Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Лейтмотивы платоновской прозы (на материале повести «Котлован») в школьном изучении

Работа №58659

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы93
Год сдачи2020
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
427
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Мотив в системе художественного повествования 12
1.1. Понятия «мотив», «лейтмотив» в современном
литературоведении 12
1.2. «Мотивный комплекс» как способ организации
художественного мира произведения 20
Глава II. Основные лейтмотивы платоновской прозы (на материале повести «Котлован») 27
2.1. Мотив дороги и образ странника 27
2.2. Мотив сиротства и образ «сироты земного шара»...34
2.3. Мотив смерти 42
2.4. Мотив поиска истины, смысла жизни 48
Глава III. Изучение творчества А.П. Платонова в средней школе 56
3.1. Анализ программ по литературе для средней школы
и место творчества А.П. Платонова в них 56
3.2. Методическая разработка урока на тему
«Лейтмотивы платоновской прозы (на материале повести «Котлован»)» 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 7


Творчество Андрея Платонова было недооценено в годы жизни писателя. В наши же дни автор «Котлована» стал одним из наиболее изучаемым и перспективным писателем для изучения в истории русской литературы XX века. По словам Валентина Распутина, «в русской литературе двадцатого столетия Андрей Платонов - самый самобытный писатель, самый тревожный и один из самых чутких ко всему происходящему. Он и в великости своей стоит не в ряду, а особняком»1.
В современной теории литературы большое внимание уделяется изучению мотивов и мотивному анализу, так как это одно из важнейших средств выражения мировоззрения автора. Все большую актуальность приобретает метод изучения поэтики произведений писателей с помощью мотивного анализа, который позволяет выявить едва намеченные семантические значения и в конечном итоге раскрыть своеобразие художественного целого.
Данная работа направлена на исследование мотивной организации произведения А. Платонова. Исследование мотивного комплекса в творчестве писателя, на наш взгляд, является необходимым для более точного представления и понимания художественного замысла писателя.
Актуальность исследования. В последние десятилетия усиливается интерес к творчеству А. Платонова, особенно к малой прозе. В работах современных литературоведов творчество А. Платонова предстает как серьезное философское наследие. Благодаря своей неповторимости и неординарности в литературе, характерной для А. Платонова, литературоведов интересуют различные стороны его творчества. Сегодня все чаще обращаются к изучению художественных категорий, таких как «мотив» и «лейтмотив», поскольку в творчестве Платонова присутствует устойчивый мотивный комплекс. В данной связи исследование художественной философии Платонова включает в себя обязательный анализ тех ключевых образов и мотивов, которые являются необходимой составляющей для осмысления и понимания мировосприятия писателя.
Целью магистерской диссертации является выявление специфики и новаторства основных лейтмотивов в творчестве А. Платонова (на примере повести «Котлован»), а также изыскание способа применения полученной информации на уроках литературы в 11 классе.
Задачи:
• Определить понятие «мотива», «лейтмотива» в соответствии с рассматриваемым литературным материалом;
• Выявить и обозначить место «мотива» и «мотивного комплекса» в современном литературоведении;
• Выделить комплекс мотивов в платоновской прозе (на примере повести «Котлован»);
• Проанализировать лейтмотивы в повести А. Платонова «Котлован»;
• Проследить художественные особенности и функции основных мотивов в повести А. Платонова «Котлован»;
• Проанализировать программы по литературе для общеобразовательных учреждений, чтобы уяснить место творчества А. Платонова в школьном изучении;
• Разработать технологическую карту урока на тему исследования.
Объектами магистерской диссертации является мотивный комплекс в повести А. Платонова «Котлован», а также УМК по литературе для общеобразовательной школы.
Предметами являются основные мотивы в творчестве А. Платонова и их трансформация, а также творчество А.П. Платонова в ряде УМК для средней школы.
История вопроса. Данная работа была написана на основе обращения к трудам следующих писателей и критиков, посвященным изучению творчества А. Платонова: М.А. Герасимова «Поиск истины в творчестве А. Платонова»,
А.Ю. Грязнова «Искать дороги друг к другу»: сиротство и родство в прозе А. Платонова» и «Сюжет сиротства в творчестве А. Платонова», М.В. Заваркина «Сюжет «Испытание истины» в повести А. П. Платонова «Котлован», К.Г.Исупов «Мифология смерти в прозе А. Платонова», И.П. Максимова «Функциональное значение хронотопа дороги в повести А. Платонова «Котлован», С.А. Никольский «Живое и мертвое. Путешествие А. Платонова по царству смерти».
