КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
|
Введение 8
1. Теоретические аспекты влияния конкурентоспособности предприятия на
устойчивое развитие региона 7
1.1. Понятие устойчивого развития и уровни его применения 7
1.2. Факторы, оказывающие влияние на устойчивое развитие региона 20
1.3. Исследование тенденций конкурентоспособности предприятий в
Республике Татарстан 26
2. Анализ влияния конкурентоспособности ООО «Потенциал» на механизм
устойчивого развития региона 31
2.1. Анализ производственно - экономической деятельности предприятия 31
2.2.Оценка конкурентоспособности продукции предприятия 41
2.3. Анализ показателей, определяющих текущую и потенциальную
конкурентоспособность предприятия 40
3. Направления совершенствования конкурентоспособности в ООО
«Потенциал» как фактор устойчивого развития Республики Татарстан 62
3.1. Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности
предприятия 62
3.2. Разработка программы выхода предприятия на новые рынки сбыта 75
3.3. Разработка программы осуществления инвестиционной деятельности 70
Заключение 88
Список использованных источников
1. Теоретические аспекты влияния конкурентоспособности предприятия на
устойчивое развитие региона 7
1.1. Понятие устойчивого развития и уровни его применения 7
1.2. Факторы, оказывающие влияние на устойчивое развитие региона 20
1.3. Исследование тенденций конкурентоспособности предприятий в
Республике Татарстан 26
2. Анализ влияния конкурентоспособности ООО «Потенциал» на механизм
устойчивого развития региона 31
2.1. Анализ производственно - экономической деятельности предприятия 31
2.2.Оценка конкурентоспособности продукции предприятия 41
2.3. Анализ показателей, определяющих текущую и потенциальную
конкурентоспособность предприятия 40
3. Направления совершенствования конкурентоспособности в ООО
«Потенциал» как фактор устойчивого развития Республики Татарстан 62
3.1. Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности
предприятия 62
3.2. Разработка программы выхода предприятия на новые рынки сбыта 75
3.3. Разработка программы осуществления инвестиционной деятельности 70
Заключение 88
Список использованных источников
Анализ конкурентоспособности любого предприятия включает в себя исследование внешнего и внутреннего конкурентного преимущества, которое позволяет не только усилить позиции компании на действующем секторе, но и выйти на новые рынки сбыта, предложив потребителям более новые и современные товары.
Внешнее преимущество основано на способности фирмы предложить покупателям более качественный товар, главным преимуществом которого является более высокое морально-эстетическое удовлетворение населения, при одновременном сокращении издержек и повышении эффективности отдачи от его реализации.
Конкурентное преимущество такого типа усиливает позиции компании на рынкеё, а также использует стратегию отличия (дифференциации) как важнейший составляющий элемент своего преимущества.
Что касается внутреннего преимущества, то здесь анализ конкурентоспособности основан на превосходстве компании в расходах и издержках, которые она затрачивает на создание или поставку товара. Другими словами, здесь маркетинговая стратегия предприятия направлена на снижение издержек и, соответственно, конечной цены на товар, в результате чего можно добиться увеличения продаж в сегменте населения с небольшим финансовым достатком.
Такой анализ позволяет фирме быть более рентабельной, а также устойчивой к дальнейшему снижению цен со стороны потенциальных конкурентов в случае, если другие компании также начнут снижать цены на аналогичные товары или услуги. Таким образом, анализ конкурентоспособности фирмы ставит перед собой главную цель — выяснение того, каких конкретных конкурентных преимуществ может добиться фирма, а также того, как можно максимально эффективно защитить свои финансовые интересы.
Последний факт напрямую зависит от того, насколько компания сможет успешно противостоять давлению основных конкурентных сил, представленных на рынке, а грамотный анализ конкурентоспособности как раз позволяет это выяснить.
Всем менеджерам хорошо известна модель конкурентного преимущества М. Портера, которая включает в себя анализ пяти конкурентных сил, которым подвергается любая фирма, работающая на рынке: - зависимость от основных поставщиков; - зависимость от основных потребителей; - конкуренция в отрасли; - угроза замены основных товаров и услуг; - угроза прихода новых конкурентов.
Грамотный анализ основных конкурентных преимуществ компании важен еще и потому, что позволяет объективно оценить не только существующее положение компании и ту нишу, которую она занимает, но и определить возможности расширения и усиления позиций на рынке за счет тех факторов, которые в результате анализа будут выделены в качестве основных.
