Проблема формирования модели уголовной ответственности юридических лиц
|
Введение и актуальность работы 3
Глава 1. Природа юридического лица как субъекта правоотношений в
гражданско-правовой и уголовно-правовой сферах 6
§ 1. Теории природы юридического лица и их применимость для целей
построения модели уголовной ответственности юридических лиц 6
Глава 2. Модели уголовной ответственности юридических лиц
зарубежных государств 12
§ 1. Модели уголовной ответственности стран общей системы права 12
§ 2. Модели уголовной ответственности стран континентальной
системы права 22
§ 3. Сравнение моделей уголовной ответственности юридических лиц
романо-германской и англо-саксонской правовых систем 29
Глава 3. Перспектива введения уголовной ответственности
юридических лиц в Российской Федерации 35
§ 1. Исторические предпосылки введения уголовной ответственности
юридических лиц в Российской Федерации 35
§ 2. Ответственность юридических лиц в Российской Федерации по
действующему законодательству 41
§ 3. Анализ проекта Федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с введением института уголовной ответственности юридических лиц» №750443-6 от 23 марта 2015 года 47
§ 4. Перспектива введения уголовной ответственности юридических
лиц в Российской Федерации и возникающие в связи с этим вопросы 54
Заключение 64
Список литературы
Глава 1. Природа юридического лица как субъекта правоотношений в
гражданско-правовой и уголовно-правовой сферах 6
§ 1. Теории природы юридического лица и их применимость для целей
построения модели уголовной ответственности юридических лиц 6
Глава 2. Модели уголовной ответственности юридических лиц
зарубежных государств 12
§ 1. Модели уголовной ответственности стран общей системы права 12
§ 2. Модели уголовной ответственности стран континентальной
системы права 22
§ 3. Сравнение моделей уголовной ответственности юридических лиц
романо-германской и англо-саксонской правовых систем 29
Глава 3. Перспектива введения уголовной ответственности
юридических лиц в Российской Федерации 35
§ 1. Исторические предпосылки введения уголовной ответственности
юридических лиц в Российской Федерации 35
§ 2. Ответственность юридических лиц в Российской Федерации по
действующему законодательству 41
§ 3. Анализ проекта Федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с введением института уголовной ответственности юридических лиц» №750443-6 от 23 марта 2015 года 47
§ 4. Перспектива введения уголовной ответственности юридических
лиц в Российской Федерации и возникающие в связи с этим вопросы 54
Заключение 64
Список литературы
Институт уголовной ответственности юридических лиц имеет долгую историю развития в странах Европы. В Англии он начал свое становление с середины XIX века, во Франции впервые появился в середине XVII века, однако Уголовным кодексом 1810 года он был упразднен и вновь введен только в 1992 году новым Уголовным кодексом, вступившим в силу в 1994 году.
Правовое регулирование ответственности организаций, корпораций в каждой из правовых семей развивалось по-своему, со свойственными соответствующим правовым системам особенностями.
В настоящее время законодательство, регулирующее данный вопрос, стремительно развивается: появляются нормативно-правовые акты, регламентирующие вопросы ответственности юридических лиц за совершение конкретных преступлений, а также изменяющие основополагающие принципы уголовной ответственности.
Научно-технический прогресс и процессы глобализации создали возможности для развития деятельности юридических лиц, расширения их возможностей и, как следствие, возрастания количества составов преступлений, ответственность за которые могут нести юридические лица.
Эти глобальные технические и следующие за ними экономические процессы повлекли изменения в законодательных системах по всему миру. Некоторое время назад юридические лица признавались субъектами уголовной ответственности только в странах общей системы права, однако сейчас значительным количеством стран континентальной правовой системы внесены изменения в уголовное законодательство с целью введения возможности привлечения к уголовной ответственности юридических лиц. На данный момент институт уголовной ответственности юридических лиц действует во многих государствах различных правовых систем
Поскольку все процессы, приводящие к усилению общественной опасности деятельности юридических лиц, происходят по всему миру, разумно рассмотреть перспективу введения данного института в уголовном праве Российской Федерации, которое на данный момент не предусматривает возможности несения уголовной ответственности юридическими лицами. Так, например, целесообразно введение уголовной ответственности юридических лиц за экономические преступления, поскольку общеизвестны факты влияния транснациональных корпораций на экономику принимающих государств. Потенциальный вред, который может быть нанесен действиями таких организаций, а, следовательно, и общественная опасность, колоссальны.
