Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЗАИМОСВЯЗЬ МАТЕРИНСТВА И ЦЕННОСТНО - СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ В ПЕРИОД РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ

Работа №58310

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы80
Год сдачи2016
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
296
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. Теоритический анализ понятия материнства, ценностно-смысловая сфера в период ранней взрослости 10
1.1. Материнство как психологический феномен и ценностно-смысловая
сфера в период ранней взрослости 10
1.2. Структура и содержание материнства в период ранней взрослости 17
1.3. Основные особенности ценностно-смысловой сферы в период ранней
взрослости 22
1.4. Материнство как фактор развития ценностно-смысловой сферы в период
ранней взрослости 29
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи материнства и ценностно-смысловой сферы в период ранней взрослости 35
2.1. Организация и методы исследования 35
2.2. Результаты исследования взаимосвязи материнства и
ценностно-смысловой сферы в период ранней взрослости 43
2.3. Анализ и интерпретация полученных данных 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
ЛИТЕРАТУРА 56
ПРИЛОЖЕНИЯ 61


Актуальность темы исследования. Материнство изучается в русле различных наук: культурологи, медицины, физиологии, истории, социологии, психологии. Такой интерес к данной проблематике не случаен. Научно¬технические и социальные изменения в обществе с одной стороны, привели к возрастанию роли женщины во всех сферах общественной жизни, с другой стороны к появлению таких явлений как снижение ценности семьи, увеличение количества разводов, абортов, незарегистрированных браков и т.д. Именно поэтому, сегодня проблема материнства не теряет своей актуальности и продолжает будоражить умы многих ученых, в том числе психологов.
Изучение материнства в последние годы ведется в разных направлениях. Выделяются два основных направления исследований: материнство как обеспечение условий для развития ребенка, включающий культурно-исторический, биологический, психологический аспекты материнства, и материнство как часть личностной сферы женщины, рассматривающий материнство как стадию половозрастной идентификации, онтогенетические аспекты материнства.
На мой взгляд, наиболее актуальным в данной области исследований в настоящий момент является систематизация имеющихся направлений и аспектов изучения материнства. Это необходимо в первую очередь потому, что появилось немало публикаций, в которых не всегда выдерживается строгий научный стиль изложения, эксплуатируется понятие «материнский инстинкт» (без определения как самого термина «инстинкт», так и содержания того, что понимается под «материнским инстинктом»), авторы рассуждают о необходимости осознания матерью своего высокого предназначения и растворения в нирване материнского счастья, чем и будет достигнуто оптимальное для развития ребенка и самореализации женщины содержание материнства. Основным приемом приведения женщины к этому состоянию считается ее личностный рост и гармонизация духовной и физической сфер. рождение ребенка для женщины вполне может быть (или стать в результате соответствующего психологического воздействия, оказываемого в некоторых группах подготовки к сознательному родительству) средством для достижения целей самореализации и самоактуализации, что в этом случае будет свидетельствовать о замене самостоятельной ценности ребенка на ценности из других потребностно- мотивационных сфер женщины.
Изучение материнства как психологического феномена началось в отечественной психологии сравнительно недавно, хотя детско-родительские отношения всегда представляли собой актуальную проблему для отечественной психологии развития, ею занимались Варга А.Я., Хоментаускас Г.Т., Эйдемиллер Э.Г. и многие другие. К проблеме материнства обращаются многие исследователи: В.И. Брутман, Г.Г. Филиппова, В.А. Рамих, Н.В. Самоукина, М.С. Радионова, О.Р. Ворошнина и др. Все чаще появляются исследования, посвященные изучению материнства как самостоятельного феномена. Так Филипповой Г.Г. предпринимались попытки создания фундаментальной психологической теории материнства. Поскольку материнство представляет собой явление сложное и многостороннее, то проблематика, затрагиваемая его исследователями, крайне широка и разнообразна.
