Изучение водного режима рек различных природно- климатических зон в школьном курсе географии (Омский Государственный Педагогический Университет)
|
Выборка: 40 учащихся 8-х классов: 20 учащихся 8 класса «А» составили экспериментальную группу, 20 учащихся 8 класса «Б» составили контрольную группу.
Есть приложения.
Также есть доклад и презентация к защите.
В данной работе не указано название базы исследования. Таким образом, если подставить название нужной базы исследования, то работа подойдет для любого города или вуза.
Введение 3
Глава 1 Водный режим рек и климат природно-климатических зон 6
1.1 Климатическая характеристика климатических поясов и природно-климатических зон 6
1.2 Водный режим рек различных климатических поясов и природных зон 12
1.3 Изучение водного режима рек как косвенной характеристики климатических условий водосборов в школьном курсе географии 22
Глава 2 Проектирование уроков по изучению водного режима рек различных природных зон 29
2.1 Технологическая карта урока по теме «Реки – продукт климата» 29
2.2 Разработки уроков для учащихся 8-х классов по разделу «Водный режим рек различных природно-климатических зон» 41
Заключение 79
Список использованных источников 81
Приложения 87
Есть приложения.
Также есть доклад и презентация к защите.
В данной работе не указано название базы исследования. Таким образом, если подставить название нужной базы исследования, то работа подойдет для любого города или вуза.
Введение 3
Глава 1 Водный режим рек и климат природно-климатических зон 6
1.1 Климатическая характеристика климатических поясов и природно-климатических зон 6
1.2 Водный режим рек различных климатических поясов и природных зон 12
1.3 Изучение водного режима рек как косвенной характеристики климатических условий водосборов в школьном курсе географии 22
Глава 2 Проектирование уроков по изучению водного режима рек различных природных зон 29
2.1 Технологическая карта урока по теме «Реки – продукт климата» 29
2.2 Разработки уроков для учащихся 8-х классов по разделу «Водный режим рек различных природно-климатических зон» 41
Заключение 79
Список использованных источников 81
Приложения 87
В настоящее время образовательный процесс по географии приобретает ярко выраженную практическую направленность. В этих условиях содержание географического образования смещается к практической составляющей обучения, т.е. к процессу применения учащимися знаний, приобретения собственного опыта деятельности. Известно, что результат определяется деятельностью, а деятельность – знаниями, мыслями, полученной информацией, системой сформированных теоретических географических понятий и представлений. Сформированное знание является основой для конечного результата. Школа должна научить учащихся брать на себя ответственность в любой деятельности, принимать решение и действовать, доказываю свою точку зрения. Для обеспечения условий развития личности ученика, формирования у него нестандартного мышления, навыков, необходимых для дальнейшего саморазвития, и овладения им опытом эмоционально-ценностного отношения к миру, повышения учебной мотивации, содержание образования предполагает широкое использование на уроках инновационных педагогических технологий. В этой связи поиск методов и приемов формирования понятий и развитие представлений на уроках географии по теме «Водный режим рек различных природно-климатических зон» является актуальной проблемой.
Цель исследования – определить педагогические условия для формирования понятий и развития представлений у учащихся при изучении темы «Водный режим рек различных природно-климатических зон».
Объект исследования – процесс изучения водного режима рек различных природно-климатических зон в школьном курсе географии.
Предмет исследования – педагогические условия изучения водного режима рек различных природно-климатических зон в школьном курсе географии.
Задачи исследования:
1. Дать характеристику климатических поясов и природно-климатических зон.
2. Раскрыть особенности водного режима рек различных климатических поясов и природных зон.
3. Определить методические особенности изучения водного режима рек различных природно-климатических зон в школьном курсе географии.
4. Разработать уроки по формированию понятий и развитию представлений у учащихся при изучении темы «Водный режим рек различных природно-климатических зон».
Методы исследования: теоретические – теоретический анализ научных источников, методы аналогии и классификации, синтез и обобщение; экспериментальные – методическое моделирование (разработка уроков географии).
Методологическую основу исследования составили научные труды Е.Ю. Петрова, П. Скавронского, А.В. Солонько и др. Характеристика климатических поясов и природно-климатических зон дана в работах Е.Ю. Алексейчевой, Д.А. Еделева, В.Л. Мартынова и др. Методические аспекты формирования теоретических знаний у учащихся при изучении темы «Водный режим рек различных природно-климатических зон» в курсе географии раскрыты в работах С.В. Головиной, Д. Лященко, Т.Г. Назаренко и др. Методы и приемы формирования понятий и развития представлений у учащихся о представлений у учащихся при изучении темы «Водный режим рек различных природно-климатических зон» определены в исследованиях Г.Т. Жуковой, О.В. Шулыгиной и др.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что на основе анализа научных источников уточнено понятия «водный режим рек», «природно-климатические пояса» и т.д.
