Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Спортивное судейство как социальный институт (на примере футбола)

Работа №58653

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социология

Объем работы70
Год сдачи2016
Стоимость4310 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
386
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Социология спорта и физической культуры 11
§1.1. Физическая культура и спорт как объекты научного познания 11
§1.2. Спорт - социальный институт 13
§1.3. Теоретико-методологические подходы к изучению спорта в
социологии 19
Глава 2. Спортивное судейство 26
§2.1. Спортивное судейство как социальный феномен 26
§2.2. Футбол и спортивное судейство 30
§2.3. Футбольное судейство как социальный институт 35
Глава 3. Эмпирическое исследование спортивного судейства в российском футболе на примере судей Санкт-Петербурга .40
§3.1. Описание методологических оснований социологического исследования 40
§3.2. Обобщение результатов исследования 45
§3.3. Практические рекомендации по результатам исследования 51
Заключение 56
Список литературы 59
Приложение А 63
Приложение Б


В последнее время изучению физической культуры и спорта уделяется всё больше внимания со стороны ученых различных отраслей наук. В наши дни мы можем наблюдать, как расширяются границы спорта: спорт сопровождается коммерциализацией, возрастает массовость вовлеченности в спортивную деятельность. Для кого-то спорт - это досуговая практика: болельщики одной команды объединяются в сообщества, ездят по миру, чтобы поддержать своих фаворитов, проводят свободные часы за просмотром матчей или их обсуждением. Занятия спортом помогают людям отвлечься от рутины, снять напряжение после тяжелого рабочего дня. В последнее время мы можем наблюдать популяризацию спорта и правильного питания, как стиля жизни современного, успешного человека. В то же время, для профессиональных спортсменов - это не досуг, а трудная работа, способ заработка. Крупные компании становятся спонсорами спортивных состязаний или же обеспечивают формой и инвентарем успешные команды и отдельных игроков, для того чтобы привлечь внимание к бренду. С политической точки зрения спорт может выступать как объект политической борьбы.
Спортивная сфера включает в себя множество элементов. До качественных изменений, порожденных глобализацией, в спортивную деятельность были включены лишь непосредственные ее участники: спортсмены, тренеры, болельщики, судьи и другие первостепенные группы лиц. В настоящее время в нее включены журналисты, политики и другие группы, не имевшие раньше отношения к спорту (научные работники, волонтеры, допинговые агентства). Активная роль в спорте принадлежит и болельщикам. Сегодня развитие спортивной индустрии как никогда зависит от зрителей. В условиях рыночной экономики только потребительский спрос обуславливает популярность (или непопулярность) отдельно взятого вида спорта.
В связи с тем, что в сферу спорта включены большие человеческие и материальные ресурсы, она становится привлекательна для целого ряда научных исследований, так как для полного понимания спортивной жизни общества необходимо изучение спорта с точек зрения разных наук. Спорт в современной форме существования является малоизученным явлением, потому что объектом научного познания спорт стал не так давно, в начале XX века. Это связано с тем, что ранее не было необходимости изучать данное явление, потому как оно не было сформированным, а носило скорее ситуативный характер, чем постоянный.
Спорт, как организация человеческой деятельности и досуга, находится в тесном взаимодействии с другими сферами общественной жизни: политической, экономической, социальной и духовной. Поэтому изучением спорта занимаются представители разных наук, такие как: психологи (Р Мартенс ), культурологи (В. И. Столяров ), политологи (М. Ю. Прозуменщиков ), религиоведы (Б. А. Лисицын ) и даже математики (Л. Е. и А. Л. Садовские5) . В связи с тем, что в сферу спорта включены разные общности людей (дети, олимпийцы, инвалиды, студенты, профсоюзы и т. д.), то спорт надо рассматривать не только с точек зрения математики, культурологии и политологии, но и социологии. Это позволит изучить спорт как социальный феномен и обратить внимание на спортивное судейство как социокультурную общность.
Большой вклад в социологическое изучение спорта внес Бронислав Малиновский, который писал о том, что спорт является социальным институтом, главной функцией которого является нивелирование агрессивных настроений общественности6. Схожей функцией наделял спорти Мишель Фуко. Он говорил о том, что спорт позволяет государству удерживать контроль над обществом, отвлекая людей от революции, позволяя им выразить агрессию иным, разрешенным способом . Отдельно стоит отметить вклад в изучение социологии спорта Пьера Бурдье, который исследовал и описывал социальное пространство, место спорта в нем, и в том числе, связь спорта с другими сферами общественной жизни .
