КУБА ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ В XXI ВЕКЕ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ U.S.-CUBAN RELATIONS IN THE 21ST CENTURY: STATUS AND PROSPECTS
|
Введение
Глава 1. Политика Соединённых Штатов Америки в отношении Кубы в XXI веке (2001-2016 гг.) 10
1.1. Принципы, определяющие роль «кубинского вопроса» во внешней политике США 10
1.2. Кубинский вектор американской политики 14
Глава 2. Внешние факторы, влияющие на политику США в отношении Кубы в XXI веке 26
2.1. Китайский фактор в американо-кубинских отношениях 26
2.2. Российско-кубинское сотрудничество 30
Глава 3. Прогнозы и перспективы развития американо-кубинских отношений 36
Заключение 41
Библиография 44
Глава 1. Политика Соединённых Штатов Америки в отношении Кубы в XXI веке (2001-2016 гг.) 10
1.1. Принципы, определяющие роль «кубинского вопроса» во внешней политике США 10
1.2. Кубинский вектор американской политики 14
Глава 2. Внешние факторы, влияющие на политику США в отношении Кубы в XXI веке 26
2.1. Китайский фактор в американо-кубинских отношениях 26
2.2. Российско-кубинское сотрудничество 30
Глава 3. Прогнозы и перспективы развития американо-кубинских отношений 36
Заключение 41
Библиография 44
Актуальность темы исследования. Американо-кубинский конфликт является уникальным в своем роде. История не знает примеров столь продолжительного и стабильного противостояния между единственной сверхдержавой, коей остались Соединенные Штаты после распада СССР, и несопоставимо меньшим государством. Своими корнями конфликт уходит в 50-е гг. XX века. После победы в 1959 году кубинской революции, перехода власти к коммунистам и проведенной аграрной реформы Вашингтон взял курс на агрессивное противостояние. В ответ новым кубинским руководством 28 января 1960 года была произведена национализация иностранной собственности. Вследствие эскалации конфликта в январе 1961 года между государствами были разорваны дипломатические отношения. Шестидесятые годы ознаменовались наложением экономического эмбарго на Кубу со стороны администрации Кеннеди, а также вооруженными попытками США свержения кубинского правительства. 1970-е гг. принято считать периодом политической разрядки: в доказательство своего намерения наладить двусторонние контакты правительство Соединенных Штатов частично сняло эмбарго с Кубы. Однако ввод кубинских войск в Анголу (1975 г.) и в Эфиопию (1978 г.) с целью поддержки марксистского движения, а также победа революции в Гренаде послужили причиной «отката» в 1979 году от политики разрядки в американо-кубинских отношениях. При администрации республиканца Рейгана (1981-1989 гг.) ужесточилась политика США в Карибском регионе и в кубинском вопросе. Соединенные Штаты внесли Остров Свободы в список государств - пособников международного терроризма.
Крах биполярной системы международных отношений породил надежду на скорейшее разрешение американо-кубинского конфликта, развивающегося преимущественно в рамках идеологического противостояния Восток-Запад. Однако накопившиеся более чем за полвека противоречия и обоюдные претензии явились серьезным препятствием на пути к нормализации отношений между Кубой и Соединенными Штатами Америки. В 90-х годах XX века поводом к эскалации американо-кубинского конфликта послужило принятие в 1992 году Закона о кубинской демократии (Акта Торричелли), а затем Закона Хелмса-Бертона в 1996-ом.
Завершение «холодной войны» положило начало новому этапу в отношениях между США и Кубой, так как распространилось влияние новых политических факторов на конфликт. Так, значительно возросла степень участия мирового сообщества и активизировалась работа Генеральной Ассамблеи ООН по данному направлению. Снижению обоюдной враждебности способствовали установившееся сотрудничество по
борьбе с терроризмом, первый визит Папы Иоанна Павла Второго на Кубу в 1998 году, а также налаживание американской стороной поставок продовольствия и медикаментов на остров в связи с взятым администрацией Клинтона курсом на развитие «народной дипломатии».
До настоящего времени конфликт остается неурегулированным. Данное исследование является актуальным в связи с тем фактом, что к началу 2000-х годов появились возможности для восстановления американо-кубинского диалога.
