ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НЕЗАКОННОЙ РУБКИ ЛЕСНЫХ НАСАЖДЕНИЙ 7
1.1 Понятие незаконной рубки лесных насаждений
1.2 Развитие отечественного законодательства об уголовной ответственности за посягательство на лесные насаждения 15
ГЛАВА 2. УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НЕЗАКОННОЙ РУБКИ ЛЕСНЫХ НАСАЖДЕНИЙ И ВОПРОСЫ УГОЛОВНОЙ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ 28
2.1 Объект и объективная сторона незаконной рубки
лесных насаждений
2.2 Предмет незаконной рубки лесных насаждений
2.3 Вопросы квалификации незаконной рубки леса при отграничении от смежных составов преступлений 46
2.4 Квалификация незаконной рубки на землях
неопределенной правовой категории 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 67
Актуальность темы выпускной квалификационной работы заключается в том, что среди экологических преступлений наиболее часто совершаемым является незаконная рубка лесных насаждений. Это объясняется рядом свойств лесных ресурсов, что обуславливает спрос и как следствие, привлекает криминальные элементы. Так, в 2017 г. судами Российской Федерации по ст. 260 Уголовного кодекса РФ (УК РФ) за это преступление осуждено 4 219 чел., в 2016 г. - 4 458 чел., в 2015 г. - 4 691 чел., в 2014 г. - 4 825 чел. Однако, по нашему мнению, подобная статистика не в полной мере отражает существующую действительность ввиду их высокой латентности.
Незаконная рубка лесных насаждений уже долгие годы остается одной из острых проблем. Обращаясь к данным Всемирного фонда дикой природы (WWF), можно заметить, что на них приходится от 10 до 35 % всех лесозаготовок в стране. В отдельных регионах России до 50 % заготавливаемой древесины имеет либо нелегальное, либо сомнительное, не подтвержденное официальными документами, происхождение.
Объектом настоящего исследования являются общественные отношения, возникающие, с одной стороны, в связи с совершением уголовно наказуемой незаконной рубки лесных насаждений, а с другой - в связи с деятельностью субъектов по расследованию незаконной рубки лесных насаждений.
Предметом исследования являются дискуссионные вопросы квалификации незаконной рубки лесных насаждений.
Целью работы является комплексный анализ преступлений, связанных с незаконной рубкой лесных насаждений. Для достижения этой цели поставлены следующие задачи исследования:
- рассмотреть понятие незаконной рубки лесных насаждений;
- исследовать развитие отечественного
законодательства об уголовной ответственности за посягательство на лесные насаждения;
- осуществить характеристику предмета преступного посягательства;
- произвести характеристику объекта и объективной стороны незаконной рубки лесных насаждений;
- рассмотреть вопросы квалификации незаконной рубки леса при отграничении от смежных составов преступлений;
- охарактеризовать особенности квалификации незаконной рубки на землях неопределенной правовой категории.
Методологическую основу исследования составляют диалектический научный метод познания, предполагающий объективный, всесторонний анализ фактического материала. Из числа общенаучных методов использовались системный подход и средства анализа и синтеза, из частно-научных - формально-юридический, исторический, сравнительно-правовой, проблемно теоретический, методы научного познания и др.
Теоретическую основу исследования составили труды таких авторов как Анисимов А. П., Бойцов А.И., Бурдин Н. А., Головизнин А.В., Воропаев С.А., Конфоркин И. А., Петрухина О. А. и ряд других.
Эмпирический материал представлен в работе в виде анализа конкретно-прикладных исследований,
опубликованных в печати и в специализированных журналах, а также анализа материалов судебной практики.
Научная новизна выпускной квалификационной работы состоит комплексном рассмотрении вопросов квалификации деяний по статье 260 Уголовного кодекса Российской Федерации, выработке предложений относительно расположения статьи в структуре кодекса.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что сделанные в настоящей работе выводы могут быть использованы при дальнейшей квалификации деяний, связанных с незаконной рубкой лесных насаждений, а также в практической деятельности субъектов соответствующих правовых отношений.
Нормативно-правовую базу исследования составили: Конституция Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, Лесной кодекс Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации, а также другие нормативно-правовые акты.
Структура настоящего исследования определяется его целью и задачами: состоит из двух глав, шести параграфов, введения, заключения и списка использованной литературы. Каждая глава состоит из параграфов, посвященных отдельным изучаемым вопросам, призванных отразить логику изложения материала и облегчить систематическое восприятие работы.
