КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ КАЗАНИ В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ И ЕЕ ОТРАЖЕНИЕ НА СТРАНИЦАХ ГАЗЕТЫ «КАЗАНСКИЙ ТЕЛЕГРАФ»
|
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1. ИЗ ИСТОРИИ КАЗАНСКОГО
ТЕЛЕГРАФА 9
РАЗДЕЛ 2. МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ И КУЛЬТУРНО-МАССОВЫЕ
МЕРОПРИЯТИЯ НАКАНУНЕ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ
ВОЙНЫ 25
РАЗДЕЛ 3. ТЕАТР В КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ
КАЗАНИ 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И
ЛИТЕРАТУРЫ 53
РАЗДЕЛ 1. ИЗ ИСТОРИИ КАЗАНСКОГО
ТЕЛЕГРАФА 9
РАЗДЕЛ 2. МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ И КУЛЬТУРНО-МАССОВЫЕ
МЕРОПРИЯТИЯ НАКАНУНЕ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ
ВОЙНЫ 25
РАЗДЕЛ 3. ТЕАТР В КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ
КАЗАНИ 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И
ЛИТЕРАТУРЫ 53
Актуальность темы исследования.
На современном этапе развития отечественной культуры изменяются устоявшиеся мировоззренческие стереотипы, духовные ценности, ментальность общества Отечественная культура испытывает на себе влияние новых социально - экономических и политических условий, что не может не отразиться на развитии и содержании отдельных ее направлений. Одним из таких периодов в истории России является период первой мировой войны с последовавшими революциями, внесший серьезны, а подчас и коренные перемены в развитие отдельных направлений культуры, в частности на территории Среднего Поволжья.
Первая мировая война повлекла за собой изменения социальнополитического, социально-экономического характера, психологии общества Философско-историческое осмысление вопроса о роли войны в развитии культуры, влиянии на ее состояние поможет выяснить, каким образом экстремальные условия определяют упадок или расцвет культуры, деформацию сфер культуры в иное качество, могут ли традиционные механизмы культуры поддерживать в обществе культурные начала Актуальной на данном историческом отрезке времени становится проблема возрождения благотворительности, являющейся частью духовной культуры общества Уроки, извлеченные из анализа данных проблем, дадут возможность современному обществу сохранить лучшие культурные традиции в условиях социально-политических, экономических и идеологических катаклизмов.
Столица Республики Татарстан является одним из крупных городов России, известных своими культурными традиционными учреждениями, многими выдающимися достижениями в области науки, культуры, искусства.
Одним из наименее изученных направлений в истории культурной жизни города Казани является проблема роли театра, кино и музыки в
общественно-политической и культурной жизни города в годы первой мировой войны. Изучение истории театров и музыкальной жизни тем более важно, что они являются уникальными общественными институтами, посредством которых осуществляется передача последующим поколениям людей опыта, материального и духовного наследия через памятники культуры и искусства. Вместе с тем театр и музыка - зрелища в целом - в конкретной исторической обстановке играют существенную роль не только в развитии культуры, но и в общественно-политической жизни.
Объектом научно-исследовательской работы является культурная жизнь г. Казани накануне и в годы первой мировой войны.
Предметом становится изучение деятельность театральных, музыкальных коллективов и кинематографа г. Казани в годы первой мировой войны.
Цель бакалаврской работы - исследование развития культурной жизни Казани в годы первой мировой войны.
Исходя из цели, основными задачами научно-исследовательской работы становятся:
1. Рассмотреть историю газеты «Казанский телеграф».
2. Охарактеризовать музыкальную жизнь и культурно-массовые мероприятия накануне первой мировой войны
3. Изучить театральное искусство в культурной жизни казани в указанный период.
Хронологические рамки исследования определяются объектом и предметом диссертационной работы и охватывают период с начала 1914 года до весны 1918 года. Он включает мирные предвоенные месяцы 1914 года, годы первой мировой войны и революции 1917 года. Этот этап сопровождался социально-политическими, экономическими, общественноидеологическими потрясениями, наложившими отпечаток на эмоционально- мировоззренческую, интеллектуальную жизнь общества, сформировавшими новые морально-эстетические идеалы, оказавшими влияние на развитие
различных сфер культуры Выбранный хронологический период позволяет проследить динамику развития и трансформации культуры под влиянием эпохальных исторических событий.