В качестве примера можно привести план-схему анализа конкурентоспособности одного из предприятий, занимающегося трикотажными изделиями. На первом этапе выясняются такие параметры, как темпы роста производства, доля занимаемого рынка и анализ основных товаров-аналогов. Далее составляется основной список конкурентов, после чего составляется план с включением в него основных конкурентов по степени их влияния на рынок.
Среди множества факторов можно выделить следующие категории:
Менеджмент организации и управления предприятием:
1) стратегия;
2) тактические цели и задачи;
3) предпринимательская философия и культура;
Производство:
1) оборудование и его обновление;
2) количество продукции;
3) зависимость от поставщиков;
4) гибкость производственных линий.
Маркетинговая стратегия: - ассортимент товаров; - оптовая и розничная торговля; - известность фирмы; - реклама; - цены; - быстрота реакции и изменения моде.
Таким образом, анализ конкурентоспособности предприятия на примере плана-схемы ясно показывает, на какие факторы стоит обратить внимание при проведении соответствующих исследований.
Важность всего этого процесса проявляется не только в ясном понимании рыночной ситуации и определении своего местоположения на рынке, но и возможности оценить весь потенциал компании, в том числе и скрытый. В этом отношении анализ конкурентоспособности чрезвычайно важен и является необходимостью в любой современной фирме.
Актуальность работы объясняется тем, что в современных условиях жесткой конкуренции, повышение конкурентоспособности фирмы - одна из главнейших стратегических целей любого предприятия.
Объектом исследования данной дипломной работы является ООО «Потенциал», предприятие занимается производством электроприборов (реле, выключатели, розетки и пр.) Предметом работы - стратегия
конкурентоспособности.
Целью исследования является проанализировать стратегию повышения конкурентоспособности предприятия.
В ходе исследований были поставлены и решены следующие задачи:
1. проанализировать теоретические аспекты темы;
2. проанализировать производственно-экономическую деятельность
исследуемого предприятия;
3. проанализировать особенности управления конкурентоспособностью на предприятии;
4. разработать направления совершенствования управления конкурентоспособностью предприятия.
В ходе написания был проанализирован широкий спектр литературы, включая периодические издания и интернет источники. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы.
Внешнее преимущество основано на способности фирмы предложить покупателям более качественный товар, главным преимуществом которого является более высокое морально-эстетическое удовлетворение населения, при одновременном сокращении издержек и повышении эффективности отдачи от его реализации.
Конкурентное преимущество такого типа усиливает позиции компании на рынкеё, а также использует стратегию отличия (дифференциации) как важнейший составляющий элемент своего преимущества.
Что касается внутреннего преимущества, то здесь анализ конкурентоспособности основан на превосходстве компании в расходах и издержках, которые она затрачивает на создание или поставку товара. Другими словами, здесь маркетинговая стратегия предприятия направлена на снижение издержек и, соответственно, конечной цены на товар, в результате чего можно добиться увеличения продаж в сегменте населения с небольшим финансовым достатком.
Такой анализ позволяет фирме быть более рентабельной, а также устойчивой к дальнейшему снижению цен со стороны потенциальных конкурентов в случае, если другие компании также начнут снижать цены на аналогичные товары или услуги. Таким образом, анализ конкурентоспособности фирмы ставит перед собой главную цель — выяснение того, каких конкретных конкурентных преимуществ может добиться фирма, а также того, как можно максимально эффективно защитить свои финансовые интересы.
Последний факт напрямую зависит от того, насколько компания сможет успешно противостоять давлению основных конкурентных сил, представленных на рынке, а грамотный анализ конкурентоспособности как раз позволяет это выяснить.
Всем менеджерам хорошо известна модель конкурентного преимущества М. Портера, которая включает в себя анализ пяти конкурентных сил, которым подвергается любая фирма, работающая на рынке: - зависимость от основных поставщиков; - зависимость от основных потребителей; - конкуренция в отрасли; - угроза замены основных товаров и услуг; - угроза прихода новых конкурентов.
Грамотный анализ основных конкурентных преимуществ компании важен еще и потому, что позволяет объективно оценить не только существующее положение компании и ту нишу, которую она занимает, но и определить возможности расширения и усиления позиций на рынке за счет тех факторов, которые в результате анализа будут выделены в качестве основных.
