ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Глава I. Политическая сфера Индии в XIX - начале XX века 24
§ 1. Система управления Индией и индийцы на английской службе в XIX - начале XX века 24
§2. Система образования кадров в сфере
государственного управления среди индийского населения в XIX - начале XX века 30
Глава II. Социальное устройство Индии в восприятии иностранцев в XIX - начале XX века 37
§ 1. Кастовая система Индии глазами иностранцев в XIX - начале XX века 37
§ 2. Институт семьи в Индии в восприятии иностранцев в XIX - начале XX века 41
Глава III. Культура населения Индии глазами иностранцев в XIX - начале XX века 49
§ 1. Организация досуга населения Индии в XIX - начале XX века 49
§ 2. Традиции, обрядность и суеверия населения в Индии в XIX - начале XX века 54
Заключение 63
Список использованных источников и литературы 66
Актуальность темы исследования. В контексте изучения межкультурного взаимодействия, которое в XIX - начале XX в. приобретает высокую интенсивность, исследование образа колониальной Индии в восприятии иностранцев представляется особенно важным. Образы, сформированные в результате растущих контактов представителей разных культур, характеризуют процесс накопления и усвоения знаний о «Другом», а также дают информацию об особенностях их преломления на уровне национального сознания людей в XIX - начале XX в.
XIX - начало XX в. стало периодом формирования в процессе тесного контакта с западной цивилизацией тех элементов политической, социальной и культурной жизни Индии и её населения, которые остаются в индийской культуре по сей день, что помогает определить динамику развития общества. Включение Индии в состав Британской империи привело к усложнению международных отношений, что неизменно проявлялось в увеличении интереса западной цивилизации к культуре Индии как к новому и неизведанному пространству. Политические и культурные взаимодействия могли привести как к ухудшению, так и улучшению отношений, что неизбежно должно было отражаться на образе «Другого».
Через изучение данных образов в исторической ретроспективе можно выявить особенности представлений иностранцев об Индии как о внешнем объекте в национальном сознании.
Объект - Индия в XIX - начале XX в.
Предмет - восприятие колониальной Индии иностранцами в XIX - начале XX в.
Степень научной разработки темы. В рамках изучения образа колониальной Индии следует выделить несколько направлений исследований, первое из которых имагология - научная дисциплина о законах создания, функционирования и интерпретации образов «других», «чужих», инородных для воспринимающего объекта в конкретной социально-исторической среде.
О.Е. Фролова выделяет противопоставление «Восток - Запад» как проявление концепции «свой - чужой», из которой происходит и типология персонажей, отраженных в русской художественной литературе XIX в. Впрочем, независимо от принадлежности персонажа к какому-либо типу, он все равно воспринимался как странный, чужой и непонятный человек.
В 2010 г. была опубликована статья «Французский путешественник Э. Вальбезен об англичанах в Индии середины XIX в.» Г.Ю. Овериной. В статье на основе работ французского публициста середины XIX в. рассмотрена повседневная жизнь англичан в Индии, влияние нововведений на индийское население и, в целом, показан образ англичанина и индийца глазами французов соответствующего периода. Статья показывает на примере публицистических материалов XIX в. способ формирования концепции «мы» - «они» в рамках колониальной политики.
Позже была опубликована статья А.В. Головкина «Салтыков А.Д.: русский путешественник и повседневность Британской Индии в середине XIX века», где на основе писем российского путешественника А.Д. Салтыкова выявлены наиболее интересные элементы повседневной жизни индийцев и англичан. На основе этих описаний исследователь рассматривает образ индийского и английского населения в Индии.
Индология, в рамках развития более крупной дисциплины - востоковедения, получила свое развитие уже в
XIX в. не только в России, но и за рубежом. Однако наиболее обобщенные работы по истории Индии были созданы только в XX в.
Одной из крупнейших работ является «История Индии» Н.К. Синха и А.Ч. Банерджи - индийских историков. Работа является отражением взглядов членов индийского научного сообщества на ход исторического развития Индии, включает в себя период с древнейших времен до XX в. В труде большее внимание уделяется политическому развитию Индии, чем другим сферам жизни общества. Лишь частично затрагиваются социально-экономические вопросы и вопросы культуры Индии. Что касается XIX в., то авторы в малой части освещают изменения в повседневности индийского общества, останавливаясь на изменениях в социально-экономической сфере и административном управлении.
Серия «Всемирная история» отдельное внимание также уделяет истории английского завоевания Индии , однако следуя советской традиции, белорусские исследователи сохраняют упор в исследовании на экономической и политической истории.
В современном зарубежном исследовании «История Индии» Дж. Кея представлен материал по истории Индии с IV тыс. до н.э. до XXI в. Автор вместе с политическими и экономическими процессами параллельно рассматривает изменения и культурной жизни индийского общества, отдельно освещает такие элементы как традиции, философию, искусство и другое.
В советское время начинается значительное стремление источниковедов к обобщению и систематизации накопленной информации. В 1961 г. издается «Новая история Индии» под редакцией доктора исторических наук, индолога К.А. Антоновой . В исследовании упор сделан на развитие феодализма, а затем и капитализма в рамках существования Могольской державы и английского господства. Несколько глав были посвящены искусству Индии, где рассматривались архитектура, живопись и литература. Следует сказать, что большое внимание было уделено конкретно рассмотрению феодального и английского гнета в индийской деревне, вместе с тем, авторы сделали это в ущерб общей картины развития Индии в XIX в.
В 1979 г. наиболее известные советские индологи синтезируют свои исследования в научный труд «История Индии». В издании изложена история Индии с древнейших времен до XX в. В отличие от предыдущих трудов, Индия рассматривается в контексте мирового хода исторического процесса, показана активная связь Индии с другими цивилизациями, гораздо больше внимания уделено культурному развитию государства.