Исторические исследования отечественных и иностранных авторов по данной теме сосредоточены в основном на периоде с 1960 по 1980 гг. В отечественных трудах по иберо-американистике также недостаточно освещено современное состояние американо-кубинского конфликта.
Объектом исследования являются американо-кубинские отношения в новом тысячелетии.
Предметом исследования является внешнеполитическая активность Соединенных Штатов Америки в начале XXI века.
Целью работы является определение закономерностей выстраивания внешнеполитического курса США в отношении Кубы в новом столетии, а также освещение перспектив эволюции американо-кубинского диалога.
В связи с заявленной целью работы были установлены следующие задачи исследования:
- рассмотреть политику США в отношении Кубы за рассматриваемый период;
- выявить принципы, определяющие роль «кубинского вопроса» во внешней политике США;
- исследовать современные американо-кубинские отношения;
- осветить роль мирового сообщества в урегулировании американо-кубинских отношений;
- выделить внешние факторы, влияющие на американо-кубинские отношения в XXI
веке и проанализировать степень их влияния;
- определить перспективы развития двусторонних отношений в современных условиях.
Методологической основой исследования послужили ретроспективный анализ политического процесса и метод системного анализа.
Хронологические рамки исследования охватывают временной промежуток - 2001-2016 гг. Точкой отсчета стал приход к власти американского президента Джорджа Буша-младшего, ознаменовавший новый этап в американо-кубинских отношениях. Именно в это время произошел новый виток обострения взаимоотношений между США и Кубой.
Источниковедческую базу исследования можно разделить на несколько тематических групп. К первой группе относятся законы, подзаконные акты и официальные публикации Соединенных Штатов Америки, Кубы, Российской Федерации и Китайской Народной Республики. В частности, нормативно-правовые документы Государственного департамента США, Конгресса США, Министерства финансов США, Национальной ассамблеи народной власти Кубы, Коммунистической партии Кубы, Министерства иностранных дел РФ, Государственной Думы РФ, Министерства иностранных дел КНР, а также заявления правительств США, Кубы и России. Вышеупомянутые источники важны для изучения внешнеполитических стратегий Соединенных Штатов, Кубы, России и Китая по отдельности. Особый интерес представляют ежегодные доклады Службы по делам Кубы в составе Бюро США по делам Западного полушария и Министерства обороны США.
Вторая группа включает заявления и выступления министров иностранных дел и других официальных лиц Соединенных Штатов, Кубы, России и Китая, материалы прессслужб государств.
Материалы Организации Объединенных Наций, включая ряд статистических сборников, и другие документы, отражающие реакцию мирового сообщества на развитие американо-кубинских отношений после окончания «холодной войны» составляют третью группу. К этому типу источников могут быть отнесены доклады неправительственных организаций и научно-исследовательских центров таких, как Совет по международным отношениям, Центр развития демократии в Америке.
Наряду с официальными документальными источниками в работе использовались материалы средств массовой информации США (Correo de Cuba, The Miami Herald, The Huffington Post, CBSNews), Кубы (Granma, Granma Internacional, Juventud Rebelde) и России (ИноСМИ, Коммерсантъ, Cuba24), которые относятся к четвертой группе источников. Их изучение позволило проанализировать широкий спектр взглядов по проблемам американо-кубинских отношений.
Степень научной разработанности проблемы. Библиографический фон исследования включает фундаментальные труды отечественных исследователей - латино-американистов В.М. Давыдова, Б.И. Коваля, В.Г. Ревуненкова по истории стран Латинской Америки, а также по общим проблемам ориентации внешней политики стран континента.
Следующую группу составляют работы российских экспертов, изучающих политические процессы на Кубе, - А.Н. Данненберга, М.В. Елбаевой, К.О. Лейно, Е.О. Подолько, В.П. Сударева, А.А. Сухостата и научного коллектива Института Латинской Америки РАН, посвященные изучению природы и эволюции американо-кубинского конфликта. В вышеуказанных монографиях и научных публикациях двусторонние отношения США и Кубы рассматриваются в историческом и экономическом контексте. В работах В.П. Сударева особая роль отводится исследованию принципов, послуживших основой для выстраивания внешней политики Соединенных Штатов по отношению к Острову свободы, а также её идеологического обоснования. К этой же тематической группе относятся авторефераты отечественных учёных - историков В.А. Бородаева, Б.А. Ширяева.
