ОГЛАВЛЕНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОДТЕКСТ КАК ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРИЕМ 7
1.1. Подтекст в искусстве 7
1.2. Определение подтекста 8
1.3. Восприятие подтекста читателем 10
1.4. Средства формирования подтекста 12
ГЛАВА 2. ПРИЕМ ПОДТЕКСТА В РАССКАЗАХ Ю. КАЗАКОВА 16
2.1. Особенности подтекста в рассказе Ю. Казакова «В тумане» 16
2.2. Подтекст в рассказе «Вон бежит собака!» 21
2.3. «От Адама уходила Ева...»: явное и скрытое в рассказе «Адам и Ева» 27
ГЛАВА 3. ПРИЕМ ПОДТЕКСТА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ. .40
3.1. Подтекст и творчество Ю. Казакова в школьной программе 40
3.2. Термин «подтекст» на уроках литературы в школе (на
примере рассказов «Вон бежит собака!» Ю. Казакова и «Хамелеон» А. Чехова) 41
3.3. Анализ разработанных конспектов 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64
Юрий Павлович Казаков (1927-1982) - советский писатель, сценарист и один из крупных представителей советского рассказа. Писатель получил признание благодаря своим рассказам. Наиболее известными произведениями являются: «Голубое и зеленое», «Тедди», «Арктур - гончий пес», «На полустанке», «Двое в декабре», «Во сне ты горько плакал» и др. Рассказы автора были переведены на многие иностранные языки, а в Италии Казакову в 1970 году вручили премию имени Данте Алигьери. Несмотря на известность в СССР и за рубежом в 50-70 годы, в настоящее время лишь некоторые тексты автора были изучены.
Наша работа посвящена исследованию подтекста в рассказах Юрия Казакова. Это связано с особенностями поэтики автора. Сюжеты в прозе Казакова, как отмечает биограф и исследователь его творчества Игорь Кузьмичев, вообще не главное, писатель будто выбирает ситуации, лишенные даже небольшой занимательной интриги, но ситуации эти полны глубинного драматизма1. Толчком к рождению рассказа могло быть обычное ощущение, деталь быта или оброненная кем-то фраза, как получилось, например, с рассказом «Вон бежит собака!», о котором мы будем говорить дальше. В центре внимания писателя не целая жизнь человека, а только фрагмент. В большинстве случаев у рассказов открытый конец, который дает надежду читателю на лучшее завершение истории героев.
В связи со стремлением автора не раскрывать многие темы до конца, говорить о проблеме, не комментируя ее прямо и не делая выводы, одной из наиболее продуктивных категорий для анализа рассказов писателя становится категория подтекста. Это предположение поддерживается тем, что подтекст играл большую роль в рассказах Хемингуэя, одного из любимых писателей Казакова .
Существует большое количество работ о подтексте в произведениях русских писателей (Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова, И.А. Бунина и т. д.), однако о подтексте в рассказах Ю.П. Казакова специальных работ нет. Основные труды о творчестве автора - это работа Е.Ш. Галимовой «Художественный мир Юрия Казакова» (1992), работа И.С. Кузьмичёва «Жизнь Юрия Казакова. Документальное повествование» (2012). Отдельные работы, статьи, посвящены частным эпизодам биографии автора или его текстам. Например, рассказ «Адам и Ева» анализировался И.Г. Штокманом (1995), Н.Л. Шиловой (2014, 2014). Работа О. А. Лекманова, посвященная названию рассказа «Вон бежит собака!» (2016). Существуют статьи о биографии автора, например, статьи Т.В. Туркиной (2018), В. Потанина (2019), а также сборники воспоминаний, например, Т.А. Жирмунской (1995, 2014). В связи с 90-летием со дня рождения Казакова в 2018 году вышел сборник статей «Свет слова...» (2018), объединивший более двух десятков статей по разным проблемам творчества писателя. Личность Юрия Павловича Казакова, таким образом, интересует сегодня литературоведов, однако трудов о писателе и особенно о поэтике его рассказов существует пока не так много.
Актуальность нашего исследования обусловлена двумя обстоятельствами. Во-первых, это растущий интерес к русской советской литературе периода «оттепели», которую представляет Казаков. До самого недавнего времени эта литература находилась в ведении литературной критики и только недавно попала в фокус внимания литературоведов. Во-вторых, современная школа нуждается в методических разработках для изучения как русской литературы середины XX века, так и такой сложной категории как подтекст (термин входит в кодификатор Единого государственного экзамена по литературе).
Новизна работы определяется тем, что специальных исследований темы нет, и выпускная работа может стать основой для изучения проблемы подтекста в творчестве Ю.П. Казакова.
