Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КУБА ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ В XXI ВЕКЕ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ U.S.-CUBAN RELATIONS IN THE 21ST CENTURY: STATUS AND PROSPECTS

Работа №58391

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

международные отношения

Объем работы47
Год сдачи2016
Стоимость4360 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
467
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Политика Соединённых Штатов Америки в отношении Кубы в XXI веке (2001-2016 гг.) 10
1.1. Принципы, определяющие роль «кубинского вопроса» во внешней политике США 10
1.2. Кубинский вектор американской политики 14
Глава 2. Внешние факторы, влияющие на политику США в отношении Кубы в XXI веке 26
2.1. Китайский фактор в американо-кубинских отношениях 26
2.2. Российско-кубинское сотрудничество 30
Глава 3. Прогнозы и перспективы развития американо-кубинских отношений 36
Заключение 41
Библиография 44



Актуальность темы исследования. Американо-кубинский конфликт является уникальным в своем роде. История не знает примеров столь продолжительного и стабильного противостояния между единственной сверхдержавой, коей остались Соединенные Штаты после распада СССР, и несопоставимо меньшим государством. Своими корнями конфликт уходит в 50-е гг. XX века. После победы в 1959 году кубинской революции, перехода власти к коммунистам и проведенной аграрной реформы Вашингтон взял курс на агрессивное противостояние. В ответ новым кубинским руководством 28 января 1960 года была произведена национализация иностранной собственности. Вследствие эскалации конфликта в январе 1961 года между государствами были разорваны дипломатические отношения. Шестидесятые годы ознаменовались наложением экономического эмбарго на Кубу со стороны администрации Кеннеди, а также вооруженными попытками США свержения кубинского правительства. 1970-е гг. принято считать периодом политической разрядки: в доказательство своего намерения наладить двусторонние контакты правительство Соединенных Штатов частично сняло эмбарго с Кубы. Однако ввод кубинских войск в Анголу (1975 г.) и в Эфиопию (1978 г.) с целью поддержки марксистского движения, а также победа революции в Гренаде послужили причиной «отката» в 1979 году от политики разрядки в американо-кубинских отношениях. При администрации республиканца Рейгана (1981-1989 гг.) ужесточилась политика США в Карибском регионе и в кубинском вопросе. Соединенные Штаты внесли Остров Свободы в список государств - пособников международного терроризма.
Крах биполярной системы международных отношений породил надежду на скорейшее разрешение американо-кубинского конфликта, развивающегося преимущественно в рамках идеологического противостояния Восток-Запад. Однако накопившиеся более чем за полвека противоречия и обоюдные претензии явились серьезным препятствием на пути к нормализации отношений между Кубой и Соединенными Штатами Америки. В 90-х годах XX века поводом к эскалации американо-кубинского конфликта послужило принятие в 1992 году Закона о кубинской демократии (Акта Торричелли), а затем Закона Хелмса-Бертона в 1996-ом.
Завершение «холодной войны» положило начало новому этапу в отношениях между США и Кубой, так как распространилось влияние новых политических факторов на конфликт. Так, значительно возросла степень участия мирового сообщества и активизировалась работа Генеральной Ассамблеи ООН по данному направлению. Снижению обоюдной враждебности способствовали установившееся сотрудничество по
борьбе с терроризмом, первый визит Папы Иоанна Павла Второго на Кубу в 1998 году, а также налаживание американской стороной поставок продовольствия и медикаментов на остров в связи с взятым администрацией Клинтона курсом на развитие «народной дипломатии».
До настоящего времени конфликт остается неурегулированным. Данное исследование является актуальным в связи с тем фактом, что к началу 2000-х годов появились возможности для восстановления американо-кубинского диалога.
Исторические исследования отечественных и иностранных авторов по данной теме сосредоточены в основном на периоде с 1960 по 1980 гг. В отечественных трудах по иберо-американистике также недостаточно освещено современное состояние американо-кубинского конфликта.
Объектом исследования являются американо-кубинские отношения в новом тысячелетии.
Предметом исследования является внешнеполитическая активность Соединенных Штатов Америки в начале XXI века.
Целью работы является определение закономерностей выстраивания внешнеполитического курса США в отношении Кубы в новом столетии, а также освещение перспектив эволюции американо-кубинского диалога.