В данной работе методологической основой являются принципы и традиции подхода к изучению мотива и мотивного комплекса, берущие начало в трудах А.Н. Веселовского «Историческая поэтика». Л.Г. Бабенко «Лингвистический анализ художественного текста», С.Н. Бройтман «Историческая поэтика», Е.В. Волков «Концепции мотива в современном литературоведении», Б.М. Гаспаров «Литературные лейтмотивы. Очерки по русской литературе XX века», И.В. Силантьев «Теория мотива в отечественном литературоведении и фольклористике: очерк историографии», Б.В. Томашевский «Теория литературы», Г.Г. Хазагердов «Основы теории литературы» и В.Е. Хализев «Теория литературы» ориентировались на основы и принципы, выдвинутые А. Н. Веселовским в своей работе «Историческая поэтика». Вышеперечисленные авторы в своих трудах активно и подробно описывают значимость мотива, лейтмотива и мотивного комплекса в произведении.
А.Н. Веселовский большое внимание уделяет повторяемости мотивов в разных жанрах у разных народов. По мнению литературоведа, мотив - «простейшая повествовательная единица, образно ответившая на разные запросы первобытного ума или бытового наблюдения»18. Также автор приходит к выводу, что в творчестве писателей присутствует комбинация мотивов, создающих тот или иной сюжет. Комбинации мотивов в дальнейшем преобразовались в различные композиции и стали основой разных эпических жанров. В сюжете мотив может быть эпизодическим, второстепенным или основным, а многие мотивы могут быть развернуты в целые сюжеты, и наоборот. «Понимание мотива А.Н. Веселовским положило начало трактовкам, ориентирующимся на анализ мотивов одного произведения, условно говоря, синхроническому изучению мотива».
В работе М.А. Герасимовой «Поиск истины в творчестве А. Платонова» изучается вопрос поиска истины в творческом наследии писателя. Автор уточняет, что данный мотив активно использует автор в своих произведениях с конца 1920 до середины 1930-х годов. По мнению М.А. Герасимовой, «истина кажется утерянной, но на самом деле она просто несовместима с советским строем. Осознание этого оказывается непосильным для Платонова, выражением чего можно считать двойничество, которое не раз отмечал сам писатель».
И. П. Максимова в своей работе «Функциональное значение хронотопа дороги в повести А. Платонова «Котлован» отмечает, что хронотоп дороги помогает раскрыть смысл как изображаемых событий, так и всего произведения. По ее мнению, концепция пространства представляет собой расстояние между пригородом, городом, котлованом и деревней. И все эти пространственный точки связаны между собой дорогой. И.П. Максимова фиксирует, что дорога обрывается у котлована, тем самым демонстрируя бесперспективность строительства.
В статье Никулиной М.В. «Религиозная утопия Н.Ф. Федорова в творчестве А. Платонова (на материале повести А. Платонова «Котлован»)» рассматривается влияние религиозной утопии Н. Федорова на творчество А. Платонова. На материале повести «Котлован» анализируются мотивы, близкие философии Н. Федорова: мотив сиротства, смерти, воскрешения и культа земли. В статье автор приходит к выводу, что религиозная утопия Н. Федорова, скрывающаяся за слоем социалистической утопии, становится своеобразным способом воссоздания утопической действительности и одновременно ее критики, что свидетельствует о сложной антиутопической стратегии А. Платонова.
Главная мысль А. Платонова в повести «Котлован», по мнению Никольского С. А., в работе «Живое и мертвое. Путешествие Андрея Платонова по царству смерти» звучит как приговор: строящийся общепролетарский дом - царство смерти, а сознание живущих людей - сознание мертвецов. Автор делает вывод, что в «Котловане» прошлое, настоящее и будущее героев никак не связано с жизнью. Напротив, обусловлено смертью. Смерть изображена везде, во всех и во всем.
Методы исследования. Цель и задачи исследования предопределили перспективность использования в данной магистерской диссертации таких методов, как культурно-исторический, сравнительно-исторический, типологический, мотивный анализ, а также метод системно-целостного анализа художественного произведения.
С помощью сравнительно-исторического метода мы проследили развитие понятия «мотив», «лейтмотив» и «мотивный комплекс» в трудах литературоведов разного времени, выявили сходства и различия в понятиях.
