Интенсификация процесса обучения устному монологическому высказыванию
на английском языке студентов вуза с использованием цифрового лингафонного кабинета
Введение 3
Глава I. Теоретические вопросы интенсификации процесса обучения устному монологическому высказыванию с использованием цифрового лингафонного кабинета 11
1.1. Психолого-педагогическая характеристика условий обучения устному монологическому высказыванию студентов языкового
вуза 11
1.2. Характеристика презентации как особого вида устного монологического высказывания на английском
языке 21
1.3. Возможности цифрового лингафонного кабинета с целью
интенсификации процесса обучения иностранным языкам 36
Глава II. Методика интенсификации процесса обучения устному монологическому высказыванию на английском языке с использованием
цифрового лингафонного кабинета 54
2.1. Отбор и организация содержания обучения устному монологическому высказыванию на английском языке 54
2.2. Система упражнений, направленная на интенсификацию процесса обучения устному монологическому высказыванию на английском языке с использованием цифрового лингафонного
кабинета 60
2.3. Опытно-экспериментальная апробация интенсификации процесса обучения устному монологическому высказыванию на английском языке студентов языкового вуза с использованием цифрового лингафонного кабинета 75
Заключение 100
Список использованной литературы 104
В связи с переходом из постиндустриального общества к информационному обществу человечество столкнулось с необходимостью изменения и эволюции системы образования. Целью современного образования является подготовить не только квалифицированного специалиста в определенной области, а также сформировать личность, которая способна эффективно функционировать в условиях развития и превалирования компьютерных и сетевых технологий, ознаменовавших начало третьего тысячелетия.
В современном обществе в условиях единого гиперпространства (гиперсреды) преобладает английский язык. Большинство исследователей, анализируя назревающую проблему информационного неравенства на личностно - социальном уровне, отмечают, что человек не может воспользоваться ресурсами информационной среды из-за отсутствия соответствующих знаний, навыков и умений, включая знания английского языка, поэтому человек им не владеющий оказывается в ситуации информационного неравенства.
На протяжении многих лет в Российском образовании доминировала традиционная дидактическая парадигма образования, ориентированная на усвоение объема знаний, готовых выводов науки и способов действий. Иногда этот феномен называют информационно-накопительным образованием, когда разум человека видится как некий сосуд, в который нужно поместить как можно больше информации.
Как никогда ранее, сегодня происходит процесс модернизации образования. Это связано с тем, что увеличение объема информации за последние десять лет приравнивается к знаниям, накопленным человечеством за несколько тысяч лет. Несомненно, что в таких условиях невозможно создать уникальную систему усвоения нового материала, а необходимо в корне пересмотреть цель и содержание образования в целом, а именно: организовать процесс обучения таким образом, чтобы учащийся не столько усваивал готовый объем информации, сколько мог самостоятельно находить, обрабатывать и анализировать информацию.
Одним из возможных путей в образовании, позволяющим решить поставленную задачу является интенсификация процесса обучения.
В процессе интенсифицированного обучения основной акцент ставится на увеличение производительности труда при максимальных затратах энергии со стороны преподавателя и студентов за минимально короткий срок.
Очевидно, что, студенты умеют пользоваться компьютерными (информационными) технологиями, что позволяет интенсифицировать процесс обучения, используя цифровой лингафонный кабинет и опираясь на следующие факторы интенсификации:
• усиление мотивации учащихся;
• увеличение самостоятельной работы учащихся;
• формирование общеучебных умений;
• использование инновационных цифровых технических средств
обучения;
Модернизация и интенсификация современного образования находит свое отражение в развитии методики обучения иностранным языкам. В ближайшем будущем не останется ни одной сферы деятельности, в которой не были бы задействованы компьютерные технологии и умения работать в информационной гиперсреде. Это нашло свое отражение в широком применении современных цифровых технических средств обучения.
