Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Православное и мусульманское миссионерство в Российской империи во второй половиной Х1Х века.

Работа №58321

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

религиоведение

Объем работы74
Год сдачи2017
Стоимость4780 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
255
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Этно-конфессиональная политика государства в Поволжье во второй половине XIX века 11
1.1. Политика в отношении крещеных народов 11
1.2. Политика в отношении реформаторского движения татар 15
1.3. Политика в отношении татарских национальных движений 20
2. Миссионерская деятельность Русской церкви 26
2.1. Казанская центральная крещено-татарская школа 26
2.2. Переводческая деятельность миссионерских организаций 45
3. Миссионерская деятельность мусульман 53
3.1. Распространение ислама среди нерусского населения 53
3.2. Мусульманское миссионерство через литературу 60
Заключение 64
Список использованных источников и литературы

В последнее время идет поиск новых подходов к эффективной организации нравственного воспитания граждан России. Наиболее перспективным направлением этой работы в современных условиях является обращение к формам и методам организации религиозно-нравственного просвещения при активном участии основных действующих конфессий России: православно-христианской, мусульманской, буддистской.
Исторический опыт России свидетельствует, что Российское государство было сильно именно повсеместным насаждением государственной идеологии, которая культивировалась монопольным положением Русской церкви, давно превратившейся в институт государственной власти. Непродуманное преобразование данной общественно-политической системы, проведенное в период реформ второй половины 1860 - начале 1880-х гг., имело пагубные последствия. Система государственно-религиозного просвещения стала рушиться, одновременно с этим происходила массовая политизация народных масс на антигосударственно-оппозиционной основе. И уже к началу ХХ в. народ оказался нравственно подготовленным к грядущим «социалистическим преобразованиям», а нерусские народы оказались восприимчивы к проникшим в Россию националистическим идеям.
Система миссионерства и государственного и религиозного просвещения в стране до революции 1917 г., несмотря на имеющиеся издержки, существовала и работала. В нее были вовлечены тысячи учителей, общественных и религиозных деятелей, огромная масса православных священников, мусульманских мулл, а также представители других конфессий. Достаточно эффективно она действовала в Поволжье.
Главное внимание Русской церкви было обращено именно на представителей многонациональных этносов, которые, в силу ряда малопонятных причин, считались «не совсем преданными идеалам
самодержавия» ( в том числе и татары мусульмане). Государство координировало и направляло всю эту работу.
Однако, несмотря на активную просветительскую деятельность со стороны государства, целью которой было обрусение нерусского населения, эта работа оказалась недостаточно эффективной, о чем и свидетельствовали изменения в общественном сознании, происшедшие после 1917 г.
Актуальность темы исследования состоит в важности изучения религиозных и национальных вопросов, через которые могут возникнуть проблемы государственного территориального единства страны. При этом необходимо учитывать права религиозных и национальных меньшинств, компактно проживающих на территории Российской Федерации. Для избежания ошибок прошлого, которые в итоге привели к конфронтации конфессий и народов, следует подробно изучить политические и религиозные вопросы того времени.
Цель исследования состоит в изучении особенностей и методов миссионерской деятельности Русской церкви и мусульман во второй половине Х!Х века.
Поставленная цель работы предопределила решение следующих задач:
- рассмотреть особенности этно-конфессиональной политики
российского государства по отношению к мусульманам Поволжья во второй половине Х!Х века.
- проанализировать работу православных миссионерских организаций;
- проанализировать работу мусульманских миссионеров.
Объект исследования: конфессиональная политика государства по
отношению к Русской церкви и мусульманской общине, а так же взаимоотношения Русской церкви и мусульман в Поволжье во второй половине Х!Х века.
Предмет исследования: православное и мусульманское миссионерство во второй половине Х!Х века.
Источниковая база по теме нашего исследования многочисленна, поэтому попытаемся систематезировать использованную литературу.
К первой группе относятся неопубликованные источники из фондов Национального архива Республики Татарстан. Более полезный фактический материал мы извлеки из 1, 10, 92, 93 фондов.
В фонде канцелярии казанского губернатора (Ф. 1) мы нашли
информацию о мерах борьбы против отпадничества из православной религии, формах сопротивления насильственному крещению, о привилегиях, предоставляемых властями за переход в православие, а так же различных прошений христианских обществ для исповедания ислама .