Территориальные рамки исследования включают в себя территорию Казанской губернии и Казани начала XX века.
Теоретико-методологической основой научно-исследовательской работы стали как общенаучные методы (анализ и синтез, индукция и дедукция, измерение и моделирование, динамика и статика), так и специально-исторические.
Сравнительно-исторический метод позволил составить объективную картину состояния культуры, выявить закономерности его эволюции.
Проблемно-хронологический метод дал возможность проследить динамику исследуемых процессов и явлений на протяжении всего исследуемого периода.
Научная новизна исследования заключается в том, что была предпринята попытка провести комплексное исследование состояния деятельности театральных и музыкальных коллективов Казани в целом, были проанализированы репертуары, выявлены особенности их деятельности в условиях первой мировой войны, смены политических режимов.
Степень изученности темы.
В отечественной и зарубежной историографии существует огромное число исследований по военной, экономической, социальной, политической истории, истории международных отношений периода первой мировой войны, истории культуры серебряного века. Однако лишь в последнее десятилетие учеными была осознана необходимость анализа всей гаммы деформаций в развитии русской культуры военного времени, выявления реакции культуры на эти деформации и определения степени влияния войны на темпы и характер развития культуры, в целом, и отдельные ее стороны и направления, в частности. Данная особенность определила тематический, а не хронологический подход к анализу историографических сочинений по теме бакалаврской работы.
Проблемы культурной жизни Казани в годы первой мировой войны по существу не изучались в отечественной историографии. Всю литературу, прямо или косвенно относящуюся к теме данного исследования можно подразделить на несколько больших групп.
К первой группе относятся работы, в которых изучаются вопросы, связанные с историей театра, кино и музыкально жизни России в целом, и Казани в частности.
Первой крупной монографией по дореволюционной истории казанских театров является работа И. Крути «Русский театр в Казани». В книге прослеживается история русского драматического театра с момента его зарождения и до начала ХХ века и преемственность в дальнейшем развитии местных театров.
Впоследствии к истории русского драматического театра в Казани, но уже в послеоктябрьский период, обратились в своей совместной монографии известные театроведы И. Ингвар и И. Илялова в работе «Русский театр в Казани». Эта работа, как и предыдущая (И. Крути), не затрагивает периода первой мировой войны. Тем не менее, книга содержит немаловажную информацию о становлении советских органов управления культурой в 19171918 гг.
Особый интерес представляет диссертационная работа Диляры Рифовны Хайрутдиновой , в которой прекрасно рассмотрена культурная жизнь Казани в годы первой мировой войны.
Ко второй группе книг относятся монографии, которые напрямую не связаны с темой исследования, но содержат отдельные важные сведения, касающиеся культурной жизни Казани в 1914-1918 гг. либо раскрывают общественно-политическую обстановку в Казани того времени, помогая
провести связь между изменениями в культурной жизни города Казани и влиянием на них важнейших политических событий, происходивших в это время как в самой Казани, так и по стране2.
Ценные сведения, касающиеся культурной жизни Казани конца 19 - первой трети 20 вв., в частности, развития татарской культуры, а также роли Казанского университета как центра культурной и общественной жизни края в это время, содержатся в трудах академика Р.И. Нафигова и профессора С.М. Михайловой.
Из категории справочной литературы отметим «Энциклопедический
-5
словарь» Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона, русскоязычный справочник по военной истории выпущенный в преддверии Первой мировой войны «Военная энциклопедия» В.Ф.Новицкого, «Большая советская энциклопедия» и «Словарь - справочник Российское общество Красного Креста» И.В. Карпеева.
Источниковую базу исследования составил комплекс материалов периодической печати в годы первой мировой войны, а анализ материалов периодических изданий, прежде всего популярной у казанцев газеты «Казанский телеграф» , в которой освещается культурная жизнь города за период с января по август 1914 года. Рассмотрено творческое наследие основных сотрудников литературно-критического отдела газеты, воссоздана и проанализирована целостная система взглядов на литературный процесс ведущего критика «Казанского телеграфа» А.С. Рождествина, с учетом его личностных качеств, художественных и эстетических взглядов, исторических и социально-политических условий, закономерностей и общих направлений литературного процесса конца XIX - начала XX вв. Существенной новизной исследования явилась постановка проблемы соотношения общероссийского, регионального и национального аспектов литературного движения на страницах «Телеграфа», изучение специфики критического анализа произведений драматургии.
