Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РИТМИКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Работа №58302

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы85
Год сдачи2020
Стоимость4360 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
470
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 9
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
1.1. Характеристика моторных навыков как психолого-педагогического феномена 13
1.2. Особенности развития моторных навыков у детей
старшего дошкольного возраста с нарушениями речи
1.3. Характеристика ритмики как средства
формирования моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи 23
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 31
Глава 2 ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ МОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ 33
2.1 Изучение уровня сформированности моторных
навыков детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи
2.2 Психолого-педагогический проект по
формированию моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ Конспекты занятий психолого-педагогического проекта по развитию
моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями
речи с использованием ритмики


Актуальность проблемы формирования моторных навыков у детей дошкольного возраста с нарушениями речи заключается в том, что развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую деятельность и подготовить ребёнка к школе.
Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких как И. П. Павлов, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия и др. Когда ребёнок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений [21, 27].
Изучение моторных навыков ребёнка и систем, обеспечивающих мышечную деятельность, актуально, потому что именно эти исследования позволяют более успешно решать задачи дальнейшего совершенствования физического воспитания и трудового обучения детей с целью подготовки молодого поколения к деятельности в различных сферах жизни.
Состояние здоровья современных детей вызывает серьезную тревогу, поэтому одной из важнейших проблем образования является формирование здорового человека на всю последующую жизнь. Система образования Российской Федерации позволяет решить эту проблему. В частности, национальный проект образования «Наша новая школа». Данный документ определяет необходимость спортивных занятий, в том числе внеурочных, реализации профилактических программ, обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни - все это будет влиять на улучшение их здоровья. Также немаловажно пробудить в детях желание заботиться о своем здоровье лично [41].
Федеральный государственный стандарт ставит перед учреждениями образования задачу введения новых технологий и методик здоровьесберегающего обучения, обеспечивающих формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью и здорового образа жизни воспитанников [1].
Именно дошкольный возраст является наиболее важным для формирования двигательных навыков и физических качеств, так как в этот период наиболее интенсивно развиваются все органы и системы. Организм ребенка представляет собой единое целое, где деятельность одних систем находится в непрерывной взаимосвязи с деятельностью других.
В дошкольном возрасте происходит формирование разных по структуре и характеру основных движений. Потребность в двигательной активности, которую проявляет ребёнок дошкольного возраста, обусловлена физиологически, вызывая положительные изменения физического и психологического развитии. Именно психофизические качества влияют не только на укрепление здоровья, но и на физическое совершенствование дошкольников.
В исследованиях Н. И. Озерецкого, Т. А. Воробьевой и др., рассматриваются особенности развития моторных навыков у дошкольников. Авторы считают, что в развитии моторики большую роль играет физическое воспитание дошкольников, которое способствует проявлению самостоятельности и активности [7].
Одним из средств развития и формирования моторных навыков у детей дошкольного возраста может быть ритмика, так как она способствует не только развитию моторных умений, но и позволяет формировать навыки здорового образа жизни ребенка.
В разработке содержания ритмики для дошкольников принимали участие Е. В. Коронова, Г. П. Лескова, П. П. Буцинская, И. Васюкова и др. [18].
Роль речи в формировании произвольных движений изучал А. Р. Лурия, который отмечал, что речь ребенка, сопровождая его двигательные реакции, упорядочивает их, преодолевает их диффузный, импульсивный характер, делает их более организованными и дифференцированными [27].
Наличие особенностей моторного развития у детей с нарушениями речи, значимость двигательной системы в нервно-психическом развитии ребенка, необходимость специальной коррекционно-педагогической работы по развитию у детей моторных навыков являются в настоящее время актуальными [30].
Выше изложенное позволило сформулировать противоречие между необходимостью формирования моторных навыков у старших дошкольников с нарушениями речи и недостаточной методической разработанностью данного процесса.
Данное противоречие позволило сформулировать проблему исследования, которая заключается в поиске средств формирования моторных навыков у старших дошкольников с нарушениями речи.
Объект исследования: формирование моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.
Предмет исследования: ритмика как средство формирования моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.
Цель исследования: выявить и теоретически обосновать возможности ритмики как средства формирования моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.
