ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОПЫТ ДУХОВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СРЕДЕ НЕСЛЫШАЩИХ И СЛАБОСЛЫШИЩИХ ЛЮДЕЙ 10
1.1. Духовное просвещение в России (исторический анализ, современный этап возрождение традиции) 10
1.2. Обучение глухих в Высших духовных образовательных учреждениях
1.3. Опыт духовного просвещения в католической церкви, исламе, иудаизме
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ ДУХОВНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ СЛАБОСЛЫШАШИХ И НЕ СЛЫШАШИХ ЛЮДЕЙ 38
2.1. Духовное просвещение в среде неслышащих или слабослышащих людей на примере Общины Пантелеймоновского храма г.Ессентуки. 38
2.2. Глухие на богослужении: обозрение действий клира и
церковного причта
2.3. Церковное будущее жестового языка
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования. Уровень развития цивилизованного общества определяется не только его экономическим и социально-культурным уровнем, но и отношением к людям, имеющим ограничения по здоровью, в частности глухим и слабослышащим. Немаловажным аспектом интеграции глухих в общество является доступ к познанию духовного мира, гарантированного им Конституцией РФ, но к сожалению, из-за времен безбожия в нашей стране, мы отстаем в этом вопросе от многих передовых стран мира.
Мы должны помнить, что среди нас живут миллионы людей с нарушениями слуха, которым необходимо создать комфортную среду для образования, трудоустройства и общения.
Одной из основных проблем для глухих людей является непонимание их слышащими. Они (глухие) живут в своем мире, говорят на своем языке, который большинству из нас не знаком.
Вторая проблема — отсутствие информации. Как глухому 3
человеку найти на улице нужное учреждение, если нет указателей? Что рассказывают в информационных программах, в которых нет субтитров?
Во время путча 1991 года, посмотрев телепрограммы без субтитров, глухие люди приходили в храм и задавали священнику вопрос: «Началась война?»
Как мы общаемся с иностранцами, не зная их языка? Улыбкой, мимикой, простыми, придуманными на ходу жестами. Как мы общаемся с глухими людьми, в первый раз встретившись с ними? Как правило, разводим руками и даем понять, что ничего не понимаем.
Для многих из нас они немые или глухонемые, хотя эти формулировки абсолютно неправильны. Большинство глухих говорят, а полностью глухонемых среди них совсем немного.
Но такой стереотип сложился давно и ему есть объяснение.
Дело в том, что неслышащих людей сначала не обучали вовсе (вспомним Герасима из тургеневского рассказа «Муму»), а потом начали обучать чтению, письму, речевым навыкам в специальных полузакрытых учреждениях. После специализированных школ они переходили на специализированные фабрики и заводы, жили в специально выстроенных для них домах.
Это была закрытая система, и эта система создавала абсолютно неестественные условия. В результате глухие люди крайне мало соприкасались с миром слышащих и поневоле замыкались в своем сообществе, формируя особую субкультуру.
Поэтому простой обыватель, даже если вдруг встречал где-то глухих людей, всячески избегал общения с ними, не зная, что и как нужно делать. Ведь человек не слышит и не говорит. «Ясно, — делал вывод обыватель, — это глухонемой».
Мое знакомство с глухими людьми произошло в 2003 году, в Центре реабилитации инвалидов и детей инвалидов г.Ессентуки. Помню до сих пор свои чувства удивления и восторга, когда впервые попал на концерт глухих ребят, которые «пели руками». Это было очень красиво и +-*без слез на это смотреть было нельзя.
Потом я увидел, что глухие и даже слепоглухие умеют говорить: кто-то потерял слух в зрелом возрасте и помнит, как произносить слова. Я узнал, что глухих детей от рождения педагоги учат говорить одновременно голосом и жестами. И убедился сам, что, хотя их речь не всегда разборчива, при желании ее можно понять.
Оказалось, что самое важное в общении с глухими и слепоглухими — сделать первый шаг, разрушить стену отчуждения и страха коммуникации. Эту стену может разрушить каждый из нас. Достаточно просто взять слепоглухого за руку и начать писать на его ладошке буквы. Или написать SMS или пару слов на листе бумаги, чтобы установить контакт с глухим человеком.
