Введение 3
Глава I. Основные теоретические положения 5
1.1. Методологическая база 5
1.2. Степень разработанности проблемы 7
1.3. Обзор эмпирических методов 9
1.3.1. Методы определения читательского опыта 14
1.3.2. Методы определения вовлечённости 16
Глава II Эмпирическое исследование взаимосвязи уровня читательского опыта с характеристиками восприятия художественного текста 18
2.1. Цели и задачи исследования 18
2.2. Обоснование гипотезы 18
2.3. Метод определения читательского опыта 19
2.4. Метод определения степени вовлечённости 21
2.5. Ход исследования и анализ полученных результатов 23
Заключение 26
Приложения 28
Список использованных источников 36
Выпускная квалификационная работа посвящена проблеме роли читателя в художественном произведении.
На сегодняшний день тематика взаимодействия «читатель-текст» становится все более значимой. Это тесно связано с необходимостью прояснить спорные вопросы о том, какие когнитивные механизмы задействованы в восприятии художественного (fiction) текста и какие закономерности можно выявить в их функционировании.
Теоретико-методологическим основанием исследования явился эмпирический подход к исследованию литературы, так его специфика предоставляет широкие возможности для сбора информации и анализа в этом поле.
Новизна настоящей работы заключается в попытке применить методы эмпирического исследования литературы к материалу русского языка.
Методы исследования - анкетирование, статистический анализ.
Материалом исследования являются результаты анкетирования 48 человек в возрасте от 18 до 24 лет.
Цель выпускной квалификационной работы - выявить связь уровня читательского опыта и особенностей восприятия художественного текста.
В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:
1. адаптация метода определения читательского опыта испытуемого к
материалу русского языка;
2. адаптация метода определения степени вовлечённости в процесс чтения к
материалу русского языка;
3. анализ полученных результатов.
Структура дипломной работы определяется поставленной целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. В первой главе рассматриваются основные теоретические положения эмпирического исследования литературы: выявляются ее направления, раскрываются ключевые понятия. Особое внимание в первой главе уделяется решению проблемы исследования роли читателя. Во второй главе представлено описание процедуры проведённого эксперимента и обработки полученных данных. В заключении приведены результаты и общие выводы по проделанной работе.
Проблема восприятия текста — одна из активно разрабатываемых в рамках подхода эмпирического исследования литературы. Исследования основываются с одной стороны на данных психологии и нейронаук, с другой — на результатах, полученных в рамках общего языкознания.
Анализ научной литературы позволяет говорить уже о сложившемся на настоящий момент направлении. Говоря о нашей проблеме на современном этапе, стоит отметить, что она представляет собой достаточно разработанную теорию, для которой характерны следующие принципы: междисциплинарность, опора на методы когнитивной психологии и нейронаук, значимость эмпирических методов. В зарубежной литературе представлен ряд исследований, направленных на решение тех или иных вопросов в рамках когнитивного литературоведения. При этом для русскоязычной науки проблема всё ещё остаётся достаточно малоизученной, поэтому анализ взаимодействия читателя и текста представляет большой научный интерес.
В соответствии с подходом эмпирического исследования литературы в работе проанализированы эмоциональные реакции читателей на художественное произведение и выявлена их взаимосвязь с уровнем читательского опыта. Проведенное исследование расширяет область существующих представлений о специфике фигуры читателя и его роли в литературном процессе. Полученные в ходе исследования данные, в свою очередь, будут способствовать дальнейшим шагам в процессе изучения функционирования нарративного взаимодействия.
Данные, представленные в работе, позволяют заявить о перспективности намеченного направления исследования. В дальнейшем исследование может быть связано с расширением круга привлекаемых методов и углублением проблематики. Так, представляется перспективным в следующих экспериментах использовать психологические тесты определения общего и эмоционального интеллекта, а также рассмотреть другие методы определения степени эмоционального реагирования.
Дипломная работа не ставит перед собой задачу определить далеко идущие выводы, а скорее является пилотным проектом, призванным наметить перспективы возможных направлений для анализа.
1. Ахапкин Д. Н. Когнитивный подход в современных исследованиях художественных текстов [Электронный ресурс] // Новое литературное обозрение. 2012. ? 114. URL: http://www.nlobooks.ru/node/2024 (дата обращения 25.03.2016).
2. Белянин В. П. Психологическое литературоведение. Текст как отражение внутренних миров автора и читателя. М.: Генезис, 2006.