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, определяется предмет, объект исследования, цель и задачи исследования, методы исследования, степень научной разработанности проведенного исследования, теоретическая и эмпирические основы. Также обосновывается научная новизна работы, теоретическая значимость, практическая значимость, нормативно-правовая основа исследования и структура выпускной квалификационной работы.
Первая глава посвящена рассмотрению общей характеристики лесных насаждений. Изучена сущность понятия незаконной рубки леса, подходы и позиции ученых, а также исторический путь развития российского законодательства, регулирующий отношения в рассматриваемой сфере.
Во второй главе речь идет об уголовно-правовой характеристике деяния, связанного с незаконной рубкой леса. Рассмотрены вопросы привлечения к уголовной ответственности по статье 261 УК РФ, вопросы отграничения от смежных составов и проблемы квалификации таких действий в случае нахождения лесных насаждений на землях не лесного фонда, а других категорий.
В заключении излагается, исходя из обозначенной цели и задач исследования выпускной квалификационной работы, краткое содержание всей работы, выводы по исследованной теме выпускной квалификационной работе, а также выявление проблемы при регулировании отношений в сфере привлечения к уголовно-правовой ответственности за деяния, связанные с незаконной рубкой леса, а также пути их решения.
Подводя итог проведенного исследования, необходимо отметить, что незаконная рубка лесных насаждений является одним из наиболее латентных, общественно опасных и широко распространенных видов экологических преступлений. Ущерб, причиняемый указанным деянием несопоставим с ущербом от многих других, например, экономических преступлений. Кроме того, незаконная рубка леса характеризуется широкой распространенностью на всей территории России, однако наибольшая концентрация таких преступлений в Сибирском федеральном округе и Дальневосточном федеральном округе.
Говоря о понятии незаконной рубки леса, следует сказать, что его отсутствие в уголовном и лесном законодательстве обусловило научные дискуссии и отсутствие единообразия в судебной практике. Однако с принятием Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18 октября 2012 г. № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» под незаконной рубкой леса стали понимать виновное противоправное общественно-опасное деяние, посягающее на экономическую и экологическую безопасность России, выражающееся в рубке деревьев с нарушением требований законодательства (без необходимых документов, с нарушением порядка заготовки древесины и др.) путем срубания, спиливания или срезания, влекущее прекращение их роста.
Эволюция российского законодательства об ответственности за посягательство на лесные ресурсы можно разделить на несколько этапов: дореволюционный, советский и постсоветский (современный российский). На разных этапах развития уголовного права России анализируемое деяние постоянно подвергалось процессам криминализации и декриминализации. При этом незаконная рубка лесных насаждений всегда оставалась уголовно наказуемой.
По нашему мнению, такой вид преступлений обладает двуединым объектом, поскольку посягает на экологические и экономические отношения. Однако, законодатель, помещая ст. 260 в экологические преступления, создает ситуацию, когда наказание за такие преступления гораздо мягче, чем, например, за кражу, что не является сопоставимым, ведь уничтоженные деревья будут восстанавливаться долгие десятилетия (имеет место быть колоссальный ущерб окружающей среде, что нельзя сопоставить с денежным эквивалентом). Для решения указанной проблемы и исходя из принципа справедливости уголовной ответственности, установленного в статье 6 УК РФ, по нашему мнению, следует переместить указанное преступление в раздел VIII УК РФ «Преступления в сфере экономики».
Объективная сторона выражается в четырех возможных вариантах: 1) рубка лесных насаждений; 2) рубка деревьев, кустарников, лиан, не отнесенных к лесным насаждениям; 3) повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений; 4) повреждение до степени прекращения роста деревьев, кустарников, лиан, не отнесенных к лесным насаждениям. В данном случае под повреждением до степени прекращения роста, по нашему мнению, следует понимать раздробление, смятие деревьев и кустарников, уничтожение кроны или корневой системы, вызвавшие прекращение их роста или гибель.
Последствия связаны с причинением значительного ущерба, который исчисляется в соответствии с актами Правительства таксовым методом, который также стимулирует лиц с низким экологическим сознанием к правомерному поведению.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что к лесным насаждениям следует относить:
1) деревья, кустарники и лианы как часть экологической системы либо
2) деревья, кустарники и лианы как природный ресурс.