В фонде Казанской духовной академии (Ф.10) мы нашли материалы, касающиеся преподавания и обучения на миссионерско-противомусульманском отделении .
В фонде Попечителя Казанского учебного округа (Ф.92) нами была найдена информации по финансому обеспечению преподавателей Казанской центральной крещено-татарской школы, которые занимались образовательной
- 3
и, в первую очередь, воспитательной деятельностью учеников .
Фонд Казанской учительской семинарии (Ф.93) помог найти информацию по инородческому образованию, в частности вопросы преподавания и перераспределения в школы после окончания учебного заведения .
Ко второй группе мы отнесли опубликованные источники, в которых по премуществу освещается этно-конфессиональная политика государства, так как без опоры на знания в этой области невозможно корректно определить характер взаимоотношений государства между различными конфессиями на территории Российской империи. Важным источником в изучении этно-конфессиональной политики государства, в первыую очередь, является Полный свод законов
Российской империи, а так же кодифицированные нормативные акты
л
(Уложение о наказаниях уголовных и исправительных) , уставы (Устав
-5
уголовного судопроизводства) , где отражены отношения государства в форме преследования к отпадающим от православия народам. В «Уложении о наказаниях и исправительных» за отступление от православной церкви предусматривалось лишение «прав своего состояния» и переселение.
Так же к опубликованным источникам относятся отчеты различных ведомств (Отчеты о деятельности Братства Св. Гурия , отчеты Казанской учительской семинарии , Отчет Православного миссионерского общества ,
п
Отчет Казанской центральной крещено-татарской школы ).
о
К источникам относится работа И.С. Бердникова , в которой он систематично изложил все основные разделы церковного права, работа С.А. Багина , где он изучает причины отпадений православных в ислам, С. Мельгунова , в которой автор изучает и сравнивает отношения государства и церкви до 1905 года и после, а так же С.В. Рождественского , где он изучил политику Министерства народного просвещения.
В работе были использованы источники, посвященные миссионерской деятельности православной церкви. Важным источником по этой являются труды православных миссионеров. Стоит отметить прежде всего сочинения
1 9
Н.И. Ильминского, Е. Малова , П. Знаменского , П. Ерусланова, Я.Д. Коблова, А. Можаровского , С. Чичериной , С. Багина , Н.В. Никольского . Данная группа источников ценна тем, что они составлены участниками проведения миссионерской политики государства по отношению к нерусским народам края. В своих трудах они рассматривают множество таких проблем, как отпадения крещеного населения в ислам и язычество, мусульманский прозелитизм и состояние православного миссионерского дела в Российской империи.
Отдельно стоит выделить работы Н.И. Ильминского, посвященных Казанской центральной крещено-татарской школе, в которых миссионер разработал целую систему функционирования пореформенной школы, где применил свои новые методы в образовательном процессе, а именно:
п
разработка русского алфавита для инородцев , перевод религиозной
о
православной литературы на языки местных народов края , подготовка и комплектование православных учителей и миссионеров из самих же выходцев нерусских деревень Российской империи .
Однако не всегда информация источников написана с объективной точки зрения. Следует учитывать некую предвзятость и враждебное отношение авторов в отношении татар мусульман.
Одними из источниками по теме миссионерской деятельности татар мусульман являются печатные издания работ татарских интеллигентов Давлет- Кильдеева, И. Гаспринского, Г. Баязитова и М-С.М. Усманова. Эти работы были, с одной стороны, ответной реакцией на труды европейских ученых и местных православных миссионеров, в которых авторы представляли ислам как политическую угрозу и религию, тормозящую прогресс. С другой стороны эти труды знакомили рускоязычных читателей с мусульманской религией.
В частности в работе Давлет-Кильдеева, выпущенная в 1881 году, говорится о мусульманском фанатизме, мешающая мусульманам истинно познать ислам. И. Гаспринский в своем труде «Русское мусульманство. Мысли, заметки и наблюдения мусульманина», появившийся в том же 1881 году, говорит о важности образования для мусульман, которая должна строиться не только на религиозных знаниях, но и на светских. В 1883 году в свет вышла работа Г. Баязитова под названием «Возражение на речь Эрнста Ренана «Ислам и наука», в которой разбирается вопросы веротерпимости мусульман по отношению к другим конфессиям.
