Введение
Глава 1. Традиционная свадьба как элемент народной культуры
1.1. Понятие свадьбы
1.2. Основные идеи свадебной обрядности
1.3. Основные компоненты и структура традиционного свадебного обряда
Глава 2. Предвенечные обряды Новгородской области: этапы, участники, атрибуты
2.1. Знакомство, сватовство, рукобитье, осмотр места
2.2. Шитье приданого, обрядовая баня, девичник, прощание с красной красотой
Глава 3. Венчание и послевенечные обряды Новгородской области
3.1. Венчание
3.2. Дорога от венца, перевоз приданого, «раскрывание молодой в доме мужа», свадебный «княжий стол»
3.3. Послесвадебные обряды: бужение молодых, хлибины (яишня)
Заключение
Список использованных источников и литературы
В каждом обществе семья является важнейшим и неотъемлемым социальным институтом. Семья напрямую зависит от общественного строя, политических, экономических, религиозных отношений. С институтом семьи тесно связан институт брака. Со временем общество претерпевало изменения, однако семья всегда была самой главной воспитательной средой, в которой первоначально формируются и закрепляются мировоззренческие, культурные, а также нравственные основы общества. Это предопределило то большое значение, которое занимает свадебная обрядность в жизни общества.
Свадебный ритуал конца XIX - начала XX в. являлся одной из существенных частей культурно-бытового комплекса обрядовой жизни народа. Свадьба была основным способом заключения брака и формирования семьи. Свадебная обрядность прямо или косвенно затрагивала многие стороны жизни народа, была тесно связана с условиями его быта и особенностями социальной структуры общества.
Подробное и комплексное изучение свадебного обряда Новгородской области стало возможным лишь в начале XX. Данная работа посвящена изучению свадебного обряда Новгородской области конца XIX - начала XX в и основана на выявлении специфики свадебной обрядности данного региона на основе анализа и сравнения со свадебными обрядами Архангельской, Пензенской, Липецкой и др. областей.
Актуальность. Актуальность данной темы связана прежде всего с тем, что свадебный обряд играет большую роль в современном обществе, являясь необходимой частью культуры. При проведении свадебного обряда образцами часто выступают традиционные формы. Это одна из основных причин сохранения интереса к традиционному свадебному обряду в современном обществе. Научная актуальность данной темы определяется недостаточной изученностью целого ряда аспектов свадебной обрядности отдельных регионов, в частности Новгородкой области. Источниковый материал продолжает накапливаться, однако весь комплекс источников до сих пор не осмыслен в целом с точки зрения современных научных представлений о свадьбе и об обрядах перехода.
Историографический обзор. Всю литературу, касающуюся данной темы можно разделить на следующие категории:
- Работы, посвященные изучению свадебного обряда в целом.
Необходимо отметить исследование, которое заслуживает отдельного внимания. Труд Арнольда ван Геннепа «Обряды перехода» (первое издание 1909 г). включил в себя абсолютно новую для научного сообщества начала XX века идею «перехода», описывающую и объясняющую смысл значительного числа важнейших обрядов, существовавших в традиционных обществах. Исследователь обосновал идею, смысл которой в том, что жизнь состоит из последовательной смены этапов. Этапы сменяются, переходя из одного состояния в другое - последующее. Моменты смены этапов в первобытных, традиционных и даже частично в современных обществах оформляются специальными обрядами, которые он назвал «обряды перехода». Исследование А. ван Геннепа включает в себя обширный материал из жизни народов с разных территорий и показывает, как различные обряды жизненного цикла влияли на смену статуса человека посредством обряда «перехода». В частности, целый раздел в его работе посвящен тому, как проявляются идеи обрядов перехода в свадебных обрядах. Исследование Арнольда ван Геннепа оказало очень большое влияние практически на все последующие работы, посвященные этнографическому и культурологическому изучению свадебных обрядов различных народов, вплоть до современности.
Среди работ данной группы необходимо отметить работу В.И. Ереминой «Ритуал и фольклор» (1991 г.). Исследование посвящено изучению славянских ритуалов и верований, анализу общих элементов в обрядах жизненного цикла (родильные, свадебные, погребальные обряды), которые заключали в себе идею «через смерть к новому рождению». В частности, В.И. Еремина характеризует основные идеи свадебной обрядности у славян и то, как эти идеи отразились в конкретных свадебных обрядах. Именно эти аспекты ее труда наиболее важны для нашего исследования.
