Введение 3
Глава I. Предпроектное исследование
1.1. История и развитие декоративно-прикладного искусства татар 7
1.2. Татарские свадебные обычаи. Роль сундука невесты 31
Выводы по I главе 48
Глава II. Художественно-проектный раздел
2.1. Поиск новых технологий в дизайне мебели из традиционных
материалов 49
2.2. Организация и этапы работы над дизайн-проектом сундука
невесты 53
Выводы по II главе 57
Заключение 59
Литература 61
Приложения
Современный период в Республике Татарстан, как и в Российской Федерации в целом, связан с коренной трансформацией мировоззрения, пересмотром базовых ценностей, многократно возросшей ответственностью личности и общества за выбор социально-ценностных ориентиров. С одной стороны, по мере расширения международной интеграции происходит интернационализация культуры и быта, значительно увеличивается взаимовлияние и взаимообогащение разных культур. С другой стороны, быстрыми темпами растет национальное самосознание, которое выражается в повышенном интересе к традициям и ценностям исторического прошлого и культурного наследия, к сохранению национального языка, обычаев, фольклора, искусства, декоративно-прикладного творчества.
Рост национального самосознания порождает самые разнообразные по направленности, глубине и силе воздействия процессы. Национальные интересы не могут не учитываться сегодня при решении любого вопроса, стоящего перед современным обществом. Особенно важны они в решении проблем национального образования, т. к. национальные интересы в самом широком плане включают значительный круг интеллектуальных, исторических, нравственных и культурных ценностей. Стремление народов к самоопределению и упрочению самостоятельности обостряет потребность в формировании национального самосознания подрастающего поколения.
Декоративно-прикладное искусство любого народа является целостной, достаточно сложной художественной системой. Изучение и исследования истории развития и особенностей декоративно-прикладного искусства позволяют судить о высоком потенциале народного творчества в эстетическом и национальном воспитании.
Одним из определяющих факторов самосознания современных народов является, прежде всего, осознание общности культурных ценностей как достояния народов и человечества. Относительно объединяющей роли культуры Э. Геллнер отмечал: “Два человека принадлежат к одной нации лишь только в том случае, если их объединяет одна культура, которая в свою очередь понимается как система идей, условных знаков, связей, способов поведения и общения” [2]. Именно культура, по мнению многих ученых, лежит в основе национальной дифференциации общностей и национальной самоидентификации индивида.
Национальная культура является одним из средств формирования национального самосознания, она представляет собой определяющий фактор жизнедеятельности любого народа и является базой и стимулирующим фактором для развития национального самосознания как личности, так и общности в целом.
Исследования и анализ истории развития и особенностей декоративно-прикладного искусства татарского народа позволяют судить о высоком педагогическом потенциале народного творчества татар в эстетическом воспитании, художественном образовании и формировании национального самосознания личности любого возраста.
Целью выпускной квалификационной работы является создание дизайн-проекта сундука невесты.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить историю и обычаи татар
2. Проанализировать материал по работе с деревом
3. Предложить варианты оформления сундука невесты
Объект исследования - процесс создания мебели.
Предмет исследования - сундук невесты с приданым.
Гипотеза исследования заключается в том, что разработка сундука невесты позволит рассмотреть искусство наших предков в современной интерпретации, создать уникальную по своему образу мебель с учетом обычаев и традиций татар.
Методы исследования: теоретико-аналитические (анализ литературы по теме исследования, учебной литературы); обобщающие (описание, синтез); интерпретации (объяснение); практические (макетирование,
иллюстрирование).
Новизна исследования состоит в том, чтобы изучить историческое развитие и особенности декоративно-прикладного искусства татар и создать сундук невесты для приданого, процесс создания которого воспитывает национальные качества и является стимулирующим фактором в целом. Искусство наших бабушек и дедушек с каждым годом все больше уходит в прошлое, именно поэтому наша задача - сохранить и передать ценности будущему поколению. В выпускной квалификационной работе описывается процесс того, как необходимо подходить к созданию сундука с приданым. Просматриваются аналоги подобной мебели, составляется краткое описание, отмечаются особенности и отличительные черты от сундуков других национальностей.
Практическая значимость работы определяется тем, что разработанный дизайн-проект сундука невесты будет реализован и может быть применен в интерьере жилого дома, использоваться по традициям и обычаям - для приданого невесты в качестве подарка. Разработанные материалы научного исследования могут быть использованы в процессе обучения студентов художественных специальностей. Данная работа может оказать практическую помощь исследователям, занимающимся проблемами теории и истории татарского искусства, в частности, воздействия и влияния традиций исламского искусства на художественную культуру татар.
Работа состоит из введения, двух глав и заключения. Так же к работе прилагается дизайн - проект сундука невесты.
Задачи и методы исследования раскрывают теоретическую и практическую значимость работы.
В первой главе рассматриваются основные теоретические понятия мебели, декоративно-прикладное искусство татар, история, виды и современные тенденции в оформлении мебели. Во второй главе - этапы создания мебели, обоснование выбора материалов. В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.
Сегодня почти в каждом доме есть произведения народных мастеров - гжельские чайники, хохломские миски, берестяные туеса, тканые полотенца. Они входят в нашу жизнь не как утилитарные предметы, а в первую очередь как художественные произведения, отвечающие нашему эстетическому чувству, становятся украшением как сельского, так и городского жилья. Казалось бы, зачем всё это? Дело в том, что в этом выражается потребность людей в красоте. Им хочется видеть вокруг себя не стандартные массовые изделия, а рукотворные предметы декоративного искусства, в которых живёт естественность и поэтичность. Не случайно большой популярностью пользуются выставки мастеров народных промыслов.
Народное искусство, создающее предметный мир, живёт в двух ипостасях - материальной культуры и культуры духовной. В наши дни главными стали духовная и эстетическая функции народного искусства, оно переживает новый этап - словно заново открывается нам красота произведений древнего традиционного искусства, воплощающего в себе многовековой опыт художественного вкуса и жизненной мудрости человека труда.
Одна из поразительных особенностей народного искусства заключается в том, что при чрезвычайной простоте и отработанности приёмов исполнения, завершенности и лаконичности отдельных элементов
орнамента, отобранных и выверенных поколениями мастеров, каждая разновидность народного искусства представляет собой целостную художественную систему, неразрывно связанную с национальной культурой, местными традициями, отсюда то своеобразие, которым отличается искусство каждого традиционного художественного промысла.
Необходимо помнить, что народное искусство развивалось не только в таких известных центрах, как Хохлома, Гжель, Палех. В той или иной форме оно бытовало в каждой местности, в каждом уголке нашей Родины.
В ходе исследования при выполнении выпускной квалификационной работы были рассмотрены: история создания, виды, принципы
проектирования, обычаи татар, материалы, используемые при создании сундука невесты. На основе проведенного анализа был разработан дизайн - проект, в котором истинная красота ручной работы и современные технологии сочетаются и дополняют друг друга.
В проекте, использованы методы современного дизайнерского проектирования. Различные методики исследования: (визуально¬
графические, фиксационный, сравнительный, аналитический).
В результате были решены поставленные задачи:
1. Изучить историю и обычаи татар
2. Проанализировать материал по работе с деревом
3. Предложить варианты оформления сундука невесты
Декоративно-прикладное искусство любого народа является целостной, достаточно сложной художественной системой. Изучение и исследования истории развития и особенностей декоративно-прикладного искусства позволяют судить о высоком потенциале народного творчества в эстетическом и национальном воспитании.
1. Белов Б..Лад: Очерки о народной эстетике. - М.,1989.
2. Бондаревская, Е.В. Культурологическая концепция личностно - ориентированного образования / Е.В. Бондаревская //Педагогика. - М.; Ростов н/Д, 1999.
3. Борликов, Г.М. Университет в современном образовательном пространстве: ориентация на личность специалиста / Г.М. Борликов. - Волгоград, 2001.
4. Вагнер Г. К. О своеобразии стиле образования в архитектуре древней Руси.
5. Гачев. Г. Д. Образ в русской художественной культуре. - М., 1981
6. Декоративно-прикладное искусство в системе эстетического воспитания. - М.: «Прометей» МГПУ им. Ленина, 1990.
7. Декоративно-прикладное искусство в школе. // Межвузовский сборник научных трудов./ Под ред. Гильман Р.А. - Магнитогорск, 1994.
8. Захаренко Е. Н., Комарова Л. Н., Нечаева И. В.. Новый словарь иностранных слов. - М., 2003.
9. Неменский Б.М. Мудрость красоты. 2-е изд. - М.: Просвещение, 1987г., 255 с.
10.Осипенко В. И. Резьба по дереву. - М.: Профиздат, 2010, 116 с.
11. Песталоцци, И. Г. Аксиомы/ И.Г. Песталоцци //Народное образование.
- 2002. - №4. -.С. 225 - 238.
12. Поляков, С.Д. Психопедагогика воспитания / С.Д. Поляков. - М., 1996.
13. Рахманов И.К. Столяр-плотник: учебн. пособие - Ростов н/Д: Феникс, 2012. - 278 с.
14. Салахова Р. И. Этнокультурные традиции татарского национального костюма в дизайне современной одежды.
15. Салахова Р. И. Проектная культура дизайнера в системе непрерывного художественного образования.
16. Семенцов А.Ю. Большая книга. Резьба по дереву. - М.: АСТ, 2014, 288с.
17. Степанов Б.А. Материаловедение (деревообработка): учебное пособие.
- М.: Издательский центр «Академия», 2011.
18. Фокина Л. История декоративно-прикладного искусства: учебное пособие. - М.: Феникс, 2009.
19. www.lib.a-grande.ru - [Электронный ресурс].- Режим доступа
http://lib. a-grande.ru/tattrad. php
20. www.familyland.ru - [Электронный ресурс].- Режим доступа
https: //www. familyland.ru/library/diplom/diplom_229.html