ПРОБЛЕМЫ ДЕЛЕГИРОВАНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ РУКОВОДИТЕЛЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО
БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4», Г.МОЖГА)
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЛЕГИРОВАНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ
РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 7
1.1 Сущность понятия «делегирование полномочий» 7
1.2 Принципы и алгоритм эффективного делегирования 19
1.3 Проблемы делегирования полномочий руководителя 26
2. АНАЛИЗ ПРАКТИЧЕСКОГО ОПЫТА ДЕЛЕГИРОВАНИЯ
ПОЛНОМОЧИЙ РУКОВОДИТЕЛЯ МБОУ «СОШ №4» 32
2.1 Характеристика деятельности МБОУ «СОШ №4» 32
2.2 Анализ делегирования полномочий в образовательной организации 37
2.3 Оценка основных проблем делегирования полномочий в МБОУ «СОШ №4» 53
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЛЕГИРОВАНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ
РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 56
3.1 Рекомендации по совершенствованию делегирования полномочий
руководителя в МБОУ «СОШ №4» 56
3.2 Мероприятия, направленные на совершенствование делегирования полномочий руководителя в МБОУ «СОШ №4", и оценка их эффективности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 74
ПРИЛОЖЕНИЯ
Перемены, затрагивающие социальные и экономические сферы нашего общества, способствуют тому, что образование на сегодняшний день претерпевает модернизацию, переживает новый этап развития. Результативность работы руководителя во многом зависит от управления, основанного на уважении и доверии, ориентированного на создание комфортных условий для деятельности педагогов. Однако в целом для эффективного функционирования учреждения необходимо наличие развитого самоуправления. В зависимости от того, как руководитель осознает себя и свои личные цели, как распределяет время и усилия, как быстро и правильно принимает решения, как мотивирует и направляет коллектив к непрерывному развитию и творческому росту, можно делать вывод об успешности развития образовательной организации. Для профессионального управленца, очень важно овладеть навыком получения результатов через его подчиненных. То есть задачей руководителя образовательного учреждения является организация процесса, где люди бы изъявляли желание работать с максимальной отдачей. Способом регулирования объема и качества работы является делегирование, то есть передача своих полномочий подчиненным.
Вопросом делегирования руководителем полномочий задавались многие известные ученые, которых можно смело назвать основоположниками науки менеджмента. Так, Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф.[44] в своем труде «Менеджмент» рассматривают понятие «делегирование» и его связь с понятиями «ответственность» и «полномочия». Делегированию также уделяли определенное внимание Веснин В.Р.[24] в труде «Основы менеджмента», Кунц Г. и Доннел С. [37] в своем труде «Системный и ситуационный анализ управленческих функций», Герчикова И.Н.[28] в своем «Менеджменте» и многие другие. Все эти ученые рассматривали делегирование как неотъемлемую часть успешного управления.
На сегодняшний день выбранная мною тема является актуальной в связи с тем, что делегирование относят к одному из основных процессов, посредством которого руководитель устанавливает взаимоотношения людей в коллективе.
Предметом исследования являются проблемы делегирования полномочий в образовательной организации.
Объектом работы является Муниципальное Бюджетное
Общеобразовательное Учреждение «Средняя Общеобразовательная Школа №4» (МБОУ СОШ №4»).
Целью выпускной квалификационной работы является анализ проблем делегирования в МБОУ «СОШ №4» и разработка рекомендаций. В соответствии с поставленной целью предполагается решение следующих задач:
1) раскрытие теоретических аспектов делегирования полномочий образовательной организации;
2) анализ проблем делегирования полномочий руководителя МБОУ «СОШ №4»;
3) составление рекомендаций и мероприятий по совершенствованию делегирования полномочий руководителя в образовательной организации.
Практическая значимость работы заключается в том, что выводы и рекомендации, полученные в третьей главе данной работы могут быть применены образовательными организациями для повышения эффективности работы персонала.
Методы исследования и анализ: в исследовании использована
совокупность теоретических и эмпирических методов, содержащая: теоретический анализ литературных источников; сопоставительный анализ использованных материалов; анкетирование руководителей и сотрудников МБОУ «СОШ №4».
