Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Функционирование «ласковых номинаций» в неофициальных сферах общения

Работа №58664

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

лингвистика

Объем работы63
Год сдачи2016
Стоимость4870 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
82
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 6
Глава I. Теоретические вопросы изучения речевого этикета 10
1.1. Лингвокультурология как научная дисциплина 10
1.1.1. Определение лингвокультурологии, её объект, предмет, цель и задачи 10
1.1.2. Место лингвокультурологии в ряду смежных научных дисциплин 17
1.1.3. Понятие “языковая картина мира” 19
1.2. Понятия “речевой этикет” 22
1.2.1. Обращение 24
1.3. Коммуникативная ситуация 27
1.4. Этикет и роли языковой личности 31
I.5. Характеристика речевого поведения носителей русского языка 36
1.5.1. Лексико-грамматические и стилистические особенности речевого
поведения женщин 38
I. 5.2. Лексико-грамматические и стилистические особенности речевого
поведения мужчин 39
Выводы 40
Глава II. Анализ и классификация единиц, обозначающих ласковые номинации 42
II.1. Состав и общая характеристика исследуемого материала 42
II.2. Классификация существительных - ласковых номинаций 42
П.2.1. Тематическая классификация существительных - ласковых номинаций 43
11.2.2. Структурная классификация существительных - ласковых номинаций 51
П.2.3.Характеристика и описание эксперимента 52
П.2.3.1.Частое использование существительных-ласковых номинаций 53
П.2.3.2.Существительные-ласковые номинации, которые иногда используются 54
П.2.3.3.Редкое использование существительных-ласковых номинаций 54
П.2.3.4.Существительные-ласковые номинации, которые никогда не используются 55
П.3.Гендерно-ролевая классификация номинаций 56
П.3.1.Лексико-грамматические формы выражения ласковых номинаций, обращённых к женщине 58
П.3.2.Лексико-грамматические формы выражения ласковых номинаций, обращённых к мужчине 59
П.3.3.Лексико-грамматические формы выражения ласковых номинаций, обращённых к детям 59
П.3.4.Универсальные ласковые номинации 59
Выводы 61
Глава III. Состав и функционирование прилагательных - ласковых номинаций
Ш.1. Состав и общая характеристика исследуемого материала 63
111.2. Характеристика и описание эксперимента 63
Ш.2.1. Представление прилагательных-ласковых номинаций по частотности их употребления в речи 63
111.2.2. Гендерно-ролевая классификация прилагательных - ласковых номинаций 65
111.3. Ситуативная классификация употребления прилагательных - ласковых номинаций в русском языке 66
Ш.3.1. Обращение к человеку. 66
III.3.1.1 Любовные отношения 66
111.3.1.2. Дружеские отношения 68
111.3.1.3. Семейные отношения 69
111.3.1.4. Служебные отношения 71
111.3.2. Обращение к животным 71
111.3.3. Обращение к неодушевлённым предметам 72
Выводы 72
Заключение 75
Список использованной литературы 77
Приложение I. Алфавитный список ласковых номинаций 81
Приложение II. Толкование ласковых номинаций, представленное в словарях 85