Справочно-аналитическое издание «Индия сегодня» представляет собой сборник статей, в которых анализируются малоизученные проблемы Индии в сфере образования, муниципализма, различные вопросы экономической истории и др.
В рамках общего изучения истории Индии, выделилось несколько более узких направлений исследования Индии, например, по вопросам политической истории Индии, её социального устройства, а также культуры.
Среди зарубежных исследований следует выделить 10-томное издание «История и культура индийского народа» под редакцией индийского историка Р.Ч. Маджумдара. В данной серии отдельное внимание уделено периоду с 1818 по 1905 гг. Издание это стало первой попыткой индийских ученых дать оценку британскому правлению в Индии. Авторы строят свое исследование вокруг политической и экономической истории государства в указанный период, подчеркивая угнетение и разорение индийского народа.
В отечественной историографии упор в изучении Индии в Новое время был сделан на рассмотрении колониальной политики и экономические отношения метрополии и колонии.
А.М. Дьяков в своей монографии рассмотрел не только крестьянское и рабочее движение, но также и национально-освободительное движение, при этом показывая «буржуазию» без резкого негативного оттенка, характерного для советской историографии первой половины XX в.
Одним из крупнейших исследований в данном направлении являются работы А.И. Левковского, который видел в колониальной политике Великобритании эксплуатацию Индии через монополистический капитал. По мнению автора, английский капитал мог контролировать возникновение тех или иных отраслей промышленности или блокировать их развитие.
Статья К.А. Фурсова рассматривает переход Ост-Индской компании от торгово-купеческой к политической организации, управляющей значительными территориями, трудности организации управленческого аппарата, а также факторы, которые привели к переходу Индии под непосредственное правление английской короны. В статье приводится большое количество фактического материала, на основе которого автор затронул лишь внешние изменения системы управления Индией.
С.А. Богомолов продолжает тему политических изменений, он подробно останавливается на эволюции системы управления Индией в последней трети XIX в., функциях органов власти и динамике заинтересованности местного населения в изменениях в политической сфере.
Д.С. Никитин обратился к изучению реформ в Индии в начале XX в., которые значительно подтолкнули развитие политического движения в колонии. Автор обращает внимание на восприятие либеральными деятелями в самой метрополии проводимых реформ и как они отражались на политическом образе колонии. Помимо этого, отдельно было рассмотрено влияние реформ на изменение политической ситуации в самой Индии.
В отечественной историографии изучение социальной сферы индийского общества было отодвинуто на «второй» план. Одной из наиболее ранних работ является статья Л.Б. Хавкиной «Быт индусов. Семья», изданная в 1909 г. и построенная на русских источниках XVIII и XIX вв. Автор подробно останавливается на восприятии детства и отношениях родителей и детей.
В исследовании «Касты в Индии», изданном в 1956 г явления «джати» и «каста» рассмотрена в динамике их развития с древнейших времен до новейшего времени. Были также изучены региональные особенности каст. Для данной работы особенно важным было изучение раздела, посвященного использованию Англии кастовой системы в рамках колониальной политики. Вместе с тем, изучение касты в работе велось через призму экономической политики метрополии в данном регионе.
Исследование Е.Н. Успенской «Антропология индийской касты» стало одной из самых крупных работ в XXI в. Центральной мыслью монографии стала точка зрения автора, о том, что феномен «каста», которая стала одним из основных понятий в изучении Индии, является изобретением европейской колониальной науки. Е.Н. Успенская называет базовой функциональной ячейкой индийского общества не касту, а категорию «джати». Упор в работе сделан на соотношение данных понятий.
Параллельно шла разработка проблематики, касающейся культуры Индии. В конце 1930-х гг. была написана работа П. Томаса «Индия. Эпос, легенды, мифы». Автор акцентирует внимание на религиозных верованиях индийского народа, в книге приведены редкие мифы и легенды малоизвестные широкому кругу читателей.
Под редакцией большого специалиста в области истории и культуры Индии, А.Л. Бэшема, в 1998 г. было выпущено совместное исследование зарубежных индологов «Культурная история Индии», где были рассмотрены такие стороны жизни как философия, религия, общественная организация, наука и т.д. Вместе с тем, культурная история региона не рассматривалась обособленно от политического процесса, что позволяет рассмотреть изменение культуры Индии в историческом контексте.
Советскими учеными-индологами М.П. Бабкиной и С.И. Потабенко как отдельный феномен индийской культуры был рассмотрен индийский театр. В своем исследовании авторы представляют народный театр не как форму элитарной культуры, а как явление, имеющее свои корни в народных массах, и поэтому неотделимое от них. Помимо этого, народному театру Индии в исследовании дано подробное описание, а также проведена характеристика нескольких видов индийского театра и выявлены их особенности.
Одной из работ, представляющих историографическую ценность, является собрание лекций С.Ф. Ольденбурга, изданное в 1991 г. В издании были собраны материалы, которые С.Ф. Ольденбург представил в нескольких университетах в 1920-е гг. В состав сборника вошли общие лекции по культуре Индии, раздел о влиянии восточной литературы на западные традиции, лекции, посвященные искусству Индии и др. С.Ф. Ольденбург уделял много внимания изучению культуры сельской общины и практически не рассматривал культуру индийских городов, что говорит о не полном изучении Индии в контексте культурной проблематики.
Уже в XIX в. выявилась проблема влияния и взаимодействия индийской и европейской культур, что нашло свое выражение в ряде работ.
В числе исследований по данной проблематике выделяется труд К. Маркса «Будущие результаты британского владычества в Индии», изданный на русском языке в 1957 г. К. Маркс являлся одним из первых мыслителей XIX в., рассмотревшим влияние английского элемента в восточном регионе. В труде немецкого философа и экономиста освещается экономический аспект взаимодействия Англии и Индии, поэтому исследование мало актуально для изучения диалога культур, однако представляет собой историографическую ценность.