В качестве информационной базы для подготовки выпускной квалификационной работы были использованы следующие источники: учебная и методическая литература по проблемам делегирования полномочий; нормативно-правовые источники, регулирующие правоотношения в данной сфере; документация МБОУ «СОШ №4».
Апробация и внедрение результатов исследования: Материалы данной выпускной квалификационной работы апробированы в VIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Экономические аспекты регионального развития: история и современность» (г.Елабуга, 2017г.).
Содержание работы. Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
В первой главе на рассмотрении теоретические аспекты делегирования полномочий руководителя образовательной организации, во второй - анализ практического опыта делегирования полномочий руководителя образовательной организации и в третьей предлагаются пути совершенствования делегирования полномочий руководителя образовательной организации.
Распределение заданий между начальником и подчиненным можно назвать особой формой взаимодействия, которая обозначается понятием делегирование полномочий. В зависимости от того, насколько руководитель владеет этим искусством, выражается эффективность работ подчиненных, самого руководителя, да и организации в целом.
В процессе делегирования полномочий возможно возникновение многих проблем. Прежде всего, в условиях единоличной ответственности руководителю нелегко решиться на передачу некоторых своих обязанностей, так как в итоге вся ответственность все равно лежит на нем.
Управление и руководство - это те функции, которые никак не совместить со стремлением сделать все лично. Многие избегают делегирования, поскольку не хотят признаться себя в том, что их подчиненные в чем-то разбираются лучше. Но невозможно успеть все и сразу, так как на сегодняшний день время - это такой ресурс, которому свойственно быстро заканчиваться. И чтобы грамотно распланировать все задачи, которые необходимо выполнить, лучше перепоручить дела специалистам, тем самым выделив время для решения более сложных задач.
Важной предпосылкой делегирования на первом этапе является предоставление подчиненным ограниченной самостоятельности. Это дает возможность раскрыть способности в человеке, так как в эти моменты он поставлен перед необходимостью самому решать и брать на себя ответственность.
Конечно, на первых порах подчиненный может и не справиться с заданием. Поэтому, чтобы не пострадали ни руководитель, ни принцип делегирования, здесь важны своевременный, но тактичный контроль и поддержка, а при необходимости консультация. Постепенно квалификация подчиненного достигнет нужного уровня и тогда усилия начальника окупятся сторицею. Но для этого нужно:
- доверять подчиненному ответственные задачи на уровне верхнего предела его возможностей;
- оказывать ему помощь при затруднениях, а не отбирать задание, поручая его другому или выполняя самостоятельно;
- использовать все доступные формы поощрения за эту работу и, в том числе, информировать вышестоящих начальников о достижениях подчиненных.
В ходе работы рассматривался алгоритм передачи полномочий, который заключает в себе обязательные 9 шагов на пути к достижению цели. Каждый этап в данном процессе связан с предыдущим и последующим, поэтому для эффективного делегирование необходимо соблюдать тот порядок, что был указан ранее.
В МБОУ «СОШ № 4» созданы благоприятные условия как для получения знаний и для развития учеников, так и для комфортной организации работы сотрудников. Управление образовательной организацией осуществляется в соответствии с законодательством РФ и Уставом школы и строится на принципах единоначалия и самоуправления.
В школе достаточно сильный педагогический коллектив, сотрудники которого имеют различные награды и достижения по результатам своей профессиональной деятельности. По данным за 2014-2017 гг можно сделать вывод, что уровень квалификации педагогов с каждым годом повышается.
Проведенный анализ в МБОУ «СОШ №4» позволил выявить основные проблемы делегирования полномочий:
1. Сотрудники не удовлетворены характером делегированных полномочий,
2. Разные представления об эффективности управления у руководства и сотрудников
3. Зачастую передаются такие поручения, которые не вызывают интереса со стороны сотрудников
4. Сотрудники выражают недовольство относительно завышенного объема работы работы, тем самым не эффективно распределяют свое рабочее время.
5. Сотрудникам не нравится та манера, с которой им делегируются задачи: передача полномочий воспринимается как «приказ» от руководителя.