В связи с заявленной целью работы были установлены следующие задачи исследования:
- рассмотреть политику США в отношении Кубы за рассматриваемый период;
- выявить принципы, определяющие роль «кубинского вопроса» во внешней политике США;
- исследовать современные американо-кубинские отношения;
- осветить роль мирового сообщества в урегулировании американо-кубинских отношений;
- выделить внешние факторы, влияющие на американо-кубинские отношения в XXI
веке и проанализировать степень их влияния;
- определить перспективы развития двусторонних отношений в современных условиях.
Методологической основой исследования послужили ретроспективный анализ политического процесса и метод системного анализа.
Хронологические рамки исследования охватывают временной промежуток - 2001-2016 гг. Точкой отсчета стал приход к власти американского президента Джорджа Буша-младшего, ознаменовавший новый этап в американо-кубинских отношениях. Именно в это время произошел новый виток обострения взаимоотношений между США и Кубой.
Источниковедческую базу исследования можно разделить на несколько тематических групп. К первой группе относятся законы, подзаконные акты и официальные публикации Соединенных Штатов Америки, Кубы, Российской Федерации и Китайской Народной Республики. В частности, нормативно-правовые документы Государственного департамента США, Конгресса США, Министерства финансов США, Национальной ассамблеи народной власти Кубы, Коммунистической партии Кубы, Министерства иностранных дел РФ, Государственной Думы РФ, Министерства иностранных дел КНР, а также заявления правительств США, Кубы и России. Вышеупомянутые источники важны для изучения внешнеполитических стратегий Соединенных Штатов, Кубы, России и Китая по отдельности. Особый интерес представляют ежегодные доклады Службы по делам Кубы в составе Бюро США по делам Западного полушария и Министерства обороны США.
Вторая группа включает заявления и выступления министров иностранных дел и других официальных лиц Соединенных Штатов, Кубы, России и Китая, материалы прессслужб государств.
Материалы Организации Объединенных Наций, включая ряд статистических сборников, и другие документы, отражающие реакцию мирового сообщества на развитие американо-кубинских отношений после окончания «холодной войны» составляют третью группу. К этому типу источников могут быть отнесены доклады неправительственных организаций и научно-исследовательских центров таких, как Совет по международным отношениям, Центр развития демократии в Америке.
Наряду с официальными документальными источниками в работе использовались материалы средств массовой информации США (Correo de Cuba, The Miami Herald, The Huffington Post, CBSNews), Кубы (Granma, Granma Internacional, Juventud Rebelde) и России (ИноСМИ, Коммерсантъ, Cuba24), которые относятся к четвертой группе источников. Их изучение позволило проанализировать широкий спектр взглядов по проблемам американо-кубинских отношений.
Степень научной разработанности проблемы. Библиографический фон исследования включает фундаментальные труды отечественных исследователей - латино-американистов В.М. Давыдова, Б.И. Коваля, В.Г. Ревуненкова по истории стран Латинской Америки, а также по общим проблемам ориентации внешней политики стран континента.
Следующую группу составляют работы российских экспертов, изучающих политические процессы на Кубе, - А.Н. Данненберга, М.В. Елбаевой, К.О. Лейно, Е.О. Подолько, В.П. Сударева, А.А. Сухостата и научного коллектива Института Латинской Америки РАН, посвященные изучению природы и эволюции американо-кубинского конфликта. В вышеуказанных монографиях и научных публикациях двусторонние отношения США и Кубы рассматриваются в историческом и экономическом контексте. В работах В.П. Сударева особая роль отводится исследованию принципов, послуживших основой для выстраивания внешней политики Соединенных Штатов по отношению к Острову свободы, а также её идеологического обоснования. К этой же тематической группе относятся авторефераты отечественных учёных - историков В.А. Бородаева, Б.А. Ширяева.
В монографиях отечественных исследователей С.А. Батчикова, В.А. Бородаева, С.Б. Кононученко, О.А. Панюшкиной, А.И. Сизоненко и К.А. Хачатурова освещаются российско-кубинские отношения постсоветского периода. Стоит отметить резкий спад интереса к изучению двусторонних отношений России и Кубы после распада Советского Союза. В современных исследованиях большее внимание уделяется торгово-экономическим аспектам сотрудничества стран.
Ключевые направления внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности Китая в латиноамериканском регионе рассмотрены в работах российских ученых Я.В. Лексютиной, О.А. Панюшкиной, П.П. Яковлева.
При написании работы активно использовалась литература американских авторов, посвященная развитию отношений между Кубой и США. Американскую историографию, в свою очередь, можно разделить по трём направлениям: консервативное, либеральное, леворадикальное.