В рамках рассмотрения культурного аспекта проблемы взаимодействия Европы и Индии ученые-индологи сделали значительный шаг в исследовании в конце XX в.
Образ Индии в творчестве европейских деятелей культуры рассмотрела Е.К. Карпова в статье «Тема Индии в творчестве английских композиторов конца XIX - начала XX веков». В статье рассматривается влияние восточных традиций на духовною сферу Англии в конце XIX в. на основе произведений композиторов Сирила Скотта, Густава Холста и Гренвила Бантока. Однако автор рассматривает такое явление только как результат экономических процессов, обходя стороной политическое взаимодействие Англии и Индии, а также тесное культурное взаимодействие части английского населения с восточным регионом.
Одним из наиболее основательных трудов по взаимодействию культур Востока и Запада является исследование И.Ш. Ментешашвили «Соприкосновение цивилизаций Запада и Востока в период деятельности в Индии английской Ост-Индской компании» . Автор подошел к изучению англо-индийского взаимодействия как к столкновению и сосуществованию двух культурных моделей. В малой степени рассмотрены экономические и политические аспекты, наибольшее внимание уделено влиянию этих культур друг на друга.
В 2012 г. была опубликована статья «"Британская Индия” в художественном творчестве: проблема реалий» Е.Ю. Пугиной, где были рассмотрены «индийские элементы» в творчестве английских писателей конца XIX - второй половины XX вв . Это исследование, прежде всего, произведено в рамках лингвистической науки, поэтому историк может использовать для себя лишь часть информации, изложенной в статье.
В 2013 г. была опубликована статья Е.С. Юрловой «Индийские женщины. Традиции и современность», в которой автор рассмотрела понимание брака в индийском обществе, а также чем индийская семья отличается от европейской семьи и в чем плюсы данного различия . Статья рассматривает несколько сторон семейной жизни, однако она больше ориентирована на современное понимание семьи в Индии.
Л.Р. Радченко рассматривает развитие системы среднего и высшего образования в Индии в XIX в., какие цели преследовало английское правительство, а также к каким результатам привела внедренная система . Однако сам автор напрямую не связывает внедрение английского типа образования в Индии с тем влиянием, которое оно впоследствии оказало на формирование отдельных групп населения и их системы мировоззрения.
В целом, в историографии выделяется несколько проблем по истории Индии. Наиболее изученными являются такие проблемы, как экономическое положение Индии в период Британского господства, раскрыто развитие английского аппарата управления в Индии, значительно затронута проблематика взаимодействия Англии и Индии.
Однако большим недостатком является то, что на русский язык переведено лишь небольшое количество
фундаментальных трудов зарубежных историков и этнологов, посвященных истории культуры Индии. Однако, вследствие того, что историческая имагология в отечественной науке оформилась в самостоятельную дисциплину лишь в конце XX в., то на данный момент следует сказать об отсутствии крупных трудов в данном направлении. Поэтому в исторической науке практически не затронута тема образа индийского населения в восприятии иностранцев в XIX - начале XX вв. Не имеется ни одного полноценного исследования, посвященного исследованию данной темы, а также изменению образа во времени и его особенностям.
Цель исследования - выявить целостный образ индийского общества в представлении иностранцев в XIX- начале XX вв.
Задачи:
1) проанализировать политическую систему Индии в XIX - начале XX в.;
2) изучить систему управления Индией и особенности положения индийцев, находившихся на английской службе в XIX - начале XX в.;
3) оценить систему образования кадров в сфере государственного управления среди индийского населения в XIX - начале XX в.;
4) определить социальное устройство Индии в восприятии иностранцев в XIX - начале XX в.;
5) установить представления иностранцев о кастовом строе Индии в XIX - начале XX в.;
6) раскрыть образ индийской семьи в восприятии иностранцев в XIX - начале XX в.;
7) охарактеризовать культуру населения Индии глазами иностранцев в XIX - начале XX в.;
8) выяснить организацию досуга населения Индии в XIX - начале XX в.;
9) исследовать традиции, обрядность и суеверия населения Индии в XIX - начале XX в.
Характеристика источниковой базы. В основе данной работы лежит анализ нескольких видов исторических источников: источники личного происхождения, публицистика, литературные произведения, законодательные акты.
Источники личного происхождения - это группа видов исторических источников, функцией которых является установление межличностной коммуникации в эволюционном и коэкзистенциальном целом и автокоммуникации . К числу источников личного происхождения относятся дневники, эпистолярные источники, мемуары и т.д.
Эпистолярные травелоги Э. Фей, опубликованные в 1817 г. являются одним из наиболее ранних источников . В письмах содержится описание пребывания английской путешественницы в Индии в течение нескольких лет. Источник является важным для выявления отношения жителей метрополии к местному индийскому населению, на основе которого создавалась определённая модель поведения этих двух групп.
Письма из Индии Альфреда Дювоселя , опубликованные в 1834 г., содержат фрагменты, в которых путешественник описывает города, например, Калькутту, Шандернагор. Автор уделяет внимание коренному населению Индии, образу жизни индийских наместников и др.
Письма из Индии Виктора Жакмонта , опубликованные в 1834 г., посвящены истории путешествия французского натуралиста в Индию. В письмах внимание уделяется повседневной жизни англичан и отношению европейцев к индийскому населению.
Опубликованные в 1841 г. письма из Восточной Индии князя А.Д. Салтыкова представляют часть его путешествия, в ходе которого автор активно общался с местным населением и имел возможность наблюдать за его традиционным укладом жизни.