Социологи нашего времени также интересуются ролью спорта в жизни современного человека и общества и пополняют копилку социологического знания новыми исследованиями. Например, их интересует спорт как процесс социализации (В. Д. Паначев , Л. И. Лубышева ), как телесная практика субъективации (Т. Алкемайер ). Этот перечень можно продолжить, так как исследователей, которые изучают тот, или иной аспект спорта, ставится всё больше.
В данной работе будет применен социологический к изучению спорта как социального феномена и уделено особое внимание спортивному судейству. Судейство будет рассмотрено как структурный элемент организации спортивной деятельности. Также будет проведено эмпирическое исследование футбольных судей России для получения информации о спортивном судействе как социальном явлении.
Как любое глобальное явление, спорт включает в себя множество структурных элементов. Понятно, что охватить их во всем многообразии достаточно проблематично, поэтому иногда ученые пренебрегают некоторыми его составляющими. К таким структурным элементам, которым не уделяет должное внимание, относится спортивное судейство, о чем свидетельствует практически полное отсутствием научных публикаций по данной тематике.
Нельзя сказать, что исследования судейства как составляющего элемента спорта не проводятся, но они, как правило, носят прикладной характер, лишены теоретического основания, направлены не на качественное совершенствование процессов, сопровождающих судейства, а на улучшение уже сложившейся системы. Среди ученых, которые исследовали проблемы спортивного судейства можно выделить нашего соотечественника, Н. Г. Латышева. Он долгое время работал футбольным арбитром и занимался исследованием судейства в футболе. Он обобщил опыт предшественников, разработал методологические принципы изучения данного предмета исследования.
В рамках данной работы проведены теоретическое и эмпирическое исследования спортивного судейства: аргументировано и обосновано существование спортивного судейства как социального института, а также предложены практические рекомендации по совершенствованию социального института спортивного судейства (на примере города Санкт- Петербурга).
Актуальность изучения спорта в целом, и спортивного судейства в частности, доказывается тем, что трансформирующееся общество остро нуждается в постоянно обновляющейся информации о взаимодействии спорта на условия общественной жизни. Вследствие этого, особую актуальность представляет создание фундаментальных представлений о сфере спорта и существующих в ней явлениях.
Социология спорта является относительно новой отраслью социологии, ее становление датируется 60-ми годами XX века, немного позже того как сама наука социология получила свое непосредственное распространение во всем мире. Так, первый научный журнал по социологии «American Journal of Sociology» был основан в США в 1895 году , а в 1966, также в США, был выпущен первый номер старейшего социологического журнала о спорте - «International Review for the Sociology of Sport» . Но, по-прежнему, социология спорта является малораспространенной отраслью знания и еще находится в процессе собственного становления и развития. В связи с чем наблюдается нехватка работ, посвященных изучению различных компонентов спортивной сферы, а конкретно, спортивного судейства. Поэтому, всякое новое научное исследование по данной проблематике есть вклад в развитие социологической теории.
Также актуальность исследования спортивного судейства подкрепляется малоизвестным фактом: спортивные судьи большинства стран, в том числе и России, не считаются профессионалами в юридическом плане, то есть, в большинстве стран не существует профессии «спортивный судья». Они не имеют отметки в трудовой книжке о своей деятельности и, соответственно, не относятся к категории работающих граждан. Несмотря на то, что спортивные судьи выполняют важную функцию в спорте, они не рассматриваются как субъекты института спорта. Этот факт подталкивает спортивных судей на официальное трудоустройство на иные должности, чтобы зарабатывать трудовой стаж и иметь хотя бы минимальные социальные гарантии, которые не может дать работа спортивным судьей. Предполагается, что именно социологический подход к изучению спортивного судейства поможет выявить причины описанной выше ситуации.
Целями выпускной квалификационной работы являются:
1) определение спортивного судейства как социального института
2) разработка рекомендаций по улучшению функционирования института спортивного судейства на примере футбольных судей города Санкт-Петербурга.
Для достижения поставленных целей предполагается решение следующих задач:
- описать социальные явления «физическая культура» и «спорт»
- рассмотреть историю становления социологии спорта
- проанализировать основные социологические подходы к изучению спорта
- показать, что спорт является социальным институтом
- сформировать научные представления о спортивном судействе как социальном феномене
- рассмотреть спортивное судейство как объект социологического исследования
- рассмотреть особенности спортивного судейства в футболе
- провести экспертные интервью с футбольными судьями России
Объектом выпускной квалификационной работы является спорт как социальный институт.
Предметом - спортивное судейство.