Особое внимание заслуживает ряд очень важных для исследования русской свадьбы трудов А.В. Гуры. Прежде всего, это фундаментальная работа «Брак и свадьба в славянской народной культуре: семантика и символика»2(2011 г.). В ней автор сформировал систематизированный свод фактов, которые имели прямое отношение к славянской свадебной традиции. Важное место в его работе занимает вопрос о месте бракосочетания в общем жизненном цикле. Исследователь раскрыл и охарактеризовал основные понятия, связанные с браком.
Также, у этого исследователя необходимо выделить ряд статей, посвященных свадебной обрядности. Они были опубликованы в специальных этнолингвистических словарях: статья «Венчание» (1995 г.), статья «Брак» (2002 г.), статья «Свадьба символическая» (2009 г.).
В статье «Венчание» А.В. Гура подчеркивает роль свадебного обряда венчания для молодых, а также для всего общества в целом. Описывает ритуалы отправления от венца и к венцу, дает подробную характеристику пространственных «границ», которые молодые преодолевали на протяжении всего свадебного обряда. Исследователь выделил те временные промежутки, которые были наиболее подходящими для совершения венчания.
В статье «Брак» А.В. Гура уделил особое внимание способам заключения брака: умыканию, браку по взаимной договоренности парня с девушкой, самовольному уходу девушки к жениху. Подчеркнул, что локально имел место быть обряд купли невесты. Большое внимание А.В. Гура посвятил символам и символике брака, которые отразились в свадебной обрядности.
В статье «Свадьба символическая» А.В. Гура сделал акцент на обряде «свадьба символическая», который был вторичным воспроизведением свадебного обряда. Подчеркивал, что свадьба являлась обрядом «перехода». Основу его работы составил материал о посвятительной, продуцирующей символике. Исследователь выделил ряд общих символических элементов, которые встречаются в мотивах свадьбы.
Среди работ, посвященных исследованию русской свадьбы необходимо особо отметить работу Н.В. Зорина «Русский свадебный ритуал» (2004 г.). Ее научная новизна заключается в том, что это первое комплексное исследование русской свадьбы, подготовленное на основе этнографических экспедиций, архивных документов. Исследование также базируется на редких дореволюционных публикациях, в которых были даны подробные описания традиционных брачных норм и всей структуры свадебного обряда.
Работы, посвященные изучению локальной специфики свадебных обрядов в разных регионах.
Важным исследованием для изучения свадебной обрядности Новгородской области является статья В.И. Жекулиной «Исторические изменения в свадебном обряде и поэзии (по материалам Новгородской области»). В данном труде она уделил особое внимание новгородским фольклорным записям и на основе изучения этих данных реконструировала новгородский свадебный обряд. В.И. Жекулина подчеркивала, что новгородские свадебные обряды отличались от обрядов других местностей. Также, как и А.В. Гура исследователь отметил обряд «умыкания» невесты, который был распространен у новгородцев с XI в. В своей работе она опиралась на «Устав Ярослава» и «Кириково вопрошание» 1156 г. - документ, свидетельствовавший о существовании свадебных «баенных» обрядов. Однако, исследователь показала, что в XIX в. многие новгородские свадебные обряды совершались лишь по традиции: «Собиратели не могли выяснить у исполнителей их смысла».
В.И. Жекулина показала, что изменение свадебных традиции с 1930-х г. привело к тому, что «свадебный обряд Новгородской области практически прекращает свое существование, но он сохранился в памяти жителей, что позволяет в последнее время подробно изучать этот обряд».
Крупный этнограф конца XIX П.С. Ефименко посвятил свою работу «Народные юридические обычаи крестьян Архангельской губернии» правовым нормам, юридическим представлениям, которые были общеприняты у простого народа Архангельской губернии. Автор раскрыл специфику внутренних отношений в традиционной семье, описал обычаи при заключении брака. Используя данное исследование, мы выявили различия в свадебных обрядах Новгородской и Архангельской губерний.