Не каждый из нас может пойти дальше и сделать еще один шаг — начать учить жестовый язык. Но такие люди есть. И их становится все больше.
Совсем недавно стали организовать курсы по обучению жестовому языку. К сожалению, на них записываются не более десятка людей. Большинство из них пришли просто потому, что имеют друзей глухих и хотят общаться с ними.
С каждым годом растет число православных общин глухих. Священник, знающий жестовый язык, становится для неслышащих людей «проводником» в мир людей без проблем слуха : ведь вызвать скорую помощь, полицию, сходить к врачу — это для глухих людей, при отсутствии переводчика с жестового языка, почти неразрешимая проблема. Особенно если он живет в маленьком городе, где нет отделения Всероссийского общества глухих, а значит, нет переводчиков жестового языка. Впрочем, даже если в городе переводчик есть, то 40 часов в год, которые оплачиваются государством по предоставлению их услуг, слишком мало.
Важно понять: глухие люди — такие же, как мы. Среди них есть поэты и писатели, художники и спортсмены, кандидаты наук и простые рабочие. И то, что наши миры пока существуют в основном параллельно — ненормально.
Процесс интеграции — процесс обоюдный, и в этом процессе обе стороны, конечно, должны быть готовы пойти друг другу навстречу. Важно не бояться. Не бояться сделать первый шаг.
Почему же мы должны нести Слово Божье неслышащим? Господь учит, что кто любит Меня, тот соблюдает заповеди Мои. И действительно, в таинстве крещения читается Евангелие, в котором написано: «идите, научите, крещающи их во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа». Это призыв к действию, так как каждый из нас должен являться малым проповедником. Сначала нужно научить человека - ведь вера зарождается от услышанного. Но есть такая категория людей, которая не может слышать, но заповедь эту никто не отменял. И каждый человек имеет благодать апостольскую, которую получает в крещении, независимо от того, является ли он священнослужителем или мирянином. Получив такое высокое благословение в таинстве крещения, мы просто обязаны благовествовать Истину. Господь говорит: «Я есть Истина, Путь и Живот». Мы должны осознавать свою высокую ответственность и милость Божию к нам. Читая житие Господа нашего Иисуса Христа, мы находим множество примеров, в которых Воплотившийся в мир и Пришедший отдать свою жизнь за нас пострадал за каждого из нас.
Каждая душа призвана Господом ко спасению. Неся духовное просвещение людям без слуха, мы чем-то уподобимся апостолам - первым христианам - которые проповедовали Слов Божие людям, не знающим Бога. Мы имеем радость попытаться зажечь с этими людьми свет любви: ту лампаду сердечную, которая затеплится в душе одного человека, а от него перейдет и к другим. Мы знаем отрывок из Евангелия о том, как Господь обратил самарянку у колодца Иакова. И женщина пошла и рассказала об Учении своему народу и обратила весь Самарийский город ко Господу. Так и у нас: когда мы возжигаем лампаду любви в человеке, этот свет распространяется дальше, и каждый видит его и обращается к нему, просвещаясь Истиной Христовой. Исполняя заповеди Божии, мы подтверждаем любовь к Богу не просто словами, потому что вера без дел мертва.
Актуальность исследования обусловлена тем, что неслышащий или слабослышащий человек ввиду информационной и социальной изоляции гораздо более нуждается во внимании и поддержке в духовной жизни. Для успешной работы по духовному просвещению в среде неслышащих или слабослышащих людей необходимо учитывать их психологические, физические и другие особенности, принципы общения на языке жестовом. Активно возрождается духовное просвещение в РПЦ, в среде людей с нарушением слуха, необходимо систематизировать существующий опыт и традиции духовного просвещения данной категории людей.