Помимо эпистолярных источников в группу видов источников личного происхождения входят мемуары. «Выписки из путешествия в Восточную Индию, на острова филиппинские и в Китай» Феликса Ренуара де Сан-Кру , отрывки из которого были опубликованы в России в 1811 г.
Они были посвящены описанию обычаев индийского народа, например, здесь содержаться информация о праздниках огня и воды, описание кастовой системы и описание такой касты как девандасси, т.е. служительниц божества.
«Воспоминания полковника Слимена» в публикации 1845 г. содержат множество сведений о структуре управления Индией и примеров о суевериях индийского народа.
«Домой из Индии (Воспоминания путешественника)» Веры Джонстон в издании 1891 г. повествуют о нескольких индийских городах, например, Калькутте, Бомбее и др. Автор описала облик местного населения, обратив внимание на внешний вид и различие диалектов.
Путевые очерки М. Иовановича были опубликованы в России в 1897 г. . Они были составлены в ходе его путешествия в Индию, где автор описывал свои впечатления, преимущественно от пребывания в Бомбее.
Источники личного происхождения являются наиболее репрезентативными для изучения данной темы, так как они дают исследователю информацию непосредственно о внешнем виде, повседневной жизни, традициях и т.д. индийского и английского населения в Индии. Помимо этого, они содержат материалы личного характера, например субъективную оценку иностранцами окружающей среды, что невозможно выявить в официальных документах, так как те носят деловой характер. Следует сказать, что информация из таких источников позволяет наиболее точно выполнить поставленную цель.
Следующим видом источников, важным для изучения данной темы, является публицистика. Публицистика - род произведений, посвященных актуальным проблемам общества, речь которого обращены непосредственно к широкой общественности. Авторство произведения может единичным или коллективным.
К числу источников данного вида, используемых в данной работе, относится статья «О походе Французов в Ост- Индию», изданная в 1808 г., которая включает информацию о положении англичан в Индийском регионе и об отношении индийского населения к европейцам.
В 1808 г. была издана статья из работы Уильяма Теннанта «Indian Recreations» - «Некоторые известия о Восточной Индии, о прежнем и нынешнем гражданском порядке в ней, о нравах и обычаях ее жителей» . Публикация включает в себя описание всех районов Индии, включенных в Британское владение, помимо того имеет описание индийских городов начала XIX века и крупных народностей, например, маратхов.
В «Воспоминаниях об Ост-Индии» Якоба Гафнера , изданных также в 1808 г., автор подробно описывает ритуал сати, опираясь на собственный опыт, после чего обращается к проблеме «отставания индийской культуры».
Статья «О внутреннем правлении и обычаях шейков» Н. Милютина, опубликованная в 1836 г. освещает положение индийских князей в зависимых княжествах, общую характеристику их правления. Автор подробно описывает систему управления и наследования власти, находит её неполноценной, вследствие суеверности индийских правителей.
«Индия под британским владычеством» Д.Б. Паноэна, изданная в России в 1849 г. освещает в основном военное и политическое устройство Индии в первой половине XIX в., однако затрагивает также и результаты миссионерской деятельности представителей католичества и протестантизма.
Статья Дж. Лемуана «Современная летопись: события в Индии» была опубликована на русском языке в 1857 г. в журнале «Русский вестник». В центре статьи стоит цель освещения событий восстания сипаев. Через рассмотрение вопроса обоснованности восстания, возможно выявить взгляд данного английского общественного деятеля на вопрос о политической самостоятельности Индии.
В 1881 г. в журнале «Русский вестник» была опубликована статья Радды-Бай (Е.П. Блаватской) о празднике Дурбар в г. Лахоре. Статья описывает опыт присутствия путешественницы на одном из главных индийских праздников.
Таким образом, публицистика выражает авторскую точку зрения конкретной группы людей или человека на общественно-значимые проблемы, характерные для европейского общества в XIX - начале XX вв., что необходимо для выявления более общего взгляда на различные проблематики.
Еще один вид источников, отражающий образ индийского населения XIX - начала XX вв., - это литературные произведения.
Сочинения Т.Б. Маколея ярко отражают взгляды части английского общества на индийское сообщество. Прежде всего, для произведений, использованных в данной выпускной квалификационной работе, характерно оценочные суждения о местном населении Индии. Помимо этого, Т.Б. Маколей, являвшийся сторонником внедрения английского типа образования в индийское общество, также включает свои рассуждения на данную проблему в свои работы и т.д.
Произведение Е.П. Блаватской «Письма из пещер и дебрей Индостана» , изданное впервые в 1883 г., подробно описывает путешествие русской дворянки и ряда ее спутников по территории Индии. Путевые заметки содержат в себе значительное количество информации о жизни местного и английского населения в городе, о взаимоотношениях этих двух групп и многое другое.
В работе этот вид источников также представлен романом Р. Киплинга «Ким» , который публиковался в журнале «Cassell's Magazine» в течение 1901 г. Автор изображает Индию в конце XIX в., где ярко описан диалог двух культур, показаны различные социальные группы.
«Индийские воспоминания: воспоминания о военной службе, спорте и т.д.» Р. Бадена-Пауэлла, изданные в 1915 г. Являясь политическим деятелем, находившимся на индийской гражданской службе, он издал воспоминания, в которых особое внимание уделил вопросам взаимодействия английского и местного населения Индии, досуговой деятельности населения и т.д.
«Выступления по Индийским делам » («Speeches on Indian Affairs») Дж. Морли включают в себя выступления английского государственного деятеля в парламенте по рассматриваемым вопросам, например, о расширении политических прав индийского населения, об участии Индии в Первой Мировой войне и др.
Большое количество деталей, вводимых в литературное произведение, имеют и научную ценность. Помимо этого автор неосознанно или наоборот целенаправленно может создавать обобщенные образы, прибегая к приему символизма, включая в него множество черт, характерных для более широко круга людей, предметов, процессов и т.д.