В современном мире цифровых и нано технологий стало возможным повысить уровень и качество образования, в частности, в области обучения иностранным языкам. Технический прогресс развивается большими темпами, растет потребность в совершенствовании методов, способов и приемов в обучении иностранным языкам. Кабинеты двадцать первого века оборудованы новейшими техническими средствами обучения с применением цифровых технологий, как то: мультимедийные средства обучения, компьютерные классы, цифровые лингафонные кабинеты, и с каждым годом список продолжает расти.
Сегодня проводится много семинаров и курсов по формированию навыков работы с инновационными техническими средствами обучения, но в настоящее время не имеется достаточного количества методических разработок, посвященных использованию некоторых технических средств обучения, например, цифровых лингафонных кабинетов для интенсификации процесса обучения иностранным языкам.
Таким образом, актуальность темы исследования определяется:
- возросшими требованиями к профессиональной подготовке студентов языковых вузов;
-значимостью внедрения цифровых технологий в процесс обучения иностранным языкам в свете социального заказа общества;
- недостаточной разработанностью теоретических вопросов интенсификации процесса обучения устному и письменному монологическому высказыванию с использованием цифрового лингафонного кабинета;
- недостаточным количеством практических методических пособий по
интенсификации процесса обучения устному и письменному монологическому высказыванию на английском языке для студентов языкового вуза.
Объектом исследования является интенсификация процесса обучения устному монологическому высказыванию на английском языке студентов языкового вуза.
Предмет исследования - обучения устному монологическому высказыванию с использованием цифрового лингафонного кабинета.
В диссертации ставится цель - проанализировать психолого-педагогические условия, а также опытно - экспериментально апробировать разработанную систему упражнений, направленную на интенсификацию обучения устному монологическому высказыванию студентов языкового вуза с использованием цифрового лингафонного кабинета.
В соответствии с поставленной целью гипотеза исследования сформулирована следующим образом: интенсификация процесса обучения устному монологическому высказыванию на английском языке студентов языкового вуза будет более успешно организована, если:
• будут учтены такие факторы интенсификации, как:
использование инновационных технических средств обучения; технология гипертекста, позволяющая использовать неограниченные ресурсы электронной гиперсреды в глобальной сети Интернет; формирование общеучебных умений; усиление мотивации студентов; увеличение самостоятельной работы студентов;
•будет разработана система упражнений, направленная на интенсификацию процесса обучения устному монологическому высказыванию с использованием цифрового лингафонного кабинета, включающая пять блоков, состоящих из когнитивных, языковых, условно-речевых, коммуникативных, перфекционных и аналитических упражнений, реализуемых на рецептивном, репродуктивном и продуктивном этапах обучения.
Для проверки выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1) проанализировать особенности обучения устному монологическому высказыванию студентов языкового вуза;
2) проанализировать факторы интенсификации процесса обучения иностранным языкам и выявить наиболее эффективные для данных условий обучения;
3) изучить возможности цифрового лингафонного кабинета с целью интенсификации процесса обучения устному монологическому высказыванию.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы исследования использовались следующие методы исследования:
• изучение и анализ научной литературы в области педагогики, методики обучения иностранным языкам, лингвистике, психологии, психолингвистики, а также в области компьютерных технологий;
• анализ государственных образовательных стандартов, учебных планов, рабочих программ, учебников и учебных пособий по английскому языку, используемых для обучения в языковом вузе;
• анкетирование и тестирование студентов;
• проведение методического эксперимента;
• статистико-математические методы обработки количественных данных.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Процесс обучения устному монологическому высказыванию на английском языке должен основываться на таких факторах интенсификации, как: технология гипертекста; формирование общеучебных умений; использование инновационных цифровых технических средств обучения; усиление мотивации студентов; увеличение самостоятельной работы студентов.
