Политика Франции в отношении Магриба в 1958 - 2016 г.г.
|
Введение 3
Глава I. Выстраивание отношений с бывшими колониями Магриба в период становления их собственной государственности 9
1.1. Война за независимость в Алжире и ее последствия для французской
экономики 9
1.2. Борьба за независимость Марокко 15
1.3. Освобождение Туниса от французского протектората 19
Глава II. Влияние “Голлизма” на внешнюю политику Франции в странах
Магриба 25
2.1. Политика Франции в Алжире под руководством президента
де Голля 25
2.2. Марокко и Тунис в политической идеологии и практике голлизма 29
Глава III. Истоки кризиса в странах Северо-Западной Африки 33
3.1. Социально-экономический и политический кризис в Алжире и
нейтрализация влияния исламизма во Франции при Жак Шираке 33
3.2. Революция в Тунисе и реакция Франции на Арабскую весну 39
Глава IV. Проблема сохранения влияния Франции в странах Магриба 49
4.1. Место и роль стран Магриба в современных международных
отношениях 49
4.2. Основные направления политики правительства Франсуа Олланда в
отношении Марокко, Алжира, Туниса и перспективы развития 53
4.3. Миграционная политика Пятой Республики 57
Заключение 63
Список использованных источников и литературы 70
Глава I. Выстраивание отношений с бывшими колониями Магриба в период становления их собственной государственности 9
1.1. Война за независимость в Алжире и ее последствия для французской
экономики 9
1.2. Борьба за независимость Марокко 15
1.3. Освобождение Туниса от французского протектората 19
Глава II. Влияние “Голлизма” на внешнюю политику Франции в странах
Магриба 25
2.1. Политика Франции в Алжире под руководством президента
де Голля 25
2.2. Марокко и Тунис в политической идеологии и практике голлизма 29
Глава III. Истоки кризиса в странах Северо-Западной Африки 33
3.1. Социально-экономический и политический кризис в Алжире и
нейтрализация влияния исламизма во Франции при Жак Шираке 33
3.2. Революция в Тунисе и реакция Франции на Арабскую весну 39
Глава IV. Проблема сохранения влияния Франции в странах Магриба 49
4.1. Место и роль стран Магриба в современных международных
отношениях 49
4.2. Основные направления политики правительства Франсуа Олланда в
отношении Марокко, Алжира, Туниса и перспективы развития 53
4.3. Миграционная политика Пятой Республики 57
Заключение 63
Список использованных источников и литературы 70
Все государства можно классифицировать на два вида, относительно их роли
на международной арене: ведущие и ведомые. Первые играют основную роль, роль управляющего; зачастую, от их решений и действий зависит судьба не только их государства, но и более мелких, менее развитых, которых мы можем отнести ко второй группе.
Что касается Франции, то без сомнения ее можно отнести к первой группе. Исторически, Франция является одним из основных государств-лидеров Европейского континента, впоследствии Европейского союза. Также на протяжении более 4 веков Франция являлась одной из крупнейших колониальных держав, обладая территориями во всем мире, в том числе и в Северной Африке.
Франция - один из важнейших партнеров стран региона, чему способствовал ряд таких факторов, например как географическая положение стран и их природные ресурсы. В свою очередь, революционные события, произошедшие в недавнем прошлом в большинстве североафриканских государств, привели к кардинальному изменению геополитической ситуации в регионе, тем самым вынудив Францию пересмотреть свою политику в регионе.
Актуальность темы определяется рядом важнейших факторов.
Во-первых, актуальность темы определяется возрастающей ролью Африканского континента, в том числе региона Магриб, на международной арене. Волна революций и демонстраций, прошедшая по региону в 2010 году оставила отпечаток не только в арабском мире, но и на всем мировом сообществе в целом.
Во-вторых, Франция является одним из наиболее влиятельных внерегиональных акторов в данном регионе. Задача Франции заключается в поддержке диалога с развивающимися государствами Северной Африки, поскольку данный регион остается одним из главных приоритетов ее внешней политики. Интересы Франция в данном регионе продиктованы экономическими, политическими, военными и культурными императивами. А, соответственно, от характера политики стран данного региона будет зависеть также и стратегический потенциал самой Франции.
Актуальность данной темы также продиктована и тем обстоятельством, что в настоящее время международные миграции переросли в важный фактор мирового процесса, которые оказывают колоссальное влияние на состояние международных отношений. Это также связано с тем, что в данные процессы втянуты практически все государства, особенно Франция. Влияние североафриканских миграционных потоков на культурную, общественно - политическую и религиозную жизнь французской республики приобретает особую актуальность. Большой поток иммигрантов оказывает влияние на французское общество, что в свою очередь вызывает ряд острых проблем.
Также, в связи с терактами, которые произошли во Франции в течение последних нескольких лет (захват редакции Charlie Hebdo, взырвы в Париже осенью 2015 года, теракт на Английской набережной в Ницце и т.д.), резкое возросшее количество иммигрантов, особенно из исламских государств, способствовали возрастанию недовольства внутри государства. Возможно, сейчас Франция стоит на пороге больших перемен, в том числе в политике по отношению к странам Магриба.