Гипотезы исследования:
Основная гипотеза:
Причина отсутствия социального института спортивного судейства заключается в непонимании обществом специфики данного социального явления.
Частные гипотезы:
1) Проблема определения статуса судей в футболе является следствием неверного понимания значения судейства для спорта в целом.
2) Развитие коммуникативных технологий и преумножение числа участников спортивных событий способствуют увеличению внимания к судьям и вопросам судейства.
3) Создание профессии «спортивный судья» в России должно стать приоритетной задачей государства, выполнение которой поспособствует улучшению функционирования институтов спорта и спортивного судейства.
4) Главным недостатком работы футбольного арбитра является отсутствие юридической и правовой закрепленности профессии «спортивный судья».
Теоретико-методологическая основа исследования представлена следующими макросоциологическими теориями: структурным функционализмом, разработанным в научных публикациях Т. Парсонса, и институционализмом Т. Веблена.
Метод эмпирического исследования
В эмпирической части исследования был применен качественный метод - экспертное интервью.
Апробация результатов исследования
Результаты эмпирического и теоретического исследования были изложены и обсуждены на заседании Президиума Федерации футбола Санкт- Петербурга 22 апреля 2016 года.
Структура работы
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.
Первая глава включает 3 параграфа, где раскрываются теоретические основания исследования спорта в социологии с учетом специфики данного явления.
Вторая глава состоит из 3 параграфов и описывает спортивное судейство как социальное явление и анализируется спортивное судейство в футболе как социальный институт.
Третья глава содержит материалы эмпирического исследования спортивного судейства в российском футболе на примере судей Санкт- Петербурга.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Как уже неоднократно отмечалось в работе, изучение спортивной сферы жизни общества имеет большое значение для целостного понимания общественной системы, так как в спорте задействованы многие люди, чье взаимодействие многообразно и постоянно.
В рамках данной работы в первой главе были рассмотрены социальные явления «физическая культура» и «спорт» как объекты научного познания и проанализированы основные социологические подходы к изучению спорта.
Также в первой главе была рассмотрена история развития социологии спорта, показано, что спорт является социальным институтом и проанализированы его особенности и функции.
Во второй главе было проведено теоретическое исследование спортивного судейства как социального феномена, были проанализированы его особенности и специфика.
Последовательно были описаны футбол и отличия футбола от других видов спорта, футбольное судейство и его отличия от других видов судейства с точки зрения социологии. Было теоретически обосновано социологическое изучение спортивного судейства как социального института именно на примере футбола.
Проведено эмпирическое исследование, в рамках которого было проведено пять экспертных интервью. Анализ полученных данных позволил, во-первых, дополнить описание спортивного судейства как социального института, во-вторых, разработать практические рекомендации по улучшению функционирования института спортивного судейства на примере футбольных судей города Санкт-Петербурга.
Соответственно, цели, поставленные перед дипломной работой, были успешно достигнуты, а задачи выполнены.
Что касается гипотез, заявленных в работе, то данные информантов позволяют заключить по частным гипотезам следующее:
1) Проблема определения статуса судей в футболе действительно является следствием неверного понимания значения судейства для спорта в целом. Причем, как отметили эксперты, большинство судьей, а особенно молодые представители данной отрасли, чувствуют себя в первую очередь частью футбола, но не частью судейства. Хотя эксперты единогласно отмечают, что футбол, как игра, и футбольное судейство - это два равновесных явления, которые существуют в футболе, как в организованном процессе деятельности в целом и формируют футбол в его полном проявлении. Т.к. одно без другого существовать не может.
2) Эксперты так же единогласно подтвердили гипотезу о том, что изменения в социальной сфере заметно сказываются на спорте и на судействе в том числе: множество видео-, фотокамер как телевизионных, так и любительских направленных на футбольное поле лишь помогают улучшать как качество игры в футбол, так и качество судейства. В связи с чем судьи и вопросы судейства получают более широкую огласку, нежели несколько десятков лет тому назад, когда арбитрам не уделяли внимания практически никакого ни до матча, ни после. Но в наши дни, судьи стали чаще попадать в прессу, что, безусловно, оказывает большое влияние на судейство в целом. И все эксперты сошлись в целом на положительной оценке данного явления, но двое из них (наиболее возрастные) высказали опасения, что данное повышенное внимание может явиться проблемой для становления отличного характера судьи, так как может способствовать развитию самолюбивых помыслов.