Системно-целостный анализ художественного произведения необходимо было применить для детального рассмотрения произведения писателя. Данный метод является процессом получения информации через интерпретацию текста. Текст повести А. Платонова «Котлован» в диссертации анализируется и интерпретируется с точки зрения исторической поэтики.
Чтобы изучить общие родовые, сущностные черты литературных явлений мы использовали типологический метод. Данный метод используют для рецепции проблем преемственности, традиций и новаторства в литературе.
Любое литературное явление связано с исторической обстановкой страны или мира, из-за этого в данной магистерской диссертации нами был использован культурно-исторический метод.
Метод мотивного анализа состоит в выявлении семантики, функций и типологии мотивов как отдельного произведения, так и ряда произведений конкретного автора, и на основе этого были выявлены мировоззренческая, эстетическая концепции автора.
Положения, выносимые на защиту:
1. Художественный мир Андрея Платонова симметричен и строен: мотивы и образы в его произведениях всегда повторяются, перекликаясь из одного в другое произведение и образуя устойчивый мотивный комплекс. Основными мотивами, образующими его, являются мотив смерти, поиска истины, сиротства и дороги.
2. Мотив дороги в повести А. Платонова «Котлован» является сюжетообразующим. Дорога, в понимании А. Платонова, становится понятием метафорическим, экзистенциальным.
3. Категория сиротства постоянно повторяется в повести А. Платонова на уровне мотивно-образных рядов, образов главных, второстепенных, эпизодических героев и мира вещей. Данный мотив проявлен на пространственно-временном уровне.
4. Мотив смерти встречается у Платонова в природе, окружении людей, изображении героев, девочки Насти, самом котловане. Автор данным образом изображает полную безнадежность идей того времени.
5. Для выражения мотива поиска истины и смысла жизни используются в произведении стилистические приемы (инверсия, метафора, гротеск и другие) речевые характеристики героев, «опредмечивание» абстрактных понятий.
6. Использование полученных знаний применимо в педагогической деятельности для реализации урока «Лейтмотивы платоновской прозы (на материале повести А. Платонова «Котлован»)» в рамках авторской программы под редакцией Т.Ф. Курдюмовой.
Теоретическая значимость исследования состоит в применении к изучению творчества отдельного писателя последовательного теоретически обоснованного мотивного анализа с учетом динамики его творчества.
Научная новизна данной работы заключается в том, что в ней предпринимается попытка специального рассмотрения мотивного комплекса, его функционирования и динамики в повести «Котлован» А. Платонова.
Практическая значимость. Содержащиеся в данной работе выводы могут быть использованы при подготовке к урокам и факультативным занятиям по литературе в средней общеобразовательной школе, студентами - филологами при подготовке к семинарским занятиям, при чтении вузовских курсов по истории русской литературе.
Структура работы. Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав основной части, заключения и списка использованной литературы.
Во введении определяются цель и задачи исследования, его актуальность, методологические основы, а также представлен краткий обзор основных теоретических источников по теме магистерской диссертации.
В первой главе мы определили понятие «мотива», «лейтмотива» и «мотивного комплекса» в соответствии с рассматриваемым литературным материалом. Также выявили и обозначили место «мотивного комплекса» в современном литературоведении.
Во второй главе нами был определен комплекс основных мотивов в платоновской прозе. Проанализированы основные мотивы и лейтмотивы А. Платонова (на примере повести «Котлован»): мотив смерти, дороги, сиротства и поиска истины. Также выявили художественные особенности и функции основных мотивов в повести писателя.
Третья глава заключает в себе анализ программ по литературе в средней школе и разработку технологической карты урока на тему исследования.
В заключении обобщаются промежуточные выводы, сделанные в главах магистерской диссертации, подводятся итоги.
В списке использованной литературы указаны источники, которые использовались при написании магистерской диссертации.
В приложении представлен наглядный материал.
