ОРГАНИЗАЦИЯ СЛОВАРНО-СЕМАНТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ ДИАЛЕКТНОГО ОКРУЖЕНИЯ
|
Введение
Глава 1 Лингвометодические основы организации словарно-семантических
условиях окружения
1.1 Содержание словарно-семантической работы на уроках русского языка в школе
1.2 Диалектная лексика как объект словарно-семантической работ школе
Глава 2 Содержание словарно-семантической работы на уроках русского я
диалектного окружения в современной школе
2.1 Анализ методической литературы по проблеме использования диалекта на
уроках русского языка
2.2. Организация экспериментальной работы по использованию диалектной лексики
русского языка
Заключение 50
Библиографический список 53
Приложение 59
Глава 1 Лингвометодические основы организации словарно-семантических
условиях окружения
1.1 Содержание словарно-семантической работы на уроках русского языка в школе
1.2 Диалектная лексика как объект словарно-семантической работ школе
Глава 2 Содержание словарно-семантической работы на уроках русского я
диалектного окружения в современной школе
2.1 Анализ методической литературы по проблеме использования диалекта на
уроках русского языка
2.2. Организация экспериментальной работы по использованию диалектной лексики
русского языка
Заключение 50
Библиографический список 53
Приложение 59
Основные задачи предмета «Русский язык» в школе - это изучение русского литературного языка и развитие устной и письменной речи учащихся. По мнению многих прогрессивных методистов прошлого и настоящего, именно уроки родного языка должны сформировать у учащихся умение формулировать и выражать свои мысли в устной и письменной форме (К.Д. Ушинский, В.И. Чернышев, К.Б. Бархин, М.Т. Баранов, А.Ю. Купалова, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева и др.).
К началу школьного обучения ребенок уже умеет пользоваться языком для повседневного общения. С приходом в школу начинается новый этап в его языковом развитии: он осознает языковые ситуации, которыми овладел в дошкольный период. Однако часто той лексики, которую ребенок слышит и пользуется в повседневной жизни, ему не хватает для выражения чувств, эмоций, мыслей, а при обучении в школе - и для понимания изучаемого материала. Данный факт объясняется тем, что словарный запас учащихся начальных классов беден, а уровень речевого развития - низок. Отсюда вывод: необходимо обогащать словарный запас учащихся и формировать умения строить логически последовательную речь.
В процесс организации словарно-семантической работы необходимо учитывать социальную ситуацию, в которой находится ребенок и расположена школа. Большинство школ нашей области расположены в сельской местности, то есть находятся в условиях диалектного окружения. Этот фактор оказывает несомненное влияние на формирование словарного запаса детей, и поэтому его следует обязательно учитывать при проведении словарной работы на уроках русского языка в начальной школе.
Выдающие лингвисты и методисты XIX столетия настойчиво рекомендовали школьным учителям знакомить своих учеников с особенностями местных говоров с тем, чтобы изучать язык в его исторических и местных изменениях (Ф.И. Буслаев, А.А. Шахматов и др.). Однако в советский период эти идеи оказались прочно забытыми, приоритет в изучении отдавался литературному языку, с диалектом считалось необходимым бороться. Но отношение к народным говорам стало меняться в последнее десятилетие XX в., поскольку в настоящее время приобрела особую актуальность проблема реализации регионального компонента в школьном образовании. Необходимость использования в практике школьного преподавания родного языка данных лингвистического краеведения обосновывается многими методистами и лингвистами (Г.Ф. Ковалев, Л.К. Лыжова, Т.В. Майорова, Т.Ф. Новикова, В.В. Демичева, О.И. Еременко, Т.В. Яковлева и др.).
Обращение к диалектной лексике в процессе словарно-семантической работы обусловлено следующими причинами. В настоящее время, когда национальный русский язык подвергается активному (часто неоправданному) «нашествию» иноязычных слов, когда происходит вульгаризация русского языка, обращение к региональной лингвистике, к местным диалектам является весьма полезным и своевременным. Знакомство с живым русским народным словом даст возможность показать красоту и мощь родного языка, ибо наши говоры как территориальные разновидности общенародного языка - самобытное, уникальное явление, живое свидетельство того, что стало историей русского языка и русского народа. Работа с диалектной лексикой будет способствовать развитию интереса к своей «малой» родине и позволит проводить формирование важнейших языковых умений и навыков на местном языковом материале. Использование именно этого лексического материала на уроках русского языка и во внеурочной деятельности представляется нам наиболее удачным в плане реализации идеи включения в систему образования регионального компонента.