Среди работ данной группы необходимо выделить труд В.С. Бузина «Рождение, вступление в брак и смерть в традиционной южнорусской обрядности (Липецкая, Тамбовская, Пензенская области). Материалы и исследования» (2015 г.). Основной акцент в этой работе сделан на изучение обрядности жизненного цикла трех областей: Липецкой, Тамбовской, Пензенской. Автор описал родильно-крестильную, свадебную, погребально-поминальную обрядность. Специфика работы заключается в том, что те материалы, которые могли относиться только к одной территории после подробного изучения имели параллели с обрядностью других территорий. В особенности, проявились схожие черты в свадебных обрядах Новгородской, Липецкой, Тамбовской, Пензенской областей.
Кроме вышеперечисленных, важными для нашего исследования являются работы П.И. Кушнера «Село
Вирятино в прошлом и настоящем: опыт этнографического изучения русской колхозной деревни» (1958 г.), Т.А. Бернштам «Русская народная культура и народная религия» (1989 г.), Е.Л. Мадлевской «Русский свадебный обряд» и другие.
Цель исследования - выявить специфику русского свадебного обряда Новгородской области конца XIX - начала XX в. на фоне общерусской традиционной культуры.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Охарактеризовать особенности свадебного обряда как элемента традиционной народной культуры
2. Проанализировать основные элементы предвенечной обрядности Новгородской области
3. Рассмотреть основные черты послевенечной свадебной обрядности Новгородский области
Объектом исследования данной работы является русский традиционный свадебный обряд.
Предмет исследования - свадебные обряды и ритуалы в Новгородской области в конце XIX - начале XX в.
Хронологические рамки исследования охватывают период с конца XIX по начало XX века, так как именно в это время был собран основной материал по традиционной свадьбе на этих территориях. С одной стороны, в это время собирался массовый материал по свадьбе, а с другой стороны все еще сохранялась традиционная культура как основа народного мировоззрения и жизни.
Географические рамки. Географические рамки исследования ограничены Старорусским, Новгородским, Устюженским уездами, Окуловским районом, деревнями Ручьи, Рамушево, Подцепочье, Нагово, Бакочино, Ретлё, Буреги, Ермолино Новгородской губернии. Именно эта территория лучше всего представлена в источниках.
Источниковая база. Изучаемая нами тема напрямую связана с реальной жизнью жителей Новгородской области и опирается в первую очередь на рассказы и воспоминания жителей об их свадьбах. Всю группу источников мы разделили на этнографические и фольклорные, однако, как правило они публиковались в одних и тех же сборниках, поэтому их анализ мы будем проводить совместно.
Важным источником является газета «Новгородские губернские ведомости». Это общественно-политическая, литературная и экономическая газета, публиковавшаяся раз в неделею в Новгороде в 1838-1917 г. В ней собраны рассказы людей, проживавших в Старорусском уезде о свадьбах, свадебном обряде, сватовстве, венчании. Именно этот этнографический источник позволил нам составить концепцию свадебного обряда с чертами, присущими именно новгородскому свадебному обряду XIX в. В газете сохранился настоящий диалект крестьян Новгородской области, несколько видов причитаний.
Фундаментальной работой является сборник О.С. Бердяевой «Фольклор Новгородской области: история и современность» (2005 г.). Она использовала огромное количество уникальных текстов из фольклорного архива Новгородского Государственного Университета. Описала специфику свадебного обряда Новгородской области. Большое место в исследовании заняли рассказы о свадьбах от первых лиц, свадебная символика, магические действия, которые сопровождали каждый этап свадебного обряда. Несмотря на то, что данный сборник базируется на рассмотрении новгородской свадьбы как общего явления, характерного для всех территорий новгородской области, в нем также были выявлены и различия в свадебных обрядах в пределах одной территории в разных уездах. Таким образом, материалы сборника О.С. Бердяевой показывают, что свадебные обряды в пределах одной области могли иметь незначительные специфические различия.
Интересным фольклорным источником является сборник А.А. Банина, А.П. Вадакария, В.И. Жекулиной «Свадебные песни Новгородской области» (1974 г.). В нем составители собрали множество свадебных песен, которые исполнялись участниками во время свадебного процесса. Очень часто песни исполнялись профессиональными плакальщицами, которых специально приглашали на свадьбу.
Важным этнографическим источником является труд В. Ягодина «Историко-статистическое описание прихода села Ильмина, Городищенского уезда». В нем автор дал подробную информацию о численности прихода, предоставил статистку умерших и родившихся, описал религиозно-нравственное состояние прихожан и отношения парней и незамужних девушек. Необходимо отметить, что автор дал подробное описание процесса святок, свадебных обычаев и обрядов прихожан, крестин и похорон.
