Введение 4
Глава 1. Работа редакции в условиях конвергентности и мультимедийности
1.1 Процессы медиаконвергенции и этапы мультимедиатизации СМИ 9
1.2 Особенности перехода от традиционной к конвергентной редакции 15
1.3 Структура и отличительные черты современного ньюсрума 26
Глава 2. Редактор в конвергентном ньюсруме. Новые навыки и роли
2.1 Место редактора и его функции в конвергентном ньюсруме. 35
2.2 Принципы работы редактора с мультимедийными жанрами и форматами 44
2.3 Инструменты современного редактора 53
Глава 3. Особенности работы редактора в российских конвергентных СМИ (на основе глубинных интервью с медиаменеджерами и редакторами «Коммерсанта», РБК и Russia Beyond The Headlines) 60
Заключение 70
Библиографический список 73
Приложения 80
Конвергенция становится неизбежным процессом для современных СМИ. Данный тренд во многом объясняется особенностями медиапотребления, которое характеризуется увеличением времени, проводимом человеком за цифровыми устройствами.
Мультиплатформенное потребление является нормой у молодого поколения, и даже в России, которая отстает от крупных рынков, наблюдается активный рост пользователей мобильного интернета, а для части потребителей интернет дополняет и даже заменяет телевидение [3. URL:http://newmedia2016.digital-books.ru/].
В поисках новых способов удержания и наращивания аудитории СМИ переходят на «конвергентные рельсы». В работе редакций начинают применяться не только конвергентные практики (например, использование социальных сетей и мультимедийного контента), но меняется и сама структура ньюсрума. Стоит сразу отметить, что в данной работе ньюсрум и редакция считаются взаимозаменяемыми понятиями.
В результате распространения медиаконвергенции появляются конвергентные, мультимедийные редакции. Структурные изменения ньюсрума, связанные в основном с возрастанием роли мультимедийного контента и с переходом СМИ на разные цифровые платформы, влекут за собой появление новых должностей, в том числе редакторских. На наших глазах рождаются новые типы редакторов: мультимедийный редактор, редактор социальных сетей, редактор сообщества и другие.
Вышеперечисленные особенности развития современного медиарынка дают право полагать, что исследование специфики работы редактора в конвергентном ньюсруме будет актуальным и полезным для профессионального сообщества.
Источниковедческий обзор
Данная тема является относительно новой, поэтому список научных трудов, в которых затрагивается влияние конвергенции на редакционные процессы в целом и работу редактора в частности, ограничен.
ВКР базируется преимущественно на следующих научных трудах:
- Амзин А. и др. Как новые медиа изменили журналистику. 2012—2016 / А. Амзин, А. Галустян, В. Гатов, М. Кастельс, Д. Кульчицкая, Н. Лосева, М. Паркс, С. Паранько, О. Силантьева, Б. ван дер Хаак; под науч. ред. С. Балмаевой и М. Лукиной.
- Баранова Е.А. Конвергентная журналистика. Теория и практика : учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / Е. А. Баранова ; Рос. гос. соц. ун-т. М. : Юрайт, 2014.
- Интернет - СМИ : теория и практика / [Алексеева А. О. и др.]; под ред. М. М. Лукиной. М : Аспект-Пресс, 2010.
- Качкаева А.Г., Кирия И.В., Коломеец К.Г., Лосева Н.Г., Силантьева О.М., Телень Л.О.,Тихомирова Т.Б., Филимонов М.Г. Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные / под ред. А.Г. Качкаевой. М.:, 2010.
Для данного исследования были привлечены работы медиаисследователей, публикации в СМИ, отраслевых блогах и другие материалы.
Новизна исследования
Появление нового типа журналиста в конвергентных редакциях, а именно универсального журналиста, уже не ставится под сомнение и подробно исследуется. В то время как трансформация профессии редактора в результате медиаконвергенции подробно не описывалась. Новшество данной работы заключается в выявлении новых ролей и компетенций редактора в современных конвергентных СМИ.
Объект и предмет исследования
Объектом данного исследования является работа редакции СМИ в конвергентном пространстве. Автор анализирует процессы медиаконвергенции и перехода редакции от традиционной к конвергентной форме, этапы мультимедиатизации СМИ, структуру и отличительные черты современных ньюсрумов.
Предметом ВКР выступают навыки редактора, особенности его работы и задачи, стоящие перед ним в конвергентном ньюсруме. Нас интересует набор знаний и навыков (должностная характеристика) современного редактора в российских СМИ, поэтому в качестве примеров была привлечена редакторская практика в ньюсрумах «Коммерсанта», РБК и Russia Beyond The Headlines.