3) Создание профессии «судья» в России - с одной стороны, формальность, потому что эксперты не думают, что формальность может кардинально изменить ситуацию, так как требуется большая техническая проработка данного вопроса, и ждать перемен в одночасье не стоит. А с другой стороны, эксперты подтвердили уверенность в том, что приобретение профессионального статуса скажется положительно на работе судей, которым больше не придется находить себе другую занятость. А как было сказано выше, судейство оказывает достаточное влияние на футбол в целом, поэтому можно заключить, что при улучшении климата в среде судей, в выигрыше окажутся все.
4) Заключительная частная гипотеза оказалась опровергнута, так как отсутствие правовой закрепленности профессии «спортивный судья» не вызывает трудностей в работе. А главный и единственный существенный недостаток работы футбольного арбитра, который выделили информанты - это необходимость находиться постоянно далеко от дома, от семей. Футбольный арбитр не имеет права обслуживать матчи профессиональных команд своего региона. Поэтому судьи работают постоянно в других городах. В связи с чем, им приходится иногда жертвовать семейными интересами для достижения успеха в судейской деятельности.
Основная гипотеза дипломного исследования была подтверждена: спортивное судейство - это социальный институт, который, однако, не воспринимается обществом и государством как таковой, ввиду непонимания специфики данного социального явления. Государство и общество должно осознать важность определения спортивного судейства именно как социального института, что позволит говорить о постоянно функционирующем образовании, которое существует в рамках социального института спорта, но имеет свою собственную материально-техническую базу и уникальные особенности. Вопрос отсутствия профессии «спортивный судья» решится с пониманием значимости такой категории лиц как спортивные судьи для сферы спорта.



1. Айзенберг К. Футбол как глобальный феномен. Исторические перспективы / пер. с нем. Л. Кортуновой // Логос. 2006. № 3. С. 91-103.
2. Алкемайер Т. Социология спорта //Логос. 2006. №. 3. С. 54.
3. Бармин А. Г. Массовый спорт как социальное и культурное явление //Актуальные вопросы развития физической культуры и массового спорта на современном этапе: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 90-летию НН Тарского. Республика Саха (Якутия), с. Намцы, Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта, 11 июля 2014 г. МЦНИП. 2014. С. 160.
4. Блаттер Й. Семья ФИФА (из отчета на 54-м очередном конгрессе ФИФА в Париже в мае 2004 г.) // Индустрия футбола. 2004. № 3. С. 6-13.
5. Будогосский А. Проблема взаимоотношения судьи с участниками матча и ее взаимосвязь с качеством арбитража в футболе //Теория и практика футбола. - 2004. №. 1. С. 16-19.
6. Бурдье П. Социология социального пространства / Пер. с фр., общ. ред. Н.А. Шматко. СПб.: Алетейя; М.: Институт экспериментальной социологии : Алетейя. 2005. 288 с.
7. Визитей Н. Н. Социология спорта: Курс лекций //К.: Олимпийская литература. 2005. 248 с.
8. Гавра Д. П. Понятие социального института //Регион. Экономика, политика, идеология. 1999. №. 1/2.
9. Глотов М. Б. Социальный институт: определение, структура, классификация //Социологические исследования. 2003. №. 10. С. 13-19.
10. Гольдес И. В. Мировой футбол 2005. М.: Олимпия Пресс. 2005. 576 с.
11. Гофман А. Б. Семь лекций по истории социологии: Учебное пособие для вузов. 5-е изд. М.: Книжный дом «Университет». 2001. 216 с.
12. Гущин С. Н. Судьями не рождаются. М.: Физкультура и спорт. 1983. 128 с.
13. Девятко И. Ф. Методы социологического исследования: учебное пособие для вузов. М.: Книжный дом «Университет». 2006. 296 с.
14. Дэвид Голдблатт. Энциклопедия футбола. М.: 2003 г. 496 с.
15. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение //Вопросы статистики. - 2015. - №. 10. - С. 57-69.
16. Захаров М. А. Социология спорта: учебно-методическое пособие. 2008. 216 с.
17. Зборовский Г. Е. Образование: научные подходы к исследованию //Социологические исследования. 2000. №. 6. С. 21-29.
18. Зборовский Г.Е. Орлов Г.П. Социология. М. : Интерпракс. 1995. 267 с.
19. Ильин Е. П. Психология спорта //СПб.: Питер. 2008. Т. 352. С. 6.
20. Ильин Е. П., Сафонов В. К., Киселев Ю. Я. Психология спорта/Современные направления в психологии //Л.: ЛГУ 1989.
21. Кокорева А. В. В России появились новые профессии и должности // Кадры предприятия. 2003. №8
22. Комаров М.С.. Введение в социологию. М.: Наука. 1994. 317 с.