В качестве примера можно привести план-схему анализа конкурентоспособности одного из предприятий, занимающегося трикотажными изделиями. На первом этапе выясняются такие параметры, как темпы роста производства, доля занимаемого рынка и анализ основных товаров-аналогов. Далее составляется основной список конкурентов, после чего составляется план с включением в него основных конкурентов по степени их влияния на рынок.
Среди множества факторов можно выделить следующие категории:
Менеджмент организации и управления предприятием:
1) стратегия;
2) тактические цели и задачи;
3) предпринимательская философия и культура;
Производство:
1) оборудование и его обновление;
2) количество продукции;
3) зависимость от поставщиков;
4) гибкость производственных линий.
Маркетинговая стратегия: - ассортимент товаров; - оптовая и розничная торговля; - известность фирмы; - реклама; - цены; - быстрота реакции и изменения моде.
Таким образом, анализ конкурентоспособности предприятия на примере плана-схемы ясно показывает, на какие факторы стоит обратить внимание при проведении соответствующих исследований.
Важность всего этого процесса проявляется не только в ясном понимании рыночной ситуации и определении своего местоположения на рынке, но и возможности оценить весь потенциал компании, в том числе и скрытый. В этом отношении анализ конкурентоспособности чрезвычайно важен и является необходимостью в любой современной фирме.
Актуальность работы объясняется тем, что в современных условиях жесткой конкуренции, повышение конкурентоспособности фирмы - одна из главнейших стратегических целей любого предприятия.
Объектом исследования данной дипломной работы является ООО «Потенциал», предприятие занимается производством электроприборов (реле, выключатели, розетки и пр.) Предметом работы - стратегия
конкурентоспособности.
Целью исследования является проанализировать стратегию повышения конкурентоспособности предприятия.
В ходе исследований были поставлены и решены следующие задачи:
1. проанализировать теоретические аспекты темы;
2. проанализировать производственно-экономическую деятельность
исследуемого предприятия;
3. проанализировать особенности управления конкурентоспособностью на предприятии;
4. разработать направления совершенствования управления конкурентоспособностью предприятия.
В ходе написания был проанализирован широкий спектр литературы, включая периодические издания и интернет источники. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы.
Составляющие, не связанные между собой напрямую, но влияющие друг на друга, - это и есть конкурентоспособность предприятия, конечным проявлением которой является размер рыночной доли данного предприятия или компании. Идейным базисом конкурентоспособности считается стремление и способность производителя или поставщика услуг удовлетворить требования потребителей высоким качеством при невысокой стоимости.
Охарактеризовать конкурентоспособность предприятия можно его способностью к обеспечению низких издержек производства, уникальностью, экологической чистотой и качеством производимого продукта, а также его своевременным выводом на рынок, высококачественным и доступным сервисом. Если хотя бы одно из этих условий предприятию не удается реализовать, его позиции на рынке существенно ослабевают. Конкурентные стратегии предприятия — это способы и методы, направленные на увеличение его конкурентных способностей.
Каждая компания разрабатывает свои уникальные стратегии в зависимости от своей рыночной ориентации. Но, несмотря на различия этих стратегий, у них присутствует один объединяющий фактор: они все должны эффективно воздействовать на развитие предприятия. Сразу обеспечить результативную отдачу всех разработанных стратегий очень сложно и даже невозможно, поэтому должен быть составлен грамотный стратегический план, который и будет определять очередность реализации стратегий в соответствии с их значимостью.
Обычно приоритетными пунктами стратегического плана являются оптимизация структуры компании и ее управленческого звена. И это логично, ведь грамотные управленческие решения и их внедрение в жизнь непосредственно влияют на конкурентоспособность предприятия.
В списке конкурентных стратегий предприятия наиболее значимое место занимают стратегии поведенческие, им уделяется особое внимание при составлении стратегического плана. Среди поведенческих стратегий выделяют: игнорирование всех действий соперников, выборочную реакцию на некоторые деяния конкретных соперников, брутальное поведение, подавляющее соперников, ситуационное поведение, вызванное конкретной ситуацией.
Грамотные и дальнозоркие руководители компаний всегда предпочитают сотрудничать со своими соперниками, нежели вести с ними конкурентные войны. Стратегия, нацеленная на сотрудничество, дает возможность маленьким компаниям эффективно работать на рынке.
