Выборка: 40 учащихся 8-х классов: 20 учащихся 8 класса «А» составили экспериментальную группу, 20 учащихся 8 класса «Б» составили контрольную группу.
Есть приложения.
Также есть доклад и презентация к защите.
В данной работе не указано название базы исследования. Таким образом, если подставить название нужной базы исследования, то работа подойдет для любого города или вуза.
Введение 3
Глава 1 Водный режим рек и климат природно-климатических зон 6
1.1 Климатическая характеристика климатических поясов и природно-климатических зон 6
1.2 Водный режим рек различных климатических поясов и природных зон 12
1.3 Изучение водного режима рек как косвенной характеристики климатических условий водосборов в школьном курсе географии 22
Глава 2 Проектирование уроков по изучению водного режима рек различных природных зон 29
2.1 Технологическая карта урока по теме «Реки – продукт климата» 29
2.2 Разработки уроков для учащихся 8-х классов по разделу «Водный режим рек различных природно-климатических зон» 41
Заключение 79
Список использованных источников 81
Приложения 87
В настоящее время образовательный процесс по географии приобретает ярко выраженную практическую направленность. В этих условиях содержание географического образования смещается к практической составляющей обучения, т.е. к процессу применения учащимися знаний, приобретения собственного опыта деятельности. Известно, что результат определяется деятельностью, а деятельность – знаниями, мыслями, полученной информацией, системой сформированных теоретических географических понятий и представлений. Сформированное знание является основой для конечного результата. Школа должна научить учащихся брать на себя ответственность в любой деятельности, принимать решение и действовать, доказываю свою точку зрения. Для обеспечения условий развития личности ученика, формирования у него нестандартного мышления, навыков, необходимых для дальнейшего саморазвития, и овладения им опытом эмоционально-ценностного отношения к миру, повышения учебной мотивации, содержание образования предполагает широкое использование на уроках инновационных педагогических технологий. В этой связи поиск методов и приемов формирования понятий и развитие представлений на уроках географии по теме «Водный режим рек различных природно-климатических зон» является актуальной проблемой.
Цель исследования – определить педагогические условия для формирования понятий и развития представлений у учащихся при изучении темы «Водный режим рек различных природно-климатических зон».
Объект исследования – процесс изучения водного режима рек различных природно-климатических зон в школьном курсе географии.
Предмет исследования – педагогические условия изучения водного режима рек различных природно-климатических зон в школьном курсе географии.
Задачи исследования:
1. Дать характеристику климатических поясов и природно-климатических зон.
2. Раскрыть особенности водного режима рек различных климатических поясов и природных зон.
3. Определить методические особенности изучения водного режима рек различных природно-климатических зон в школьном курсе географии.
4. Разработать уроки по формированию понятий и развитию представлений у учащихся при изучении темы «Водный режим рек различных природно-климатических зон».
Методы исследования: теоретические – теоретический анализ научных источников, методы аналогии и классификации, синтез и обобщение; экспериментальные – методическое моделирование (разработка уроков географии).
Методологическую основу исследования составили научные труды Е.Ю. Петрова, П. Скавронского, А.В. Солонько и др. Характеристика климатических поясов и природно-климатических зон дана в работах Е.Ю. Алексейчевой, Д.А. Еделева, В.Л. Мартынова и др. Методические аспекты формирования теоретических знаний у учащихся при изучении темы «Водный режим рек различных природно-климатических зон» в курсе географии раскрыты в работах С.В. Головиной, Д. Лященко, Т.Г. Назаренко и др. Методы и приемы формирования понятий и развития представлений у учащихся о представлений у учащихся при изучении темы «Водный режим рек различных природно-климатических зон» определены в исследованиях Г.Т. Жуковой, О.В. Шулыгиной и др.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что на основе анализа научных источников уточнено понятия «водный режим рек», «природно-климатические пояса» и т.д.
Новизна исследования заключается в том, что спланирована серия уроков по разделу «Водный режим рек различных природно-климатических зон» на основе диагностической работы. Цель уроков – устранить пробелы в сформированности представлений учащихся о водном режиме рек разных природных зон посредством применения ТРКМ, частично-поискового метода, проблемно-диалогового метода, видеолекций и видеопракумов и т.д.
Практическая значимость исследования заключается в том, что серия разработанных уроков по теме «Водный режим рек различных природно-климатических зон» может быть использована в работе учителей географии по формированию представлений учащихся о водном режиме рек и их питании. Данный цикл уроков разработан для учащихся 8-х классов.
Структура исследования: введение, две главы, заключение, список использованных источников, приложения.