23. Круцевич Т., Петровский В. Физическое воспитание как социальное явление. 2001.
24. Кузнецов Ю. Ф. Спортивное судейство в футболе в XXI веке //Теория и практика физической культуры. 2000. №. 7. С. 34-38.
25. Латышев Н. Г. Практикум футбольного арбитра М. : Физкультура и спорт. 1977. 205 с.
26. Латышев Н. Г. Судейство соревнований по футболу. М. : Физкультура и спорт. 1965. 276 с.
27. Либих А. Психологические аспекты судейства в футболе //Футбольный арбитр. Сборник статей. 2001. С. 51-53.
28. Лисицын Б. А. Спорт и религиозные организации //М.: ФиС. 1985. 80 с.
29. Литвин А. В. Экономика и управление в сфере услуг. Экономика спорта: теоретический аспект и перспективы развития //Проблемы современной экономики: евразийский международный научно¬аналитический журнал. 2009 г. №3 (31).
30. Лубышева Л. И. Социальная роль спорта в развитии общества и социализации личности //Теория и практика физической культуры. 2001. №. 4.
31. Лубышева Л. И. Социология физической культуры и спорта. М. : ИЦ "Академия". 2001. 240 с.
32. Малиновский Б., Байбурин А. Научная теория культуры. ОГИ. 2005. 183 с.
33. Мартенс Р Социальная психология и спорт: Пер. с англ. Физкультура и спорт. 1979. 176 с.
34. Международная федерация футбола. Правила игры 2015/2016 // ФИФА. 2015. 139 с.
35. Найдорф М. И. Спортсмен-солист. Эпизод из истории спорта // Вопросы культурологии. 2009. №. 10. С. 41-45.
36. Очерки по истории теоретической социологии XIX нач. XX в. / Отв. ред. Ю. Н. Давыдов. М.: Наука. 1994. 239 с.
37. Паначев В. Д. Спорт и личность: опыт социологического анализа //Социологические исследования. 2007. №. 11. С. 125-128.
38. Парсонс Т., Седов Л. А., Ковалев А. Д. Система современных обществ. Аспект Пресс. 1998. 270 с.
39. Парсонс Т., Чеснокова В. Ф., Белановский С. А. О структуре социального действия. М. : Академический проект. 2002. 880 с.
40. Прозуменщиков М. Ю. Большой спорт и большая политика. РОССПЕН. 2004. 464 c.
41. Ритцер Дж. Современные социологические теории / Джордж Ритцер. СПб.: Питер. 2002. 688 с.
42. Розов Н. С. Историческая макросоциология: методология и методы. Новосибирск, НГУ 2009. 412 с.
43. Садовский Л. Е., Садовский А. Л. Математика и спорт //М: Наука. 1985.
44. Ситников А. С., Ревякин Ю. Т., Пронин В. В. Профессиональный футбол как культурный феномен современного социума //Вестник Томского государственного педагогического университета. 2012. №. 4.
45. Спирин А. Н., Будогосский А. Д. Судейство: взгляд на проблему (учебно-методическое пособие для судей, инспекторов, инспекторов- квалификаторов, преподавателей учебно-тренировочных сборов судей и школ футбольных арбитров, специалистов футбола) //Москва. 2003.
46. Спирин А., Будогосский А. Футбол. Правила игры. Вопросы и ответы //М.,Олимпия Пресс. 2005.
47. Столяров В. И. Спорт и современная культура: методологический
аспект //Теория и практика физической культуры. 1997. №. 7. С. 2-5.
48. Тощенко Ж. Т. Парадигмы, структура и уровни социологического анализа //Социологические исследования. 2007. №. 9. С. 5-16.
49. Федеральная служба государственной статистики. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2015: Статистический сборник / Росстат, Москва. 2015. 1268 с.
50. Фуко М. Интеллектуалы и власть: Избранные политические статьи, выступления и интервью / Пер. с франц. С. Ч. Офертаса под общей ред. В. П. Визгина и Б. М. Скуратова. М.: Праксис. 2002. 384 с.
51. Штейнбах В. Л. Большая олимпийская энциклопедия. Т. 2: О - Я. //М.: Олимпия Пресс. 2006. 966 с.
52. Шулятьев В. М. Физическая культура: курс лекций: учебное пособие. М.: РУДН. 2009. 156 с.
53. Ядов В. А. К дискуссии о макро-микро дилемме в социологии //Социологический журнал. 2009. №. 2. С. 128-130.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