Сейчас на волне возрождения интереса к местным языковым особенностям учителя-практики и ученые-методисты снова активно заговорили о воспитании бережного отношения к местным говорам, о сохранении живой народной речи. Для нашего региона это является особенно актуальным, так как большая часть школ Белгородской области - это сельские школы, речь учащихся которых обязательно отражает местные особенности. В таких школах именно диалектный материал может оживить «сухие», на взгляд ребенка, правила и нормы, и «опора на такой материал позволит восстановить в правах «материнский язык», который усваивается ребенком в детстве» (Т.В. Майорова). И поэтому необходимость использования диалектного материала, изучение местных языковых особенностей важно для сохранения прошлого, которое является опорой для настоящего и будущего языка. Различные аспекты использования диалектной лексики в процессе изучения русского языка рассматриваются в работах Т.Н. Плешковой, С.И. Львовой, Л.Н. Ляпиной, О.И. Еременко, Г.А. Березкиной и др. Однако до настоящего времени нет специальных работ, посвященных проблеме знакомства с диалектной лексикой в процессе изучения русского языка в начальной школе.Все вышесказанное обусловило актуальность темы исследования.
Нами установлено объективно существующее противоречие между необходимостью учета условий диалектного окружения в процессе словарно-семантической работы в начальной школе и отсутствием научно-методических разработок, специальных программ, позволяющих на практике использовать диалектную лексику в процессе изучения русского языка в начальной школе.
Проблема исследования: каковы возможности организации словарно-семантической работы на уроках русского языка в начальной школе в условиях диалектного окружения.
Предметом исследования является методика словарно-семантической работы в начальной школе.
Объект исследования -содержание словарно-семантической работы на уроках русского языка в условиях диалектного окружения.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что учет диалектного окружения в процессе словарно-семантической работы будет эффективным, если:
- диалектная лексика для уроков русского языка в начальной школе отбирается в соответствии с определенными принципами (экстралингвистический, парадигматический, функциональный);
- используются различные методы и приемы работы с диалектной лексикой;
- на уроках русского языка проводится наблюдение над уместным и целесообразным использование диалектных слов.
В соответствии с гипотезой в процессе исследования решались следующие задачи:
- охарактеризовать содержание словарно-семантической работы в начальной школе;
- проанализировать специфику диалектной лексики и выявить ее потенциал в использовании на уроках русского языка в начальной школе;
- изучить проблему использования диалектной лексики на уроках русского языка;
- разработать систему заданий и упражнений по использованию диалектной лексики в процессе начального языкового образования;
- экспериментально проверить эффективность использования диалектной лексики в процессе словарно-семантической работы в начальной школе.
Методологической основой исследования являются:
- психолингвистические работы по речевому развитию учащихся И.А. Айдаровой, Л.С. Выготского, Н.И. Жинкина;
- концепции, разрабатывающие региональный подход к изучению русского языка (Т.Ф. Новикова, Л.К. Лыжова, Т.В. Майорова, Т.Н. Плешкова, В.В. Демичева, О.И. Еременко, Т.В. Яковлева и др.).
При решении поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ педагогической, методической, лингвистической, психолингвистической литературы; наблюдение за учебным процессом; анализ письменных работ учащихся начальных классов; констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.
Опытно-экспериментальной базой исследования был 3-й класс Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 37» г.Белгорода.
Практическая значимость исследования определяется тем, что: предложена система упражнений и различные виды заданий по использованию диалектной лексики в процессе словарно-семантической работы. Материалы исследования могут применяться в практической работе учителя начальных классов общеобразовательных школ.
Цель, задачи исследования, логика изучаемого материала определили структуру выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Во введении обосновывается выбор темы, ее актуальность, определяются объект, предмет, задачи, цели исследования, методы, формулируется рабочая гипотеза, раскрывается практическая значимость исследования.
В первой главе «Лингвометодические основы организации словарно-семантической работы в условиях диалектного окружения» характеризуются цели, направления и принципы словарно-семантической работы в начальной школе, анализируется потенциал диалектной лексики в применении ее на уроках русского языка в начальной школе.
Во второй главе «Содержание словарно-семантической работы на уроках русского языка в условиях диалектного окружения в современной начальной школе» содержится анализ опыта учителей и методистов по проблеме использования диалектной лексики в процессе языкового образования, а также описывается экспериментальная работа по проблеме исследования.
В заключении обобщены результаты исследования, изложены его основные выводы, подтверждающие гипотезу.
В приложении содержатся материалы, отражающие содержание экспериментальной работы (дидактический материал, планы-конспекты уроков).
