Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Самосознание подростков в структуре личностных свойств

Работа №58343

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы68
Год сдачи2017
Стоимость4790 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
97
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. Теоретические аспекты изучения самосознания в подростковом возрасте 8
1.1. Проблема развития самосознания подростков в отечественной и
зарубежной психологии 8
1.2. Развитие самосознания в онтогенезе 15
1.3. Особенности развития самосознания подростков 20
Выводы по первой главе 30
Глава 2. Организация и методы исследования самосознания подростка в структуре личностных свойств 32
2.1. Организация исследования самосознания подростка в структуре
личностных свойств 32
2.2. Методы исследования самосознания подростка в структуре
личностных свойств 32
Глава 3. Эмпирическое исследование самосознания в структуре личностных свойств подростка 37
3.1. Изучение личностных свойств подростков 37
3.2 Изучение самооценки и самоуважения подростков 49
3.3 Изучение взаимосвязи показателей самосознания и личностных свойств
подростков 51
Выводы по третьей главе 55
Заключение 56
Список литературы 58
Приложения


Актуальность исследования. Отрочество — это возраст, характеризующийся напряженной внутренней жизнью человека, тонкой рефлексией, которые погружают подростков в глубины человеческой психики. Важным отличительным признаком подросткового возраста для становления личности и последующего его развития являются фундаментальные изменения, которые происходят в сфере самосознания подростка.
Самосознание является одним из ведущих элементов психологического склада личности, которое регулирует деятельность и поведение человека. Самосознание представляет собой не сумму частных характеристик, а именно целостный образ, единую, хотя и не лишенную внутренних противоречий, установку по отношению к самому себе.
Как и всякая установка, самосознание включает в себя три основных компонента: когнитивный компонент заключается в представлении
индивида о самом себе, о своих качествах и сущности; эмоционально-аффективный компонент характеризуется самоуважением, самолюбием; оценочно-волевой предполагает стремление к повышению самооценки, завоевания уважения. Самосознание является следствием длительного развития индивида, который превращает его в самостоятельного субъекта деятельности, способного устанавливать определенные взаимоотношения с обществом и природой [2].
Самосознание, которое активно развивается в подростковом возрасте, порождает в человеке тревожность и неуверенность в себе.
Рефлексия является значимым моментом в подростковом возрасте. Подросток рефлексирует на себя и на других, тем самым продвигается в направлении самопознания. Он стремится понять себя самого. Основным вопросом данного возраста является вопрос «Кто Я?», на который активно происходят поиски ответов.
У подростка возникает стремление осмыслить свои притязания на
признание. Он начинает оценивать свое прошлое, настоящее и будущее. Пытается найти свое место в социуме - осмыслить свои права и обязанности.
Самосознание подростка уже включает в себя все компоненты самосознания взрослой личности. На протяжении многих лет, по сравнению с другими аспектами психологии подросткового возраста, большое внимание уделялось вопросам самосознания, самооценки и идентичности. Многие авторы дают различные определения понятию «самосознание». Так, например, Б.Мещеряков, В. Зинченко считают, что самосознание - осознание подростком себя как индивидуальности [6].
Б.М.Бим-Бад даёт определение, что самосознание - осознание, оценка подростком самого себя как субъекта практической и познавательной деятельности, как личности [29].
С.А.Кузнецов отмечает, что самосознание - полное понимание самого себя, своего значения, роли в жизни, обществе [7].
Чеснокова И.И. даёт определение, что самосознание - переживание единства и специфичности «Я» как существа, наделённого мыслями, чувствами, желаниями, противоположное осознанию внешнего мира (объекта) [39].
Изучение психолого-педагогической литературы, а также педагогической практики позволили сформулировать следующее противоречие: особенностям становления развития самосознания в
подростковом возрасте уделяется больше внимания в теоретической части, и недостаточностью внимания к раннему проявлению заниженной или завышенной самооценки на практике.
Проблема: связаны ли личностные особенности подростков с их самосознанием?
Цель исследования: изучить особенности самосознания в структуре личностных свойств в подростковом возрасте.
Объект исследования: самосознание в подростковом возрасте. 