Однако существуют общие выводы, сделанные авторами этих и других исследований. Они заявляют о необходимости продолжения психологических исследований материнства как целостного
психологического явления и об отсутствие адекватного подхода и теоретической концепции для осуществления такого исследования. К столь сложному психосоциальному феномену, во многом опосредованному культурно-историческими традициями должно быть повышенное внимание исследователей. Актуальность целостного психологического подхода к изучению материнства, по нашему мнению, подкрепляется тем, что, как ни естественна материнская роль, как много места ни уделено ей в научной литературе, пожалуй, именно она является наиболее сложной и неоднозначно заданной, поэтому психологические проблемы материнства, к сожалению, не уменьшаются. Рождение ребенка, особенно первенца, является одним из факторов развития женщины в период ранней взрослости. Этот период можно считать критической точкой в развитии женской идентичности, ведь вместе с радостью к молодой женщине приходят сотни новых маленьких и больших проблем. Это событие неминуемо приводит к резкому изменению стиля жизни, сформировавшихся у женщины интересов и привычек, к необходимости овладения трудной социальной ролью - ролью матери.
Теоритическая значимость данного работы проявляется в попытке систематического исследования связи материнства и ценностно-смысловой сферы в период ранней взрослости.
Социальная значимость данного исследования обуславливается тем, что значение материнства бесценно для общества и не может быть ничем компенсировано, ведь боязнь родить ребенка, взгляд на ребенка как на обузу, оборачивается как против самого ребенка, так и против семьи и общества в целом.
К началу периода зрелости завершается половое созревание человека, дифференцированы его умственные способности и интересы. Продолжает формироваться определенная система ценностей (личное мировоззрение и жизненная позиция), целостный образ Я, готовность к самообучению и саморазвитию личности, профессиональные намерения. Так как материнство в период ранней взрослости вносит коррективы в ценностно-смысловую сферу женщины, в этой связи встаёт проблема психической помощи матери в материнстве, разработка методов гармонизации данной сферы. Поэтому значимость проблемы материнства в период ранней взрослости остается неизменно острой на протяжении всего развития психологической науки и практики. Таким образом, проблема исследования взаимосвязи материнства и ценностно-смысловой сферы личности является актуальной и практически значимой.
Объект исследования: материнство как часть личностной сферы женщины. Предмет исследования: взаимосвязь материнства и ценностно-смысловой сферы личности в период ранней взрослости
Цель работы: выявление взаимосвязи материнства и ценностно¬смысловой сферы женщин в период ранней взрослости.
Гипотеза: мы предположили, что в период ранней взрослости материнство выступает фактором развития ценностно-смысловой сферы женщины Для достижения данной цели поставлены задачи:
1. Провести теоретический анализ имеющихся литературных данных по проблеме материнства в психологии.
2.Охарактеризовать особенности ценностно-смысловой сферы в период ранней взрослости и ее взаимосвязь с освоением женщиной материнской роли.
3. Разработать программу исследования, подобрать необходимые методики и осуществить сбор и обработку эмпирических данных.
4. Проанализировать полученные данные и определить взаимосвязь материнства и ценностно-смысловой сферы женщин в период ранней взрослости.
Методы субъективной диагностики с использованием следующих методик:
1.Опросник терминальных ценностей.Тест ОТеЦ И.Г.Сенина.
2. Тест-опросник субъективного контроля (УСК) Дж.
Роттера адаптированный Е.Ф. Бажиным, С.А. Голыкиной, А.М. Эткиндом.
3. Тест "СЖО".адаптированная версия теста "Цель в жизни" Джеймса Крамбо и Леонарда Махолика.
Математические методы обработки данных:
1. Методы статистического анализа: среднее арифметическое, стандартное отклонение; определение достоверности различий в значениях показателей (t-критерий Стьюдента).
2. Методы корреляционного анализа: коэффициент корреляции Пирсона, проверка достоверности.