В работах Я.Д. Коблова и П. Ерусланова изучается вопрос распространения ислама среди нерусского населения, где они описывают формы и методы, которые применяли татары мусульмане в ходе своей миссионерской детельности. Д.М. Левшин разбирает вопросы мусульманской
3
аполегетики .
К третьей группе по нашей теме исследования относится литература. К современной историографии систематических исследований в области этно- конфессиональной политики, которые были использованы в нашем исследовании. Отдельно нужно выделить работы Р.А. Набиева 1 , Д.Ш. Муфтахутдиновой , Н.Н. Кадырметовой . В этих работах отражается история взаимотношений российского государства по отношению к православной и мусульманской конфессиям на различных этапах их взаимодействий. Поскольку православная церковь была доминирующей конфессией, то она оказывала сильное воздействие на политику правительства по отношению к неправославным религиям.
В работах В.М. Кабузана , А.В. Кобзева , В.Д. Дмитриева мы нашли полезную информацию по динамике численности народов Российской империи
п
и их этническому составу. Так же такие данные приводит Р.А. Набиев . Работы этих авторов помогли отразить изменение к конфессиональном отношении численность народов империи. Особо был интересен факт увеличения количества татар и уменьшение числа нерусских народов, компактно проживающих с татарским населением.
Вопросы по исламизации чувашей подробно рассмотрена в работе Е.А.
о
Ягафовой .
К современной историографии, которая изучает тему православного миссионерства и отпадничества являются труды Ф.Г. Ислаева и Р. Исхакова1.
Методологическую основу исследования составляют принципы историзма, научной объективности и системности, позволяющие изучить факты с учетом их многогранности, противоречивости и неповторимости. В качестве методов были применены историко-генетический, позволяющий исследовать содержательную и логическую взаимосвязь событий во времени, а также сравнительно-исторический, предполагающий при изучении тех или иных событий рассмотрение значительного количества исторических источников и научных трудов с целью выявления исторической истины. Так же был использован семантический метод для выявления исторической истины.
Научная новизна работы состоит в том, что в ней были исследованы новые направления, формы и методы миссионерской и государственнопросветительской деятельности мусульманской конфессии; систематизированы основные направления деятельности Русской церкви при подготовке просветительских кадров.
Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в нем материалы могут быть использованы как в научно-исследовательской, так и в учебно-педагогической работе.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Система государственно-церковных отношений в России, которая складывалась на протяжении столетий и строилась на православном патернализме, являлась серьезным аспектом функционирования имперской системы и продвижения религиозной политики правительства. Главенствующее положение православной церкви и ее особые права на продвижение своего вероучения среди нерусских народов, которые населяли Российскую империю, являлись не только платой за особые отношения, возникшие между Русской церковью и государством, но и одной из форм установления господствующей идеологии и распространения русской культурно-цивилизационной системы среди представителей национальных и религиозных меньшинств. Особая роль православной церкви как объединяющего инструмента для основной части населения в условиях конфессионального и национального многообразия состава населения предсказала применение ее потенциала в объединяющих процессах по созданию однородного социального пространства страны.
Начиная со второй половины XIX века в связи с реисламизацией, джадидизмом и татарскими крестьянскими движениями Русской церкви при поддержке государства начинает формировать новые подходы к ассимиляции населения. Важнейшую роль в становлении новой миссионерской системы сыграл выдающийся тюрколог и миссионер Н.И. Ильминский, разработавший концепцию «духовного обрусения», которая позволяла гармонично встроить христианство в культуру и мировоззрение населения.
Разработка кириллического алфавита для татар и составление на его основе учебных пособий на татарском языке вскоре позволило Н.И. Ильминскому создать Казанскую центральную крещено-татарскую школу (КЦКТШ), которая стала главным религиозным центром крещеных татар, платформой для применения новых миссионерских и педагогических методик казанских христианских просветителей. Разработанная и утвержденная в Казани система Н.И. Ильминского с 1870 г. стала базой для формируемых
правительственных школ крещеных «инородцев». Стремление коренных народов края к получению образования и развитию своей культуры позволило ввести новую систему в общую практику. В дальнейшем для подготовки высококвалифицированных педагогических кадров для учебных заведений, работавшие по новой системе, была организована Казанская учительская семинария (КУС).
