РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
|
Введение 3
1. Теоретические аспекты формирования временных представлений 10 детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры
1.1. Понятие и сущность временных представлений дошкольников 10
1.2. Особенности формирования временных представлений у детей 15 старшего дошкольного возраста
1.3. Дидактическая игра как метод формирования временных 23 представлений дошкольников
2. Экспериментальное исследование эффективности формирования 42 временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр
2.1. Анализ уровня формирования временных представлений детей 42 старшего дошкольного возраста
2.2. Опытно-экспериментальная работа по повышению уровня 44
формирования временных представлений дошкольников с использованием дидактических игр
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 49
Заключение 52
Список использованной литературы 54
Приложения 58
1. Теоретические аспекты формирования временных представлений 10 детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры
1.1. Понятие и сущность временных представлений дошкольников 10
1.2. Особенности формирования временных представлений у детей 15 старшего дошкольного возраста
1.3. Дидактическая игра как метод формирования временных 23 представлений дошкольников
2. Экспериментальное исследование эффективности формирования 42 временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр
2.1. Анализ уровня формирования временных представлений детей 42 старшего дошкольного возраста
2.2. Опытно-экспериментальная работа по повышению уровня 44
формирования временных представлений дошкольников с использованием дидактических игр
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 49
Заключение 52
Список использованной литературы 54
Приложения 58
Актуальность исследования. Время (наравне с пространством) является основной категорией в познании ребенком окружающего мира. Становление представлений о времени, проявляясь во множестве своих частных характеристик, происходит, во- первых, на основе опыта ориентации ребенка во времени с момента рождения по мере развития его движений, речи, знакомства с окружающим миром, а во-вторых, на основе присвоения культурных образцов социального взаимодействия, усвоения лексики и грамматики языка, соотношения мер и величин и т.д.
Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться ориентироваться во времени: определять временные промежутки и их последовательность и правильно обозначать их в своей речи, чувствовать его длительность, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.
Время воспринимается ребенком непосредственно, через
конкретизацию временных единиц и отношений в постоянно повторяющихся
явлениях жизни и деятельности. Большей точностью отличаются
представления детей о таких промежутках времени, навык различения,
которых формируется на основе личного опыта. Поэтому детей надо
знакомить с такими интервалами времени, которыми можно измерять и
определять длительность, последовательность, ритмичность их действий,
разнообразных видов деятельности. Несмотря на то, что жизнь и
деятельность детей изначально протекают во времени, представления о нем
возникают у них сравнительно поздно. Освоение детьми времени
осуществляется во взаимосвязи чувственного и логического: развитое
4
«чувство времени» предполагает знание системы единиц его измерения. Совершенствование временных ориентировок у ребенка должно строиться на прочной сенсорной основе и содержать доступные для каждого возрастного периода временные категории. Высокое качество учебно-воспитательного процесса - это, прежде всего, результат деятельности, которой можно чем-то измерить, подтвердить и оценить.
Необходимость формирования у детей первых лет жизни представлений о времени зафиксирована в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (п. 2.6):
образовательная область «Познавательное развитие» предусматривает «формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе , части и целом, пространстве и времени...)».
Вместе с тем специфические особенности времени как объективной реальности затрудняют его восприятие детьми. Время всегда в движении, течение времени всегда совершается в одном направлении - от прошлого к будущему, оно необратимо, его нельзя задержать, вернуть и «показать».
Данная проблема остается актуальной и на современном этапе развития методики формирования элементарных математических представлений. Современные стратегические цели образования акцентируют внимание на формировании творческой, самостоятельной личности, развитии её как активного субъекта собственной жизни и деятельности. В связи с этим в педагогике активно обсуждается проблема перехода от репродуктивной модели образования, обеспечивающей воспроизводство «готовых знаний», к продуктивной модели, ориентированной на активизацию познавательной деятельности обучающихся.
На социально-педагогическом уровне актуальность проблемы обусловлена тем, что современная система обучения в начальной школе предъявляет новые требования к школьнику. С точки зрения личностно-
ориентированной направленности акцентируется внимание на развитие познавательного и личностного потенциала школьника, его способностей к усвоению различных знаний. Одной из важнейших предпосылок к усвоению чтения, письма, счета является определенный уровень сформированности пространственно-временных представлений.