самосознания в структуре личностных свойств в подростковом возрасте.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что самосознание подростка связано с его личностными свойствами. Общая гипотеза конкретизируется в частных:
1. Самоуважение и самооценка связаны с нормативностью.
2. Уровень притязания связан с их интеллектом.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать научную литературу зарубежных и отечественных авторов, посвященную проблеме самосознания.
2. Рассмотреть специфику структуры самосознания в онтогенезе.
3. Выявить взаимосвязь самосознания и личностных свойств.
Методологической основой исследования выступили: теоретические положения, изложенные в работах И.С. Кона, Л.И.Божович, В.С.Мухиной, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Ж. Пиаже, К. Роджерса, И.И. Чесноковой, Э. Шпрангера, Д.Б. Эльконина, И.Ю. Кулагиной, В.Н. Колюцкого, П. Блоса, О.П. Елисеева, У. Джеймса.
Методы исследования: при теоретической разработке проблемы применялся научный анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования. Для проведения исследования были выбраны методы, которые отвечают его целям и задачам. Проводилось тестирование в данной возрастной группе, сопровождающееся количественным и качественным анализом.
Конкретными методиками экспериментального исследования выступили следующие:
1) Тест Кеттелла 16 PF . Данный опросник предназначен для измерения 16 факторов личности - личностных черт, свойств, отражающих относительно устойчивые способы взаимодействия человека с окружающим миром и самим собой. Выявляются эмоциональные, коммуникативные, интеллектуальные и регулятивные свойства.
2) Методика Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан направлена на исследование самооценки, основанная на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, характер, интеллект, способности, авторитет, внешность, уверенность.
3) Методика «Шкала самоуважения Розенберга».
Экспериментальной базой исследования выступило МБОУ «Лицей №78 «Фарватер» Приволжского района г. Казани. В исследовании приняли участие подростки в возрасте 12-15 лет в количестве 50 человек.
Теоретическая значимость работы связана с тем, что особенности самосознания связываются в ней с созданием подростком своеобразного индивидуального мифа о себе, своем будущем и своем месте в окружающем мире. Самосознание дает возможность проанализировать личностные особенности подростков.
Практическая значимость исследования: материалы исследования могут использоваться в практике работы психологической службы образовательных учреждений, которые дают реальную возможность психологической помощи подросткам в кризисный период с целью поиска позитивного выхода из кризисного возраста и для развития представлений о себе и о дальнейшем жизненном пути.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Цель нашей работы состояла в изучении особенностей развития самосознания в подростковом возрасте, которая успешно была достигнута.
В результате выполненной работы нами были решены следующие задачи:
-изучена и проанализирована научная литература зарубежных и отечественных авторов, посвященная проблеме самосознания;
-рассмотрена специфика структуры самосознания в онтогенезе;
-выявлена взаимосвязь самосознания и личностных свойств.
Анализ теоретических концепций и исследований, посвященных проблеме самосознания подростка, характеризуется тем, что данное личностное образование является отражением отношения личности к себе, оценки личностью самого себя, своих мыслей, поступков, основанных на своем жизненном опыте и оценках окружающих. Развитие самосознание является центральным психическим процессом переходного возраста. Большинство отечественных психологов называют этот возраст «критическим периодом формирования самосознания». В связи с этим необходимо помогать подростку в формировании адекватного образа Я, самооценке и уровня притязаний.
В ходе исследования было определено, что для самосознания подростков характерны завышенный уровень притязаний и самооценка, переоценка собственных возможностей, что в целом это является типичным для подросткового возраста. Результаты исследования самосознания в структуре личностных свойств выявило, что наиболее выраженным личностным свойством в структуре индивидуальности подростка является общительность. Коммуникативность для подростка связана с социально-значимой деятельностью, общение как ведущий тип деятельности в подростковом возрасте позволяет осваивать нормы социального поведения, морали, устанавливать межличностные отношения.
Для самосознания подростков характерны завышенный уровень притязаний и самооценка, переоценка собственных возможностей, что в целом является типичным для подросткового возраста. При этом в группе подростков были выявлены и оптимальные варианты самооценки и самоуважения, также несколько подростков водят в группу риска в развитии своей личности, так как выявляют низкую самооценку и слабое самоуважение. Усиление и завышение самооценки позволяет подростку вырабатывать контроль над своим поведением. Высокая нормативность поведения (фактор G) - настойчивость, организованность принятие общепринятых моральных правил и норм связана с высоким оцениванием своих качеств, принятием себя.
Таким образом, цель данного исследования можно считать реализованной. Гипотеза подтвердилась частично, а именно «самоуважение и самооценка связаны с нормативностью», что говорит о наличии взаимосвязи между самосознанием и личностными свойствами подростка, а именно с нормативным поведением. Однако гипотеза о взаимосвязи уровня притязания и интеллекта подростков не подтвердилась, так как данное свойство характерно для детей младшего возраста - это связано с ведущей детальностью на данном возрастном этапе.