К факторам относят: внедрение ведущих технологий; достоверный прогноз развития рынка; развитие новаторской деятельности; продуманная кадровая политика; высококачественный менеджмент; управление рисками; управление качеством; доступность ресурсов; правильная структура предприятия; политика поведения с соперниками; экологически чистое производство. Основные усилия компании должны быть направлены на поиск эффективных методов, которые бы позволили в полной мере реализовать стратегический план, так как именно от этого будет зависеть конкурентоспособность предприятия.
В качестве объекта исследования в данной работе была рассмотрена деятельность организации, производящей электрическую распределительную и регулирующую аппаратуру ООО «Потенциал».
Целью исследования конкурентоспособности розеток и выключателей ООО «Потенциал», было определение направлений формирования конкурентных преимуществ. Исследование проводилось традиционным способом по совокупности комплексных показателей: технические,
потребительские, экономические и показатели стабильности качества.
Параметрами, определяющими конкурентоспособность предприятия могут быть: производственный или торгово-сбытовой потенциал (объем продукции, производимой за единицу времени; объем реализации торгового предприятия за единицу времени), финансово-кредитный потенциал (кредиторская задолженность, скорость оборота капитала); имидж предприятия - моральный капитал предприятия; товар (ассортиментная структура, товарные запасы, качество товаров); экологически чистое производство (программы производства, контроль за авариями); научно-технический прогресс (проводились ли научные исследования, разработки); инвестиционный потенциал; трудовые ресурсы; управленческий и информационно¬аналитический потенциал; бенч-маркетинг (направление стратегического анализа) - установить вероятность успеха в предпринимательской деятельности.
В общей части практической работы проведена оценка и даны рекомендации по повышению конкурентоспособности товаров ООО «Потенциал» (или WESSEN), а именно внедрение маркетингового отдела, вывод продукции на новые рынки сбыта за счет инвестирования.
Анализ финансово-экономической деятельности ООО «Потенциал» показал, что выручка предприятия на протяжении 5 лет неуклонно росла как в текущих, так и в сопоставимых ценах. Но росла и себестоимость продукции более сильными темпами. Поэтому чистая прибыль сократилась в 2008 на 14516 тыс. руб., 2009 на 29842 тыс. руб. и 2011 на 3066 тыс. руб. по сравнению с базовым 2007 годом. При расчете показателя чистой прибыли в сопоставимых ценах падение более заметно. В 2010 году чистая прибыль предприятия достаточно резко возросла на 65429 тыс. руб. по сравнению с 2007 годом или на 134,93% вследствие разницы темпов роста выручки и себестоимости. Аналогичную динамику имеют показатели рентабельности продаж и рентабельности производства. Производительность труда работников в течение всего исследуемого периода (2007-2011 год) росла, также возросла фондовооруженность труда.
В целом показатель фондоотдачи уменьшился на 0,44 руб. Коэффициент текущей ликвидности также сократился, но был больше 2. Следовательно, предприятие остается ликвидным (платежеспособным). Коэффициент обеспеченности собственными средствами сократился с 2007 по 2011 год на 0,08 ед., но был больше 0,1, то есть предприятие является платежеспособным (способным расплатиться с кредиторами по своим долгам).
Итак наиболее эффективным для ООО «Потенциал» был 2010 год, но в этот год заемные средства превышали собственные. В общей динамике показателей прибыльности и рентабельности предприятия с 2007 по 2011 год прослеживается сокращение, что является следствием роста стоимости материальных затрат и повышения управленческих расходов.
К основным конкурентами ООО «Потенциал» на рынке России можно отнести наиболее часто встречающиеся в строительных и ремонтных магазинах марки аналогичной продукции.
Балльная оценка уровня конкурентоспособности ООО «Потенциал» относительно компании ANAM Industrial Co. Ltd показала, что интегральный показатель J=1,012 (относительно конкурента), следовательно, товары предприятия достаточно конкурентоспособны. Оценка уровня
конкурентоспособности продукта (электроустановочных изделий) ООО «Потенциал» с использованием матрицы предпочтений показала, что продукция ООО «Потенциал» более конкурентоспособна, чем продукция предприятия - конкурента, так как интегральный показатель Y =1,007103>1.
По показателям стабильности качества изделия, реализуемые фирмой WESSEN отвечают всем государственным и международным стандартам и сертификатам качества. Розетки и выключатели «Потенциала» продаются по невысокой цене, что повышает ее конкурентоспособность относительно товаров фирм-конкурентов.