Гипотеза: вероятно, ритмика может использоваться как средство формирования моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи, поскольку:
— повторение ритмических упражнений с речевым сопровождением способствует развитию двигательных умений;
— ритмические упражнения совершенствуют статическую и динамическую координацию, ловкость, силу и скорость движений.
В соответствии с поставленной целью предстояло решить следующие задачи:
1. На основе изучения и анализа литературы
охарактеризовать особенности формирования моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.
2. Описать ритмику как средство формирования моторных
навыков у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.
3. Изучить особенности сформированности моторных
навыков у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.
4. Разработать психолого-педагогический проект по формированию моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи с использованием ритмики.
Методы исследования:
— теоретические: анализ психолого-педагогической
литературы, сравнение, обобщение;
— эмпирические: тестирование, метод анализа
педагогической и медицинской документации.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанный психолого-педагогический проект может быть использован педагогами и психологами дошкольных организаций для формирования моторных умений у старших дошкольников с нарушениями речи.
База исследования. Исследование проводилось на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 14 г. Ейска муниципального образования Ейский район. В исследовании приняли участие 5 детей старшей группы компенсирующей направленности в возрасте 7 лет, из них 1 мальчик и 4 девочки. Все старшие дошкольники имеют заключение Территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (Ейский филиал) с рекомендациями по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На основе изучения и анализа психолого-педагогической литературы мы выявили сущность основных понятий: моторика, моторные навыки, нарушения речи, ритмика, ритмические упражнения.
Моторика - это последовательность движений, которые в своей совокупности нужны для выполнения какой-либо определённой задачи.
Моторика разделяется на общую (крупную)моторику и мелкую моторику рук, артикуляционную моторику и моторику мимической мускулатуры лица.
Способность неавтоматизировано управлять движениями называется двигательным умением, а умение выполнять движения в результате повторения переходят в моторный навык [21].
Моторный навык - это развитие координации и способности ребенка выполнять сложные движения и манипулировать окружающими предметами. Большая часть моторных навыков человека формируется по мере его развития без внешнего обучения и побуждения. А. А. Толчинский выявил, что основные функции моторных навыков это: координация, ловкость, скорость и сила движений [33].
П. С. Дворкин, определил, что, недостаточность общей моторики проявляется у дошкольников с нарушениями речи чаще всего при выполнении сложных движений, требующих четкого управления ими, точной работы различных мышечных групп, правильной пространственной организации движений.
Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями ученых (И. П. Павлов, А. Р. Лурия, А. А. Леонтьев и др.) [21, 27].
Для формирования моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи широко используется ритмика, поскольку она позволяет сгладить характерные особенности своеобразия деятельности и поведения, особенности двигательной и психической сферы.
Ритмика - это комплекс упорядоченных пластичных упражнений под музыку, которые учат чувствовать ритм, развивают тело ребенка.
Выполнение ритмических упражнений способствует формированию моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста за счет четкой смены движений, соблюдения такта, развития координации, силы, ловкости. Использование при выполнении упражнений проговаривания фраз, речевок и т. д. формирует общие и речедвигательные функции детей, имеющих речевые нарушения.
Для изучения особенностей сформированности моторных навыков старших дошкольников с нарушением речи мы применили методику массового исследования моторики М. В Серебровской, которая позволяет получить информацию об особенностях статической и динамической координации, скорости и одновременности движений [33].
Таким образом, у старших дошкольников с нарушением речи в общей моторике отмечается относительно сохранная статическая координация движений. Трудности проявлялись при выполнении заданий на одновременно организованные движения и динамическую координацию.
Наибольшие трудности дети данной группы испытывали при выполнении заданий на скорость и на одновременность движений.
Со старшими дошкольниками с нарушением речи должна быть организована работа на формирование как статической, так и динамической организации движения.
Исходя из этого, был разработан психолого-педагогический проект по формированию моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. Проект состоит из 15 занятий. Выбор тем занятий обусловлен календарным планом занятий группы. Занятия проходят в игровой форме.
Практическая значимость проекта заключается в том, что он может быть использован педагогами и психологами в работе с детьми с нарушениями речи.



1. Приказ Министерства образования и науки РФ от
17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования». — М. : Центр педагогического образования, 2014. — 32 с.
Литература
3. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей [Текст] /Е. Ф Архипова. —М. : АСТ: Астрель, 2007. — 331 с.