Предмет исследования - Внешняя политика Франции, ее основные аспекты и роль в международных региональных объединениях.
Объект исследования - внешнеполитическая деятельность Франции в 1958 - 2016 годах по отношению к странам Магриба- был избран с учетом
обострившейся ситуации в арабском мире, предстоящих выборов главы государства в Пятой Республике, а также миграционным кризисом, который обернулся для государства катастрофой.
Целью работы является комплексный анализ внешней политики Пятой республики по отношению к странам Магриба в 1958- 2016х годах. В данной работе были проведены исследования о политике Франции в различных сферах: политической, военно-стратегической, экономической и культурной, а также ее участие в региональных интеграционных процессах.
Для ее достижения поставлены следующие основные задачи:
1. проанализировать выстраивание отношений Пятой республики с бывшими колониями в Северной Африке в период становления их собственной государственности.
2. определить влияние “Голлизма” на внешнюю политику Франции в странах Магриба
3. проследить истоки кризиса в Северной Африке во внешней политике Франции.
4. выявить место и роль Магриба в контексте внешней политике Франции и в современных международных отношениях в целом.
Анализ литературы.
На протяжении очень длительного периода своей истории Франция является одним из основных акторов международных отношений, вследствие чего изучение ее политики является актуальной и интересной темой для исследования.
Отечественными авторами этому вопросу уделяется немало внимания, особенно это касается периода после создания Пятой республики. Однако большинство работ посвящены анализу роли Франции в Европейском Союзу или Франко-российским отношениям. Большинство работ о регионе Магриб были написаны после начала «Арабской весны».
Что касается иностранных исследований, стоит отметить, что изучению темы внешней политике Франции уделяется много внимания в разных странах со стороны политологов, историков и других специалистов. Можно найти множество литературы и статей различных исследователей из Франции, США и многих Европейских стран. Начало 21 века ознаменовано серьезными международными конфликтами в арабском мире, в которых Франция принимала непосредственное участие, и поэтому регулярно появляются статьи о ее внешней политике.
Анализируя литературу, необходимо отметить, что часть информации было найдено в работах следующих авторов: Подгорнова Н.П , Косенко С. , Орлова В. Asmus R.D и Franz-Olivier Giesbert . При написании работы в основном использовались материалы французских авторов, так как это способствовало ознакомлению позиции, которая в некоторых вопросах отлична от российской школы, а также «взглянуть» на картину изнутри. ПОТОМУ ЧТО ДРУГИЕ ПОДХОДЫ
Также, так как работа охватывает и последние события, многие вопросы еще остаются не изученными и поэтому полноценных исследований на эту тему не так много. Более того, чтобы продемонстрировать собственную позицию, автор, при написании работы, в основном использовал источники.
Автором использовался материал из различных авторитетных иностранных периодических изданий, которые доступны в электронном варианте, такие как: Le Figaro, Le Monde, Le Point, L’express, le DNA, le Courriel International, а также The Financial Times, The New York Times и The Washington Post.
Анализ источников.
Основные источники, которые были использованы при написании этой работы, можно разделить на несколько групп:
Международно-правовые документы, такие как Договор о евро - средиземноморском партнерстве , Двусторонние договоры, национальные
документы, как конституция , а также документы Европейского союза и устав ООН
Официальные материалы, расположенные на интернет - страницах правительства Франции, Алжира, Туниса, Марокко и международных организаций .
Интервью, выступления и пресс - релизы официальных представителей государства, премьер - министров и министров иностранных дел , например выступление Генерал де Голля, где он произнес свою известную фразу «Vive I’Algerie fransaise!», которая сыграла одну из ключевых ролей в войне за независимость Алжира.
Методы исследования.
Основу исследований составляют такие методы как логические, исторические, а также наблюдение и сравнение. К первому методу относится анализ литературы и документальных материалов. Ко второму относятся события, рассмотренные в хронологическом порядке. К последнему методу - анализ внешней политики Франции в период 1958-2016 годов.
Хронологические рамки.
Хронологические рамки охватывают довольно продолжительный период с 1958 года по 2016. Нижняя временная граница была выбрана с учетом того, когда государства, в отношении которых рассматривается политика Франции , обрели свою независимость от Франции. Верхняя рамка 2016 выбрана с учетом нескольких обстоятельств. Во-первых, это последний год первого срока правления нынешнего президента Франции Франсуа Олланда, и уже можно подводить итоги его работы. Во-вторых, в период информационных войн, необходимо всегда обладать свежей информацией, так как ситуация на мировой арене может кардинально измениться в любой момент, в особенности учитывая текущие международные реалии. Несмотря на то, что работа охватывает почти 60 лет, именно за этот период можно с необходимой точностью и логикой рассмотреть эволюцию политики Франции по отношению к странам Магриба, а также проанализировать становление государственности этих стран после обретения независимости.
Географические рамки.