Наиболее востребованным становится учет индивидуальнотипологических особенностей в познавательной сфере, к которой относится пространственно-временная ориентация. На научно-теоретическом уровне актуальность исследования обусловлена тем, что в педагогической науке обсуждаются различные аспекты проблемы формирования пространственновременных представлений.
Однако при всем многообразии исследуемых проблем малоизученными остаются психолого-педагогические условия формирования пространственно - временных представлений у детей 6-7 лет.
Возможность развития пространственно-временных представлений у детей старшего дошкольного возраста педагоги связывают с разработкой и поиском новых средств, форм и методов обучения. Основными причинами несформированности пространственно-временных представлений являются: объективные - отсутствие наглядных средств, а ребенок мыслит образами;
субъективные - недостаточный жизненный опыт ребенка, особенности его мышления.
Из выше сказанного следует, что проблема формирования пространственно-временных представлений у детей старшего дошкольного возраста актуальна.
Характеризуя состояние изученности проблемы, приходится констатировать, что в педагогической литературе многие аспекты формирования пространственно-временных представлений остаются мало разработанными. Недостаточно раскрыты психолого-педагогические условия формирования у детей 6-7 лет пространственно-временных представлений.
Анализ литературы и педагогического опыта позволил определить противоречие: между необходимостью формирования у детей 6- 7 лет пространственно-временных представлений и не разработанностью психолого-педагогических условий.
По ФГОС ДО содержание образовательной работы должно обеспечивать развитие первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, и др.).
Требования ФГОС ДО к образовательной программе направлены, в том числе, и на приобретение детьми опыта в игровой деятельности. В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра. Так как именно в игре ребенок учиться обобщать и делать анализ, запоминать и припоминать то, что нужно в данный момент. Игра является особой, необходимой для гармоничного развития ребенка школой. Это самое привычное для дошкольников занятие, в котором дети могут многому научиться. Игра развивает у детей фантазию, способность концентрировать внимание.
В игре у ребенка есть полная свобода действий, в процессе которых дети учатся контролировать свои поступки, сдерживать желания, регулировать свое поведение.
Таким образом, все важнейшие психологические новообразования у детей формируются именно в игровой деятельности. В связи с этим темой нашего исследования является «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры»
Объектом исследования является процесс формирования у детей 6-7 лет пространственно-временных представлений.
В качестве предмета исследования выступает исследование роли дидактических игр в процессе формирования временных представлений детей дошкольного возраста.
Цель данного исследования: теоретически обосновать и
экспериментально проверить эффективность применения дидактических игр в процессе формирования временных представлений детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: использование дидактических игр в процессе образования способствуют повышению уровня сформированности пространственно-временных представлений у дошкольников.
С учетом цели исследования, его объекта и предмета, а также сформулированной гипотезы будут решаться следующие задачи:
1. На основе анализа психолого-педагогических исследований раскрыть и охарактеризовать процесс формирования у детей 6-7 лет пространственно-временных представлений, степень разработанности данной проблемы на современном этапе.
2. Выявить уровень сформированности у детей 6-7 лет
пространственно-временных представлений.
3. Экспериментально проверить уровень сформированности у детей 6-7 лет пространственно- временных представлений после использования в обучении дидактических игр.
В качестве методологической основы является теория системного и личностно-деятельностного подходов к изучению педагогических явлений и процессов.
Исследования процесса формирования у ребенка представлений о времени проводились как за рубежом (П. Жане, Ж. Пиаже, Н.И. Фрейлах, П. Фресс и др.), так и в отечественной педагогике (К.А. Абульханова-Славская, Е.А. Головаха, А.А. Кроник, Т.Д. Рихтерман, Е.И. Щербакова, Д.Г. Элькин и др.), однако их сравнительно немного, а различия в подходах исследователей делают затруднительным формулирование единого понимания процессов становления у ребенка данных представлений.
Вопросы содержания и методов обучения детей дошкольного возраста арифметике и формирования представлений о размерах, мерах измерения, времени и пространстве нашли отражение в передовых педагогических системах воспитания, разработанных Я.А. Коменским, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинским, Л.Н. Толстым и др. Современниками методики математического развития являются такие ученые как Р.Л. Березина, З.А. Михайлова, Р.Л. Рихтерман, А.А. Столяр, А.С. Метлина и др.