Новизна исследования заключается в том, что спланирована серия уроков по разделу «Водный режим рек различных природно-климатических зон» на основе диагностической работы. Цель уроков – устранить пробелы в сформированности представлений учащихся о водном режиме рек разных природных зон посредством применения ТРКМ, частично-поискового метода, проблемно-диалогового метода, видеолекций и видеопракумов и т.д.
Практическая значимость исследования заключается в том, что серия разработанных уроков по теме «Водный режим рек различных природно-климатических зон» может быть использована в работе учителей географии по формированию представлений учащихся о водном режиме рек и их питании. Данный цикл уроков разработан для учащихся 8-х классов.
Структура исследования: введение, две главы, заключение, список использованных источников, приложения.
Цель исследования – определить педагогические условия для формирования понятий и развития представлений у учащихся при изучении темы «Водный режим рек различных природно-климатических зон».
Объект исследования – процесс изучения водного режима рек различных природно-климатических зон в школьном курсе географии.
Предмет исследования – педагогические условия изучения водного режима рек различных природно-климатических зон в школьном курсе географии.
Задачи исследования:
1. Дать характеристику климатических поясов и природно-климатических зон.
2. Раскрыть особенности водного режима рек различных климатических поясов и природных зон.
3. Определить методические особенности изучения водного режима рек различных природно-климатических зон в школьном курсе географии.
4. Разработать уроки по формированию понятий и развитию представлений у учащихся при изучении темы «Водный режим рек различных природно-климатических зон».
Методы исследования: теоретические – теоретический анализ научных источников, методы аналогии и классификации, синтез и обобщение; экспериментальные – методическое моделирование (разработка уроков географии).
Методологическую основу исследования составили научные труды Е.Ю. Петрова, П. Скавронского, А.В. Солонько и др. Характеристика климатических поясов и природно-климатических зон дана в работах Е.Ю. Алексейчевой, Д.А. Еделева, В.Л. Мартынова и др. Методические аспекты формирования теоретических знаний у учащихся при изучении темы «Водный режим рек различных природно-климатических зон» в курсе географии раскрыты в работах С.В. Головиной, Д. Лященко, Т.Г. Назаренко и др. Методы и приемы формирования понятий и развития представлений у учащихся о представлений у учащихся при изучении темы «Водный режим рек различных природно-климатических зон» определены в исследованиях Г.Т. Жуковой, О.В. Шулыгиной и др.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что на основе анализа научных источников уточнено понятия «водный режим рек», «природно-климатические пояса» и т.д.
Новизна исследования заключается в том, что спланирована серия уроков по разделу «Водный режим рек различных природно-климатических зон» на основе диагностической работы. Цель уроков – устранить пробелы в сформированности представлений учащихся о водном режиме рек разных природных зон посредством применения ТРКМ, частично-поискового метода, проблемно-диалогового метода, видеолекций и видеопракумов и т.д.
Практическая значимость исследования заключается в том, что серия разработанных уроков по теме «Водный режим рек различных природно-климатических зон» может быть использована в работе учителей географии по формированию представлений учащихся о водном режиме рек и их питании. Данный цикл уроков разработан для учащихся 8-х классов.
Структура исследования: введение, две главы, заключение, список использованных источников, приложения.
Климатом называется многолетний, твердо установленный погодный режим на определенной территории земного шара. Всего на нашей планете различается 7 основных климатических поясов, каждый из которых обладает особенными погодными условиями. Еще насчитывается 6 переходных климатических поясов, климат которых является будто средним между климатом некоторых основных поясов.
Образовавшиеся на Земле семь климатических поясов, вытянуты в широтном направлении. Из них 4-е пояса основные – экваториальный, тропический, умеренный, полярный. Остальные получили название переходных, их три – субэкваториальный, субтропический, субполярный.
Водный режим реки находится в прямой зависимости от климата. Ввиду того, что влияние факторов, входящих в уравнение водного баланса, по-разному проявляется в различных климатических условиях, характер изменения водного режима в значительной степени зависит от местных климатических условий.
Водный режим реки рассматривается не сам по себе, а в комплексе, включающем географические, физические и климатические факторы, в наибольшей степени свойственные для данной местности. Наибольшее влияние на режим оказывают температурные колебания, количество и распределенность по времени осадков, уровень испарения и инфильтрации воды через породы, составляющие русло.
В процессе изучения темы «Водный режим рек различных природно-климатических зон» необходимо для учащихся подбирать задания в рамках реализации деятельностного подхода, которые должны иметь практико-ориентированную направленность. В реализации этого направления помогает прием «Составление кластера», работа с картограммами, работа по тематическому плану и т.д.