4. Бернштейн, Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности [Текст] / Н. А Бернштейн. —М. :Медгиз, 1966. — 234 с.
5. Большакова, С. Е. Речевые нарушения и их преодоление. Сборник упражнений [Текст] /С. Е. Большакова. —М. : ТЦ Сфера, 2005. — 128 с.
6. Волкова, Л. С. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. факультетов пед. вузов[Текст] /Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. — М. : ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
7. Волосовец, Т. В. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений [Текст] / М. Ф. Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова / Под ред. Т. В. Волосовец. —М. : «Академия», 2002. — 200 с.
8. Воробьева, Т. А. Мяч и речь: Игры с мячом для развития мелкой моторики и общей моторики [Текст] / Т. А. Воробьева, О. И. Крупенчук. — СПб. : КАРО, 2003. — 276 с.
9. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский. —М. : «Лабиринт», 1999. — 234 с.
10. Гайдукевич, С. Е. Организация образовательной среды для детей с особенностями психофизического развития в условиях интегрированного обучения: учебно-методическое пособие [Текст] / С. Е Гайдукевич [и др.]; под общей редакцией С. Е. Гайдукевич, В. В. Чечетаю. —Минск : БГПУ, 2006. — 116 с.
11. Герасименко, Ю. В. Коррекция нарушений речевого
развития у детей: Автореф. дисс. ... канд.пед.наук[Текст] / Ю. В. Герасименко. — СПб. : Санкт-Петербургский
государственный университет, 2008. — 32 с.
12. Горская, Ю. В. Возрастные закономерности в сенситивные периоды развития базовых видов движений у детей с нарушениями речи в сравнении со здоровыми школьниками [Текст] / Ю. В. Горская // Теория и практика физической культуры. — 2000. — № 1. — С. 15-18.
13. Громова, О. Н. Игры-забавы по развитию мелкой моторики у детей. 50 упражнений [Текст] / О. Н. Громова, Т. А. Прокопенко. —М. :«ГНОМ и Д», 2002. — 54 с.
14. Дворкин, П. С. Физическое состояние детей 6-9 лет с тяжелыми нарушениями речи [Текст] / П. С. Дворкин // Физическое воспитание: воспитание, образование, тренировка. — 2002. — № 2 — С. 42-47.
15. Ерофеева, Т. И. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений [Текст] / Под ред. Т. И. Ерофеевой. —М. :Academia, 2000. — 344 с.
16. Кисилева, В. А. Диагностика и коррекция стертой формы дизартирии. Пособие для логопедов [Текст] / В. А. Кисилева. -М. : Школьная пресса, 2007. - 48 с.
17. Козодаева, Л. Ф., Можейко, А. В.Коррекция нарушений моторной сферы у дошкольников с задержкой психического развития посредством коррекционной ритмики [Текст] / Л. Ф. Козодаева, А. В. Можейко //. -Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина. - 2012.
- С. 378-380.
18. Коноваленко, С. В. Хлоп-топ. Нетрадиционные приемы коррекционной логопедической работы с детьми [Текст] / С. В. Коноваленко, В. В. Коноваленко. — М. : «ГНОМ», 2013. — 32 с.
19. Коронова, Е. В.Ритмическая гимнастика в детском саду [Текст] / Е. В. Коронова // Дошкольное воспитание. — 1993.— № 9 — С. 185-186.
20. Костылева, Н. Ю. Покажи и расскажи [Текст] / Н. Ю. Костылева. —М. :ТЦ СФЕРА, 2007. — 62 с.
21. Крыжановский, Г. Н. Общая патофизиология. Руководство [Текст] / Г. Н. Крыжановский. — М. : Медицина, 1997. —351 с.
22. Леонтьев, А. А. Основы психолингвистики [Текст] /
А. А. Леонтьев. —М. : Смысл, 1999. — 287 с.
23. Лескова, Г. П., Буцинская П. П., Васюкова И. Влияние ритмической гимнастики на развитие координации у детей старшего дошкольного возраста. Общеразвивающие упражнения в детском саду [Текст] / Г. П. Лескова, П. П. Буцинская, И. Васюкова. —М. : Просвещение, 1981. — 148 с.