Выборка: 20 женщин, имеющих детей, и 20 женщин, не имеющих детей. Возраст женщин - от 22 до 26 лет.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Подводя итоги нашего теоретического и эмпирического исследования, нужно подчеркнуть, что проблемы материнства и влияния его на ценностно-смысловую сферу женщин-матерей в период ранней взрослости еще требует дальнейшего более глубокого изучения. Хотя, анализируя отечественные исследования в области материнства, нужно подчеркнуть, что они тщательно теоретически обоснованы, материнство анализируется не только с позиции детско-родительских отношений, но и как часть личностной сферы женщины, а сама диагностика материнства имеет четко определенные практические цели. Тем не менее, все еще незначительно количество исследований в этой области. Новые исследования должны проводиться, с помощью лонгитюдных или кагорто-последовательных методов исследования. Такие научные исследования необходимы, поскольку требуется рассмотреть динамику развития ценностно-смысловой сферы женщин с момента принятия решения иметь ребенка, затем во время беременности и длительный период после родов.
Появление на свет первенца является толчком развития личности женщины в период ранней взрослости. В период ранней взрослости, когда женщина принимает решение стать матерью, осуществляется перестройка всех систем и отношений личности. Это время можно считать критическим моментом в развитии женской идентичности, ведь происходит смена стиля жизни, сформировавшихся у женщины ценностей, интересов, личностных смыслов. Вопрос о смысле жизни, жизненных ценностях есть психологический признак определенного жизненного напряжения. Поэтому материнство как часть личностной сферы женщины явление многогранное и достаточно сложное, требующее к себе повышенного внимания специалистов. Оно взаимосвязано с ценностно-смысловой сферой личности, т.к. касается всех жизненных оснований женщины, которые обуславливают глубокие изменения самосознания, отношения к себе, другим людям, окружающему миру.
Реальная функция материнства состоит в наведении женщины на личностный смысл событий, разыгрывающихся в ее жизни, заставляют ее как бы приостановить на мгновение поток своей активности, всмотреться в сложившиеся у нее жизненные ценности, чтобы найти в них новую себя, или, может быть, пересмотреть их. И если у женщины в период ранней взрослости не появится основа для новых переживаний ценности своей жизни, не сформируется ценностно-потребностный блок материнства, то это отразится не только на ней, но и вызовет глубокие необратимые изменения в личности ребенка, скажется на детско-родительских отношениях в целом.
После проведенного нами эмпирического исследования, можно констатировать, что ценностно-смысловая сфера женщин в период ранней взрослости не всегда находится в определенной зависимости от факта материнства. Как показало наше исследование женщины матери в период ранней взрослости по показателям общей осмысленности жизни они обнаруживают более высокие результаты по сравнению с женщинами, не имеющими детей. Однако есть и такие матери, которые не выработали устойчивой ценности своего ребенка, их ценностно-смысловая сфера не обогатилась ценностно¬смысловым блоком материнства. Проблемы в ценностно-смысловой сфере матерей способствуют тяжелому психологическому травмированию женщины, что является угрозой не только для ее психического здоровья, но, что более драматично, служит причиной снижения эмоционального благополучия ребенка и отклонений в его психическом развитии в младенческом, раннем и дошкольном возрастах.


1. Абрамова Г. С. Возрастная психология - Екатеринбург: Деловая книга,
1999. - 624 с.
2. Алешина Ю.Б. Индивидуальное и семейное консультирование - М., 1995. - 431 с.
3. Баз Л. Л., Скобло Г. В. Особенности общения со взрослыми младенцами матерей с послеродовыми депрессиями // Психология сегодня. Ежегодник Рос. психол. об-ва. - т. 2. - вып. 3. - М., 1996. - с. 133 — 134.