Еще одним видом источников, используемых в работе, являются законодательные источники. Законодательные источники - это документы, в которых отражены правовые нормы, регулирующиеся общественными отношениями, и зафиксированные государством.
Бенгальское положение о сати было принято в 1829 г. генерал-губернатором У. Бентинком . Закон предусматривал введение судебного преследование за совершение ритуала «сати».
Парламентский акт об управлении Индией 1833 г. определял Ост-Индскую компанию как чисто политическую организацию, выделил основные принципы управления индийскими территориями.
Лахоррский англо-сикхский договор 1846 г. фактически ликвидировал последнее независимое от англичан государство на территории Индии - Пенджаб. Договор означал установление контроля Англии над сикхским правительством при сохранении ее прежней правящей династии.
«Из доклада Дальхузи палате директоров Ост-Индской компании о мероприятиях, проведенных им за время его генерал-губернаторства от 1856 г.» - отчет о проделанной работе Ост-Индской компании в Индии, куда включены сведения, касающиеся городов Индии, например, открытие колледжей для инженеров в Калькутте и Мадрасе.
«Акт о лучшем управлении Индии» , принятый 2 августа 1858 г. официально утвердил переход управления территорией Индии от Ост-Индской компании к английской короне. Этот акт фактически утвердил Индию в качестве британской колонии.
Закон об Индийский советах (Indian Council Act of 1861), учрежденный парламентом Великобритании,
восстанавливал в Калькутте и Бомбейском президентстве исполнительные, законодательные и совещательные советы.
Акт об учреждении ордена Индийской империи (The Most Eminent Order of the Indian Empire) устанавливал существование рыцарского ордена, которым награждались британские и местные чиновники, служившие в Индии.
Помимо этого в данной выпускной квалификационной работе используется группа вспомогательных источников.
В качестве такового используется собрание религиозных текстов «Ригведа» . Сборник является первым известным памятником древнеиндийской литературы, написанным на ведийском языке. Самые ранние тексты сборника по времени создания, вероятно, относятся ко II - VII вв. н.э.
В качестве вспомогательного источника, относятся Законы Ману, в которых IX глава посвящена трактовке брака. Источник датируется II в. до н.э. - II в. н.э. В Средневековье и период Нового времени Законы Ману имели большое влияние на общество, поэтому их целесообразно использовать в данном исследовании. Законодательные источники являются необходимым элементом исследования, так как невозможно рассматривать культурные процессы в отрыве их от экономической и политической сфер.
Также как вспомогательный источник в выпускной квалификационной работе были использованы философские трактаты.
Камасутра - древнеиндийский трактат, созданный предположительно в III - IV вв. н.э. Источник содержит ряд глав, описывающих распорядок дня индийского жителя, отношения мужчины и женщины до свадьбы, а также мужа и жены.
Таким образом, древнеиндийские тексты, имевшие в XIX в. влияние на общество, выступают важной частью исследования, так как во многом являются отражением метафизических представлений индийцев о браке и семье.
Методологическая основа исследования. Для решения поставленных цели и задач в выпускной квалификационной работе были использованы следующие методологические подходы: социальная антропология изучает человека и человеческое общество, а также отдельные социальные единицы в XIX - начале XX в.; гендерная история, раздел методологии, в котором одним из важнейших аспектов, определяющих течение повседневной жизни и социальной организации общества, является соотношение мужского и женского опыта; историческая этнология, то есть изучение местного населения Индии происходит через его происхождение, культуру и поведение; имагология, подход целью которого является изучение возникновения, функционирования и интерпретации образов «Чужих» для воспринимающего объекта.
В данной работе использованы общенаучные и специально исторические методы научного исследования. В число использованных общенаучных методов вошли: анализ - метод необходимый для разделения целого комплекса представлений об индийском обществе в XIX в. на его составные части для изучения отдельных аспектов, таких как политика, культура и социальная сфера; синтез позволяет объединить необходимую информацию, полученную в результате анализа, в единое целое для формирования образа Индии XIX - начала XX вв. у иностранцев.; индукция - метод, использованный для выявления образа Индии в XIX - начале XX вв. на основе информации, полученной из различных источников. Например, упоминание ритуала сати в нескольких источниках нескольких авторов дает возможность предположить его существование во всем индийском обществе; дедукция - метод, который позволяет распространить образ индийского населения на отдельных людей. Например, абстрактное описание положения женщины в индийской семье позволяет выявить поведение конкретной женщины в случае ее ссоры с главой семьи.
К числу специально-исторических методов, использованных в работе, относятся: историко-генетический метод, который направлен на поиск и показ причинно-следственных связей в процессе выявления исторического развития; историко-сравнительный метод заключается в сравнении информации об одном явлении или событии в различных источниках; историко-системный метод позволяет рассмотреть образ Индии в XIX - начале XX вв. как некую структуру, выявить взаимосвязь ее элементов и их функции.
Хронологические рамки: с 1800-х гг. по 1914 г. Нижняя хронологическая граница соотносится с первыми годами XIX в., которые отмечены повышением интереса со стороны иностранцев к культуре Индии, после укрепления там в конце XVIII в. Ост-Индской компании. Верхняя хронологическая граница обусловлена вступлением Индии в Первую Мировую войну на стороне Великобритании.
Географические рамки: территория княжеств Кашмир, Пенджаб, Бенгалия, Ассам, Бирма, Синдхия, Хайдебарад, Раджпутана, а также Мадрасское президентство.
Данная работа прошла две апробации на Международной научной конференции «Путь в науку». 17 апреля 2019 г. был представлен доклад «Восприятие населения Индии XIX в. иностранными путешественниками» , в котором отразились некоторые выводы по данной выпускной (бакалаврской) работе.