6. Самая главная проблема делегирования полномочий в МБОУ «СОШ №4» - у сотрудников отсутствует мотивация на выполнения делегируемых задач.
В связи с тем, что основной проблемой делегирования полномочий является низкая мотивация сотрудников, то были разработаны мероприятия по решению данной проблемы.
Предлагается ввести нематериальное и материальное стимулирование в школе.
I. Предлагаемые системы нематериального стимулирования:
1. Трудовое стимулирование - предоставление возможности продвижения по службе.
2. Социально-психологические методы мотивации:
1) оформление витрины почета, на которой будут вывешиваться результаты выполненной работы и фамилии лучших работников школы;
2) стимулирование свободным временем, то есть по итогам работы каждого сотрудника МБОУ «СОШ №4» за определенный период могут быть предоставлены по желанию отгулы, дополнительные выходные;
3) предоставление путевок сотрудникам и членам их семей в дома отдыха и такие санатории, как, например:
- Варзи-Ятчи;
- Санаторий Ува;
- Ижнефтемаш;
- Строитель.
4) проведение собеседования «Через голову» руководителя, где каждый сотрудник школы раз в год должен побеседовать с руководителем своего руководителя. А так как инициатива беседы идет сверху, а не от подчиненного, он не рискует прослыть ябедником.
5) введение программы «Открытых дверей», которая позволит каждому работнику обратиться к руководителю любого ранга, и тот не имеет права не дать ответ.
Материальное стимулирование основано на разработке «Положения о стимулировании работников МБОУ «СОШ №4» с основными показателями премирования сотрудников. Данный документ был принят на педсовете и принял силу 13 февраля 2017. По истечении двух месяцев уже был результат - повышение мотивации сотрудников на 11,5%.
При внедрении всех предложенных идей эффективность делегирования в МБОУ «СОШ №4» существенно повысится. Это поспособствует не только грамотному управлению со стороны руководителя, но и налаживанию отношений в коллективе.
Таким образом, делегирование является показателем того, насколько руководитель обладает способностью управлять своими подчиненными и достигать цели организации совместно с коллективом.
1. Закон Российской Федерации "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 21.12.2001 № 197 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 30.12.2001 г. с изм. и допол. в ред. от 01.01.2017
2. Устав "Устав Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №4» города Можги Удмуртской Республики " № 1060. с изм. и допол. в ред. от 13 августа 2015
3. Положение о школьном ученическом самоуправлении Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №4» города Можги Удмуртской Республики от 30 августа 2013 г.
4. Положение о совещании при директоре Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №4» города Можги Удмуртской Республики от 30 августа 2013 г.
5. Положение о педагогическом совете Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №4» от 30 августа 2013 г.
6. Распоряжение "О назначении на должность директора муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №4" от 24 июля 2015 № 326-р
7. Должностная инструкция директора Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №4» - 4 с.
8. Должностная инструкция заместителя директора по ВР Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №4» - 3 с.
9. Должностная инструкция заместителя директора по УВР Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №4» - 3 с.
10. Должностная инструкция социального педагога Муниципального
бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя
общеобразовательная школа №4» - 2 с.
11. Должностная инструкция педагога-организатора Муниципального
бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя
общеобразовательная школа №4» - 2 с.
12. Должностная инструкция секретаря Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №4»
- 3 с.
13. Должностная инструкция уборщицы Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №4»
- 2 с.
14. Должностная инструкция учителя Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №4»
- 3 с.
15. Персональный состав педагогических работников 2014-2015 гг МБОУ СОШ № 4 - 12 с.
16. Персональный состав педагогических работников 2015-2016 гг МБОУ СОШ № 4 - 12 с.
17. Персональный состав педагогических работников 2016-2017 гг МБОУ СОШ № 4 - 12 с.
II. Научная и учебная литература
18. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. 8-е издание / Пер. с англ. Под ред. С.К. Мордовина. - СПб.: Питер - 2004г.- 454с.
19. Балашов А. П. Основы теории управления. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 280 с.
20. Бероева З. М.,Угурчиев О. Б. Теория менеджмента. - М.: РИОР, 2016. - 268 с.