Увеличение числа мусульман в XIX в. происходило не только за счет присоединения территорий, где проживало мусульманское население, но и за счёт принятия ислама представителями финно-угорских и тюркских народов Поволжья и Приуралья под влиянием татарских проповедников. Несмотря на целенаправленную политику христианизации народов Российской империи и запрет на миссионерство другим конфессиям татары мусульмане все же вели проповедническую деятельность по всей территории страны.
Оценивая миссионерскую деятельность мусульман среди крещеных татар и представителей других нерусских народов, можно придти к выводу, что она имела довольно существенный результат. Только за 70 лет количество мусульманского населения в Поволжье увеличелось более чем в пять раз. Тесный контакт с немусульманским населением, который был основан на добрососедских отношениях и помощи по хозяйству, позволял татарам постепенно и безболезненно внедрять исламскую культуру и мировоззрение в жизнь «инородцев». Хотя татары мусульмане не были структурированы и инкорпорированы в государственный аппарат как РПЦ, мусульманам во второй половине XIX века удалось увеличить количество людей, приверженных к исламу, в пятикратном размере.



1.1. Неопубликованные
1. Национальный архив Республики Татарстан. Ф.93. Оп. 1. Д. 4. Переписка по вопросам инородческого образования. 31 л.
2. Национальный архив Республики Татарстан. Ф. 10. Оп. 2. Д. 1134. Распространение христианства между русскими инородцами в царствование имп. Александра I.
3. Национальный архив Республики Татарстан. Ф. 92. Оп. 1. Д. 2340. По представлению правления казанского университета о единовременной выдаче Китайцеву 75 рублей. 2 л.
4. Национальный архив Республики Татарстан. Ф. 1. Оп. 3. Д. 4. Ходатайства крестьянских обществ. 351 л.
1.2. Опубликованные
5. Полное собрание законов Российской империи (ПСЗРИ): http: //www.nlr.ru/e-res/law_r/coll. php?part=1
6. Акт открытия Казанской учительской семинарии. - Казань, 1872. -
12 с.
7. Отчет Казанской центральной крещено-татарской школы за 19011902 учебный год. - Казань: Центр. тип., 1902. - С. 7-8.
8. Об открытии в г. Казани богослужения на татарском языке // Известия по Казанской епархии. - 1870. - №2. - С. 48-55.
9. Отчет Казанской учительской семинарии за 1889-90 и 1890-91 учебные годы. - Казань, 1892. - С. 12-14.
10. Отчет о деятельности Братства святителя Гурия от 4 октября 1875 года по 4 октября 1876 года. - Казань, 1876. - 33 с.
11. Отчет о состоянии школ церковно-приходских, миссионерских и грамоты Уфимской епархии за 1896-1897 учебный год. - Уфа: Губернская тип., 1898. - 66 с.
12. Отчет Православного миссионерского общества за 1876. М., 1878. - С. 12-15
13. Перепись населения Российской империи (1897). [Электронный ресурс].
URL: https: //ru.wikipedia. ог§/,шк1/Перепись_населения_Российской_империи_( 1 897) (дата обращения:31.05.2017)
14. Ревизские сказки. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Ревизские сказки (дата обращения:31.05.2017)
15. Устав строительный . 1857 // Свод законов Российской империи. Т.
XII. Ч. 1. [Электронный ресурс]. URL:
http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?empire&nochache (дата обращения: 17.02.2017).
16. А.Н. Магомет / А.Н. - Казань: Центральная типография, 1909 г. -
36 с.
17. Багин С.А. Об отпадении в магометанство крещеных инородцев Казанской епархии и причинах этого печального явления / С.А. Багин. - Казань: Центр. тип., 1910. - 35 с.
18. Багин С.А. Из дневника миссионера (беседа с магометанами) / С.А. Багин. - Казань: Цент. тип., 1909. - 15 с.
19. Баязитов А. Возражение на речь Эрнеста Ренана «Ислам и наука» / А. Баязитов. - Спб.: тип. А.С. Суворина, 1893. - 98 с.
20. Бердников И.С. Дополнение к краткому курсу церковного права православной греко-российскй церкви / И.С. Бердников. - Казань: Тип. Имп. Ун-та, 1888. - 468 с.
21. Богословский Г. Краткий исторический очерк Казанской епархии с приложением биографических сведений о казанских архипастырях / Г. Богословский. - Казань: Книга по требованию, 1892. - 175 с.
22. Витевский В.Н. Н.И. Ильминский. Директор Казанской учительской семинарии / В.Н. Витевский. - Казань: Тип. Имп Ун-та, 1892. - 56 с.
