Введение 3
1. Психология удовлетворенности жизнью педагогов 6
1.1. Понятие удовлетворенность жизнью 6
1.2. Удовлетворенность жизнью в зависимости от деятельности
педагогического стажа 11
Выводы по главе 1 20
2. Эмпирическое исследование удовлетворенности жизнью педагогов в
связи с продолжительностью педагогической деятельности 21
2.1. Организация и методы исследования удовлетворенности жизнью
педагогов 21
2.2. Анализ полученных результатов исследования 23
Выводы по главе II 44
Заключение 46
Литература 48
Приложение
К учителям и преподавателям в последнее время не только предъявляются высокие и с каждым разом растущие требования к таким качествам как: профессиональные, интеллектуальные и личностные.
Работники педагогической сферы постоянно находятся в условиях активной инновационной деятельности. Такая работа, в непрекращающихся перемен создает ощущение хронической нестабильности, угрозы потери жизненно важных интересов и ценностей. Такие условия у педагогов в профессиональной деятельности не могут не провоцировать развитие повышенного уровня напряжения и тревожности. В связи с этим, особую актуальность приобретают вопросы исследования факторов, оказывающие влияние на показатели качества и удовлетворенности жизни педагогов.
Удовлетворенность жизнью является достаточно значимой составляющей психологического и психического здоровья личности, что, конечно, делает наше исследование по данной теме значимым и актуальным.
Данное понятие «удовлетворенность» определяется в психологической литературе не совсем однозначно. В общепсихологическом смысле, удовлетворённость рассматривается как состояние удовольствия, переживаемое субъектом, если, конечно, его желания и потребности исполнены и реализованы.
В социальной психологии удовлетворенность может выступать и рассматриваться оценка субъектом результатов своей деятельности или самой деятельности, то есть как отношение к чему либо. С этих позиций удовлетворенность жизнью может быть представлена как субъективная оценка человеком своей собственной жизни в целом. По мнению Р.М.Шамионова[19], удовлетворенность жизнью представляет собой субъективное эмоционально-оценочное отношение, обладающее
побудительной силой, способствующей действию, поиску, управлению
внутренними и внешними объектами. Автор считает, что это сложное, динамичное, социально-психологическое образование, в основе которого лежит интеграция когнитивных и эмоционально-волевых процессов.
Л.В. Куликов[22,23], приходит к выводу, что удовлетворенность жизнью теснее связана с оценками удовлетворения потребностей, чем с оценками значимости этих потребностей. Удовлетворенность трудом достаточно широко изученная тема на сегодняшний день: «мотивационно - гигиеническая» теория удовлетворенности трудом Ф. Г ерцбергера. [9]
В основе всех перечисленных теорий лежит так же, как и в теориях удовлетворенности жизнью, удовлетворение базовых потребностей и соответствия реального результата деятельности ожиданиям индивида.
Таким образом, можем сказать, что удовлетворенность трудом напрямую является одной из составляющих удовлетворенности жизнью. Удовлетворенность жизнью, складывается из ряда составляющих, таких как: социальное, духовное, физическое, материальное и психологическое благополучие.
Объект исследования - психология удовлетворенности жизнью педагогов.
Предмет исследования - особенность удовлетворенности жизнь педагогов в связи с продолжительностью педагогической деятельностью.
Цель эмпирического исследования - выявить особенности удовлетворенности жизнью педагогов в связи с продолжительностью педагогической деятельности.
Задачи эмпирического исследования:
1. Определить содержание понятия удовлетворённости жизнью педагогов.
2. Организовать и провести исследование на выявление различий удовлетворенности жизнью в связи с продолжительностью педагогической деятельности.
3. Сопоставить результаты и определить, есть ли различия между удовлетворенностью жизнью в связи с продолжительностью педагогической деятельности и полом испытуемого
4. Выявить взаимосвязь удовлетворенности жизни педагогов в каждой группе по уровню стажа с помощью корреляционных плеяд.
Гипотеза исследования:
1. Уровень удовлетворённости жизни педагогов зависит от педагогического стажа и пола.