Выявленные и проанализированные источники позволяют решить поставленные в исследовании задачи.
Практическая значимость. Материалы работы могут быть использованы при написании справочных изданий, в преподавании курсов отечественной истории и историографии, истории науки, в создании обобщающих исследований, при разработке спецкурсов, а также при подготовке учебных пособий по соответствующим курсам.
Структура работы построена в соответствии с целью и задачами студенческой научно-исследовательской работы. В структуру исследования положен проблемно-хронологический принцип. Работа состоит из введения, 3 разделов, заключения, списка использованных источников и литературы.
Во введении обосновывается актуальность исследования, определяются объект, предмет, цель и задачи работы, степень изученности темы, характеризуется источниковедческая база исследования.
В заключении делаются общие выводы изучения культурной жизни Казани в годы первой мировой войны.
На современном этапе развития отечественной культуры изменяются устоявшиеся мировоззренческие стереотипы, духовные ценности, ментальность общества Отечественная культура испытывает на себе влияние новых социально - экономических и политических условий, что не может не отразиться на развитии и содержании отдельных ее направлений. Одним из таких периодов в истории России является период первой мировой войны с последовавшими революциями, внесший серьезны, а подчас и коренные перемены в развитие отдельных направлений культуры, в частности на территории Среднего Поволжья.
Первая мировая война повлекла за собой изменения социальнополитического, социально-экономического характера, психологии общества Философско-историческое осмысление вопроса о роли войны в развитии культуры, влиянии на ее состояние поможет выяснить, каким образом экстремальные условия определяют упадок или расцвет культуры, деформацию сфер культуры в иное качество, могут ли традиционные механизмы культуры поддерживать в обществе культурные начала Актуальной на данном историческом отрезке времени становится проблема возрождения благотворительности, являющейся частью духовной культуры общества Уроки, извлеченные из анализа данных проблем, дадут возможность современному обществу сохранить лучшие культурные традиции в условиях социально-политических, экономических и идеологических катаклизмов.
Столица Республики Татарстан является одним из крупных городов России, известных своими культурными традиционными учреждениями, многими выдающимися достижениями в области науки, культуры, искусства.
Одним из наименее изученных направлений в истории культурной жизни города Казани является проблема роли театра, кино и музыки в
общественно-политической и культурной жизни города в годы первой мировой войны. Изучение истории театров и музыкальной жизни тем более важно, что они являются уникальными общественными институтами, посредством которых осуществляется передача последующим поколениям людей опыта, материального и духовного наследия через памятники культуры и искусства. Вместе с тем театр и музыка - зрелища в целом - в конкретной исторической обстановке играют существенную роль не только в развитии культуры, но и в общественно-политической жизни.
Объектом научно-исследовательской работы является культурная жизнь г. Казани накануне и в годы первой мировой войны.
Предметом становится изучение деятельность театральных, музыкальных коллективов и кинематографа г. Казани в годы первой мировой войны.
Цель бакалаврской работы - исследование развития культурной жизни Казани в годы первой мировой войны.
Исходя из цели, основными задачами научно-исследовательской работы становятся:
1. Рассмотреть историю газеты «Казанский телеграф».
2. Охарактеризовать музыкальную жизнь и культурно-массовые мероприятия накануне первой мировой войны
3. Изучить театральное искусство в культурной жизни казани в указанный период.
Хронологические рамки исследования определяются объектом и предметом диссертационной работы и охватывают период с начала 1914 года до весны 1918 года. Он включает мирные предвоенные месяцы 1914 года, годы первой мировой войны и революции 1917 года. Этот этап сопровождался социально-политическими, экономическими, общественноидеологическими потрясениями, наложившими отпечаток на эмоционально- мировоззренческую, интеллектуальную жизнь общества, сформировавшими новые морально-эстетические идеалы, оказавшими влияние на развитие
различных сфер культуры Выбранный хронологический период позволяет проследить динамику развития и трансформации культуры под влиянием эпохальных исторических событий.
Территориальные рамки исследования включают в себя территорию Казанской губернии и Казани начала XX века.