Распространенные в дошкольных учреждениях методические разработки (Л.С. Метлиной, Т.Д. Рихтерман, Е.И. Щербаковой и др.) ориентируются на опосредованное восприятие ребенком времени, через конкретизацию временных единиц и отношений в постоянно повторяющихся явлениях жизни и деятельности. При этом ведущим методом работы выступают беседы, сопровождаемые показом картинок или моделей. Исследователи и авторы адресованных воспитателям методических пособий мало внимания уделяют возможностям использования дидактических игр в процессе формирования у детей представлений о времени, хотя игра признается в ФГОС ДО (п. 2.7) в качестве основного вида деятельности воспитанников.
Анализ психолого-педагогической литературы (А.К. Бондаренко, Н.Я. Михайленко, А.И. Сорокина, Е.И. Удальцова, А.П. Усова и др.) показал, что проблема дидактических игр, изучения их сущности и структуры, генезиса и особенностей педагогического руководства является достаточно разработанной, но по-прежнему привлекающей к себе внимание научного сообщества. В отечественной дошкольной педагогике дидактическая игра рассматривается в разных контекстах: и как специфический вид детской деятельности, и как форма организации детей, и как метод, и как эффективное средство воспитания и обучения. При существующем многообразии дидактических игр, ориентированных на формирование математических представлений у детей дошкольного возраста, имеется сравнительно мало игр, способствующих развитию представлений о времени, не определены требования к их отбору, не выстроена последовательность их использования в образовательном процессе.
Методы исследования: в исследовании использовался комплекс взаимодополняющих методов: теоретические (анализ психолого
педагогической и методической литературы, программно-методической документации; систематизация, обобщение, анализ собранных данных); эмпирические (педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы; наблюдение, анализ развивающей предметно-пространственной среды); методы обработки результатов (количественный и качественный анализ полученных данных).
Теоретическая значимость исследования состоит в обосновании и характеристике психолого-педагогических условий формирования у детей 67 лет пространственно-временных представлений, описании уровней сформированности у детей 6-7 лет пространственно-временных представлений.
Практическая значимость. Разработанные психолого-педагогические условия формирования у детей 6-7 лет пространственно-временных представлений могут быть использованы в процессе преподавания курса «Теория и методика математического развития детей дошкольного возраста». В практику работы дошкольных образовательных учреждений могут быть внедрены разработанные нами психолого-педагогические условия по формированию у детей 6-7 лет пространственно-временных представлений. Результаты опытно-экспериментальной работы могут быть использованы воспитателями в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Экспериментальной базой исследования являлось муниципальное бюджетное учреждение Старотимошинский детский сад «Солнышко» Аксубаевского района РТ. На этапах исследования участвовало 42 человека: 20 детей старшего дошкольного возраста и 2 воспитателя подготовительной группы детского сада, 20 родителей.
Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться ориентироваться во времени: определять временные промежутки и их последовательность и правильно обозначать их в своей речи, чувствовать его длительность, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.
Время воспринимается ребенком непосредственно, через
конкретизацию временных единиц и отношений в постоянно повторяющихся
явлениях жизни и деятельности. Большей точностью отличаются
представления детей о таких промежутках времени, навык различения,
которых формируется на основе личного опыта. Поэтому детей надо
знакомить с такими интервалами времени, которыми можно измерять и
определять длительность, последовательность, ритмичность их действий,
разнообразных видов деятельности. Несмотря на то, что жизнь и
деятельность детей изначально протекают во времени, представления о нем
возникают у них сравнительно поздно. Освоение детьми времени
осуществляется во взаимосвязи чувственного и логического: развитое
4
«чувство времени» предполагает знание системы единиц его измерения. Совершенствование временных ориентировок у ребенка должно строиться на прочной сенсорной основе и содержать доступные для каждого возрастного периода временные категории. Высокое качество учебно-воспитательного процесса - это, прежде всего, результат деятельности, которой можно чем-то измерить, подтвердить и оценить.
Необходимость формирования у детей первых лет жизни представлений о времени зафиксирована в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (п. 2.6):
образовательная область «Познавательное развитие» предусматривает «формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе , части и целом, пространстве и времени...)».
Вместе с тем специфические особенности времени как объективной реальности затрудняют его восприятие детьми. Время всегда в движении, течение времени всегда совершается в одном направлении - от прошлого к будущему, оно необратимо, его нельзя задержать, вернуть и «показать».