Консервативные американские историки К. Блазье, А. Лоуэнталь признают угрозу, исходящую от кубинского социалистического режима, для достижения внешнеполитических целей США в Карибском регионе. Так как за точку отсчета принимается идея «американской исключительной роли» в системе международных отношений, то обосновывается необходимость доминирования Соединенных Штатов в двусторонних отношениях. По их мнению, следует постепенно добиваться искоренения режима Кастро при сохранении экономических барьеров. Консерваторами отмечается преемственность по кубинскому вопросу среди политических деятелей США. Умеренно-консервативное крыло американской политологии (К. Меса-Лаго, С. Парселл) поддерживает нормализацию американо-кубинских отношений в силу геополитических факторов.
Учёные, являющиеся представителями либерального направления (Д. Домингес, У Леонгранде, А. Лопес-Леви, М. Уинтер, П. Фолк, П. Хаким, М. Шифтер), выступают за налаживание диалога с кубинским правительством на принципах взаимного уважения и взаимовыгодного сотрудничества. Такого рода сотрудничество предполагает учёт как американских, так и кубинских интересов. Исследователи данного направления ратуют за отмену экономических санкций США против Кубы (экономического эмбарго) и её выход из дипломатической изоляции; критикуют политику американского правительства конца 90-х годов и силовые методы осуществления внешнеполитического курса.
Работы леворадикального направления характеризуются резкой критикой внешнеполитического курса Соединенных Штатов, проводимого по отношению к Республике Куба и в латиноамериканском регионе в целом. Подобная линия прослеживается в монографиях Д. Бенджамина, У Смита, Н. Чомского. По их мнению, агрессивная политика США и является причиной пятидесяти лет дипломатического противостояния между государствами. Исследователи полагают, что экономические санкции противоречат нормам международного права, подрывают режим функционирования международной торговли. Политологи поддерживают право Кубы на самостоятельное развитие.
Проведение анализа существующих в американской историографии различных оценок американо-кубинского конфликта помогло сделать наиболее объективные выводы о его последствиях и возможных сценариях развития.
В ходе исследования изучались труды кубинских историков, политологов и экономистов, которые составляют отдельную тематическую группу в библиографии.
Данные работы освещают проблемы развития Кубы, государственную внешнюю политику и взаимоотношения с Соединенными Штатами. Американо-кубинский конфликт занимает центральное место в кубинской историографии. Последний освещается в научных работах С. Ламрани, Х. Оропесы, Х. Родригеса, Р. Фернандеса, Р. Эрнандеса. Для подавляющего большинства из них характерна повышенная политизированность и антиамериканская традиция. Подход историков к изучению природы американо-кубинского конфликта определяется официальной позицией кубинского правительства и национальной идеологией. Отсутствует всякая критика режима Кастро, а политические процессы трактуются с точки зрения марксизма-ленинизма и, соответственно, антиимпериализма в связи с тем, что авторы имеют отношение к Коммунистической партии Кубы. Отдельной темой для исследования является проблема нелегальной иммиграции в США, которая особенно подробно описана в монографии Л. Ортеги. Вышеуказанная проблема напрямую связана с формированием в Соединенных Штатах влиятельной кубинской диаспоры - важной составляющей двустороннего противостояния.
Радикальную антиамериканскую направленность имеют работы К. Алсугарая, Р. Герры, О. Переса. Всю историю двусторонних отношений они рассматривают с позиций идеологического противостояния, непрерывающейся агрессии США и вмешательства во внутренние дела Кубы.
В кубинской историографии наиболее полно раскрываются явления и процессы «особого периода мирного времени» (период в истории Кубы с 1991 года до начала XXI века), изучение которых способствует пониманию специфики американо-кубинских отношений на данном этапе.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Американо-кубинский конфликт является уникальным явлением в международных отношениях. Данному конфликту присуща инертность: за долгий период времени США так и не смогли разработать действенный механизм урегулирования кубинского вопроса.
Во-первых, двусторонний диалог зачастую выстраивался не на равных условиях. Во-вторых, стороны конфликта, имеющие накопившиеся за несколько десятилетий претензии друг к другу, использовали методы открытого вызова, что побуждало другую сторону к ответным мерам, а не к поиску компромисса.
В ходе исследования были выделены этапы реализуемой администрациями США кубинской политики начала XXI века.