К началу школьного обучения ребенок уже умеет пользоваться языком для повседневного общения. С приходом в школу начинается новый этап в его языковом развитии: он осознает языковые ситуации, которыми овладел в дошкольный период. Однако часто той лексики, которую ребенок слышит и пользуется в повседневной жизни, ему не хватает для выражения чувств, эмоций, мыслей, а при обучении в школе - и для понимания изучаемого материала. Данный факт объясняется тем, что словарный запас учащихся начальных классов беден, а уровень речевого развития - низок. Отсюда вывод: необходимо обогащать словарный запас учащихся и формировать умения строить логически последовательную речь.
В процесс организации словарно-семантической работы необходимо учитывать социальную ситуацию, в которой находится ребенок и расположена школа. Большинство школ нашей области расположены в сельской местности, то есть находятся в условиях диалектного окружения. Этот фактор оказывает несомненное влияние на формирование словарного запаса детей, и поэтому его следует обязательно учитывать при проведении словарной работы на уроках русского языка в начальной школе.
Выдающие лингвисты и методисты XIX столетия настойчиво рекомендовали школьным учителям знакомить своих учеников с особенностями местных говоров с тем, чтобы изучать язык в его исторических и местных изменениях (Ф.И. Буслаев, А.А. Шахматов и др.). Однако в советский период эти идеи оказались прочно забытыми, приоритет в изучении отдавался литературному языку, с диалектом считалось необходимым бороться. Но отношение к народным говорам стало меняться в последнее десятилетие XX в., поскольку в настоящее время приобрела особую актуальность проблема реализации регионального компонента в школьном образовании. Необходимость использования в практике школьного преподавания родного языка данных лингвистического краеведения обосновывается многими методистами и лингвистами (Г.Ф. Ковалев, Л.К. Лыжова, Т.В. Майорова, Т.Ф. Новикова, В.В. Демичева, О.И. Еременко, Т.В. Яковлева и др.).
Обращение к диалектной лексике в процессе словарно-семантической работы обусловлено следующими причинами. В настоящее время, когда национальный русский язык подвергается активному (часто неоправданному) «нашествию» иноязычных слов, когда происходит вульгаризация русского языка, обращение к региональной лингвистике, к местным диалектам является весьма полезным и своевременным. Знакомство с живым русским народным словом даст возможность показать красоту и мощь родного языка, ибо наши говоры как территориальные разновидности общенародного языка - самобытное, уникальное явление, живое свидетельство того, что стало историей русского языка и русского народа. Работа с диалектной лексикой будет способствовать развитию интереса к своей «малой» родине и позволит проводить формирование важнейших языковых умений и навыков на местном языковом материале. Использование именно этого лексического материала на уроках русского языка и во внеурочной деятельности представляется нам наиболее удачным в плане реализации идеи включения в систему образования регионального компонента.
Сейчас на волне возрождения интереса к местным языковым особенностям учителя-практики и ученые-методисты снова активно заговорили о воспитании бережного отношения к местным говорам, о сохранении живой народной речи. Для нашего региона это является особенно актуальным, так как большая часть школ Белгородской области - это сельские школы, речь учащихся которых обязательно отражает местные особенности. В таких школах именно диалектный материал может оживить «сухие», на взгляд ребенка, правила и нормы, и «опора на такой материал позволит восстановить в правах «материнский язык», который усваивается ребенком в детстве» (Т.В. Майорова). И поэтому необходимость использования диалектного материала, изучение местных языковых особенностей важно для сохранения прошлого, которое является опорой для настоящего и будущего языка. Различные аспекты использования диалектной лексики в процессе изучения русского языка рассматриваются в работах Т.Н. Плешковой, С.И. Львовой, Л.Н. Ляпиной, О.И. Еременко, Г.А. Березкиной и др. Однако до настоящего времени нет специальных работ, посвященных проблеме знакомства с диалектной лексикой в процессе изучения русского языка в начальной школе.Все вышесказанное обусловило актуальность темы исследования.
Нами установлено объективно существующее противоречие между необходимостью учета условий диалектного окружения в процессе словарно-семантической работы в начальной школе и отсутствием научно-методических разработок, специальных программ, позволяющих на практике использовать диалектную лексику в процессе изучения русского языка в начальной школе.
Проблема исследования: каковы возможности организации словарно-семантической работы на уроках русского языка в начальной школе в условиях диалектного окружения.
Предметом исследования является методика словарно-семантической работы в начальной школе.