Актуальность исследования заключается не просто в существующей сложной ситуации, с которой столкнулось современное общество, но и в поисках альтернативных путей к решению данной проблемы
Степень научной разработанности проблемы. Исследуемая тема носит множество малоизученных аспектов, что предопределяет ее актуальность. Как следствие, оно требует детального переосмысления и разработки. Под термином «восстановление» подразумевается цель, деятельность, направленная на достижения определенных результатов. Более того, восстановлению подлежит только то, что ранее существовало. Представленный термин относится, прежде всего, к миссионерству, поскольку его использование сопряжено с конкретными мерами для укрепления позиций духовного просвещения в среде слабослышащих и неслышащих людей. Из сути термина можно вывести особенности данной деятельности.
Целью данной работы является обоснование методов духовного просвещения неслышащих и слабослышащих людей, изучение исторического развития духовного просвещения неслышащих и слабослышащих людей в Православной Церкви, систематизация и практическое применение современного опыта духовного просвещения неслышащих и слабослышащих людей.
В соответствии с целью в работе определены следующие задачи:
• проанализировать имеющуюся литературу и информационные источники по рассматриваемой теме;
• изложить исторический путь развития духовного просвещения неслышащих и слабослышащих людей в Русской Православной Церкви;
• проанализировать основные особенности людей с нарушением слуха: физические, психологические.
• провести систематизированный обзор методов и способов духовного просвещения людей с нарушением слуха.
Объектом исследования стала деятельность, которую вело государство, а также РПЦ и другие конфессии в сфере духовного просвещения слабослышащих и неслышащих людей.
Предметом исследования выступает богословское обоснование, историческое развитие и практическое применение существующего опыта духовного просвещения в среде неслышащих и слабослышащих людей.
Методологические основы исследования и методика. Основным методом данного исследования стал исторический. Используемый в работе принцип объективности позволяет понять, что действительность намного богаче и разнообразнее приведенных в работе фактов, поэтому в большинстве источников информации отражена лишь субъективная точка зрения автора на определенные события и явления. Каким бы полным и объемным ни было данное исследование, оно, несомненно, не исчерпывает всю сущность культурно-духовных процессов, происходивших и происходящих в рамках духовного просвещения глухих.
С помощью метода анализа различных литературных источников сделана попытка достичь максимальной объективности работы. Принцип системности позволяет установить взаимосвязь необходимости духовного просвещения в среде глухих и социально-политических и культурных процессов региона.
Благодаря принципу социального подхода учитывается мотивационный аспект деятельности различных социальных и религиозных институтов, которые стремятся к развитию духовного просвещения в среде глухих людей.
Сравнительно-исторический метод применен для обозначения ключевых характеристик духовного просвещения в среде глухих людей. При нехватке исторической информации используются абстрактно-логические предположения.
Научная новизна исследования.
В научных трудах, существующих на данный момент, еще не рассматривался в полной мере вопрос о духовном просвещении, в этом и состоит новизна исследования. Но исследование, проведенное нами, попытается раскрыть часть вопросов для решения данной проблемы.
1) Определены исторические факторы возникновения духовного просвещение в среде глухих и слабослышащих людей:
2) Выявлено наличие интереса к духовному просвещению, в среде не слышащих и слабослышащих людей;
3) Наличие опыта в данном виде деятельности на ранних исторических этапах;
4) Установлены особые формы деятельности, направленной на духовное просвещение глухих. Среди них:
а) применение в церковной службе языка жестов;
б) популяризация религии среди глухих людей;
в) убеждение о наличии связи между верой и духовными представлениями глухих;
д) возведение адаптированных храмов для глухих.
5) Определены способы, тенденции, нюансы проведения духовно-просветительской работы в среде слабослышащих и неслышащих людей.
6) Доказано, что РПЦ активизировала свою деятельность в сфере создания общин глухих при храмах.
10) Определено, что крайне низкий процент христианских проповедников и церковнослужителей владеют качественными навыками по сурдопереводу богослужений.
11) Указаны позитивные аспекты деятельности по духовному просвещению глухих в рассматриваемый период:
а) создание слоя приверженцев христианства;
в) развитие духовной сферы;
г) становление религиозного образования и повышение уровня культуры.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что выполненное исследование помогло создать объективную и достаточно полную картину современного состояния в духовном просвещении глухих.
Выводы по работе могут стать базой для дальнейшего изучения темы, открытия новых аспектов для исследования.