Приход к власти Джорджа Буша-младшего в 2001 году открыл новую главу в американо-кубинских отношениях. Обострение отношений во время президентства Джорджа Буша было обусловлено изменением ориентиров в кубинской политике, в том числе вследствие возросшего влияния кубино-американской диаспоры. Позиция США по отношению к Острову Свободы стала выстраиваться исходя из проблем соблюдения прав человека и свободы средств массовой информации. Хотя именно в начале XXI века в американских политических кругах и среди части американской общественности стали звучать призывы к нормализации двусторонних отношений с Кубой. Однако американское правительство лишь продолжило ужесточение санкций.
Разрядка в отношениях между Соединенными Штатами и Кубой произошла с приходом к власти Барака Обамы, взявшего курс на постепенное сворачивание санкций и урегулирование отношений с Гаваной. Период президентства Обамы принято называть «затяжной оттепелью» в двусторонних отношениях. В последнее время наметилась также тенденция к проведению необходимых дипломатических консультаций, которые в перспективе могли бы способствовать нормализации американо-кубинского диалога. Представляется возможным утверждать, что кубинское правительство в целом готово к выстраиванию качественно «новых» отношений с Соединенными Штатами на взаимовыгодных началах в связи с последними заявлениями американского президента о том, что политика санкций является устаревшей и неэффективной, а также в связи с исключением Кубы из списка государств-пособников терроризма и смягчением санкций. Восстановление американо-кубинского диалога является обоюдным процессом, так как Куба и Соединенные Штаты в равной степени заинтересованы в нормализации отношений. Знаковым событием во время президентства Барака Обамы стало восстановление дипломатических отношений между Кубой и Соединенными Штатами. Но, несмотря на положительную динамику в развитии двусторонних связей, между государствами остается ряд принципиальных противоречий. Действующее экономическое эмбарго в отношении Кубы является главным камнем преткновения и рудиментом «холодной войны» в современных американо-кубинских отношениях.
Финансовая независимость и политический авторитет кубино-американской диаспоры, сложившейся на основе политической борьбы с режимом Кастро, также тормозит развитие диалога между Соединенными Штатами и Кубой.
В работе освещены внешние факторы, влияющие на современные американо-кубинские отношения, а также проанализирована степень их влияния.
С начала XXI века можно с уверенностью говорить о многовекторном расширении экономического и дипломатического присутствия Китая в латиноамериканском регионе, а также об активизации российско-кубинских отношений. Однако по мере развития китайско-кубинских отношений акцент сместился из политической сферы в торгово-экономическую. Так как основой политики Китая в отношении латиноамериканских государств является прагматичный подход к развитию внешнеэкономического сотрудничества, несмотря на политико-идеологическую направленность партнеров, и «непровоцирование» США. Российская же сторона считает приоритетными расширение политических контактов, углубление военно-технического сотрудничества и дальнейшее развитие двусторонних отношений в духе стратегического партнерства. Москва и Пекин выстраивают отношения с Кубой на равных условиях по принципу взаимной выгоды, а также последовательно выступают за урегулирование американо-кубинских отношений и отмену эмбарго, препятствующего кубинскому развитию. Столь обширное и разностороннее взаимодействие Китая и России с Кубой является чувствительным вопросом для американской стороны. Соединенные Штаты хотели бы сами иметь преимущественные права в основных секторах кубинской экономики, не сдавая позиции остальным иностранным инвесторам.
В результате исследования определены перспективы развития двусторонних отношений и приведены соответствующие прогнозы.
Важно понимать тот факт, что в американских политических кругах сильны ожидания по поводу смены лидера на Кубе. Однако доподлинно известно о наличии у нынешнего кубинского руководства официального плана преемственности власти. Прогнозирование будущего американо-кубинских отношений находится в прямой зависимости от развития внутренней политической ситуации в том, что касается смены лидерства на Острове Свободы. Однако учитывая все возможные сценарии смены лидера, а также курс Администрации Барака Обамы на нормализацию отношений с Гаваной, отрицается возможность открытого вооруженного столкновения между участниками конфликта.
Предполагается, что динамика конфликта будет направлена по пути дальнейшей деэскалации, правда, на протяжении длительного периода времени.
Основными шагами последующего урегулирования американо-кубинских отношений станут регулярные консультации на высшем уровне, обоюдное признание политических просчетов, а также наличие у политических лидеров двух государств воли к поиску компромисса. Вполне вероятно, что особая роль в урегулировании отношений между США и Кубой будет принадлежать таким посредникам, как Организация Объединенных Наций, Организация американских государств, Римско-католическая церковь.