2. Разработанная система упражнений, включающая пять блоков,
состоящих из когнитивных, языковых, условно-речевых, коммуникативных, аналитических и перфекционных упражнений, реализуемых на рецептивном, репродуктивном и продуктивном этапах обучения, значительно
интенсифицирует процесс обучения устному монологическому высказыванию на английском языке.
Методологическая основа исследования. Тема исследования определила его междисциплинарный характер. Методологическую основу исследования составляют работы по следующим базовым дисциплинам: педагогике (К.Д. Ушинский, A.C. Макаренко, В.А. Сластенин), методике обучения иностранным языкам (Е.И. Пассов, И.Л. Колесникова, А.Н. Щукин, Н.Д. Гальскова, E.H. Соловова, В.И. Кунин, В.П. Кузовлев, J. Harmer, S. Krashen, A. Carrasquillo), психологии (С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, И.С. Кон), психолингвистике (А.Н. Леонтьев, М.С. Каган, И.А. Зимняя), лингвистике (В.В. Виноградов, И.Р., Гальперин, R. Quirk), в области компьютерных технологий (К.В. Александров, Л.В. Кудрявцева).
Научная новизна исследования заключается:
- в уточнении понятия "интенсификация обучения" с позиции методики обучения иностранным языкам;
- в отборе содержания интенсифицированного обучения устному монологическому высказыванию на английском языке;
- в разработке системы упражнений, направленной на интенсификацию процесса обучения устному монологическому высказыванию на английском языке с использованием цифрового лингафонного кабинета
- в разработке методических рекомендаций по обучению устному монологическому высказыванию в цифровом лингафонном кабинете для студентов и преподавателей
Теоретическая значимость исследования заключается:
• В обобщении научно-теоретических основ интенсификации процесса обучения устному монологическому высказыванию;
• В уточнении структуры презентации и выявлении её компонентов;
• В уточнении понятия «перфекционные упражнения»;
• В систематизации условий обучения устному монологическому высказыванию студентов языкового вуза с использованием цифрового лингафонного кабинета.
Практическая значимость находит свое выражение в разработке и экспериментальной апробации системы упражнений, направленной на интенсификацию процесса обучения устному монологическому высказыванию на английском языке студентов вуза с применением цифрового лингафонного кабинета.
Концептуальные положения исследования, раскрывающие сущность интенсификации процесса обучения устному монологическому высказыванию на английском языке с использованием цифрового лингафонного кабинета, могут
быть использованы в лекционных курсах, на семинарских занятиях по методике обучения иностранным языкам, в спецкурсах по методике использования цифровых технологий в обучении иностранным языкам, для создания учебных пособий по обучению устному монологическому высказыванию.
Апробация результатов. Основные положения и результаты исследования прошли апробацию на Международной научно-практической конференции «Управление качеством образования в новых социокультурных условиях: опыт, проблемы, перспективы»,30 октября- 1 ноября 2015 года, Всероссийской научно¬практической конференции «Педагогические технологии в современных условиях: традиции и инновации» 26-27 декабря 2015 года, научно-практической конференции старшеклассников и студентов «Языковой вкус эпохи» 25 февраля 2016 года, итоговой научно-практическая конференция Казанского Федерального (Приволжского) Университета 1 апреля 2016 года. Система упражнений, созданная на основе теоретических положений данного исследования, была апробирована на четвертом курсе гр.10.1-208, 10.1-210 Казанского Федерального Университета по специальности "Иностранный язык и второй иностранный язык". Материалы исследования отражены в 6 публикациях.
Объем и структура диссертации. Содержание работы изложено на 103 страницах основного текста. Вся работа включает введение, две главы, выводы по каждой главе, заключение, список литературы и приложения.
Во введении обосновывается выбор темы исследования, ее актуальность, определяются объект, предмет, методы исследования, цель, гипотеза исследования, задачи исследования, раскрываются его научная новизна, теоретическая и практическая значимость.