Объект исследования - рассказы Ю.П. Казакова: «В тумане», «Вон бежит собака!», «Адам и Ева». Выбор обусловлен особенностью творчества Ю. Казакова в 60-е гг. Рассказы этого периода характеризуются особым видением автора. В произведениях герои перемещаются в пространстве и взаимосвязаны с ним. Они взаимодействуют с различными людьми, знакомятся или расстаются, мирятся и ссорятся, слышат и не слышат чьи-то «скрытые» просьбы. Герои рассказов развиваются, открывают в себе новые качества, осмысливают происходящее. В образах героев можно увидеть и черты самого автора. Нами были выбраны эти рассказы, так как они имеют смысловую связь между собой.
Предмет исследования - подтекст как прием в поэтике Ю.П. Казакова.
Цель нашей работы - рассмотреть, как прием подтекста реализован в рассказах Ю.П. Казакова начала 1960-х годов.
В достижении цели ставим следующие задачи:
1. Изучить научную литературу
2. Сделать выборку литературного материала.
3. Проанализировать, как подтексты реализованы в исследуемых произведениях.
4. Выявить основные средства формирования подтекста в рассказах Ю.П. Казакова «В тумане», «Вон бежит собака!» и «Адам и Ева».
5. Разработать оригинальный методический материал (конспект урока) на основе полученных результатов исследования с учетом действующих программ по литературе и ФГОС.
Реализация поставленных задач осуществляется с помощью следующих методов: изучение разнообразных источников информации, анализ полученных сведений, синтез, сравнение, индукция, дедукция. Выбор основывается на особенности предмета и задач работы.
Основным источником текстов произведений является собрание сочинений Ю.П. Казакова в трех томах, опубликованное в 2008-2011 гг. Выбор обусловлен тем, что в настоящее время это самое полное, единственное комментированное и наиболее авторитетное из имеющихся изданий писателя.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы. Во Введении нами был обоснован выбор темы работы, определены актуальность и новизна проблемы, также сформулирована цель и задачи, определены методы. Первая глава посвящена приему подтекста как приему литературы, определению подтекста, теориям его восприятия читателями, средствам формирования приема в тексте. Вторая глава ориентирована на поиск и анализ подтекстов в рассказах Ю. Казакова. Третья глава включает методические материалы по теме, их обоснование и комментарий к ним. В Заключении подводятся итоги исследования. Библиографический список включает 124 источника.
Представленная выпускная квалификационная работа посвящена анализу особенностей подтекста в трех рассказах Юрия Казакова начала 1960-х годов. В ходе работы нами было изучена существующая литература, посвященная подтексту, а также особенностям творческого пути и поэтике Ю.П. Казакова. Работа также подразумевала анализ рабочих программ по литературе в школе и разработку оригинальных методических материалов по теме исследования.
Первая глава включает в себя теоретические материалы, характеризующие подтекст как литературный прием. Мы рассмотрели, как исследователи определяют подтекст, какие средства формирования подтекста выделяют и какие точки зрения относительно восприятия подтекста читателем существуют.
Вторая глава посвящена анализу рассказов «В тумане», «Вон бежит собака!» и «Адам и Ева» с точки зрения подтекста в них. В ходе работы мы выделили конкретные эпизоды текста в которых возникает скрытый смысл, попробовали его сформулировать с учетом контекста всего произведения, выявили художественные средства формирования подтекста в каждом конкретном случае.
Это исследование позволяет сформулировать следующие выводы.
Основным средством формирования подтекста в представленных рассказах является повтор. В рассказе «В тумане» это повтор самого слова «туман» в самых разных его вариациях. Характерно, что для формирования подтекста Казаков использует повтор слова, обозначающего природное явление. Такой ход можно объяснить особыми отношением писателя к природе и всему, что с ней связано, в том числе к охоте. В ходе работы выяснилось, что слово «туман» в связи с частым повтором приобретает дополнительный смысл преграды, которую преодолевает главный герой. Преграда по сюжету - это ссора Кудрявцева, главного героя, с женой. Герой размышляет о том, что ссора может быть последней. Однако он вдруг чувствует радость и идет мириться с женой, то есть преодолевает то, что встало между ними.
В рассказе «Вон бежит собака!» в отличие от предыдущего текста, повторяется законченная фраза. Мы видим, что автор не ограничивается лишь словом для формирования подтекста. В этом рассказе, используя фразу, Казаков наиболее точно передает ощущение реальности происходящего с помощью диалога между мужчиной и женщиной в ночном автобусе, а также с помощью мыслей героя. На примере почти бытовой ситуации Ю. Казаков раскрыл философскую проблему: мужчина и женщина
встречаются в ночном автобусе, и чтобы только убежать, скрыться от проблем, женщина готова отправить на рыбалку с незнакомым человеком. Рассказ не имеет аллюзий на известные тексты, яркие исторические событие и пр., но подтекст рассказа ясен сразу. Все потому, что особенностью творчества Казакова является тесная связь с действительностью, которая знакома читателю. Таким образом, читателю удается максимально полно увидеть подтекст, вложенный автором с помощью различных средств.