Апробация работы. Работа была апробирована в следующих публикациях:
1) Кваскова А.А., Култышева О.М. Понятия «мотив» и «лейтмотив» в современном литературоведении // Нижневартовский филологический вестник. 2018. №2. С.86¬90,
2) Кваскова А.А. Мотив дороги в повести А. Платонова «Котлован» // Научные труды магистрантов и аспирантов. Выпуск 16 / отв. ред. Д.А. Погонышев. - Нижневартовск: Нижневартовский государственный университет, 2019. 374 с. - С. 19-22,
3) Кваскова А.А. Мотивный комплекс как предмет мотивного анализа // Нижневартовский филологический вестник. 2019. №1. С. 65-69,
4) Чулаева А.А. Мотив сиротства в повести А. Платонова «Котлован» // Научные труды магистрантов и аспирантов. Выпуск 17 / отв. ред. Д.А. Погонышев. - Нижневартовск: Нижневартовский государственный университет, 2020. 244с. С. 26-30,
5) Чулаева А.А. Мотив поиска истины, смысла жизни в повести «котлован» А. Платонова // Нижневартовский филологический вестник. 2020. №1. С. 39-44.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В современном литературоведении большое значение и место занимают понятия «мотив» и «лейтмотив». Известно большое количество исследований, которые посвящены и обращены к анализу конкретных повествовательных мотивов и лейтмотивов. Изучение мотива и лейтмотива осознается как развернутая сеть концепций и подходов, она активно развивается в настоящее время.
Мотив является ключевым понятием в анализе композиции произведения. Мотив - определенная художественная образность, переходящая из одного произведения в другое в творчестве одного или нескольких авторов, выступающая как аспект отдельных произведений и их циклов, либо как достояние всего творчества писателя, жанров, направлений, литературных эпох. Мотив - это повторяющийся элемент, используемый автором в своем произведении. «Но повтор не лексический, а функционально-семантический: один и тот же традиционный мотив может быть манифестирован в тексте нетрадиционными средствами, одна и та же фабула может быть «разыграна» не свойственными ей персонажами». Мотив в литературоведении может выражаться отдельным словом или словосочетанием, представать как нечто обозначаемое посредством различных лексических единиц, выступать в виде заглавия или эпиграфа, а может скрываться в подтексте. В последние десятилетия особой сложностью является выделение мотивов в литературоведении. То разнообразие мотивов, которое существует, требует особенной внимательности при их изучении.
Мотив, который является часто повторяющимся и главным в одном или во многих произведениях писателя, может определяться как лейтмотив. Лейтмотив может рассматриваться на уровне темы, образной структуры и интонационного-звукового оформления произведения. У лейтмотива, как и у мотива, особая роль - организация второго тайного смысла произведения, то есть - подтекст. Лейтмотив может изменяться на протяжении всего произведения, несколько лейтмотивов контрастно оттенять друг друга, переплетаться между собой, при этом образуя систему. Способ применения системы лейтмотивов писателем следует определить, как лейтмотивную технику.
На протяжении последних десятилетий мотивы и лейтмотивы стали активно соотноситься с индивидуальным творческим опытом, рассматриваться в качестве достояния отдельных писателей и их произведений. Будучи явлением структуры произведения, мотив и лейтмотив обладает большой семантической значимостью, смысловой напряженностью.
В литературном произведении редко встречается лишь один мотив. В эпических произведениях, как правило, контаминируются разные сюжеты, представляя обширный сюжетный комплекс и составляя новое тематическое единство. Мотивный комплекс является носителем устойчивых значений и образов повествовательной традиции и одновременно как повествовательный элемент, участвующих в сложении фабул конкретных произведений, 83 творчества» писателя.
Рассматривается как сложное единство тематических, ценностных, эмоциональных аспектов, представляющий целостный эстетический смысл. Это феномен, характеризующий системность художественного произведения. Системность раскрывается в различных проявлениях, которые связаны с интертекстом, амбивалентностью. Амбивалентность - двойственность отношения к чему- либо (у Платонова она встречается в двух мотивах: смерти и жизни). Интертекст - соотношение одного текста с другим, диалогическое взаимодействие текстов, обеспечивающее превращение смыслы в заданный автором. Он выступает как компонент, который играет определенную роль в проявлении мотивного комплекса.
Художественный мир Андрея Платонова очень симметричен и строен: мотивы и образы в его произведениях всегда повторяются, перекликаясь из одного в другое произведение. Мы рассмотрели лейтмотивы повести Платонова «Котлован».