1. Бердяев Н. Общественное сознание и самосознание индивида. М., 1990.
2. Бернс Р.Развитие Я концепции и воспитание.- М.,1986.
3. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе - Вопросы психологии 1974, М.4;1979.
4. Бороздина Л.В. Исследование уровня притязания, М.: Издательство Московского университета, 1993.
5. Блос П. Психоанализ подросткового возраста, М.: ИОИ, 2010.
6. Большой психологический словарь/ Сост. и общ. ред. Б.Мещеряков, В. Зинченко. - Спб.: прайм - Еврознак, 2004.-672с.
7. Большой толковый словарь русского языка, С-П «Норинт»,2003., под ред. С.А.Кузнецова.
8. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: учебник для вузов. 2-е изд.- СПб.:Питер, 2010.
9. Буланова- Топоркова М.В., Самыгин С.И. и др. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 2002.
10. Выготский Л.С. Проблемы психического развития ребенка, - В кн.: Избранные психологические исследования, М., 1956.
11. Джеймс У. Основы психологии, М. - 1890.
12. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности.-2-е изд., испр. и перераб. - Спб.:Питер, 2003.
13. Журбин В.И. Понятие психологической защиты в концепциях З.Фрейда и К. Роджерса.// Вопросы психологии.-№4, 1990.
14. Зейгарник Б.В. Патопсихология - Изд.2-е, переработанное и дополненное. - М.:Издательство Московского Университета, 1986.
15. Захарова А.В. Психология формирования самооценки.- Минск, 1993.
16. Казанская В.Г. Подросток. Трудности взросления. Спб.:Питер, 2008.
17. Кондратьев С.В. Практическая психология: учебно-методическое пособие. Минск: Университетское, 1997, с.212.
18 Кон И.С. Открытие «Я». М., Политиздат. 1978.
19. Кон И.С. Категория Я в психологии // «Психологический журнал», 1981 г., №3.
20. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов выс¬ших учебных заведений. — М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт», 2003.
21. Кули Ч. Социальная самость. В кн.: Американская
социологическая мысль: Тексты. М.:МГУ, 1994.
22. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики, М., 1972.
23. Либин А.В. Дифференциальная психология. М., 2000.
24. Мерлин В.С. Очерк психологии личности. Пермь, 1959.
25. Мид Дж. Яз и Я// Американская социологическая мысль. Тексты. Пер. с англ. под ред. Добренькова. М.: МГУ, 1994.
26. Моргун В.Ф., Ткачева Н.Ю. Проблема периодизации развития личности в психологии. М.:Изд.МГУ, 1981.
27. Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 7-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 456 с.
28. Петровский А.В. Психология о каждом из нас. М.: Рос. откр. универ., 1992.
29. Педагогический энциклопедический словарь, под ред./Б.М.Бим- Бад , научное издательство, «Большая российская энциклопедия»,М.2002г.
30. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. -М.:Просвещение, 1969.
31. Пантелеев С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система - М.: Изд-во МГУ, 1991.
32. Реан А.А. Психология изучения личности: учебное пособие. Спб., 1999.
33. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М.:Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994.
34. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., Политиздат, 1972.
35. Франакл В. Человек в поисках смысла.-М.:Изд. «Прогресс,1980.»
36. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРа-М, 2001.
37. Худоян С.С. Критические возрасты развития личности. Ереван: - 97, 2004 (на арм.языке).
38. Цимер К. Алхимия самосознания, февраль №2, «В мире науки», 2006.
39. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977 г.
40. Шпрангер Э. Психология юношеского возраста. = Psychologie des Jugndalters// «Педология юности». -М.-Л.: Литература, 1931.
41. Шмелёв А.Г.Психодиагностика личностных черт, -Спб.: речь,2002.
42. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды, - М.:Педагогика, 1989.
43. Эльконин Д.Б.Возрастные и индивидуальные особенности младших школьников// Избр.психол.тр.,1989.
44. McCarthy S. Death anxiety. N.Y. Gardner press, 1980.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