Характеризуя предмет незаконной рубки лесных насаждений, следует указать на то, что в него следует включать «деревья, кустарники и лианы как компонент окружающей среды, которые могут быть использованы или используются при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность».
Одним из вопросов квалификации рассматриваемого деяния заключается разграничение с составом, предусмотренным ст. 191.1, которая устанавливает уголовную ответственность за приобретение, хранение, перевозку, переработку в целях сбыта или сбыт заведомо незаконно заготовленной древесины. Центральный аспект проблемы - территория перемещения древесины, что выступает основанием разграничения. Так, при незаконной рубке вырубленная древесина перемещается в рамках лесосеки или за ее пределы, но к промежуточным или временным точкам для упрощения дальнейшей транспортировки и вывоза.
Другая проблема - это квалификация деяния, совершенного на особо охраняемой природной территории, например, на территории национального парка или заповедника. Таким преступлением причиняется ущерб не только лесу как экосистеме, но и культурному ландшафту. По нашему мнению, следует исходить из объектов, которым причиняется ущерб. Так, незаконная рубка леса на землях особо охраняемой природной территории подлежит квалификации по совокупности ч. 3 ст. 260 и ч. 2 ст. 243 УК РФ. Необходимость такой квалификации можно объяснить через ряд аргументов. Во-первых, будет адекватно отражена степень их общественной опасности, а во-вторых, признаки объективной стороны будут максимально учтены, связанных идеальной совокупностью деяний. Квалификация такого деяние по ст. 262 УК РФ не является верной, потому что историко-культурные заповедники и музеи-заповедники являются частным случаем особо охраняемых природных территорий.
Другая проблема - это квалификация незаконной рубки леса на землях, правовая категория которых не определена. По нашему мнению, поскольку в государственном лесном реестре отсутствует информация о составе земель, категория которых не определена, а также нет прямого указания в законе о принадлежности данных земель к федеральной собственности, то они могут относиться только ко второй разновидности государственной собственности - собственности субъектов Российской Федерации. Поэтому земли, категория которых не определена, и произрастающие на них деревья, кустарники и лианы относятся к собственности субъектов Российской Федерации. А незаконную рубку таких деревьев и кустарников на землях следует квалифицировать по ст. 260 УК РФ.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от
30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание
законодательства РФ. 04.08.2014. № 31. ст. 4398.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 2 августа 2019 г.) // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
3. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 44. Ст. 4147.
4. Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря года 2006 № 200-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2006. № 50. Ст. 5278.
5. Приказ Рослесхоза от 5 декабря 2011 № 513 «Об утверждении Перечня видов (пород) деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается» Российская газета. № 18. 30.01.2012.
6. Постановление Правительства РФ от 22 мая 2007
г. № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. №
3. Ст. 176.
7. Постановление Правительства РФ от 11 ноября 2017 г. № 1363 «О коэффициентах к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2017. № 14. Ст. 206.
8. Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2018 № 1730 «Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2019. № 1. Ст. 25.
Научная и учебная литература
9. Анисимов А. П., Абанина Е. Н. Незаконная рубка
лесных насаждений: проблемы определения предмета
преступления // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2014. Вып. 2 (29). С. 32-37.
10. Боголюбов С. А. Комментарий к Лесному кодексу Российской Федерации / Под ред. С.А. Боголюбова. М.,
1997. 400 с.
11. Болтанова Е.С., Женетль С.З. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации. М.: ИНФРА-М,
2010. 416 с.
12. Бойцов А.И. Преступления против собственности. СПб.: Юридический центр «Пресс», 2002. 755 с.
13. Бринчук М. М. Экологическое право. М., 1999. 208 с.
14. Бурдин Н. А. О проблеме нелегальных рубок леса // Лесной вестник. 2007. Вып. 3. С. 27-32.
15. Быковский В.К. Использование лесов в
Российской Федерации: правовое регулирование. М.:
Волтерс Клувер, 2009. 214 с.
16. Воронцова А.А. Некоторые особенности правового регулирования лесов (лесных насаждений), расположенных на землях различных категорий // Экологическое право.
2012. Вып. 5. С. 2-7.
17. Галев А. М. Сборник документов партии и правительства. 1917 - 1985 гг. / под общ. ред. А. М. Галева. М., 1986. С. 22 - 29.
18. Гаухман Л. Д., Серова М. В. Ответственность за мелкое хищение государственного или общественного имущества. М., 1990. 260 с.