Вторая апробация состоялась 23 апреля 2020 г. Был представлен доклад «Образ индийской женщины в восприятии иностранных путешественников в XIX - начале XX века» , в котором отразились некоторые аспекты данной выпускной квалификационной работы.
Данная выпускная квалификационная работа имеет следующую структуру: введение, 3 главы, разделенные на параграфы, заключение и список использованных источников и литературы. В первой главе выявлен политический образ Индии XIX - начала XX в. в восприятии иностранцев через выявление системы управления Индией и системы образования кадров в сфере государственного управления среди индийского населения. Во второй главе охарактеризована социальная сфера индийского общества глазами иностранцев в XIX - начале XX в. на примере кастового строя и института семьи. В третьей главе анализируется культурный образ индийского населения XIX - начала XX в. на примере организации досуга, а также традиций, обрядности и суеверий в восприятии иностранцев. В заключении выявлен целостный образ индийского общества в представлении иностранцев в XIX- начале XX в.
Образ колониальной Индии в восприятии иностранцев в XIX - начале XX в. имел сложную структуру и складывался под воздействием определенных факторов. Важно отметить, что при нахождении иностранцев в среде индийской культуры у них появлялись новые мысли и идеи разного содержания, например, понимание существования другой отличной культуры, обострение собственной идентичности, размышления о политике Англии в данном регионе и т.д. Столкновение менталитетов подталкивало людей, не только иностранцев, но и часть местного населения, к осмыслению сложности мирового культурного пространства, что отражалось в ряде сфер жизни общества: искусстве, политике, науке и т.д.
Факторы, которые влияли на складывание образа, имели разную природу, например, различие восприятия разных гендеров, особенности колониальной политики других государств, особенности мировоззрения конкретной личности и т.д. Они не только влияли на эмоциональную окраску образа, но также и на выбор объекта формировавшегося образа, отбор элементов, которые бы включались в данный образ и его роль в изменении существовавшего восприятия личности.
Следует выделить два образа Индии в восприятии иностранцев: образ, который иностранцы получали через некоторые источники, и образ, который формировался при непосредственном нахождении человека в условиях чужой культуры и контакта с представителями другого менталитета.
Информация, которую иностранцы получали через источники и собственный опыт, могла отличаться. Жители метрополии или государств, принадлежавших к числу западноевропейских, имели самое общее и поверхностное представление о колониальной стране, которое во многом основывалось на политическом образе Индии. Зачастую управление колонией подразумевалось как своеобразное «просвещение» другого государства, что проявлялось в формировании структуры административного управления по подобию метрополии. Вместе с тем идея о направлении по «правильному» пути другой культуры затрагивала лишь малую и незначительную её часть, в то время как основа индийской культуры - варно-кастовая система и влияние индуизма на жизнь общества, практически не имели на себе влияния со стороны политики метрополии. Таким образом, мысль о «преобразовании» могла нести лишь статусное значение для обоснования основной концепции колониальной политики Британской империи.
Религия выступала как «суперсистема», из-за которой формировался ряд особенностей индийской культуры, тяжело воспринимавшихся иностранцами. Осмысление роли индуизма в существовании индийского общества прослеживается уже у тех путешественников, которые непосредственно были знакомы с реалиями данного региона, поэтому их образ колониальной Индии отличался от образов иностранцев, которые имели сравнительно меньше контактов с чужой культурой. Оценки такой особенности индийской культуры, как строгое следование религиозным правилам и их влияние на повседневную жизнь индийского населения, имели разные оттенки. В большинстве своем преобладали оценки негативного характера. Это было связано с тем, что формирование образа зависело от интенсивности контактов субъекта восприятия с представителями других культур. В свою очередь, большинство иностранцев имели контакты с представителями западноевропейской цивилизации, в то время как особенности индийской культуры были им чужды.
Вместе с тем, структура индийского общества с приходом западноевропейского элемента, имела некоторые сдвиги. Это выразилось в формировании прослойки в обществе, обладавшей сложной системой мировосприятия. Несмотря на это, образ местного населения остался без изменений. Это можно объяснить интенсивностью контактов данной группы людей именно с местной частью населения, а не с иностранцами, взгляды которых они разделяли, но так и не нашли точек соприкосновения в мировоззренческом плане.
Таким образом, стоит говорить о сложности и неоднородности образа индийского населения в восприятии иностранцев в XIX - начале XX вв., что было связано с мировоззренческой картиной человека или группы, воспринимавших данный образ. Вероятно, можно определить и определенное влияние образа на ведение политики Англии в данном регионе, что может быть предметом изучения в отдельной работе.
1. Акт о лучшем управлении Индией // WayBack Machine. [Электронный источник]. URL: https://web.archive.org/ web/20080820032456/http ://proj ectsouthasia .sdstate. edu /Docs/history/primarydocs/Political_History/ ABKeithDoc028.htm (дата обращения: 15.11.2019).
2. Блаватская Е.П. Из дневника русской женщины // Восточная литература. [Электронный источник]. URL: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Indien/XIX/1860- 1880/Blavatskaja_E_P/text1.htm (дата обращения:
16.02.2020) .
3. Блаватская Е.П. Письма из пещер и дебрей Индостана // E-Libra. [Электронный источник]. URL: https://e-nbra.ru/read/317485-pis-ma-iz-pescher-i-debrey- indostana.html (дата об-ращения 03.01.2020).
4. Воспоминания об Ост-Индии Якоба Гафнера //
Восточная литература. [Электронный источник]. URL: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Indien/XIX/1800- 1820/Izvest_ost_ind/text2. phtml?id=6790 (дата обращения: 02.10.2019).
