Введение 113
Глава 1. Теоретические основы изучения туризма как отрасли экономики
региона
1.1. Содержание и виды туристической деятельности
1.2. Особенности развития регионального туризма
1.3.Формы государственной поддержки туристической отрасли на
региональном уровне 126
Глава 2. Анализ состояния туристической сферы Республики Татарстан .. 142
2.1. Роль сферы туризма в экономике Республики Татарстан 142
2.2. Туристический потенциал Татарстана 146
2.3. Проблемы туристической отрасли Республики Татарстан 164
Глава 3. Перспективы развития туристической отрасли Республики Татарстан 171
3.1. Совершенствование государственной стратегии развития туризма на
территории Республики Татарстан 171
3.2. Приоритетные направления развития туризма в Республике Татарстан 179
3.3. Пути повышения туристической привлекательности региона
Заключение
Библиографический список
Приложение
Актуальность темы исследования. Туризм в XXI в. стал важнейшим социальным и политическим феноменом, который существенно воздействует на экономику и мироустройство стран, регионов. Туристские потоки на рубеже веков достигли 630 млн. туристских прибытий. Туризм сегодня - самая высокодоходная отрасль, которая может быть сравнима по качеству инвестиций с нефте-газодобывающей и перерабатывающей промышленностью, а также с автомобилестроением.
Формирование в нашей стране платежеспособного сегмента потребительского рынка стало причиной развития туристской отрасли, открытия тысяч туристических операторов и туристических агентств, ответственных за организацию турпотоков. Но при этом, состояние развития индустрии туризма в настоящем находится лишь на начальной позиции, поскольку в сравнении с иными государствами, туристическая активность россиян по-прежнему находится на невысоком уровне по причине малой платежеспособности населения (только 21% населения России совершают путешествия).
В условиях экономического кризиса формирование и развитие туристической привлекательности региона является одним из стратегических направлений социально-экономического развития государства. По данным социологических опросов Ростуризма, индикатор туристической привлекательности регионов и муниципальных образований страны невысокий.
По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, наша страна находится на нижних позициях рейтинга привлекательных мест для туризма.
Результаты исследований Фонда Общественного Мнения также подтвердил невысокий показатель развития туристической привлекательности нашей страны. Так, каждый третий житель страны (36%) не путешествовал по России, 30% респондентов не смогли назвать главную достопримечательность Российской Федерации, 8% опрошенных считают, что в России нет мест, где бы они хотели побывать, каждый пятый (22%) затруднился с ответом. Треть россиян (31%) никогда не были в Москве, более половины опрошенных (60%) не были в Санкт-Петербурге.
Л
Подавляющее большинство (73%) не посещали городов Золотого Кольца . Недостаточный уровень развития туристической привлекательности Татарстана в значительной степени является результатом неэффективной управленческой деятельности органов власти в сфере туризма.
В связи с вышеизложенным, необходимо подчеркнуть актуальность изучения уровня развития туризма, в том числе и на территории Республики Татарстан, поскольку это даст возможность оценить его роль для социальноэкономического и инфраструктурного развития региона; выделить проблемные аспекты туризма и определить перспективные направления их решения.
Степень научной разработанности проблемы. Вопросы теоретического и методологического характера, а также понятийного аппарата по проблемам сферы туризма и туристической деятельности отражены в работах российских ученых: Соколовой Н.А., Щеглова С.Е. Щербиной В.В. Славина В.В. и др.
Вопросам теории и методологии туристического потенциала изучали следующие авторы: Милевский С.Ф., Лысакова Л.А., Покровский Н.Е., Полякова И.Л., Путрик Ю.С., Соколова Н.А., Темный Ю.В., Федоров Р.Г., Филиппов Ю.В.
Среди зарубежных и отечественных ученых, занимающихся исследованием проблем сферы туризма, необходимо отметить: Лысакову Л.А., Темного Ю.В., Скрынникову И.А., Чернова В.А., Соколову Н.А., Федорова Р.Г., В.А., Шубаеву В.Г.
Однако, при большом количестве научно-практических разработок в области управления сферой туризма в целом, технологии и способы управления развитием туристической привлекательности регионов исследованы не в полной мере.
Теоретико-методологическая база анализа процессов развития туристической привлекательности российских регионов находится в стадии становления, что затрудняет проведение сравнительных исследований и применение их результатов в практике государственного управления.
Недостаточно изучены установки и стереотипы населения в контексте восприятия туристских услуг, планировании туристических поездок по России. Крайне мало эмпирических данных, отражающих, с одной стороны, потребности и интересы населения в сфере туризма, и, с другой стороны, реальные возможности и ограничения развития туристической привлекательности российских регионов.
