Введение 3
1. Образ и стереотип: к проблеме культурной идентификации 5
1.1. Взаимосвязь образа и стереотипа 5
1.2. Роль кинематорафа в создании стереотипов 6
1.3. Проблема культурной идентичности: от образа к стереотипу. 10
2. Образ итальянца в кинематографе на примере образа иммигранта...12
2.1. Этапы развития образа итало-американского иммигранта 12
2.2. Европейский образ итальянца-иммигранта 16
2.3. Образ итальянца в российском и советском кинематографе 18
3. Образ итальянца-мафиози в кинематографе 22
3.1. Образ мафиози до «Крестного отца» : литературные источники
образа 22
3.2. Влияние «Крестного отца» 26
3.3. Образ итальянской мафии в советских и российских фильмах 30
4. Стереотипные черты итальянца в кинематографе 33
4.1. Семейственность как высшая ценность 33
4.2. Итальянец и кулинария 35
4.3. Итальянская эмоциональность 37
4.4. Итальянская гордость 39
4.5. «Стильные итальянцы» 39
4.6. Музыкальность итальянцев 40
Заключение 42
Список использованной литературы 46
Приложение 1. Список использованных кинематографических произведений
Понимание искусства, его ”языка” происходит в процессе нашего проникновения в образ/образы произведений. Культурологические, филологические, историко-культурные подходы к исследованию образа связаны с его многослойностью, сложностью с помощью понятийного аппарата проникнуть в его природу, в его смысл.
В предлагаемом исследовании данное понятие мы берём в качестве исходного для исследования специфики конкретного образа - итальянца - в мировом кинематографе (географические, историко-культурные ограничения указаны в названии темы). Нас интересуют как принципы создания подобного образа, так и закономерности его влияния на появление стереотипа, точнее, взаимовлияние образа и стереотипа в культуре на примере кинематографа.
Следует отметить определяющую роль стереотипов в процессе восприятия определенных явлений культуры, их участие в процессах идентификации разного уровня. Кинематограф наиболее отчетливо выражает такого рода процессы.
Анализ образов и стереотипов позволяет понять, как в разных культурах видят Другого, каким образом мы понимаем себя через восприятие Другого. При этом, конечно, важным фактором является то, что культура динамична, даже в пределах культуры одного общества можно наблюдать изменения в восприятии к одного и того же объекта. Следовательно, набор характерных черт разных образов и стереотипов будет изменяться с течением времени вследствие динамики самой культуры.
Объектом исследования в представленной работе являются кинематографические произведения определенных регионов (США, СССР/России и Европы, за исключением Италии. Выбор данных регионов обусловлен историей богатых взаимоотношений с культурой Италии у каждой из этих культур, а также возможностью в сравнении увидеть характерные черты образа итальянца и закономерности формирования стереотипов.
Предмет исследования - образы итальянца в кинематографе.
Цель исследования — определить устойчивые черты образа итальянца в кинематографах разных культур и рассмотреть их в контексте этих культур: выявить возможные причины их возникновения и изменения, связи с культурно-историческими реалиями.
Задачи исследования:
- проанализировать содержание понятий ”образ”, “стереотип” и их взаимосвязь;
- проанализировать понятия “идентичности” с точки зрения его применения в аналитике процессов создания образа в кинематографе;
- определить роль кинематографа в распространении стереотипов;
- произвести анализ кинематографических произведений для выявления специфики образа итальянца, общих и региональных стереотипов;
- при этом подробно проанализировать образы итальянца-иммигранта и итальянца-мафиози как наиболее репрезентативную для выявления культурной специфики создания образа итальянца;
- отдельно обратить внимание на качественное изменение образа итальянца с течением времени, если оно происходит, на то, в каком направлении происходит это изменение;
В результате проделанной работы все задачи исследования удалось успешно выполнить.
В первой главе удалось решить задачи теоретического изучения понятий образа и стереотипа, был рассмотрен вопрос функционирование самоидентичности в современных условиях и прояснена роль и особенности кинематографа как создателя образов и распространителя стереотипов. В результате первой главы были сделаны следующие выводы:
- Стереотип — схематичная, упрощенная черта, создаваемая на основе образа (в том числе художественного).
- Существует возможность намеренного конструирования образов и, как следствие, стереотипов, несущих ту или иную оценку культуры.