Объект исследования -содержание словарно-семантической работы на уроках русского языка в условиях диалектного окружения.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что учет диалектного окружения в процессе словарно-семантической работы будет эффективным, если:
- диалектная лексика для уроков русского языка в начальной школе отбирается в соответствии с определенными принципами (экстралингвистический, парадигматический, функциональный);
- используются различные методы и приемы работы с диалектной лексикой;
- на уроках русского языка проводится наблюдение над уместным и целесообразным использование диалектных слов.
В соответствии с гипотезой в процессе исследования решались следующие задачи:
- охарактеризовать содержание словарно-семантической работы в начальной школе;
- проанализировать специфику диалектной лексики и выявить ее потенциал в использовании на уроках русского языка в начальной школе;
- изучить проблему использования диалектной лексики на уроках русского языка;
- разработать систему заданий и упражнений по использованию диалектной лексики в процессе начального языкового образования;
- экспериментально проверить эффективность использования диалектной лексики в процессе словарно-семантической работы в начальной школе.
Методологической основой исследования являются:
- психолингвистические работы по речевому развитию учащихся И.А. Айдаровой, Л.С. Выготского, Н.И. Жинкина;
- концепции, разрабатывающие региональный подход к изучению русского языка (Т.Ф. Новикова, Л.К. Лыжова, Т.В. Майорова, Т.Н. Плешкова, В.В. Демичева, О.И. Еременко, Т.В. Яковлева и др.).
При решении поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ педагогической, методической, лингвистической, психолингвистической литературы; наблюдение за учебным процессом; анализ письменных работ учащихся начальных классов; констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.
Опытно-экспериментальной базой исследования был 3-й класс Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 37» г.Белгорода.
Практическая значимость исследования определяется тем, что: предложена система упражнений и различные виды заданий по использованию диалектной лексики в процессе словарно-семантической работы. Материалы исследования могут применяться в практической работе учителя начальных классов общеобразовательных школ.
Цель, задачи исследования, логика изучаемого материала определили структуру выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Во введении обосновывается выбор темы, ее актуальность, определяются объект, предмет, задачи, цели исследования, методы, формулируется рабочая гипотеза, раскрывается практическая значимость исследования.
В первой главе «Лингвометодические основы организации словарно-семантической работы в условиях диалектного окружения» характеризуются цели, направления и принципы словарно-семантической работы в начальной школе, анализируется потенциал диалектной лексики в применении ее на уроках русского языка в начальной школе.
Во второй главе «Содержание словарно-семантической работы на уроках русского языка в условиях диалектного окружения в современной начальной школе» содержится анализ опыта учителей и методистов по проблеме использования диалектной лексики в процессе языкового образования, а также описывается экспериментальная работа по проблеме исследования.
В заключении обобщены результаты исследования, изложены его основные выводы, подтверждающие гипотезу.
В приложении содержатся материалы, отражающие содержание экспериментальной работы (дидактический материал, планы-конспекты уроков).
Проблема организации словарно-семантической работы на уроках русского языка относится к числу актуальных проблем современной методической науки. На протяжении всех лет обучения словарно-семантической работе уделяется серьезное внимание. Эта работа должна носить практический характер, проводиться в связи с изучением грамматики, орфографии и особенно лексики. В методической науке в основном создана теоретическая основа организации словарно-семантической работы. Однако не все пути ее совершенствования разработаны достаточно полно. Развитие методики словарно-семантической работы продолжается и в наши дни. Считаем, что обращение к диалектной лексике будет способствовать совершенствованию методики словарно-семантической работы.
Использование диалектной лексики на уроках русского языка в начальной школе является важным средством приобщения учащихся к традициям и обычаям своего народа, поскольку именно диалектное слово является источником реконструкции народной ментальности. Поэтому обращение к местным говорам в школьном курсе русского языка находится в русле культуроведческого подхода к преподаванию языка. Происходящее в настоящее время нивелирование диалектов, утрата ими тех черт, которые отличают их от литературного языка, ведет к обеднению общенародного языка. В последние годы звучат громкие призывы сохранить и уберечь диалекты от разрушения и уничтожения. И в такой ситуации учителя сельских школ вместе со своими учениками могут внести определенный вклад в сохранение диалектов, которые являются феноменом культурного национального наследия.
Изменение отношения к диалектной речи нашло отражение в школьном курсе русского языка. Работая в диалектных условиях, учитель, конечно, должен обучать школьников литературному языку. Однако при этом литературный язык не должен вытеснить местный говор. Воспитание любви и уважения к местному говору - важнейшая задача учителя сельской школы. Именно русская диалектология, изучающая одну из форм существования национального языка, дает возможность наглядно показать учащимся одну из разновидностей русского национального языка, позволяет активно привлечь школьников к выявлению и сохранению того, что еще живо в народной речи, что не утрачено.