Мотив дороги помогает раскрыть смысл не только отдельных событий из сюжета произведения, но и произведения в целом. Дорога, предпринятая главным героем ради обретения смысла собственной жизни и всеобщего существования, ведет Вощева и других героев повести в разные места - пригород, город, котлован и деревню, но приводит к пропасти. Все передвижения героев, пространственные точки связаны между собой дорогами. Дорога обрывается у котлована, демонстрируя тем самым бесперспективность того, что строится, не только в архитектурном смысле, но и в аспекте социальной идеи, которую должен олицетворять задуманный общепролетарский дом. Мотив дороги в повести Платонова не лишается традиционных функций - он задает направление сюжета и определяет порядок событий. Однако меняется значение самого понятия «дорога». У А. Платонова дорога становится понятием метафорическим, экзистенциальным. Его герой-странник проходит дорогу в бесконечном и вечном поиске смысла.
Мотив сиротства является той ключевой категорией художественного мира писателя, который позволяет увидеть уникальность прозы писателя. В произведении писателя рождение человека мыслится как начало сиротства. Герои «Котлована» не имеют семей, и все являются сиротами, несмотря на то, что пытаются создать единое общество. Категория сиротства постоянно повторяется в повести «Котлован» на уровне мотивно-образных рядов, образов главных (Вощева и Насти), второстепенных (Жачев, Пашкин, Прушевский, Чиклин), эпизодических героев (Медведев, Козлов) и даже мира вещей. Мотив сиротства также проявлен на пространственно-временном уровне, как разъединенность основных частей мира - неба и земли, человека и природы. Таким образом, сиротство у Андрея Платонова является универсальной характеристикой, применимой как к человеку, так и ко всему мироустройству. Но противостоять разрозненности человека и природы, одиночеству и сиротству должен сам человек.
Мотив смерти в произведении А. Платонова также является одним из основных. В повести прослеживаются 85
символы и явления, которые отражают данный мотив. Смерть встречается буквально на каждой станице: она в природе, окружении людей, изображении героев, девочке Насте, самом котловане. В основе сюжета строительство общепролетарского дома, дома будущего, дающего ложную надежду на лучшую жизнь. Но строительство останавливается на огромном котловане, который олицетворяет смерть. В процессе коллективизации тоже присутствует смерть - селяне готовят себе гробы, являющиеся для них гарантом будущего. Автор с помощью данного мотива дает понять, насколько трагична ситуация того времени, в каком тупике находятся люди, которые сами же оправдывают смерть, если она совершена во благо «великой идеи».
Для выражения мотива поиска истины и смысла жизни Платонов в своей повести использует различные приемы: стилистические приемы (инверсия, метафора, гротеск), речевые характеристики героев, «опредмечивание» абстрактных понятий. Также в произведении тесно взаимодействуют между собой мотивы: мотив дороги определяет смыл жизни героя, мотив смерти помогает понять, что истину (к сожалению) герои повести так и не найдут. Марина Владимировна Заваркина в своей статье «Сюжет «Испытания истины» в повести А.П. Платонова «Котлован» выделяет несколько способов познания истины: метод трудового акта, «статистический» метод и абстрактно-аналитический. «Проблема истины и смысла жизни очень волновала Платонова на протяжении всей его жизни, а особенно в те периоды личностного кризиса, когда в окружающем мире он этой истины не видел»134. В повести «Котлован» герои не могут найти эту истину. Это является прямым следствием того, что в советском обществе были утрачены нравственные основы, которые и создают внутри каждого человека ощущение истинности своего бытия. Однако герои повести «Котлован» каждый по-своему пытаются найти и обрести этот смысл (строительство общепролетарского дома, ликвидация кулачества как класса, любовь к Насте), окончательно лишаясь надежды на его обретение со смертью Насти как символа будущего.
В методической главе мы проанализировали программы средних общеобразовательных школ по литературе различных авторов (Т.Ф. Курдюмова; В.В. Агеносов, А.Н. Архангельский, Н.Б. Тралкова; Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохина; Б.А. Ланин, Л.Ю. Устинова, В.М. Шамчикова; О.Н. Зайцева, А.К. Михальская). Было выявлено, что в школьной программе по литературе особое внимание уделяется творчеству А. Платонова и его повести «Котлован» в авторской программе под редакцией Т.Ф. Курдюмовой. В данной программе на изучение произведения выделено 2 часа, в рамках двух уроков один предназначен для изучения художественного своеобразия писателя с элементами анализа, используемых в произведении мотивов. Ввиду этого, нами была разработана технологическая карта урока по литературе для обучающихся 11 классов на тему «Лейтмотивы платоновской прозы (на материале повести «Котлован»).