5. Воспоминания полковника Слимена // Восточная
литература. [Электронный источник]. URL: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Indien/XIX/1840- 1860/Sleeman_W_H/text2.htm (дата
обращения:13.10.2019).
6. Выписки из путешествия в Восточную Индию, на
филиппинские острова и в Китай // Восточная литература. [Электронный источник]. URL:
http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Indien/XIX/1800- 1820/Sent_Kru/text1.phtml?id=6813 (дата обращения: 12.10.2019) .
7. Джонсон В. Домой из Индии (Впечатления
путешественника) // Восточная литература. [Электронный источник]. URL:
http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Indien/XIX/1880- 1900/Jonston_V/text1.htm (дата обращения: 22.12.
2019) .
8. Дювосель А. Письма из Индии // Восточная
литература. [Электронный источник]. URL:
http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Indien/XIX/1820- 1840/Duvosel/text1.phtml?id=.6108 (дата обращения: 30.09.2019) .
9. Из доклада Дальхузи палате директоров Ост-Индской компании о мероприятиях, проведенных им за время его генерал-губернаторства (28 февраля 1856 г.) // История Востока в Новое время: хрестоматия / сост.
В.Н. Садченко, Л.Н. Величко, А.Н. Птицын. Ставрополь, 2015. С. 170-178.
10. Иованович М. Бомбей // Восточная литература.
[Электронный источник]. URL:
http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Indien/XIX/1880- 1900/Iovanovic_M/text1.htm (дата обращения: 07.03.2020) .
11. Киплинг Р. Ким. М.: Высш.шк, 1990.
12. Лахоррский англо-сикхский договор (9 марта 1846
г.) // История Востока в Новое время: хрестоматия / сост. В.Н. Садченко, Л.Н. Величко, А.Н. Птицын. Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2015. С. 165-169.
13. Ленуан Дж. Современная летопись: события в
Индии // Восточная литература. [Электронный источник]. URL:
http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Indien/XIX/1840- 1860/John_Lemuan/text1 .phtml?id=9715 (дата
обращения: 15.11.2019).
14. Маколей Т.Б. Сэр Томас Мор или беседы о
прогрессе и будущности общества // Lib.ru: Классика. [Электронный источник]. URL: http://az.lib.ru/
m/makolej_t_b/text_1830_besedy_souti_oldorfo.shtml (дата обращения: 15.11.2019);
15. Милютин Н. О внутреннем управлении и обычаях
шейков // Восточная литература. [Электронный источник]. URL:
http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Indien/XIX/1820- 1840/ZMVD/vnutr_upr_sikh_1836.htm (дата общения: 08.11.2019) .
16. Некоторые известия о Восточной Индии, о
прежнем и нынешнем гражданском порядке в ней, о нравах и обычаях ее жителей // Восточная литература. [Электронный источник]. URL:
http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Indien/XIX/1800- 1820/Izvest_ost_ind/text 1. phtml?id=6774 (дата обращения: 30.01.2020).
17. О походе Французов в Ост-Индию (Из
Архенгольцовой Минервы) // Восточная литература. [Электронный источник]. URL:
http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Indien/XIX/1800- 1820/Pochod_fr_voj sk/text1.phtml?id=6773 (дата обращения 13.10.2019).
18. Паноэн Д. Б. Индия под английским
владычеством // Восточная литература. [Электронный источник]. URL:
http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Indien/XIX/1840- 1860/Panhoen_B/text1.htm (дата обращения:
15.11.2019) .
19. Письма из Индии (Виктора Жакмонта) // Восточная литература. [Электронный источник]. URL: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Indien/XIX/1820- 1840/Jackmon/text1.phtml?id=6110 (дата обращения: 13.10.2019) .
20. Письмо из Индии // Восточная литература.
[Электронный источник]. URL: (дата обращения:
http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Indien/XIX/1840- 1860/Saltykov_II/text1.htm (дата обращения: 05.10.2019) .
21. Ригведа. Мандалы IX - X / подг. изд. Т.Я.
Елизаренкова. М.: Наука, 1999.
22. Хартия Ост-Индской компании (1833 г.) //
Вологодская областная научная библиотека.
[Электронный источник]. URL: https://www.booksite.ru/ fulltext/0/001/005/213/13.htm (дата обращения:
08.11.2019) .
23. Baden-Powell R. Indian memories; recollections of
soldiering, sport, etc // WayBack Machine. [Electronic resource]. URL:
https://archive.org/details/indianmemoriesre00bade/page/ 26/mode/2up (accessed: 12.03.2020).
24. Fay E. The Original Letters from India // Archive.org.
[Electroni resource]. URL:
https://archive.org/details/originalletters00forsgoog/page/ n7 (accessed: 07.02.2020).
25. Indian Council Act of 1861 // WayBack Machine.
[Electronic resource]. URL:
https://archive.org/stream/indiancouncilsa01britgoog/indi ancouncilsa01britgoog_djvu.txt (accessed: 15.11.2019).
26. Macaulay T.B. Minute by the Hon'ble T. B. Macaulay, dated the 2 th February 1835 // Columbia University in the city of New York. [Electronic resource]. URL: http ://www.columbia.edu/itc/mealac/pritchett/00generalli nks/macaulay/txt_minute_education_1835.html (accessed:
16.11.2019) .
27. Morley J. Speeches on Indian Affairs // WayBack Machine. [Electronic resource]. URL: https://archive.org/ details/speechesonindian00morliala/page/n4 (accessed:
15.11.2019) .
28. The Bengal Sati Regulation, A.D. 1829 of the Bengal Code, 4 December 1829 // Archives of Empire. Volum I. From the East India Company to the Suez Canal. L.,2003. P. 361-364.
29. The Most Eminent Order of the Indian Empire // The
Gazzite. [Electronic resource]. URL:
https://www.thegazette.co.uk/issues/25773/pages/218 (accessed: 15.11.2019).
