Конечный результат работы железной дороги – выполнение графика движения поездов при оптимальных экономических показателях, во многом определяется возможностью технических средств железной дороги, т.е. способностью любого устройства, системы, объекта выполнять заданные функции, сохраняя эксплуатационные показатели в установленных пределах в течение определённого промежутка времени и назначенной наработки.
Железнодорожный путь является основой железнодорожного транспорта. Надёжность пути оказывает существенное влияние на эффективность транспортного процесса. Требования обеспечения надёжности железнодорожного пути приобретают особые значения в условиях роста осевых и погонных нагрузок, а также массы поездов.
Практический смысл дисциплины «Управление надёжностью железнодорожного пути» может преследовать одну из основных целей:
повышение надёжности пути за счёт увеличения затрат на более дорогих конструкциях;
повышение надёжности пути вследствие увеличения эксплуатационных затрат на его техническое обслуживание с более высоким качеством;
повышение надёжности пути за счёт совершенствования его конструкции без увеличения единовременных эксплуатационных затрат на его укладку и содержание.
Решение задачи оптимизации параметров верхнего строения пути может выполняться различными способами, но с технической точки зрения более правильным является минимизация вероятности того, что за время эксплуатации конструкции пути его параметры могут выйти из области допустимых значений. В практике ведения путевого хозяйства приходится постоянно решать задачи, относящиеся к области теории надёжности. Среди них можно назвать такие, как определение межремонтных сроков с учётом влияния на них различных факторов (нагрузка на ось, скорость движения поездов и т.д.), определение периодичности контроля состояния рельсов в пути (использование средств дефектоскопии).