- Кинематографические произведения являются одним из наиболее эффективных путей распространения стереотипов.
- Идентичность оказывается под прямым воздействием образов (и, как следствие) стереотипов из массовой культуры, что критично при анализе образов, связанных с феноменом итало-американца.
Во второй и третьей главах был произведен подробный анализ образов итальянца-иммигранта и итальянца-мафиози, в результате которого удалось прийти к следующим выводам:
- Образ иммигранта оказывается наиболее широко представлен в американском кинематографе, где существует как выработанный стереотипный архетип и его пародии, так и отвергающие стереотипы изображения, что напрямую связано с большим числом иммигрантов в США в начале ХХ века и сложным процессом принятия их в общество.
В то же время в Европе образ иммигранта менее распространен и гораздо менее подвержен переходу в стереотип, несмотря на сопоставимые объемы иммиграции, что, скорее всего, связано с менее сложным процессом интеграции в культуру.
В СССР, в свою очередь, этот образ практически не проявлялся из-за отсутствия столь массовой итальянской иммиграции, а существующие образы итальянцев скорее можно назвать «почетными гостями», что, предположительно, отражает отношение к приглашенным правительством и аристократией в начале XVIII и в дальнейшем итальянцам-мастерам искусств. В современной России образ иммигранта существует, но редок и несет на себе отпечаток сложившегося отношения к ним как к «почетным гостям», лишь “сдвинувшись” от уважения к высокой культуре к уважению к богатству.
- Образ мафиози, наоборот, широко распространен во всех трех регионах и, в современности, достаточно гомогенен, в чем проявляется явное влияние фильма «Крестный отец».
До появления данного фильма также просматривается сильное сходство между образами из Европы и США, даже несмотря на разницу в актуальности проблемы мафии для общества. Вероятно, эта схожесть базируется на общем источнике для мафиозного образа, происходящего из бульварного детектива, что подтверждается обилием киноадаптаций среди исследованных фильмов, однако, для точного подтверждения или опровержения данного тезиса необходимо отдельное исследование, не входящее в рамки данной работы.
При этом советский (включая, в меньшей степени, и российский) образ итальянского мафиози заметно отличается в сторону большей комичности, в чем видно влияние самих итальянцев, которые часто или напрямую участвовали в совместной кинопродукции, или их собственные картины оказывались предметом пародирования в СССР.
В четвертой главе была решена задача общего анализа эмпирического материала, на основании которого удалось выделить несколько распространенных стереотипов об итальянцах, оценка и распространенность которых оказались в прямой зависимости от культуры.
Кроме этого было выявлено качественное изменение образа итальянца с течением времени, которое также различается в зависимости от региона:
- Образы и иммигранта, и мафиози претерпели значительные изменения в США с течением времени, что напрямую связано с социальными изменениями в стране, возникшим в среде итало-американцев стремлением к самоидентификации и положительной репрезентации в кинематографе.
- Образ мафиози в российском кинематографе изменился по сравнению с советским, в чем видно прямое влияние западного кинематографа, но сохранил комический ключ в изображении.
- Одновременно с этим в кинематографе Европы нельзя проследить каких- либо значимых изменений в изображении итальянских иммигрантов.
- Большая часть из рассмотренных в четвертой главе отдельных универсальных стереотипов является статичной; в какой-то мере меняется только частота их использования, но качественных изменений не наблюдается.
Следовательно, можно говорить о том, что происходит динамическое изменение образа итальянца в кинематографе, но для этого необходимо или внутреннее давление и изменения в запросах самого общества, как в случае с изменениями в США, или значимое внешнее культурное воздействие, как в случае с «Крестным отцом», который кодифицировал современный образ мафиози.
Можно сделать вывод, что образ итальянца в кинематографе действительно имеет региональные особенности, напрямую связанные с историей как самой культуры, так и историей культурных связей с Италией. Аналогичные особенности имеет и изменение или неизменность образа с течением времени. При этом наименее изменчивы, устойчивы и универсальны в кинематографе наиболее упрощенные стереотипы итальянцев, хотя особенности трактовки этих стереотипов находятся в зависимости от культуры.
Из неожиданных находок данного исследования стоит назвать, в первую очередь, возможную связь между кинематографическим образом мафиози и образом из бульварной литературы, что может быть перспективным направлением для дальнейшего изучения этой темы.