Цель и задачи
Цель данного исследования - понять, чем отличается работа редактора в конвергентном ньюсруме от редактора в традиционном СМИ.
Автор ВКР ставит перед собой следующие задачи:
- определить роли редактора и их функционал в конвергентном СМИ;
- сформулировать стратегии работы редактора с мультимедийными жанрами и форматами;
- выявить ключевые компетенции современного редактора;
- описать инструменты, используемые редактором в работе.
Метод
Методологическую основу исследования составляют:
- систематизация теоретических знаний в единый перечень отличительных признаков редактора в конвергентном ньюсруме;
- глубинные интервью с медиаменеджерами и редакторами «Коммерсанта», РБК и Russia Beyond The Headlines, которые призваны подкрепить или опровергнуть теоретическую базу по данному вопросу.
Эмпирическая база
Эмпирической основой исследования является выборка - три редакции российских СМИ и их редакторы. Автор сопоставляет роли, функции, навыки, задачи, особенности работы над материалом/проектом и опыт редакторов выбранных СМИ, в результате чего приводит характерные черты современного редактора.
Определение рамок исследования
ВКР охватывает временной интервал с 2006 года по настоящее время. Такой выбор объясняется созданием в 2006 году крупнейшего в Европе мультимедийного ньюсрума изданием The Daily Telegraph, который стал своеобразным стандартом конвергентной редакции, в том числе для российских СМИ.
В данный период конвергентные практики активно распространяются в редакциях зарубежных и российских СМИ, они уходят от традиционного устройства, постепенно происходит трансформация роли журналиста и редактора СМИ.
Положения, выносимые на защиту
- Традиционный подход к работе редактора устаревает. Сегодня это не только редактор текста, но и режиссер, менеджер и дирижер творческих процессов. Редактор определяет, какой тип контента подходит для той или иной истории, и продюсирует ее.
- В ньюсрумах появляются новые редакторские специальности, такие, как мультимедийный редактор.
- В конвергентных условиях редактору необходимы новые компетенции. В первую очередь, это умение работать со всеми типами контента, мультимедийными форматами и жанрами, вспомогательными инструментами.
Гипотеза
Ключевым качеством редактора в конвергентном ньюсруме можно считать умение режиссировать материал.
Научная и практическая значимость
Автор ВКР стремится проследить изменения редакционной деятельности, произошедшие в результате конвергенции и внедрения мультимедийного контента, и дать редактору рекомендации по работе в конвергентном ньюсруме.
В данном исследовании мы выполнили намеченную цель и определили, чем отличается работа редактора в конвергентном ньюсруме от работы редактора в традиционном СМИ: он занимается не только редактированием текста и инкорпорированием информации, но и работает со всеми типами мультимедийного контента (видео, аудио, изображение) и с многообразием форматов и жанров (мультимедийная история, мультимедийный лонгрид и др.).
Функционал современного редактора значительно расширился и усложнился. В частности, редактор в конвергентном ньюсруме выбирает, какой тип контента (текст, аудиовизуальный) подходит для освещения той или иной темы, в каком СМИ/на какой платформе сначала должен появиться материал. Таким образом, мы можем констатировать распространение нового типа редактора - дирижера, продюсера, менеджера, оператора творческих процессов.
Помимо традиционных редактора тематического отдела, выпускающего редактора, бильд-редактора и др. в конвергентном ньюсруме появляются такие редакторские должности, как редактор новостного деска, редактор платформы, редактор отдела мультимедиа.
Под влиянием конвергенции и мультимедийности рождаются новые редакторские специальности: веб-редактор, интернет-продюсер/ трафик- менеджер, контент-редактор, мультимедийный редактор/ продюсер/ режиссер мультимедийных историй, или сторибилдер (story builder), редактор-агрегатор, редактор инфографики, редактор пользовательского контента (UGC), редактор по социальным сетям, редактор сообщества, редактор-эксперт.
В ВКР удалось установить, что новые функции и роли редактора требует от него новых компетенций. На основе анализа и систематизации научных знаний и глубинных интервью с редакторами-практиками мы можем выявить следующие ключевые навыки редактора, работающего в конвергентном пространстве:
- навык работы с мультимедийным контентом, мультимедийными форматами и жанрами;
- навык упаковки, переупаковки и адаптации контента под разные медиаплатформы;
- понимание природы Интернета, навыки продвижения медиапродукта в его пространстве и написания текстов с учетом его специфики;
- координаторский и управленческий навыки;
- навык работы с социальными сетями и пользовательским контентом;
- навыки мониторинга, фильтрации, верификации и агрегации информации;
- навык анализа потребления медиапродукта и работы с инструментами статистики (Google Analytics, Яндекс.Метрика и др.)