В первой главе "Теоретические вопросы интенсификации процесса обучения устному монологическому высказыванию с использованием цифрового лингвистического класса" дается психолого-педагогическая характеристика условий обучения, описываются психолингвистические особенности монологической иноязычной речи, исследуются особенности презентации как особого вида устного монологического высказывания и дополняется ее структура и содержательные компоненты. Кроме того, уточняется понятие интенсификации процесса обучения иностранным языкам, описывается цифровой лингафонный кабинет как средство интенсификации, предлагаются пути преодоления возможных трудностей.
Во второй главе "Методика интенсификации процесса обучения устному монологическому высказыванию с использованием цифрового лингафонного кабинета": рассматривается содержание процесса обучения, определяются
знания, навыки и умения, необходимые для создания устного монологического высказывания, разрабатывается система упражнений, описывается обучающий эксперимент, включающий предэкспериментальный срез, экспериментальное обучение, итоговый срез, анализируются результаты экспериментального обучения.
В заключении подводятся итоги исследования, свидетельствующие о результативности выполнения поставленных задач.
В приложении к диссертационной работе включены результаты экспериментального обучения, глоссарий, образец анкеты для оценки своего устного выступления на английском языке, методические рекомендации для студентов и преподавателей.
Целью настоящего диссертационного исследования являлось - проанализировать психолого-педагогические условия, а также опытно - экспериментально апробировать разработанную систему упражнений, направленную на интенсификацию обучения устному монологическому высказыванию студентов языкового вуза с использованием цифрового лингафонного кабинета.
Анализ психолого-педагогических условий обучения позволяет утверждать, что студенты четвертого курса языкового вуза, обучающиеся по специальности «Иностранный язык и второй иностранный язык» являются той целевой аудиторией, где интенсификация процесса обучения устному монологическому высказыванию на английском языке с использованием лингафонного кабинета, отвечает как требованиям государственного образовательного стандарта, так и их профессиональным потребностям, что делает процесс обучения иностранным языкам личностно значимым и ведет к повышению мотивации и уровня обученности.
В качестве интенсификации обучения устному монологическому высказыванию на английском языке рассматривался организованный, управляемый и контролируемый процесс обучения, основанный на применении инновационных цифровых технических средств обучения, увеличение объема и скорости усвоения материала, а также повышение эффективности учебной деятельности обучающихся.
В результате проведенного теоретического исследования было установлено, что в условиях информационного общества необходимо интенсифицировать процесс обучения за счет современных факторов интенсификации: усиление мотивации учащихся; увеличение самостоятельной работы учащихся; формирование общеучебных умений; технология гипертекста; использование цифровых и других технических средств обучения. В качестве цифрового средства обучения выступает лингафонный кабинет SANAKO Study с выходом в глобальную сеть Интернет.
По отношению к обучаемому лингафонный кабинет выступает в качестве средства воссоздания условий деятельности, и как инструмент деятельности оказывает техническую поддержку в получении или передаче информации. В лингафонном кабинете каждый студент имеет индивидуальное рабочее место с возможностью подключения головных микрофонов (наушники), регулировкой громкости, вызовом преподавателя путем нажатия кнопки вызова, прослушивания аудиосигнала или одногруппников (монологическое или диалогическое высказывание), проговаривания слов, фраз, рифмовок, скороговорок на определенный звук, а также записи всего вышеперечисленного.
Преподаватель использует лингафонный кабинет для достижения учебной цели рациональным способом, повышения эффективности учебного процесса при значительной экономии времени. Лингафонный кабинет дает возможность преподавателю организовать коллективную работу с элементами самостоятельных действий каждого студента, проконтролировать или скорректировать деятельность каждого студента путем подключения к его рабочему месту.
Применение лингафонного кабинета при изучении иностранного языка дает преподавателю возможность разнообразить методы, формы, приёмы обучения, делает структуру занятия более насыщенной и глубокой и определенным образом на продуктивность педагогического труда. Это также создает определенный эмоциональный настрой при изучении материала, что способствует активизации познавательной деятельности учащихся.