19. Головизнин А.В., Воропаев С.А. Лес как объект
противоправных посягательств: цивилистический и
уголовно-правовой аспекты// Алтайский юридический вестник. 2016. Вып. № 2 (14). С. 119-126.
20. Голятков И. Т. Сборник документов по истории уголовного законодательства СССР и РСФСР. 1917 - 1952. М. 1953. 463 с.
21. Дубовик О. Л. Экологическое право в вопросах и ответах. М., 2004. 304 с.
22. Дубовик О.Л. Экологические преступления: Комментарий к главе 26 Уголовного кодекса Российской Федерации. М., 1998. 351 с.
23. Евгеньева А. П. Словарь русского языка / под ред. А.П. Евгеньевой. М.: Русский язык, 1981 - 1984. 309 с.
24. Жевлаков Э. Н. Экологические преступления и экологическая преступность. М., 1996. 80 с.
25. Зобов, Н. М. Петр Великий, как первый лесовод в России // Лесоводственные устои. М., 2006. С. 21-28.
26. Коробеев А.И. Российское уголовное право: Преступления в сфере экономики. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2000. 794 с.
27. Ключевский, В.О. Русская история. Полный курс лекций. М., 2005. 640 с.
28. Кудрявцев В.Н. Объективная сторона преступления. М., 1960. 245 с.
29. Конфоркин И. А. Объективная сторона
незаконной рубки лесных насаждений // Вестник Московского университета МВД России. 2009. Вып. 2. С. 112-114.
30. Конфоркин И.А. Уголовная ответственность за незаконную рубку лесных насаждений: Монография. М., 2010. 183 с.
31. Копылов, М.Н. Юридическая ответственность за
экологические преступления. М.: Издательство РУДН, 2004. 220 с.
32. Кругликов Л. Л. Уголовное право России. М.: ВолтерсКлувер. 2005. 839 с.
33. Лебедев В. М. Комментарий к Уголовному кодексу РФ: В 4 т. / Под ред. В.М. Лебедева. М., 2017. Т. 3. Особенная часть. 402 с.
34. Лупанова Е. М. Регулирование лесопользования Адмиралтейским ведомством в 1798-1802 годах // История. 2016. Вып. 5. С. 33-45.
35. Маковик Р.С. Экологическое право России. М.: Изд-во «Экзамен», 2008. 499 с.
36. Наумов А.В. Российское уголовное право. М., 2007. 410 с.
37. Нудель С.Л. Об уголовной ответственности за приобретение, хранение, перевозку, переработку в целях сбыта или сбыт заведомо незаконно заготовленной древесины // Российский следователь. 2016. Вып. 21. С. 2-9.
38. Ожегов С.И. Словарь русского языка. 18-е изд., стереотип. М., 1987. 752 с.
39. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. Екатеринбург, 1994. 1375 с.
40. Петрухина О. А. Объект экологических преступлений // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2013. Вып. 3-2. С. 186-190.
41. Родин С. А. Энциклопедия лесного хозяйства. М.,2006. 424 с.
42. Романов В. Административная и уголовная ответственность за нарушение лесного законодательства // Рос. юстиция. 1998. Вып. 5. С. 50-55.
43. Скуратов Ю.И., Лебедев В.М. Комментарий к Уголовному кодексу РФ. Особенная часть / Под ред. Ю.И. Скуратова, В.М. Лебедева. М., 1996. 419 с.
44. Сулейманов А. Л. Уголовно-правовые проблемы незаконной порубки деревьев и кустарников // Уголовное право. 2003. Вып. 1. С. 56-60.
45. Тимошенко Ю. Уголовная и административная
ответственность за противоправные посягательства на окружающую среду: новые разъяснения Пленума
Верховного Суда РФ // Законность. 2018. Вып. 1. С. 40-46.
46. Травина, И. Г. Уголовно-правовые и криминологические аспекты борьбы с незаконной рубкой лесных насаждений : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007. 200 с.
47. Фалеев, Н.И. Лесное право. М., 1912. 358 с.
48. Фомина И. А. Методика расследования
незаконной рубки лесных насаждений: по материалам регионов Восточной Сибири: дисс. ... кандидата
юридических наук. Москва. 2011. 215 с.
49. Чураков, Д. Б. Противодействие преступным посягательствам на сохранность лесных и иных насаждений (уголовно-правовые и криминологические меры): дис. ... канд. юрид. наук. М., 2017. 261 с.