В зависимости от жанров и форматов, с которыми имеет дело редактор, ему могут понадобиться дополнительные навыки: навык визуализации данных, навык режиссирования и продюсирования материалов в определенных жанрах и форматах (мультимедийная история, мультимедийный лонгрид и т.д.) и проектов и др.
Гипотеза, выдвинутая автором ВКР, частично подтвердилась. Умение режиссировать материал является важным качеством, но не редактора в целом, а мультимедийного редактора/ продюсера/ режиссера мультимедийных историй/ сторибилдера. Объединяющим навыком для большинства редакторских специальностей можно считать умение координировать работу других сотрудников ньюсрума и взаимодействовать с ними.
1. 30 бесплатных онлайн-редакторов для работы с мультимедийными файлами // Freelance today. 2016. 28 января. [Электронный ресурс]. URL: http://freelance.today/poleznoe/30-besplatnyh-onlayn-redaktorov-dlya-raboty-s-multimediynymi-faylami.html
2. 30 сервисов для тех, кто делает медиа // Spark. 2016. 11 февраля.
[Электронный ресурс]. URL:https://spark.ru/startup/relap-io/blog/13861/30-servisov-dlya-teh-kto-delaet-media
3. Амзин А. и др. Как новые медиа изменили журналистику. 2012—2016 / А. Амзин, А. Галустян, В. Гатов, М. Кастельс, Д. Кульчицкая, Н. Лосева, М. Паркс, С. Паранько, О. Силантьева, Б. ван дер Хаак; под науч. ред. С. Балмаевой и М. Лукиной. [Электронный ресурс]. URL: http://newmedia2016.digital-books.ru/
4. Баранова Е. А.. Конвергентная журналистика. Теория и практика : учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / Е. А. Баранова ; Рос. гос. соц. ун-т. М. : Юрайт, 2014.
5. Боборыкин А. Зачем вашей редакции KPI // We Shall Burn Bright. 2017.
12 февраля. [Электронный ресурс]. URL:https://medium.com/mediabog/%D0%B7%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BC-
%D0%B2%D0%B0%D1%88%D0%B5%D0%B9-
%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%BA
%D1%86%D0%B8%D0%B8-kpi-f4d272e3f1cd#.p3i433wx2
6. Вырковский А.В. Антикризисное управление в конвергентной среде: опыт одного издания // МедиаАльманах. 2016. №1. [Электронный ресурс].
URL:http://mediaalmanah.ru/upload/iblock/fa9/ma 2016 1 p26-36.pdf
7. Вырковский А.В. Редакционный менеджмент в печатных и онлайновых массмедиа: процессный подход / А. В. Вырковский. М. : МедиаМир, 2016.
8. Галкина М.Ю., Вырковский А.В., Колесниченко А.В., Образцова А.Ю. Конвергенция в работе российского журналиста // Медиаскоп. 2016. Вып.
1. [Электронный ресурс]. URL:http://www.mediascope.ru/node/2079
9. Два совета, как создать конвергентную редакцию, которая будет работать // Новый репортер. 2013. 30 июля. [Электронный ресурс]. URL: http://newreporter.org/2013/07/30/dva-soveta-kak-sozdat-konvergentnuyu-redakciyu-kotoraya-budet-rabotat/
10. Дзялошинский И. М. Современное медиапространство России : учеб. пособие для студентов вузов / И. М. Дзялошинский. -
М. : Аспект-Пресс, 2015.
11. Интернет - СМИ : теория и практика / [Алексеева А. О. и др.]; под ред.
М. М. Лукиной. М : Аспект-Пресс, 2010.
12. Каллиома Л. А. Адаптация как стадия перехода редакции к конвергентным основам информационного производства (опыт «Российской газеты») // Медиаскоп. 2013. № 4. [Электронный ресурс].
URL:http://www.mediascope.ru/?q=node/1434
13. Качкаева А.Г., Кирия И.В., Коломеец К.Г., Лосева Н.Г., Силантьева О.М., Телень Л.О.,Тихомирова Т.Б., Филимонов М.Г. Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные / под ред. А.Г. Качкаевой. М.:, 2010. [Электронный ресурс]. URL:https://www.hse.ru/pubs/share/direct/document/78706064
14. Краснов О. Интервью для ВКР Специфика работы редактора в конвергентном ньюсруме. 25.03.2017.