Учитывая вышеперечисленные факторы интенсификации процесса обучения, а также особенности презентации как особого вида устного монологического высказывания, была разработана система упражнений, направленная на формирование необходимых знаний, навыков и умений.
Разработанная система упражнений основана на пошаговом алгоритме и состоит из пяти блоков: информационного, который состоит из когнитивных упражнений, тренировочного, состоящего из языковых и условно-речевых упражнений, продуктивного, состоящего из деятельностных и перфекционных упражнений, контролирующего, состоящего из аналитических упражнений и блока самостоятельной работы. Блок самостоятельной работы представлен упражнениями для аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы.
Теоретические положения исследования и разработанная система упражнений могут быть использованы для создания специальных учебных пособий по обучению устному монологическому высказыванию, в спецкурсах по методике использования цифровых технологий в обучении иностранным языкам.
Экспериментальное обучение проходило в три этапа:
• Диагностирующий предэкспериментальный срез, позволяющий определить исходный уровень сформированности навыков и умений студентов, необходимых для создания монологических высказываний на английском языке по заданной тематике;
• Обучающий эксперимент, в ходе которого апробировалась система упражнений, направленная на интенсификацию процесса обучения устному монологическому высказыванию студентов языкового вуза с применением цифрового лингафонного кабинета;
• Итоговый срез, где определялся уровень сформированных в ходе экспериментального обучения навыков и умений, необходимых для создания устного монологического высказывания в виде презентации на английском языке.
В ходе обучающего эксперимента в экспериментальной группе апробировалась разработанная система упражнений, направленная на интенсификацию процесса обучения письменному монологическому высказыванию на английском языке с использованием цифрового лингафонного кабинета.
Полученные экспериментальные данные позволяют обозначить перспективы дальнейшей интенсификации процесса обучения устному монологическому высказыванию на английском языке с использованием цифрового лингафонного кабинета. Прежде всего, представляется актуальным разработать аналогичные варианты методических рекомендаций для обучения устному монологическому высказыванию на английском языке с использованием лингафонного кабинета для других языков и специальностей.
1. Аблам С.Б. Использование лингафонных кабинетов в обучении иностранным языкам. - Минск: Высшая Школа, 1983. - 56 с.
2. Александров К.В. Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам: от новой формы к новому содержанию // Иностранные языки в школе. - 2011. - №5. - С. 15-20.
3. Александров К.В. Компьютерная программа для формирования лексической компетенции при изучении иностранного языка // Иностранные языки в школе. - 2010. - №6. - С.67-73.
4. Архипов A.B. Методика развития умений устного речевого общения на иностранном языке с помощью аудио-визуальных средств: Автореф.дис канд.пед.наук. - М., 1985. - 16 с.
5. Бессонов Р.В. Теоретические и методические основания интенсификации процесса обучения в профильном классе: Автореферат дис. ... канд.пед.наук. - Елец, 2007. - 23 с.
6. Богатырева М.А. О зарубежном опыте использования ИК-технологий на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. - 2011. - №1. - С.73-76.
7. Виленский М.Я. Конструкция и действенность гипотезы. Констатирующий эксперимент в педагогике: Сборник научных статей аспирантов и докторантов кафедры педагогики РГПУ им. А.И. Герцена/ под ред. Козловой А.Г., Тряпицыной А.П. - СПб.: "VERBA MAGISTRI": 2000. - 120 с.
8. Винникова Л.Б. Обучение студентов языкового вуза грамматическому компоненту иноязычной диалогической речи аргументированного типа: Дис. ... канд.пед.наук. - СПб, 2003. - 290 с.
9. Власова Е.Б. Развитие критического мышления при обучении английскому языку. // Иностранные языки в школе. - 2010, - №10. - С.24-27.
10. Воробьева Е.И. О необходимости интеграции медиакультуры в содержание языкового образования в условиях информационного общества // Иностранные языки в школе. - 2010, - №7. - С.58-62.