Необходимо выделить работу этнографа-беллетриста С.В. Максимова «Год на Севере»18(1871 г.), которая стала отправной точной изучения жизни и обрядности Русского Севера. Она является одним из крупнейших этнографических исследований этого региона XIX в. Автор дал не только общую характеристику обрядов народа, но и выделил характерные особенности свадебного обряда, свадебного ритуала. Это дало нам возможность сопоставлять Новгородский свадебный обряд с тем, который существовал на Севере.
В ряду фольклорных источников важным является «Великорусс в своих песнях, обрядах, обычаях, верованиях, сказках»19(1898 г.) исследователя П.В. Шейна. В нем собрано огромное множество причитаний, которые использовались на разных этапах новгородской свадьбы. В основном, автор выделял причитания невесты, обращенные к ее родителям, брату, подругам, жителям деревни или уезда.
Также, необходимо отметить известный сборник братьев Б.М. Соколова, Ю.М. Соколова «Сказки и песни Белозерского края» (1915.). Уникальность исследования заключается в полном воспроизведении речи сказителей. Источник включил в себя разнообразные сюжеты сказок, песен. Особенно интересными для нашего исследования представляются свадебные песни, в которых находят место волшебство, реальность, мифология, традиции.
Кроме того, в работе использованы этнографические материалы, опубликованные в работах М. Бурьяка, Н.А. Александрова, В.С. Кошурникова, Л.Ю. Евтихиевой, в газете «Архангельские губернские ведомости» и др.
Методология. Данная магистерская диссертация построена на сочетании общенаучных и специально-исторических методов. Использование общенаучного метода классификации и типологизации позволило выделить разные последовательные этапы брачной церемонии. Также, с помощью методов индукции и дедукции были сформулированы выводы по каждой главе, благодаря которым можно проследить различные черты в свадебной обрядовости разных регионов. С помощью использования историко-сравнительного метода были изучены изменения брачного возраста, функций мужа и жены, роли родственников в свадебной церемонии, изменения в обязательных атрибутах свадьбы.
Новизна исследования. Научная новизна исследования заключается в синхронном изучении этапов свадьбы в разных регионах и их анализ, сравнение, поиск общего и различного.
Структура работы. Выполненная магистерская диссертация состоит из Введения, трех глав, разделенных на параграфы, Заключения, Списка источников и литературы. Первая глава связана с необходимостью дать общее представление о традиционной свадьбе как феномене культурной жизни народа. Здесь рассмотрено понятие свадьбы, а также этапы, участники. Во второй и третей главах последовательно проанализированы этапы свадебной обрядности Новгородской области. В Заключении приводятся основные выводы.
Таким образом, в результате проведенного исследования, мы можем сделать следующие выводы.
Традиционная свадьба является устоявшейся, передающейся из поколения в поколение системой традиционных семейных обрядов, сопровождающейся заключением брака. К концу XIX в. - нач. XX в. формы заключения брака у русского населения Российской империи видоизменились и приняли более современную и привычную нам форму. Рассматривая основные идеи свадебной обрядности, необходимо отметить, что они связаны прежде всего с идеями обрядов перехода и жизненного цикла, с идеями социальной значимости свадьбы как для отдельных людей (молодоженов), так и для общины в целом, с идеями магического воздействия свадебных обрядов на природу и общество. Идеи «перехода» воплотились в конкретных формах проведения свадебных обрядов и в символах брака. Они же определили основные компоненты свадебной обрядности и ее структуру. Несмотря на разнообразие локальных вариантов русского свадебного обряда его идеи, компоненты и структура сохраняли значительную общность в рамках всей русской традиционной народной культуры. Таким образом, идеи свадебной обрядности оказывали влияние на ход традиционной свадьбы, а традиционная свадьба играла важную роль в жизни общества.
Мы пришли к выводу, что свадебный предвенечный обряд Новгородской области включал в себя цепь последовательных этапов. Каждый элемент, действие, роль участников, одежда, предметы быта, слова, причитания были четко регламентированы. Необходимо подчеркнуть магическую составляющую каждого этапа, в том числе «прощание с красной красотой». Можно сказать, что это являлось обрядом инициации, при котором невеста переходила из одного статуса в другой. Если говорить о специфике предвенечного Новгородского свадебного обряда, то он в целом укладывается в рамки общерусской традиции, однако можно отметить такие небольшие отличия как состав приданого, расстилание шубы под ногами новобрачных и некоторые другие.
