Введение 3
1. Теоретические аспекты формирования временных представлений 10 детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры
1.1. Понятие и сущность временных представлений дошкольников 10
1.2. Особенности формирования временных представлений у детей 15 старшего дошкольного возраста
1.3. Дидактическая игра как метод формирования временных 23 представлений дошкольников
2. Экспериментальное исследование эффективности формирования 42 временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр
2.1. Анализ уровня формирования временных представлений детей 42 старшего дошкольного возраста
2.2. Опытно-экспериментальная работа по повышению уровня 44
формирования временных представлений дошкольников с использованием дидактических игр
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 49
Заключение 52
Список использованной литературы 54
Приложения 58
Актуальность исследования. Время (наравне с пространством) является основной категорией в познании ребенком окружающего мира. Становление представлений о времени, проявляясь во множестве своих частных характеристик, происходит, во- первых, на основе опыта ориентации ребенка во времени с момента рождения по мере развития его движений, речи, знакомства с окружающим миром, а во-вторых, на основе присвоения культурных образцов социального взаимодействия, усвоения лексики и грамматики языка, соотношения мер и величин и т.д.
Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться ориентироваться во времени: определять временные промежутки и их последовательность и правильно обозначать их в своей речи, чувствовать его длительность, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.
Время воспринимается ребенком непосредственно, через
конкретизацию временных единиц и отношений в постоянно повторяющихся
явлениях жизни и деятельности. Большей точностью отличаются
представления детей о таких промежутках времени, навык различения,
которых формируется на основе личного опыта. Поэтому детей надо
знакомить с такими интервалами времени, которыми можно измерять и
определять длительность, последовательность, ритмичность их действий,
разнообразных видов деятельности. Несмотря на то, что жизнь и
деятельность детей изначально протекают во времени, представления о нем
возникают у них сравнительно поздно. Освоение детьми времени
осуществляется во взаимосвязи чувственного и логического: развитое
4
«чувство времени» предполагает знание системы единиц его измерения. Совершенствование временных ориентировок у ребенка должно строиться на прочной сенсорной основе и содержать доступные для каждого возрастного периода временные категории. Высокое качество учебно-воспитательного процесса - это, прежде всего, результат деятельности, которой можно чем-то измерить, подтвердить и оценить.
Необходимость формирования у детей первых лет жизни представлений о времени зафиксирована в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (п. 2.6):
образовательная область «Познавательное развитие» предусматривает «формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе , части и целом, пространстве и времени...)».
Вместе с тем специфические особенности времени как объективной реальности затрудняют его восприятие детьми. Время всегда в движении, течение времени всегда совершается в одном направлении - от прошлого к будущему, оно необратимо, его нельзя задержать, вернуть и «показать».
Данная проблема остается актуальной и на современном этапе развития методики формирования элементарных математических представлений. Современные стратегические цели образования акцентируют внимание на формировании творческой, самостоятельной личности, развитии её как активного субъекта собственной жизни и деятельности. В связи с этим в педагогике активно обсуждается проблема перехода от репродуктивной модели образования, обеспечивающей воспроизводство «готовых знаний», к продуктивной модели, ориентированной на активизацию познавательной деятельности обучающихся.
На социально-педагогическом уровне актуальность проблемы обусловлена тем, что современная система обучения в начальной школе предъявляет новые требования к школьнику. С точки зрения личностно-
ориентированной направленности акцентируется внимание на развитие познавательного и личностного потенциала школьника, его способностей к усвоению различных знаний. Одной из важнейших предпосылок к усвоению чтения, письма, счета является определенный уровень сформированности пространственно-временных представлений.
Наиболее востребованным становится учет индивидуальнотипологических особенностей в познавательной сфере, к которой относится пространственно-временная ориентация. На научно-теоретическом уровне актуальность исследования обусловлена тем, что в педагогической науке обсуждаются различные аспекты проблемы формирования пространственновременных представлений.
Однако при всем многообразии исследуемых проблем малоизученными остаются психолого-педагогические условия формирования пространственно - временных представлений у детей 6-7 лет.
Возможность развития пространственно-временных представлений у детей старшего дошкольного возраста педагоги связывают с разработкой и поиском новых средств, форм и методов обучения. Основными причинами несформированности пространственно-временных представлений являются: объективные - отсутствие наглядных средств, а ребенок мыслит образами;
субъективные - недостаточный жизненный опыт ребенка, особенности его мышления.
Из выше сказанного следует, что проблема формирования пространственно-временных представлений у детей старшего дошкольного возраста актуальна.
Характеризуя состояние изученности проблемы, приходится констатировать, что в педагогической литературе многие аспекты формирования пространственно-временных представлений остаются мало разработанными. Недостаточно раскрыты психолого-педагогические условия формирования у детей 6-7 лет пространственно-временных представлений.