Объект - туристическая индустрия России.
Предмет - механизм регулирования туристско-рекреационным комплексом в Республики Татарстан.
Цель - разработка практических рекомендаций направленных на развитие туризма в Республики Татарстан.
В соответствии с целью были определены следующие задачи:
1. Раскрыть содержание и виды туристической деятельности;
2. Изучить особенности развития регионального туризма;
3. Раскрыть формы государственной поддержки туристической отрасли на региональном уровне;
4. Проанализировать роль сферы туризма в экономике Республики Татарстан;
5. Выявить основные проблемы туристической отрасли Республики Татарстан;
6. Разработать рекомендации, направленные на совершенствование государственной стратегии развития туризма на территории Республики Татарстан;
7. Раскрыть приоритетные направления развития туризма и пути повышения туристической привлекательности Татарстана.
Теоретическая и практическая значимость работы определяется тем, что разработанные в ней положения могут расширить теоретикометодологическую базу управления в сфере исследования туристического потенциала, туристической привлекательности российских регионов, основных аспектов развития туризма.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения,
библиографического списка и приложений.
Индустрия туризма представляет собой совокупность организаций, которые обеспечивают полноценное функционирование туризма. Среди них можно выделить транспортную систему, сеть гостиниц, различные места питания, информационные ресурсы, посредников, оказывающих услуги по оформлению документов, бронированию, досуговые, культурные, медицинские учреждения и многое другое.
Центральным звеном, для которого создается туристическая индустрия, является туризм. Им можно назвать путешествие индивидов на различные территории с целью познания, оздоровления, развлечения, отдыха. Как правило, он осуществляется на коммерческой основе.
Туристская привлекательность региона - это оценка потенциальными туристами возможности региона удовлетворить их потребности. Туристская привлекательность как оценочное понятие характеризуется совокупностью показателей, находящихся во взаимосвязи и имеющих неодинаковую степень важности для общей оценки.
Мировой и отечественный опыт свидетельствуют о приоритетной роли инструмента ГЧП в комплексе социально-экономических инструментов устойчивого развития туризма.
Республика Татарстан играет заметную роль в развитии туризма Российской Федерации, показывая устойчивую положительную динамику по основным показателям. Ежегодный прирост туристского потока в республику составляет в среднем 12 %.
Однако, в ходе исследования туристического потенциала нашей республики были установлены проблемные области, которые мешают полноценному развитию туризма в нашем регионе. К таковым относятся:
1. Недостаточно информации о Республике Татарстан как туристском направлении. Казань не входит в «Золотое кольцо России» - семейство туристических маршрутов, проходящих по древним русским городам, в которых сохранились уникальные памятники истории и культуры России, центрам народных ремёсел. Количество и состав городов в конкретном маршруте может быть разным, но Казань туда до сих пор не входит.
2. Недостаточно активное продвижение на мировых и региональных туристских рынках. Туристические достопримечательности Казани не позиционируются на региональном уровне, как привлекательные места для путешествия. В целом не проводится активная реклама, не продвигается туристический продукт, возможно ввиду того, что данная область пока еще не получила должного внимания со стороны предпринимателей. Еще сложнее говорить о международном рынке, где конкуренция значительно выше, чем на уровне России.
3. Недостаточное разнообразие конкретного туристского продукта. В Республике Татарстан получили развитие некоторые виды туризма, среди которых паломнический, экскурсионный. Нет, например, этнического, экологического, конного видов туризма, хотя есть условия для их создания и другие.
Для того, чтобы создать действительно конкурентоспособную отечественную туриндустрию огромное значение имеет четкая государственная политика в этой области, которая содействовала бы созданию и грамотному функционированию индустрии туризма и гостеприимства. В связи с чем в работе были предложены ряд рекомендаций, направленных на преодоление выявленных в работе проблем в туристической отрасли РТ.
Действия органов власти всех уровней должны быть нацелены:
— на установление стратегических приоритетов и задач развития туриндустрии;
— на формирование продуманных механизмов стимулирования развития отрасли;
— на создание системы подготовки необходимых
высококвалифицированных кадров;
— на создание конкурентоспособного национального турпродукта;
— на осуществление эффективной ценовой политики и решительных мер по повышению качества услуг в сферу туризма;
— на создание благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата;
— на формирование новых эффективных механизмов внедрения инноваций в сферу туризма.
