Развитие коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста в театрализованной деятельности (Дошкольное образование, Омский государственный педагогический университет)
База исследования: ЧУДО «Арбуз» г. Омска.
Выборка. 10 детей среднего дошкольного возраста от 4 лет 3 месяцев до 5 лет.
В приложении результаты исследования в табличном виде.
Если в данной работе подставить название нужной базы исследования, то работа подойдет для любого города или вуза.
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения проблемы развития коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности 6
1.1 Коммуникативные умения в структуре общения 6
1.2 Возрастные особенности детей среднего дошкольного возраста. Особенности общения 11
1.3 Средства театрализованной деятельности в развитии коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста 15
Выводы по первой главе 21
Глава 2 Экспериментальное исследование особенностей развития коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности 22
2.1 Анализ состояния коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста 22
2.2 Рекомендации по развитию коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности 26
Выводы по второй главе 31
Заключение 32
Список использованных источников 33
Приложение 36
Методологическую основу исследования составляют положения отечественной психологии о роли общения в совместной деятельности и формировании межличностных отношений – М.И. Лисина, Н.П. Сазонова и др.; выводы и обобщения психолого-педагогических исследований об онтогенезе коммуникативных умений детей дошкольного возраста, их особенностях и формах – И.А. Зимняя, И.М. Рогова и др.; положения теории дошкольного воспитания о роли обучения и воспитания в развитии коммуникативной деятельности ребенка, формировании коммуникативных умений – Л.В. Любимова, О.Л. Перышкина и др.
Цель исследования – изучить проблему развития коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.
Объект исследования – процесс развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – условия развития коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.
Гипотеза исследования: у детей среднего дошкольного возраста коммуникативные умения в процессе театрализованной деятельности развиваются успешно при следующих условиях:
- будут учтены возрастные и индивидуальные особенности развития детей;
- будут подобраны методы и приемы, которые вызовут у дошкольников интерес к театрализованной деятельности;
- будут в процессе театрализованной деятельности применяться игры и технологии, предусматривающие коммуникативное взаимодействие дошкольников со сверстниками.
Задачи исследования:
1. Выявить актуальность проблемы исследования и теоретически обосновать пути ее решения в образовательной практике.
2. Изучить уровень развития коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста в экспериментальном исследовании.
3. Разработать рекомендации по развитию коммуникативных умений коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.
Методы исследования: теоретические: изучение и анализ научной литературы, синтез и обобщение; эмпирические: тестирование, математическая обработка результатов тестирования.
База исследования: ЧУДО «Арбуз» г. Омска.
Структура: курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, библиографического списка, приложения.
Развитие коммуникативных умений у дошкольников – это воспитание способности эффективного общения и успешного взаимодействия с окружением. Оно основано на нескольких особенностях личности дошкольника: желании вступить во взаимодействие, способности слышать и сопереживать собеседнику, разрешать сложные вопросы взаимодействия, владеть правилами эффективного общения.
Коммуникативные умения будут развиваться успешно, если: обеспечивается поэтапность работы, предусматривающая ознакомление детей с коммуникативными умениями и новыми способами действий, усвоение полученных знаний и умений в практической репродуктивной деятельности, активизацию и совершенствование имеющихся способностей. При этом необходимо создать такие условия, в которых бы ребенок понимал значимость развития данных качеств, для осуществления полноценного процесса общении и взаимодействия с окружающими его близкими.
Для подтверждения выдвинутой гипотезы было проведено экспериментальное исследование. Анализ экспериментального исследования позволил заключить, что у детей среднего дошкольного возраста недостаточно развиты коммуникативные умения (средний уровень – 6 дошкольников – 60%, низкий уровень – 2 дошкольников – 20%).
Были разработаны рекомендации, направленные на развитие коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности. Дети в процессе театрализованной деятельности совершенствуют свои исполнительские умения, уровень их психоэмоционального развития позволяет расширить диапазон литературного и фольклорного материала для театральных постановок.
Итак, в ходе проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтвердилась.
1. Бережнова, О. В. Проектирование образовательной деятельности в детском саду : современные подходы : метод. пособие [Текст] / О. В. Бережнова, Л. Л. Тимофеева. – Москва : Цветной мир, 2013. – 144 с.
2. Берков, В. Ф. Культура диалога : Учеб.-метод. пособие [Текст] / В. Ф. Берков. – Минск : Новое знание, 2002. – 152 с.
3. Бизикова, О. Развитие речи дошкольников в игре [Текст] / О. Бизикова // Педагогические исследования. – 2016. –№2. – С. 112-116.
4. Божович, Л. И. Личность и формирование в детском возрасте : психологические исследования [Текст] / Л.И. Божович. – Санкт-Петербург : Питер, 2013. – 400 с.
