих концепт «Angst» («angest»), с ключевыми моментами в новелле, особенностями его творческого метода и стиля. Аналогичный анализ мы провели и с повестью П. Лагерквиста «Bodeln». Нами была выявлена непосредственная связь между кульминационными моментами в сюжете и скоплением ЛЕ исследуемого концепта. Лексемы - средства объективации концепта «Angst» («angest») - помогают авторам описать чувства героев, их внутреннее состояние и передать неповторимую атмосферу происходящего;
8) 8) важно отметить, что вышеназванный концепт - это концепт эмоциональный , который выражается в новелле и повести как эксплицитно, так и имплицитно, что обусловлено особенностями творческого метода и стиля Ст. Цвейга и П. Лагерквиста.
9) Итак, концепт «Angst» («angest») включает в себя общее традиционное содержание, которое связано с представлениями определённого народа. Он является частью австрийской и шведской лингвокультур. С другой стороны, исследование, проведённое с помощью приёма последовательного сопоставления, подтвердило наш тезис о том, что этот концепт является ярко выраженным индивидуально-авторским концептом, отражающим особенности творческого метода, стиля и личного опыта Цвейга и Лагерквиста.



1. Алефиренко Н.Ф. Поэтическая энергия слова: синергетика языка, сознания и культуры / Н.Ф. Алефиренко. - М.: Academia, 2014. - 394 с.
2. Алефиренко Н.Ф. Дискурсивное сознание как речемыслительная категория (к постановке проблемы) / Н.Ф. Алефиренко // Проблемное поле дискурсологии: сб. науч. ст. - Белгород: ИПЦ «Политерра», 2010. - С. 14-19.
3. Алимурадов О.А. Смысл. Концепт. Интенциональность / О.А. Алимурадов. - Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2014. - 305 с.
4. Арутюнова Н.Д. Введение / Н.Д. Арутюнова // Логический анализ языка. Ментальные действия. - М., 2014. - С. 3-7.
5. Бабушкин П.А. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка / П.А. Бабушкин. - Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 2015.
6. Болдырев Н.Н. Концепт и значение слова / Н.Н. Болдырев // Методологические проблемы когнитивной лингвистики. - Воронеж: ВорГУ, 2015. - С. 25-35.
7. Воркачев С.Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт: становление антропоцентрической парадигмы в языкознании / С.Г. Воркачев // Филологические науки, 2015. - № 1. - С. 64-72.
8. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс: монография / В.И. Карасик. - 2-е изд. - М.: Гнозис, 2013. - 390 с.
9. Колесов В.В. Философия русского слова / В.В. Колесов. - СПб.: ЮНА, 2014. - 448 с.
10. Колесов В.В. Язык и ментальность / В.В. Колесов. - СПб.: Петербургское Востоковедение, 2013. - 240 с.
11. Краткий словарь когнитивных терминов / Е.С. Кубрякова, В.З. Демьянков, Ю.Г. Панкрац, Л.К. Лузина. - М.: Изд-во МГУ, 2015. - 245 с.
12. Кубрякова, Е.С. Краткий словарь когнитивных терминов / Е.С. Кубрякова, В.З. Демьянков, Ю.Г. Панкрац, Л.Г. Лузина. - М., 2015.
13. Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка / Д.С. Лихачев // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология. - М.: Academia, 2013. - С. 280-287.
14. Маслова В.А. Поэт и культура: концептосфера Марины Цветаевой: учеб. пособие / В.А. Маслова. - М.: Флинта : Наука, 2013. - 256 с.
15. Маслова В.А. Введение в когнитивную лингвистику: учеб. пособие / В.А. Маслова. - М.: Флинта: Наука, 2015. - 296 с.
16. Пименова М.В. Предисловие / М.В. Пименова // Введение в когнитивную лингвистику. - Кемерово: Графика, 2013а.
17. Пименова М.В. Душа и дух: особенности концептуализации / М.В. Пименова. - Кемерово, 2013 б. - 385 с.
18. Попова З.Д. Понятие «концепт» в лингвистических исследованиях / З.Д. Попова, И.А. Стернин. - Воронеж: Воронеж. гос. ун-т. - 2015. - 30 с.
19. Попова З.Д. Когнитивная лингвистика / З.Д. Попова, И.А. Стернин. - М.: АСТ: Восток - Запад, 2013. - 314 с.
20. Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры / Ю.С. Степанов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Академический проект, 2015. - 990 с.