4. Братусь И. В. Постнатальная депрессия: основные характеристики, особенности, профилактика // psymama.ru
5. Бровкина Н. В. Влияние структуры ценностно-смысловой сферы личности женщины на формирование «помогающего поведения в родах // Дипломная работа. - М.: Ин-т психологии и педагогики, 2003
6. Брутман В.И. Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности // Вопросы психологии. - 1997. - № 6. - С. 38.
7. Брутман В. И., Варга А. Я., Хамитова И. Ю. Влияние семейных факторов на формирование девиантного поведения матери // Журнал практической психологии и психоанализа. - 2002 - №3. - с. 79 - 87.
8. Брутман В.И., Ениколопов С.Н., Панкратова М.С. Некоторые результаты социологического и психологического обследования женщин, отказавшихся
от своих новорожденных детей // Вопросы психологии. - 1994. - № 5. - с. 34
9. Будинайте Г. Л., Корнилова Т. В. Личностные ценности и личностные предпочтения субъекта // Вопросы психологии. - 1993. - №5. - С. 99-105.
10. Варга Ф. Я. Структура и типы родительского отношения // Дисс. канд. психол. наук. М., 1987.
11. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. - 197 с.
12. Винникотт Д.В. Маленькие дети и их матери / Пер. с англ. Н.М. Падалко. — М.: Независимая фирма "Класс", 1998. — 80 с.
13. Ворошнина О.Р. Психологическая коррекция депривированного материнства // Дисс. канд. психол. наук. - М., 1998.
14. Гоштаутас А. Методика М. Рокича для выявления ценностных ориентаций // самореализация и прогнозирование социального поведения личности. Л., 1979. - С.208-209
15. Захарова Е. И. Особенности эмоциональной стороны детско- родительского взаимодействия // Психолог в детском саду. - 2002. - №1. - с. 3-28.
16. Захарова Е. И., Гроссманн И. Изменение системы социальных отношений женщины в период ожидания ребенка // Перинатальная психология и психология родительства. - 2005. - №1. - с. 93-94.
17. Захарова Е. И., Кукушкина Н. А. Особенности ценностно-смысловой сферы женщин, ожидающих ребенка // Перинатальная психология и психология родительства. - 2005.- №1. - 75-91.
18. Ивков Н.Н. Условия и динамика разрешения ценностных противоречий зрелости // Дис. канд. психол. наук. - М., 2002.
19. Кириллова Н.А. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности старших школьников // Вопросы психологии. - 2000. - №4. - с. 23-28.
20. Коваленко Н.П. Перинатальная психология - СПб.: Ювента, 2002. - 421 с.
21. Кон И.С. Ребенок и общество. М., "Академия", 2003. 250с.
22. Копыл О.А., Бас Л.Л., Баженова О.В. Готовность к материнству: выделение факторов и условий психологического риска для будущего развития ребенка // Синапс. - 1993. - N 4. - с. 67-74.
23. Кошелева А. Д., Алексеева А. С. Диагностика и коррекция материнского
отношения - М.: НИИ Семьи, 1997. - 232 с.
24. Крайг Г. Психология развития - СПб: Питер, 2000. - 992 с.
25. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность - М., 1986. - 286 с.
26. Леонтьев Д.А.От социальных ценностей к личным: феноменология ценностной регуляции деятельности // Вестник МГУ. Психология. - 1996. - № 4. - с. 35-44.
27. Леус Т.В. Материнство — опыт трех поколений. Психологические сопровождение беременной женщины - М.: Изд-во ИП РАН, 2000. - 289 с.
28. Матвеева Е. М. Ценностно-потребностные детерминанты материнства // Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Иваново, 2002. - с. 35-39.
29. Материнство. Психолого-социальные аспекты (норма и девиация) // Материалы научно-практической конференции, Иваново. - Плес, 6-9 сентября 2002. - 239 с.
30. Мацковский М.С. Социология семьи: Проблемы теории, методологии и методики - М.,1989. - 247 с.