«Адам и Ева» - произведение, отличающееся тем, что подтекст создается в основном за счет тематического повтора и аллюзии на Ветхий Завет, а именно сюжета об Адаме и Еве. Этот рассказ, в отличие от предыдущих, объединяет несколько тем: отношения между мужчиной и женщиной и проблема творца. Прямо в рассказе сказано только о теме отношений. В подтекст уходят психологические причины тех или иных действий и поступков героев, их авторская оценка. Часто скрыты или не показаны явно желания героев. Нельзя точно сказать, расстроен ли Агеев тем, что Вика уехала от него. Или что чувствует Вика, когда приезжает к Агееву в город. Обо всем этом мы можем только догадываться. На примере анализа этого рассказа видно, что подтекст формируется не одной какой-то деталью в одном эпизоде, а системой связанных образов и мотивов, которые, повторяясь в разных эпизодах в процессе чтения, формируют пути читательской интерпретации. Проза Казакова характеризуется как проза, основанная на действительности. Еще во время учебы Казакову говорили, что писать нужно только о том, что знаешь . Многие рассказы Казакова - это переосмысление полученного опыта, фрагментов жизни. Так рассказ «Адам и Ева» можно назвать художественным переосмыслением автора. Текст в целом строится на воспоминаниях автора - поездка в Карелию на остров Кижи, однако подтекст формируется за счет аллюзии на историю об Адаме и Еве. Таким образом, произведение Ю. Казакова «Адам и Ева» - это не только переосмысление опыта, но и философский взгляд на обыденные вещи.
Рассказы Казакова - это плод рассуждений автора о вечных, важных вопросах - жизни и смерти, любви, творчества. «Хороший писатель - это, прежде всего, писатель, думающий над вопросами важными» - так формулировал Казаков свою позицию в литературе.
Проза писателя, как справедливо отмечали исследователи, это текст без ярко выраженного сюжета, но с реалистичными героями; это новый взгляд на жизнь простого человека; слияние внутреннего мира героя и окружающей его среды. В своих текстах Казаков задает читателю «скрытые» вопросы: что такое любовь? как связаны мужчина и женщина? какой смысл в человеческой жизни? На эти вопросы автор не дает ответа, он дает возможность читателю подумать и ответить на эти вопросы, опираясь лишь на свои выводы, размышления. Таким образом, через речь героев, или молчание, через их действия, или бездействие, географические пространства, которые так или иначе с чем- то ассоциируются, с помощью ощущений этих пространств Ю.П. Казаков создает подтекст произведения. И читатель понимает, что хочет сказать автор. И не только мысль автора, но и свою мысль, которая родилась благодаря текстам.
Третья глава выпускной работы посвящена разработке методических материалов по теме для использования на уроках литературы в школе. В главе были проанализированы наиболее известные программы на наличие в них тем о подтексте и творчестве писателя. Основное содержание главы - два конспекта по внеклассным занятиям по литературе с их детальным разбором.
Результаты нашей работы могут пригодиться при дальнейшем исследовании творчества Ю.П. Казакова. Также материал будет полезен на уроках в школе по изучению творчества писателя и для уроков по изучению приема подтекста.
1. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования : Приказ М-ва образования и науки Рос. Федерации № 1897 от 17 дек. 2010 г. : список изменяющих документов (в ред. Приказа Минобрнауки России № 1644 от 29.12. 2014 г.) : приложения утверждены приказом М-ва образования и науки Рос. Федерации № 1897 от 17 дек. 2010 г. — Текст : электронный // ФГОС : [сайт] / М-во просвещения, М-во науки и высшего образования [и др.] ; Национальная ассоциация развития образования и науки. — [Москва], cop. 2016-2018. — URL: https://fgos.ru(дата обращения:
05.06.2020) .
2. Тексты-источники:
2. Казаков Ю.П Собрание сочинений. В 3 т. Т. 1. / Ю.П. Казаков. - Москва : Русскш мiръ, 2008. - 368 с.
3. Библия. - Москва : Российское Библейское общество, 2011. - 1407 с.
4. Булгаков М.А. Собрание сочинений. В 5 т. Т. 5 / М. А. Булгаков ; Москва : Престиж книга [и др.], 2005. - 559 с.
5. Коляда Н.В. Пьесы для любимого театра / Н.В. Коляда.