21. Бочкарева Т.Н., Каткова Н.В. Проблемы делегирования полномочий руководителя в образовательной организации // Экономические аспекты регионального развития: история и современность. - Елабуга: Изд-во Елабужского института КФУ, 2017. - С. 185-188
22. Варданян И.С. Мотивация начинается там, где заканчивается воздействие приказа // Управление персоналом - № 11 - 2005г. - с.39-41.
23. Варданян И.С. Предложение по совершенствованию системы нематериального стимулирования // Управление персоналом - №4 - 2005г. - с.42-44.
24. Веснин В.Р, Основы менеджмента. - 3 изд. - М.: Элит-2000, 2003. - 560 с.
25. Ветлужских Е.Н. Мотивация и оплата труда. Инструменты. Методики. Практика. - 5 изд. - М.: Альпина Паблишер, 2014. - 160 с.
26. Гербер В.Х. Анализ распределения и делегирования полномочий // Актуальные вопросы экономических наук. - 2016. - №51. - С. 127-131.
27. Гербер В.Х. Совершенствование делегирования полномочий // Актуальные вопросы экономических наук. - 2016. - №51. - С. 132-136.
28. Герчикова И.Н. Менеджмент. - 4 изд. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 511 с.
29. Гультяева Р. Н., Серочудинов Е.С. Эффективное делегирование полномочий: пути достижения // Академический вестник . - 2012. - №4 (22). - С. 157-162.
30. Евтихов О. В. Психология управления персоналом: теория и практика. - СПб.: Речь, 2010. - 319 с.
31. Евтихов О. В. Управление персоналом организации. - М.: ИНФРА-М,
2014. - 297 с.
32. Егоршин А. П. Зайцев А. К. Организация труда персонала. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 320 с.
33. Зиновьева И, Кутуков К. Мотивация трудовой деятельности работников и ее совершенствование// Менеджмент сегодня-2004-№6.
34. Иванова С.В, Мотивация на 100%. А где же у него кнопка?. - 8 изд. - М.: Альпина Паблишер, 2013. - 288 с.
35. Ким С. А. Теория управления. - М.: Дашков и К, 2016. - 240 с.
36. Кови С. Лидерство, основанное на принципах. - 7 изд. - М.: Альпина Паблишер, 2015. - 302 с.
37. Кунц Г., О'Доннел С. Управление. Системный и ситуационный анализ управленческих функций. - М.: ПРОГРЕСС ,перевод с англ. Переводчики: Рославцев В.В., Семенов Ю.В.Редектор Киров В.А., 1981. - 1008 с.
38. Липаткина Н.В. Делегирование полномочий как фактор развития внутришкольного самоуправления: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Оренбург, 2012. - 243 с.
39. Лосева Н.А., Лобанова А.Н. К проблеме делегирования полномочий руководителем как ресурса эффективной управленческой работы в ОУ // Н.П. Павлова, Череповецкие научные чтения - 2012. - Череповец: Череповецкий государственный университет , 2013. - С. 116-118.
40. Мандрик Н.В., Рыжов И.В. Конкурентоспособность и делегирование полномочий: инновационный подход // Экономика и предпринимательство. - 2012. - №3 (26) . - С. 255-259.
41. Мартин П., Ричи Ш. Управление мотивацией. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 399 с.
42. Маслова Е. Л. Менеджмент. - М.: Дашков и К, 2015. - 336 с.
43. Машков В. Л., Семенов А. К. Развитие корпоративных отношений на основе делегирования полномочий // Вопросы региональной экономики . - 2014. - №2. - С. 61-71.
44. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф., Основы менеджмента / Пер. с англ., - М.: Дело - 2000. - 702 с.
45. Мыльникова Е. М., Якупова О. В. Процесс делегирования полномочий в современных организациях как инструмент формирования компетентности персонала // Российское предпринимательство . - 2014. - №10 (256) . - С. 41-46.
46. Николаева М.А. Эффективное делегирование полномочий // Менеджмент сегодня . - 2011. - №1. - С. 56-59.
47. Патрахина Т.Н. Менеджмент в образовании. - Нижневартовск: НГГУ, 2011. - 123 с.