Анализ литературы и педагогического опыта позволил определить противоречие: между необходимостью формирования у детей 6- 7 лет пространственно-временных представлений и не разработанностью психолого-педагогических условий.
По ФГОС ДО содержание образовательной работы должно обеспечивать развитие первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, и др.).
Требования ФГОС ДО к образовательной программе направлены, в том числе, и на приобретение детьми опыта в игровой деятельности. В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра. Так как именно в игре ребенок учиться обобщать и делать анализ, запоминать и припоминать то, что нужно в данный момент. Игра является особой, необходимой для гармоничного развития ребенка школой. Это самое привычное для дошкольников занятие, в котором дети могут многому научиться. Игра развивает у детей фантазию, способность концентрировать внимание.
В игре у ребенка есть полная свобода действий, в процессе которых дети учатся контролировать свои поступки, сдерживать желания, регулировать свое поведение.
Таким образом, все важнейшие психологические новообразования у детей формируются именно в игровой деятельности. В связи с этим темой нашего исследования является «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры»
Объектом исследования является процесс формирования у детей 6-7 лет пространственно-временных представлений.
В качестве предмета исследования выступает исследование роли дидактических игр в процессе формирования временных представлений детей дошкольного возраста.
Цель данного исследования: теоретически обосновать и
экспериментально проверить эффективность применения дидактических игр в процессе формирования временных представлений детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: использование дидактических игр в процессе образования способствуют повышению уровня сформированности пространственно-временных представлений у дошкольников.
С учетом цели исследования, его объекта и предмета, а также сформулированной гипотезы будут решаться следующие задачи:
1. На основе анализа психолого-педагогических исследований раскрыть и охарактеризовать процесс формирования у детей 6-7 лет пространственно-временных представлений, степень разработанности данной проблемы на современном этапе.
2. Выявить уровень сформированности у детей 6-7 лет
пространственно-временных представлений.
3. Экспериментально проверить уровень сформированности у детей 6-7 лет пространственно- временных представлений после использования в обучении дидактических игр.
В качестве методологической основы является теория системного и личностно-деятельностного подходов к изучению педагогических явлений и процессов.
Исследования процесса формирования у ребенка представлений о времени проводились как за рубежом (П. Жане, Ж. Пиаже, Н.И. Фрейлах, П. Фресс и др.), так и в отечественной педагогике (К.А. Абульханова-Славская, Е.А. Головаха, А.А. Кроник, Т.Д. Рихтерман, Е.И. Щербакова, Д.Г. Элькин и др.), однако их сравнительно немного, а различия в подходах исследователей делают затруднительным формулирование единого понимания процессов становления у ребенка данных представлений.
Вопросы содержания и методов обучения детей дошкольного возраста арифметике и формирования представлений о размерах, мерах измерения, времени и пространстве нашли отражение в передовых педагогических системах воспитания, разработанных Я.А. Коменским, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинским, Л.Н. Толстым и др. Современниками методики математического развития являются такие ученые как Р.Л. Березина, З.А. Михайлова, Р.Л. Рихтерман, А.А. Столяр, А.С. Метлина и др.
Распространенные в дошкольных учреждениях методические разработки (Л.С. Метлиной, Т.Д. Рихтерман, Е.И. Щербаковой и др.) ориентируются на опосредованное восприятие ребенком времени, через конкретизацию временных единиц и отношений в постоянно повторяющихся явлениях жизни и деятельности. При этом ведущим методом работы выступают беседы, сопровождаемые показом картинок или моделей. Исследователи и авторы адресованных воспитателям методических пособий мало внимания уделяют возможностям использования дидактических игр в процессе формирования у детей представлений о времени, хотя игра признается в ФГОС ДО (п. 2.7) в качестве основного вида деятельности воспитанников.
Анализ психолого-педагогической литературы (А.К. Бондаренко, Н.Я. Михайленко, А.И. Сорокина, Е.И. Удальцова, А.П. Усова и др.) показал, что проблема дидактических игр, изучения их сущности и структуры, генезиса и особенностей педагогического руководства является достаточно разработанной, но по-прежнему привлекающей к себе внимание научного сообщества. В отечественной дошкольной педагогике дидактическая игра рассматривается в разных контекстах: и как специфический вид детской деятельности, и как форма организации детей, и как метод, и как эффективное средство воспитания и обучения. При существующем многообразии дидактических игр, ориентированных на формирование математических представлений у детей дошкольного возраста, имеется сравнительно мало игр, способствующих развитию представлений о времени, не определены требования к их отбору, не выстроена последовательность их использования в образовательном процессе.
Методы исследования: в исследовании использовался комплекс взаимодополняющих методов: теоретические (анализ психолого
педагогической и методической литературы, программно-методической документации; систематизация, обобщение, анализ собранных данных); эмпирические (педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы; наблюдение, анализ развивающей предметно-пространственной среды); методы обработки результатов (количественный и качественный анализ полученных данных).
