Развитие коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста в театрализованной деятельности (Дошкольное образование, Омский государственный педагогический университет)
База исследования: ЧУДО «Арбуз» г. Омска.
Выборка. 10 детей среднего дошкольного возраста от 4 лет 3 месяцев до 5 лет.
В приложении результаты исследования в табличном виде.
Если в данной работе подставить название нужной базы исследования, то работа подойдет для любого города или вуза.
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения проблемы развития коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности 6
1.1 Коммуникативные умения в структуре общения 6
1.2 Возрастные особенности детей среднего дошкольного возраста. Особенности общения 11
1.3 Средства театрализованной деятельности в развитии коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста 15
Выводы по первой главе 21
Глава 2 Экспериментальное исследование особенностей развития коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности 22
2.1 Анализ состояния коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста 22
2.2 Рекомендации по развитию коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности 26
Выводы по второй главе 31
Заключение 32
Список использованных источников 33
Приложение 36
Методологическую основу исследования составляют положения отечественной психологии о роли общения в совместной деятельности и формировании межличностных отношений – М.И. Лисина, Н.П. Сазонова и др.; выводы и обобщения психолого-педагогических исследований об онтогенезе коммуникативных умений детей дошкольного возраста, их особенностях и формах – И.А. Зимняя, И.М. Рогова и др.; положения теории дошкольного воспитания о роли обучения и воспитания в развитии коммуникативной деятельности ребенка, формировании коммуникативных умений – Л.В. Любимова, О.Л. Перышкина и др.
Цель исследования – изучить проблему развития коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.
Объект исследования – процесс развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – условия развития коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.
Гипотеза исследования: у детей среднего дошкольного возраста коммуникативные умения в процессе театрализованной деятельности развиваются успешно при следующих условиях:
- будут учтены возрастные и индивидуальные особенности развития детей;
- будут подобраны методы и приемы, которые вызовут у дошкольников интерес к театрализованной деятельности;
- будут в процессе театрализованной деятельности применяться игры и технологии, предусматривающие коммуникативное взаимодействие дошкольников со сверстниками.
Задачи исследования:
1. Выявить актуальность проблемы исследования и теоретически обосновать пути ее решения в образовательной практике.
2. Изучить уровень развития коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста в экспериментальном исследовании.
3. Разработать рекомендации по развитию коммуникативных умений коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.
Методы исследования: теоретические: изучение и анализ научной литературы, синтез и обобщение; эмпирические: тестирование, математическая обработка результатов тестирования.
База исследования: ЧУДО «Арбуз» г. Омска.
Структура: курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, библиографического списка, приложения.
Развитие коммуникативных умений у дошкольников – это воспитание способности эффективного общения и успешного взаимодействия с окружением. Оно основано на нескольких особенностях личности дошкольника: желании вступить во взаимодействие, способности слышать и сопереживать собеседнику, разрешать сложные вопросы взаимодействия, владеть правилами эффективного общения.
Коммуникативные умения будут развиваться успешно, если: обеспечивается поэтапность работы, предусматривающая ознакомление детей с коммуникативными умениями и новыми способами действий, усвоение полученных знаний и умений в практической репродуктивной деятельности, активизацию и совершенствование имеющихся способностей. При этом необходимо создать такие условия, в которых бы ребенок понимал значимость развития данных качеств, для осуществления полноценного процесса общении и взаимодействия с окружающими его близкими.
Для подтверждения выдвинутой гипотезы было проведено экспериментальное исследование. Анализ экспериментального исследования позволил заключить, что у детей среднего дошкольного возраста недостаточно развиты коммуникативные умения (средний уровень – 6 дошкольников – 60%, низкий уровень – 2 дошкольников – 20%).
Были разработаны рекомендации, направленные на развитие коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности. Дети в процессе театрализованной деятельности совершенствуют свои исполнительские умения, уровень их психоэмоционального развития позволяет расширить диапазон литературного и фольклорного материала для театральных постановок.
Итак, в ходе проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтвердилась.