ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОБЫТИЙНОГО ТУРИЗМА И ЕГО
ВЛИЯНИЯ НА ЭКОНОМИКУ РЕГИОНА 6
1.1. Понятие и сущность событийного туризма 6
1.2. Виды событийного туризма и его государственная поддержка 13
1.3. Влияние событийного туризма на социально-экономическое развитие
региона 23
2. АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ СОБЫТИЙНОГО ТУРИЗМА НА ЭКОНОМИКУ
РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН И Г. КАЗАНИ) ... 32
2.1. Состояние и тенденции развития событийного туризма в Республике
Татарстан и г. Казани 32
2.2. Оценка влияния событийного туризма на экономику Респубики
Татарстан и г. Казани 46
2.3. Система управления событийным туризмом в Республике Татастан и
ее эффективность 55
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СОБЫТИЙНОГО ТУРИЗМА
В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН И Г. КАЗАНИ 64
3.1. Перспективы развития событийного туризма в Республике Татарстан и
г. Казани 64
3.2. Разработка проекта по развитию событийного туризма в Республике
Татарстан и г.Казани 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 88
ПРИЛОЖЕНИЯ
В современных условиях рынок туристских услуг стал одним из наиболее значимых сегментов рынка услуг, как в отдельных странах, так и в мировой экономике в целом. В то же время под воздействием актуальных экономических и общественных процессов происходят изменения в самой структуре рынка туристских услуг, появляются его новые сегменты и уменьшается роль и значимость других. В частности, появился и усиливает свои позиции такой сегмент данного рынка, как событийный туризм.
Сфера туризма обеспечивает значительный вклад в увеличение внутреннего валового продукта, создание новых рабочих мест и повышение качества жизни населения без истощения природных ресурсов.
Событие, или так называемый «ивент» - важнейший мотивирующий фактор в туризме. Ивенты заметно влияют на развитие и маркетинговые стратегии большинства туристских дестинаций. Роль и влияние заранее спланированных событий в сфере туризма подтверждены документально, особо сильное воздействие ивенты оказывают на конкурентоспособность туристской дестинации. Мероприятия событийного туризма имеют большое экономическое значение. В период их проведения активизируется деятельность всех объектов туристской индустрии. Потребительский спрос значительно превышает предложение. Наблюдается возрождение местных культурных традиций, обычаев, развитие народного творчества. Основным достоинством событийного туризма является тот факт, что для развития данного вида туризма не требуется наличие богатых туристско- рекреационных ресурсов.
Таким образом, событийный туризм является альтернативным видом туризма для регионов, не обладающих выдающимся историко-культурным наследием, а также природными ресурсами.
Оценка социально-экономической эффективности событийных мероприятий является сравнительно новым направлением в российской экономике, требующим внимательного и подробного научного исследования. В связи с этим, для детальной проработки темы исследования были изучены и проанализированы работы ведущих отечественных ученых. Основополагающие вопросы сферы туризма и устойчивого развития освещены в трудах А.Ю. Александровой, А.И. Балабанова, И.Т. Балабанова, А.Л. Беседина, А.О. Блинова, H.A. Восколович, В.Г. Гуляева, В.И. Данилова- Данильяна, Г.П. Долженко, М.В. Ефремовой, И.В. Зорина, Н.И. Кабушкина, Г.А. Карповой. В.А. Квартальнова, В.М. Козырева. Ф. Котлера, Г.А. Папиряна, И.А. Селиванова, Ю.В. Темного, А.Д. Урсула и других.
Изучение теории и практики событийного туризма и ивент- менеджмента основано на работах A.B. Бабкина, Д. Гетца, С. Дамма, С. Лемера, A.A. Назимко, М. Сондера, У. Хальцбаура, A.B. Шумовича.
Целью данной работы является исследование теоретических аспектов событийного туризма и оценка его влияния на экономику региона (на примере РТ и г.Казани).
Объект исследования -Республика Татарстан. Предмет исследования - событийный туризм как фактор социально-экономического развития региона.
Цель исследования обусловила необходимость решения следующих задач:
- изучить понятие и сущность событийного туризма;
- рассмотреть виды событийного туризма и его государственную поддержку;
- оценить влияние событийного туризма на социально-экономическое развитие региона;
- провести анализ состояния и тенденций развития событийного туризма в Республике Татарстан и г. Казани;
- оценить влияние событийного туризма на экономику Республики Татарстан и г. Казани;
- рассмотреть систему управления событийным туризмом в Республике Татарстан и оценить ее эффективность;
- разработать основные направления развития событийного туризма в
Республике Татарстан и г. Казани.
Методологической основой исследования являются научные работы российских и зарубежных ученых и практиков, посвященные вопросам организации и развития туризма, региональной экономики, ивент- менеджмента, ивент-маркетинга, стратегического планирования,
организации событийного туризма, оценки экономической эффективности туризма и в частности, событийных мероприятий.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что поднимаемые научные и практические проблемы, непосредственно связаны с решением актуальных задач и могут найти применение в качестве основы для дальнейшего исследования событийного туризма и путей повышения его социально-экономической эффективности.
Практическая значимость работы состоит в том, на базе теоретических исследований может быть предложен подход к оценке влияния событийных мероприятий на социально-экономическое развитие региона.
На основании проведенного исследования, были сделаны следующие выводы.
Событийный туризм как одно из направлений туризма в настоящее время набирает популярность, суть его состоит в посещении туристом мероприятия в рамках тура. Наиболее значимыми событиями являются крупные события в спортивном сегменте, модные показы, выставки и фестивали, музыкальные концерты, а так же праздники, имеющие национальную принадлежность.
Существуют различные классификации событийного туризма, в основе которых лежит классификация событий, являющихся поводом для посещения стран туристами: ими могу быть культурные торжества (карнавалы, фестивали, религиозные события), политические и государственные события (международные форумы, встречи на высшем уровне, официальные визиты, выборы), события в области образования и науки (семинары, конференции, вручение научных премий), события в области искусства и развлекательные события (выставки, ярмарки, бизнес- форумы, концерты, церемонии награждения), спортивные события и конкурсы (Олимпиады, чемпионаты, соревнования), социальные события (праздники в стране).
Событийный туризм в значительной степени влияет на социально-экономическое состояние региона. Событийные мероприятия являются катализатором в развитии инфраструктуры туризма, способствуют формированию положительного имиджа региона как туристской дестинации. Все эффекты, как положительные, так и отрицательные от проведения мероприятий должны оцениваются согласно выполняемым стратегическим задачам развития туризма в регионе.
Оценка развития событийного туризма была произведена на материалах Республики Татарстан. При этом было выяснено, что Республика Татарстан считается одним из лидеров среди регионов Российской Федерации по количеству субъектов предпринимательской деятельности туриндустрии и объектов туристской инфраструктуры.
Несмотря на трудности и проблемы, в Республике Татарстан и, прежде всего, в столице республики - городе Казани, активно развивается сфера событийного туризма. Результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод о том, что возрастает интерес к становлению и популяризации сферы событийного туризма со стороны органов власти, бизнес-структур, общественности. Наблюдается стремление к более полному раскрытию имеющегося потенциала при разработке и реализации спортивно - событийных проектов.
Тенденциями последних лет является увеличение количества событий и экскурсионных программ, увеличение количества информации о проводимых событиях в социальных медиа, развитие городских порталов, посвященных событийному туризму, рост бюджета на выстраивание имиджа ключевых для событийного туризма городов республики.
Основными туристическими центрами событийного туризма являются Казань, Великий Болгар, остров-град Свияжск, Елабуга, Чистополь, Тетюши. Из наиболее крупных событий, привлекших в эти туристические центры поток людей, можно назвать: Всероссийский фестиваль средневекового боя «Великий Болгар»; Казанский международный туристский форум «Ориентиры будущего»; Фестиваль «Свияжская Масленица»; Гастрономический фестиваль «Вкусная Казань»; KAZAN шоу; Всероссийская Спасская ярмарка.
Оценка влияния событийного туризма на развитие экономики региона показывает, что помимо общего притока в бюджет республики, имеет место также развитие республиканской и городской туристической инфраструктуры, которое тесно связано с событийными мероприятиями. В частности, от проводимых республикой крупных событий, в первую очередь, спортивных, - зависит заполняемость гостиниц, доходность номерного фонда, что напрямую связано с прибыльностью функционирования туристической отрасли в целом.
О положительном влиянии событийного туризма на бюджет города указывает рост реализации туристических услуг по отношению к ВРП РТ: так, если в 2014 году объем услуг составлял 9,06669 млрд.руб. и 0,54% от ВРП РТ, то в 2016 году объем услуг увеличился до 11,3105 млрд.руб. и 0,58% от ВРП РТ. Благодаря событийному туризму улучшилась инфраструктура города (так, этому способствовало проведение такого крупного международного события, как Универсиада, Чемпионат по водным видам спорта), усовершенствовалась транспортное сообщение (построены новый вокзал, улучшены терминалы аэропорта).
Вывод подтверждается не только ростом капитала, но и развитием инфраструктуры (темп роста гостиниц составил 120% в 2015 году в отношении 2014 года (количество гостиниц стало равным 120 вместо 114 в 2014 году); темп роста 2016 года составил 107% (количество гостиниц стало равным 129 вместо 120 гостиниц за 2015 год) и ростом туристического потока в город и Республику Татарстан.
Оценка системы управления событийным туризмом в Республике Татарстан показала, что в РТ управлением событийным туризмом занимаются следующие органы управления: Государственный комитет Республики Татарстан по туризму, Центр развития туризма Республики Татарстан, ПиОТ РТ - предприятия и организации туриндустрии Республики Татарстан; ОУСТ РТ - образовательные учреждения сферы туриндустрии Республики Татарстан; ООТ РТ - общественные организации туриндустрии Республики Татарстан; Комитет содействия развитию туризма г.Казани.
Согласно Мастер-плану развития туризма в Республике Татарстан, существует ряд событийных мероприятий, которые должны стать визитной карточкой республики и позволить укрепить событийный туризм. Ими должны быть крупномасштабные мероприятия (такие, как чемпионат мира по футболу), далее идут мероприятия знаковые (такие, как фестиваль средневекового боя в Булгаре), затем региональные мероприятия (сабантуй и т.д.) и далее местные мероприятия (ярмарки).
Одной из первостепенных задач является проведение Кубка конфедераций 2017 и подготовка к Чемпионату мира по футболу 2018. Республике необходимо использовать эти мероприятия для продвижения Татарстана и получения максимального экономического эффекта от приезжающих туристов.
Объем финансирования Программы составляет 4 803,1 млн.рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 2 521,9 млн.рублей; бюджета Республики Татарстан - 1 634,2 млн.рублей; внебюджетных
источников - 647,0 млн.рублей.
Плановые затраты на реализацию составят в 2017 году 2675,6 млн.руб., в том числе из бюджета РТ 1052 млн.руб. В 2018 году предполагается объем финансирования в 1030,5 млн.руб., в том числе из бюджета республики -
283,6 млн.руб. При этом заметно, как развивается и будет развиваться инфраструктура города в результате проведения этого крупного международного мероприятия.
С целью повышения эффективности проведения событийных мероприятий, можно обозначить ряд направлений, реализация которых приведет к улучшению общей ситуации по событийному туризму, сложившейся в Республике Татарстан:
- необходима активная PR и информационная поддержка мероприятий, с целью привлечения большего числа гостей и туристов в регион для посещения события;
- необходимо сделать упор на внешние финансовые источники с целью привлечения грантов, спонсорских и других средств для организации и проведения событийных мероприятий;
- необходимо создание «событийного турпакета» (который пока не до конца сформирован), где упор делается на туристские услуги местных поставщиков и продавцов, препятствуя утечке денежных средств из региона;
- необходимо вести учет в программе события времени пребывания туристов, с этой целью нужно создавать максимально плотное насыщение программы нескольких дней, которое стимулирует туристов на дополнительные услуги размещения и питания в месте проведения события;
- необходимо активное приглашение молодежи через социальные сети, привлечение туристского сообщества к популяризации события через своих знакомых и друзей из других городов;
- нужно привлекать рекламу для популяризации на событии интересной и неожиданной сувенирной продукции с «фишками» своей территории, что повышает туристские траты;
- режиссерская группа при организации и поведении события должна опираться на местные национальные и этнографические творческие коллективы и на возможности местных музеев;
- необходимо регулярное обновление в регионе календаря событий с описанием дат, мест проведения и транспортными возможностями (не менее двух раз в месяц);
- все событийные мероприятия должны предусматривать расширенный комплекс потребностей туриста, включающий все аспекты отдыха и развлечений (от размещения до ремонта машины и т.д.);
- по итогам событийного мероприятия должен проводиться анализ имиджевой или экономической эффективности (в зависимости от целей проведения) и определяться местоположение события на рынке и его сравнительный анализ с аналогичными событиями (российскими или международными) для определения его уникальности (как главной составляющей событийного туризма).
В рамках развития событийного туризма, предлагаем проект проведения цветочного фестиваля в г.Казани. Этот опыт уже был реализован в 2016 году (цветочный фестиваль проходил перед театром кукол «Экият»). Предлагаем ввести это мероприятие в регулярное и проводить ежегодно. Фестиваль 2016 года проходил без названия. Предлагаем провести его в 2017
87 году с названием «Цветочная сказка». Перспективами развития является: создание креативного цветочного кластера на территории Казани; установление сотрудничества между местными фирмами и фирмами- производителями растительной продукции соседних регионов; создание новых рабочих мест.
1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
2. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года.
3. Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации до 2025 года.
4. Федеральный закон от 06. 10. 2003. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (ред. от 30.03.15).
5. Федеральная Целевая Программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)».
6. Александрова А.Ю. Международный туризм. М.: КНОРУС, 2010. 464 с.
7. Алексеева О.В. Событийный туризм как фактор социально-экономического развития региона: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Российская Международная академия туризма. Москва, 2012.
8. Амирханова Е.А. Административно-правовое регулирование в сфере туризма: дис.... канд. юр. наук. М., 2014. 218 с.
9. Бабкин А.В. Специальные виды туризма / А.В. Бабкин. Ростов н/Д : Феникс, 2015.
10. Бизимова И.Н., Анисимов Т.Ю. Событийный туризм как особый вид туризма // Вестник Иркутского университета. - 2016. - Специальный выпуск. - С. 177-178.
11. Биржаков, М.Б. Событийный туризм: карнавалы в истории и современном туризме / М. Б. Биржаков // Туристские фирмы. - 2014. - № 23. - С. 94.
12. Булганина С. В., Лопаткина Н. С. Событийный туризм: история и перспективы развития // Интернет-журнал Науковедение, 2015. - №3 (28).
13. Булганина С.В. Маркетинговые исследования: Практикум / С.В. Булганина. - Н. Новгород: НГПУ, 2012. - 162 с.
14. Булганина С.В. Особенности менеджмента туристической деятельности в сфере клубного отдыха // Вестник Волжской государственной академии водного транспорта. - 2017. - №1. - С. 49-51.
15. Виноградов А.В. Методические основы управления туристическим потенциалом региона (на примере Санкт-Петербурга и Ленинградской области): Автореф. дис. канд. эконом. наук. СПб., 2010. 22 с.
16. Власова Т.И., Алейников А.В. Событийный туризм - эффективный антикризисный инструмент привлечения туристских потоков в регион (на примере г. Санкт-Петербурга) // Вестник Национальной академии туризма. -2015. №1(33). - С. 38-40.
17. Гайдукевич Л.М. Культурный туризм: теория и практика / Л.М. Гайдукевич. Минск: Четыре четверти, 2015.
18. Грицак Ю.П. Организация самодеятельного туризма / Ю.П. Грицак. Харьков : Этнограф, 2014.
19. Даниленко Н.Н., Рубцова Н.В. Влияние социальных функций туризма на устойчивое развитие региона (на примере Прибайкалья) // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2012. №6. С. 47-53.
20. Дмитриев Д.В. Специфика событийного туризма как сегмента регионального рынка туристских услуг // Мир экономики и права. - 2011. - №10. - С. 52-55.
