Введение 3
1. Теоретические основы управления рекламной деятельностью в организации 5
1.1 Экономическое содержание, функции и виды рекламной деятельности 5
1.2 Методы управления рекламной деятельностью организации 22
1.3 Проблемы повышения эффективности управления рекламной
деятельностью организации 28
2. Анализ управления рекламной деятельностью в ООО «ВокиТоки» 44
2.1 Общая характеристика деятельности ООО «ВокиТоки» 44
2.2 Исследование системы управления ООО «ВокиТоки» 49
2.3 Оценка эффективности управления рекламной деятельностью ООО «ВокиТоки» 53
3. Разработка рекомендаций по повышению эффективности управления рекламной деятельностью в ООО «ВокиТоки» 61
3.1 Рекомендации по совершенствованию управления рекламной
программой 61
3.2 Применение современных видов рекламы в системе коммуникационной
политики организации 68
3.3 Разработка и внедрение методов прогнозирования эффективности
рекламной деятельности 74
Заключение 80
Список использованных источников
Эволюция рыночной экономики заключается в укрупнении бизнес- субъектов, что характерно в том числе и для сферы торговли. В настоящее время в этой сфере основными игроками являются торговые сети, супер - и гипермаркеты. Подобная ситуация вполне устраивает покупателей, поскольку ассортимент конкретных торговых точек значительно расширяется. Однако поставщикам становится все сложнее выделиться на фоне конкурентов. В этой связи особое значение приобретает мерчандайзинг товаров, необходимый для того, чтобы отвоевать своего покупателя. Мерчандайзинг появился на свет в незапамятные времена, когда люди еще не использовали деньги. Уже при меновой торговле умение красиво и правильно разложить свой товар, организовать свое торговое - меновое место давало хорошие результаты первым торговцам. В древности им было гораздо труднее, чем нашим современникам, еще и потому, что торговцы зачастую говорили на разных языках со своими покупателями. С тех пор одним из правил мерчандайзинга стало: все должно быть понятно покупателю с минимальными пояснениями со стороны продавца. Все последующие века торговцы совершенствовали возможности выкладки товара и создания индивидуальности прилавка.
Быстрый рост производства товаров привел к принципиальным изменениям в торговой сфере. Торговля в свою очередь переживает бурный рост. Резко возрастает количество работников торговли. Быстрый послевоенный рост (в 1950-х годах) числа и размеров торговых предприятий и возникновение торговых сетей привели к необходимости обучения продавцов искусству мерчандайзинга. Стали выделятся специально подготовленные сотрудники - мерчандайзеры. Задачи, стоящие перед ними, все более усложняются: большие площади новых торговых центров затрудняют анализ взаимосвязи между выкладкой, распределением торговых площадей и прибыльностью продаж.
Для российской практики понятие мерчандайзинга является сравнительно новым. Считается, что оно пришло к нам, когда на наш рынок вышли такие «мультинациональные» корпорации, как «Кока-кола», «Пепси-кола», «Стиморол. Торговый зал - это место, где у продавца есть последний шанс показать покупателю товар, повлиять на его выбор и подтолкнуть его купить больше единиц товара. Не использовать этот шанс - значит добровольно отказаться от прибыли.
Мерчандайзинг же - это методика, которая позволяет за счет лучшего учета психологии поведения покупателей значительно увеличить продажи, как отдельных товаров, так и товарооборот в целом по магазину. Мерчандайзинг необходим для того, чтобы потребители заметили и купили именно вашу продукцию, а не продукцию конкурентов. Он позволяет повысить имидж марки и закрепить ваш товар в сознании покупателей как продукцию, лидирующую на рынке. Основная цель - это определение направления движения потока покупателя, нахождение места для лучшего расположения точек продажи товара. Результатом мерчандайзинга является стимулирование желания потребителей выбрать и купить продвигаемый товар.
Следовательно, актуальность данной работы в том, что назрела необходимость практического применения мерчандайзинга в розничной торговле, в любом торговом предприятии, независимо от размера товарооборота, форм собственности и географического местоположения.