Традиционно, понятие Магриб включает в себя 5 стран: Алжир, Ливия, Тунис, Марокко и Мавритания. В 1989 году этими странами даже было подписано соглашение о создании Союза арабского Магриба. Однако в работе охвачена политика Франции только по отношению к 3 странам: Алжиру, Ливии и Тунису. Это обосновано культурной и исторической общностью этих стран, а также особой политикой Франции по отношению к Ливии, на эту тему можно написать отдельную диссертацию, и небольшой значимостью Мавритании на международной арене.
Научная новизна.
1. Проведено комплексное исследование современной внешней политики Франции, основные и приоритетные области сотрудничества и проблемы во взаимоотношениях между странами. Автором была разработана периодизация внешней политики, изучены особенности, характерные для каждого этапа.
2. Выявлена роль Франции как основного вне регионального актора в Магрибе, и, в тоже время, показано значение этой части арабского мира для Пятой республики.
3. Хронологические рамки работы заканчиваются 2016 годом, поэтому в ней рассмотрены самые последние события, которые не были изучены ранее.
Научно-практическая значимость.
1. Данная работа может помочь обозначить определенные механизмы, которое использует Французское правительство для проведения своей политике в регионе, который с каждым днем становится все более интересным для мирового сообщества и для нашего государства в том числе. Изучая соответствующую политику, можно смоделировать сотрудничество одной страны с другими.
2. Также работу можно использовать в качестве материала для написания научного исследования, связанного с внешней политикой Франции или региона в целом.
3. Материалы из работы могут быть использованы в процессе преподавания предметов, связанных с внешней политикой Франции и международных отношений.
Структура работы.
Дипломная работа состоит из введения, 4 глав, каждая из которых, в свою очередь, разделена на параграфы, посвященные отношениям Франции со странами Магриба в различный период времени, заключения и списка использованных источников и литературы.
на международной арене: ведущие и ведомые. Первые играют основную роль, роль управляющего; зачастую, от их решений и действий зависит судьба не только их государства, но и более мелких, менее развитых, которых мы можем отнести ко второй группе.
Что касается Франции, то без сомнения ее можно отнести к первой группе. Исторически, Франция является одним из основных государств-лидеров Европейского континента, впоследствии Европейского союза. Также на протяжении более 4 веков Франция являлась одной из крупнейших колониальных держав, обладая территориями во всем мире, в том числе и в Северной Африке.
Франция - один из важнейших партнеров стран региона, чему способствовал ряд таких факторов, например как географическая положение стран и их природные ресурсы. В свою очередь, революционные события, произошедшие в недавнем прошлом в большинстве североафриканских государств, привели к кардинальному изменению геополитической ситуации в регионе, тем самым вынудив Францию пересмотреть свою политику в регионе.
Актуальность темы определяется рядом важнейших факторов.
Во-первых, актуальность темы определяется возрастающей ролью Африканского континента, в том числе региона Магриб, на международной арене. Волна революций и демонстраций, прошедшая по региону в 2010 году оставила отпечаток не только в арабском мире, но и на всем мировом сообществе в целом.
Во-вторых, Франция является одним из наиболее влиятельных внерегиональных акторов в данном регионе. Задача Франции заключается в поддержке диалога с развивающимися государствами Северной Африки, поскольку данный регион остается одним из главных приоритетов ее внешней политики. Интересы Франция в данном регионе продиктованы экономическими, политическими, военными и культурными императивами. А, соответственно, от характера политики стран данного региона будет зависеть также и стратегический потенциал самой Франции.
Актуальность данной темы также продиктована и тем обстоятельством, что в настоящее время международные миграции переросли в важный фактор мирового процесса, которые оказывают колоссальное влияние на состояние международных отношений. Это также связано с тем, что в данные процессы втянуты практически все государства, особенно Франция. Влияние североафриканских миграционных потоков на культурную, общественно - политическую и религиозную жизнь французской республики приобретает особую актуальность. Большой поток иммигрантов оказывает влияние на французское общество, что в свою очередь вызывает ряд острых проблем.
Также, в связи с терактами, которые произошли во Франции в течение последних нескольких лет (захват редакции Charlie Hebdo, взырвы в Париже осенью 2015 года, теракт на Английской набережной в Ницце и т.д.), резкое возросшее количество иммигрантов, особенно из исламских государств, способствовали возрастанию недовольства внутри государства. Возможно, сейчас Франция стоит на пороге больших перемен, в том числе в политике по отношению к странам Магриба.
Предмет исследования - Внешняя политика Франции, ее основные аспекты и роль в международных региональных объединениях.
Объект исследования - внешнеполитическая деятельность Франции в 1958 - 2016 годах по отношению к странам Магриба- был избран с учетом
обострившейся ситуации в арабском мире, предстоящих выборов главы государства в Пятой Республике, а также миграционным кризисом, который обернулся для государства катастрофой.
Целью работы является комплексный анализ внешней политики Пятой республики по отношению к странам Магриба в 1958- 2016х годах. В данной работе были проведены исследования о политике Франции в различных сферах: политической, военно-стратегической, экономической и культурной, а также ее участие в региональных интеграционных процессах.