11. Галиев Т.Т. Системный подход к интенсификации учебного процесса: Автореферат дис. ... докт.пед. наук. - Караганда, 2002. - 51 с.
12. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам - М.: РАКТИ, 2000. - 165 с.
13. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам.
Лингводидактика и методика - М.: Издательский центр "Академия", 2008. - 336 с.
14. Георгиевская Т.М. Работа над ошибками при обучении письму // Иностранные языки в школе. - 2011. - №4. - С. 112-116.
15. Гераскевич Н.В. Обучение творческому монологическому высказыванию
по прочитанному оригинальному художественному тексту учащихся старших классов школ гуманитарного типа: Автореферат дис. ... канд.пед. наук. - Томск, 2000. - 23 с.
16. Государственные образовательные стандарты высшего образования. - М.: ИРПО, 2001 - 484 с.
17. Давыдова Ю.Г. Совершенствование лексических навыков студентов третьего курса языкового вуза на основе семантических полей (на материале английского языка): Дис. ... канд.пед.наук. - Санкт- Петербург, 2003. - 356 с.
18. ДоброжанскаяВ.М. Учебные коммуникативные задачи различной интеллектуальной сложности как основа обучения устному монологическому высказыванию: Автореф.дис. ... канд.пед.наук: - М., 1992.-21 с.
19. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности - М.: Московский психолого-социальный институт, 2001. - 432 с.
20. 3латогорская Р.Л., Климовецкая М.И. О практической направленности в преподавании иностранного языка // Иностранные языки в школе. - 2011. - №4. - С.75-85.
21. Интернет-образование: не миф, а реальность XXI века/ под ред. В.П.
Тихомирова - М.: Изд-во МЭСИ, 2000. - 189 с.
22. Китайгородская Г.А. Интенсивное обучение иностранным языкам: Теория и практика. - М.: Русский язык, 1992. - 254 с.
23. Ковальчук Е.В. Суггестопедическая система как способ интенсификации
обучения русскому языку иностранных учащихся на этапе довузовской подготовки: Автореферат дис. ... канд.пед. наук. - М., 2006- 17 с.
24. Козлова А.Г. Констатирующий эксперимент в педагогике как критерий научности: Сборник научных статей аспирантов и докторантов кафедры педагогики РГПУ им. А.И. Герцена/ под ред. Козловой А.Г., Тряпицыной А.П. - СПб.: "VERBA MAGISTRI": 2000. - 120 с.
25. Колесникова А.А. Работа над аналитическим общением в старших классах // Иностранные языки в школе. - 2011. - №2. - С.8-14.
26. Колесникова И.Л., Долгина О.А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. - М.: ДРОФА, "Cambridge University Press", 2008. - 431 с.
27. Колесова Т.В. Мультимедиа как средство интенсификации самостоятельной работы студентов в неязыковом вузе: Автореферат дис. ... канд.пед. наук. - Йошкар-Ола, 2004. - 22 с.
28. Колкер Я.М., Устинова Е.С. Практическая методика обучения ИЯ: Учеб.
Пособие для студентов филологического факультета высших педадгогических учебных заведений - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр "Академия", 2004. - 264 с.
29. Коляго A.JI. Использование возможностей презентации Power Point при
обучении иностранным языкам.//Общие вопросы методики преподавания иностранных языков: Сб. науч. статей. - Чебоксары, 2009. - С. 76-80.
30. КомароваЮ.А. Дифференцированный подход к процессу обучения устному монологическому высказыванию при помощи видеоматериалов студентов начального этапа обучения языкового факультета (на материале английского языка): Дис. ... канд.пед.наук. - СПб, 1994. - 193 с.
31. Краевский В.В. Основы обучения. Дидактика и методика: учеб. Пособие
для студ. вузов. - М.: Издательский центр "Академия", 2007. - 352 с.