Для разработки урока систематизации знаний целесообразно использовать такие методические приемы, как объяснение, воспроизводящая и систематизирующая беседа. Данные приемы подводят обучающихся к пониманию ранее пройденного материала. Так, с помощью воспроизводящей беседы мы закрепили ранее изученный материал, а систематизирующая - проводится с целью систематизации знаний после изучения темы. При разработке технологической карты было решено применить метод проблемного обучения - эвристический или частично-поисковый. Этот метод применяется для того, чтобы обучить отдельным элементам самостоятельного решения проблемы. При реализации данного метода были использованы две формы работы: фронтальная и групповая. В групповой учебной деятельности обучающихся успешно формируются умения учиться, планировать, моделировать, осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль и рефлексию. Контакты и обмен информацией в группе существенно активизируют деятельность всех обучающихся - членов группы, стимулируют развитие мышления, способствуют развитию и совершенствованию их речи, пополнению знаний, расширению индивидуального опыта.



1. Абуашвили А. Поэтика «Котлована» А. Платонова и образы русской классики // Вопросы литературы. М.: Наследие. - 2000. - С. 297 - 312.
2. Бабенко Л.Г. Лингвистический анализ художественного текста. Теория и практика: учебник. Практикум / Л.Г. Бабенко, Ю.В. Казарина. 2-е изд. М.: Флинта, наука, 2004. - 496 с.
3. Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М.: «Художественная литература», 1975. - 809 с.
4. Бройтман С.Н. Историческая поэтика / под ред. Н.Д. Тамарченко. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 368 с.
5. Булыгин А.К. «Котлован» Андрея Платонова. Проблематика и поэтика (жанрово-композиционное своеобразие и мифопоэтический аспект). Дис. канд. филол. наук / Санкт-Петербург. 2002. - 237 с.
6. Веселовский А.Н. Историческая поэтика / А.Н. Веселовский; ред., вступ. ст. и примеч. В.М. Жирмунского. - Л.: Художеств. лит., 1940. - 648 с.
7. Гаспаров Б.М. Литературные лейтмотивы. Очерки по русской литературе XX века. - М.: Наука. Издательская фирма «Восточная литература», 1993. - 304 с.
8. Голубков М. М. Русская литература XX века: после раскола: Учебное пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2002. 267 с.
9. Грязнова А. Ю. «Искать дороги друг к другу»: сиротство и родство в прозе А. Платонова / Монография. Воронеж: Наука-Юнипресс, 2014. - 193 с.
10. Долгов И. Хронтоп «Котлована». Вопросы истории текста // «Страна философов» Андрея Платонова: Проблемы творчества. Вып. 4. М.: Наследие, 2000. - С. 769 - 786.
11. История русской литературы XX - начала XXI века: учебник для вузов. Часть II: 1925-1990 годы/ Сост. и науч. ред. проф. В. И. Коровин. М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2014. 511 с.
12. Левин Ю.И. От синтаксиса к смыслу и далее («Котлован» А. Платонова) // Левин Ю.И. Избранные труды: Поэтика. Семиотика. М.: Школа «Языки русской культуры»: Кошелев, 1998. - 394 с.
13. Литература с основами литературоведения. Русская XX века: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования/ А. А. Диарова, Е. В. Иванова, В. Д. Серафимова; под ред. В. Д. Серафимовой. 2-е изд., испр. М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 304 с.
14. Мелетинский Е.М. О литературных архетипах / Российский государственный университет. - М., 1994. - 136 с.
15. Мусатов В. В. История русской литературы первой половины XX века (советский период). М.: Высш. шк.; Изд. центр Академия, 2001. 310 с.
16. Никольский С.А. Живое и мертвое. Путешествие Андрея Платонова по царству смерти // Вопросы философии.
2014. №9. С. 210-220.
17. Платонов А. Котлован: роман, повесть. СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2015. - 576 с.
18. Русская литература XX века. В 2 т. Т.1: 1920-1930-е годы / Л.П. Кременцов, Л.Ф. Алексеева, Т.М. Колядич и др.; под ред. Л.П. Кременцова. - 3- изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 496 с.
19. Семенова С. Преодоление трагедии: Вечные вопросы в литературе. М.: Просвещение, 1989. - 333 с.
20. «Страна философов» Андрея Платонова: проблемы творчества. Вып. 8 Аднрей Платонов и его современники. Исследования и материалы / под ред. Н.В. Корниенко; сост. М.В. Богомолов, Е.А. Роженцева. - М.: ИМЛИ РАН, 2017. - 656 с.