Теоретико-методологической основой научно-исследовательской работы стали как общенаучные методы (анализ и синтез, индукция и дедукция, измерение и моделирование, динамика и статика), так и специально-исторические.
Сравнительно-исторический метод позволил составить объективную картину состояния культуры, выявить закономерности его эволюции.
Проблемно-хронологический метод дал возможность проследить динамику исследуемых процессов и явлений на протяжении всего исследуемого периода.
Научная новизна исследования заключается в том, что была предпринята попытка провести комплексное исследование состояния деятельности театральных и музыкальных коллективов Казани в целом, были проанализированы репертуары, выявлены особенности их деятельности в условиях первой мировой войны, смены политических режимов.
Степень изученности темы.
В отечественной и зарубежной историографии существует огромное число исследований по военной, экономической, социальной, политической истории, истории международных отношений периода первой мировой войны, истории культуры серебряного века. Однако лишь в последнее десятилетие учеными была осознана необходимость анализа всей гаммы деформаций в развитии русской культуры военного времени, выявления реакции культуры на эти деформации и определения степени влияния войны на темпы и характер развития культуры, в целом, и отдельные ее стороны и направления, в частности. Данная особенность определила тематический, а не хронологический подход к анализу историографических сочинений по теме бакалаврской работы.
Проблемы культурной жизни Казани в годы первой мировой войны по существу не изучались в отечественной историографии. Всю литературу, прямо или косвенно относящуюся к теме данного исследования можно подразделить на несколько больших групп.
К первой группе относятся работы, в которых изучаются вопросы, связанные с историей театра, кино и музыкально жизни России в целом, и Казани в частности.
Первой крупной монографией по дореволюционной истории казанских театров является работа И. Крути «Русский театр в Казани». В книге прослеживается история русского драматического театра с момента его зарождения и до начала ХХ века и преемственность в дальнейшем развитии местных театров.
Впоследствии к истории русского драматического театра в Казани, но уже в послеоктябрьский период, обратились в своей совместной монографии известные театроведы И. Ингвар и И. Илялова в работе «Русский театр в Казани». Эта работа, как и предыдущая (И. Крути), не затрагивает периода первой мировой войны. Тем не менее, книга содержит немаловажную информацию о становлении советских органов управления культурой в 19171918 гг.
Особый интерес представляет диссертационная работа Диляры Рифовны Хайрутдиновой , в которой прекрасно рассмотрена культурная жизнь Казани в годы первой мировой войны.
Ко второй группе книг относятся монографии, которые напрямую не связаны с темой исследования, но содержат отдельные важные сведения, касающиеся культурной жизни Казани в 1914-1918 гг. либо раскрывают общественно-политическую обстановку в Казани того времени, помогая
провести связь между изменениями в культурной жизни города Казани и влиянием на них важнейших политических событий, происходивших в это время как в самой Казани, так и по стране2.
Ценные сведения, касающиеся культурной жизни Казани конца 19 - первой трети 20 вв., в частности, развития татарской культуры, а также роли Казанского университета как центра культурной и общественной жизни края в это время, содержатся в трудах академика Р.И. Нафигова и профессора С.М. Михайловой.
Из категории справочной литературы отметим «Энциклопедический
-5
словарь» Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона, русскоязычный справочник по военной истории выпущенный в преддверии Первой мировой войны «Военная энциклопедия» В.Ф.Новицкого, «Большая советская энциклопедия» и «Словарь - справочник Российское общество Красного Креста» И.В. Карпеева.
Источниковую базу исследования составил комплекс материалов периодической печати в годы первой мировой войны, а анализ материалов периодических изданий, прежде всего популярной у казанцев газеты «Казанский телеграф» , в которой освещается культурная жизнь города за период с января по август 1914 года. Рассмотрено творческое наследие основных сотрудников литературно-критического отдела газеты, воссоздана и проанализирована целостная система взглядов на литературный процесс ведущего критика «Казанского телеграфа» А.С. Рождествина, с учетом его личностных качеств, художественных и эстетических взглядов, исторических и социально-политических условий, закономерностей и общих направлений литературного процесса конца XIX - начала XX вв. Существенной новизной исследования явилась постановка проблемы соотношения общероссийского, регионального и национального аспектов литературного движения на страницах «Телеграфа», изучение специфики критического анализа произведений драматургии.