Выборка исследования составила 45 человек (15 мужчин и 30 женщин) - педагогов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназии №3» Вахитовского района города Казани. Возрастной диапазон испытуемых составил от 25-49 лет.
Методами исследования были теоретические и эмпирические методы. Методом эмпирического исследования был корреляционный анализ, определение достоверности различий с использованием t критерия Стьюдента. исследование реализовывались с помощью следующих диагностических методик:
1- Оценка уровня удовлетворенности качеством жизни (Н.Е.Водопьянова) - с помощью данной методики мы сможем оценить степень удовлетворенности качеством жизни.
2- ВОЗКЖ - 100 - позволяет нам определить качество жизни как
«восприятие индивидами их положения в жизни в контексте культуры и систем ценностей, в которых они живут, и в соответствии с их собственными целями, ожиданиями, стандартами и заботами».
3- Шкала психологического благополучия Рифф (бланк версии Лепешинского) - данная методика предназначена для измерения выраженности основных составляющих психологического благополучия.
4- Шкала общей прокрастинации (С.Лэй) - используется для выявления уровня общей прокрастинации у человека.
Данная работа посвящена удовлетворенности жизни педагогов в зависимости от педагогического стажа. В ней мы изучали и исследовали удовлетворенность жизнью в целом, а так же факторы влияющие на ее.
Целью данной работой послужило - выявить особенности удовлетворенности жизнью педагогов в связи с продолжительностью педагогической деятельности.
Для реализации поставленной нами цели, была проведена следующая работа:
1. Определить содержание понятия удовлетворённости жизнью педагогов.
2. Организовать и провести исследование на выявление различий удовлетворенности жизнью в связи с продолжительностью педагогической деятельности.
3. Сопоставить результаты и определить, есть ли различия между удовлетворенностью жизнью в связи с продолжительностью педагогической деятельности и полом испытуемого
4. Выявить взаимосвязь удовлетворенности жизни педагогов в каждой группе по уровню стажа с помощью корреляционных плеяд.
В данном исследовании мы взяли за основу то, что удовлетворенность жизнью напрямую связана с продолжительностью педагогической деятельностью. В ходе количественного и качественного анализа нашей работы, можно сделать вывод о том, что наша гипотеза не подтвердилась.
В результате исследования были получены следующие выводы:
1- Удовлетворенность жизнью, складывается из ряда составляющих: социальное, духовное, физическое (телесное), материальное и психологическое благополучие. Все они тесно взаимосвязаны и влияют друг на друга.
2- На удовлетворенность работой влияют личностные качества, такие как: возраст (с возрастом удовлетворенность работой возрастает), пол (зачастую оплата женского труда ниже мужского), когнитивные способности, состояние здоровья, стаж работы. Так же влияют различные факторы, который дополняют другу и взаимосвязаны.
3- Можем сказать, что между мужчинами и женщинами нет серьезных различий. У каждого из них удовлетворенность жизнью зависит от факторов, которые взаимосвязаны между собой. Так же вне зависимости от педагогического стажа мужчин и женщин, так же было выявлено серьезных различий. В каждой из групп, педагоги удовлетворены своим трудом и жизнью.
4- Проведя исследование не было выявлено серьезных различий по уровню удовлетворенности между каждой из групп. У каждой группы уровень удовлетворенности зависит, от каких либо возможный факторов, таких как: цели в жизни, общение с близкими, показатель работа, личные достижения, духовная сфера. У каждой группы психологическое состояние, то есть уровень удовлетворенности на хорошем уровне и минимальные различия между сопоставления групп.
1- Абульханова, К.А. Время личности и время жизни /К.А. Абульханова, Т.Н. Березина. - СПб.: Алетейя, 2001.
2- Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова- Славская. -М.: Изд-во «Мысль», 1991. -С 126-149.
3- Аргайл, М. Психология счастья / М. Аргайл/ Под ред. М.В. Кларина; Пер. с англ. - М.: Прогресс, 2007. -403с.