Практическая значимость работы. Учёт материалов работы и сделанных на основании ее выводов характеризуется значимостью для религиозных институтов.
Более того, для общества в целом, в области воспитания и привития в нем морально-этических норм, соответствующих христианской религии.
Апробация работы была в публикации научной статьи в материалах конференции «Молодая наука - 2020» статья «Проблемы духовного просвещение в среде слабослышащих и неслышащих людей».
Практическая апробация результатов работы проходит совместно с Ессентукским отделением Всероссийским обществом глухих при Пантелеймоновском храме города Ессентуки.
Результаты работы освещаются епархиальными, и общецерковными СМИ, а также сообществом глухих и слабослышащих людей в сети Интернет.
В 2019 году в рамках подготовки данной работы я принял участие в конференции, которая проходила в рамках конкурса «Православная инициатива». В конференции принимали участие священнослужители, сурдопереводчики из епархий РПЦ. На конференции обсуждались вопросы доступности для неслышащих и слабослышащих людей происходящего на богослужении, интеграции неслышащих людей в жизнь приходов.
Структура исследования определяется целью и задачами данной работы. Работа состоит из введения, двух глав, разделенных на шесть параграфов, заключения, библиографического списка и приложений.
В результате проведенного исследования мы пришли к убеждению, что потенциал этой формы миссионерства в среде глухих недостаточно использовался.
Нами был проанализировано современное положение о вопросе духовного просвещения в среде слабослышащих и не слышащих людей, мы пришли к выводу о том, что в как в христианстве, так и в других конфессиях уделяется внимания вопросам духовного просвещения. По нашему мнению, из-за религиозного гонения со стороны властей в период СССР, наша страна сильно отстает от других стран в данном вопросе.
Следует признать, что из памяти советского человечества была стерта простая формула бессмертия всего сущего, выведенная великим французом Антуан де Сент- Экзюпери: «Ты в ответе за тех, кого приручил». Ответственность каждого за возможность вечной жизни вполне согласуется с общим назначением человека как «пастуха бытия».
Только в православном храме у людей, лишенных слуха есть возможность получить не вербальную, а зрительную информацию о вере через икону, через прикладное искусство, полноценно участвовать в таинстве Евхаристии, при совершении, например, водосвятных молебнов, полиелея. Кроме того, если будут действовать хотя бы в больших городах по одному православному храму, то этим значительно улучшится сегодняшняя социальная среда, в которой живут глухие.
Не секрет, что сегодня очень многие неслышащие люди не могут найти работу, их пенсии недостаточно, чтобы удовлетворить свои потребности и, к сожалению, какая-то часть глухих уходит в криминальный мир. Такое негативное явление в последнее время усилилось вследствие, видимо, разрушения производственной структуры, а также профессионально-образовательной подготовки, которая проводилась до конца прошлого века, когда было достаточное количество учебно-производственных предприятий для глухих.
Церковь может помочь глухим в нынешнее экономически трудное время не опуститься, не пойти по скользкому пути и по мере сил участвовать в том добровольном благотворительном
Миссия церковного сурдопереводчика гораздо шире, чем просто обязанность выполнять механический перевод богослужебных текстов на жестовый язык. К слову сказать, иногда встречающийся буквальный, дословный перевод, осуществляемый без учета особенностей конструкций предложения и смыслового содержания, зачастую в корне искажает догматический смысл и содержание богослужебных текстов. Поэтому церковный переводчик обязан хорошо разбираться в богослужении, знать Священную Историю Ветхого и Нового Заветов, в необходимых пределах понимать церковнославянский язык. Но в первую очередь для успешного служения в Церкви сурдопереводчик должен иметь на этого особое призвание, которое является важнейшим залогом для плодотворного его совершения.
Всю религиозную, духовную работу, которая ведется с глухими, можно разделить на благотворительную и духовно-просветительскую. За рубежом как раз больший акцент делается на каритативной деятельности.