32. Кудрявцева JI.B., Сысоев П.В. Методика обучения иностранному языку с
использованием новых информационно-коммуникативных Интернет- технологий // Иностранные языки в школе. - 2010. - №1. - С.94-95.
33. Куклина С.С. Использование личностно-ориентированных технологий на уроках иностранного языка в общеобразовательной школе // Иностранные языки в школе. - 2011. - №3. - С.6-12.
34. Лапидус Б.А. Проблемы содержания обучения языку в языковом вузе. М.: Высшая школа, 1986. - 142 с.
35. Лемперт Б.Д. К вопросу о методах обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. - 2011. - №4. - С.13-17.
36. Леонтьев A.A. Основы психолингвистики. - М.: Смысл, 1997. - 287 с.
37. Лоскутова Г.В., Масленникова Ю.В. English. Computer. Views and News. - СПб: KAPO, 2005. - 191 с.
38. Лучинина Н.В. Обучение устной монологической речи на втором иностранном языке в средней школе: Автореферат дис. ... канд.пед. наук. - Пятигорск, 2002.
- 18 с.
39. Лытнева А.П. Обучение устным монологическим высказываниям на основе материалов средств массовой информации в техническом вузе: Автореф.дис. ... канд.пед.наук. - Киев, 1992. - 18 с.
40. Макарова Е.В. Подготовка студентов старших курсов языкового факультета к самостоятельному совершенствованию риторического аспекта иноязычной монологической речи: Автореферат дис.канд.пед. наук. - Екатеринбург, 2005. - 23 с.
41. Максимова В.Н. Акмеология: новое качество образования: Книга для педагога.
- СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002 - 99 с.
42. Матюшкин A.M. Психология мышления: мышление как разрешение проблемных ситуаций. - М.: Книжный дом Университет, 2009.- 189 с.
43. Мачнева В.В. Интенсификация обучения студентов иностранному языку: Автореферат дис.канд.пед. наук. - Оренбург, 2001.-21 с.
44. Мещерякова Т.М. Требования к построению лексических упражнений // Иностранные языки в школе. - 2011. - №4. - С.91-97.
45. Мильруд Р.П., Максимова, И.Р. Обеспечение качества обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. - 2011. - №6. - С.29-32.
46. Московин A.A. История отечественной методики обучения иностранным языкам. - М.: СТУПЕНИ, ИНФРА-М, 2002. - 446 с.
47. Мощанская Е.Ю. Формирование умений невербального общения в ситуации иноязычного монологического высказывания (на примере ситуации презентации): Автореферат дис. ... канд.пед. наук. - Екатеринбург, 2001 - 21 с.
48. Найн А.Я., Уметбаев З.М. Педагогический эксперимент: методика и его
организация: Учебное пособие. - Магнитогорск: Магнитогорский
государственный университет, 2002. - 127 с.
49. Овсянникова H.A. Некоторые приемы работы с аудиотекстами/Иностранные языки в школе. - 2010. - №3. - С.30-34.
50. Пассов Е.И. Методические основы решения проблемы системы упражнений: Сборник научных трудов/ Под редакцией В.А. Слободчикова, Е.И. Пассова. Научно-исследовательский институт школ.-М, 1980- 175 с.
51. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. - М.: Русский язык, 1989. - 276 с.
52. Романова H.H. Специфика содержания и методов обучения монологической речи студентов нефилологических отделений вузов: Автореф. .. дис.пед. наук. - М., 2006 - 43 с.
53. Сидоренко П.А. Методика обучения студентов технического вуза монологической речи на английском языке в ситуациях профессионально-ориентированного общения: Дис. ... канд.пед.наук. - СПб, 2003.- 151 с.
54. Скалкин B.T. Комплекс упражнений для обучения устной монологической речи на иностранном языке: Сборник научных трудов/ Под редакцией В. А. Слободчикова, Е.И. Пассова. Научно- исследовательский институт школ. - М, 1980 - 175 с.