Выявленные и проанализированные источники позволяют решить поставленные в исследовании задачи.
Практическая значимость. Материалы работы могут быть использованы при написании справочных изданий, в преподавании курсов отечественной истории и историографии, истории науки, в создании обобщающих исследований, при разработке спецкурсов, а также при подготовке учебных пособий по соответствующим курсам.
Структура работы построена в соответствии с целью и задачами студенческой научно-исследовательской работы. В структуру исследования положен проблемно-хронологический принцип. Работа состоит из введения, 3 разделов, заключения, списка использованных источников и литературы.
Во введении обосновывается актуальность исследования, определяются объект, предмет, цель и задачи работы, степень изученности темы, характеризуется источниковедческая база исследования.
В заключении делаются общие выводы изучения культурной жизни Казани в годы первой мировой войны.
Первая мировая война, по крайней мере, в период 1914-1916 годов, играла определяющую роль в духовной жизни общества, формируя специфические мировоззренческие позиции и эмоциональные отношения. Основными чертами мировоззрения, сформированными под влиянием первой мировой войны, являлись: патриотизм, братское отношение к народам - союзникам в войне, неприязнь к представителям народа, ассоциирующегося с государством - врагом в ходе первой мировой войны, сострадание, желание обязательно принять участие в оказании помощи ближнему, пострадавшему от военных действий, от тягот военного времени, стереотипность мышления, выработанная под воздействием источников массовой пропаганды, яркость эмоциональных переживаний (например, ненависть, радость, трагизм).
Военная тема находила свое отражение в интеллектуальном и художественном сознании общества посредством чтения изданий периодической и временной печати (газет, журналов, брошюр, плакатов), прослушивания лекторских выступлений (на народных чтениях, публичных лекциях), просмотра художественных зрелищ (кинолент, спектаклей, концертов), тематика и сюжеты которых были связаны с войной. В изданиях периодической и временной печати, цирковых и комических представлениях обычным явлением с началом первой мировой войны становится сатира в адрес Германии и ее союзников, в театральном и кино - репертуаре присутствуют постановки, в основе сюжета которых лежит военная тема Художественными средствами с использованием фильмов, плакатов, лубка проставлялись подвиги российской и союзнической армий.
В период первой мировой войны сформировалось специфическое, массовое, интеллектуальное и художественное сознание средне-волжского общества.
На протяжении всего времени издания газеты тиражи «Казанского Телеграфа», как правило, превосходили тиражи современных ему казанских повременных изданий. Так, например, в 1898 г. ежедневно выходило 3,4 тысячи экземпляров, в 1900 г. — более 4,6 тысяч, а к 1915 г. — более 7 тысяч. Однако, начиная с 1915 г., тираж «Казанского Телеграфа» начал резко снижаться, упав в 1915 — 1916 гг. с 7,3 до 4,2 тысячи экземпляров. Причём, это происходило на фоне столь же резкого увеличения тиражей основных местных либеральных газет.
Начавшаяся в феврале 1917 г. революционная смута окончательно похоронила «Казанский Телеграф», продержавшийся после падения монархии всего несколько дней. Последний 7103 номер газеты вышел 11 марта 1917 г. Редакционный архив «Казанского Телеграфа»
не сохранился.
Что касается благотворительных концертов, то особенно
многочисленными они становятся в годы войны и в первые революционные годы: не проходило ни одного дня без благотворительных мероприятий в чью-либо пользу (чаще всего в пользу городских госпиталей, семей военнослужащих, инвалидов войны и Общества Красного Креста).
Таковы были основные события музыкальной жизни Казани с конца XIX в. до начала первой мировой войны. Музыка играет значительную роль в культурной жизни города накануне войны, являясь существенной составляющей духовной жизни казанцев. Многочисленные симфонические, народные, патриотические, духовные и им подобные концерты для большинства соотечественников были необходимым средством восстановления душевных сил и укрепления патриотического духа. Они стали хорошей традицией и сыграли свою роль в дальнейшем культурном развитии российского общества.
Театральная жизнь Казани накануне первой мировой войны была весьма насыщенной и разнообразной, театр все еще оставался основным, главным развлечением российской публики, и Казань не была в этом плане исключением.