Многие диаконические организации, особенно протестантские, работают для обеспечения глухих слуховыми аппаратами, материальными средствами, не забывая при этом, однако, и о духовном просвещении. Но, на этом пути возникает очень много трудностей. Священники и пасторы, которые работают с глухими, часто жалуются на то, что трудно преодолеть барьер потребительского отношения, существующий у глухих. Поэтому с самого начала наш приход не ставил своей целью дублировать благотворительные организации, которые работают с инвалидами, не дублирует он и деятельность Российского общества глухих.
Наш приход создавался прежде всего, как община людей, которые приходят вместе молиться и осуществлять свою религиозную духовную жизнь. Глухие читают духовную литературу, хотя многие до прихода в храм вообще не читали книг, молятся, исповедуются, причащаются и чувствуют себя также, как слышащие прихожане в обычном храме. Глухие прихожане ходят в наш храм не для того, чтобы получить какие-то материальные льготы, вещевую или иную помощь, а для того, чтобы принести сюда свою молитву и свой труд, чтобы вместе работать над восстановлением храма. Они очень любят свой храм, охотно участвуют в его украшении.
В нашем храме мы создала удивительную общину людей, Господь благословил их тишиной - они не слышат гула города, грохота нескончаемого ремонта за стеной или шума машин. Но это не значит, что они не слышат голос Христа. То служение на ниве духовного просвещения глухим существует для того, чтобы в этой тишине любой глухой смог услышать о любви Творца, чтобы объединять глухих в общении с Богом и со всеми в церкви.
Главной проблемой духовного просвещения неслышащих и слабослышащих людей является языковой барьер, не позволяющий им полноценно участвовать в богослужении и Таинствах Церкви.
Духовное просвещение инвалидов по слуху включает в себя различные виды миссионерской, социальной и катехизической деятельности. Богословское обоснование принципов духовного просвещения и основных методов просветительской работы с глухими мы находим как в Священном Писании, так и Священном Предании Церкви. А достижения современной сурдопедагогики и сурдопсихологии, развитие вспомогательных технических средств позволяют преодолеть препятствия телесной глухоты и нести Слово Божие людям с нарушением слуха, приобщая их к духовной традиции Православной Церкви, делая доступным для них молитвенное участие в богослужении и осознанное участие в святых Таинствах Церкви Христовой.
Духовное просвещение глухих в России имеет многовековые традиции, и со времени Крещения Руси Церковь несет пастырское попечение о людях, страдающих этим недугом. Этот опыт попечения о глухих людях, прерванный революцией и жесточайшими гонениями советского периода, сегодня активно возрождается. Православные общины глухих создаются и уже существуют во многих епархиях Русской Православной Церкви. Духовно-просветительская деятельность среди глухих и слабослышащих приобретает массовый и систематический характер. Создаются методические пособия по переводу богослужений, организации просветительской работы и пастырского окормления людей с нарушением слуха.
В данной работе был произведен обзор основных вопросов духовного просвещения людей с нарушением слуха, существующих наработок и методов просвещения среди инвалидов по слуху, а также рассмотрены вопросы их интеграции в церковно-приходскую жизнь.
Результаты данного исследования стали основой организации духовной просветительской деятельности среди неслышащей общины Пантелеймоновского храма города Ессентуки.
Дальнейшее исследование может быть посвящено разработке методики перевода богослужения на язык жестов, а также вопросу разработки, унификации и составления словаря религиозных жестов, используемых в общинах глухих Русской Православной Церкви.
Служение глухим это дискуссионная группы и курсы языка жестов, воскресная школа для детей и отдельные занятия для взрослых.
Много времени посвящается рассказам о религиозных сектах, так как многие неслышащие приходят в храм оттуда, проводятся занятия с неслышащими людьми по изучению устава Православной Церкви, чтобы дать им некоторые сведения по литургике, необходимые для понимания богатого наследия Православной церкви.
Это мультимедийное изучение Библии (видео-презентация и живое обсуждение). Каждое такое занятие направлено на практическое применение истин Писания в жизни. В ближайшее время мы планируем также провести курсы жестового языка для учащихся ВУЗов региона с выдачей свидетельств, организации духовных паломничеств по храмам региона. А также разработки справочника лучших практик духовного просвещения в среде глухих и слабослышащих людей Кавказского региона.