50. Чистяков И. О. Российское законодательство X - XX веков. М., 1985. Т. 3. 511 с.
51. Шарипова О.В. Уголовно-правовая охрана лесов: учебно-практическое. М.: ЦОКР МВД России, 2010. 62 с.
52. Шубин Ю. П. К вопросу о дефиниции термина «Незаконная рубка» // Актуальные вопросы борьбы с преступлениями. 2015. Вып. 2. С. 43-45.
53. Ялбулганов А. А. Постатейный научно-практический комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации. М. 2014. 255 с.
Материалы судебной и следственной практики
54. О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. № 14 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1998. № 1.
55. О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования: постановление
Пленума Верховного Суда РФ от 18 октября 2012 г. № 21 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2012. № 12.
56. По делу о проверке конституционности части 2
статьи 99, части 2 статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации и положений постановления Правительства Российской Федерации «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства» в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью «Заполярнефть»: постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 2 июня 2015 г. № 12-П // Вестник
Конституционного Суда Российской Федерации. 2015. № 4.С. 13-26.
57. Постановление президиума Смоленского
областного суда от 26 июня 2014 г. по делу N 44у-54/14// Доступ из справочно-правовой системы
« КонсультантПлюс».
58. Архив Залесовского районного суда Алтайского края за 2017 г. Уголовное дело N 1-2/2017 // Доступ из справочно-правовой системы «Гарант».
59. Архив Заринского районного суда Алтайского края за 2018 г. Уголовное дело N 1-15/2017 // Доступ из справочно-правовой системы «Гарант».
60. Уголовное дело N 24073178. Данные СЧ ГСУ ГУ МВД России по Красноярскому краю // Доступ из справочно-правовой системы «Гарант».
Документальные материалы
61. Уголовное уложение. СПб., 1903. 132 с.
62. Постановление Народного комиссариата постановление «О сохранении советов лесничества» от 6 декабря 1917 года // Собрание узаконений РСФСР. 1917. №1. Ст. 3.
63. Уголовный кодекс РСФСР от 1922 г. // Собрание узаконений РСФСР. 1922. № 15. Ст. 153.
64. Закон РСФСР «Об охране имущества
государственных предприятий, колхозов и коопераций и укреплении общественной (социалистической)
собственности» // Собрание законодательства СССР. 1932. № 62. Ст. 360.
65. Уголовный кодекс РСФСР от 27 октября 1960 г. // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1960. № 40. Ст. 591.
66. Закон «Об охране природы в РСФСР» от 1960 г. // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1960. № 40. Ст. 856.
67. Лесной кодекс Российской Федерации от 29 января 1997 г. № 22-ФЗ // Российская газета. 1997. № 23.
68. Проект Лесного кодекса Российской Федерации: http://old.forest.ru/rus/legislation/newcode/
69. Стандарт отрасли ОСТ 56-108-98 «Лесоводство. Термины и определения» (утв. приказом Рослесхоза от 3 декабря 1998 г. № 203) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 07.03.2020.
70. Государственный доклад «О состоянии и об
охране окружающей среды Российской Федерации в 2017 году»: http://www.mnr.gov.ru/upload/iblock/cef/gosdoklad
%20za% 202012%20god.pdf
71. Рослесхоз: площадь лесов в России выросла на 79
млн. гектаров за 20 лет:
http://www.rosleshoz.gov.ru/media/news/2649.
72. Методические (типовые) рекомендации по предотвращению и снижению масштабов незаконной заготовки и нелегального оборота для субъектов Российской Федерации. - М., 2011.
73. Конференция по биологическому разнообразию 2002 г.: https://www.cbd.int/.
74. Сводные статистические сведения о состоянии
судимости в России за 2015, 2016, 2017 год:
http://www.cdep.ru/
75. Красная книга Российской Федерации (растения и грибы) / Министерство природных ресурсов и экологии РФ; Федеральная служба по надзору в сфере природопользования; РАН; Российское ботаническое общество; МГУ им. М. В. Ломоносова; Гл. редколл.: Ю. П. Трутнев и др.; Сост. Р. В. Камелин и др. М.: Тов-во научн. изданий КМК, 2008. 855 с.
76. Красная книга Тульской области: растения и грибы: официальное издание / Администрация Тульской области; Департамент Тульской области по экологии и природным ресурсам; Центр охраны дикой природы. Тула: Гриф и К, 2010. 393 с.