Необходимость введения данного института в уголовное право Российской Федерации обсуждалась неоднократно: при создании ныне действующего Уголовного кодекса Российской Федерации, в 2011 году Следственным комитетом Российской Федерации был предложен проект Федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с введением института уголовно-правового воздействия в отношении юридических лиц».
23 марта 2015 года в Государственную Думу Российской Федерации был внесен законопроект «О внесении изменений в законодательные акты в связи с введением института уголовной ответственности юридических лиц». Автор законопроекта предлагает осуществить планомерное изменение законодательства в связи с введением института уголовной ответственности юридических лиц.
Однако встает вопрос о том, как данный институт будет реализован и приспособлен к действующему уголовному законодательству. На данный момент система уголовного права сконструирована для привлечения к ответственности физических лиц. Принципы и нормы ныне действующего Уголовного кодекса не применимы к юридическому лицу: сочетать принципы субъективного вменения, вины и личной ответственности с правовой природой юридических лиц невозможно, поскольку вина есть психическое отношение лица к своему деянию и его последствиям. Введение в российское законодательство института уголовной ответственности юридических лиц потребует реформирования систем уголовного, уголовно-исполнительного и уголовно-процессуального права. Для того чтобы определить, каким образом необходимо сконструировать данный институт, грамотно ввести его в законодательную систему Российской Федерации, не нарушив нормы и принципы уголовного законодательства, необходимо изучить особенности его работы в других странах.
Актуальность данной темы обусловлена возобновляющимися попытками реформирования уголовного законодательства Российской Федерации, особенно последним внесенным законопроектом, дискуссией в научном сообществе относительно установления уголовной ответственности для юридических лиц.
Предметом изучения послужат нормы права и теоретические взгляды относительно института уголовной ответственности юридических лиц.
Цель данной работы - решение вопроса о возможности и целесообразности введения данного института в уголовное право Российской Федерации, выявление особенностей построения модели уголовной ответственности юридических лиц для Российской Федерации на примере законодательных конструкций и практики применения моделей, действующих в зарубежных государствах.
Для этого будут рассмотрены модели уголовной ответственности юридических лиц государств англосаксонской и романо-германской правовых семей, а именно Великобритании, Канады, Франции, Китая, Швеции и Финляндии. Они будут изучены с точки зрения российского уголовного права и их применимости к правовой системе Российской Федерации.
Правовое регулирование ответственности организаций, корпораций в каждой из правовых семей развивалось по-своему, со свойственными соответствующим правовым системам особенностями.
В настоящее время законодательство, регулирующее данный вопрос, стремительно развивается: появляются нормативно-правовые акты, регламентирующие вопросы ответственности юридических лиц за совершение конкретных преступлений, а также изменяющие основополагающие принципы уголовной ответственности.
Научно-технический прогресс и процессы глобализации создали возможности для развития деятельности юридических лиц, расширения их возможностей и, как следствие, возрастания количества составов преступлений, ответственность за которые могут нести юридические лица.
Эти глобальные технические и следующие за ними экономические процессы повлекли изменения в законодательных системах по всему миру. Некоторое время назад юридические лица признавались субъектами уголовной ответственности только в странах общей системы права, однако сейчас значительным количеством стран континентальной правовой системы внесены изменения в уголовное законодательство с целью введения возможности привлечения к уголовной ответственности юридических лиц. На данный момент институт уголовной ответственности юридических лиц действует во многих государствах различных правовых систем
Поскольку все процессы, приводящие к усилению общественной опасности деятельности юридических лиц, происходят по всему миру, разумно рассмотреть перспективу введения данного института в уголовном праве Российской Федерации, которое на данный момент не предусматривает возможности несения уголовной ответственности юридическими лицами. Так, например, целесообразно введение уголовной ответственности юридических лиц за экономические преступления, поскольку общеизвестны факты влияния транснациональных корпораций на экономику принимающих государств. Потенциальный вред, который может быть нанесен действиями таких организаций, а, следовательно, и общественная опасность, колоссальны.
