ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ КОНЦЕПТА NORM
|
Введение 4
Глава I. Проблемы изучения концептов в рамках когнитивной лингвистики 7
1. Философское и психологическое определение понятия NORM 7
1.1. Норма как компонент языкового кода личности 7
1.2. Виды нормы. Идеальная и статистическая норма 11
1.3 Норма и оценка 14
2. Лингвокультурологический аспект концепта
в когнитивной лингвистике 16
2.1. Понятие концепта. Классификация концептов 17
2.1.1. Фундаментальные концепты 23
2.1.2. Национально-специфические концепты 27
2.1.3 Словарь-тезаурус как способ актуализации концепта 29
3. Понятие сентенции 30
Выводы по Главе 1 32
Глава II. Структура концепта NORM и способы его лексической реализации в современном английском язык 34
1. Анализ лексико-семантической структуры единиц, реализующих концепт NORM 34
1.1. Лексико-семантическая структура слов norm и normal 34
1.2. Тезаурусное представление концепта NORM. Общие компоненты 36
1.3. Тезаурусное представление концепта NORM.
Специфические компоненты 38
2. Структура ФСП "norm" в современном английском языке 39
2.1. Интегральные семы ФСП ”norm ” 39
2.2. Дифференциальные семы ФСП "norm” 41
3. Функционирование лексических единиц norm, normal, normality,
normalcy в сентенциях 43
3.1. Синтаксическая структура сентенций как способ выражения
оценочного отношения к концепту NORM. 43
3.2. Фрагменты картины мира, ассоциируемые с концептом NORM. 45
3.3. Отражение релятивно-субъективного характера нормы в сентенциях 46
4. Структура концепта NORM в современном английском языке 47
Выводы по Главе II 49
Заключение 50
Список использованной литературы
Глава I. Проблемы изучения концептов в рамках когнитивной лингвистики 7
1. Философское и психологическое определение понятия NORM 7
1.1. Норма как компонент языкового кода личности 7
1.2. Виды нормы. Идеальная и статистическая норма 11
1.3 Норма и оценка 14
2. Лингвокультурологический аспект концепта
в когнитивной лингвистике 16
2.1. Понятие концепта. Классификация концептов 17
2.1.1. Фундаментальные концепты 23
2.1.2. Национально-специфические концепты 27
2.1.3 Словарь-тезаурус как способ актуализации концепта 29
3. Понятие сентенции 30
Выводы по Главе 1 32
Глава II. Структура концепта NORM и способы его лексической реализации в современном английском язык 34
1. Анализ лексико-семантической структуры единиц, реализующих концепт NORM 34
1.1. Лексико-семантическая структура слов norm и normal 34
1.2. Тезаурусное представление концепта NORM. Общие компоненты 36
1.3. Тезаурусное представление концепта NORM.
Специфические компоненты 38
2. Структура ФСП "norm" в современном английском языке 39
2.1. Интегральные семы ФСП ”norm ” 39
2.2. Дифференциальные семы ФСП "norm” 41
3. Функционирование лексических единиц norm, normal, normality,
normalcy в сентенциях 43
3.1. Синтаксическая структура сентенций как способ выражения
оценочного отношения к концепту NORM. 43
3.2. Фрагменты картины мира, ассоциируемые с концептом NORM. 45
3.3. Отражение релятивно-субъективного характера нормы в сентенциях 46
4. Структура концепта NORM в современном английском языке 47
Выводы по Главе II 49
Заключение 50
Список использованной литературы
Данная выпускная квалификационная работа посвящена изучению структуры концепта NORM и способов его лингвистической актуализации. Концепт NORM относится к универсальным, фундаментальным концептам, так как он является обязательным фрагментом картины мира у разных народов, несмотря на существующие различия в языковых и культурных системах (Вежбицкая 1996: 84). Фундаментальные концепты отражают общую понятийную основу человеческого языка, мышления и культуры. Это "универсальные для всего общества обязательные понятия и представления, без которых невозможно построение никаких систем" (Гуревич 1984: 5-13). Они являются определяющими категориями человеческого сознания.