55. Сметанина О.М. Изучение иностранных языков в эпоху глобализации и образовательная политика // Иностранные языки в школе. - 2010. - №5. - С.21¬25.
56. Соклакова О.В. Обучение интонации устного неподготовленного
монологического высказывания студентов языкового вуза (на материале английского языка): Автореферат дис. ... канд.пед. наук. - М., 2001 - 17 с.
57. Соловова E.H. Методика обучения иностранным языкам - М.: Просвещение, 2002. - 239 с.
58. Сунцова E.H. Обучение монологическому высказыванию в условиях профессионально-ориентированного общения с использованием аутентичных видео документов: Автореф. дис. ... канд.пед. наук. - Тамбов, 2005. - 19 с.
59. Сухова H.A. Формирование культурно-страноведческой компетенции на основе аутентичных материалов в процессе обучения устной речи студентов педагогического вуза: Дис. ... канд.пед.наук. - СПб., 2002. - 244 с.
60. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Компетенция учителя иностранного языка в области использования информационно- коммуникационных технологий // Иностранные языки в школе. - 2011. - №6. -С. 16-20.
61. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. М.: Слово, 2000.-261 с.
62. Ушакова C.B. К вопросу о подходах к обучению творческой письменной речи на иностранном языке в современной общеобразовательной школе // Иностранные языки в школе. - 2010. - №9. - С.61-66.
63. Фрейдина Е.Л. Основы публичной речи. - М.: Владос, 2000. - 134 с.
64. Фроликова Е.Ю. Необходимость совершенствования обучения
монологическому высказыванию на английском языке в школе и вузе // Иностранные языки в школе. - 2011. - №2. - С. 15-20.
65.Частухина А.Ю. Развитие навыков устной речи // Иностранные языки в школе. - 2011. - №4. - С. 89-102.
66. Шегай H.A., Трубицина О.И. Англо-русский терминологический словарь для программистов. - СПб.: Общество "Знание", 2011. - 81 с.
67. Шпак Н.Е. Методика обучения пониманию, извлечению и использованию информации из иноязычных источников в монологическом высказывании будущего провизора: Автореферат дис. ... канд.пед. наук. - Екатеринбург, 2009 - 25 с.
68. Щукин А.Н. Методика обучения иностранным языкам - М.: Изд- во УРАО, 2002. - 228 с.
69. Юсупов В.Б. Графическая наглядность как средство интенсификации учебного процесса в ССУЗ: Автореферат дис. ... канд.пед. наук. - Казань, 2005 - 21 с.
70. Юсупова А.Ю. Педагогические идеи М. Монтессори на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. - 2010. - №6. - С.10-15.
71. Blake J. The Virtual Global Village: The World Wide Web, Instructional Technology and the "Communicative" Language classroom. (www.mtsu.edu). Educational Resources Information Centre
72. Cook, Guy. The Uses of Computerized Language Corpora/ Innovation in English Language Teaching/ ed. By Hall David. - London: Routledge, 2001.-P. 64-70.
73. Kirkgoz, Yasemn. A Blended learning study on implementing video recorded speaking tasks // Turkish online journal of educational technology: Volume 1. - №4. - October, 2011.-P.1-13.
74. Markee Numa. The diffusion of innovation in language teaching/ Innovation in English Language Teaching/ ed. By Hall David. - London: Routledge, 2001. - P. 118-126.
75.Sarica, Gulcin. Web-based English language learning // Online submission, paper presented at the international educational technology, May 2008.
76.Sergeant, Simon. CALL Innovation in the ELT Curriculum/ Innovation in English Language Teaching/ ed. By Hall David. - London: Routledge, 2001. - P. 240-252.
77.Tarasiuk, Tracy. Moving my English class to the computer lab // Journal of adolescent. Volume 53. - №7. - April 2010. - P. 543-552.