Для ее достижения поставлены следующие основные задачи:
1. проанализировать выстраивание отношений Пятой республики с бывшими колониями в Северной Африке в период становления их собственной государственности.
2. определить влияние “Голлизма” на внешнюю политику Франции в странах Магриба
3. проследить истоки кризиса в Северной Африке во внешней политике Франции.
4. выявить место и роль Магриба в контексте внешней политике Франции и в современных международных отношениях в целом.
Анализ литературы.
На протяжении очень длительного периода своей истории Франция является одним из основных акторов международных отношений, вследствие чего изучение ее политики является актуальной и интересной темой для исследования.
Отечественными авторами этому вопросу уделяется немало внимания, особенно это касается периода после создания Пятой республики. Однако большинство работ посвящены анализу роли Франции в Европейском Союзу или Франко-российским отношениям. Большинство работ о регионе Магриб были написаны после начала «Арабской весны».
Что касается иностранных исследований, стоит отметить, что изучению темы внешней политике Франции уделяется много внимания в разных странах со стороны политологов, историков и других специалистов. Можно найти множество литературы и статей различных исследователей из Франции, США и многих Европейских стран. Начало 21 века ознаменовано серьезными международными конфликтами в арабском мире, в которых Франция принимала непосредственное участие, и поэтому регулярно появляются статьи о ее внешней политике.
Анализируя литературу, необходимо отметить, что часть информации было найдено в работах следующих авторов: Подгорнова Н.П , Косенко С. , Орлова В. Asmus R.D и Franz-Olivier Giesbert . При написании работы в основном использовались материалы французских авторов, так как это способствовало ознакомлению позиции, которая в некоторых вопросах отлична от российской школы, а также «взглянуть» на картину изнутри. ПОТОМУ ЧТО ДРУГИЕ ПОДХОДЫ
Также, так как работа охватывает и последние события, многие вопросы еще остаются не изученными и поэтому полноценных исследований на эту тему не так много. Более того, чтобы продемонстрировать собственную позицию, автор, при написании работы, в основном использовал источники.
Автором использовался материал из различных авторитетных иностранных периодических изданий, которые доступны в электронном варианте, такие как: Le Figaro, Le Monde, Le Point, L’express, le DNA, le Courriel International, а также The Financial Times, The New York Times и The Washington Post.
Анализ источников.
Основные источники, которые были использованы при написании этой работы, можно разделить на несколько групп:
Международно-правовые документы, такие как Договор о евро - средиземноморском партнерстве , Двусторонние договоры, национальные
документы, как конституция , а также документы Европейского союза и устав ООН
Официальные материалы, расположенные на интернет - страницах правительства Франции, Алжира, Туниса, Марокко и международных организаций .
Интервью, выступления и пресс - релизы официальных представителей государства, премьер - министров и министров иностранных дел , например выступление Генерал де Голля, где он произнес свою известную фразу «Vive I’Algerie fransaise!», которая сыграла одну из ключевых ролей в войне за независимость Алжира.
Методы исследования.
Основу исследований составляют такие методы как логические, исторические, а также наблюдение и сравнение. К первому методу относится анализ литературы и документальных материалов. Ко второму относятся события, рассмотренные в хронологическом порядке. К последнему методу - анализ внешней политики Франции в период 1958-2016 годов.
Хронологические рамки.
Хронологические рамки охватывают довольно продолжительный период с 1958 года по 2016. Нижняя временная граница была выбрана с учетом того, когда государства, в отношении которых рассматривается политика Франции , обрели свою независимость от Франции. Верхняя рамка 2016 выбрана с учетом нескольких обстоятельств. Во-первых, это последний год первого срока правления нынешнего президента Франции Франсуа Олланда, и уже можно подводить итоги его работы. Во-вторых, в период информационных войн, необходимо всегда обладать свежей информацией, так как ситуация на мировой арене может кардинально измениться в любой момент, в особенности учитывая текущие международные реалии. Несмотря на то, что работа охватывает почти 60 лет, именно за этот период можно с необходимой точностью и логикой рассмотреть эволюцию политики Франции по отношению к странам Магриба, а также проанализировать становление государственности этих стран после обретения независимости.
Географические рамки.
Традиционно, понятие Магриб включает в себя 5 стран: Алжир, Ливия, Тунис, Марокко и Мавритания. В 1989 году этими странами даже было подписано соглашение о создании Союза арабского Магриба. Однако в работе охвачена политика Франции только по отношению к 3 странам: Алжиру, Ливии и Тунису. Это обосновано культурной и исторической общностью этих стран, а также особой политикой Франции по отношению к Ливии, на эту тему можно написать отдельную диссертацию, и небольшой значимостью Мавритании на международной арене.
Научная новизна.
1. Проведено комплексное исследование современной внешней политики Франции, основные и приоритетные области сотрудничества и проблемы во взаимоотношениях между странами. Автором была разработана периодизация внешней политики, изучены особенности, характерные для каждого этапа.