Анализ опыта использования регионального компонента на уроках русского языка показал, что обращение к краеведческому и лингво-краеведческому материалу находит отражение в многочисленных работах ученых-методистов и учителей-практиков; разработано несколько региональных программ. Однако проблема остается актуальной, поскольку не только каждый регион, но каждый город или село имеют свои языковые особенности, и поэтому для каждой школы проблема использования регионального компонента должна находить свое определенное решение.
Как показал опыт работы в, собирание диалектного материала развивает у детей наблюдательность, способность анализировать окружающие явления. Знакомство с диалектной лексикой приучает школьников прислушиваться к речи окружающих, находить меткие русские слова, порою глубоко запрятанные в памяти старшего поколения. В ходе экспериментальной работы нашла подтверждение гипотеза исследования о том, что учет диалектного окружения в процессе словарно-семантической работы будет эффективным, если: 1) диалектная лексики для уроков русского языка в начальной школе отбирается в соответствии с определенными принципами (экстралингвистический, парадигматический, функциональный); 2) используются различные методы и приемы работы с диалектной лексикой; 3) на уроках русского языка проводится наблюдение над уместным и целесообразным использование диалектных слов.
Проведенная экспериментальная работа позволила нам увидеть некоторые перспективы исследования. Считаем, что диалектная лексика в условиях сельской школы может использоваться не только на уроках русского языка. Местный языковой материал может привлекаться и в процессе внеклассной работы. Если в процессе урока рамки программы ограничивают использование диалектного материала, то во внеурочной деятельности таких ограничений нет, и, следовательно, использование диалектной лексики может носить более широкий и разнообразный характер.
Использование диалектной лексики на уроках русского языка в начальной школе является важным средством приобщения учащихся к традициям и обычаям своего народа, поскольку именно диалектное слово является источником реконструкции народной ментальности. Поэтому обращение к местным говорам в школьном курсе русского языка находится в русле культуроведческого подхода к преподаванию языка. Происходящее в настоящее время нивелирование диалектов, утрата ими тех черт, которые отличают их от литературного языка, ведет к обеднению общенародного языка. В последние годы звучат громкие призывы сохранить и уберечь диалекты от разрушения и уничтожения. И в такой ситуации учителя сельских школ вместе со своими учениками могут внести определенный вклад в сохранение диалектов, которые являются феноменом культурного национального наследия.
Изменение отношения к диалектной речи нашло отражение в школьном курсе русского языка. Работая в диалектных условиях, учитель, конечно, должен обучать школьников литературному языку. Однако при этом литературный язык не должен вытеснить местный говор. Воспитание любви и уважения к местному говору - важнейшая задача учителя сельской школы. Именно русская диалектология, изучающая одну из форм существования национального языка, дает возможность наглядно показать учащимся одну из разновидностей русского национального языка, позволяет активно привлечь школьников к выявлению и сохранению того, что еще живо в народной речи, что не утрачено.
Анализ опыта использования регионального компонента на уроках русского языка показал, что обращение к краеведческому и лингво-краеведческому материалу находит отражение в многочисленных работах ученых-методистов и учителей-практиков; разработано несколько региональных программ. Однако проблема остается актуальной, поскольку не только каждый регион, но каждый город или село имеют свои языковые особенности, и поэтому для каждой школы проблема использования регионального компонента должна находить свое определенное решение.
Как показал опыт работы в, собирание диалектного материала развивает у детей наблюдательность, способность анализировать окружающие явления. Знакомство с диалектной лексикой приучает школьников прислушиваться к речи окружающих, находить меткие русские слова, порою глубоко запрятанные в памяти старшего поколения. В ходе экспериментальной работы нашла подтверждение гипотеза исследования о том, что учет диалектного окружения в процессе словарно-семантической работы будет эффективным, если: 1) диалектная лексики для уроков русского языка в начальной школе отбирается в соответствии с определенными принципами (экстралингвистический, парадигматический, функциональный); 2) используются различные методы и приемы работы с диалектной лексикой; 3) на уроках русского языка проводится наблюдение над уместным и целесообразным использование диалектных слов.
Проведенная экспериментальная работа позволила нам увидеть некоторые перспективы исследования. Считаем, что диалектная лексика в условиях сельской школы может использоваться не только на уроках русского языка. Местный языковой материал может привлекаться и в процессе внеклассной работы. Если в процессе урока рамки программы ограничивают использование диалектного материала, то во внеурочной деятельности таких ограничений нет, и, следовательно, использование диалектной лексики может носить более широкий и разнообразный характер.