1. Выступление Генерала армии Рауля Кастро Руса, Первого секретаря Центрального Комитета Коммунистической партии Кубы и Председателя Государственного совета и Совета Министров, на закрытии IV очередной сессии VIII учредительного созыва Национальной ассамблеи Народной власти во Дворце Съездов. 20.12.2014 //URL: http://www. cuba . cu/gobierno/rauldiscursos/2014/rus/r201214r . html (дата обращения:
28.03.2016) .
2. Выступление Президента Республики Куба Главнокомандующего Фиделя Кастро Руса
перед началом многолюдного Марша боевого народа столицы против терроризма. 17.05.2005 //URL: http://www . cuba.cu/gobierno/discursos/2005/rus/f170505r.html (дата
обращения: 19.03.2016).
3. Выступление Президента Республики Куба Фиделя Кастро Руса по кубинскому телевидению, посвященное нынешней международной обстановке, экономическому и мировому кризису и тому, как он может сказаться на Кубе. 02.11.2001 //URL:
http://www.cuba.cu/gobierno/discursos/2001/rus/f021101r.html (дата обращения: 19.03.2016).
4. Декрет-закон №88 «О защите национальной независимости и экономики Кубы».
16.02.1999 // URL: http://www . cuba . cu (дата обращения: 11.04.2016).
5. Доклад Генерального секретаря о необходимость прекращения экономической, торговой
и финансовой блокады Кубы, введенной Соединенными Штатами Америки. Резолюция 62/3 Генеральной Ассамблеи, пункт 4. A/63/93. 10.11.2008 // Организация Объединенных Наций //URL: http://daccess-dds-
nv.un.org/doc/UNDOC/GEN/N08/454/05/PDF/N0845405.pdf7QpenElement (дата обращения:
28.03.2016) .
6. Заявление Правительства Кубы национальному и международному общественному
мнению от 11.01.2002 // URL: http://www.cuba.cu (дата обращения: 04.04.2016).
7. Комментарий: США должны пересмотреть политику в отношении Кубы в момент, когда
Си Цзиньпин ищет более тесные связи с Гаваной. 23.07.2014 / Источник: Агентство Синьхуа //URL: http://russian.china.org.cn/exclusive/txt/2014-07/23/content_33025910.htm (дата обращения: 04.04.2016).
8. Куба, наряду с другими латиноамериканскими странами, осуждает Соединенные Штаты Америки // Cuba24. 07 декабря 2010 г. // URL: http://cuba24.ru/politic/1053-kuba-narvadu-s - drugimi- latinoamerikanskimi . html (дата обращения: 04.04.2016).
9. Нота МИД Российской Федерации посольству Республики Куба в Российской Федерации от 19 февраля 1992 г. // Россия - Куба. 1902-2002. Документы и Материалы. Министерство иностранных дел Российской Федерации; Министерство иностранных дел Республики Куба. М.: Международные отношения, 2004. С.448.
10. Официальное заявление Кубинского правительства 16.06.2009 //URL: http://www.cubaminrex.cu/PrisionerosImperio/Articulos/Solidaridad/2010/2010-04-29- COnsideran.html (дата обращения: 29.03.2016).
11. Речь Фиделя Кастро «Другое поведение». 20.05.2005 //URL:
www.cuba.cu/gobierno/discursos/index . html (дата обращения: 28.03.2016).
12. Речь Фиделя Кастро «Моим товарищам по Федерации университетских студентов».
26.01.2015 //URL: http://www.cuba.cu/gobierno/reflexiones/2015/rus/f260115r . html (дата обращения: 29.03.2016).
13. Статистический ежегодник Китая, 2000, 2011 / / URL:
http://www.stats.gov.cn/tjsj/ndsj/2010/indexeh.htm (дата обращения: 12.03.2016).
14. Яковлев П.П. Латинская Америка в глобальной стратегии Пекина //URL: http://www.perspectivy.ru (дата обращения: 12.03.2016).
15. Alocucion del Presidente cubano // La Habana. 17.12.2014 // URL: http://www.cuba.cu/gobierno/rauldiscursos/2014/esp/r171214e.html (date of access:
16.03.2016) .
16. Articulo de Fidel «Lo que no podra olvidarse nunca». 13.10.2014 // URL:
http://www.cuba.cu/gobierno/reflexiones/2014/esp/f141013e.html (date of access: 19.03.2016).