Климатом называется многолетний, твердо установленный погодный режим на определенной территории земного шара. Всего на нашей планете различается 7 основных климатических поясов, каждый из которых обладает особенными погодными условиями. Еще насчитывается 6 переходных климатических поясов, климат которых является будто средним между климатом некоторых основных поясов.
Образовавшиеся на Земле семь климатических поясов, вытянуты в широтном направлении. Из них 4-е пояса основные – экваториальный, тропический, умеренный, полярный. Остальные получили название переходных, их три – субэкваториальный, субтропический, субполярный.
Водный режим реки находится в прямой зависимости от климата. Ввиду того, что влияние факторов, входящих в уравнение водного баланса, по-разному проявляется в различных климатических условиях, характер изменения водного режима в значительной степени зависит от местных климатических условий.
Водный режим реки рассматривается не сам по себе, а в комплексе, включающем географические, физические и климатические факторы, в наибольшей степени свойственные для данной местности. Наибольшее влияние на режим оказывают температурные колебания, количество и распределенность по времени осадков, уровень испарения и инфильтрации воды через породы, составляющие русло.
В процессе изучения темы «Водный режим рек различных природно-климатических зон» необходимо для учащихся подбирать задания в рамках реализации деятельностного подхода, которые должны иметь практико-ориентированную направленность. В реализации этого направления помогает прием «Составление кластера», работа с картограммами, работа по тематическому плану и т.д.
Для раскрытия темы выпускной квалификационной работы практическая часть исследования состояла из двух взаимосвязанных этапов – исследовательского и обучающего.
С целью изучения уровня знаний учащихся о водных режимах рек, режимах питания рек и зависимости водного режима рек от климата, было проведено анкетирование.
Выборка: 40 учащихся 8-х классов: 20 учащихся 8 класса «А» составили экспериментальную группу, 20 учащихся 8 класса «Б» составили контрольную группу. В результате проведенного анкетирования на констатирующем этапе было установлено, что у восьмиклассников как экспериментального, так и контрольного класса есть пробелы в сформированности представления об основных понятиях, связанных с типами речных систем и их питанием и т.д. Так, в экспериментальном классе 7 учащихся (35%) получили оценку «2», в контрольном – 6 учащихся (30%); 8 (40%) учащихся экспериментального класса получили оценку «3», в контрольном – 6 (30%) учащихся.
На основании результатов проведенного исследования было принято разработать и апробировать в экспериментальном классе серию уроков по теме «Водный режим рек различных природно-климатических зон». Всего было разработано и проведено 8 уроков географии – 1 технологическая карта («Реки – продукт климата»), 7 конспектов («Реки России», «Питание и режим рек. Работа реки», «Водные режимы рек. Типы питания рек», «Урок-практикум. Составление характеристики реки Иртыш с использованием тематических карт и климатодиаграмм», урок видеолекция на тему «Водный режим питание рек», урок видеопрактикум на тему «Реки России», итоговый урок по теме «Внутренние воды России. Реки»).
Результаты контрольного тестирования свидетельствуют о том, что разработанный цикл уроков способствует формированию представлений учащихся о водных режимах рек и их питании.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
1. Алексейчева, Е. Ю. Экономическая география и регионалистика : Учебник для бакалавров [Текст] / Е. Ю. Алексейчева, Д. А. Еделев. – Москва : Дашков и К, 2016. – 376 c.
2. Байбородова, Л. В. Обучение географии в средней школе [Текст] : метод, пособие / Л. В. Байбородова, А. В. Матвеев. – Москва : Владос, 2008. – 563 с.
3. Батурина, Г. И. Дидактика педагогического процесса [Текст] / Г. И. Батурина. – Москва : НОРМА-ИНФРА, 2015. – 522 с.
4. Беловолова, Е. А. Методика реализации практической направленности обучения географии в современной школе : Монография [Текст] / Е. А. Беловолова. – Москва : Прометей, 2013. – 144 с.
5. Белополова, Е. А. География: формирование универсальных учебных действий. 5–9 кл. : метод. пособие [Текст] / Е. А. Белополова. – Москва : Вентано-Граф, 2013. – 224 с.
6. Блаженов, В. А. Приемы развивающего обучения географии [Текст] / В. А. Блаженов. – Волгоград : Учитель, 2015. – 145 с.
7. Гакаев, Р. А. Статистические методы освоения географических дисциплин бакалавров по направлению подготовки «География» [Текст] / Р. А. Гакаев // Педагогика высшей школы. – 2015. – № 2 (2). – С. 31–35.
8. Гакаев, Р. А. Образовательные технологии на уроках географии в условиях современной школы [Текст] / Р. А. Гакаев, М. А. Иразова // Образование и воспитание. – 2015. – № 3(3). – С.4–7.
9. География. Начальный курс. 5-6 классы [Текст] / И. И. Баринова, А. А. Плешаков, Н. И. Сонин. – Москва : Просвещение, 2012. – 254 с.