- Екатеринбург : Банк культурно информации, 1994. - 400 с.
6. Хемингуэй Э. Старик и море : рассказы / Э. Хемингуэй.
- Москва : Книга, 1989. - 519 с.
7. Чехов А.П. Вишневый сад / А.П. Чехов. - Москва, Советская Россия, 1982. - С. 5.
8. Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем : в 30 т. / А.П. Чехов. - Москва : Наука, 2007. - Т. 3. - 618 с.
3. Научная и критическая литература:
9. Абрамовских Е.В. Подтекст как средство актуализации языковой картины мира автора / Е.В. Абрамовских // Вестник Челябинского государственного университета. - 2010. - Т. 15, №2. - С. 169-174.
10. Авдейчик Л.Л. Огненно-световая сфера природы в поэзии В. C. Соловьева / Л.Л. Авдейчик // Вестник РУДН. - 2007. - №3-4. - С. 39-46.
11. Алехина И.В. А. П. Чехов и И. А. Бунин. Функции
подтекста : специальность 10.01.01 «Русская
литература» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Алехина Ирина Викторовна; Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени государственный педагогический институт имени В. И. Ленина. - Москва, 1989. - 18 с.
12. Арнольд И. В. Импликация как прием построения текста и предмет филологического изучения / И.В. Арнольд // Вопросы языкознания. - 1982. - № 4. - С. 8391.
13. Балыбердин А.Г. Форммирование теоретиколитературных понятий в школе (IV-VII) / А.Г. Балыбердин. - Киров : КГПИ им. В. И. Ленина, 1974. - 166 с.
14. Бабенко Л.Г. Лингвистический анализ художественного текста / Л.Г. Бабенко, Ю.В. Казарин. - Москва : Флинта: Наука, 2003. - 496 с.
15. Беленький Г.И Изучение теории литературы в средней школе (IV-X классы) / Г.И. Беленький, М.А. Снежневская. - Москва : Просвещение, 1983. - 263 с.
16. Белокурова С.П. Современный учебнометодический комплект: новые подходы к обучению и новые возможности / С.П. Белокурова, Т.И. Зазнобина // Мир русского слова. - 2014. - №1. - С. 86-93.
17. Белянин В.П. Основы психолингвистической диагностики (Модели мира в литературе) / В.П. Белянин. - Москва : Тривола. - 2000. - 247 с.
18. Борисова М. Б. Слово в драматургии М. Горького /
М. Б. Борисова. - 1970. - Саратов : Издательство
Саратовского университета. - 198 с.
19. Богданова О.Ю. Методика преподавания
литературы / О.Ю. Богданова, С.А. Леонов, В.Ф. Чертов ; под ред. О.Ю. Богдановой. - Изд. 2-е, испр. - Москва : Академия, 2000. - 400 с.
20. Богданова О.Ю. Формирование понятий
критического реализма в процессе изучения литературы в VIII классе / О.Ю. Богданова. - Москва : Просвещение, 1980. - 96 с.
21. Брудный А.А. Подтекст и элементы внетекстовых знаковых структур / А. А. Брудный. - Москва: Наука, 1976. - 250 с.
22. Ваулина, Ю.Е. Магия повтора / Ю.Е. Ваулина, О.В. Афанасьева // Вестник Московского городского педагогического университета. - 2009. - №2. - С. 61-67.
23. Волков И.Ф. Теория литературы / И.Ф. Волков. - Москва : Просвещение, 1995. - 256 с.
24. Володина И.В. Проблема личности автора в процессе изучения литературы в школе: межвузовский сборник научных трудов / И.В. Володина. - Вологда : ВГПИ, 1984. - 116 с.
25. Гадамер Х.-Г. Актуальность прекрасного / Х.-Г. Гадамер. - Москва, Искусство, 1991. - 368 с.
26. Галимова Е.Ш. Художественный мир Юрия
Казакова / Е.Ш. Галимова. - Архангельск :
Издательсово Поморского государственного
педагогического университета, 1992. - 172 с.
27. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования / И. Р. Гальперин. - Москва : КомКнига,
2007. - 144 с.
28. Гаспаров М.Л. Метр и смысл / М.Л. Гаспаров. - Москва : Фортуна ЭЛ, 2012. - 416 с.
29. Гаспаров М.Л. Избранные труды / М.Л. Гаспаров. - Москва : Новое литературное обозрение, 1995. - 478 с.
30. Головкин Н. "Хочу быть первым Казаковым..." : жизнь и творчество Ю. Казакова (1927-1982) / Николай Головкин // Уроки литературы. - 2018. - № 11. - С. 1-6.