Указанные направления развития носят комплексный характер, в связи с чем они должны быть дополнены решением специфичных проблем, свойственных конкретной территории, например, для Татарстана, приоритетным является реставрация имеющихся историко-культурных объектов и активное включение их в индустрию регионального туризма с целью дальнейшей разработки новых видов туристических маршрутов. Также предлагаются основные стратегические направления изменений состояния отрасли туризма Республики Татарстан, среди которых: развитие этнотуризма, повышение качества инфраструктурных объектов туризма и многое другое.
1. Конференция ООН по торговле и развитию в 1971 г.
[Электронный ресурс]. - URL:
http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/foreigneconomicactivity/economic_ orgamzation/rnssiaun/unconftd (дата обращения: 12.05.2017)
2. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 49. - Ст. 5491.
3. Развитие туризма в Российской Федерации [Электронный ресурс]:
Постановление Правительства Российской Федерации от 26.02.1996 №177. - URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=256080
(дата обращения: 21.02.2016).
4. Абульян Ю.И. Особенности инноваций в туризме / Ю.И. Абульян // Экономика. Право. Печать. Вестник КСЭИ. - 2015. - №3. - С. 241-250.
5. Александрова А.В. Международный туризм / А.В. Александрова.
- М.: КноРус, 2013. - 460 с.
6. Алексеева Н.П. Туризм: учебное пособие / Н.П. Алексеева. - М.: Флинта, 2015. - 396 с.
7. Барчуков И.С. Санаторно-курортное дело / И.С. Барчуков. - М.: Юнити-Дана, 2012. - 636 с.
8. Буйленко В.Ф. Инновации в социально-культурном сервисе и туризме / В.Ф. Буйленко. - Краснодар: Южный институт менеджмента, 2015.
- 308 с.
9. Бухтерева О.С. Реклама в социально-культурном сервисе и туризме / О.С. Бухтерева. - М.: Дашков и К, 2014. - 396 с.
10. Васильев В.И. Муниципальное право / В.И. Васильев. - М.: Юстицинформ, 2012. - 390 с.
11. Виноградова М.В. Бизнес-планирование в индустрии гостеприимства / М.В. Виноградова, З.И. Панина, А.А. Ларионова [и др.]. - М.: Дашков и К, 2013. - 239 с.
12. Восколович Н.А. Маркетинг туристических услуг / Н.А. Восколович. - М.: Юнити-Дана, 2016. - 319 с.
13. Глазьев С. Российский рынок туризма-влияние кризиса / С. Глазьев // Вопросы экономики. - 2016. - №5. - С. 25-30.
14. Демина Е.С. Туристико-рекриационный потенциал и особенности развития туризма / Е.С. Демина. - Калининград: РГУ, 2015. - 388 с.
15. Джанджугазова Е.А. Перспективы развития российского туризма в условиях мирового финансового кризиса / Е.А. Джанджугазова // Материалы III международной научной конференции. - Улан-Уде, 2016. - С. 169-176.
16. Дмитриев М.Н. Экономика туристического рынка / М.Н. Дмитриев, М.Н. Забаева, Е.Н. Малыгина. - М.: Юнити-Дана, 2012. - 328 с.
17. Егоренков Л.И. Введение в технологию туризма / Л.И. Егоренков.
- М.: Финансы и статистика, 2013. - 285 с.
18. Жукова М.А. Индустрия туризма. Менеджмент организации / М.А. Жукова. - М.: Финансы и статистика, 2015. - 299 с.
19. Игнатюк Н.А. Муниципальное право / Н.А. Игнатюк. - М.: Юстицинформ, 2014. - 533 с.
20. Качмарек Я Туристический продукт. Замысел. Организация. Управление / Я. Качмарек, А. Стасяк, Б. Влодарчик. - М.: Юнити-Дана, 2013.
- 418 с.
21. Козырев В. М. Вопросы развития российского туризма в условиях финансово-экономического кризиса / В.М. Козырев // Вестник РМАТ. - 2016. №1 (1). -С. 46- 53.
22. Кусков А.С. Гостиничное дело / А.С. Кусков. - М.: Дашков и К,
2013. - 389 с.
23. Левочкина Н.А. Региональный туризм: Организационно-правовые аспекты регулирования / Н.А. Левочкина // ОМГУ им. Ф.М. Достоевского. -
2016. - №5. - С. 21-28.
24. Лысакова Л.А. Туризм / Л.А. Лысакова, Е.М. Карпова, Е.Н. Лесная. - М.: МПСИ, 2013. - 394 с.
25. Максимова Л. М. Мировой финансовый кризис и его влияние на развитие туризма / Л.М. Максимова // Сервис в России и за рубежом. - 2015. №4. -С. 96-100.
26. Местное самоуправление и муниципальное управление / под ред. А.С. Прудникова, М.С. Трофимова. - М.: Юнити-Дана, 2013. - 286 с.