15. Кульчицкая Д.Ю. Конвергенция и мультимедийность: точки пересечения и отличия / Д.Ю. Кульчицкая // МедиаАльманах. 2014. №6. [Электронный ресурс]. URL: http://www.mediaalmanah.ru/upload/iblock/670/2014 6(65) 1.pdf
16. Макаров И. Интервью для ВКР Специфика работы редактора в конвергентном ньюсруме. 28.03.2017.
17. Медиаобразование и профориентация: чему учить современных журналистов и медиапрофессионалов? / Сборник статей и материалов к научно-практической конференции. Под ред. М.С. Корнева. М., 2016.
[Электронный ресурс]. URL:http://www.slideshare.net/mkornev/ss-70452975
18. Медиаконвергенция, которая изменила мир: сб. / под ред. М.С.
Корнева. М., 2014. [Электронный ресурс]. URL: http://www.sibirp.ru/attachments/editor/random-140424062939-phpapp01.pdf
19. Медиасистема России : учеб. пособие для студентов вузов / [Е. Л.
Вартанова и др.] ; под ред. Е. Л. Вартановой. М. : Аспект-Пресс, 2015.
20. Мирошниченко А. Форматы подачи и упаковки контента в условиях медиаконвергенции // Медиаконвергенция, которая изменила мир: сб. / под ред. М.С. Корнева. М., 2014. [Электронный ресурс]. URL: http://www.sibirp.ru/attachments/editor/random-140424062939-phpapp01.pdf
21. Модели медиапотребления. Что люди читают, почему, когда и как.
2017. [Электронный ресурс]. URL:
https://mediator.mail.ru/doc/Mediator 2017 How People Read.pdf
22. Паранько С., Сидорова О., Серебриян Б., Стецовский М. Как «обвесить» материал: инструкция по поиску мультимедийного контента // We Shall Burn Bright. 2015. 26 мая. [Электронный ресурс]. URL: https://medium.com/%D0%BF%D0%BE
%D1%81%D0%B5%D1%82%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C %D1%87%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C %D1%87%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%BB %D0%B0%D1%82%D1%8C-%D0%BC
%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%B0/%D0%BA%D0%B0%D0%BA
%D0%BE%D0%B1%D0%B2%D0%B5%D1%81%D0%B8%D1%82%D1%8C %D0%BC
%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BB %D0%B8%D0%BD%D1%81%D1%82%D1%80%D1%83%D0%BA %D1%86%D0%B8%D1%8F-%D0%BF%D0%BE-%D0%BF%D0%BE %D0%B8%D1%81%D0%BA%D1%83-%D0%BC%D1%83%D0%BB %D1%8C%D1%82%D0%B8%D0%BC
%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%B9%D0%BD%D0%BE
%D0%B3%D0%BE-%D0%BA%D0%BE%D0%BD
%D1%82%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0-7ac332cc2253#.1653uerto
23. Паранько С., Сидорова О., Серебриян Б., Стецовский М. Пользователи стали читать иначе, что делать медиа // We Shall Burn Bright. 2015. 26 мая. [Электронный ресурс]. URL:https://medium.com/%D0%BF%D0%BE %D1%81%D0%B5%D1%82%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB %D1%8C-
%D1%87%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB
%D1%8C-%D1%87%D1%82%D0%BE-%D0%B4%D0%B5%D0%BB
%D0%B0%D1%82%D1%8C-%D0%BC
%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%B0/%D0%BF%D0%BE%D0%BB
%D1%8C%D0%B7%D0%BE
%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B8- %D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%B8-
%D1%87%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C- %D0%B8%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5-
%D1%87%D1%82%D0%BE-%D0%B4%D0%B5%D0%BB
%D0%B0%D1%82%D1%8C-%D0%BC
%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%B0-d4a0573cf05f
24. Паранько С., Сидорова О., Серебриян Б., Стецовский М. CTR, Like &Share: почему ими не оценить журналистику и чем можно // We Shall Burn Bright. 2015. 8 июня. [Электронный ресурс]. URL:https://medium.com/ %D0%BF%D0%BE
%D1%81%D0%B5%D1%82%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB
%D1%8C-
%D1%87%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB
%D1%8C-%D1%87%D1%82%D0%BE-%D0%B4%D0%B5%D0%BB
%D0%B0%D1%82%D1%8C-%D0%BC
%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%B0/ctr-like-share-%D0%BF%D0%BE %D1%87%D0%B5%D0%BC%D1%83-%D0%B8%D0%BC%D0%B8-