31. Голякова Л.А. Онтология подтекста и его объективизации в художественном произведении : специальность 10.02.19 «Теория языка» : автореферат диссертации на соискателя ученой степени доктора филологических наук / Голякова Любовь Алексеева ; Пермский государственный университет. - Пермь, 2007. - 32 с.
32. Голякова Л.А. Текст. Контекст. Подтекст: учебное
пособие по спецкурсу для студентов вузов / Л.А. Голякова - Пермь : Пермский государственный
университет, 2002. - 232 с.
33. Голубков В.В. Методика преподавания литературы /
В.В. Голубков. - Москва : Учпедгиз, 1962. - 494 с.
34. Дановский А.В. Системно-функциональное формирование теоретико-литературных понятий в средних учебных заведениях / А.В. Дановский. - Москва : Прометей, 1988. - 96 с.
35. Долинин К. А. Имплицитное содержание высказывания / К.А. Долинин // Вопросы языкознания. - 1983.- № 6. - С. 37-47.
36. Долинин К.А. Интерпретация текста. Французский язык: учеб. пос. для студентов / К.А. Долинин. - Москва: URSS, 2007. - 289 с.
37. Егнинова Н.Е. Рассказы Ю.П. Казакова в контексте традиций русской орнаментальной прозы : специальность 10.01.01 «Русская литература» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Егнинова Наталья Ерунтуевна. - Улан-Удэ, 2006. - 25 с.
38. Ермакова Е.В. Подтекст и языковые средства его формирования в драматургическом тексте (на материале современной английской драмы) : специальность 10.02.19 «Теория языка» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Ермакова Елена Валентиновна ; Саратовский Ордена трудового красного знамени государственного университет имени Н.Г. Чернышевского. - Саратов, 1996. - 18 с.
39. Есин А.Б. Психологизм русской классической литературы / А.Б. Еси- М.: Просвещение, 1988. - 174 с.
40. Жемчужный И.С., «Мастер и Маргарита» М. Булгаков: текст и подтекст / И.С. Жемчужный // Культура и текст. - 1998. - № 3. - С. 177-187.
41. Жемчужный И.С. «Сны Чанга» И. Бунина: Текст и подтекст / И.С. Жемчужный // Культура и текст. - 1997. - № 1.- С. 69-73.
42. Жемчужный И.С. Цвет как явление художественного подтекста в прозе И.А.Бунина / И.С. Жемчужный // Культура и текст. - 1999. - № 12. - С. 188-198.
43. Жирмунская Т.А. Мы - счастливые люди : воспоминания / Т.А. Жирмунская. - Москва : ЛАТМЭС, 1995. - 231 с.
44. Жирмунская, Т.А. "Я прохожу знакомые места..." : Казакову Юрию Павловичу, писателю, на тот свет / Т.А. Жирмунская // Юность. - 2014. - № 7. - С. 125-136.
45. Жирмунская, Т.А. "Я прохожу знакомые места..." : письмо Казакову Юрию Павловичу, писателю, на тот свет / Т.А. Жирмунская // Юность. - 2014. - № 8. - С. 101-105. (Продолж. Начало: № 7)
46. Зарецкая А.Н. Особенности реализации подтекста в кинодискурсе : специальность 10.02.19 «Теория языка»
: автореферат диссертации на соискание ученой
степени кандидата филологических наук / Зарецкая Анна Николаевна. - Челябинск, 2010. - 21 с.
47. Заславский О.Б. «Второе дно» / О.Б. Заславский // Мир Высоцкого: Исследования и материалы. - 2002. - № 6. - С. 160-186.
48. Затонский Д. Художественные ориентиры XX века / Д. Затонский. - Москва : Советский писатель, 1988. - 416 с.
49. Иванов А.П. «Поэтика рассказов Юрия Казакова» : специальность 10.01.01 «Русская литература» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Алексей Петрович Иванов. - Москва, 2002. - 20 с.
50. Иваницкий А.И. О подтексте поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник» // Русский язык за рубежом. - 1993.
- № 2.- С. 76-82.
51. Ингарден Р. Исследования по этике / Р. Ингарден. - Москва : Издательство иностранной литературы, 1962.
- 572 с.
52. Казаева Л.И. Виды и функции повторов в текстах поэтического и художественного жанра / Л.И. Казаева // Вестник Югорского государственного университета. - 2005. - №5. - С. 50-23
53. Казаков Ю.П. Две ночи: Проза. Заметки. Наброски / Ю.П. Казаков, - Москва : Современник, 1986. - 335 с.
54. Казаков Ю.П. Для чего литература и для чего я сам? (Беседу вели Т. Бек и О. Салынский) / Ю.П.
Казаков, Т.Е. Бек, А.Д. Салынский // Вопросы литературы. - 1979. - №2. - С. 174-190.