17. Barshefsky C., Hill J., O'Neil S. U.S.-Latin America Relations: A New Direction for a New
Reality // Independent Task Force Report. 2008. № 60 // URL: http://www.cfr.org/content/publications/attachments/LatinAmerica_TF.pdf (date of access:
04.03.2016) .
18. Bernard A., William R. U.S.-Cuban Relations In The 21st Century (Independent Task Force
of the Council on Foreign Relations Co-Chairs' Report). 1999. November 19 // Council on F o r e i g n R e l a t i o n s / / U R L :
http://www.cfr.org/content/publications/attachments/Cuba_TaskForce.pdf (date of access:
19.03.2016) .
19. CEPAL. La Republica Popular China y America Latina y el Caribe: hacia una relation estrategica. Santiago de Chile, mayo de 2010, P. 14.
20. Cotayo N.L. Lying as a profession (Washington's policy toward Cuba). 1997 // Granma Organo Oficial del Comite Central del Partido Comunista de Cuba // URL: http://www.granma.cu/ingles/index.html (date of access: 02.03.2016).
21. Cuba 2013 International Religious Freedom Report. 2014. July 28 // Bureau of Democracy, Human Rights and Labor // URL: http://www.state.gov/documents/organization/222583.pdf (date of access: 19.03.2016).
22. Cuban Democracy Act of 1992. 1992 // U.S. Department of the Treasury // URL: http://www.treasury.gov/resource-center/sanctions/Documents/cda.pdf (date of access:
02.03.2016) .
23. Cuban Liberty and Democratic Solidarity (Libertad) Act of 1996. Public Law 104-114. 1996. March 12 // U.S. Department of the Treasury // URL: http://www.treasury.gov/resource- center/sanctions/Documents/libertad.pdf (date of access: 03.03.2016).
24. Eizenstat S. Growing Consensus On Promoting Change In Cuba Remarks Under Secretary for Economic, Agricultural, and Business Affairs. Presented at a conference sponsored by the North American Committee of the National Policy Association. 1998. January 7 // United States Department of State // URL: http://www.state.gov/r/pa/ei/rls/dos/221.htm (date of access:
27.02.2016) .
25. El chino Xi suscribe 29 acuerdos con Castro en la visita a Cuba. 23.07.2014 // URL: http://internacional.elpais.com/internacional/2014/07/22/actualidad/1406060074_468362.html (date of access: 30.03.2016).
26. Laverty C. Cuba’s New Resolve: Economic Reform and its Implications for U.S. Policy. 2011 // Center for Democracy in the Americas // URL: http://www.democracyinamericas.org/ (date of access: 03.03.2016).
27. Lopez-Levy A. Change In Post-Fidel Cuba: Political Liberalization, Economic Reform and Lessons for U.S. Policy // New America Foundation. 2011. P.5-19.
28. Lopez-Levy A. President Obama: In Search of a Creative Policy Towards Cuba // The Huffington Post. 11.10.2013 // URL: http://www.huffingtonpost.com/arturo-lopez-
levy/president-obama-cuba_b_4248667.html (date of access: 16.03.2016).
29. Memorandum for the Secretary of State. Subject: Promoting Democracy and Human Rights
in Cuba. 13.04.2009 // URL: http://www.whitehouse.gov/the_press_office/Memorandum-
Promoting-Democracy-and-Human-Rights-in-Cuba/ (date of access: 01.03.2016).
30. Perez O.E. La inversion extranjera directa en Cuba: evoluciony perspectivas. LaHabana,
2002 // URL: http://lasa.international.pitt.edu/Lasa2001/PerezVillanuevaOmar.pdf (date of access: 16.02.2016).
31. Powell C. Report to the President Commission for Assistance to a Free Cuba. May 2004 //
URL: http://pdf.usaid.gov/pdf_docs/PCAAB192.pdf (date of access: 14.02.2016).
32. Proclamation 3447-Embargo on all trade with Cuba. 1962. February 3 // The U.S. National
Archives and Records Administration // URL : http://www.archives.gov/federal- register/codification/proclamations/03447.html (date of access: 01.03.2016).
33. Ranneberger M. Testimony on U.S. Policy towards Cuba Statement to the House International Relations Committee. 1999. March 24 // Subcommittee on Western Hemisphere//
URL: http://www.state.gov/r/pa/ei/speeches/index.htm (date of access: 13.02.2016).