4- Бахарева, Н.К. Субъективное благополучие как
системообразующий фактор толерантности: Автореф. дис.канд. пс. наук. Хабаровск, 2004. - 22 с.
5- Болотова А.К. Психология времени в межличностных отношениях /А.К. Болотова. - М.: Московский психолого-социальный институт, 1997.
6- Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - 3-е изд. - 2002. - 67 с.
7¬
8- Бонивелл, И. Ключи к благополучию: Что может позитивная психология / Пер. с англ.М. Бабичевой.-М.: Время, 2009. -192 с.
9- Боронова Г.Х., Прусова Н.В. Психология труда. Конспект лекций. - М.: 2008. - 160 с.
10- Бочарова, Е.Е. Психология субъективного благополучия молодежи / Е.Е. Бочарова - Саратов: Изд-во СГУ, 2012. - 200 с.
11- Водопьянова Н. Е. Синдром «психического выгорания» в коммуникативных профессиях / Н. Е. Водопьянова // Психология здоровья / под ред. Г.С.Никифорова. - СПб., 2000. - С. 45-65.
12- Возрастная психология: учебник. - Ростов н/Д:Феникс, 2012. - 591с.
13- Воронина, А.В. Проблема психологического здоровья и благополучия человека: обзор концепций и опыт структурно-уровневого анализа // Сибирский психологический журнал. - 2005. -№ 3. -С. 142- 145.
14- Джидарьян, И.А. и др. Проблемы общей удовлетворённости жизнью: теоретическое и эмпирическое исследование / И.А. Джидарьян, Е.В. Антонова // Сознание личности в кризисном обществе. - М.: Ин-тут психологии РАН, 2005. -С.76-94.
15- Зеер Э. Ф. Психология профессий / Э. Ф. Зеер. - М.: Академический Проект; Екатеринбург : Деловая книга, 2003. - 211 с.
16- Зеер Э.Ф. Психология взрослости: учебное пособие. - М.: МПСИ, 2011. - 208 с.
17- Ильясов Ф. Н. Удовлетворенность трудом (анализ структуры, измерение, связь с производственным поведением). Под ред. В.Г. Андреенкова. Ашхабад: Ылым (Наука), 1988. — 100 с.
18- Интегральная удовлетворенность трудом / Фетискин Н.П., Козлов
B. В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., Изд-во Института Психотерапии, 2002. -
C. 470-473.
19- Калашникова, С. А. Личностные ресурсы как интегральная характеристика личности / С. А. Калашникова // Молодой ученый. — 2011.
— №8. -Т.2. — С. 84-87.
20- Калитеевская, Е.Р. Психологическое здоровье как способ бытия в мире: от объяснения к переживанию // Психология с человеческим лицом / Под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. - М.: Смысл, 1997. - 336 с.-С. 231- 238.
21- Климов Е.А. Психология профессионала .- М. - Воронеж, 1996. - 250 с.
22- Куликов, Л.В. Детерминанты удовлетворенности жизнью / Л.В. Куликов // Общество и политика. - СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та. - 2008. - С. 476-510
23- Куликов, Л.В. Субъективное благополучие личности / Л.В. Куликов // Ананьевские чтения. -СПб., 2007. - С.162-164.
24- Панина, Н.В. Индекс жизненной удовлетворенности / Н.В. Панина.
- М.: 1993. - 103 с.
25- Пряжников Н.С. Психология труда и человеческого достоинства. М.: Академия, 2003. - 476 с.
26- Пряжников, Н.С., Пряжникова, Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинстват / Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова. - М.: ACADEMIA, 2003. - 45с
27- Психология труда: учебник для ВУЗов/ под ред. А.В. Карпова И.: Владос, 2003. - 352 с.
28- Селигман, М. В поисках счастья. Как получать удовольствие от жизни каждый день / М. Селигман/ Изд-во «Манн, Иванов и Фербер», 2010. - 320 с.
29- Хухлаева О.В. Психология развития и возрастная психология: учебник для бакалавра. - М.: Юрайт, 2013. - 367 с
30- Хухлаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость. - М.: Академия, 2005. - 208 с.