55. Казаков Ю.П. Северный дневник / Ю.П. Казаков. -
2008. - Москва : Фонд поддержки экономического развития стран СНГ. - 170 с.
56. Каргашин И.А. «К речи надо иметь вкус». Поэтика рассказов Ю.П. Казакова / И.А. Каргашин // Русская речь. - 2012. - №5. - С. 34-38.
57. Кашкин И.А. Эрнест Хемингуэй / И.А. Кашкин. - Москва : Художественная литература, 1966. - 320 с.
58. Квятковский Е.В. Преподавание литературы: текст и подтекст художественного произведения / Е.В. Квятковский // Педагогика. - 1996. - №1. - С. 24-31.
59. Кириллова Л.И. Творчество Казакова Ю. в школьном изучении: вчера и сегодня. Рассказ «Тихое утро» (7 класс) / Л.И. Кириллова. - Петрозаводск : КГПА, 2010. - 22 с.
60. Козьма М.П. Подтекст как вторичная
моделирующая система: на материале художественных произведений английских и американских писателей : специальность 10.02.04 «Германские языки» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Козьма Маргарита Петровна. - Оренбург, 2008. - 19 с.
61. Конецкий В.В. Некоторым образом драма: Непутевые заметки, письма / В.В. Конецкий. - Ленинград : Советский писатель, 1989. - 368 с.
62. Корман Я.И. Владимир Высоцкий: ключ к
подтексту / Я.И. Корман. - 2-е изд., испр и доп. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2006. - 381 с.
63. Коровина В.Я. Программы общеобразовательных учреждений / В.Я. Коровина. - Москва : Просвещение, 2007 - 86 с.
64. Кремнецов Л.П. Русская литература XX-начала XXI века. В 2 т. Т. 3. / Л.П. Кремнецкая. - Москва : Академия, 2009. - 559 с.
65. Кузьмичев И.С., Жизнь Юрия Казакова. Документальное повествование / И.С. Кузьмичев. - Санкт-Петербург: Союз писателей Санкт-Петербурга, ООО «Журнал «Звезда», 2012. - 536 с.
66. Курдюмова Т.Ф. Рабочая программа 5-9 классы / Т.Ф. Курдюмова. - Москва : Дрофа, 2017. - 115 с.
67. Курдюмова Т.Ф. Рабочая программа 10-11 классы / Т.Ф. Курдюмова. - Москва : Дрофа, 2016. - 78 с.
68. Кутузов А.Г. Программа по литературе для общеобразовательных учреждение / А.Г. Кутузов. - Москва: Дрофа, 2010. - 163 с.
69. Кухаренко В.А. Интерпретация текста: учебное пособие для вузов по специальности «Иностранный язык» / В.А. Кухаренко. - Ленинград : Просвещение,
1979. - 324 с.
70. Лекманов О. А. Загадка названия. Рассказ Юрия Казакова «Вон бежит собака!» / Лекманов О.А. // Знамя. - 2016. - №8. - 209-211.
71. Лелис Е.И. К проблеме видов подтекста в рассказе А.П. Чехова «Спать хочется» / Е.И. Лелис // Вестник Удмуртского университета. - 2011. - №2. - С. 146-152.
72. Лелис Е.И. Подтекст как лингвоэстетическая категория в прозе А.П. Чехова / Е.И. Лелис. - Ижевск : Удмуртский университет. - 2013. - 424 с.
73. Лелис Е.И. Теория подтекста. Учебно-методическое
пособие / Е.И. Лелис. - Ижевск : Удмуртский
университет. - 2011. - 60 с.
74. Лелис Е. И. Подтекст и смежные явления текст / Е.И. Лелис // Вестник Удмуртского университета. - 2011. - №4. - С. 143-151.
75. Лейндерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература: 1950-0990-года. В 2 т. Т. 1. / Н.Л. Лейндерман, М.Н. Липовецкий. - Москва : Академия,
2003. - 413 с.
76. Лотман Ю. М. Структура художественного текста / Ю.М. Лотман. - Москва : Искусство, 1970. - 384 с.
77. Маранцман В.Г. Программа литературного образования. 5-9 классы / В.Г. Маранцман. - Москва : Просвещение, 2005. - 222 с.
78. Маранцман В.Г. Программа литературного образования. 10-11 классы / В.Г. Маранцман. - Москва : Просвещение, 2007. - 176 с.
79. Метерлинк М. Собрание сочинений. В 4 т. Т. 2 // М. Метерлинк. - Петроград : Издание товарищества А.Ф. Маркса, 1915. - Т. 2. - 248 с.