Необходимость введения данного института в уголовное право Российской Федерации обсуждалась неоднократно: при создании ныне действующего Уголовного кодекса Российской Федерации, в 2011 году Следственным комитетом Российской Федерации был предложен проект Федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с введением института уголовно-правового воздействия в отношении юридических лиц».
23 марта 2015 года в Государственную Думу Российской Федерации был внесен законопроект «О внесении изменений в законодательные акты в связи с введением института уголовной ответственности юридических лиц». Автор законопроекта предлагает осуществить планомерное изменение законодательства в связи с введением института уголовной ответственности юридических лиц.
Однако встает вопрос о том, как данный институт будет реализован и приспособлен к действующему уголовному законодательству. На данный момент система уголовного права сконструирована для привлечения к ответственности физических лиц. Принципы и нормы ныне действующего Уголовного кодекса не применимы к юридическому лицу: сочетать принципы субъективного вменения, вины и личной ответственности с правовой природой юридических лиц невозможно, поскольку вина есть психическое отношение лица к своему деянию и его последствиям. Введение в российское законодательство института уголовной ответственности юридических лиц потребует реформирования систем уголовного, уголовно-исполнительного и уголовно-процессуального права. Для того чтобы определить, каким образом необходимо сконструировать данный институт, грамотно ввести его в законодательную систему Российской Федерации, не нарушив нормы и принципы уголовного законодательства, необходимо изучить особенности его работы в других странах.
Актуальность данной темы обусловлена возобновляющимися попытками реформирования уголовного законодательства Российской Федерации, особенно последним внесенным законопроектом, дискуссией в научном сообществе относительно установления уголовной ответственности для юридических лиц.
Предметом изучения послужат нормы права и теоретические взгляды относительно института уголовной ответственности юридических лиц.
Цель данной работы - решение вопроса о возможности и целесообразности введения данного института в уголовное право Российской Федерации, выявление особенностей построения модели уголовной ответственности юридических лиц для Российской Федерации на примере законодательных конструкций и практики применения моделей, действующих в зарубежных государствах.
Для этого будут рассмотрены модели уголовной ответственности юридических лиц государств англосаксонской и романо-германской правовых семей, а именно Великобритании, Канады, Франции, Китая, Швеции и Финляндии. Они будут изучены с точки зрения российского уголовного права и их применимости к правовой системе Российской Федерации.
На всех этапах истории Российской Федерации возникал вопрос об ответственности если не юридических лиц, то коллективных субъектов. На протяжении последних 25 лет этот вопрос особенно актуален в связи с окончательным переходом от административно-командной модели экономики к рыночной: в российском праве вновь появился институт юридических лиц, возможность ведения ими деятельности, как коммерческой, так и некоммерческой. На фоне развивающихся экономических и технологических процессов деятельность юридических лиц в определенных ситуациях приобретает признак общественной опасности, в первую очередь, в экономической и экологической сферах.
Самые основы зарождения коллективной ответственности в Российском государстве на примере Русской правды свидетельствуют о том, что изначально объединение людей существовало для совместного достижения целей, которые не могли быть достигнуты в одиночку, а также для обеспечения некоего «буфера» в случае наступления ответственности того или иного характера для одного из членов такого объединения. Эта специфика должна быть учтена при построении модели уголовного воздействия на юридическое лицо.
Уголовная ответственность организаций давно и успешно практикуется в зарубежных государствах, в зависимости от системы права разнятся подходы к тем или иным вопросам. Например, к определению круга применяемых наказаний, преступлений, за которые юридические лица несут ответственность, механизма определения виновности организации, и т.д. Варианты совокупности этих признаков образуют различные модели уголовной ответственности: модель Великобритании, французскую, канадскую, скандинавскую, и т.д.