Литература:
1. Антонова К.А., Бонгард-Левин Г.М., Котовский Г.Г. История Индии. М.: Мысль, 1979. 558 с.
2. Бабкина М. П., Потабенко С. И. Народный театр Индии. М.: Наука, 1964. 167 с.
3. Богомолов С.А. Концептуальные проблемы
реформирования системы государственного
управления в Британской Индии в последней трети XIX века // CyberLeninka. [Электронный источник]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualnye-
osnovy-reformirovaniya-sistemy-gosudarstvennogo- upravleniya-v-britanskoy-indii-v-posledney-treti-xix-veka/ viewer (дата обращения: 11.11.2019).
4. Всемирная история: в 24 т. Т. 14. Период английского завоевания Индии / А.Н. Бадак, И.Е. Войнич, Н.М. Волчек и др. Мн.: Современный литератор, 1999. 512 с.
5. Головкин А.В. Салтыков А.Д.: русский путешественник
и повседневность Британской Индии в середине XIX века // VITA MEMORIAE: ИСТОРИЯ, ПАМЯТЬ,
ИДЕНТИЧНОСТЬ / НГПУ им. К. Минина. Нижний Новгород, 2017. С. 75-76.
6. Дьяков А.М. Национальный вопрос и английский империализм в Индии. М.: Госполитиздат, 1948. 328 с.
7. Индия сегодня: справочно-аналитическое издание / под ред. Т.Л. Шаумян. М.: Институт востоковедения РАН, 2005. 592 с.
8. Источниковедение: Теория. История. Метод.
Источники российской истории: Учеб. пособие / И.Н. Данилевский, В.В. Кабанов, О.М. Медушевская, М.Ф. Румянцева. М.: Открытое общество, 1998.
9. Карпова Е.К. Тема Индии в творчестве английских композиторов конца XIX - начала XX веков // Индия: традиция и современность. Уфа, 2000. С. 59-61.
10. Касты в Индии / отв. ред. Г.Г. Котовский. М.: Наука, 1956. 347 с.
11. Кей Д. История Индии. М.: Астрель, 2011. 763 с.
12. Левковский А.И. Некоторые особенности развития капитализма в Индии до 1947 г. М.: Госполитиздат, 1956. 420 с.
13. Маркс К. Будущие результаты британского владычества в Индии // Собр. соч. в 50 т. М., 1957. Т. 9. С. 224-230.
14. Ментешашвили И.Ш. Соприкосновение
цивилизаций Запада и Востока в период деятельности в Индии английской Ост-Индской компании. Тбилиси: Изд-во Тбилис. ун-та, 1998. 241 с.
15. Никитин Д.С. Реформа Морли-Минто в Индии:
позиция Индийского Национального Конгресса (19061907 гг.) // CyberLeninka. [Электронный источник]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/reforma-morli-
minto-v-indii-pozitsiya-indiyskogo-natsionalnogo- kongressa-1906-1909-gg/viewer (дата обращения:
15.11.2019) .
16. Новая история Индии / отв. ред. К.А. Антонова. М.: Издательство иностранной литературы, 1961. 834 с.
17. Оверина Г.Ю. Французский путешественник Э. Вальбезен об англичанах в Индии в середине XIX века // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: международные отношения. 2010. № 2.
С. 59-64.
18. Ольденбург С.Ф. Культура Индии. М.: Наука, 1991. 279 с.
19. Папилова Е.В. Имагология как гуманитарная
дисциплина // Cyberleninka. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/imagologiya-kak-gumanitarnaya-distsiplina (дата обращения:
21.10.2019) .
20. Пол Т. Индия. Эпос, легенды, мифы / пер. с англ. СПб.: Евразия, 2000 (1-е изд. 1939). 345 с.
21. Пугина Е.Ю. «Британская Индия» в
художественном творчестве: проблема реалий //
Elibrary. [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=23007224 (дата обращения: 13.02.2020).
22. Радченко Л.Р. Политика Британских колониальных властей в Индии в сфере высшего образования // CyberLininka. [Электронный источник]. URL: https://cyberlenmka.ru/article/n/politika-britanskih- kolonialnyh-vlastey-v-indii-v-sfere-vysshego-obrazovaniya/ viewer (дата обращения: 15.11.2019).
23. Синха Н. К., Банерджи А. Ч. История Индии / пер. с
англ. Л.В. Степанова, И.П. Ястребова, Л.А. Княжинская. М.: Издательство иностранной
литературы, 1954. 437 с.
24. Успенская Е.Н. Антропология индийской касты. М.: Наука, 2010. 557 с.
25. Фролова О.Е. Восток и Запад в русском художественном повествовательном тексте первой половины XIX в. // Россия и мир глазами друг друга: из истории взаимодействия. 2000. Вып. 1. С. 148 - 164.
26. Фурсов К.А. Британская Ост-Индская компания: история институциональной мутации // CyberLeninka.
[Электронный источник]. URL:
https://cyberleninka.ru/article/v/britanskaya-ost-mdskaya- kompaniya-istoriya-institutsionalnoy-mutatsii (дата обращения: 11.11.2019).
27. Хавкина Л.Б. Быт индусов. Семья // Индонет. [Электронный ресурс]. URL:
https://indonet.ru/article/byt-indusov-semya (дата
обращения: 16.04.2020).
28. Юрлова Е.С. Индийские женщины. Традиции и
современность // ELibrary. [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19415290 (дата
обращения: 15.04.2020).
29. A Cultural History of India / Ed. by Basham A.L. Oxford University Press, 1998. 585 p.
30. British Paramountcy and Indian Renaissance / Ed. by R. C. Majumdar. Calc., 1952. 1231 p.