В ходе работы выяснились 2 основных недостатка работы фирмы:
1. Недостаточно широкий ассортимент предлагаемых товаров. Для привлечения покупателей необходимо расширить ассортиментный ряд: по дизайну, назначению, качеству (при сегментации потребителей продукции по доходу)
2. Качество ниже, чем у европейских товаров-аналогов. Это вопрос времени. При увеличении ассортимента, прибыль организации должна возрасти. ООО «Потенциал» сможет закупать более дорогие материалы и комплектующие. Сможет сотрудничать с более широким кругом поставщиков, выбирать наиболее выгодных для себя сотрудников.
Для повышения конкурентоспособности в работе предусмотрено освоение производства выключателей и розеток серии Quickflex, сочетающих в себе высокое качество и современный дизайн, нередко опережающий ведущие модные тенденции.
Охарактеризовать конкурентоспособность предприятия можно его способностью к обеспечению низких издержек производства, уникальностью, экологической чистотой и качеством производимого продукта, а также его своевременным выводом на рынок, высококачественным и доступным сервисом. Если хотя бы одно из этих условий предприятию не удается реализовать, его позиции на рынке существенно ослабевают. Конкурентные стратегии предприятия — это способы и методы, направленные на увеличение его конкурентных способностей.
Каждая компания разрабатывает свои уникальные стратегии в зависимости от своей рыночной ориентации. Но, несмотря на различия этих стратегий, у них присутствует один объединяющий фактор: они все должны эффективно воздействовать на развитие предприятия. Сразу обеспечить результативную отдачу всех разработанных стратегий очень сложно и даже невозможно, поэтому должен быть составлен грамотный стратегический план, который и будет определять очередность реализации стратегий в соответствии с их значимостью.
Обычно приоритетными пунктами стратегического плана являются оптимизация структуры компании и ее управленческого звена. И это логично, ведь грамотные управленческие решения и их внедрение в жизнь непосредственно влияют на конкурентоспособность предприятия.
В списке конкурентных стратегий предприятия наиболее значимое место занимают стратегии поведенческие, им уделяется особое внимание при составлении стратегического плана. Среди поведенческих стратегий выделяют: игнорирование всех действий соперников, выборочную реакцию на некоторые деяния конкретных соперников, брутальное поведение, подавляющее соперников, ситуационное поведение, вызванное конкретной ситуацией.
Грамотные и дальнозоркие руководители компаний всегда предпочитают сотрудничать со своими соперниками, нежели вести с ними конкурентные войны. Стратегия, нацеленная на сотрудничество, дает возможность маленьким компаниям эффективно работать на рынке.
К факторам относят: внедрение ведущих технологий; достоверный прогноз развития рынка; развитие новаторской деятельности; продуманная кадровая политика; высококачественный менеджмент; управление рисками; управление качеством; доступность ресурсов; правильная структура предприятия; политика поведения с соперниками; экологически чистое производство. Основные усилия компании должны быть направлены на поиск эффективных методов, которые бы позволили в полной мере реализовать стратегический план, так как именно от этого будет зависеть конкурентоспособность предприятия.
В качестве объекта исследования в данной работе была рассмотрена деятельность организации, производящей электрическую распределительную и регулирующую аппаратуру ООО «Потенциал».
Целью исследования конкурентоспособности розеток и выключателей ООО «Потенциал», было определение направлений формирования конкурентных преимуществ. Исследование проводилось традиционным способом по совокупности комплексных показателей: технические,
потребительские, экономические и показатели стабильности качества.
Параметрами, определяющими конкурентоспособность предприятия могут быть: производственный или торгово-сбытовой потенциал (объем продукции, производимой за единицу времени; объем реализации торгового предприятия за единицу времени), финансово-кредитный потенциал (кредиторская задолженность, скорость оборота капитала); имидж предприятия - моральный капитал предприятия; товар (ассортиментная структура, товарные запасы, качество товаров); экологически чистое производство (программы производства, контроль за авариями); научно-технический прогресс (проводились ли научные исследования, разработки); инвестиционный потенциал; трудовые ресурсы; управленческий и информационно¬аналитический потенциал; бенч-маркетинг (направление стратегического анализа) - установить вероятность успеха в предпринимательской деятельности.
В общей части практической работы проведена оценка и даны рекомендации по повышению конкурентоспособности товаров ООО «Потенциал» (или WESSEN), а именно внедрение маркетингового отдела, вывод продукции на новые рынки сбыта за счет инвестирования.