31. Мещерякова С.Ю., Авдеева Н.Н., Ганошенко Н.И. Изучение психологической готовности к материнству как фактора развития последующих взаимоотношений матери и ребенка // Перинатальная психология. 1996.
32. Могилевская Е. В. Социально-психологические аспекты перинатальной психологии и психологии беременности // psymama.ru. - 2005.
33. Мухаметрахимов Р. Ж. Формы взаимодействия матери и младенца // Вопросы психологии. - 1994. - № 6. - С.16-25.
34. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М.: Роспедагентство, 1998. - 426 с.
35. Общая психодиагностика / Бодалев А. А., Столин В. В. - М: Издательство Московского Университета, 1987. - 281 с.
36. Пиняева C. Е, Андреев И. В. Личностное и профессиональное развитие в период зрелости // Вопросы психологии. - 1998. - №2. - с. 3-8.
37. Пископпель А. А. От традиционных ценностей к уникальным смыслам //
Вопросы психологии. - 2001. - №6. - с. 103-119.
38. Пископпель А. А. Природа человека в концепции А. Маслоу // Вопросы психологии. - 1999. - №2. - с. 75-86.
39. Попцова Е.В. Качества матери, необходимые для психического развития ребенка раннего возраста // Дисс. канд. психол. наук. - М., 1995.
40. Психологические проблемы беременности и перинатального периода // Журнал прикладной психологии. - 2000. - №6. - с. 17-19.
41. Психология / Крылов А. А. - М.: ПБОЮЛ М.А. Захаров, 2001. - 584 с.
42. Психология / А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. // Словарь. - М.: Политиздат, 1998. - 643 с.
43. Психотерапия и клиническая психология: методы, обучение, организация // Материалы Российской конференции. - СПб.; Иваново, 2000.
44. Радионова М.С. Динамика переживания женщиной кризиса отказа от ребенка // Дисс. канд. психол. наук. - М., 1997.
45. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб., 2001. - 988 с.
46. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В.А. Ядова. Л., 1979.
47. Сексологическая энциклопедия // www.sexopedia.ru. - с. 332, 489.
48. Смирнова Е. О., Быкова М. В. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения // Вопросы психологии. - 2000. - №3. - с. 3-14
49. Смольникова С. О. Идеал матери, ролевые притязания матерей и удовлетворенность ребенком // Материалы конференции психологии семьи 2004.
50. Степашов Н. С., Бердникова Т. В. Особенности личностной идентификации юных матерей // Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Иваново, 2002. - с. 42-45.
51. Файнбург З.И. Ценностные ориентации личности в некоторых социальных группах социалистического общества // Личность и ее ценностные ориентации // Информ. бюллетень ИКСИ АН СССР. - 1969. - № 25/40. - вып.2. - с. 59-99.
52. Филиппова Г.Г. Перинатальная психология и психология родительства - новая область исследования и практики в психологии // Материалы Всероссийской научной конференции «Психологические проблемы современной российской семьи 2005» // www.niisv.ru/lidersconf.ru.
53. Филиппова Г.Е. Образ мира и мотивационные основы материнства // Проблемы изучения и развития личности дошкольника. Пермь. 1997. - с.
31.
54. Филиппова Г. Г. Психология материнства: Учебное пособие. — М.: Изд- во
Института Психотерапии, 2002. — 240 с.
55. Фонда Л., Йоган Э. Развитие психоанализа в последние десятилетия - М.,
2000. - 312 с.
56. Франкл В. Человек в поисках смысла - М: Прогресс, 1993. - 288 с.
57. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность - М.: Педагогика, 1986. - 273 с.
58. Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии - М., 1977. - 144 с.
59. Чибисова М. Ю. Этологические концепции материнства в зарубежной психологии - 2003.
60. Шмурак Ю.И. Пренатальная общность // Человек. - 1994. - с. 24-37
61. Эриксон Э. Детство и общество - СПб.: Ленато ACT, 1998. - 648 с.
62. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000-2004 с


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