ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БЕЗВЕСТНОГО ОТСУТСТВИЯ И ОБЪЯВЛЕНИЯ ГРАЖДАНИНА УМЕРШИМ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА 5
§1 Понятие и основания признания гражданина безвестно отсутствующим 5
§2 Правовые последствия признания гражданина безвестно отсутствующим 9
§3 Условия объявления гражданина умершим, предусмотренные гражданским законодательством России 13
Глава 2 ПОРЯДОК ПРИЗНАНИЯ ГРАЖДАНИНА БЕЗВЕСТНО ОТСУТСТВУЮЩИМ И ОБЪЯВЛЕНИЯ ЕГО УМЕРШИМ 18
§1 Подача заявления о признании гражданина безвестно отсутствующим и об объявлении его умершим 18
§2 Процедура судебного рассмотрения заявлений о признании гражданина безвестно отсутствующим и об объявлении его умершим 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30
Цель проведения исследования – изучение сущности институтов признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления умершим, что позволит выявить наиболее проблематичные аспекты правоприменения.
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
исследовать понятие и основания признания гражданина безвестно отсутствующим;
проанализировать правовые последствия признания гражданина безвестно отсутствующим;
раскрыть предусмотренные действующим законодательством условия объявления гражданина умершим;
проанализировать закрепленный в нормах права порядок подачи заявления о признании гражданина безвестно отсутствующим и объявления умершим;
охарактеризовать процедуру судебного рассмотрения заявлений о признании гражданина безвестно отсутствующим и объявления гражданина умершим.
Анализ нормативно-правовой базы. Наиболее важными при исследовании вопросов признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления умершим являются первая часть Гражданского кодекса Российской Федерации, а также Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации. Однако при проведении исследования внимание было уделено и иным нормативным правовым актам, в частности третьей части Гражданского кодекса, Семейному кодексу Российской Федерации и иным.
Теоретические основы исследования – это имеющиеся разработки ученых, в числе которых следует особо выделить известного правоведа Б.М. Гонгало. При проведении исследования, связанного с написанием настоящей работы внимания было также уделено публикациям в периодической печати.
Базовые методы исследования. При проведении исследования был применен сравнительно-правовой метод, метод анализа, историко-правовой метод, контент-анализ и иные методы.
Работа состоит из введения, основной части, разделенной на две главы, заключения и списка использованных источников.
Подводя итоги проведенному исследованию, можно сделать вывод, что цель, поставленная при написании работы, достигнута за счет последовательного решения задач.
Изучение статуса пропавшего без вести и объявленного умершим гражданина позволяет утверждать, что данные институты в гражданском праве России возникли по причине необходимости разрешения вопросов, связанных с невозможностью реализации ряда прав иных граждан. Длительность отсутствия и неизвестность нахождения гражданина приводит к тому, что он не исполняет свои обязанности, которые у него существуют. В число наиболее важных обязанностей входит содержание нетрудоспособных лиц, находившихся у него на иждивении, а также уплата налогов и взносов.
Разрешение в судебном порядке вопроса о признании гражданина безвестно и отсутствующим и объявление гражданина умершим позволяет передать принадлежащее ему имущество в доверительное управление с целью сохранения его, а также для удовлетворения нужд иждивенцев и требований государства.
В отдельных случаях допускается разрешение вопроса о передаче органами опеки и попечительства принадлежащего пропавшему имущества в доверительное управлении и до того, как судом будет вынесено решение об удовлетворении заявленных требований.
Вместе с тем поспешность рассмотрения дела и решения сопутствующих вопросов, связанных с признанием гражданина без вести пропавшим и объявления умершим недопустима. Во-первых, следует учитывать серьезность последствий принятия данного решения. Во-вторых, нельзя исключать возможность недобросовестности со стороны заявителя, что требует доскональной проверки.
Признание гражданина без вести пропавших существенно ограничивает его в правах, он может быть уволен, за счет его имущества могут быть удовлетворены требования третьих лиц. При этом гражданин в связи с его отсутствием не имеет возможности отстаивать свои права самостоятельно либо поручить защиту своих интересов поверенному.
Последствия объявления гражданина умершим еще более серьезные. Здесь фактически идет речь о полном прекращении правоспособности и дееспособности гражданина, так как объявление умершим приравнивается к физической смерти. Имущество гражданина может перейти по наследству и утратится, поскольку наследник получает возможность распоряжаться им по своему усмотрению.
Подводя итог, можно отметить, что дела о признании гражданина безвестно отсутствующим и об объявлении гражданина умершим должны рассматриваться с особой тщательностью, чтобы не только устранить нарушение прав третьих лиц, но и исключить возможность нарушения прав