Речевой этикет занимает одно из важных мест в межкультурной коммуникации, отражая традиции, обычаи и нормы поведения, сложившиеся в процессе исторического и культурного развития народа.
Главной характеристикой общения является процесс установления контактов, который порождается потребностями совместной деятельности людей и включает в себя обмен информацией, взаимодействие коммуникантов, восприятие и понимание собеседника.
Речевой этикет, как известно, предписывает говорящим использование определённых формул в зависимости от ситуации общения. Носители языка, овладевшие правилами речевого общения, интуитивно осуществляют выбор требуемых единиц, ориентируясь на экстралингвистистические условия, среди которых особое значение имеет степень официальности- неофициальности обстановки и отношений между коммуникантами.
Таким образом, речь является важным информативным сигнализатором при оценке эмоционального состояния собеседника, что проявляется в выборе слов, специфике построения высказывания. Поэтому в соответствии с намерениями говорящего, отношениями между собеседниками, обстановкой общения, характеристиками участников коммуникации выбираются определённые языковые средства для оформления высказывания, в частности, при характеристике внешнего вида человека или его характера, а также при обращении к человеку носителями русского языка употребляются различные ласковые номинации.
Так, для того чтобы подчеркнуть хорошую фигуру девушки, русские говорят «берёзка», чтобы сказать, что она очень худенькая - «тростинка» и т.д. Для характеристики поведения или характера человека используются, например, такие номинации, как ангел (ангелочек), солнце / солнышко и др. Обращаясь к человеку, русские говорят «малыш», «зайчик», солнышко» и т.д. В связи с этим возникает потребность в изучении ласковых номинаций по отношению к мужчинам, женщинам и детям в различных коммуникативных ситуациях. Знание данных языковых форм необходимо, т.к. студент, изучающий русский язык в России, с первого дня становится участником общения, включаясь в систему социальных отношений, наделяется определённым социальным статусом, который предопределяет его речевое поведение.
Сказанное выше определяет актуальность избранной темы.
Целью работы является описание, анализ и функционирование имён существительных и имён прилагательных - «ласковых номинаций» в сферах неофициального общения в современном русском языке.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи :
- описать теоретическую базу исследования ;
- отобрать имена существительные и имена прилагательные - «ласковые номинации» из толковых словарей русского языка и словаря ласковых номинаций;
- провести анкетирование среди носителей русского языка с целью выявления общеупотребительных «ласковых номинаций»;
- определить и описать состав и объём данной группы в современном русском языке;
- предложить классификации исследуемых единиц;
- выявить и описать семантические и функциональные особенности отобранных единиц в сферах неофициального общения.
В ходе работы были использованы следующие методы и приёмы
исследования :
—описательный метод ;
—словообразовательный метод ;
—метод семантического анализа ;
—метод контекстологического анализа
—а также приём направленной выборки материала и его частотно-статистической характеристики.
Объектом нашего исследования служат русские ласковые номинации, выражающие отношение к женщинам, мужчинам и детям;
Предметом исследования является специфика проявления данных ласковых номинаций в русском языке в неофициальных сферах общения.
Материалом для исследования служат данные толковых словарей русского языка, а также данные сайта “Национальный корпус русского языка” и результаты проведённого анкетирования.
Новизна работы состоит в том, что в ней:
- исследуются имена существительные и имена прилагательные - “ласковые номинации” в лингвосоциокультурном аспекте которые, несмотря на большой интерес лингвистов к речевому этикету и различны м сферам общения, к настоящему времени не имеют достаточно полного описания.
-выявляются семантические, тематические, грамматические и частотно-статистические признаки, значимые для анализа исследуемых единиц.
Гипотеза исследования: изучение и описание имён существительных и имён прилагательных - «ласковых номинаций», представленных в толковых словарях русского языка и в словаре ласковых слов, способны помочь учащимся лучше понять национальную культуру и традиции русского народа, а значит и усвоить семантику анализируемых единиц, что помогает адекватному речевому общению иностранных учащихся в различных коммуникативных ситуациях.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования вносят определённый вклад в изучение проблем, связанных с речевым этикетом говорящих, выделяется специфика использования «ласковых номинаций» в сфере неофициального общения; предлагаются новые классификации имён существительных и имён прилагательных - «ласковых номинаций».
Практическая значимость работы видится в возможности использования языкового материала на занятиях по русскому языку и русскому языку как иностранному, в частности, на занятиях по лингвокультурологии, межкультурной коммуникации, культуре речи, словообразованию, а также при составлении словарей.
Положения, выносимые на защиту:
1. Ласковые номинации - лексические единицы, являющиеся отражением речевой культуры и традиций общения русского народа. Анализ имён существительных и имён прилагательных - ласковых номинаций позволяет выявить наиболее употребительные номинации в современном русском языке, а также выделить номинации, которые характерны только для молодёжи либо представителей старшего поколения, либо номинации являющиеся универсальными.
2. Исследование и описание имён существительных и имён прилагательных - ласковых номинаций способствует усвоению норм межличностного общения, необходимых для создания благоприятной коммуникации.
3. Употребление ласковых номинаций в процессе общения создаёт особую культурологическую парадигму и отражает черты русского характера.
Структура работы: данная работа состоит из Введения, трех глав, Заключения, Списка использованной литературы и двух приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Общение является неотъемлемой частью жизни человека, народов и, соответственно, частью культуры. Тот или иной вид культуры порождает свой тип общения, которое выражает необходимость понимать и чувствовать другого человека таким, какой он есть.
Речевой этикет является одной из составляющих национальной культуры, организует речевое общение. Речевой этикет представляет собой незамкнутую систему, поэтому у говорящего на родном языке появляется ряд возможностей придать своему высказыванию определённую форму в соответствии с его смыслом и ситуацией общения.
Выбор той или иной единицы для передачи какой-либо мысли зависит от большого числа факторов, одним из которых являются социальные характеристики участников коммуникации (характер отношений между собеседниками, социальных роли). Данные характеристики определяют социостилистические особенности речи коммуникантов, на которые нужно обращать внимание при изучении иностранного языка.
На основе теоретических положений и анализа языкового материала можно сделать вывод, что речь каждого человека детерминирована определёнными социальными правилами, следование которым приводит к достижению того результата, к которому стремится адресант при выборе речевых ходов, ведущих к успешной или неуспешной коммуникации.
Анализ исследуемого материала дал возможность и целесообразность классифицировать изучаемые формы ласковых номинаций с точки зрения их смысловой и формальной организации.
Исследование ласковых номинаций на материале толковых словарей и Интернет-ресурсов может способствовать введению учащихся в реальную коммуникацию и мотивировать как изучение русского языка, так и культуру страны. Выявленные национально-культурные особенности русских ласковых номинаций важны при преподавании русского языка как иностранного, поскольку знания иностранными учащимися анализируемых лексических единиц позволяет им не только улучшить свой словарный запас и обогатить таким образом свою речь, но и в некоторой степени приобщиться к русскому видению мира, лучше понять отношения между людьми и отношение к самому себе, но и расширить свой круг знакомств.