23. Высочайшее утверждение 15 августа 1845 г. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных. Спб., 1845. - Гл. 2. - Отд. 1. - Ст. 191.
24. Высочайше утвержденное 14 июля 1864 г. Положение о начальных народных училищах // Известия по Казанской епархии. - 1868. - № 1. - С. 2-8.
25. Гаспринский И. Русское мусульманство. Мысли, заметки и наблюдения мусульманина / И. Гаспринский. - Симферополь: тип. Спиро, 1881.
- 45 с.
26. Ерусланов П. Магометанская пропаганда среди черемис Уфимской губернии / П. Ерусланов // Оттиск из №10 «Православного Благовесника за 1895 г. - М.: Книга по Требованию, 1985. - 60 с.
27. Жузе П. Ислам и просвещение / П. Жузе. - Казань: тип.лит. ун-та, 1899. - 11 с.
28. Знаменский П.В. На память о Н.И. Ильминском. К двадцатипятилетию Братства святителя Гурия. - Казань: Братство святителя Гурия. 1892. - 403 с.
29. Девлет-Кильдеев. Магомет как пророк. - Спб.: тип. А.С. Суворина, 1881. - 35 с.
30. Левшин. Д.М. Образец новейшей мусульманской аполегетики / Д.М. Левшин. - Казань: тип.лит. уни-та, 1894. - 32 с.
31. Ильминский Н.И. Из неизданных писем Н.И. Ильминского к Л. Толстому / Н.И. Ильминский // Сотрудник Братства св. Гурия. - Казань. - 1911.
- № 15-16. С. 164-258.
32. Ильминский Н.И. Казанская центральная крещено-татарская школа: Материалы для истории христианского просвещения крещеных татар / Н.И. Ильминский. - Казань: Братство святителя Гурия. 1887. - с.
33. Ильминский Н.И. Школа для первоначального обучения детей крещеных татар в Казани / Н.И. Ильминский // Казанская центральная крещенотатарская школа. - Казань: Братство святителя Гурия. 1886. - с.
34. Ильминский Н.И. Православное богослужение на татарском языке в казанской школе для детей крещеных татар в Казани / Н.И. Ильминский // Казанская центральная крещено-татарская школа. - Казань: Унив. тип. - 1887. С. 265-267.
35. Ильминский Н.И. Программа в учебных мастерских при Казанской учительской семинарии / Н.И. Ильминский. - Казань: Унив. тип., 1891. - 18 с.
36. Ильминский Н.И. О переводе православных христианских книг на инородческие языки / Н.И. Ильминский. - Казань: Унив. тип., 1875. - 47 с.
37. Ильминский Н.И. О применении русского алфавита к инородческим языкам / Н.И. Ильминский // О системе просвещения инородцев и о Казанской центральной крещено-татарской школе. К пятидесятилетию системы и школы, а также необходимые справки к указанию Святейшего Синода от 29 мая 1913г. за № 8608 о просвящении инородцев. - Казань: Унив. тип., 1913. - С. 5-14.
38. Ильминский Н.И. Об образовании инородцев посредством книг, переведенных на их родной язык / Н.И. Ильминский // Православное обозрение. Т. Х. - М.: Унив. тип. на Страстном бульв., 1863. - С. 136-141.
39. Извлечения из всеподданнейшего отчета обер-прокурора Святейшего Правительствующего Синода за 1866 год. - СПб.:Синодальная тип., 1867. - 164 с.
40. Историческое и современное значение христианского миссионерства среди мусульман // Миссионерский противомусульманский сборник. - Казань: тип.лит. уни-та, 1894. - 316 с.
41. Ислам. Ислам дине. Мусульманнар эчен тиешли булган эшляр: Иман, намаз, руза, закят, хадж шикелли настяляр. - Казань: тип. т-го дома «Братья Каримовы», 1906 г. - 154 с.
42. Климович Д. Ислам в царской России / Д. Климович. - М: Гос. Антирелиг. изд-во, 1936. - 407 с.
43. Коблов Я.Д. Правда о Мухаммеде (Краткая история жизни Мухаммеда) / Я.Д. Коблов. - Казань: тип. лит. ун-та, 1903. - 30 с.
44. Коблов Я.Д. О татаризации инородцев Приволжского края / Я.Д. Коблов. - Казань: Цент. тип., 1910. - 27 с.