27. Милевский С.Ф. Организация отдыха населения важный аспект социальной политики / С.Ф. Милевский // Социологические исследования. -
2015. - №3.- С. 90-95.
28. Мокеев М.М. Муниципальное управление / М.М. Мокеев. - М.: Дашков, 2015. - 399 с.
29. Немоляева М.Э. Подготовка экспертов по классификации гостиниц и иных средств размещения / М.Э. Немоляева// Туризм: право и экономика. - 2016. - №4. - С. 23-29.
30. Новокшонова Л.В. Оценка уровня инновационного развития туризма региона: зарубежный опыт и российская практика / Л.В. Новокшнова // Вопросы статистики. - 2016. - № 10. - С. 21-33.
31. Покровский Н.Е. Туризм: от социальной теории к практике управления / Н.Е. Покровский, Т.И. Черняева. - М.: Логос, 2013. - 295 с.
32. Полякова И.Л. Механизмы реализации региональных целевых программ развития туризма в Российской Федерации (на примере ПФО) / И.Л. Поляков // Вестник ОГУ. - 2016. - №8(157). - С. 133-136.
33. Потаева Г.Р. Современные проблемы развития туризма в контексте глобализационных процессов / Г.Р. Потаева // БГУ. - 2016. - №1. -
С. 56-59.
34. Розанова Л.Н. Развитие туризма в России / Л.Н. Розанов // Вестник ТИСБИ. - 2016. - №4. - С. 6-16.
35. Семакина А. Проблемы развития туризма в России и пути их решения / А. Семакина // Молодежный инновационный форум. - 2015. - №11. - С. 32-35.
36. Сергеева Е. Туризм складывается из деталей / Е. Сергеева // Туризм: практика, проблемы и перспективы. - 2016. - № 2. - С. 11-17.
37. Славин В.В. Туристическая привлекательность региона: понятие, содержание, основные принципы формирования / В.В. Славин // Вопросы управления. - 2013. - №1(22). - С. 109-115.
38. Соколова Н.А. Туризм в Российской Федерации: правовое регулирование / Н.А. Соколова. - М.: Волтерс Клувер, 2010. - 390 с.
39. Темный Ю.В. Экономика туризма / Ю.В. Темный, Л.Р. Темная. - М.: Инфра-М, 2013. - 396 с.
40. Хамидуллина М.Н. Регулирование турбизнеса: перспективы
развития, стратегия продвижения: ионография // Актуальные проблемы в сфере туристического бизнеса / М.Н. Хамидуллина. - Казань, 2016. - С. 15
25.
41. Шубаева В.Г. Индикаторы привлекательности региона как туристской дестинации и маркетинговая стратегия ее развития / В.Г. Шубаева, Н.В. Бурова // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. - 2012. - №2. - С. 133-138.
42. Щербина В.В. Социолого-диагностические технологии в управлении: теоретико-методологические аспекты развития и применения / В.В. Щербина // Социологические исследования. - 2017. - №3. - С. 30-38.
43. Уржа О.А. Управление развитие туризмом в регионах России: монография / О.А. Уржа. - М.: Инфра-М, 2013. - 386 с.
44. Чернов В.А. Экономический анализ: торговля, общественное питание, туристический бизнес / В.А. Чернов. - М.: Юнити-Дана, 2015. - 422с.
45. Анализ состояния индустрии туризма в Республике Татарстан
[Электронный ресурс]. - URL: http://xn—dtbhaacat8bfloi8h.xn--
p1ai/sites/defauMiles/5vetrov.pdf (дата обращения: 12.05.2017)
46. Возможность развития туризма на муниципальном уровне
[Электронный ресурс]. - URL:
http://egorov.viperson.ru/wind.php?ro=628643&soch=1 (дата обращения:
20.09.2017) .
47. Государственное регулирование развития туризма в Российской
Федерации [Электронный ресурс] - URL:
http://tourlib.net/aref_tourism/ilina.htm (дата обращения: 22.02.2017).
48. Доверие туристов вернется, когда рынок полностью очистится [Электронный ресурс]. - URL:http://www.atorus.ru/ator/press/ (дата обращения
22.03.2017)
49. Основные направления развития туризма в России [Электронный ресурс] - URL: http://katalog.turkompot.ru/turizm/C/1.7.1.php (дата обращения:
25.02.2016) .
50. Туризм в Татарстане [Электронный ресурс] - URL: http: //свияга.рф/smartide/42-vse-ob-otduhe/5 81 -turizm-v-tatarstanj e.html (дата обращения: 05.02.2013).