Данная проблема остается актуальной и на современном этапе развития методики формирования элементарных математических представлений. Современные стратегические цели образования акцентируют внимание на формировании творческой, самостоятельной личности, развитии её как активного субъекта собственной жизни и деятельности. В связи с этим в педагогике активно обсуждается проблема перехода от репродуктивной модели образования, обеспечивающей воспроизводство «готовых знаний», к продуктивной модели, ориентированной на активизацию познавательной деятельности обучающихся.
На социально-педагогическом уровне актуальность проблемы обусловлена тем, что современная система обучения в начальной школе предъявляет новые требования к школьнику. С точки зрения личностно-
ориентированной направленности акцентируется внимание на развитие познавательного и личностного потенциала школьника, его способностей к усвоению различных знаний. Одной из важнейших предпосылок к усвоению чтения, письма, счета является определенный уровень сформированности пространственно-временных представлений.
Наиболее востребованным становится учет индивидуальнотипологических особенностей в познавательной сфере, к которой относится пространственно-временная ориентация. На научно-теоретическом уровне актуальность исследования обусловлена тем, что в педагогической науке обсуждаются различные аспекты проблемы формирования пространственновременных представлений.
Однако при всем многообразии исследуемых проблем малоизученными остаются психолого-педагогические условия формирования пространственно - временных представлений у детей 6-7 лет.
Возможность развития пространственно-временных представлений у детей старшего дошкольного возраста педагоги связывают с разработкой и поиском новых средств, форм и методов обучения. Основными причинами несформированности пространственно-временных представлений являются: объективные - отсутствие наглядных средств, а ребенок мыслит образами;
субъективные - недостаточный жизненный опыт ребенка, особенности его мышления.
Из выше сказанного следует, что проблема формирования пространственно-временных представлений у детей старшего дошкольного возраста актуальна.
Характеризуя состояние изученности проблемы, приходится констатировать, что в педагогической литературе многие аспекты формирования пространственно-временных представлений остаются мало разработанными. Недостаточно раскрыты психолого-педагогические условия формирования у детей 6-7 лет пространственно-временных представлений.
Анализ литературы и педагогического опыта позволил определить противоречие: между необходимостью формирования у детей 6- 7 лет пространственно-временных представлений и не разработанностью психолого-педагогических условий.
По ФГОС ДО содержание образовательной работы должно обеспечивать развитие первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, и др.).
Требования ФГОС ДО к образовательной программе направлены, в том числе, и на приобретение детьми опыта в игровой деятельности. В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра. Так как именно в игре ребенок учиться обобщать и делать анализ, запоминать и припоминать то, что нужно в данный момент. Игра является особой, необходимой для гармоничного развития ребенка школой. Это самое привычное для дошкольников занятие, в котором дети могут многому научиться. Игра развивает у детей фантазию, способность концентрировать внимание.
В игре у ребенка есть полная свобода действий, в процессе которых дети учатся контролировать свои поступки, сдерживать желания, регулировать свое поведение.
Таким образом, все важнейшие психологические новообразования у детей формируются именно в игровой деятельности. В связи с этим темой нашего исследования является «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры»
Объектом исследования является процесс формирования у детей 6-7 лет пространственно-временных представлений.
В качестве предмета исследования выступает исследование роли дидактических игр в процессе формирования временных представлений детей дошкольного возраста.
Цель данного исследования: теоретически обосновать и
экспериментально проверить эффективность применения дидактических игр в процессе формирования временных представлений детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: использование дидактических игр в процессе образования способствуют повышению уровня сформированности пространственно-временных представлений у дошкольников.
С учетом цели исследования, его объекта и предмета, а также сформулированной гипотезы будут решаться следующие задачи:
1. На основе анализа психолого-педагогических исследований раскрыть и охарактеризовать процесс формирования у детей 6-7 лет пространственно-временных представлений, степень разработанности данной проблемы на современном этапе.
2. Выявить уровень сформированности у детей 6-7 лет
пространственно-временных представлений.
3. Экспериментально проверить уровень сформированности у детей 6-7 лет пространственно- временных представлений после использования в обучении дидактических игр.
В качестве методологической основы является теория системного и личностно-деятельностного подходов к изучению педагогических явлений и процессов.