45. Коблов Я.Д. О магометанских муллах / Я.Д. Коблов. - Казань: Цент. тип., 1907. - 17 с.
46. Малов Е. Очерк религиозного состояния крещеных татар, подвергшихся влиянию магоментанства / Е. Малов. - Казань: Унив. тип., 1872. - 154 с.
47. Можаровский А.Ф. Изложение хода миссионерского дела по просвещению казанских инородцев с 1552 по 1867 год / А.Ф. Можаровский. - М.: Унив. тип., 1880. - 261 с.
48. Музаферов Ю.Х. К свету. Заметки и наброски по мусульманскому вопросу в Оренбурге / Ю.Х. Музаферов. - Оренбург: тип. М.-Ф.Г. Каримова, 1906.- 40 с.
49. Никольский Н.В. Конспект по истории христианского просвещения чувашей / Н.В. Никольский. - Казань: Центр. тип., - 1909. - 36 с.
50. Рождественский С.В. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения: 1802-1902. Спб.: М-во нар. прос., - 1902. - 785 с.
51. Руновский Н. Очерк истории христианского просвещения инородцев Волжско-Камского края в связи с историей переводов на их языки до половины XIX столетия / Н. Руновский // Симбирские епархиальные ведомости. - Симбирск: Б.и., 1901. - №12. - С.416-420.
52. Сборник сведений о православных миссиях и деятельности Православного миссионерского общества. Книжка первая. - М.: Тип. В. Готье, 1872. - 133 с.
53. Танацев Н.С. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных. 1885 года / Н.С. Таганцев. - М.: Книга по требованию, 2011. - 963 с.
54. Учебная мастерская Казанской учительской семинарии // Отдельный оттиск из каталога Казанской научно-промышленной выставки 1890 г. - Казань: Унив. тип., 1890. -11 с.
55. Н. Одигитриевский. Ответы мусульманину на его возражения против христианства. - Казань: Центр. тип., 1910. - 31 с.
56. Тимофеев В. Религиозное положение крещеных татар. Дневник старокрещеного татарина 1865 г. / В. Тимофеев // Православное обозрение. - 1866. - Т. 19. - С. 281 - 294.
57. Чичерина С.В. У приволжских инородцев. Путевые заметки / С.В. Чичерина. - СПб.: тип. В.Я. Мильтенштейна, 1906. - 212 с.
Список использованной литературы.
1. Эхмэров Г. Мэкрухлар хэленнэн / Г. Эхмэров // Идел. - 1989. - №6. - 38-40 б.
2. Батунский М.А. Православие, ислам и проблемы модернизации в России на рубеже XIX-XX веков / М.А. Батунский // Общественные науки и современность. - 1996. - №2. - С. 81-90.
3. Гайнетдинов М.В. «Кече авыл» мэдрэсэсе дэ булган.../ М.В. Гайнетдинов // «Иж-Бубый» мэдрэсэсе: мэгърифэт Yзэге анын, татар халкы тарихын мэдэниятен YCтерYгэ керткэн елеше («Иж-Бубый» мэдрэсэсенец 230 еллыгына hэм Габдулла Бубыйныц тууына 140 ел тулуга багышланган фэнни- гамэли конференеия материаллары). - Казан: ТР ФА Ш. Мэрж;эни исемендэге Тарих институты, 2012. - 132 б.
4. Григорьев А.Н. Христианизация неруских народностей как один из методов национальной политики царизма в Татарии (со второй половины XVI
в. до февраля 1918 года) / А.Н. Григорьев // Материалы по истории Татарии: сб. ст. - Казань: Татгосиздат, 1948. - С. 226-285
5. Горохов В.М. Реакционная школьная политика царизма в отношении татар в Поволжье / В.М. Горохов. - Казань: Татгосиздат, 1941. - 260 с.
6. Дмитриев В.Д. Динамика численности чувашей в XVIII-XIX веках в сравнении с соседними народами / В.Д. Дмитриев // Вопросы этногенеза, этнографии и истории культуры чувашского народа. - Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2004. - С.
7. Джераси Р. Окно на Восток: Империя, ориентализм, нация и религия в России / Р. Джераси. - М.: Новое литературное обозрение, 2013. - 538 с.
8. Загидуллин И.К. Татарское национальное движение в 1860-1905 гг. / И.К. Загидуллин . - Казань: Татар.кн. изд-во, 2014. - 423 с.