2. Выявлена роль Франции как основного вне регионального актора в Магрибе, и, в тоже время, показано значение этой части арабского мира для Пятой республики.
3. Хронологические рамки работы заканчиваются 2016 годом, поэтому в ней рассмотрены самые последние события, которые не были изучены ранее.
Научно-практическая значимость.
1. Данная работа может помочь обозначить определенные механизмы, которое использует Французское правительство для проведения своей политике в регионе, который с каждым днем становится все более интересным для мирового сообщества и для нашего государства в том числе. Изучая соответствующую политику, можно смоделировать сотрудничество одной страны с другими.
2. Также работу можно использовать в качестве материала для написания научного исследования, связанного с внешней политикой Франции или региона в целом.
3. Материалы из работы могут быть использованы в процессе преподавания предметов, связанных с внешней политикой Франции и международных отношений.
Структура работы.
Дипломная работа состоит из введения, 4 глав, каждая из которых, в свою очередь, разделена на параграфы, посвященные отношениям Франции со странами Магриба в различный период времени, заключения и списка использованных источников и литературы.
Подводя итоги африканской политики Франции, можно сказать, что исторически страна, несомненно, добилась успеха в создании колониальной империи в Северо-Западной Африке. Благодаря чему пользовалась высоким авторитетом в Европе и мировом сообществе в целом, который долгие годы старалась поддерживать.
У Франции был свой особый стиль колониализма. Пока другие страны, такие как Великобритания, пытались использовать свое влияние в колониях для создания относительно автономной, но продуктивной территории, Франция сосредоточила свою власть на ассимиляции. Французское правительство во многом пыталось создать в своих колониях те же чувства лояльности к Франции, которые испытывали «настоящие» французские люди. Алжир, в частности, является ярким примером этой тенденции, тогда как Марокко и Тунис были более автономными колониями, однако они были сильно зависимы от властей Франции.
Французы всегда ценили свою культуру: их язык, религию и их форму правления. Хотя их позиции по каждой из этих тем с годами менялись, они всегда твердо придерживались своей политики и мнения. Возможно, из-за этого французское правительство считало необходимым, чтобы люди на их территориях полностью ассимилировались с их образом жизни.
Чтобы распространить свою превосходящую цивилизацию на народы Магриба, французы ориентировались в основном на младшее население. Французский стал официальным языком всех трех стран, и единственным языком, который можно было преподавать в школах. Кроме того, католицизм пропагандировался как лучшая религия; Ислам строго не запрещался, но он, безусловно, рассматривался как низшая религия и никоим образом не поощрялся.
Франция также наложила много экономических санкций на свои колонии.
Чтобы “окупить” наличие колоний, они должны превратить их в экономически продуктивные. Чтобы добиться этого, французы сделали свои колонии полностью зависимыми от метрополии.
Правительство сосредоточило свое внимание на создание взаимозависимости между ее рынком и рынками ее колоний. Торговля шла главным образом между разными французскими территориями, целью которой было создание самодостаточной «Великой Франции». Эта политика внесла большой вклад в развитие разразившегося после войны региона.
Помимо экономической политики, французское правительство также пыталось сделать свои колонии политически лояльными Франции. Для этого они или уничтожили первоначальное правительство и заменили его французским правительством, или позволили туземцам управлять колониями на том основании, что они остаются лояльными по отношению Франции. Эти лидеры были по сути марионетками, так как все их решения должны были соответствовать официальной французской политике.
Однако эта политика оказалась не очень эффективной. Часто люди, осуществляющие эту политику, были настолько жестоки по отношению к коренным народам, что только усиливали общественное негодование по отношению к французам. В конце концов, эта политическая стратегия оказалась полностью неудачной, так как “обычный африканский колониалист не считал себя частью французской империи”.
Хотя официально колониальная политика Франции в отношении этих стран закончилась в шестидесятые годы, страны Магриба действительно стали становиться независимыми только в середине 1990-х годов.
Сегодня Франция сохраняет прочные политические и экономические связи с Алжиром, Тунисом и Марокко. И хотя Франция официально не участвует в управлении правительствами Магриба, она все еще является очень влиятельным актором, а регион все также очень важен для французской торговли.
В то время как правительство пытается сохранить привилегированные отношения со странами Магриба, путем предоставления различной помощи, французское население становится все менее дружелюбным. После алжирской войны за независимость, резко возрос поток алжирцев, прибывших во Францию в поисках работы и нового будущего. Сегодня более 5 миллионов мигрантов из стран Северной Африке обитают во Франции, что делает их сильным меньшинством, составляющим примерно 8% населения. Многие французы возмущены сильным иммигрантским присутствием жителей Магриба, тем более, что часто эти люди ограничены обстоятельствами жизни в трущобах крупных городов, таких как Париж или Лион.
В последнее время отношения между коренными гражданами Франции и выходцами из Магриба стали еще более напряженными, так как французское правительство, которое с годами становится все более светским, недавно объявило вне закона запрет на использование каких-либо религиозных символов во французских государственных школах. Это решение, хотя и является скорее отражением нынешней политики по разделению церкви и государства, чем утверждение французской ненависти к исламу, усилило недовольство между двумя группами.