Использование иностранных моделей привлечения юридических лиц к уголовной ответственности несовместимо с нормами уголовного права Российской Федерации. В первую очередь потому, что разработчики иностранных моделей основываются на теории реальности юридических лиц, и именно поэтому допускают возможность такой ответственности, а в праве, как и в доктрине Российской Федерации нет единого однозначно определенного подхода к данному вопросу. Однако он существует в уголовном праве Российской Федерации. Существующий на данный момент порядок привлечения к уголовной ответственности в Российской Федерации направлен на физических лиц, что прямо предусмотрено статьей 19 Уголовного кодекса Российской Федерации, и не может быть применен к юридическому лицу. Введение уголовной ответственности для них потребует не только реформирования всего законодательства Российской Федерации, но и повлечет за собой практически полное исключение действующих принципов уголовного права Российской Федерации.
Некоторые из моделей близки законодательству Российской Федерации, если рассматривать их в свете применения иных мер уголовно-правового характера к юридическим лицам. В этом плане наиболее подходящими являются французская и канадская модели, которые содержат черты, характерные для права государств континентальной системы права - принадлежность Российской Федерации к данной системе объясняет возможность их применения.
Введение именно уголовной ответственности юридических лиц не соответствует принципам и нормам уголовного права Российской Федерации и, более того, нецелесообразно: если юридическое лицо наделено собственной волей и, следовательно, подлежит самостоятельной уголовной ответственности - зачем одновременно привлекать к ответственности физическое лицо? Привлечение физического лица к ответственности вместе с юридическим нивелирует смысл привлечения организации к уголовной ответственности.
Высказываемые некоторыми исследователями мнения о том, что уголовную ответственность юридических лиц в нашем государстве заменяет административная ответственность , представляются неверными. Основание для привлечения к административной ответственности обладает меньшей общественной опасностью, не обеспечивает гарантий при расследовании и не требует стандартов доказывания, используемых в уголовном праве и процессе.
Таким образом, на данный момент в Российской Федерации невозможно построить модель привлечения к уголовной ответственности юридических лиц, однако к ним могут применяться иные меры уголовно-правового характера, воздействующие на имущество организации.
Единственная предусмотренная на данный момент уголовным законом мера уголовно-правового характера, которая может быть применена к юридическим лицам - конфискация имущества, полученного в результате преступных действий. Её формулировка требует редактирования: во-первых, применение данной меры к юридическим лицам необходимо вывести отдельную норму. Во-вторых, из данной нормы нужно исключить условие её применения в виде осведомленности лица, принявшего имущество, о том, что оно было приобретено преступным путем, поскольку для решения задач, выполняемых данной мерой, факт осознания лицом преступности приобретения переданного ему имущества не имеет значения.
Также целесообразно ввести меру уголовно-правового воздействия в виде приостановления деятельности юридического лица с целью воспрепятствования вывода активов, полученных преступным путём или для пресечения общественно опасной деятельности, осуществляемой с использованием юридического лица. Однако исходя из сущности данной меры, необходимо решить вопрос, будет ли она являться мерой уголовно-правового воздействия или мерой пресечения в рамках уголовного процесса.
Самые основы зарождения коллективной ответственности в Российском государстве на примере Русской правды свидетельствуют о том, что изначально объединение людей существовало для совместного достижения целей, которые не могли быть достигнуты в одиночку, а также для обеспечения некоего «буфера» в случае наступления ответственности того или иного характера для одного из членов такого объединения. Эта специфика должна быть учтена при построении модели уголовного воздействия на юридическое лицо.
Уголовная ответственность организаций давно и успешно практикуется в зарубежных государствах, в зависимости от системы права разнятся подходы к тем или иным вопросам. Например, к определению круга применяемых наказаний, преступлений, за которые юридические лица несут ответственность, механизма определения виновности организации, и т.д. Варианты совокупности этих признаков образуют различные модели уголовной ответственности: модель Великобритании, французскую, канадскую, скандинавскую, и т.д.