34. Rodriguez J. L. Las relaciones economicas entre Cuba y Rusia en una nueva etapa // URL:
http://www.cubadebate.cu/opinion/2014/10/01/las-relaciones-economicas-entre-cuba-y-rusia-en- una-nueva-etapa/ (date of access: 16.03.2016).
35. Statement by the President on Cuba Policy Changes. 17.12.2014 // URL: https://www.whitehouse.gov/the-press-office/2014/12/17/statement-president-cuba-policy- changes (date of access: 05.03.2016).
36. Statement from director of U.S. relations for Cuban Ministry of Foreign Affairs. 2013. December 3 // Granma Organo Oficial del Comite Central del Partido Comunista de Cuba // URL: http://www.granma.cu/ingles/cuba-i/4diciembre-declaracion.html (date of access:
18.02.2016) .
3 7. The Economic Relationship Between the United States and Cuba After Castro: Hearing
before the Subcommittee on the Western Hemisphere of the Committee on International
Relations, House of Representatives. 1995. June 30 //Bureau of Western Hemisphere Affairs //
URL: http://1997-2001.state.gov/www/regions/wha/index.html (date of access: 20.03.2016).
38. Vries L. Powell Asks OAS For Cuba Help // CBSNews. June 9, 2003 // URL:
http://www.cbsnews.com/news/powell-asks-oas-for-cuba-help/ (date of access: 19.02.2016).
3 9. Yearbook of Immigration Statistics. Office of Immigration Statistics. 2002 // U. S.
Department of Homeland Security // URL: http://www.dhs.gov/immigration-statistics (date of
access: 08.02.2016).
Авторефераты:
40. Бородаев В.А. История формирования и развития новой политической системы на Кубе (1953-2008 гг.): Автореф. дис. ... д-ра ист. наук / Московский городской педагогический университет. М., 2009. 40 с.
4 1. Ширяев Б.А. Политика США в отношении Кубинской революции (1959-1962 гг.): Автореф. дис. ... канд. ист. наук / Ленинградский государственный университет. Л., 1967. 18 с.
Монографии, учебная литература:
42. Давыдов В.М. Латиноамериканская периферия мирового капитализма. М.: Наука, 1991. 240 с.
44. Лейно К.О. Куба - возможности делового партнерства. М.: ИЛА РАН, 1997. 99 с.
45. Нитобург Э.Л. Политика американского империализма на Кубе. 1918-1939. М.: Наука,
1965. C. 73.
46. Ревуненков В.Г. История стран Латинской Америки в новейшее время. М.: Высшая школа, 1963. 458 с.
47. Сизоненко А.И. Россия: на латиноамериканском направлении. М.: БФРГТЗ “СЛОВО”, 2002. С.68-85.
48. Современная Куба: вопросы экономической адаптации и переориентация внешних связей / Отв. ред. В.М. Давыдов. М.: Наука, 2002. 328 с.
49. Сударев В.П. Две Америки после окончания «холодной войны». М.: Наука, 2004. 205 с.
50. Сухостат А.А. Куба - США: усиление конфронтации. М.: ИЛА, 1990. 20 с.
51. Хантингтон С. Кто мы? Вызовы американской национальной идентичности. М.: ООО
"Издательство ACT": ООО "Транзиткнига", 2004. 635 с.
52. Хачатуров К. А. Латиноамериканские уроки для России. М.: Международные отношения, 1999. 394 с.
53. Benjamin J. The United States and the origins of the Cuban revolution: An Empire of
Liberty in an age of National Liberation. Princeton: Princeton University Press. 1992. 248 p.
54. Blasier C. The end of the Soviet-Cuban Partnership (Cuba after the Cold War). Pittsburgh:
University of Pittsburgh, 1993. P. 59-91.
55. Chomsky N., Lamrani S. Superpower Principles: U.S. Terrorism Against Cuba. Monroe, Maine: Common Courage Press, 2005. 205 p.
56. Cuba after the Cold War / Edit. by C. Mesa-Lago. Pittsburgh: University of Pittsburgh, 1993. 383 p.
57. Fernandez R.D. United States vs the Cuban Five. Havana: Editorial Capitan San Luis. 2006. 214 p.
58. Guerra R. La expansion territorial de los Estados Unidos a expensas de Espana y de los
paises hispanoamericanos. La Habana: Ed. nacional de Cuba, 1964. P.300-349.
59. Hernandez R. Mirar a Cuba: Ensayos Sobre Cultura Y Sociedad Civil. La Habana: Fondo de
Cultura Economica, 2002. 197 p.