В монографиях отечественных исследователей С.А. Батчикова, В.А. Бородаева, С.Б. Кононученко, О.А. Панюшкиной, А.И. Сизоненко и К.А. Хачатурова освещаются российско-кубинские отношения постсоветского периода. Стоит отметить резкий спад интереса к изучению двусторонних отношений России и Кубы после распада Советского Союза. В современных исследованиях большее внимание уделяется торгово-экономическим аспектам сотрудничества стран.
Ключевые направления внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности Китая в латиноамериканском регионе рассмотрены в работах российских ученых Я.В. Лексютиной, О.А. Панюшкиной, П.П. Яковлева.
При написании работы активно использовалась литература американских авторов, посвященная развитию отношений между Кубой и США. Американскую историографию, в свою очередь, можно разделить по трём направлениям: консервативное, либеральное, леворадикальное.
Консервативные американские историки К. Блазье, А. Лоуэнталь признают угрозу, исходящую от кубинского социалистического режима, для достижения внешнеполитических целей США в Карибском регионе. Так как за точку отсчета принимается идея «американской исключительной роли» в системе международных отношений, то обосновывается необходимость доминирования Соединенных Штатов в двусторонних отношениях. По их мнению, следует постепенно добиваться искоренения режима Кастро при сохранении экономических барьеров. Консерваторами отмечается преемственность по кубинскому вопросу среди политических деятелей США. Умеренно-консервативное крыло американской политологии (К. Меса-Лаго, С. Парселл) поддерживает нормализацию американо-кубинских отношений в силу геополитических факторов.
Учёные, являющиеся представителями либерального направления (Д. Домингес, У Леонгранде, А. Лопес-Леви, М. Уинтер, П. Фолк, П. Хаким, М. Шифтер), выступают за налаживание диалога с кубинским правительством на принципах взаимного уважения и взаимовыгодного сотрудничества. Такого рода сотрудничество предполагает учёт как американских, так и кубинских интересов. Исследователи данного направления ратуют за отмену экономических санкций США против Кубы (экономического эмбарго) и её выход из дипломатической изоляции; критикуют политику американского правительства конца 90-х годов и силовые методы осуществления внешнеполитического курса.
Работы леворадикального направления характеризуются резкой критикой внешнеполитического курса Соединенных Штатов, проводимого по отношению к Республике Куба и в латиноамериканском регионе в целом. Подобная линия прослеживается в монографиях Д. Бенджамина, У Смита, Н. Чомского. По их мнению, агрессивная политика США и является причиной пятидесяти лет дипломатического противостояния между государствами. Исследователи полагают, что экономические санкции противоречат нормам международного права, подрывают режим функционирования международной торговли. Политологи поддерживают право Кубы на самостоятельное развитие.
Проведение анализа существующих в американской историографии различных оценок американо-кубинского конфликта помогло сделать наиболее объективные выводы о его последствиях и возможных сценариях развития.
В ходе исследования изучались труды кубинских историков, политологов и экономистов, которые составляют отдельную тематическую группу в библиографии.
Данные работы освещают проблемы развития Кубы, государственную внешнюю политику и взаимоотношения с Соединенными Штатами. Американо-кубинский конфликт занимает центральное место в кубинской историографии. Последний освещается в научных работах С. Ламрани, Х. Оропесы, Х. Родригеса, Р. Фернандеса, Р. Эрнандеса. Для подавляющего большинства из них характерна повышенная политизированность и антиамериканская традиция. Подход историков к изучению природы американо-кубинского конфликта определяется официальной позицией кубинского правительства и национальной идеологией. Отсутствует всякая критика режима Кастро, а политические процессы трактуются с точки зрения марксизма-ленинизма и, соответственно, антиимпериализма в связи с тем, что авторы имеют отношение к Коммунистической партии Кубы. Отдельной темой для исследования является проблема нелегальной иммиграции в США, которая особенно подробно описана в монографии Л. Ортеги. Вышеуказанная проблема напрямую связана с формированием в Соединенных Штатах влиятельной кубинской диаспоры - важной составляющей двустороннего противостояния.