Теоретическая значимость исследования состоит в обосновании и характеристике психолого-педагогических условий формирования у детей 67 лет пространственно-временных представлений, описании уровней сформированности у детей 6-7 лет пространственно-временных представлений.
Практическая значимость. Разработанные психолого-педагогические условия формирования у детей 6-7 лет пространственно-временных представлений могут быть использованы в процессе преподавания курса «Теория и методика математического развития детей дошкольного возраста». В практику работы дошкольных образовательных учреждений могут быть внедрены разработанные нами психолого-педагогические условия по формированию у детей 6-7 лет пространственно-временных представлений. Результаты опытно-экспериментальной работы могут быть использованы воспитателями в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Экспериментальной базой исследования являлось муниципальное бюджетное учреждение Старотимошинский детский сад «Солнышко» Аксубаевского района РТ. На этапах исследования участвовало 42 человека: 20 детей старшего дошкольного возраста и 2 воспитателя подготовительной группы детского сада, 20 родителей.
Таким образом, выпускная квалификационная работа была посвящена формированию временных представлений у детей среднего дошкольного возраста. Мы постарались реализовать все поставленные ранее задачи:
1. Ориентировка во времени жизненно необходима ребенку. Временные представления оказывают положительное влияние на общее умственное развитие детей и являются одним из показателей их готовности к школе.
2. Несмотря на то, что жизнь и деятельность детей изначально протекают во времени, представления о нем возникают у них сравнительно поздно. Существуют многочисленные трудности при освоении ребенком временных категорий. Это связано со специфическими особенностями времени: его текучестью, необратимостью, отсутствием наглядных форм, относительностью словесных обозначений времени.
3. Освоение детьми времени осуществляется во взаимосвязи чувственного и логического: развитое «чувство времени» предполагает знание системы единиц его измерения. Совершенствование временных ориентировок у ребенка должно строиться на прочной сенсорной основе и содержать доступные для каждого возрастного периода временные категории.
4. При развитии временных представлений детей среднего дошкольного возраста можно использовать наблюдения, беседы, дидактические игры и упражнения, чтение художественных произведений.
Ориентировка во времени - это развитие «чувства времени» на основе ознакомления детей с единицами его измерения.
Таким образом, анализ результатов констатирующего исследования
позволил нам обнаружить в целом низкий уровень развития пространственно
- временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. Однако
мы выяснили, что у детей есть потребность, стремление познавать
62
окружающий мир, найти свое место в нем. Дети понимают ценность времени и пространства, в котором они живут, которое принадлежит им, но с трудом понимают значимость прошлого опыта людей и того времени, в котором они жили. Им легче ориентироваться в реальном времени и пространстве. Однако наличие детей со среднем уровнем представлений о времени и пространстве позволяют предположить, что возможно у детей сформировать точные соответствующие представления о разнообразных характеристиках времен и пространства и его ценности в жизнедеятельности людей. Но для этого в дошкольном учреждении должны быть созданы определенные условия.
Опытно-экспериментальным путём апробировали комплекс дидактических игр по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. Выявили положительную динамику освоения образовательного материала путем систематического использования дидактических игр в работе с дошкольниками.
Таким образом, итоги нашей опытно-исследовательской работы подтвердили гипотезу выпускной квалификационной работы.
1. «Концепция развития математического образования в Российской Федерации» до 2020 года [Текст] от 24.12.2013 г. № 2506-р
2. ФГОС дошкольного образования от 17.1.2013 №1155 3. Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации" № 273 ФЗ [ЭОР] : http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/
3. Аблитарова, А.Р. Пространственно-временные представления и особенности их формирования у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / А.Р. Аблитарова, Н.В. Кондрашова // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф. - СПб.: Заневская площадь, 2014. - С. 55-59.
4. Арапова-Пискарёва, Н.А. Формирование элементарных
математических представлений в детском саду: программа и методические рекомендации [Текст] / Н.А. Арапова - Пискарёва. - М.: Мозаика - Синтез,
2012. - 393 c.
5. Аблитарова А. Р. Пространственно -временные представления и особенности их формирования у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / А. Р. Аблитарова, Н. В. Кондрашова // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. —59 с
6. Амихлина Т. В. Формирование представлений у детей старшего дошкольного возраста, как одной из формы мыслительной деятельности. Методическая разработка. 21.03.2012. 2.Фадеева Н. К. Элементы педагогической системы М. Монтессори» статья от 19.01.2014.
7. Белошистая, А.В. Математическое развитие и математическое образование дошкольников [Текст] / А.В. Белошистая // Журн. Современный детский сад . - 2009. - № 3. - С. 16-25.