Исследования процесса формирования у ребенка представлений о времени проводились как за рубежом (П. Жане, Ж. Пиаже, Н.И. Фрейлах, П. Фресс и др.), так и в отечественной педагогике (К.А. Абульханова-Славская, Е.А. Головаха, А.А. Кроник, Т.Д. Рихтерман, Е.И. Щербакова, Д.Г. Элькин и др.), однако их сравнительно немного, а различия в подходах исследователей делают затруднительным формулирование единого понимания процессов становления у ребенка данных представлений.
Вопросы содержания и методов обучения детей дошкольного возраста арифметике и формирования представлений о размерах, мерах измерения, времени и пространстве нашли отражение в передовых педагогических системах воспитания, разработанных Я.А. Коменским, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинским, Л.Н. Толстым и др. Современниками методики математического развития являются такие ученые как Р.Л. Березина, З.А. Михайлова, Р.Л. Рихтерман, А.А. Столяр, А.С. Метлина и др.
Распространенные в дошкольных учреждениях методические разработки (Л.С. Метлиной, Т.Д. Рихтерман, Е.И. Щербаковой и др.) ориентируются на опосредованное восприятие ребенком времени, через конкретизацию временных единиц и отношений в постоянно повторяющихся явлениях жизни и деятельности. При этом ведущим методом работы выступают беседы, сопровождаемые показом картинок или моделей. Исследователи и авторы адресованных воспитателям методических пособий мало внимания уделяют возможностям использования дидактических игр в процессе формирования у детей представлений о времени, хотя игра признается в ФГОС ДО (п. 2.7) в качестве основного вида деятельности воспитанников.
Анализ психолого-педагогической литературы (А.К. Бондаренко, Н.Я. Михайленко, А.И. Сорокина, Е.И. Удальцова, А.П. Усова и др.) показал, что проблема дидактических игр, изучения их сущности и структуры, генезиса и особенностей педагогического руководства является достаточно разработанной, но по-прежнему привлекающей к себе внимание научного сообщества. В отечественной дошкольной педагогике дидактическая игра рассматривается в разных контекстах: и как специфический вид детской деятельности, и как форма организации детей, и как метод, и как эффективное средство воспитания и обучения. При существующем многообразии дидактических игр, ориентированных на формирование математических представлений у детей дошкольного возраста, имеется сравнительно мало игр, способствующих развитию представлений о времени, не определены требования к их отбору, не выстроена последовательность их использования в образовательном процессе.
Методы исследования: в исследовании использовался комплекс взаимодополняющих методов: теоретические (анализ психолого
педагогической и методической литературы, программно-методической документации; систематизация, обобщение, анализ собранных данных); эмпирические (педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы; наблюдение, анализ развивающей предметно-пространственной среды); методы обработки результатов (количественный и качественный анализ полученных данных).
Теоретическая значимость исследования состоит в обосновании и характеристике психолого-педагогических условий формирования у детей 67 лет пространственно-временных представлений, описании уровней сформированности у детей 6-7 лет пространственно-временных представлений.
Практическая значимость. Разработанные психолого-педагогические условия формирования у детей 6-7 лет пространственно-временных представлений могут быть использованы в процессе преподавания курса «Теория и методика математического развития детей дошкольного возраста». В практику работы дошкольных образовательных учреждений могут быть внедрены разработанные нами психолого-педагогические условия по формированию у детей 6-7 лет пространственно-временных представлений. Результаты опытно-экспериментальной работы могут быть использованы воспитателями в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Экспериментальной базой исследования являлось муниципальное бюджетное учреждение Старотимошинский детский сад «Солнышко» Аксубаевского района РТ. На этапах исследования участвовало 42 человека: 20 детей старшего дошкольного возраста и 2 воспитателя подготовительной группы детского сада, 20 родителей.
Таким образом, выпускная квалификационная работа была посвящена формированию временных представлений у детей среднего дошкольного возраста. Мы постарались реализовать все поставленные ранее задачи:
1. Ориентировка во времени жизненно необходима ребенку. Временные представления оказывают положительное влияние на общее умственное развитие детей и являются одним из показателей их готовности к школе.
2. Несмотря на то, что жизнь и деятельность детей изначально протекают во времени, представления о нем возникают у них сравнительно поздно. Существуют многочисленные трудности при освоении ребенком временных категорий. Это связано со специфическими особенностями времени: его текучестью, необратимостью, отсутствием наглядных форм, относительностью словесных обозначений времени.