Использование иностранных моделей привлечения юридических лиц к уголовной ответственности несовместимо с нормами уголовного права Российской Федерации. В первую очередь потому, что разработчики иностранных моделей основываются на теории реальности юридических лиц, и именно поэтому допускают возможность такой ответственности, а в праве, как и в доктрине Российской Федерации нет единого однозначно определенного подхода к данному вопросу. Однако он существует в уголовном праве Российской Федерации. Существующий на данный момент порядок привлечения к уголовной ответственности в Российской Федерации направлен на физических лиц, что прямо предусмотрено статьей 19 Уголовного кодекса Российской Федерации, и не может быть применен к юридическому лицу. Введение уголовной ответственности для них потребует не только реформирования всего законодательства Российской Федерации, но и повлечет за собой практически полное исключение действующих принципов уголовного права Российской Федерации.
Некоторые из моделей близки законодательству Российской Федерации, если рассматривать их в свете применения иных мер уголовно-правового характера к юридическим лицам. В этом плане наиболее подходящими являются французская и канадская модели, которые содержат черты, характерные для права государств континентальной системы права - принадлежность Российской Федерации к данной системе объясняет возможность их применения.
Введение именно уголовной ответственности юридических лиц не соответствует принципам и нормам уголовного права Российской Федерации и, более того, нецелесообразно: если юридическое лицо наделено собственной волей и, следовательно, подлежит самостоятельной уголовной ответственности - зачем одновременно привлекать к ответственности физическое лицо? Привлечение физического лица к ответственности вместе с юридическим нивелирует смысл привлечения организации к уголовной ответственности.
Высказываемые некоторыми исследователями мнения о том, что уголовную ответственность юридических лиц в нашем государстве заменяет административная ответственность , представляются неверными. Основание для привлечения к административной ответственности обладает меньшей общественной опасностью, не обеспечивает гарантий при расследовании и не требует стандартов доказывания, используемых в уголовном праве и процессе.
Таким образом, на данный момент в Российской Федерации невозможно построить модель привлечения к уголовной ответственности юридических лиц, однако к ним могут применяться иные меры уголовно-правового характера, воздействующие на имущество организации.
Единственная предусмотренная на данный момент уголовным законом мера уголовно-правового характера, которая может быть применена к юридическим лицам - конфискация имущества, полученного в результате преступных действий. Её формулировка требует редактирования: во-первых, применение данной меры к юридическим лицам необходимо вывести отдельную норму. Во-вторых, из данной нормы нужно исключить условие её применения в виде осведомленности лица, принявшего имущество, о том, что оно было приобретено преступным путем, поскольку для решения задач, выполняемых данной мерой, факт осознания лицом преступности приобретения переданного ему имущества не имеет значения.
Также целесообразно ввести меру уголовно-правового воздействия в виде приостановления деятельности юридического лица с целью воспрепятствования вывода активов, полученных преступным путём или для пресечения общественно опасной деятельности, осуществляемой с использованием юридического лица. Однако исходя из сущности данной меры, необходимо решить вопрос, будет ли она являться мерой уголовно-правового воздействия или мерой пресечения в рамках уголовного процесса.
Подобные работы
- Проблема формирования модели уголовной ответственности юридических лиц
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2016 - Ответственность юридических лиц по Кодексу об
административных правонарушениях Российской Федерации
Магистерская диссертация, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
ЗА МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2016 - Штраф как вид уголовного наказания и освобождения от уголовной ответственности
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2017 - Коррупция: история возникновения и меры противодействия
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2021 - Субсидиарная ответственность контролирующих должника лиц при банкротстве
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2022 - УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ И КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВЗЯТОЧНИЧЕСТВА (12. 00. 08 )
Диссертации (РГБ), . Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2004 - УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ И КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВЗЯТОЧНИЧЕСТВА
Диссертации (РГБ), . Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - СПЕЦИФИКА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗДЕЛЕНИЯ И ВЫДЕЛЕНИЯ КАК РАЗУКРУПНЯЮЩИХ ФОРМ РЕОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016