1. Ажимова Л.В. Жан Бодрийяр о феномене массовых коммуникаций в обществе потребления // Гуманитарные исследования в восточной сибири и на дальнем востоке, №3 (19), 2012, с. 101-110
2. Акопян Н.А. Роль телевидения в формировании культурных стереотипов в современном российском обществе // Вестник Ставропольского государственного университета 64/2009, с. 129-134
3. Гузедина С.В. «Иностранец» как социальный стереотип: к социально-психологическим аспектам феномена «Иной Родины» //ISSN 1810-0201. Вестник ТГУ, выпуск 6 (110), 2012 с.262-269
4. Делез Ж. Кино — М: изд-во Ад Маргинем Пресс, 2013, 560 c., пер. Б.Скуратов
5. ИвановаЕ.А. Стереотип как феномен культуры. - М., 2000, 172 с.
6. Ильф И., Петров Е, Одноэтажная Америка - Собр.соч., М.: Государственное издательство худож.лит., 1961. - Т. 4. - 679 с.
7. Ирисханова О.К. Стереотипы, эталоны и другие социокультурные модели в дискурсе: сходства и различия. // Вестник МГЛУ №5 (658), с. 173-184
8. Лоренцо К. «Вы из НАТО?»: Демистификация итальянского наследия в «клане сопрано» // Новое научное обозрение №127 (3/2014), с. 148-158, перевод Скидан а., Сафонов Н.
9. Мкртычева М.С. Кино как предмет социологического изучения: возможности и перспективы // теория и практика общественного развития № 12, 2012, с. 113-118
10. Николаева Ж.В. К вопросу о современном понимании культурной идентичности итальянцев // STUDIA CULTURAE. TERRA ITALIA с. 262270
11. Огурчиков П.К. Экранная культура как новая мифология // Аналитика
культурологии № 14, 2009, [электронный текст] url:
https://cvberleninka.ru/article/n/ekrannava-kultura-kak-novava-mifologiva (дата обращения: 30.03.2016)
12. Полев Д.М. Эталон, прототип и стереотип как механизмы восприятия человека человеком // Вестник ЮурГУ, № 18, 2009, серия «Психология» выпуск 5, с. 19-25
13. Потебня А.А. Мысль и язык. - М, Лабиринт, 1999, 300 с.
14. Разлогов К.Э. Множественная идентичность в условиях глобализации. // Свободная мысль. 2008. № 10., с. 117-122
15. Разлогов К.Э. Полилог и множественность идентичностей // Межкультурный и межрелигиозный диалог в целях устойчивого развития: Материалы международной конференции. М., 2008. c. 541-544
16. Савельева Е.Н. Специфическая природа киноискусства: возвращение к проблеме // Вестник Томского Государственного Университета, № 298, 2007, с. 80-82
17. Сурова Е. Э. Идентичность, идентификация и идентификационные модели // вестник санкт-петербургского университета. Серия 6. Политология. Международные отношения №3, 2008 г. c. 56-67
18. Сусидко И.П. Первые итальянские оперы в России // Старинная музыка № 1. 2012. с. 2-5.
19. Фоменко А.Н. О разнице дискурсивных установок в отношении искусства и кино. // Вестник Ленинградского государственного университета им. Пушкина, № 3, том 2, 2011, с. 214-221
20. Шевлякова Д.А. Формирование положительного образа Италии в учебнике итальянского языка для иностранцев. //Вестн. Моск. ун-та. Сер.
19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2010. № 2, с.88-96
21. Шевлякова Д.А. Доминанты национальной идентичности итальянцев. кулинарная система и регионализм. // Известия Уральского государственного университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. 2010.,№ 2 (75). с. 211-219.
22. Шляхова С.С. Стереотипы как средство формирования общественного
мнения в пропаганде периода второй мировой войны // Формирование гуманитарной среды в вузе: инновационные образовательные технологии: компетентностный подход, Пермский национальный исследовательский политехнический университет, том 1, 2015 г., с. 51-54
23. Corti P L’emigrazione italiana in Francia: un fenomeno di lunga durata // Altreitalie №26 Edizioni Fondazione Giovanni Agnelli, Torino, с. 4-26
24. Hecht B. A Child of the Century. - Simon and Schuster. 1954 с. 487. 25.Santopietro T. The godfather effect: changing hollywood, america, and me -
N.Y., 2012, 337 с.