80. Муратов А.Б. О «подводном течении» и «психологическом подтексте» в пьесе А.П.Чехова «Дядя Ваня» / А.Б. Муратов // Вестник Санкт- Петербургского университета. - 2001. - № 4. - С. 77-88.
81. Мурин, Д. Н. "Нет, не ездите вы на Север..." : читаем рассказы Юрия Казакова / Д. Н. Мурин // Литература - Первое сентября. - 2016. - № 11/12. - С. 38-42.
82. Мыркин В.Я. Текст, подтекст и контекст / В.Я. Мыркин // Вопросы языкознания. - 1976. - №2. - С. 8693.
83. Одинцов В.В. Вопросы языка современной русской литературы. / В.В. Одинцов. - Москва : Наука, 1971. - 263 с.
84. Перепелкина Л.П. Специфика учебного курса «Проблемы преподавания литературы в школе» / Л.П. Перепелкина // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. -
2012. - №28. - С. 938-941.
85. Пешковский Н. Предложение / Н. Пешковский. — Текст : электронный // Литературная энциклопедия : словарь литературных терминов : в 2 т. / под ред. Н. Бродского [и др.]. — Москва ; Ленинград, 1925. — Т. 1.
— URL: http://feb-web.ru/feb/slt/abc (дата обращения:
05.06.2020) . — Режим доступа: Русская литература и фольклор : фундам. электрон. б-ка.
86. Потанин В.Ф. "Слово надо отогревать в ладонях... " : рассказы о писателях / В.Ф. Потанин // Подъем. - 2009.
- № 9. - С. 111-118.
87. Саввина Г.А. Эволюция образа автора в творчестве
Ю. Казакова : специальность 10.01.01 «Русская
литература» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Саввина Галина Анатольевна ; Московский педагогический государственный институт. - Москва,
1998. - 22 с.
88. Сермягина С.С. Ключевые вопросы методики анализа подтекста художественного произведения /
С.С. Сермягина // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2012. - №4. - С. 148154.
89. Семенов Г. О Юрии Казакове / Г. Семенов // Континент. - 2008. - № 1. - С. 422-430.
90. Сильман Т.И. Подтекст - это глубина текста / Т.И. Сильман // Вопросы литературы. - 1969. - №1. - С. 8590.
91. Соловьева Е.Н. К вопросу о создании скрытого смысла / Е.Н. Соловьева // Русский язык в школе. - 2006. - № 1. - С. 73-75.
92. Станиславский К.С. Собрание сочинений. В 9 т. Т.
2 / К.С. Станиславский. - Москва : Искусство, 1989. - 508 с.
93. Станиславский К.С. Собрание сочинений. В 9 т. Т.
3 / К.С. Станиславский. - Москва : Искусство, 1990. - 505 с.
94. Суртаева А. В. Проблема определения и типологии подтекста / А.В. Суртаева // Труды Санкт- Петербургского государственного института культуры. - 2010. - С. 228-235.
95. Тарановский К. О поэзии и поэтике / К. Тарановский. - Москва : Языки русской культуры, 2000. - 432 с.
96. Тимофеев Л.М. Основы теории литературы / Л.М. Тимофеев. - Москва : Просвещение. - 1976. - 448 с.
97. Туркина, Т. В. "Автор нежных, дымчатых рассказов" / Туркина Татьяна Владимировна // Уроки литературы. - 2018. - № 1. - С. 4-7.
98. Хализев Е.В. Теори литературы : учебник / Е.В. Хализев. - Москва : Высшая школа, 2005. - 405 с.
99. Хайдеггер М. Бытие и время / М. Хайдеггер. - 3-е изд., испр. - Санкт-Петербург: Наука, 2006. - 450 с.
100. Херсонский Х.Н. Беседы о Вахтангов / Х.Н. Херсонский. - Москва : ВТО, 1940. - 224 с.
101. Черкезова М.В. Методические указания по
использованию учебников для 10 и 11 классов
национальных школ "Русская литература" под редакцией М. В. Черкезовой при изучении литературы на базовом и профильном уровне / М.В. Черкезова. - Москва : Дрофа, 2004. - 254 с.
102. Черкезова М.В. Методические указания по
использованию учебников для 10 и 11 классов
национальных школ "Русская литература" под редакцией М. В. Черкезовой при изучении литературы на базовом и профильном уровне / М.В. Черкезова. - Москва : Дрофа, 2012. - 253 с.
103. Чернец Л. В. Введение в литературоведение : учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности и направлению подготовки "Филология" / Л. В. Чернец. - Москва : Академия, 2010.
- 717 с.
104. Шадурский В.В. Пушкинские подтексты в романе Набокова «Приглашение на казнь» / В.В. Шадурский // Пушкин и культура русского зарубежья: международная научая конференция, посвященная 200-летию со дня рождения (1 - 3 июля 1999 г.). - 2000.