24. Лисицкая, Т. С. Ритм+пластика[Текст] / Т. С. Лисицкая.—М. :ФиС, 1987. — 85 с.
25. Лопатина, Л. В. Изучение и коррекция нарушений психомоторики у детей с минимальными дизартрическими расстройствами [Текст] / Л. В. Лопатина // Дефектология. — 2003. — № 5. — С. 45-51.
26. Лопатина, Л. В., Серебрякова, Н. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (Коррекция стертой дизартрии) [Текст] / Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова. — СПб. : Питер, 2001. — 190 с.
27. Лопохина, И. С. Логопедия - речь, ритм, движение. Пособие для логопедов [Текст] / И. С. Лопохина. — СПб. : ДЕЛЬТА, 1997. — 245 с.
28. Лурия, А. Р. Основы нейропсихологии: Учеб.пособие для студ. высших учебных заведений [Текст] / А. Р. Лурия. — М. : «Академия», 2003. — 384 с.
29. Мастюкова, Е. М. Лечебная педагогика (ранний и
дошкольный возраст): Советы педагогам и родителям по
подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии [Текст] / Е. М. Мастюкова. —М. :Владос, 1997. — 304 с.
30. Овчинникова, Т. С. Метод коррекционной ритмики в музыкальном воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья[Текст] / Т. С. Овчинникова// Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. - Том № 3. - 2015. - С. 105-112.
31. Основы логопедической работы с детьми [Текст] / Под редакцией Г. В. Чиркиной. —М. : Педагогика, 2002. — 240 с.
32. Озерецкий, Н. Психомоторика. Методика исследования моторики. Ч. 2 [Текст] / Н. Озерецкий. — М.; Л. : Гос. мед.изд-во,1930. — 172 с.
33. Правдина, О. В. Логопедия. Учебноепособие для
студентов дефектологических факультетовпедагогических
институтов. [Текст] / О. В. Правдина. —М. : Просвещение, 1973. — 272 с.
34. Пятница, Т. В. Развивающая среда дошкольного
учреждения: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования [Текст] / Т. В. Пятница. —Мозырь : ОООИД «Белый ветер», 2008. — 291 с.
35. Рыкова, Н. А. Логопедическая ритмика. Диагностика и коррекция нарушений произвольных движений у детей, страдающих заиканием, дизартрией и другими речевыми нарушениями занятиями по логоритмике, ритмике, физкультуре. Методические рекомендации [Текст] / Н. А. Рыкова. —М. : «ГНОМ и ПРЕСС», 1998. — 153 с.
36. Толчинский, А. А. Психофизиологические испытания [Текст] / А. А. Толчинский // Жизнь связи. — 1923. — № 7. — С. 110-111.
37. Трауготт, Н. Н. Межполушарное взаимодействие при локальных, поражениях головного мозга [Текст] Н. Н. Трауготт // Нейропсихологический анализ межполушарной асимметрии мозга. - М., 1986. - С. 14-23.
38. Фомичева, М. В. Воспитание у детей правильного
звукопроизношения: практикум по логопедии, коррекции
звукопроизношения, дифференциация, постановка[Текст] / М. В. Фомичева. —М. :Просвещение, 1989. — 239 с.
39. Хватцев, М. Е. Логопедия: учебное пособие для
учащихся и преподавателей педагогических институтов [Текст] / М. Е. Хватцев. — М. :ВЛАДОС, 2009. — 272 с.
Источники из интернета
40. Влияние двигательной активности на формирование
высших психических функций ребенка [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.b17.ru/blog/60483/ (дата
обращения: 06.11.2019).
41. Назаренко, Е. В., Абашина, Н. Н. Логопедическая ритмика - эффективное средство развития и коррекции моторных функций у детей с ОНР [Электронный ресурс]/
Е. В. Назаренко, Н. Н. Абашина // Сборник XI Международной научно-практической конференции. — М. : «Олимп», 2016. — С. 645-648. — Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?
id=26333337 (дата обращения: 06.11.2019).
42. Сейтвелиева, Э. Э. Ритмическая гимнастика как эффективное средство развития координации детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Э. Э. Сейветлиева // Молодой ученый. — 2016. — № 6. — С. 807-809. - Режим доступа: https://moluch.ru/archive/110/27086/ (дата обращения: 04.11.2019).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