Цель выпускной квалификационной работы - рассмотреть эффективность применения мерчандайзинга на предприятии розничной торговли.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты мерчандайзинга розничной торговли;
- дать краткую характеристику деятельности АО «Зара СНГ»;
- проанализировать уровень организации мерчандайзинга в АО «Зара СНГ» в городе Казань;
- разработать рекомендации по усовершенствованию мерчандайзинга в АО «Зара СНГ».
Объект исследования - АО «Зара СНГ», город Казань, а его предмет - мерчандайзинг как технология продвижения товара на рынке.
Работа состоит из вводной части, трех основных глав, раскрывающих содержание работы, и заключительной части. При написании работы автором были использованы различные источники литературы по исследуемой теме, периодические издания, интернет - источники.
Введение определяет актуальность темы, его цели и задачи, а также объект, предмет и структуру выпускной квалификационной работы.
Глава «Теоретические основы мерчандайзинга розничной торговли» раскрывает основные понятия и теоретические параметры, рассматриваемых в ходе анализа коммерческой деятельности АО «Зара СНГ».
Вторая глава «Анализ мерчандайзинга торговой организации» включает практический анализ коммерческой деятельности компании в области мерчандайзинга.
В третьей главе «Предложения по повышению эффективности применения мерчандайзинга в АО «Зара СНГ»» разработаны практические рекомендации и даны предложения по усовершенствованию мерчандайзинга в компании «Зара СНГ».
Заключительная часть работы содержит основные выводы, сделанные в ходе написания работы, а также предложения, разработанные в ходе анализа рассматриваемого предприятия.
Организация продаж является одним из ключевых элементов
коммерческой деятельности АО «Зара СНГ». Основным параметром,
управление которым обеспечивает достижение коммерческих целей
предприятия является мерчендайзинг. Результатом мерчандайзинга является
стимулирование желания потребителей выбрать и купить продвигаемый
товар.
В ходе данной работы был произведен всесторонний анализ АО «Зара
СНГ». Данный анализ позволил выявить все недостатки предприятия по
использованию мерчендайзинга. При изучении уровня использования
мерчендайзинга на предприятии АО «Зара СНГ» были поставлены
следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты мерчендайзинга;
- дать краткую характеристику деятельности «Зара СНГ»;
- проанализировать уровень организации мерчендайзинга в «Зара
СНГ»;
-разработать рекомендации по повышению эффективности
использования мерчендайзинга.
Для выявления недостатков организации по мерчендайзингу были
рассмотрены: ассортиментная политика организации, анализ выручки за
2014,2015 года, анализ прибыли и рентабельности. Анализ ассортиментной
политики показал, что устойчивым спросом у покупателей пользуются
пальто, брюки, блузки, костюмы. Наименьшим спросом среди покупателей
пользуются обувь и плащи. На основе полученных выше данных
предлагается расширить ассортиментную группу плащей до 16 различных
моделей по цвету, размеру, фасону, с целью получения прибыли, а главное
приобрести постоянных клиентов на эту группу товара. Анализ
товарооборота, прибыли и рентабельности показал, что магазин Зара
работает эффективно, прибыль с каждым годом растет. По итогам 2015 года80
можно говорить о значительном повышении эффективности коммерческой
деятельности магазина Зара. Прибыль от реализации продукции выросла на
33% при росте стоимости реализации товаров на 29% и расходах на 20%.
Эффективность коммерческой работы выросла за год на 22%.
В связи с намеченными аспектами деятельности АО «Зара СНГ»,
требующих изменений в данной работе приводятся конкретные мероприятия
с расчетом необходимого финансирования. Необходимо внедрение рекламы
о магазине Зара в СМИ. Проведение межсезонных распродаж, еженедельных
или ежемесячных позволит улучшить продажи и товарооборот магазина, а
также привлечь новых покупателей. Рекомендуется создать специальные
дисконтные карты, которые поощряют их обладателей накопительными
скидками и специальными ценами. На официальных страницах компании в
социальных сетях рекомендуется создать опрос для выявления
предпочтений покупателей.