21. Евреинов О.Б. Комплексное развитие и совершенствование инфраструктуры туризма в регионе: Автореф. дис. канд. эконом. наук. СПб.,
2012. 24 с.
22. Захаренко Г.Н. Современные подходы к оценке туристского потенциала // Вестник Национальной академии туризма. 2011. №3. С. 22-26.
23. Звягина И.Ю. Развитие событийного туризма с целью сохранения национальных традиций // Вестник Российского Нового университета. 2013. № 2. С. 141-143.
24. Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма. Учеб. пособ. 7-е изд. Минск: Новое знание, 2015. 579 с.
25. Казарина А.С., Лебедева Т.Е. Событийный туризм как актуальное направление туризма // В сборнике: Индустрия туризма и сервиса: состояние, проблемы, эффективность, инновации Нижний Новгород, 2014. - С. 13-16.
26. Карпова Г.А., Максарова Е.М. Государственная политика в сфере устойчивого развития туризма в странах Европейского союза // Туризм и рекреация: фундаментальные и прикладные исследования. — Труды IV Международной научно-практической конференции. МГУ им. М.В.Ломоносова. М.: Диалог культур, 2009. С.124.
27. Киреева Ю.А. Событийный туризм как новое направление на современном туристском рынке // Научный вестник МГИИТ. - 2013. - №6. - С. 16-21.
28. Киреева. Ю. А. Событийный туризм как новое направление на современном туристском рынке / Ю. А. Киреева // Научный вестник МГИИТ. - 2015. - № 6. - С. 56.
29. Кирьянова Л.Г. «Туристская дестинация» как комплексный концепт и ключевой элемент туристской системы // Вестник КемГУ. 2012.
Т.1. №4(52). С. 131-136.
30. Климова Т. Б., Вишневская Е. В., Стенюшкина С. Г. Событие как уникальный инструмент развития туристской отрасли // Современные проблемы сервиса и туризма. 2015. Т. 9. № 3. С. 105-112.
31. Кривов С.В. Определение туристической привлекательности
региона Нижегородская область: методики анализа. URL:
https://www.unn.ru/e-library (дата обращения: 02.02.2017).
32. Кривуля М.А. Управление развитием туристического потенциала региона (на примере Магаданской области): Автореф. дис. канд. эконом. наук. СПб., 2012.—20 с.
33. Кротова Е.Л. Рекреационно-туристский комплекс Поволжского региона: теория и практика. Казань: УрО РАО, 2014. 180 с.
34. Купченко А. Событийный туризм в России // В книге: Актуальные проблемы и перспективы инновационного развития туризма, сервиса и сферы услуг Сборник трудов XVI Международной заочной научно-практической конференции. Редакторы: Огнева С.В., Шемятихина Л.Ю. - Москва, 2015. - С. 208-210.
35. Кутепова Г.Н. Классификация видов экзотического туризма // Научный вестник МГИИТ. 2010. Т.5. №3. С. 20-25.
36. Лайко М.Ю., Ильина Е.Л., Латкин А.Н. Изучение опыта воздействия мегасобытийного туризма на развитие туристского пространства (на примере чемпионата Европы по футболу 2012) // Современные проблемы сервиса и туризма. 2012. № 2. С. 26-34.
37. Леонидова Е.Г. Событийный туризм как фактор социально-экономического развития региона: автореф. диф. ... канд. экон. наук. - М.,
2014. - С. 24.
38. Мишулина С.И. Наследие Олимпиады-2014: развитие туристской инфраструктуры // Современные проблемы сервиса и туризма. 2014. Т. 8. №
4. С. 75-87.
39. Мударисов Р.Г., Кобитев А.Д. Гастрономический туризм по татарской национальной кухне города Казани // Современные проблемы сервиса и туризма. 2015. Т. 9. № 4. С. 95-103.
40. Назимко А. Событийный маркетинг. Руководство для заказчиков и исполнителей / А. Назимко. М. : Вершина, 2015.
41. Николашин В.Н. Ориентация частного сектора на развитие экологического туризма // Научный вестник МГИИТ. 2013. №2(22). С. 26-29.