Несмотря на то, что за последние пятьдесят лет политика Франции продвинулась в сторону секуляризма, Магриб двигался в обратном направлении. С предоставлением независимости в середине 1900-х годов странам Магриба было трудно приспособиться к принятию собственных решений.
Когда французы покинули Магриб, страны региона сочли необходимым примирить историю и культуру своего прошлого с последствиями колониализма и их современной независимостью. Чтобы компенсировать потери, которые они понесли в результате 100 лет французского колониализма, многие из этих стран обратились к процессу исламизации или арабизации. Они пытались игнорировать тот факт, что французы играли неотъемлемую роль в этих странах на протяжении 100 лет и сосредоточились на сопоставлении своих текущих событий с пред колониальной историей, минуя колониальный период. Классический арабский язык был возвращен как официальный язык во всех трех странах, и ислам был назван государственной религией. Страны Магриба стали подчеркивать свои культурные связи с Ближним Востоком и пытались искоренить присутствие Франции.
По иронии судьбы, несмотря на культурный акцент на игнорирование присутствия французов в Магрибе, регион оставался политически и экономически зависимым от Франции на протяжении нескольких десятилетий. После Второй мировой войны Франция создала франк-зону, экономическую систему в африканских странах, которая использовала франк в качестве валюты. Эта система была разработана для создания взаимозависимости между Францией и странами Магриба, с тем чтобы они могли поддерживать друг друга даже после деколонизации. Однако позже франк был обесценен, что привело к дефициту торгового баланса в африканских странах и истощению французского бюджета. В 1994 году валюта обесценилась на 50%, что привело к опустошению экономики стран Магриба. Несмотря на эту неудачу, французское Казначейство остается существенным фактором для экономического роста стран Магриба.
Для обеспечения стратегического преимущества в экономическом аспекте Франция использует импортно-экспортные отношения, а также создает французским компаниям благоприятную среду для инвестиций в экономику североафриканских стран, что позволяет ей оказывать достаточно серьезное влияние на государства данного региона в экономическом плане.
Г осударства Магриба традиционно являлись важнейшими экономическими и торговыми партнерами Франции. В целом Африканский континент представляет собой основной рынок сбыта французской продукции и важный объект приложения французского капитала. Для стран Африки французский рынок - основной потребитель природных ресурсов - нефти, газа, урана, а также с/х продукции - хлопка, оливок и оливкового масла, овощей, цитрусовых и т.д.
Значимость Южного Средиземноморья для Франции росла по мере увеличения в структуре энергетического баланса роли нефти и газа, источники которых постоянно открывались в регионе. Из Африки во Францию поступает А часть всех импортируемых ею энергоносителей. Одним из основных поставщиков газа является Алжир, занимающий третье место по объемам поставок газа во Францию после Норвегии и Нидерландов.
В политическом плане правительства в регионе Магриба остаются лояльными по отношению к Франции. Тем не менее, они сталкиваются с многочисленными проблемами и сопротивлением со стороны мусульманских экстремистских групп, которые стремятся создать правительства, более соответствующие традиционному исламскому праву.
Со временем напряженность между арабскими националистами и французскими лоялистами несколько смягчилась.
Для обеспечения постоянного политического диалога с государствами Северной Африки Франция проводит регулярные встречи многостороннего и двустороннего формата. Говоря о военном аспекте, необходимо отметить то обстоятельство, что Франция осуществляет регулярные совместные учения со странами региона, а также поставляет им различные виды вооружений по сниженным ценам.
Франция поддерживает со странами Северо-Западной Африки активные военные связи. Широкое распространение получила практика совместных маневров. Так, в феврале 2007 г. у восточного побережья Алжира были проведены учения военно-морских сил двух государств с целью отработки задач по перехвату «подозрительных судов».
Важной сферой взаимодействия является сотрудничество между службами безопасности Франции и магрибских государств в борьбе против терроризма, организованной преступности, наркоторговли и незаконной иммиграции.
В свою очередь, поддержание разного рода культурных связей осуществляется преимущественно по линии всемирной организации Франкофонии, а также посредством открытия французских образовательных учреждений в странах Северной Африки. Таким образом, в современных условиях многократно актуализировалось значение применения Францией стратегии «умной силы» в отношении государств Северной Африки, что является необходимым условием для решения комплекса проблем, в частности в сфере миграции.
Даже сегодня Франция и Магриб все еще “страдают” и получают прибыль от последствий французской колонизации в Северной Африке, которая закончилась пятьдесят лет назад.
В связи с углублением европейской интеграции французско-магрибское взаимодействие всё чаще рассматривается через призму евро-средиземноморских отношений, но и в рамках ЕС Франция выступает в роли куратора средиземноморской политики и представляет Евросоюз в регионе, выступая инициатором множества проектов и стремясь придавать данной политике нужное направление.