Отдельно необходимо выделить роль обряда венчания, так как в XIX - начале XX в. христианство в полной мере вошло в быт народа, то брак без венчания осуждался обществом. Венчание было направлено на закрепление союза между двумя семьями.
Так, все обряды послесвадебного периода предполагали своим итогом разрыв существовавших прежних социальных связей жениха и невесты, их общественное признание, упрочение их нового статуса и образование новых социальных связей. Подводя итоги, необходимо отметить, что специфическими чертами венчания и послевенечных обрядов Новгородской области в отличии от общерусских обрядов являлось прежде всего использование шубы и непосещение родителями церкви, а также некоторые другие элементы. Даже в пределах самой Новгородской области в разных деревнях обряды послевенечного этапа могли различаться, хотя общая концепция послевенечных обрядов не нарушалась.
В ходе проведённого исследования мы пришли к выводу, что особенности свадебного обряда Новгородской области имеют начало в традиционных верованиях и мировоззрении крестьян.
1. Александров Н.А. Крестьянские свадьбы в Елабужском уезде // Вятские губернские ведомости, 1861. № 4. - 45 с.
2. Банин А.А., Вадакария А.П., Жекулина В.И. Свадебные песни Новгородской области. Новгород: Лениздат. Новгор.отд-ние, 1974. - 89 с.
3. [Бердяева О.С.] Северная традиция русского свадебного чина // Фольклор Новгородской области: история и современность / Составитель О.С. Бердяева. - М.: Издательский дом «Стратегия», 2005. - 352 с.
4. Бурьяк М. Новгородская свадьба: Полевые записи 1984 г. в Поддорском районе Новгородской области // Чело: Альманах Новгород ун-та, 1995. № 2. - 57 с.
5. Евтихиева Л.Ю. Тамбовский курагод: сборник сценариев и материалов для фольклорных коллективов. Тамбов: Издательство типографии «Пролетарский светоч», 2003. Вып 1. - 157 с.
6. Жекулина В.И., Банин А.А., Вадакария А.П. Свадебные песни и обряды Новгородской области. Текст. Л., 1974. - 89 с.
7. Кошурников В.С. Свадебные обряды крестьян юго¬восточной части Вятской губернии // Календарь Вятской губернии на 1881 г. Вятка, 1880. - 61 с.
8. Максимов С.В. Год на Севере. СПб.: Тип. А. Траншеля, 1871. - 690 с.
9. Покровский И.К. К столетию нынешнего приходского храма. 1899. №5.
10. [Свадьба] // Архангельские губернские ведомости.1868. № 42.
11. [Свадьба] // Новгородские губернские ведомости. 1869 г. №8.
12. Соколов Б.М., Соколов Ю.М. Сказки и песни Белозерского края. М.: Отд. рус. яз. и словесности Имп. Акад. Наук.1915. - 335 с.
13. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. В 4 томах. Т I. Москва.: Астрель.2007. - 588 с.
14. Шейн П.В. Великорусс в своих песнях, обрядах, обычаях, верованиях, сказках. СПб.: Имп. Акад. наук, 1898. - 878 с.
15. Ягодин В. Историко-статистическое описание прихода села Ильмина, Городищенского уезда // Пензенские епархиальные ведомости, 1892. №12. - 536 с.
Литература
1. Агапкина Т. А. Колодка // Славянские древности: Этнолингвистический словарь: в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. - М.: Межд. отношения, 1999. — Т. 2: Д (Давать) — К (Крошки). - 462 с.
2. Аникин В.П. Календарная и свадебная поэзия. Учебное пособие. - М.: Из-во МГУ, 1970. - 122 с.
3. Аникин В.П. Русское устное народное творчество: Учеб. для вузов / В.П. Аникин. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Высш шк., 2004. - 735 с.
4. Архипенко Н.А. Устная традиция в пространстве междисциплинарности: в поисках общего знаменателя // Былые годы. 2011. №4. - 48-50 с.
5. Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. Структурно семантический анализ восточнославянских обрядов. - СПб.: Наука, 1993. - 237 с.