Радикальную антиамериканскую направленность имеют работы К. Алсугарая, Р. Герры, О. Переса. Всю историю двусторонних отношений они рассматривают с позиций идеологического противостояния, непрерывающейся агрессии США и вмешательства во внутренние дела Кубы.
В кубинской историографии наиболее полно раскрываются явления и процессы «особого периода мирного времени» (период в истории Кубы с 1991 года до начала XXI века), изучение которых способствует пониманию специфики американо-кубинских отношений на данном этапе.
Крах биполярной системы международных отношений породил надежду на скорейшее разрешение американо-кубинского конфликта, развивающегося преимущественно в рамках идеологического противостояния Восток-Запад. Однако накопившиеся более чем за полвека противоречия и обоюдные претензии явились серьезным препятствием на пути к нормализации отношений между Кубой и Соединенными Штатами Америки. В 90-х годах XX века поводом к эскалации американо-кубинского конфликта послужило принятие в 1992 году Закона о кубинской демократии (Акта Торричелли), а затем Закона Хелмса-Бертона в 1996-ом.
Завершение «холодной войны» положило начало новому этапу в отношениях между США и Кубой, так как распространилось влияние новых политических факторов на конфликт. Так, значительно возросла степень участия мирового сообщества и активизировалась работа Генеральной Ассамблеи ООН по данному направлению. Снижению обоюдной враждебности способствовали установившееся сотрудничество по
борьбе с терроризмом, первый визит Папы Иоанна Павла Второго на Кубу в 1998 году, а также налаживание американской стороной поставок продовольствия и медикаментов на остров в связи с взятым администрацией Клинтона курсом на развитие «народной дипломатии».
До настоящего времени конфликт остается неурегулированным. Данное исследование является актуальным в связи с тем фактом, что к началу 2000-х годов появились возможности для восстановления американо-кубинского диалога.
Исторические исследования отечественных и иностранных авторов по данной теме сосредоточены в основном на периоде с 1960 по 1980 гг. В отечественных трудах по иберо-американистике также недостаточно освещено современное состояние американо-кубинского конфликта.
Объектом исследования являются американо-кубинские отношения в новом тысячелетии.
Предметом исследования является внешнеполитическая активность Соединенных Штатов Америки в начале XXI века.
Целью работы является определение закономерностей выстраивания внешнеполитического курса США в отношении Кубы в новом столетии, а также освещение перспектив эволюции американо-кубинского диалога.
В связи с заявленной целью работы были установлены следующие задачи исследования:
- рассмотреть политику США в отношении Кубы за рассматриваемый период;
- выявить принципы, определяющие роль «кубинского вопроса» во внешней политике США;
- исследовать современные американо-кубинские отношения;
- осветить роль мирового сообщества в урегулировании американо-кубинских отношений;
- выделить внешние факторы, влияющие на американо-кубинские отношения в XXI
веке и проанализировать степень их влияния;
- определить перспективы развития двусторонних отношений в современных условиях.
Методологической основой исследования послужили ретроспективный анализ политического процесса и метод системного анализа.
Хронологические рамки исследования охватывают временной промежуток - 2001-2016 гг. Точкой отсчета стал приход к власти американского президента Джорджа Буша-младшего, ознаменовавший новый этап в американо-кубинских отношениях. Именно в это время произошел новый виток обострения взаимоотношений между США и Кубой.
Источниковедческую базу исследования можно разделить на несколько тематических групп. К первой группе относятся законы, подзаконные акты и официальные публикации Соединенных Штатов Америки, Кубы, Российской Федерации и Китайской Народной Республики. В частности, нормативно-правовые документы Государственного департамента США, Конгресса США, Министерства финансов США, Национальной ассамблеи народной власти Кубы, Коммунистической партии Кубы, Министерства иностранных дел РФ, Государственной Думы РФ, Министерства иностранных дел КНР, а также заявления правительств США, Кубы и России. Вышеупомянутые источники важны для изучения внешнеполитических стратегий Соединенных Штатов, Кубы, России и Китая по отдельности. Особый интерес представляют ежегодные доклады Службы по делам Кубы в составе Бюро США по делам Западного полушария и Министерства обороны США.