21. Телия В.Н. Русская фразеология: семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты / В.Н. Телия. - М.: Школа «Языки русской культуры», 2015. - 288 с.
22. Холодная, М.А. Интегральные структуры понятийного мышления / М.А. Холодная. - Томск, изд-во ТомГУ, 2014. - 190 с.
23. Чернейко Л.О. Лингвофилософский анализ абстрактного имени / Л.О. Чернейко. - М., 2013. - 320 с.
24. Kierkegaard, S. Der Begriff Angst / S. Kirkegaard. - Gutersloh: Mohn, 2015.
25. Kritz, J. Chaos, Angst und Ordnung / J. Kritz. - Gottingen:
Vandenheock & Ruprecht, 2013.
26. Lagerkvist P. Bodeln. Stockholm : Delfinbok, 1964. 75 S.
27. Langle, A. Der Mensch auf der Suche nach Halt / A. Langle // Existenzanalyse 13 (2015) Heft 2.
28. Longman Dictionary of English Language and Culture. - Edinburgh: Longman, 2013.
29. Marie, P. Pour une histoire de 1’angoisse / P. Marie // Magazine litteraire. - 2014. - Juillet-aout. P. 39 - 42.
30. Mode, E. Apokalyptische Endzeitangste zur Jahrestausendwende / E. Mode // Leben zwischen Angst und Hoffnung (hrsg. von E. Mode). Regensburg: Pustet, 2015.
31. Muller, W. Leben zwischen Angst und Vertrauen / W. Muller // Leben zwischen Angst und Hoffnung (hrsg. von E. Mode). Regensburg: Pustet, 2015.
32. Orzechowski, P. Totentanze / P. Orzechowski // Geschichte. - 2010. - N 11. - S. 34-38.
33. The Oxford English Reference Dictionary. - Oxford: Oxford University Press, 2015.
34. Pesseschkian, N., Boessman, U. Angst und Depression im Alltag / N. Pesseschkian, U. Boessman. - Frankfurt a. M.: Fischer-Taschenbuch, 2013.
35. Riemann, F. Grundformen der Angst / F. Riemann. - Munchen, Basel: Reinhardt, 2015.
36. Sartre, J.-P. Das Sein und das Nichts / J.-P. Sartre. - Hamburg: Rowohlt,
2014.
37. Schonbaumfeld, G. Uber die Furcht vor dem Tode. Kurze
philosophische Reflexion / G. Schonbaumfeld // Leben, Glauben, Feiern: Familiare Feste der gelebten Religionen in Europa. - Wien: Czernin Verlag, 2013.
- S. 189-191.
38. Schreiber, M. Welt aus Schmerz und Stille / M. Schreiber // Der Spiegel.
- 2015. - N 35. - S. 148 - 161.
39. Simek, R. Lexikon der germanischen Mythologie / R. Simek. - Stuttgart: Kroner, 2015.
40. Strian, F. Angst und Angstkrankheiten / F. Strian. - Munchen: Beck,
2015.
41. Thielicke, H. Theologische Dimensionen der Angst / H. Thieleke // Angst und Schuld in theologischer und psychotherapeutischer Sicht (hrsg. von W. Bitter). - Stuttgart: Kroner, 2013.
42. Tillich, P. Der Mut zum Sein / P. Tillich. - Stuttgart: Furche, 2015.
43. Varier, A. L’angoisse comme nevrose / A. Varier // Magazine litteraire. - 2014. - Juillet-aout. - P. 29 - 31.
44. Wahrig Deutsches Worterbuch (hrsg. von R.Wahrig-Burfeind). - Gutersloh: Bertelsmann, 2015.
45. Wahrig Synonymworterbuch. - Gutersloh, Munchen: Wissen Media, 2014.
46. Wandruszka, M. Angst und Mut / A. Wandruszka. - Stuttgart: Klett- Cotta, 2015.
47. Webster’s Third New International Dictionary. - London: Encyclopaedia Britannica, 2014.
48. Weis, R. Der Schwarze Tod. Wie die groBe Pest uber das Abendland hereinbrach / R. Weis // Geschichte. - 2010. - N 11. - S. 34-41.
49. Welsch, W. Unsere postmoderne Moderne / W. Welsch. - Berlin: Akademie-Verlag, 2014.
50. Zweig, St. Angst. Leipzig : Philipp Reclam, 1954. 63 S.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