Итак, объектом исследования является концепт NORM. Предметом исследования является языковая репрезентация рассматриваемого концепта в современном английском языке.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что универсальные концепты привлекают внимание представителей разных наук — философов, социологов, логиков, лингвистов, психологов (Н. Д. Арутюнова,
А. Вежбицкая, А. А. Ивин, З. И. Кирнозе, В. И. Курбатов, B. А. Маслова, M. J. Adler, J. Lyons, G. E. Moore и др.), так как она представляет собой стандарт для оценки существующих и создания новых объектов, а также для оценки явлений действительности, что является важным для современного общества. Но это не исключает, по нашему мнению, наличие национально-специфических особенностей у исследуемого концепта. Однако сущность категории нормы, ее социальная значимость, отношение к ней человеческого общества остаются малоисследованными.
Научная новизна исследования заключается в том, что понятие нормы исследуется как лингвокультурный концепт на основе теории когнитивной лингвистики, а также в применении комплексного метода исследования данного концепта. Он включает метода семантического анализа: компонентный анализ, анализ функционально-семантических полей, контекстный анализ, тезаурусный анализ, а также методы когнитивной лингвистики: исследование прототипа, выявление когнитивных признаков.
Целью работы является определение структуры концепта NORM в современном английском языке, выявление способов его лексической реализации и особенностей функционирования этого концепта в сентенциях известных представителей американского общества.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
1) проанализировать структуру ядерных компонентов (norm и normal) функционально-семантического поля (ФСП), реализующего концепт NORM;
2) определить границы ФСП "norm" по словарям-тезаурусам;
3) выявить общие и специфические компоненты, реализующие концепт NORM, в тезаурусном представлении;
4) определить структуру концепта NORM на основе анализа его ФСП;
5) рассмотреть функционирование лексических единиц norm, normal, normalcy и normality в сентенциях и определить когнитивные признаки, составляющие структуру концепта NORM;
6) определить когнитивные признаки концепта на основе проведенного комплексного анализа.
Теоретическую основу работы составляют семантические исследования Е. М. Вольф, Н. Ф. Алефиренко, Ю. Д. Апресяна, Н. Д. Арутюновой, М. А. Кронгауза, Ю. Н. Караулова, а также работы по когнитивной лингвистике: Н. Д. Федяевой, Л. Г. Ефановой, И. И. Болдырева, В. И. Заботкиной, А. Вежбицкая, А. Я. Гуревича, В. И. Карасика, З. Д. Поповой, Г. Г. Садовой, Ю.С. Степанова, И. А. Стернина, Н.А. Шадриной, R. Jackendoff, G. P. Lakoff, R. W. Langacker, E. Rosch.
Материалом для исследования послужили словари-тезаурусы, 100 сентенций, отобранные методом сплошной выборки из корпусов современного английского языка (COCA) и результатов поиска системы Google. Маркером явились слова norm, normal, normality, normalcy.
Данная работа состоит из введения, теоретической и практической глав, выводам по каждой из глав, заключения и списка использованной литературы.
Итак, объектом исследования является концепт NORM. Предметом исследования является языковая репрезентация рассматриваемого концепта в современном английском языке.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что универсальные концепты привлекают внимание представителей разных наук — философов, социологов, логиков, лингвистов, психологов (Н. Д. Арутюнова,
А. Вежбицкая, А. А. Ивин, З. И. Кирнозе, В. И. Курбатов, B. А. Маслова, M. J. Adler, J. Lyons, G. E. Moore и др.), так как она представляет собой стандарт для оценки существующих и создания новых объектов, а также для оценки явлений действительности, что является важным для современного общества. Но это не исключает, по нашему мнению, наличие национально-специфических особенностей у исследуемого концепта. Однако сущность категории нормы, ее социальная значимость, отношение к ней человеческого общества остаются малоисследованными.
Научная новизна исследования заключается в том, что понятие нормы исследуется как лингвокультурный концепт на основе теории когнитивной лингвистики, а также в применении комплексного метода исследования данного концепта. Он включает метода семантического анализа: компонентный анализ, анализ функционально-семантических полей, контекстный анализ, тезаурусный анализ, а также методы когнитивной лингвистики: исследование прототипа, выявление когнитивных признаков.