42. Новикова Н.Г., Кортунов В.В., Краснова О.Н., Зорина Н.М., Киреенкова З.А. Создание благоприятной туристской среды для клиента с особыми потребностями // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2015. №9(53). С. 135-151.
43. Орлова В.С. Формирование, развитие и реализация туристического потенциала территории (на примере Вологодской области): Автореф. дис. канд. эконом. наук. СПб., 2011. 26 с.
44. Петелин В.Г. Основы менеджмента выставочной деятельности /
В.Г. Петелин. М. : Юнити, 2015.
45. Полякова И.Л. Механизмы реализации региональных целевых программ развития туризма в Российской Федерации (на примере Приволжского Федерального Округа) // Вестник ОГУ. 2013. №8(157). С. 133-139.
46. Потапова К. К. Влияние туризма на социально-экономическое развитие регионов // Молодой ученый. — 2016. — №24. — С. 219-222.
47. Розанова Л.Н., Кулягина Н.Г., Мустафина А.А. Значение этнографического туризма для развития народно-художественных промыслов в Республике Татарстан // Современные проблемы сервиса и туризма. 2015. Т. 9. № 4. С. 88-94.
48. Романова И.А., Анисимова В.В., Рововая Т.А. Событийный туризм как перспективное направление интеграции России в мировой туристский рынок // Курортно-рекреационный комплекс в системе регионального развития: инновационные подходы. - 2015. Т.1. №1. - С. 415-419.
49. Романцов А.Н. Event-маркетинг. Сущность и особенности организации / А.Н. Романцов. М. : Дашков и К°, 2010.
50. Романчук А.В. Музейный туризм / А.В. Романчук. - СПб., 2010.
51. Славин В.В. Туристическая привлекательность региона: понятие, содержание, основные принципы формирования // Вопросы управления.—
2013. №1(22). С. 108-113.
52. Сондер М. Ивент-менеджмент. Организация развлекательных мероприятий. Техники, идеи, стратегии, методы / М. Сондер; пер. Д. Скворцова. М. : Вершина, 2014.
53. Суботин Е. Особенности и перспективы развития событийного маркетинга // Маркетинговые коммуникации. - 2016. - № 21. - С. 213-214.
54. Суслова И.А., Морозова Л.С. Событийный туризм: тенденции регионального развития // Сервис в России и за рубежом. 2016. Т.10. №1(62).
С. 94-208.
55. Темный Ю.В., Темная Л.Р. Экономика туризма. М.:Финансы и статистика, 2014. - 448 с.
56. Тимошенко Д.С. Формирование технологии продвижения туристских услуг на региональном уровне: Автореф. дис. канд. эконом. наук. М., 2013. 24 с.
57. Шубаева В.Г., Бурова Н.В. Индикаторы привлекательности региона как туристской дестинации и маркетинговая стратегия ее развития // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. - 2012. №2. С. 133-136.
58. Шумович А. Великолепные мероприятия. Технология и практика event management / А. Шумович. М. : Манн, Иванов и Фербер, 2013.
59. Итоги работы Государственного комитета Республики Татарстан
за 2015 год (03.02.2016) (08.02.2016) -
http: //tourism.tatarstan.ru/rus/documents. htm
60. Итоговый сборник информационно-аналитических материалов (08.02.2017) Государственный комитет Республики Татарстан по туризму - http: //tourism.tatarstan.ru/rus/documents. htm
61. Основные статистические показатели туристской отрасли
Республики Татарстан за 2015 год (08.02.2016) -
http: //tourism.tatarstan.ru/rus/documents. htm
62. Мастер-План развития туризма Республика Татарстан (10.04.2014) - http: //tourism.tatarstan.ru/rus/plani-i-pro grammi. htm
63. Государственная программа «Развитие сферы туризма и
гостеприимства в Республике Татарстан 2014-2020 годы (21.08.2014) -
http://tourism.tatarstan.ru/rus/plani-i-programmi.htm
64. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: http: //www.gks .ru
65. Федеральное Агентство по туризму. [Электронный ресурс]. URL: http: //www.russiatourism.ru