У Франции был свой особый стиль колониализма. Пока другие страны, такие как Великобритания, пытались использовать свое влияние в колониях для создания относительно автономной, но продуктивной территории, Франция сосредоточила свою власть на ассимиляции. Французское правительство во многом пыталось создать в своих колониях те же чувства лояльности к Франции, которые испытывали «настоящие» французские люди. Алжир, в частности, является ярким примером этой тенденции, тогда как Марокко и Тунис были более автономными колониями, однако они были сильно зависимы от властей Франции.
Французы всегда ценили свою культуру: их язык, религию и их форму правления. Хотя их позиции по каждой из этих тем с годами менялись, они всегда твердо придерживались своей политики и мнения. Возможно, из-за этого французское правительство считало необходимым, чтобы люди на их территориях полностью ассимилировались с их образом жизни.
Чтобы распространить свою превосходящую цивилизацию на народы Магриба, французы ориентировались в основном на младшее население. Французский стал официальным языком всех трех стран, и единственным языком, который можно было преподавать в школах. Кроме того, католицизм пропагандировался как лучшая религия; Ислам строго не запрещался, но он, безусловно, рассматривался как низшая религия и никоим образом не поощрялся.
Франция также наложила много экономических санкций на свои колонии.
Чтобы “окупить” наличие колоний, они должны превратить их в экономически продуктивные. Чтобы добиться этого, французы сделали свои колонии полностью зависимыми от метрополии.
Правительство сосредоточило свое внимание на создание взаимозависимости между ее рынком и рынками ее колоний. Торговля шла главным образом между разными французскими территориями, целью которой было создание самодостаточной «Великой Франции». Эта политика внесла большой вклад в развитие разразившегося после войны региона.
Помимо экономической политики, французское правительство также пыталось сделать свои колонии политически лояльными Франции. Для этого они или уничтожили первоначальное правительство и заменили его французским правительством, или позволили туземцам управлять колониями на том основании, что они остаются лояльными по отношению Франции. Эти лидеры были по сути марионетками, так как все их решения должны были соответствовать официальной французской политике.
Однако эта политика оказалась не очень эффективной. Часто люди, осуществляющие эту политику, были настолько жестоки по отношению к коренным народам, что только усиливали общественное негодование по отношению к французам. В конце концов, эта политическая стратегия оказалась полностью неудачной, так как “обычный африканский колониалист не считал себя частью французской империи”.
Хотя официально колониальная политика Франции в отношении этих стран закончилась в шестидесятые годы, страны Магриба действительно стали становиться независимыми только в середине 1990-х годов.
Сегодня Франция сохраняет прочные политические и экономические связи с Алжиром, Тунисом и Марокко. И хотя Франция официально не участвует в управлении правительствами Магриба, она все еще является очень влиятельным актором, а регион все также очень важен для французской торговли.
В то время как правительство пытается сохранить привилегированные отношения со странами Магриба, путем предоставления различной помощи, французское население становится все менее дружелюбным. После алжирской войны за независимость, резко возрос поток алжирцев, прибывших во Францию в поисках работы и нового будущего. Сегодня более 5 миллионов мигрантов из стран Северной Африке обитают во Франции, что делает их сильным меньшинством, составляющим примерно 8% населения. Многие французы возмущены сильным иммигрантским присутствием жителей Магриба, тем более, что часто эти люди ограничены обстоятельствами жизни в трущобах крупных городов, таких как Париж или Лион.
В последнее время отношения между коренными гражданами Франции и выходцами из Магриба стали еще более напряженными, так как французское правительство, которое с годами становится все более светским, недавно объявило вне закона запрет на использование каких-либо религиозных символов во французских государственных школах. Это решение, хотя и является скорее отражением нынешней политики по разделению церкви и государства, чем утверждение французской ненависти к исламу, усилило недовольство между двумя группами.
Несмотря на то, что за последние пятьдесят лет политика Франции продвинулась в сторону секуляризма, Магриб двигался в обратном направлении. С предоставлением независимости в середине 1900-х годов странам Магриба было трудно приспособиться к принятию собственных решений.
Когда французы покинули Магриб, страны региона сочли необходимым примирить историю и культуру своего прошлого с последствиями колониализма и их современной независимостью. Чтобы компенсировать потери, которые они понесли в результате 100 лет французского колониализма, многие из этих стран обратились к процессу исламизации или арабизации. Они пытались игнорировать тот факт, что французы играли неотъемлемую роль в этих странах на протяжении 100 лет и сосредоточились на сопоставлении своих текущих событий с пред колониальной историей, минуя колониальный период. Классический арабский язык был возвращен как официальный язык во всех трех странах, и ислам был назван государственной религией. Страны Магриба стали подчеркивать свои культурные связи с Ближним Востоком и пытались искоренить присутствие Франции.