3. Освоение детьми времени осуществляется во взаимосвязи чувственного и логического: развитое «чувство времени» предполагает знание системы единиц его измерения. Совершенствование временных ориентировок у ребенка должно строиться на прочной сенсорной основе и содержать доступные для каждого возрастного периода временные категории.
4. При развитии временных представлений детей среднего дошкольного возраста можно использовать наблюдения, беседы, дидактические игры и упражнения, чтение художественных произведений.
Ориентировка во времени - это развитие «чувства времени» на основе ознакомления детей с единицами его измерения.
Таким образом, анализ результатов констатирующего исследования
позволил нам обнаружить в целом низкий уровень развития пространственно
- временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. Однако
мы выяснили, что у детей есть потребность, стремление познавать
62
окружающий мир, найти свое место в нем. Дети понимают ценность времени и пространства, в котором они живут, которое принадлежит им, но с трудом понимают значимость прошлого опыта людей и того времени, в котором они жили. Им легче ориентироваться в реальном времени и пространстве. Однако наличие детей со среднем уровнем представлений о времени и пространстве позволяют предположить, что возможно у детей сформировать точные соответствующие представления о разнообразных характеристиках времен и пространства и его ценности в жизнедеятельности людей. Но для этого в дошкольном учреждении должны быть созданы определенные условия.
Опытно-экспериментальным путём апробировали комплекс дидактических игр по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. Выявили положительную динамику освоения образовательного материала путем систематического использования дидактических игр в работе с дошкольниками.
Таким образом, итоги нашей опытно-исследовательской работы подтвердили гипотезу выпускной квалификационной работы.
1. Ориентировка во времени жизненно необходима ребенку. Временные представления оказывают положительное влияние на общее умственное развитие детей и являются одним из показателей их готовности к школе.
2. Несмотря на то, что жизнь и деятельность детей изначально протекают во времени, представления о нем возникают у них сравнительно поздно. Существуют многочисленные трудности при освоении ребенком временных категорий. Это связано со специфическими особенностями времени: его текучестью, необратимостью, отсутствием наглядных форм, относительностью словесных обозначений времени.
3. Освоение детьми времени осуществляется во взаимосвязи чувственного и логического: развитое «чувство времени» предполагает знание системы единиц его измерения. Совершенствование временных ориентировок у ребенка должно строиться на прочной сенсорной основе и содержать доступные для каждого возрастного периода временные категории.
4. При развитии временных представлений детей среднего дошкольного возраста можно использовать наблюдения, беседы, дидактические игры и упражнения, чтение художественных произведений.
Ориентировка во времени - это развитие «чувства времени» на основе ознакомления детей с единицами его измерения.
Таким образом, анализ результатов констатирующего исследования
позволил нам обнаружить в целом низкий уровень развития пространственно
- временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. Однако
мы выяснили, что у детей есть потребность, стремление познавать
62
окружающий мир, найти свое место в нем. Дети понимают ценность времени и пространства, в котором они живут, которое принадлежит им, но с трудом понимают значимость прошлого опыта людей и того времени, в котором они жили. Им легче ориентироваться в реальном времени и пространстве. Однако наличие детей со среднем уровнем представлений о времени и пространстве позволяют предположить, что возможно у детей сформировать точные соответствующие представления о разнообразных характеристиках времен и пространства и его ценности в жизнедеятельности людей. Но для этого в дошкольном учреждении должны быть созданы определенные условия.
Опытно-экспериментальным путём апробировали комплекс дидактических игр по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. Выявили положительную динамику освоения образовательного материала путем систематического использования дидактических игр в работе с дошкольниками.
Таким образом, итоги нашей опытно-исследовательской работы подтвердили гипотезу выпускной квалификационной работы.
Подобные работы
- Использование технологии «лэпбук» в работе по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2024 - Использование технологии «лэпбук» в работе по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2024 - ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИКИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ 2 УРОВНЯ
Бакалаврская работа, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2017 - Средства формирования у детей дошкольного возраста временных представлений
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2017 - ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ КОМПЛЕКС
РАЗВИВАЮЩИХ МЕРОПРИЯТИЙ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - Дидактическая игра как средство развития словаря детей дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2021