10. География. Физическая география. 6 класс [Текст] / Е. М. Домогацких, Е. Домогацких. – Москва : Родное слово, 2016. – 258 с.
11. География. Землеведение. 5 класс / В. П. Дронова, Л. Е. Савельевой. [Текст]. – Москва : Дрофа, 2016. – 180 с.
12. География. Начальный курс. 6 класс [Текст] / Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюкова. – Москва : Дрофа, 2016. – 241 с.
13. География. Материки, океаны, народы и страны. 7 класс [Текст] / И. В. Душина, В. А. Коринская, В. А. Щенев и др. / под ред. В. П. Дронова. – Москва : Дрофа, 2015. – 354 с.
14. Герасимов, Г. И. Инновации в школьном географическом образовании зарубежных стран : сущность и социальные механизмы [Текст] / Г. И. Герасимов, Л. В. Илюхина. – Ростов н/д: НМД «Логос», 2015. – 136 с.
15. Гладкий, Ю. Н. Экономическая и социальная география России. В 2 т.Т. 2 : Учебник [Текст] / Ю. Н. Гладкий. – Москва : Академия, 2018. – 208 c.
16. Головина, С. В. Современный урок географии : проблемы, перспективы [Текст] / С. В. Головина. – Волгоград : Учитель, 2013. – 76 с.
17. Голубчик, М. М. Социально-экономическая география : Учебник [Текст] / М. М. Голубчик. – Люберцы : Юрайт, 2015. – 419 c.
18. Горбатова, О. Н. Методика преподавания географии : учеб. пособие [Текст] / О. Н. Горбатова. – Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2014. – 242 с.
19. Гузеев, В. В. Эффективные образовательные технологии : Интегральная и ТОГИС [Текст] / В. В. Гезеев. – Москва : НИИ школьных технологий, 2016. – 208 с
20. Дмитрук, Н. Г. Методика преподавания географии : Учебник [Текст] / Н. Г. Дмитрук, В. А. Низовцев. – Москва : Инфра-М, 2018. – 32 c.
21. Домогацких, Е. М. География. 8 класс [Текст] / Е. М. Домогацких, Е. Е. Домогацких. – Москва : Родное слово, 2016. – 210 с.
22. Домогацких, Е. М. Учебник для 9 класса [Текст] / Е. М. Домогацких, Н. И. Алекссевский. – Москва : ООО «Русское слово – учебник» 2010. – 224 с.
23. Душина, И. В. Методика обучения географии в общеобразовательных учреждениях [Текст] / И. В. Душина. – Москва : Дрофа, 2007. – 146 c.
24. Еремина, В. А. Физическая география. Интересные факты : моногр. [Текст] / В. А. Еремина, Т. Ю. Притула. – Москва : Илекса, 2008. – 112 c.
25. Ермакова Л. Н. Основы метеорологии : учебное пособие [Текст] / Л. Н. Ермакова, Н. И. Толмачева. – Пермь, 2005. – 180 с.
26. Жукова, Г. Т. Основные компоненты структуры учебного предмета [Текст] / Г. Т. Жукова // Педагогические исследования. – 2014. – №2. – С. 46-49.
27. Зинченко, Н. Н. География. Интерактивные формы работы с учащимися 6-8 классов. Продуктивный уровень [Текст] / Н. Н. Зинченко. – Москва : Учитель, 2014. – 180 c.
28. Иванов, Ю. А. Методика преподавания географии [Текст] / Ю. А. Иванов. – Брест, 2012. – 306 с.
29. Каропа, Г. Н. Методика преподавания географии : курс лекций [Текст] / Г. Н. Каропа. – Гомель : ГГУ им. Ф.Скорины, 2004. – 258 с.
30. Кислов, А. В. Климатология [Текст] / А. В. Кислов. – Москва : Изд. «Академия», 2013. – 224 с.
31. Коринская В. А. География материков и океанов. 7 кл. : учеб. для общеобразоват. Учреждений [Текст] / В. А. Коринская, И. В. Душина, В. А. Щенев. – Москва : Дрофа, 2015. – 225 с.
32. Королева, К. П. Межпредметные связи в свете требований ФГОС [Текст] / К. П. Королева // Пелагические исследования. – 2015. – №3. – С. 62-63.
33. Ляшенко, Д. Современные проблемы преподавания картографии в школе [Текст] / Д. Лященко // География и основы экономики в школе. – 2002. – № 3. – С. 11-17.
34. Мартынов, В. Л. Социально-экономическая география современного мира [Текст] / В. Л. Мартынов. – Москва : Academia, 2017. – 640 c.