6. Банин А.А., Вадакария А.П., Жекулина В.И. Свадебные песни Новгородской области. - Новгород: Лениздат. Новгор.отд-ние, 1974. - 89 с.
7. Белова О.В. Христианство народное // Славянские древности: Этнолингвистический словарь в 5-и томах / Под общей ред. Н.И. Толстого. - Т.5: С (Сказка) - Я (Ящерица) - М.: Международные отношения, 2012. - 736 с.
8. Бердяева О.С. История собирания и изучения фольклора Новгородской области // Фольклор Новгородской области: история и современность / Составитель О.С. Бердяева. - М.: Издательский дом «Стратегия», 2005. - 352 с.
9. Бернштам Т.А. Будни и праздники: поведение взрослых в русской крестьянской среде (XIX - начало XX в.) // Этнические стереотипы поведения / Под ред. А.К. Байбурина. - Л.: Издательство «Наука», Ленинградское отделение, 1985. - 120-154 с.
10. Бернштам Т.А. Русская народная культура и народная религия // Советская этнография.1989. №1. - 91-100 с.
11. Бузин В.С. Рождение, вступление в брак и смерть в традиционной южнорусской обрядности (Липецкая, Тамбовская, Пензенская области). Материалы и исследования. - СПб.: Нектор-история, 2015. - 640 с.
12. Виноградова Л.Н., Толстая С.М. Веник // Славянская мифология. Энциклопедический словарь. - М.: Эллис Лак, 1995. - 75-77 с.
13. Виноградова Л.Н., Толстая С.М. Символический язык вещей: веник (метла) в славянских обрядах и верованиях // Символический язык традиционной культуры. Балканские чтения - II. - М.: Институт славяноведения и балканистики РАН, 1993. - 3-36 с.
14. Геннеп А., ван. Обряды перехода: Системат. изучение обрядов. - М.: Вост. лит. РАН, 1999. - 198 с.
15. Григорьева А.Б. Идеализация семьи в традиционной свадьбе старожилов Зауралья [Текст]: монография / А.Б. Григорьева. - Курган: Издательство Курганского ун-та,
2013. - 225 с.
16. Громыко М.М. Православие в жизни русского крестьянина // Живая старина. 1994. №3. - 3-5 с.
17. Гура А.В. Брак // Славянская мифология. Энциклопедический словарь. Изд. 2-е. - М.: Междунар. Отношения, 2002. - 516 с.
18. Гура А.В. Брак // Славянская мифология. Энциклопедический словарь. - М.: Эллис Лак, 1995. - 416 с.
19. Гура А.В. Брак и свадьба в славянской народной культуре: семантика и символика. - М.: Индрик. 2011. - 935 с.
20. Гура А.В. Венчание // Славянские древности: Этнолингвистический словарь в 5-и томах / Под общей ред. Н.И. Толстого. - Т.1. - М.: Международные отношения, 1995. - 575 с. - (Институт славяноведения и балканистики).
21. Гура А.В. Свадьба символическая // Славянские древности: Этнолингвистический словарь в 5-и томах / Под общей ред. Н.И. Толстого. - Т.4: П (Переправа через воду) - С (Сито) - М.: Международные отношения, 2009. - 656 с. - (Институт славяноведения РАН).
22. Елкин С.М., Москвина О.И. Воспитательный потенциал традиционного свадебного обряда // Вестник новгородского государственного университета. 2010. №58. - 10-14 с.
23. Еремина В.И. Ритуал и фольклор. - Л.: «Наука», Ленинградское отд-ние. 1991. - 206 с.
24. Ефименко П.С. Народные юридические обычаи крестьян Архангельской губернии [Электронный ресурс]. URL:https://statehistory.ru/books/P--S--Efimenko Narodnye-yuridicheskie-obychai-krestyan-Arkhangelskoy-gubernii/4(Дата посещения 11.12.19)
25. Жекулина В.И. Исторические изменения в свадебном обряде и поэзии (по материалам Новгородской области) // Обряды и обрядовый фольклор. - М.: «Наука», 1982. - 237¬253 с.
26. Зорин Н.В. Русский свадебный ритуал. Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. - М.: Наука, 2004. - 244 с.
27. Иванова Ю.В., Красновская Н.А. Введение // Брак у народов Центральной и Юго-Восточной Европы. - М.: Наука, 1988. - 248 с.