Анализ финансово-экономической деятельности ООО «Потенциал» показал, что выручка предприятия на протяжении 5 лет неуклонно росла как в текущих, так и в сопоставимых ценах. Но росла и себестоимость продукции более сильными темпами. Поэтому чистая прибыль сократилась в 2008 на 14516 тыс. руб., 2009 на 29842 тыс. руб. и 2011 на 3066 тыс. руб. по сравнению с базовым 2007 годом. При расчете показателя чистой прибыли в сопоставимых ценах падение более заметно. В 2010 году чистая прибыль предприятия достаточно резко возросла на 65429 тыс. руб. по сравнению с 2007 годом или на 134,93% вследствие разницы темпов роста выручки и себестоимости. Аналогичную динамику имеют показатели рентабельности продаж и рентабельности производства. Производительность труда работников в течение всего исследуемого периода (2007-2011 год) росла, также возросла фондовооруженность труда.
В целом показатель фондоотдачи уменьшился на 0,44 руб. Коэффициент текущей ликвидности также сократился, но был больше 2. Следовательно, предприятие остается ликвидным (платежеспособным). Коэффициент обеспеченности собственными средствами сократился с 2007 по 2011 год на 0,08 ед., но был больше 0,1, то есть предприятие является платежеспособным (способным расплатиться с кредиторами по своим долгам).
Итак наиболее эффективным для ООО «Потенциал» был 2010 год, но в этот год заемные средства превышали собственные. В общей динамике показателей прибыльности и рентабельности предприятия с 2007 по 2011 год прослеживается сокращение, что является следствием роста стоимости материальных затрат и повышения управленческих расходов.
К основным конкурентами ООО «Потенциал» на рынке России можно отнести наиболее часто встречающиеся в строительных и ремонтных магазинах марки аналогичной продукции.
Балльная оценка уровня конкурентоспособности ООО «Потенциал» относительно компании ANAM Industrial Co. Ltd показала, что интегральный показатель J=1,012 (относительно конкурента), следовательно, товары предприятия достаточно конкурентоспособны. Оценка уровня
конкурентоспособности продукта (электроустановочных изделий) ООО «Потенциал» с использованием матрицы предпочтений показала, что продукция ООО «Потенциал» более конкурентоспособна, чем продукция предприятия - конкурента, так как интегральный показатель Y =1,007103>1.
По показателям стабильности качества изделия, реализуемые фирмой WESSEN отвечают всем государственным и международным стандартам и сертификатам качества. Розетки и выключатели «Потенциала» продаются по невысокой цене, что повышает ее конкурентоспособность относительно товаров фирм-конкурентов.
В ходе работы выяснились 2 основных недостатка работы фирмы:
1. Недостаточно широкий ассортимент предлагаемых товаров. Для привлечения покупателей необходимо расширить ассортиментный ряд: по дизайну, назначению, качеству (при сегментации потребителей продукции по доходу)
2. Качество ниже, чем у европейских товаров-аналогов. Это вопрос времени. При увеличении ассортимента, прибыль организации должна возрасти. ООО «Потенциал» сможет закупать более дорогие материалы и комплектующие. Сможет сотрудничать с более широким кругом поставщиков, выбирать наиболее выгодных для себя сотрудников.
Для повышения конкурентоспособности в работе предусмотрено освоение производства выключателей и розеток серии Quickflex, сочетающих в себе высокое качество и современный дизайн, нередко опережающий ведущие модные тенденции.
Подобные работы
- ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ КАК УСЛОВИЕ УКРЕПЛЕНИЯ ЕГО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2018 - Конкурентоспособность предприятия как фактор устойчивого развития
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2017 - СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ УСТОЙЧИВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Инновационный кластер как фактор пространственного развития региона (на примере РТ)
Магистерская диссертация, география. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Оценка устойчивости развития Рязанской области
Бакалаврская работа, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2019 - Кластерно–сетевая модель инновационного развития (Казанский Федеральный Университет)
Курсовые работы, экономическая теория. Язык работы: Русский. Цена: 450 р. Год сдачи: 2018 - ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ КЛАСТЕРА, КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2019 - КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ КАПИТАЛОМ КАК ФАКТОРОМ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ПАО «СБЕРБАНК»)
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4245 р. Год сдачи: 2018 - ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КАК ФАКТОР КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЕГИОНА
Магистерская диссертация, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2016