60. Lamrani S. Terrorismo de Estados Unidos contra Cuba. El caso de los Cinco. La Habana: Editorial Jose Marti, 2005. 210 p.
61. Leongrande W. The Cuba reader: The making of a revolutionary society. N.Y.: Grove Press. 1989. 564 p.
62. Long P. United States Foreign Policy Towards Cuba and Prospects for Democratisation: M.A. thesis. Canada: McGill University, 1995. 113 p.
63. Lowenthal A. Partners in Conflict: the USA and Latin America in the 1990s. Baltimore: Johns Hopkins University Press, 1990. P.53-70.
64. McGillion C., Morley M. Unfinished Business: America and Cuba after the Cold War, 1989 -
2001. Cambridge: Cambridge University Press, 2002. 264 p.
65. Oropesa J. Historiologia Cubana. Miami: Ediciones Universal, 1993. P. 18-69.
66. Ortega L. Cubanos en Miami. La Habana: Editorial de Ciencias Sociales, 1999. 169 p.
67. Rodriguez J.L. Estrategia del Desarrollo Economico en Cuba. La Habana: Editorial Ciencias
Sociales, 1990.
68. Smith W. The Closest of Enemies: A Personal and Diplomatic History of the Castro Years. N.Y.: WW Norton & Co, 1988. 308 p.
69. Winter M. Cuba for the Misinformed: Facts from the Forbidden Island. Napa: Westsong Publishing, 2013. 268 p.
Статьи периодической печати:
7 0 . Батчиков С.А., Кононученко С.Б. Еще раз об эволюции российско-кубинских
отношений // Российский экономический журнал. 1997. № 4.
71. Бородаев В.А. Политика США на Кубе // Международная жизнь. 2001. № 6.
72. Бородаев В.А. Сохраняется крупный геополитический потенциал в отношениях с
Кубой // Международная жизнь. 2001. № 6.
73. Горовцов Д.Е. Российско-кубинские отношения и закон Хелмса-Бертона // Международные отношения. 1996. № 8 (15).
74. Данненберг А.Н. Куба - конфессиональный аспект // Мир и политика. 2013. № 02 (77).
75. Елбаева М.В. Права человека на Кубе: мифы и реальность // Латинская Америка. 2008.
№ 12.
76. Лексютина Я.В. Китай - активный игрок на просторах Латинской Америки // Латинская Америка. 2012. № 8.
77. Леонов Н.С. Кубинская революция и ее лидер // Латинская Америка. 1999. № 4. С.17-
21.
7 8. Новые партнеры Латинской Америки - Китай, Южная Корея, Индия, ЮАР // Кузьмин В.В., Нутенко Л.Я., Симонова Л.Н., Панюшкина О.А., Николаева Л.Б., Тайар В.М. М.: ИЛА РАН, Аналитические тетради, 2005. Выпуск 18.
79. Панюшкина O.A. Забытый остров Куба// Бизнес и политика. 1998. № 2, 5.
80. Подолько Е.О. Кубино-американские отношения на пороге перемен // Геополитика.
2004. № 5.
81. Сударев В.П. США и «левый поворот» в Латинской Америке // Латинская Америка. 2007. № 5. С.4-17.
82. Alzugaray C. Las (inexistentes) relaciones Cuba-Estados Unidos en tiempos de cambio // Nueva Sociedad. 2012. № 242. P. 140-148.
83. Appleby J. Recovering America’s Historic Diversity: Beyond Exceptionalism // Journal of American History. 1992. V 79. P. 419-431.
84. Domingues G. Secrets of Castro's staying power // Foreign affairs. 1993. Spring. P.104.
85. Falk P. Eyes on Cuba. U.S. Business and the Embargo // Foreign affairs. 1996. March/April.
86. Gaetan V How the Catholic Church Is Preparing for a Post-Castro Cuba: Religion and
Rebuilding on the Island // Foreign Affairs. 2012. Vol. 91. № 1.
87. Hakim P., Shifter M. United States-Latin American Relations: To the summit and beyond // Current history. 1995. February. Vol.94. P.53.
88. Portes A. The Cuban-American Political Machine: Reflections on its Origins and
Perpetuation // Woodrow Wilson Center Reports on the Americas. 2005. № 15. P.187-205.
89. Pursell S. The Cuban illusion (Keeping the Heat on Castro) // Foreign Affairs. 1996. № 3.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