Вторая группа включает заявления и выступления министров иностранных дел и других официальных лиц Соединенных Штатов, Кубы, России и Китая, материалы прессслужб государств.
Материалы Организации Объединенных Наций, включая ряд статистических сборников, и другие документы, отражающие реакцию мирового сообщества на развитие американо-кубинских отношений после окончания «холодной войны» составляют третью группу. К этому типу источников могут быть отнесены доклады неправительственных организаций и научно-исследовательских центров таких, как Совет по международным отношениям, Центр развития демократии в Америке.
Наряду с официальными документальными источниками в работе использовались материалы средств массовой информации США (Correo de Cuba, The Miami Herald, The Huffington Post, CBSNews), Кубы (Granma, Granma Internacional, Juventud Rebelde) и России (ИноСМИ, Коммерсантъ, Cuba24), которые относятся к четвертой группе источников. Их изучение позволило проанализировать широкий спектр взглядов по проблемам американо-кубинских отношений.
Степень научной разработанности проблемы. Библиографический фон исследования включает фундаментальные труды отечественных исследователей - латино-американистов В.М. Давыдова, Б.И. Коваля, В.Г. Ревуненкова по истории стран Латинской Америки, а также по общим проблемам ориентации внешней политики стран континента.
Следующую группу составляют работы российских экспертов, изучающих политические процессы на Кубе, - А.Н. Данненберга, М.В. Елбаевой, К.О. Лейно, Е.О. Подолько, В.П. Сударева, А.А. Сухостата и научного коллектива Института Латинской Америки РАН, посвященные изучению природы и эволюции американо-кубинского конфликта. В вышеуказанных монографиях и научных публикациях двусторонние отношения США и Кубы рассматриваются в историческом и экономическом контексте. В работах В.П. Сударева особая роль отводится исследованию принципов, послуживших основой для выстраивания внешней политики Соединенных Штатов по отношению к Острову свободы, а также её идеологического обоснования. К этой же тематической группе относятся авторефераты отечественных учёных - историков В.А. Бородаева, Б.А. Ширяева.
В монографиях отечественных исследователей С.А. Батчикова, В.А. Бородаева, С.Б. Кононученко, О.А. Панюшкиной, А.И. Сизоненко и К.А. Хачатурова освещаются российско-кубинские отношения постсоветского периода. Стоит отметить резкий спад интереса к изучению двусторонних отношений России и Кубы после распада Советского Союза. В современных исследованиях большее внимание уделяется торгово-экономическим аспектам сотрудничества стран.
Ключевые направления внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности Китая в латиноамериканском регионе рассмотрены в работах российских ученых Я.В. Лексютиной, О.А. Панюшкиной, П.П. Яковлева.
При написании работы активно использовалась литература американских авторов, посвященная развитию отношений между Кубой и США. Американскую историографию, в свою очередь, можно разделить по трём направлениям: консервативное, либеральное, леворадикальное.
Консервативные американские историки К. Блазье, А. Лоуэнталь признают угрозу, исходящую от кубинского социалистического режима, для достижения внешнеполитических целей США в Карибском регионе. Так как за точку отсчета принимается идея «американской исключительной роли» в системе международных отношений, то обосновывается необходимость доминирования Соединенных Штатов в двусторонних отношениях. По их мнению, следует постепенно добиваться искоренения режима Кастро при сохранении экономических барьеров. Консерваторами отмечается преемственность по кубинскому вопросу среди политических деятелей США. Умеренно-консервативное крыло американской политологии (К. Меса-Лаго, С. Парселл) поддерживает нормализацию американо-кубинских отношений в силу геополитических факторов.
Учёные, являющиеся представителями либерального направления (Д. Домингес, У Леонгранде, А. Лопес-Леви, М. Уинтер, П. Фолк, П. Хаким, М. Шифтер), выступают за налаживание диалога с кубинским правительством на принципах взаимного уважения и взаимовыгодного сотрудничества. Такого рода сотрудничество предполагает учёт как американских, так и кубинских интересов. Исследователи данного направления ратуют за отмену экономических санкций США против Кубы (экономического эмбарго) и её выход из дипломатической изоляции; критикуют политику американского правительства конца 90-х годов и силовые методы осуществления внешнеполитического курса.