35. Матвеев, Л. Т. Физика атмосферы [Текст] / Л. Т. Матвеев. – Санкт-Петербург : Гидрометеоиздат. – 2000. – 778 с.
36. Методика обучения географии в общеобразовательных учреждениях : Учеб. пособие для студентов вузов [Текст] / И. В. Душина, В. Б. Пятунини и др. – Москва : Дрофа; 2007. – 509 с.
37. Методика преподавания региональной географии в школе [Текст] / под ред. М. А. Никоновой. – Москва : Аст: Астрель. 2003. – 354 с.
38. Михеев В. А. Климатология и метеорология [Текст] / В. А. Михеев. – Ульяновск . ГТУ, 2009. − 114 с.
39. Назаренко, Т. Г. Электронные карты и методика работы с ними на уроках географии [Текст] / Т. Г. Назаренко // География: научно-методический журнал. – 2009. – № 9 (133). – С. 3-9.
40. Низовцев, В. Л. Межпредметные связи в профильном обучении географии [Текст] / В. А. Низовцев // Образование через века. – Великий Новгород, 2007. – С. 114-119.
41. Павлова, А. И. О технологии развития критического мышления учащихся на географии [Текст] / А. И. Павлова // География в школе. – 2014. – № 8. – С. 11–15.
42. Пакулова, В. М. Современные аспекты преподавания географии в основной школе [Текст] / В. М. Пакулова // Педагогика. – 2015. – №8. – С. 26-32.
43. Пахомова, Л. С. Школьный компонент географического образования (теория и опыт) [Текст] : монография / Л. С. Пахомова. – Москва – Берлин : Директ- Медиа, 2014. – 193 с.
44. Петрова, Е. Ю. Теория и методика обучения географии : учебно-методический комплекс для студентов географических специальностей педагогических университетов [Текст] / Е. Ю. Петрова. – Томск : Издательство ТГПУ, 2010. – 168 с.
45. Рабочие программы. География. 5-9 классы : учебно-методическое пособие [Текст] / сост. С. В. Курчина. – Москва : Дрофа, 2014. – 241 с.
46. Ряховский, С. В. География. Физическая география. 6 класс. Контрольно-измерительные материалы. Текущий и итоговый контроль по курсу [Текст] / С. В. Ряховский. – Москва : Русское слово, 2014. – 260 c.
47. Скавронский, П. Содержание и структура понятия «картографическая компетенция» [Текст] / П. Скавронский // География и основы экономики в школе. –2009. – № 6. – С. 32-37.
48. Скаткин, М. Н. Развивающая педагогика [Текст] / М. Н. Скаткин. – Москва : АСТ, 2012. – 248 с.
49. Соколова, Ф. П. Современный образовательный процесс [Текст] / Ф.П. Соколова // Педагогика. – 2015. – №2. – С. 58-59.
50. Солонько, А. В. Теория и практика моделирования при обучении географии в средней школе [Текст] / А. В. Солонько. – Санкт-Петербург : Изд-во РГПЦ им. А.И. Герцена, 2008. – 240 с.
51. Сухоруков, В. Д. Методика обучения географии : учебник и практикум для академического бакалавриата [Текст] / В. Д. Сухоруков, В. Г. Суслов. – Москва : Издательство Юрайт, 2016. – 359 с.
52. Теория и методика геоэкологического образования [Текст] : учеб, пособие. Часть I / под ред. Н. Ф. Винокуровой, Н. Н. Демидовой. – Нижний Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2013. – 369 с.
53. Шатных, А. В. Современный урок географии: метод, разработки уроков географии [Текст] / А. В. Шатных // Библиотека «География в школе». – 2012. – № 6. – С. 4.
54. Щенёв, В. А. Урок географии в системе личностно-ориентированного обучения [Текст] / В. А. Щенёв // География в школе. – 2015. – № 5. – С. 37-39.
55. Шульгина, О. В. Возможности и проблемы использования компьютерных технологий в преподавании географии [Текст] / О. В. Шульгина // География в школе. – 2013. – № 8. – С. 45-49.
56. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Текст]. – Москва : Просвещение, 2016. – 50 с.
57. Фенько, Ю. В. Учебный процесс по географии : сотворчество педагога и учащегося [Текст] / Ю. В. Фенько // Педагогика. – №3. – 2016. – С. 40-44.
58. Финаров, Д. П. Методика обучения географии в школе [Текст] / Д. П. Финаров. – Москва : Астрель, 2006. – 384 c.
59. Хромов, С. П. Метеорология и климатология: учебник. – 7-е изд. [Текст] / С. П. Хромов, М. А. Петросянц. – Москва : Наука, 2006. – 582 с.
60. Элькин, Г. Н. География мира [Текст] / Г.Н. Элькин. – Москва : Литера, 2014. – 968 c.