5. Веракса, Н. Е. Познавательное развитие в дошкольном детстве. Учебное пособие [Текст] / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – Москва : Мозаика-Синтез, 2012. – 335 с.
6. Выготский, Л. С. Общая психология [Текст] / Л. С. Выготский. – Москва : Академия, 2012. – 874 с.
7. Годовикова, Д. Б. Формирование коммуникативных навыков [Текст] / Д. Б. Годовикова // Дошкольное воспитание. – 2012. – № 1. – С. 28-32.
8. Горшкова, Е. Учите детей общаться [Текст] / Е. Горшкова // Детский сад от А до Я. – 2016. – №3. – С. 85-88.
9. Детство : Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. – Санкт-Петербург : ООО «Издательство «Детство-Пресс»», 2014. – 280 с.
10. Ефимова, К. А. Коммуникативные умения и педагогические условия их развития [Текст] / К. А. Ефимова // Молодой ученый. – 2017. – №1. – С. 96-99.
11. Зимняя, И. А. Педагогическая психология [Текст] / И. А. Зимняя. – Москва : Инфра-М, 2015. – 487 с.
12. Иванова, С. А. Методика развития речи [Текст] / С. А. Иванова. – Москва : Т,Ц Сфера, 2016. – 299 с.
13. Ковалев, Г. А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда [Текст] / Г. А. Ковалев // Вопросы психологии. – 2013. – №1. – С. 12-19
14. Ковалева, А. А. Формирование речевой культуры у детей дошкольного возраста [Текст] / А. А. Ковалева // Детский сад от А до Я. – 2015. – №2. – С. 42-48.
15. Крагшвина, Л. М. Этапы развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста в итеатрализованной деятельности [Текст] / Л. М. Крагшвина // Язык, сознание и образ мира. Материалы 7 Международного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации. – М, 2007. – С. 86-87.
16. Круглова, А. В. Развитие речевой культуры в дошкольном детстве [Текст] / А. В. Круглова, О. С. Ушакова // Педагогическое образование и наука. – 2016. – № 6. – С. 20-23.
17. Леонтьев, А. А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания [Текст] / А. А. Леонтьев. – Москва : Академия, 2014. – 176 с.
18. Лисина, М. И. Общение дошкольников [Текст] / М. И. Лисина. – Москва : АСТ, 2015. – 225 с.
19. Логинова, В. Н. Дошкольная педагогика [Текст] / В. Н. Логинова, П. Г. Саморукова. – Москва :Айрис-пресс, 2015. – 67 с.
20. Любимова, Л. В. Проектирование образовательного процесса в ДОУ в условиях перехода на ФГОС дошкольного образования [Текст] / Л. В. Любимова // Начальная школа. – 2013. – № 12. – С. 35-39.
21. Нижегородцева, Н. В. Развитие познавательных процессов и личности в старшем дошкольном возрасте : Учебное пособие [Текст] / Н. В. Нижегородцева. – Ярославль : ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2012. – 247 с.
22. Омельченко, Л. В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи [Текст] / Л. В. Омельченко // Детский сад от А до Я. – 2014. – №4. – С. 24-29.
23. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) [Текст] / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – Москва : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 368 с.
24. Перышкина, О. Л. Речевая деятельность дошкольников на занятиях в детском саду [Текст] / О. Л. Перышкина // Детский сад от А до Я. – 2016. – №3. – С. 32-34.
25. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного общего образования [Текст]. – Москва : Просвещение, 2016. – 50 с.
26. Рогова, И. М. Проблема развития диалогической речи дошкольников в историческом аспекте [Текст] / И. М. Рогова. – 2016. – №7. – С. 76-79.
27. Русский язык и культура речи. Практикум. Словарь : учеб.-практич. пособие для бакалавров [Текст] / под ред. В. Д. Черняк. – Москва : Питер, 2012. – 463 с.
28. Сазонова, Н. П. Лекционные и семинарские занятия по дошкольной педагогике ; учебное пособие для студентов педагогических факультетов [Текст] / Н. П. Сазонова. – Барнаул : АлтГПА, 2014. – 381 с.
29. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образвоания. – Москва : Просвещение, 2016. – 50 с.
30. Цейтлин, С. Н. Усвоение языка [Текст] / С. Н. Цейтлин // Современная американская лингвистика. – Москва : АСТ, 2010. – 526 с.
31. Яцук, И. С. Коммуникативное развитие дошкольников в диалоге [Текст] / И. С. Яцук // Педагогика. – 2017. – №1. – С. 92-94.
32. Яшина, В. И. Теория и методика развития речи детей : учебник для студ. учреждений высш. проф. Образования [Текст] / В. И. Яшина, М. М. Алексеева; под общ. ред. В. И. Яшиной – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательский центр «Академия», 2013. – 448 с.