9. Ислаев Ф.Г. Православные миссионеры в Поволжье / Ф.Г. Ислаев. - Казань: Татар. кн. изд-во, 1999. - 127 с.
10. Исхаков Р.Миссионерство и мусульмане Волго-Камья (Последняя треть XVIII - начало XX в.) / Р. Исхаков. - Казань: Татарское книжное издательство, 2011. - 222 с.
11. Исхаков Р. Очерки истории традиционной культуры и религиозности татар-кряшен (XIX - начало XX вв.) / Р. Исхаков. - Казань: Изд- во «Центр инновационных технологий», 2014. - 332 с.
12. Кабузан В.М. Народы России в XVIII веке: Численность и этнический состав / В.М. Кабузан. - М: Наука, 1990. - 256 с.
13. Кабузан В.М. Народы России в первой половине XIX века: Численность и этнический состав / В.М. Кабузан. - М: Наука, 1992. - 242 с.
14. Кадырметова Н.Н. Критерии эффективности государственной политики в конфессиональной сфере (опыт исторического исследования) / Н.Н. Кадырметова // Социальное управление: реалии и проблемы российского общества. Сб. ст. - Казань: ЗАО «Новое знание», 2004. - С. 101-107
15. Кадырметова Н.Н. Этноконфессиональная политика российского правительства в XIX веке по отношению к нерусским народам Среднего
Поволжья:историко-политический анализ / Автореф.дис ... к-та истор. наук / Н.Н. Кадырметова. - Казань, 2004. - 200 с.
16. Каппелер А. Две традиции в отношениях России к мусульманским народам Российской Империи / А. Капеллер // Отечественная история. - 2003. - №2. - С. 129-134
17. Каримуллин А.Г. У истоков татарской книги / А.Г. Каримуллин. - Казань: Татар. кн. изд-во, 1992. - 208 с.
18. Кобзев А.В. Исламизация православных чувашей и чувашей- язычников Симбирской губернии в XIX - начале XX века / А.В. Кобзев // Отечественная история. - 2007. - №5. - С. 120-126
19. Материалы по истории Татарии. Вып. 1 / Отв. ред. доц. И.М. Климов. - Казань: Татгосиздат, 1948. - 488 с.
20. Мельгунов С. Церковь и государство в России. К вопросу о свободе совести / С. Мельгунов. - М.: Изд. т-ва И.Д. Сытина, 1907. - 198 с.
21. Мехэммэд Садыйк эл-Госмани эл Каргалы. Эл-менэкашэ (бэхэс). Насранлыкньщ асылсызлыгы. - Казань: Иман, 2003. - 108 с.
22. Муфтахутдинова Д.Ш. Эволюция политики Российского государства по отношению к мусульманам Поволжья и Приуралья (вторая половина XVI - начало XX вв.): Дис. ... канд. ист. наук / Д.Ш. Муфтахутдинова. - Казань, 1999. - 150 с.
23. Набиев Р.А. Государственно-конфессиональные отношения в России (учебное пособие) / Р.А. Набиев, А.А. Гафаров, Р.Р. Ибрагимов. - Казань: Казанский университет, 2013. - 203 с.
24. Скутнев А.В. Церковная реформа Александра II: ход, результаты (на примере Вятской губернии) / А.В. Скутнев // Вятские записки. - 2008. - №13. - С. 127-134.
25. Таганцев Н.С. Уложение о наказаниях и уголовных и исправительных. 1885 года / Н.С. Таганцев. - М.: Книга по Требованию, 2011. - 963 с.
26. Федоров В.А. Русская православная церковь и государство. Синодальный период. 1700-1917 гг. / В.А. Федоров. - М.: Русская панорама, 2003. - 480 с.
27. Ягафова Е.А. Чуваши-мусульмане в XVIII - начале XXI вв.: Монография. - Самара: ПГСГА, 2009. - 136 с.
28. Яковлев И.Я. Моя жизнь. Воспоминания / И.Я. Яковлев. - М.: Республика, 1997. - 696 с.
29. Святитель Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский. Наставления священнику, назначаемому для обращения иноверных и руководствования обращенных в христианскую веру. [Электронный ресурс]. URL: http://sakhaopenworld.org/ilin/2000-1/40.htm (дата обращения: 11.12.2016).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