8. Бережнова, О.В. Проектирование образовательной деятельности в детском саду: современные подходы [Текст] / О.В. Бережнова, Л.Л. Тимофеева// Методическое пособие. - М.: Цветной мир, 2013.- 144 с.
9. Богуславская, З.М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста [Текст] / З.М. Богуславская, Е.О Смирнова. - М.: Просвещение, 1991
10. Бордовская, Н.В. Современные образовательные технологии [Текст]: учебное пособие / Н.В. Бордовская. - М.: КНОРУС, 2010
11. Венгер, Л.А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка. Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста [Текст] / Л.А. Венгер. - М., 1978.
12. Веракса, Н.Е. Перспективное планирование воспитательнообразовательного процесса по программе «От рождения до школы». Подготовительная группа [Текст] / Н.Е. Веракса.- Волгоград: Учитель, 2012. - 169 с.
13. Выготский, Л.С. О связи между трудовой деятельностью и интеллектуальным развитием ребенка [Текст] / Л.С. Выготский // Журн. Дефектология. -1966.- № 6.- С. 12.
14. Габова, М.А. Математическое развитие детей дошкольного
возраста: теория и технологии: учебное пособие [ЭОР] / М.А. Габова. - М.: Директ- Медиа, 2014. - 534 с.
http://biblioclub.ruindex.php?page=book&id=239494.
15. Гильманова Л.В. Формирование временных представлений детей дошкольного возраста / под ред. Л.В.Гильмановой, Л.А.Штягиной, Н.А.Штягиной // Вопросы дошкольной педагогики. - 2015. - № 2. - С.57-60.
16. Гогоберидзе А.Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / под ред. А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцевой.- СПб.: Питер, 2013.
17. Еник, О.А. Теоретические основы формирования элементарных математических представлений у дошкольников [Текст] / О.А. Еник, Н.В.
Мкртычева // Учебно-методические пособие для преподавателей и студентов факультетов дошкольного воспитания.- СПб.: Тольятти, изд-во Фонда «Развитие через образование», 2000.
18. Зверева, О.Л. Общение педагога с родителями в ДОУ [Текст] /
О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. - М., 2010. - С. 11-15
19. Звонова Е.В. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. Вестник Российского нового университета. 2011. № 1.
20. Иванов, М.В. Пространственные представления при нормативном и нарушенном развитии [Текст] / М.В. Иванов // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского.- 2012 .- №28. - С. 245-248
21. Комарова, О.А. Актуальность создания благоприятной
развивающей среды дошкольного образования [Текст] / О.А. Комарова, Т.П. Авдулова // Журн. Старший воспитатель. - 2014. - №8. - С. 4-60.
22. Карабанова, О.А. Организация развивающей предметно пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО [Текст]: метод. рекомендации для пед. работников / О.А. Карабанова и др. - М.: Фед. инс- т развития обр-я, 2014. - 96 с.
23. Коновалова О.В. Классификация дидактических игр как
теоретическая основа их выбора и практического применения /
О.В.Коновалова // Педагоги- ка: традиции и инновации: материалы 5 междунар. научн. конф. (г.Челябинск, июнь 2014).- Челябинск: Два
комсомольца, 2014. - С.35-36
24. Микляева, Н.В. Инновации в детском саду [Текст] / Н.В. Микляева.-М.: Перспектива, 2011.-289 с.
25. Микляева, Н.В. Теория и технология развития математических
представлений у детей [Текст]: учеб. для студ. учреждений высш.
образования / Н.В.Микляева, Ю.В.Микляева. - М.: изд.центр «Академия», 2014. - 352 с. - (Сер. Бакалавриат).
26. Мусейибова, Т.А. О содержании и системе работы по развитию пространственных ориентировок у дошкольников [Текст] / Т.А. Мусейибова // Журн. Дошкольное воспитание. -1973. - №9.
27. Морозова Я.В. Формирование временных представлений дошкольников старшего возраста способом моделирования // Научное сообщество студентов XXI столетия. гуманитарные науки: сб. ст. по мат. XIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(19). URL: http://sibac.info/archive /guman/4(19).pdf (дата обращения: 18.04.2017)
28. Нищева, Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физминуток, пальчиковой гимнастики [Текст] / Н.В. Нищева. - СПб., 2014 112
29. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: Мозаика - Синтез, 2014. - 352 с.
30. Степанова, Е.Н. Организация процесса воспитания детей [Текст]/ Е.Н. Степанова // Современные подходы, формы и методы - М.: Педагогический поиск, 2013
31. Сунцова, А.В. Изучаем пространство: лево-право, верх-низ, близко- далеко [Текст] / А.В. Сунцова, С.В. Курдюкова. - М.: Эксмо, 2010.
32. Федина, Н.В. Психология образования в поликультурном пространстве [Текст] / Н.В. Федина.-М., 2010