3. ван Дейк Т. А., Кинч В. Стратегии понимания связного текста // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 23. Когнитивные аспекты языка. М., 1988.
4. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М: Просвещение, 1969.
5. Русские лауреаты Нобелевской премии по литературе [Электронный ресурс] URL: http://booksight.ru/russkie-laureaty-nobelevskoj-premii-po-literature (дата обращения: 12.04.2016)
6. Цурганова, Е. А. Западное литературоведение ХХ века. М: Интрада, 2004.
7. Шмид В. Нарратология. М: Языки славянской культуры, 2003.
8. Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность. Л: Наука, 1974.
9. Abrams, M. H. The Mirror and the Lamp: Romantic Theory and the Critical Tradition. Oxford University Press, 1971.
10. Andringa, E. Verbal data on literary understanding: a proposal for protocol analysis on two levels. Poetics, 19, 231-257.
11. Bortolussi, M., Dixon, P. Psychonarratology. Foundations for the Empirical Study of Literary Response. Cambridge University Press, 2003.
12. Booth, W. C. The Rhetoric of Fiction. University of Chicago Press, 1988.
13. Busselle, R., Bilandzic, H. Measuring Narrative Engagement // Wales, Media Psychology, 2009. pp. 321-347.
14. Eden K. Poetic and Legal Fiction in the Aristotelian Tradition. Princeton University Press, 2014.
15. Fish, S. Literature in the Reader: Affective Stylistics // New Literary History
16. Vol. 2, No. 1, 1970. pp. 123-62.
17. Gough, P. B., Hoover, W. A., Peterson, C. L. Some observations on a simple view of reading. Mahwah: Erlbaum, 1996.
18. Graesser, A. C. PREG: Elements of a model of question asking // Cognition & Instruction, 19, 143-175.
19. Just, M. A., Carpenter, P. A. A theory of reading: From eye fixations to comprehension. Psychological Review, 87(4), 1980. pp. 329-54.
20. Kidd D. C., Castano, E. Reading Literary Fiction Improves Theory of Mind // Science. Vol. 342. 2013. pp. 377-80.
21. Krashen, S., Haeyoung, K. The Author Recognition Test without foils as a predictor of vocabulary and cultural literacy test scores. Perceptual and Motor Skills, 1998, 87. pp. 544-46.
22. Nijhof, A. D., Willems, R. M. Simulating Fiction: Individual Differences in Literature Comprehension Revealed with fMRI. [Электронный ресурс] URL: http://journals.plos.org/plosone/article?id=10.1371/journaLpone.0116492 (Дата обращения: 19.04.2016).
23. Mar, R. A., Rain, M. Measuring reading behaviour: examining the predictive validity of print-exposure chechlists // Empirical studies of the arts, 32(1), 2014. p. 93.
24. Martinez, M. A.The reader-focalizer blend: discourse and cognition in narrative understanding [Электронный ресурс]
URL:http://www.pala.ac.uk/uploads/2/5/1/0/25105678/martinez2012.pdf (дата обращения: 22.03.2016)
25. Miall, D. S., Kuiken, D. Shifting Perspectives: Readers' Feelings and Literary Response [Электронный ресурс] URL:
https://www.ualberta.ca/~dmiall/reading/narrativ.htm (Дата обращения:
02.04.2016)
26. Miall, D. S. The Meaning of Dreams: Coleridge's Ambivalence // Studies in Romanticism, Vol. 21, No. 1,1982. pp. 57-71.
27. Nijhof, A. D., Willems, R. M. Simulating Fiction: Individual Differences in Literature Comprehension Revealed with fMRI [Электронный ресурс] URL: http://journals.plos.org/plosone/article?id=10.1371/journal.pone.0116492 (Дата обращения: 13.04.2016)
28. Oatley, K. Such stuff as dreams. London: Blackwell Publishing, 2011.
29. Richards, I. A. Practical criticism. [Электронный ресурс] URL: http://www.archive.org/details/practicalcritici030142mbp (Дата обращения:
12.04.2016)
30. Stanovich, K. E., West R., F. Exposure to print and orthographic processing // Reading Research Quarterly, Vol. 24, No. 4. 1989. pp. 402-433.
31. Stockwell, P. Cognitive Poetics: An Introduction. London: Routdelge, 2002.
32. Utell, J. Engagements with Narrative. NY: Routledge, 2016.