Задача POS-материалов - повысить продажи какого-либо конкретного
товара (группы товаров) в данной торговой точке. Установка видеоэкрана в
торговом зале магазина Зара является оптимальным методом увеличения
продаж. Видеоэкраны можно установить во всех трех отделах: женском,
мужском и детском, и транслировать различную информацию, полезную для
покупателей. Так, например, это могу быть тренды текущего сезона,
комплекты одежды, либо выгодные предложения дня. Видеоэкраны
способны привлечь внимание широкой аудитории.
Проанализировав достоинства светодиодного модуля ALX ХХ SMD-
(BI), рассчитав расходы на ее приобретение и внедрение, можно сделать
вывод, что при минимальных затратах эффективность максимальна.
Внедрение видеоэкранов привлечет к себе внимание покупателей и побудит
к покупкам.
Внедрение рекламы и POS-материалов в магазин Зара являются
эффективными инструментами повышения продаж. Они позволяют привлечь
внимание потенциальных покупателей, расширить сведения о продукте,81
выделить преимущества данной торговой марки или товара в ряду
аналогичных товаров-конкурентов, помочь покупателю сделать выбор из
всего многообразия товаров. И таким образом стимулировать к покупке.
По результатам вышеприведенного материала, можно говорить о
эффективности проведения такого рода мероприятий.
При реализации мероприятий, предложенных в данной работе, АО
«Зара СНГ» сможет поднять использование мерчандайзинга на новый
уровень.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 27.07.2014).
2. Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ (ред. от 05.05.2014) «Об обществах с ограниченной ответственностью».
3. Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
4. Ассэль, Г. Маркетинг: принципы и стратегия / Г.Ассэль. М.: ИНФРА-М, 2012. - 320 с.
5. Багиев, Г. Л. Маркетинг / Г.Л. Багиев. М.: Экономика, 2013.- 718 с.
6. Басовский, Л. Е. Маркетинг / Л.Е. Басовский. М.: ИНФРА-М, 2010. - 224 с.
7. Вельхофф А. Мерчендайзинг. Эффективные инструменты и управление товарными категориями. /А. Вельхофф, Ж.Э. Масон. - М.: ИД Гребенникова, 2014 - 260с.
8. Вертоградов В.Н. Управление продажами / В. Вертоградов. - М.: Олма- Прессинвест, 2013 - 128с.
9. Голубков, Е. П. Основы маркетинга/ Е.П. Голубков. М.: Финпресс, 2011.- 656 с.
10. Гузелевич Н. Фокусы мерчандайзинга. Эффективные «трюки» для торговцев и поставщиков.- Спб. 2010.- 160 с.
11. Дашков Л.П. Коммерция и технология торговли: учебник для студентов высших учебных заведений / Л. П. Дашков, В.К. Памбухчиянц. - М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2014 - 593 с.
12. Диксон Питер, Р. Управление маркетингом / Р. Питер Диксон. М.: БИНОМ, 2007. - 560 с.
13. Евдокимов, Ф. И. Азбука маркетинга / Ф.И. Евдокимов, В.М. Гава. Донецк: Сталкер, 2009 - 432 с.
14. Канаян К., Канаян Р. Мерчендайзинг.- М.: РИП-холдинг, 2010.- 236 с.
15. Кузнецов К.С. Конкурентные закупки: торги, тендеры, конкурсы /
К. Кузнецов. - СПб: Питер, 2012.-368с.
16. Колборн Р. Мерчандайзинг. 15 условий успеха розничного магазина. Визуальный мерчандайзинг.-СПб.:Нева, 2008.- 416 с.
17. Крылова, Г. Д. Маркетинг / Г.Д. Крылова, М.И. Соколова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 158 с.
18. Леви М., Вейтц Б. А.: Основы розничной торговли. - СПб.: Изд-во Питер, 2009. - 230 с.
19. Малышев А.А., Ткаченко А.А. Влияние эмоциональных стимулов на поведение потребителей // Маркетинг и маркетинговые исследования. - 2015. - № 2. - с. 11-19.
20. Маркетинг: учебник / И.Л. Акулич. - 4-е изд. Перераб. - Мн.: Выш. Шк., 2010. - 256 с.