Целью работы является определение структуры концепта NORM в современном английском языке, выявление способов его лексической реализации и особенностей функционирования этого концепта в сентенциях известных представителей американского общества.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
1) проанализировать структуру ядерных компонентов (norm и normal) функционально-семантического поля (ФСП), реализующего концепт NORM;
2) определить границы ФСП "norm" по словарям-тезаурусам;
3) выявить общие и специфические компоненты, реализующие концепт NORM, в тезаурусном представлении;
4) определить структуру концепта NORM на основе анализа его ФСП;
5) рассмотреть функционирование лексических единиц norm, normal, normalcy и normality в сентенциях и определить когнитивные признаки, составляющие структуру концепта NORM;
6) определить когнитивные признаки концепта на основе проведенного комплексного анализа.
Теоретическую основу работы составляют семантические исследования Е. М. Вольф, Н. Ф. Алефиренко, Ю. Д. Апресяна, Н. Д. Арутюновой, М. А. Кронгауза, Ю. Н. Караулова, а также работы по когнитивной лингвистике: Н. Д. Федяевой, Л. Г. Ефановой, И. И. Болдырева, В. И. Заботкиной, А. Вежбицкая, А. Я. Гуревича, В. И. Карасика, З. Д. Поповой, Г. Г. Садовой, Ю.С. Степанова, И. А. Стернина, Н.А. Шадриной, R. Jackendoff, G. P. Lakoff, R. W. Langacker, E. Rosch.
Материалом для исследования послужили словари-тезаурусы, 100 сентенций, отобранные методом сплошной выборки из корпусов современного английского языка (COCA) и результатов поиска системы Google. Маркером явились слова norm, normal, normality, normalcy.
Данная работа состоит из введения, теоретической и практической глав, выводам по каждой из глав, заключения и списка использованной литературы.
Лингвистическое изучение универсальных концептов, подобных концепту NORM, приобретает большое социальное значение в современном мире, который, с одной стороны, находится под влиянием процессов глобализации, а с другой стороны, имеет очень большое количество противоречий, основанных на разнице в понимании даже универсальных культурологических концептов. Проведенное исследование позволило выделить когнитивные признаки субъективности и релятивности нормы, что, вероятно, является причиной антагонизма как внутри общества, так и между разными культурными сообществами. Неоднозначно общественное отношение к концепту NORM: оно варьируется от положительного до отрицательного. Интересно отметить, что в проанализированных сентенциях известных представителей американского общества, выражающих свое мнение о норме, преобладает отрицательное отношение к данному понятию. Наличие как положительных, так и отрицательных мнений о норме свидетельствует о том, что данное понятие не имеет четкого определения, релятивно и субъективно.
Вместе с тем, комплексный анализ, включающий как семантические, так и когнитивные методы исследования, подтверждает наличие прототипа нормы, который представляет собой некий стандарт и обычное, заурядное явление или идеальное.
Основным выводом работы можно считать то, что лингво-культурологический анализ подтверждает представления о норме, которые выражены в работах философов, психологов, логиков.
Вместе с тем, комплексный анализ, включающий как семантические, так и когнитивные методы исследования, подтверждает наличие прототипа нормы, который представляет собой некий стандарт и обычное, заурядное явление или идеальное.
Основным выводом работы можно считать то, что лингво-культурологический анализ подтверждает представления о норме, которые выражены в работах философов, психологов, логиков.
Подобные работы
- Формирование лингвокультурологической компетенции в процессе обучения иностранному (английскому) языку в общеобразовательной школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2019 - КОНЦЕПТЫ ЛЮБОВЬ И НЕНАВИСТЬ В РУССКОМ
И АМЕРИКАНСКОМ ЯЗЫКОВЫХ СОЗНАНИЯХ(10.02.19 )
Диссертации (РГБ), теория языка. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2004 - ЛЕКСИКО-ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ
ВЕЖЛИВОСТИ В СОВРЕМЕННОМ АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2015 - Проблема перевода мультфильмов с русского языка на английский (на материале м/с «Маша и медведь»)
Бакалаврская работа, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2022 - ПЕРЕДАЧА НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ИНФОРМАЦИИ В ПРОЦЕССЕ АУДИОВИЗУАЛЬНОГО ПЕРЕВОДА
Магистерская диссертация, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2022 - ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ И ЭКСТРАЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА РЕПРЕЗЕНТАЦИИ КАТЕГОРИИ КОМИЧЕСКОГО В ЖАНРЕ «СТЕНДАП» (НА МАТЕРИАЛЕ РУССКОГО И КИТАЙСКОГО ЯЗЫКОВ)
Бакалаврская работа, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2022