1. Абрамова Т.В. Речевой этикет как предмет лингвистического изучения // Язык, коммуникация и социальная среда. - Воронеж: ВГТУ, 2002, Выпуск 2. -
С. 94 - 98.
2. Апресян Ю.Д. Русская языковая картина мира и системная лексикография. М., 2006.
3. Борисова И.Н.Структура и динамика разговорного диалога.-М-. 2007,-320с.
4. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура. Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного.М., 1990-247с.
5. Гольдин В.Е.Имена речевых событий, поступков, жанры русской речи// Жанры речи, --Саратов, 1997.--С.23-24.
6. Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики.—издательство «лабиринт». М.1997.-224с.
7.Зиновьева М.Д. Развитие речи и культура. - М., 1991.
8.Зиновьева Е.И., Юрков Е.Е. Лингвокультурология. СПб., 2009
9. Квон Ён Русское обращение. СПб , 2008.
10. Корнилов О.А. Языковые картины мира как производные национальных менталитетов. М, 2011.
11. Костомаров В.Г. Русский речевой этикет // Русский язык за рубежом. - М., 1967 №1.
12. Красных В.В. Этнопсихолингвистика и лингвокультурология: Курс лекций. М., 1982.
13. Крысин Л.П. Социолингвистические аспекты изучения современного русского языка. - М., 1989.
14. Маслова В.А. Лингвокультурология. М., 2011.
15. Седов К.Ф. Становление дискурсивного мышления языковой личности. Психо-и социолингвистические аспекты. Саратов,1999.
16. Стрелкова Н.М. Речевой этикет как важнейший элемент национальной культуры // Язык и культура. II Международная конференция. Тезисы. - Киев, 1993. - С. 25 - 34.
17. Сусов И.П. Прагматическая структура высказывания // Языковое общение и его единицы: Межвузовский сборник научных трудов. Калинин, 1986. - С. 7-14.
18. Телия В.Н. Роль образных средств в культурно-национальной окраске миропонимания // Этнопсихолингвистические аспекты в преподавании иностранных языков, 1996.
19. Формановская Н.И. Русский речевой этикет: лингвистический и методический аспекты. М., 1987.*=
20. Формановская Н.И. Речевое взаимодействие: коммуникация и прагматика. М., 1987.
21. Формановская Н.И. Речевой этикет в нашем общении М , 1989.
22. Формановская Н.И. Культура общения и речевой этикет. Высшая школа, Москва, 1989.
23. Формановская Н.И. Русский речевой этикет: нормативный и социокультурный контекст. М., 2002.
24. Формановская Н.И. Речевое общение: коммуникативно-прагматический подход. М.: Русский язык, 2002.
25. Формановская Н.И. Культура общения и речевой этикет М.2004.
26. Формановская Н.И. Культура общения и речевого поведения М. 2010.
27. Шибутани Т. Социальная психология. Ростов-на-Дону, 1998.
28. Яковлева Е.С. Фрагменты русской языковой картины мира (модели пространства, времени и восприятия).М.: «Гнозис», 1994.
29. Яковлева Е.С. К описанию языковой картины мира // Русский язык за рубежом, 1996 № 1-2-3
Словари и условные наименования их сокращений
1. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. Издательство: М.: Советская энциклопедия, 1966. - (СЛТ)
2. Балакай А.Г. Словарь русского речевого этикета.М.: АСТ-ПРЕСС, 2001.
3. Большой толковый словарь русского языка. 1 е изд е: СПб.: Норинт. С. А. Кузнецов. 1998
4. Лингвистический энциклопедический словарь. - М., 1990. (ЛЭС)
5.Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка М., 2011.
б.Теленкова М.А., Розенталь Д.Э. Словарь-справочник лингвистических
терменов.изд.2-е , испр.и доп;М.1976
Интернет-ресурсы
1. Альтернант-2013http://edu.grsu.by/alternant/?p=379
2. Н а ц и о н а л ь н ы й к о р п у с р у с с к о г о я з ы к а ( Н К Р Я ) http://www.ruscorpora.ru/search-main.html
З.Электронный словарь ласковых слов :http://www.samru.ru
4.Энциклопедия “Кругосвет”
http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/sociologiya/SOTSIOLIN


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