Работы леворадикального направления характеризуются резкой критикой внешнеполитического курса Соединенных Штатов, проводимого по отношению к Республике Куба и в латиноамериканском регионе в целом. Подобная линия прослеживается в монографиях Д. Бенджамина, У Смита, Н. Чомского. По их мнению, агрессивная политика США и является причиной пятидесяти лет дипломатического противостояния между государствами. Исследователи полагают, что экономические санкции противоречат нормам международного права, подрывают режим функционирования международной торговли. Политологи поддерживают право Кубы на самостоятельное развитие.
Проведение анализа существующих в американской историографии различных оценок американо-кубинского конфликта помогло сделать наиболее объективные выводы о его последствиях и возможных сценариях развития.
В ходе исследования изучались труды кубинских историков, политологов и экономистов, которые составляют отдельную тематическую группу в библиографии.
Данные работы освещают проблемы развития Кубы, государственную внешнюю политику и взаимоотношения с Соединенными Штатами. Американо-кубинский конфликт занимает центральное место в кубинской историографии. Последний освещается в научных работах С. Ламрани, Х. Оропесы, Х. Родригеса, Р. Фернандеса, Р. Эрнандеса. Для подавляющего большинства из них характерна повышенная политизированность и антиамериканская традиция. Подход историков к изучению природы американо-кубинского конфликта определяется официальной позицией кубинского правительства и национальной идеологией. Отсутствует всякая критика режима Кастро, а политические процессы трактуются с точки зрения марксизма-ленинизма и, соответственно, антиимпериализма в связи с тем, что авторы имеют отношение к Коммунистической партии Кубы. Отдельной темой для исследования является проблема нелегальной иммиграции в США, которая особенно подробно описана в монографии Л. Ортеги. Вышеуказанная проблема напрямую связана с формированием в Соединенных Штатах влиятельной кубинской диаспоры - важной составляющей двустороннего противостояния.
Радикальную антиамериканскую направленность имеют работы К. Алсугарая, Р. Герры, О. Переса. Всю историю двусторонних отношений они рассматривают с позиций идеологического противостояния, непрерывающейся агрессии США и вмешательства во внутренние дела Кубы.
В кубинской историографии наиболее полно раскрываются явления и процессы «особого периода мирного времени» (период в истории Кубы с 1991 года до начала XXI века), изучение которых способствует пониманию специфики американо-кубинских отношений на данном этапе.
Американо-кубинский конфликт является уникальным явлением в международных отношениях. Данному конфликту присуща инертность: за долгий период времени США так и не смогли разработать действенный механизм урегулирования кубинского вопроса.
Во-первых, двусторонний диалог зачастую выстраивался не на равных условиях. Во-вторых, стороны конфликта, имеющие накопившиеся за несколько десятилетий претензии друг к другу, использовали методы открытого вызова, что побуждало другую сторону к ответным мерам, а не к поиску компромисса.
В ходе исследования были выделены этапы реализуемой администрациями США кубинской политики начала XXI века.
Приход к власти Джорджа Буша-младшего в 2001 году открыл новую главу в американо-кубинских отношениях. Обострение отношений во время президентства Джорджа Буша было обусловлено изменением ориентиров в кубинской политике, в том числе вследствие возросшего влияния кубино-американской диаспоры. Позиция США по отношению к Острову Свободы стала выстраиваться исходя из проблем соблюдения прав человека и свободы средств массовой информации. Хотя именно в начале XXI века в американских политических кругах и среди части американской общественности стали звучать призывы к нормализации двусторонних отношений с Кубой. Однако американское правительство лишь продолжило ужесточение санкций.