21. Теория литературы: в 2 т. Т.2. Бройтман С.Н. Историческая поэтика: учеб. пособ. для студ. учреждений высш. проф. образования / под ред. Н.Д. Тамарченко. - 5-е изд., испр. - М.: Издат. центр «Академия», 2001. - 380 с.
22. Тимофеев Л.И., Тураев С.В. Краткий словарь литературоведческих терминов. М.: Просвещение, 1985. - 208 с.
23. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика: Учеб. пособие / М.: Аспект Пресс, 1996. - 334 с.
24. Хазагеров Г.Г. Основы теории литературы / Г.Г. Хазагеров, И.Б. Лобанов. - Ростов н/Д.: Феникс, 2009. - 316 с.
25. Хализев В.Е. Теория литературы. - 3-е изд. испр. и доп. - М.: Высш.шк., 2002. - 437 с.
ИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИКИ:
26. Аллахверанова Т.Ф. Мотивный анализ // Научное сообщество студентов: Междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. XXXVIII междунар. студ. науч.-практ. Конф. №2(38). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/3(38).pdf(20.05.2019).
27. Волкова Е. В. Концепции мотива в современном литературоведении // Преподаватель XXI век. 2008. №1. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZnZkontseptsii-motiva-v- sovremennom-literaturovedenii(16.11.2018).
28. Герасимова М. А. Поиск истины в творчестве А. Платонова // Вестник РУДН. Серия: Литературоведение, журналистика. 2014. №3. С. 13-18 URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/poisk-istiny-v-tvorchestve-a-platonova (11.03.2020).
29. Грязнова А.Ю. Сюжет сиротства в творчестве А.
Платонова. // URL:
https://imwerden.de/pdf/gryaznova_syuzhet_sirotstva_v_tvorchestve_platonova_2011_text. pdf(05.02.2020).
30. Заваркина М. В. Сюжет «Испытания истины» в
повести А. П. Платонова «Котлован» // Проблемы исторической поэтики. 2014. №12. С. 512-531 URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/syuzhet-ispytaniya-istiny-v- povesti-a-p-platonova-kotlovan(10.03.2020).
31. Зыховская Н.Л. Лейтмотив в ряду других общесемиотических концептов // Вестник ЧелГУ. 2000. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/leytmotiv-v-ryadu-drugih- obschesemioticheskih-kontseptov(18.11.2018).
32. Исупов К.Г. Мифология смерти в прозе А.
Платонова // Вестник ЧелГУ. 1993. №1. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/mifologiya-smerti-v-proze-a- platonova(22.12.2019).
33. Максимова И. П. Функциональное значение
хронотопа дороги в повести А. Платонова «Котлован» // Вестник ЧГУ. 2009. №4. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/funktsionalnoe-znachenie- hronotopa-dorogi-v-povesti-a-platonova-kotlovan(07.02.2019).
34. Музыкальный энциклопедический словарь // URL: http ://www/musdic.ru/html/(16.11.2018).
35. Никулина М.В. Религиозная утопия Н.Ф. Федорова в творчестве А. Платонова (на материале повести А. Платонова «Котлован») // URL: http://poetica.pro/journal/article.php?id=2694 (01.02.2020).
36. Попова А. М. Изучение мотивов в эпических
произведениях // Природные ресурсы Арктики и Субарктики.
2009. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-
motivov-v-epicheskih-proizvedeniyah (16.11.2018).
37. Руднев В.П. Энциклопедический словарь культуры
XX века. - М.: «Аграф», 2001. URL:
http://yanko.lib.ru/books/betweenall/rudnev-new-slovar.htm (17.11.2018).
38. Силантьев И.В. Теория мотива в отечественном
литературоведении и фольклористике: очерк историографии. Научное издание. Новосибирск: Издательство ИДМИ, 1999. URL: http://www.ruthenia.ru/folklore/silantiev1.htm
(17.11.2018).
39. Спиридонова И. А. Мотив сиротства в «Чевенгуре» А. Платонова в свете христианской традиции // Проблемы исторической поэтики. 1998. №5. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/motiv-sirotstva-v-chevengure-a-platonova-v-svete- hristianskoy-traditsii (05.02.2020).
40. Федеральный закон от 29.12.2012 №273 - ФЗ (ред. от 24.04.2020) «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета, №303. URL: http://www.consultant.ru(08.04.2020).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