%D0%BD%D0%B5-%D0%BE%D1%86%D0%B5%D0%BD
%D0%B8%D1%82%D1%8C-%D0%B6%D1%83%D1%80%D0%BD %D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BA %D1%83-%D0%B8-%D1%87%D0%B5%D0%BC-%D0%BC%D0%BE %D0%B6%D0%BD%D0%BE-5455fd3a1474
25. Пуля В. Как все устроено. Главный редактор Russia Beyond The Headlines // We Shall Burn Bright. 2016. 28 января. [Электронный ресурс]. URL:https://medium.com/%D0%BA%D0%B0%D0%BA-
%D0%B2%D1%81%D0%B5-%D1%83%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE %D0%B5%D0%BD%D0%BE/%D0%BA%D0%B0%D0%BA-
%D0%B2%D1%81%D0%B5-%D1%83%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE %D0%B5%D0%BD%D0%BE-%D0%B3%D0%BB
%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B9-
%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80-russia-beyond-the-headlines-e0183795d8be
26. Пуля В. Что такое интегрированный ньюсрум и как его организовать? // Блог Всеволода Пули. 2013. 30 января. [Электронный ресурс]. URL: http://new-media.livejournal.com/106298.html
27. Словарь бизнес-терминов. Академик.ру. 2001. [Электронный ресурс]. URL:http://dic.academic.ru/dic.nsf/business/19021
28. Токуров Т. CTR, Основы SEO для редакций интернет-изданий, часть вторая // We Shall Burn Bright. 2016. 15 июня. [Электронный ресурс]. URL: https://medium.com/@wsbb/%D0%BE%D1%81%D0%BD%D0%BE %D0%B2%D1%8B-seo-%D0%B4%D0%BB%D1%8F- %D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%BA %D1%86%D0%B8%D0%B9-%D0%B8%D0%BD %D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B5%D1%82- %D0%B8%D0%B7%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B9- %D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C-%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B0%D1%8F-18e06a45ef6
29. Уланова М. А. Интернет-журналистика : практ. рук. : учеб. пособие для студентов вузов / М. А. Уланова. М. : Аспект-Пресс, 2014.
30. Универсальная журналистика : учеб. для студентов вузов / [Л. И. Белова и др.] ; под ред. Л. П. Шестеркиной. М. : Аспект-Пресс, 2016.
31. Федорова М. Интервью для ВКР Специфика работы редактора в конвергентном ньюсруме. 22.03.2017.
32. Фотобанки // Яндекс.Каталог. [Электронный ресурс]. URL: https://yaca.yandex.ru/yca/cat/Culture/Photography/Photobanks/
33. Цементыч К. 14 сервисов для создания инфографики. 2014. 1 апреля. [Электронный ресурс]. URL:https://medium.com/@ancem ukr/14-d7eaf1d4de32#.5nrbamecc
34. Шлапакова К. Блогерам, дизайнерам и всем-всем-всем: 30+ бесплатных фотостоков // Лайфхакер. 2015. 21 февраля.[Электронный ресурс]. URL: http://lifehacker.ru/2015/02/21/30-fotostokov/
35. Branch J. Snowfall: The Avalanche at Tunnel Creek // The New York Times.
2012. [Electronic resource]. URL:
http://www.nytimes.com/projects/2012/snow-fall/
36. Journalism That Stands Apart - The New York Times. The Report of the 2020 Group. 2017, January. [Electronic resource]. URL:
https://www.nytimes.com/projects/2020-report/
37. Mobile and tablet internet usage exceeds desktop for first time worldwide // StatCounter. 2016. November, 1. [Electronic resource]. URL:
http://gs.statcounter.com/press/mobile-and-tablet-internet-usage-exceeds-desktop-for-first-time-worldwide
38. Multimedia Storytelling for Digital Communicators in a Multiplatform World / by Seth Gitner; with a foreword by Thomas R. Kennedy. 2016, Taylor
& Francis.
39. Stevens J. Tutorial: Multimedia Storytelling: Learn The Secrets From Experts. 2014. [Electronic resource]. URL:
https://multimedia.journalism.berkeley.edu/tutorials/starttofinish/
40. Trends in Newsrooms 2014. WAN-IFRA. [Electronic resource]. URL: https://ru.scribd.com/document/234860307/Trends-in-Newsrooms-2014
41. URL:http://www.bbc.co.uk/academy/journalism/skills/multimedia-journalism
42. URL:http://www.nytimes.com/googleglass
43. URL:https://www.youtube.com/watch?
v=2yXT 1pvDv4&t=3s&index=1&list=PLCEF9DCC34F2F326D