21. Миротин Л.Б. Логистика: обслуживание потребителей / Л.Б. Миротин, М.Э. Ташбаев A.T. Касенов. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 190 с.
22. Никишин В.В. Маркетинг розничной торговли. Теория и методология / В.В. Никишин. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2014. - 210с
23. Ньюмэн 3. Розничная торговля- Организация и управление / 3. Ньюмэн, П. Каллен Перевод с английского.-СПб. : Питер, 2012. - 416с.
24. Осипова Л.В. Основы коммерческой деятельности/ Л.В. Осипова, И.М. Синяева. - М.: ЮНИТИ - ДАНА 2013. - 623 с.
25. Панкратов Ф.Г. Коммерческая деятельность: учеб. - М.: «Дашков и К», 2014. - 504 с.
26. Парамонова Т.Н. Маркетинг в розничном предприятии. М.:МГУК, 2010.-360 с.
27. Парамонова Т.Н., Блинов И.А.: Мерчандайзинг. Учебное пособие. КНОРУС, 2014.- 411 с.
28. Ромов А.С. Технология продаж // Технология торговли - 2015. - № 8, - с.31-35.
29. Семин О.А., Сайдашева В.А., Панюкова В.В. Искусство торговать или секреты мерчандайзинга.- Дело и Сервис,2008.- 112 с.
30. Сидоров Д.В. Плюсы и минусы мерчендайзинга // Экономика - 2015 - №1 - с. 22-32.
31. Снегирева, В. Розничный магазин. Управление ассортиментом по товарным категориям - СПб.: Питер, 2013. - 416 с.
32. Траут Д. Большие бренды - большие проблемы / Д.Траут-СПб.: Питер, 2014. - 240 с.
33. Тульчинский Г., Терентьева В. Бренд- интегрированный менеджмент /Г.Тульчинский,В.Терентьева -М, СПб.: Вершина, 2011. - 482 с.
34. Чермэссон Г. Торговая марка: как создать имя, которое принесет миллионы./Г.Чермэссон- СПб.: Питер, 2008. - 464 с.
35. Евневич М. Мерчендайзинг невидимый, но полезный., «The Chief (Шеф)», № 10/2009
36. Игнатова Е. Ешь своих, чтобы чужие боялись// Е.Игнатова, Секрет фирмы.-2009,46 (350).-с.18-21.
37. Иевлев В.Ю. Товарный знак и продвижение товара на российском рынке// В.Ю. Иевлев, Маркетинг и маркетинговые исследования.- 2008.-№3 (9).-с.32-40.
38. Игнатова Е., Канунников С. Жизнь вместо смерти//Е.Игнатова, С.Каннуников, Секрет фирмы.-2008.- №3.- с.33- 36.
39. Марданова Э. Создание индивидуального стандарта мерчендайзинга розничной сети.//Маркетинговые коммуникации.-2009.-№5
40. Мельниченко Л., Никишин В. Маркетинговый словарь
дистрибуции: мерчендайзинг и управление товарными запасами.//
Управление каналами дистрибуции.-2008.-№2
41. Пашутин С. Мерчендайзинг в fashion-индустрии. Специфика и отличия от мерчендайзинга рынка FMGG.,Альманах рекламы, 2011. с.12-15
42. Прохорчук Е.Ю., Сазонова О.П. Мерчандайзинг как элемент продвижения товара // Экономический вестник фармации. - 2009. - №7. с.45¬46.
43. Смольников И. - Мерчендайзинг., Сибирская Торговая газета, №16/2009.
44. Симоненко Ю. Как создаются бренды// Ю.Симоненко, Секрет фирмы.-2009. 4-17ноября.-с.64-67.
45. Визуальный мерчандайзинг. URL: www.visual-merch.com.
46. Выкладка товара. URL: http://trademarketing.ru.
47. Интервью с Михаэлем Манделем, заместителем генерального директора «Мессе Дюссельдорф Москва». URL : http://retail-tech.ru.
48. Размещение и выкладка товара в торговом зале. URL: http: //finlit.onl ine