Казанские театры всегда были лучшими театрами провинциальной России, а казанская публика была достаточно избалованной вниманием знаменитостей и слыла кузницей лучших российских актерских кадров. Театр всегда идет за публикой, за ее вкусами и пристрастиями, и Казанские театры в этом плане не были исключением. Публика требовала развлечений - и театр развлекал! Поэтому для театральных представлений начала ХХ века характерны преобладание так называемого «легкого жанра», который пользовался у публики наибольшим спросом.
Таково было положение театральных дел накануне начала военных событий 1914 года. Война многое изменит и в пристрастиях людей ив их менталитете, но это будет позже, а пока публика развлекалась.
Военная тема находила свое отражение в интеллектуальном и художественном сознании общества посредством чтения изданий периодической и временной печати (газет, журналов, брошюр, плакатов), прослушивания лекторских выступлений (на народных чтениях, публичных лекциях), просмотра художественных зрелищ (кинолент, спектаклей, концертов), тематика и сюжеты которых были связаны с войной. В изданиях периодической и временной печати, цирковых и комических представлениях обычным явлением с началом первой мировой войны становится сатира в адрес Германии и ее союзников, в театральном и кино - репертуаре присутствуют постановки, в основе сюжета которых лежит военная тема Художественными средствами с использованием фильмов, плакатов, лубка проставлялись подвиги российской и союзнической армий.
В период первой мировой войны сформировалось специфическое, массовое, интеллектуальное и художественное сознание средне-волжского общества.
На протяжении всего времени издания газеты тиражи «Казанского Телеграфа», как правило, превосходили тиражи современных ему казанских повременных изданий. Так, например, в 1898 г. ежедневно выходило 3,4 тысячи экземпляров, в 1900 г. — более 4,6 тысяч, а к 1915 г. — более 7 тысяч. Однако, начиная с 1915 г., тираж «Казанского Телеграфа» начал резко снижаться, упав в 1915 — 1916 гг. с 7,3 до 4,2 тысячи экземпляров. Причём, это происходило на фоне столь же резкого увеличения тиражей основных местных либеральных газет.
Начавшаяся в феврале 1917 г. революционная смута окончательно похоронила «Казанский Телеграф», продержавшийся после падения монархии всего несколько дней. Последний 7103 номер газеты вышел 11 марта 1917 г. Редакционный архив «Казанского Телеграфа»
не сохранился.
Что касается благотворительных концертов, то особенно
многочисленными они становятся в годы войны и в первые революционные годы: не проходило ни одного дня без благотворительных мероприятий в чью-либо пользу (чаще всего в пользу городских госпиталей, семей военнослужащих, инвалидов войны и Общества Красного Креста).
Таковы были основные события музыкальной жизни Казани с конца XIX в. до начала первой мировой войны. Музыка играет значительную роль в культурной жизни города накануне войны, являясь существенной составляющей духовной жизни казанцев. Многочисленные симфонические, народные, патриотические, духовные и им подобные концерты для большинства соотечественников были необходимым средством восстановления душевных сил и укрепления патриотического духа. Они стали хорошей традицией и сыграли свою роль в дальнейшем культурном развитии российского общества.
Театральная жизнь Казани накануне первой мировой войны была весьма насыщенной и разнообразной, театр все еще оставался основным, главным развлечением российской публики, и Казань не была в этом плане исключением.
Казанские театры всегда были лучшими театрами провинциальной России, а казанская публика была достаточно избалованной вниманием знаменитостей и слыла кузницей лучших российских актерских кадров. Театр всегда идет за публикой, за ее вкусами и пристрастиями, и Казанские театры в этом плане не были исключением. Публика требовала развлечений - и театр развлекал! Поэтому для театральных представлений начала ХХ века характерны преобладание так называемого «легкого жанра», который пользовался у публики наибольшим спросом.
Таково было положение театральных дел накануне начала военных событий 1914 года. Война многое изменит и в пристрастиях людей ив их менталитете, но это будет позже, а пока публика развлекалась.
Подобные работы
- ПРЕСТУПНОСТЬ В КАЗАНИ В 1917 ГОДУ (ПО МАТЕРИАЛАМ МЕСТНОЙ ПЕРИОДИКИ)
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018