Для раскрытия темы выпускной квалификационной работы практическая часть исследования состояла из двух взаимосвязанных этапов – исследовательского и обучающего.
С целью изучения уровня знаний учащихся о водных режимах рек, режимах питания рек и зависимости водного режима рек от климата, было проведено анкетирование.
Выборка: 40 учащихся 8-х классов: 20 учащихся 8 класса «А» составили экспериментальную группу, 20 учащихся 8 класса «Б» составили контрольную группу. В результате проведенного анкетирования на констатирующем этапе было установлено, что у восьмиклассников как экспериментального, так и контрольного класса есть пробелы в сформированности представления об основных понятиях, связанных с типами речных систем и их питанием и т.д. Так, в экспериментальном классе 7 учащихся (35%) получили оценку «2», в контрольном – 6 учащихся (30%); 8 (40%) учащихся экспериментального класса получили оценку «3», в контрольном – 6 (30%) учащихся.
На основании результатов проведенного исследования было принято разработать и апробировать в экспериментальном классе серию уроков по теме «Водный режим рек различных природно-климатических зон». Всего было разработано и проведено 8 уроков географии – 1 технологическая карта («Реки – продукт климата»), 7 конспектов («Реки России», «Питание и режим рек. Работа реки», «Водные режимы рек. Типы питания рек», «Урок-практикум. Составление характеристики реки Иртыш с использованием тематических карт и климатодиаграмм», урок видеолекция на тему «Водный режим питание рек», урок видеопрактикум на тему «Реки России», итоговый урок по теме «Внутренние воды России. Реки»).
Результаты контрольного тестирования свидетельствуют о том, что разработанный цикл уроков способствует формированию представлений учащихся о водных режимах рек и их питании.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Образовавшиеся на Земле семь климатических поясов, вытянуты в широтном направлении. Из них 4-е пояса основные – экваториальный, тропический, умеренный, полярный. Остальные получили название переходных, их три – субэкваториальный, субтропический, субполярный.
Водный режим реки находится в прямой зависимости от климата. Ввиду того, что влияние факторов, входящих в уравнение водного баланса, по-разному проявляется в различных климатических условиях, характер изменения водного режима в значительной степени зависит от местных климатических условий.
Водный режим реки рассматривается не сам по себе, а в комплексе, включающем географические, физические и климатические факторы, в наибольшей степени свойственные для данной местности. Наибольшее влияние на режим оказывают температурные колебания, количество и распределенность по времени осадков, уровень испарения и инфильтрации воды через породы, составляющие русло.
В процессе изучения темы «Водный режим рек различных природно-климатических зон» необходимо для учащихся подбирать задания в рамках реализации деятельностного подхода, которые должны иметь практико-ориентированную направленность. В реализации этого направления помогает прием «Составление кластера», работа с картограммами, работа по тематическому плану и т.д.
Для раскрытия темы выпускной квалификационной работы практическая часть исследования состояла из двух взаимосвязанных этапов – исследовательского и обучающего.
С целью изучения уровня знаний учащихся о водных режимах рек, режимах питания рек и зависимости водного режима рек от климата, было проведено анкетирование.
Выборка: 40 учащихся 8-х классов: 20 учащихся 8 класса «А» составили экспериментальную группу, 20 учащихся 8 класса «Б» составили контрольную группу. В результате проведенного анкетирования на констатирующем этапе было установлено, что у восьмиклассников как экспериментального, так и контрольного класса есть пробелы в сформированности представления об основных понятиях, связанных с типами речных систем и их питанием и т.д. Так, в экспериментальном классе 7 учащихся (35%) получили оценку «2», в контрольном – 6 учащихся (30%); 8 (40%) учащихся экспериментального класса получили оценку «3», в контрольном – 6 (30%) учащихся.
На основании результатов проведенного исследования было принято разработать и апробировать в экспериментальном классе серию уроков по теме «Водный режим рек различных природно-климатических зон». Всего было разработано и проведено 8 уроков географии – 1 технологическая карта («Реки – продукт климата»), 7 конспектов («Реки России», «Питание и режим рек. Работа реки», «Водные режимы рек. Типы питания рек», «Урок-практикум. Составление характеристики реки Иртыш с использованием тематических карт и климатодиаграмм», урок видеолекция на тему «Водный режим питание рек», урок видеопрактикум на тему «Реки России», итоговый урок по теме «Внутренние воды России. Реки»).
Результаты контрольного тестирования свидетельствуют о том, что разработанный цикл уроков способствует формированию представлений учащихся о водных режимах рек и их питании.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