Разрядка в отношениях между Соединенными Штатами и Кубой произошла с приходом к власти Барака Обамы, взявшего курс на постепенное сворачивание санкций и урегулирование отношений с Гаваной. Период президентства Обамы принято называть «затяжной оттепелью» в двусторонних отношениях. В последнее время наметилась также тенденция к проведению необходимых дипломатических консультаций, которые в перспективе могли бы способствовать нормализации американо-кубинского диалога. Представляется возможным утверждать, что кубинское правительство в целом готово к выстраиванию качественно «новых» отношений с Соединенными Штатами на взаимовыгодных началах в связи с последними заявлениями американского президента о том, что политика санкций является устаревшей и неэффективной, а также в связи с исключением Кубы из списка государств-пособников терроризма и смягчением санкций. Восстановление американо-кубинского диалога является обоюдным процессом, так как Куба и Соединенные Штаты в равной степени заинтересованы в нормализации отношений. Знаковым событием во время президентства Барака Обамы стало восстановление дипломатических отношений между Кубой и Соединенными Штатами. Но, несмотря на положительную динамику в развитии двусторонних связей, между государствами остается ряд принципиальных противоречий. Действующее экономическое эмбарго в отношении Кубы является главным камнем преткновения и рудиментом «холодной войны» в современных американо-кубинских отношениях.
Финансовая независимость и политический авторитет кубино-американской диаспоры, сложившейся на основе политической борьбы с режимом Кастро, также тормозит развитие диалога между Соединенными Штатами и Кубой.
В работе освещены внешние факторы, влияющие на современные американо-кубинские отношения, а также проанализирована степень их влияния.
С начала XXI века можно с уверенностью говорить о многовекторном расширении экономического и дипломатического присутствия Китая в латиноамериканском регионе, а также об активизации российско-кубинских отношений. Однако по мере развития китайско-кубинских отношений акцент сместился из политической сферы в торгово-экономическую. Так как основой политики Китая в отношении латиноамериканских государств является прагматичный подход к развитию внешнеэкономического сотрудничества, несмотря на политико-идеологическую направленность партнеров, и «непровоцирование» США. Российская же сторона считает приоритетными расширение политических контактов, углубление военно-технического сотрудничества и дальнейшее развитие двусторонних отношений в духе стратегического партнерства. Москва и Пекин выстраивают отношения с Кубой на равных условиях по принципу взаимной выгоды, а также последовательно выступают за урегулирование американо-кубинских отношений и отмену эмбарго, препятствующего кубинскому развитию. Столь обширное и разностороннее взаимодействие Китая и России с Кубой является чувствительным вопросом для американской стороны. Соединенные Штаты хотели бы сами иметь преимущественные права в основных секторах кубинской экономики, не сдавая позиции остальным иностранным инвесторам.
В результате исследования определены перспективы развития двусторонних отношений и приведены соответствующие прогнозы.
Важно понимать тот факт, что в американских политических кругах сильны ожидания по поводу смены лидера на Кубе. Однако доподлинно известно о наличии у нынешнего кубинского руководства официального плана преемственности власти. Прогнозирование будущего американо-кубинских отношений находится в прямой зависимости от развития внутренней политической ситуации в том, что касается смены лидерства на Острове Свободы. Однако учитывая все возможные сценарии смены лидера, а также курс Администрации Барака Обамы на нормализацию отношений с Гаваной, отрицается возможность открытого вооруженного столкновения между участниками конфликта.
Предполагается, что динамика конфликта будет направлена по пути дальнейшей деэскалации, правда, на протяжении длительного периода времени.
Основными шагами последующего урегулирования американо-кубинских отношений станут регулярные консультации на высшем уровне, обоюдное признание политических просчетов, а также наличие у политических лидеров двух государств воли к поиску компромисса. Вполне вероятно, что особая роль в урегулировании отношений между США и Кубой будет принадлежать таким посредникам, как Организация Объединенных Наций, Организация американских государств, Римско-католическая церковь.
Во-первых, двусторонний диалог зачастую выстраивался не на равных условиях. Во-вторых, стороны конфликта, имеющие накопившиеся за несколько десятилетий претензии друг к другу, использовали методы открытого вызова, что побуждало другую сторону к ответным мерам, а не к поиску компромисса.
В ходе исследования были выделены этапы реализуемой администрациями США кубинской политики начала XXI века.
Приход к власти Джорджа Буша-младшего в 2001 году открыл новую главу в американо-кубинских отношениях. Обострение отношений во время президентства Джорджа Буша было обусловлено изменением ориентиров в кубинской политике, в том числе вследствие возросшего влияния кубино-американской диаспоры. Позиция США по отношению к Острову Свободы стала выстраиваться исходя из проблем соблюдения прав человека и свободы средств массовой информации. Хотя именно в начале XXI века в американских политических кругах и среди части американской общественности стали звучать призывы к нормализации двусторонних отношений с Кубой. Однако американское правительство лишь продолжило ужесточение санкций.