28. Кагаров Е.Г. Состав и происхождение свадебной обрядности. - Л.: Изд-во Акад. Наук СССР, 1929. - 44 с.
29. Календарь венчаний на любой год // Православный церковный календарь [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/days/p-kalendar-venchanij?year=2017(Дата обращения 15.06.20)
30. Крашенинникова Ю.А. Символика цвета в русских свадебных приговорах // Антропологический форум. 2011. №14. [Электронный ресурс]. URL: http://anthropologie.kunstkamera.ru/07/14online(Дата обращения 12.04.20)
31. Круглов Ю.Г. Русские свадебные песни: Учеб. пособие для пед. ии-тов. - М.: Высш. школа, 1978. - 215 с.
32. Кушнер П.И. Село Вирятино в прошлом и настоящем: опыт этнографического изучения русской колхозной деревни. - М.: Издательство Академии Наук СССР, 1958. - 283 с.
33. Листова Т.А. Благословление, молитва, венчание в свадебном обряде // Живая старина. 1994. №3. - 12-15 с.
34. Листова Т.А. Свадьба // Энциклопедия «Русская цивилизация» [Электронный ресурс]. URL: http://history.niv.ru/doc/encyclopedia/russian-civilization/articl es/237/svadba.htm (Дата обращения 29.04.20)
35. Мадлевская Е.Л. Русский свадебный обряд // Фольклор и фольклористика в СПбгу [Электронный ресурс]. URL: http://folk.spbu.ru/Reader/madlev.php?rubr=Reader-lectures(Дата посещения 11.12.19)
36. Морозов И.А. Женитьба добра молодца. Происхождение и типология традиционных молодежных развлечений с символикой «свадьбы» / «женитьбы». - М.: Издательство «Лабиринт», 1998. - 352 с.
37. Некрылова А.Ф. Русский земледельческий календарь // Круглый год. Русский земледельческий календарь / Сост., вступ. ст. и прим. А.Ф. Некрыловой; Ил. Е.М. Белоусовой. - М.: Правда, 1989. - 493 с.
38. Пропп В.Я. Русские аграрные праздники: (Опыт историко-этнографического исследования). - СПб.: Терра - Азбука, 1995. - 260 с.
39. Свадьба // Русская энциклопедия [Электронный ресурс]. URL:https://www.endic.ru/enc rus/Svadba- 1355.html(Дата обращения 24.03.20)
40. Смирницкая Е.В. Свадьба // Большая российская энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: https://bigenc.ru/ethnology/text/4994474 (Дата обращения 24.03.2020)
41. Соснина Н.Н. Смотры молодоженов // Русский праздник: Праздники и обряды народного земледельческого календаря. Иллюстрированная энциклопедия / Авт.: О.Г.Баранова, Т.А.Зимина и др. - СПб.: Искусство-СПБ, 2002. - 672 с
42. Сумцов Н.Ф. О свадебных обрядах, преимущественно русских. - Харьков, 1881. - 206 с.
43. Сумцов Н.Ф. Символика славянских обрядов. - М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1996. - 296 с.
44. Требник // Большой энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. URL:https://gufo.me/dict/bes/%D0%A2%D0%A0%D0%95%D0 %91%D0%9D%D0%98%D0%9A (Дата посещения 11.06.20)
45. Тучина О.А. Семантика ритуально-магических действий свадебного обряда (по материалам пинежского района Архангельской области) // Фольклор и постфольклор: структура, типология, семиотика. Сайт Центра типологии и семиотики фольклора РГГУ [Электронный ресурс]. URL: https://ruthenia.ru/folklore/ls04_tuchina1.htm (Дата обращения 14.06.20)
46. Тэрнер В. Символ и ритуал. - М.: «Наука», 1983. - 277 с.
47. Филатова Е.А. Коды праздничного ритуала // Вестник гуманитарного университета. 2013. №2. - 132-138 с.
48. Чистов К.В. Предисловие // Русский народный свадебный обряд: исследования и материалы / под редакцией К.В. Чистова., Т.А. Бернштам. - Л.: «Наука», Ленинградское отделение. 1978. - 280 с.
49. Шапарова Н.С. Краткая энциклопедия славянской мифологии: Ок. 1000 статей / Н.С. Шапарова. - М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Русские словари», 2003. - 624 с.