48. Платунова Е.Ю. Делегирование управленческих полномочий в школе // Вестник Тверского Государственного Университета. Серия: педагогика и психология . - 2012. - №1. - С. 110-117.
49. Плотникова И. В., Редько Л. А. Делегирование полномочий - важное условие эффективности управления компанией // Стандарты и качество . - 2013. - №2. - С. 52-55.
50. Резник С. Д. Организационное поведение. - 4 изд. - М.: ИНФРА-М,
2015. - 463 с.
51. Ржевская М.С. Организация взаимодействия менеджера и
собственника: делегирование, ответственность и полномочия // Наука и образование: Хозяйство и экономика; Предпринимательство; Право и
управление . - 2014. - №3(46). - С. 26-31.
52. Севастьянова И.Г., Стегний В.Н. Принятие решений и делегирование полномочий как составляющие эффективного менеджмента // Формирование гуманитарной среды в вузе: инновационные образовательные технологии. компетентностный подход . - 2014. - №1. - С. 161-165.
53. Соломанидина Т.О., Соломанидин В. Г. Мотивация трудовой деятельности персонала. - 2 изд. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 312 с.
54. Трусь А. А. Психология управления. - 4 изд. - Минск: Вышэйшая школа, 2014. - 317 с.
55. Ушакова Н.Н, Делегирование полномочий и ответственности как техника управления персоналом в образовательном учреждении // Культура и образование: от теории к практике . - 2015. - №1. - С. 72-76.
56. Шоул Д. Реальные полномочия: Самостоятельность сотрудников как ключ к успеху. - М.: Альпина Паблишер, 2014. - 183 с.
III. Электронные ресурсы
57. 10 принципов делегирования полномочий // 4brain.ru URL: ЬЬр8://4Ьгат.ги/Ь1од/10-принципов-делегирования-полномочий/ (дата обращения: 28.03.2017).
58. Делегирование полномочий // www.grandars.ru URL:
http://www.grandars.ru/college/ekonomika-firmy/delegirovanie-polnomochiy.html (дата обращения: 29.11.2016).
59. Делегирование полномочий и распределение ответственности // lib.sale URL: http://lib.sale/administrativnyiy-menedjment-besplatno/delegirovanie- polnomochiy-raspredelenie.html (дата обращения: 29.11.2016).
60. Делегирование полномочий как способ повышения эффективности
управления // bmanager.ru URL: http://bmanager.ru/articles/delegirovanie-
polnomochij-kak-sposob-povysheniya-effektivnosti-upravleniya.html (дата
обращения: 28.01.2017).
61. Делегирование полномочий: преимущества, которыми мы не всегда
пользуемся // ecsocman.hse.ru URL:
http://ecsocman.hse.ru/rubezh/msg/16712707.html (дата обращения: 25.03.2017).
62. Делегирование полномочий руководителем//delovoi-etiket.ru URL: http://delovoi-etiket.ru/etiket-rukovoditelya/730-delegirovanie-polnomochij- rukovoditelem.html (дата обращения: 12.02.2017).
63. Пошаговая инструкция. Делегирование полномочий руководителя
образовательного учреждения // libsmr.r URL:
http://libsmr.ru/lib2/upload/museum/Обновление_ЭКНД/Делегирование_полномо чий_руководителя_образовательного_учреждения^1? (дата обращения:
27.11.2016).
64. Проблемы делегирования полномочий // jobsmarket.ru URL: http://jobsmarket.ru/novosti/19416/ (дата обращения: 12.04.2017).
65. Процесс делегирования полномочий и ответственность // banauka.ru URL: http://banauka.ru/1426.html (дата обращения: 05.04.2017).
66. Руководитель образовательного учреждения как лидер // infourok.ru
URL: https: //infourok.ru/rukovoditel-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-kak-lider-
828826.html (дата обращения: 17.12.2016).
67. Технология делегирования полномочий в управлении
образовательным учреждением // spbschool21.ru URL:
http://spbschool21 .ru/document/pdf/achkasova-y-i-tehnol-delegir-polnom.pdf (дата обращения: 25.03.2017).
68. Wikipedia.org URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Делегирование_полно мочий (дата обращения: 10.03.2017).