Разрядка в отношениях между Соединенными Штатами и Кубой произошла с приходом к власти Барака Обамы, взявшего курс на постепенное сворачивание санкций и урегулирование отношений с Гаваной. Период президентства Обамы принято называть «затяжной оттепелью» в двусторонних отношениях. В последнее время наметилась также тенденция к проведению необходимых дипломатических консультаций, которые в перспективе могли бы способствовать нормализации американо-кубинского диалога. Представляется возможным утверждать, что кубинское правительство в целом готово к выстраиванию качественно «новых» отношений с Соединенными Штатами на взаимовыгодных началах в связи с последними заявлениями американского президента о том, что политика санкций является устаревшей и неэффективной, а также в связи с исключением Кубы из списка государств-пособников терроризма и смягчением санкций. Восстановление американо-кубинского диалога является обоюдным процессом, так как Куба и Соединенные Штаты в равной степени заинтересованы в нормализации отношений. Знаковым событием во время президентства Барака Обамы стало восстановление дипломатических отношений между Кубой и Соединенными Штатами. Но, несмотря на положительную динамику в развитии двусторонних связей, между государствами остается ряд принципиальных противоречий. Действующее экономическое эмбарго в отношении Кубы является главным камнем преткновения и рудиментом «холодной войны» в современных американо-кубинских отношениях.
Финансовая независимость и политический авторитет кубино-американской диаспоры, сложившейся на основе политической борьбы с режимом Кастро, также тормозит развитие диалога между Соединенными Штатами и Кубой.
В работе освещены внешние факторы, влияющие на современные американо-кубинские отношения, а также проанализирована степень их влияния.
С начала XXI века можно с уверенностью говорить о многовекторном расширении экономического и дипломатического присутствия Китая в латиноамериканском регионе, а также об активизации российско-кубинских отношений. Однако по мере развития китайско-кубинских отношений акцент сместился из политической сферы в торгово-экономическую. Так как основой политики Китая в отношении латиноамериканских государств является прагматичный подход к развитию внешнеэкономического сотрудничества, несмотря на политико-идеологическую направленность партнеров, и «непровоцирование» США. Российская же сторона считает приоритетными расширение политических контактов, углубление военно-технического сотрудничества и дальнейшее развитие двусторонних отношений в духе стратегического партнерства. Москва и Пекин выстраивают отношения с Кубой на равных условиях по принципу взаимной выгоды, а также последовательно выступают за урегулирование американо-кубинских отношений и отмену эмбарго, препятствующего кубинскому развитию. Столь обширное и разностороннее взаимодействие Китая и России с Кубой является чувствительным вопросом для американской стороны. Соединенные Штаты хотели бы сами иметь преимущественные права в основных секторах кубинской экономики, не сдавая позиции остальным иностранным инвесторам.
В результате исследования определены перспективы развития двусторонних отношений и приведены соответствующие прогнозы.
Важно понимать тот факт, что в американских политических кругах сильны ожидания по поводу смены лидера на Кубе. Однако доподлинно известно о наличии у нынешнего кубинского руководства официального плана преемственности власти. Прогнозирование будущего американо-кубинских отношений находится в прямой зависимости от развития внутренней политической ситуации в том, что касается смены лидерства на Острове Свободы. Однако учитывая все возможные сценарии смены лидера, а также курс Администрации Барака Обамы на нормализацию отношений с Гаваной, отрицается возможность открытого вооруженного столкновения между участниками конфликта.
Предполагается, что динамика конфликта будет направлена по пути дальнейшей деэскалации, правда, на протяжении длительного периода времени.
Основными шагами последующего урегулирования американо-кубинских отношений станут регулярные консультации на высшем уровне, обоюдное признание политических просчетов, а также наличие у политических лидеров двух государств воли к поиску компромисса. Вполне вероятно, что особая роль в урегулировании отношений между США и Кубой будет принадлежать таким посредникам, как Организация Объединенных Наций, Организация американских государств, Римско-католическая церковь.