По иронии судьбы, несмотря на культурный акцент на игнорирование присутствия французов в Магрибе, регион оставался политически и экономически зависимым от Франции на протяжении нескольких десятилетий. После Второй мировой войны Франция создала франк-зону, экономическую систему в африканских странах, которая использовала франк в качестве валюты. Эта система была разработана для создания взаимозависимости между Францией и странами Магриба, с тем чтобы они могли поддерживать друг друга даже после деколонизации. Однако позже франк был обесценен, что привело к дефициту торгового баланса в африканских странах и истощению французского бюджета. В 1994 году валюта обесценилась на 50%, что привело к опустошению экономики стран Магриба. Несмотря на эту неудачу, французское Казначейство остается существенным фактором для экономического роста стран Магриба.
Для обеспечения стратегического преимущества в экономическом аспекте Франция использует импортно-экспортные отношения, а также создает французским компаниям благоприятную среду для инвестиций в экономику североафриканских стран, что позволяет ей оказывать достаточно серьезное влияние на государства данного региона в экономическом плане.
Г осударства Магриба традиционно являлись важнейшими экономическими и торговыми партнерами Франции. В целом Африканский континент представляет собой основной рынок сбыта французской продукции и важный объект приложения французского капитала. Для стран Африки французский рынок - основной потребитель природных ресурсов - нефти, газа, урана, а также с/х продукции - хлопка, оливок и оливкового масла, овощей, цитрусовых и т.д.
Значимость Южного Средиземноморья для Франции росла по мере увеличения в структуре энергетического баланса роли нефти и газа, источники которых постоянно открывались в регионе. Из Африки во Францию поступает А часть всех импортируемых ею энергоносителей. Одним из основных поставщиков газа является Алжир, занимающий третье место по объемам поставок газа во Францию после Норвегии и Нидерландов.
В политическом плане правительства в регионе Магриба остаются лояльными по отношению к Франции. Тем не менее, они сталкиваются с многочисленными проблемами и сопротивлением со стороны мусульманских экстремистских групп, которые стремятся создать правительства, более соответствующие традиционному исламскому праву.
Со временем напряженность между арабскими националистами и французскими лоялистами несколько смягчилась.
Для обеспечения постоянного политического диалога с государствами Северной Африки Франция проводит регулярные встречи многостороннего и двустороннего формата. Говоря о военном аспекте, необходимо отметить то обстоятельство, что Франция осуществляет регулярные совместные учения со странами региона, а также поставляет им различные виды вооружений по сниженным ценам.
Франция поддерживает со странами Северо-Западной Африки активные военные связи. Широкое распространение получила практика совместных маневров. Так, в феврале 2007 г. у восточного побережья Алжира были проведены учения военно-морских сил двух государств с целью отработки задач по перехвату «подозрительных судов».
Важной сферой взаимодействия является сотрудничество между службами безопасности Франции и магрибских государств в борьбе против терроризма, организованной преступности, наркоторговли и незаконной иммиграции.
В свою очередь, поддержание разного рода культурных связей осуществляется преимущественно по линии всемирной организации Франкофонии, а также посредством открытия французских образовательных учреждений в странах Северной Африки. Таким образом, в современных условиях многократно актуализировалось значение применения Францией стратегии «умной силы» в отношении государств Северной Африки, что является необходимым условием для решения комплекса проблем, в частности в сфере миграции.
Даже сегодня Франция и Магриб все еще “страдают” и получают прибыль от последствий французской колонизации в Северной Африке, которая закончилась пятьдесят лет назад.
В связи с углублением европейской интеграции французско-магрибское взаимодействие всё чаще рассматривается через призму евро-средиземноморских отношений, но и в рамках ЕС Франция выступает в роли куратора средиземноморской политики и представляет Евросоюз в регионе, выступая инициатором множества проектов и стремясь придавать данной политике нужное направление.
Подобные работы
- Политика Франции в отношении НАТО (1949-2009 г.г.)
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2016 - Лингвистическая политика Франции как инструмент усиления роли французского языка в международных отношениях
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2021 - Геополитические и экономические интересы Франции в странах Магриба на современном этапе
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 0 р. Год сдачи: 2019 - ПОЛИТИКА ФРАНЦИИ В ЗАПАДНОАФРИКАНСКОМ РЕГИОНЕ 1950-Е ГГ. - СОВРЕМЕННОСТЬ
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2018 - ПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ТУРЦИИ И ФРАНЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2016 - «Культурная дипломатия» во внешней политике Франции в странах Северной и Западной Африки
Магистерская диссертация, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2018 - ПОДХОД ФРАНЦИИ К ВОПРОСУ ЕВРОПЕЙСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ПРИ ПРЕЗИДЕНТАХ Н. САРКОЗИ И Ф. ОЛЛАНДЕ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ
АНАЛИЗ
THE APPROACH OF FRANCE TO THE ISSUE OF EUROPEAN SECURITY
UNDER PRESIDENT N. SARKOZY AND PRESIDENT F. HOLLANDE:
COMPARATIVE ANALYSIS
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - ИММИГРАЦИЯ МУСУЛЬМАН ВО ФРАНЦИЮ И ПРОБЛЕМА ИСЛАМОФОБИИ
(2012—2022 гт.)
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2022 - Процесс арабизации в современном французском языке
Магистерская диссертация, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2022