- № 2. - С. 64-85.
105. Шилова Н.Л. Адам и Ева на острове Кижи: об одном сюжете Ю. Казакова / Н.Л.Шилова // Вестник СПбГУ. - 2014. - №4, серия 9. - С. 67-73.
106. Шилова Н. Л. Карельские реалии в рассказе Ю. Казакова "Адам и Ева" / Н.Л. Шилова // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. - 2014. - № 5. - С. 82-85.
107. Шилова, Н. Л. Остров-музей: об особенностях
литературной репрезентации острова Кижи / Н. Л. Шилова // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. - 2015. - № 3 (148), вып. 2 (Т. 2). - С. 83-88.
108. Шилова Н.Л. Юрий Казаков и Карелия (по материалам к Ортьё Степанову 1961-1968 годов/ Н.Л. Шилова // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. - 2017. - №3. - С. 115120
109. Шлейермахер Ф.Д. Лекции по эстетике / Ф.Д. Шлейермахер // История эстетики: Памятники мировой эстетической мысли : в 5 т. - Москва : Искусство, 1967.
- Т. 3. - 1006 с.
110. Штокман И.Г. Адам и Ева (Любовь, поиски счастья и герои Ю.П. Казакова) / И.Г. Штокман // Жизнь на миру: время и проза: шестидесятые-девяностые. - Москва : Ключ. - 1995. - С. 134-139.
111. Шустова А.П. Спектр значений и ассоциаций лексемы белый в русском языке и в текстах разного рода: универсальное и специфическое / А.П. Шустова // Вестник курганского государственного университета. -
2019. - №2. - С. 65.-70.
112. Щечина Е.О. «Поэтика айсберга»: стилистические особенности малой прозы А.П. Чехова, Э. Хемингуэя и Дж.Д. Сэлинджера / Е.О. Щечина // Вестник магистратуры. - 2014. - №6. - С. 106-111.
4. Справочная литература:
113. Большой толковый словарь русского языка / С.А. Кузнецов ; под ред. С.А. Кузнецова. - Санкт-Петербург : Норинт, 1998. - 635 с.
114. Краткая литературная энциклопедия В 9 т. Т. 5 / А.А. Сурков. - Москва : Советская энциклопедия, 1968. - 976 с.
115. Краткий словарь литературоведческих терминов: справочные материалы. Книга для учащихся / Л.И. Тимофеев. - Москва: Просвещений, 1989. - 509 с.
116. Литературный энциклопедический словарь / М.Л. Гаспаров. - Москва : Советская энциклопедия. - 1987. - 752 с.
117. Литературная энциклопедия терминов и понятий / А.Н. Николюкин . - Москва ; Интелвак, 2001. - 1596 с.
118. Словарь-справочник лингвистических терминов / Д.Э. Розенталь. - Москва : Просвещение, 1985. - 399 с.
119. Литературная энциклопедия : словарь
литературных терминов. В 2 т. Т. 1 / под ред. Н. Бродского [и др.]. - Москва ; Ленинград : Изд-во Л. Д. Френкель, 1925. - II, 576 стб. - Текст : электронный // Русская литература и фольклор : фундам. электрон. б- ка / Фонд «Фундаментальная электронная библиотека» ; гл. ред. И. А. Пильщиков. - [Москва], 2002. - URL: http://feb-web.ru/feb/slt/abc (дата
обращения: 05.06.2020).
120. Словарь лингвистических терминов / О.С. Ахманова ; под ред. М.В. Лазова. - Москва : Советская энциклопедия. - 1996. - 597 с.
121. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. - Москва : Русский язык, 1986. -797 с.
122. Большой энциклопедический словарь /А.М. Прохоров. -Санкт-Петербург : Норинт, 2004. - 1434 с.
5. Видеоматериалы
123. Вон бежит собака [Видеозапись] / реж. Анастасия Ташкинова ; в ролях: А. Конев, Ю. Разумовская - Москва : Коралл, 2017. - Фильм вышел на экраны в 2017 г.
124. Юрий Казаков. К 90-летию писателя. Неизвестные
материалы : [интервью с писателями и друзьями
Казакова снятые в 1997 и 2003 году] : [документальный фильм] / авт. А. Брунов ; съемки: А. Брунов, И. Лопатников ; опубл. канал А. Брунова. — 2 D (48 мин) : зв., цв. — Загл. с титул. экрана. — URL: https://www.youtube.com/watch?
time_contmue=28&v=BS_7rfLNU6s&feature=emb_logo.
— Режим доступа: YouTube.ru : [видеохостинг]. — Изображение (движущееся ; двухмерное) : электронное.