ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ 9
1.1. Содержание и значение словарной работы на уроках русского языка в начальной школе как средство формирования коммуникативной компетенции
младших школьников 9
1.2. Анализ УМК по русскому языку для начальных классов 17
Выводы по 1 главе 29
ГЛАВА 2 МЕТОДИКА СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ
РУССКОГО ЯЗЫКА В 1 -4 КЛАССАХ 31
2.1. Методическая работа по проведению словарной работы на уроках русского языка в начальной школе как средство формирования
коммуникативной компетенции учащихся 31
2.2. Организация словарной работы на уроках русского языка в
начальных классах 42
Выводы по 2 главе 52
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ 54
3.1. Организация и методы исследования 54
3.2. Результаты экспериментального исследования и практика формирования коммуникативной компетенции у младших школьников на
уроках русского языка 72
Выводы по 3 главе 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 84
Приложение
Русский язык как школьный предмет можно назвать надпредметной дисциплиной, которая играет особую роль в системе школьного образования и является не только объектом изучения, но и средством обучения всем учебным предметам. Ни одна проблема не может быть решена, если ученик плохо или недостаточно хорошо владеет русским языком, у него не сформирован активный словарный запас, поскольку именно язык - это основа развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; навыков самостоятельной учебной деятельности. Именно на уроках русского языка есть возможность наиболее эффективно организовать работу по формированию и развитию коммуникативной компетенции, которая обеспечивает успешную адаптацию и социализацию в современных условиях жизни.
Настоящая выпускная квалификационная работа (ВКР) посвящена методике обогащения словарного запаса на уроках русского языка в начальной школе как основному направлению развития речи младших школьников.
Актуальность ВКР. Тема данного исследования «Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся» выбрана не случайно и обусловлена рядом факторов.
Во-первых, обучение русскому языку в современной школе связано с
модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий
организации образовательного процесса, переосмыслением цели и результата
образования. Во-вторых, словарные занятия на уроках русского языка в
начальных классах являются одним из основных звеньев многогранной и
разнообразной по своим видам работы развития речи учащихся. Она
направлена на расширение активного словаря детей и на формирование у них
умения использовать в своей речевой практике доступные их возрасту и
развитию лексические ресурсы родного языка. Работа над словом на начальной
ступени школьного обучения должна стать той первоосновой, на которой
4
строятся занятия по русскому языку. Овладение словарным составом литературного языка является для учащихся необходимым условием освоения ими языка, его грамматики и правописания. Работа над словом при обучении русскому языку заслуживает не меньшего к себе внимания, чем чисто грамматическая, она нужна и для усвоения навыков, и для умственного развития, и для понимания многих грамматических явлений. В-третьих, предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования согласно федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (ФГОС НОО) включают в себя овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач [1].
Объект исследования - словарная работа в начальной школе как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся в процессе обучения русскому языку.
Предмет исследования - содержание и методика работы над словом на уроках русского языка в начальной школе как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся.
Цель исследования - показать методику словарной работы на основе экспериментального исследования на уроках русского языка в начальной школе как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся.
Постановка данной цели вызывает необходимость решения следующих конкретных задач:
1. Проанализировать и изучить научную, психолого-педагогическую и учебную литературу по теме исследования.
2. Рассмотреть содержание соответствующих разделов в действующих учебно-методических комплексах для начальной школы.
3. Определить особенности и значение словарной работы на уроках русского языка в начальном звене, проанализировать образовательные возможности УМК по русскому языку на предмет содержания и организации работы по данной теме.
4. Определить значение и содержание словарной работы на уроках русского языка в начальной школе как средство формирования коммуникативной компетенции младших школьников.
5. Изучить методические условия для реализации организации словарной работы на уроках русского языка в начальных классах.
6. Провести экспериментальное исследование эффективности словарной работы на уроках русского языка у младших школьников как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся.
Гипотеза исследования: обогащение словарного запаса (словарная работа) на уроках русского языка в начальной школе может стать более эффективным, если:
- учтены психологические особенности детей младшего школьного возраста и созданы благоприятные условия, позволяющие снять трудности в усвоении тем, предусмотренных программой по обогащению словарного запаса;
- использован комплекс методических решений, направленный на формирование коммуникативной компетенции учащихся начальной школы.
Теоретико-методологическую базу исследования составили работы
учёных в области словарной работы на уроках русского языка: Е.В. Вальчук
«Развитие связной речи детей 6-7 лет» [9], А.Д. Дейкина «Обучение и
воспитание на уроках русского языка» [12], Т. И. Зиновьева «Методика
обучения русскому языку и литературному чтению» [19], Л.Ф. Климанова
«Уроки русского языка» [24], М.Р. Львов и др. «Методика преподавания
русского языка в начальных классах» [31], Л.Д. Мали «Формирование
универсальных учебных действий у младших школьников» [33], А.В. Полякова
«Русский язык» [39], К.Д. Ушинский «О первоначальном преподавании
6
русского языка» [401], Н.М. Шанский «Лексикология современного русского языка» [42] и др., которые раскрывают значение словарной работы на уроках русского языка как средство формирования коммуникативных универсальных действий учащихся начальных классах.
Методы исследования: изучение и анализ учебной и методической литературы по проблеме исследования; изучение передового опыта учителей; апробация различных форм проведения словарной работы; включенное наблюдение; эксперимент.
Научная новизна работы определена выбором объекта и предмета исследования. ВКР представляет опыт комплексного анализа, включающего описательные и сопоставительные этапы исследования методики словарной работы на уроках русского языка в начальном звене как средства формирования коммуникативной компетенции младших школьников.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что результаты данной работы вносят определённый вклад в разработку теоретических проблем методики обучения русскому языку в начальной школе, связанных со словарной работой учащихся в начальном звене.
Практическая значимость настоящей работы заключается в том, что собранный и обобщенный материал можно использовать как на уроках русского языка при проведении словарной работы, так и на внеклассных мероприятиях, которые проводятся на уроках в начальных классах, а также при изучении методики русского языка, при составлении спецкурсов и спецсеминаров, на занятиях в высших учебных заведениях.
Материалом исследования послужили теоретические основы развития речи младших школьников в научной литературе, а также данные констатирующего и контрольного экспериментов учащихся параллельных 3-х классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Елабуги Республики Татарстан в количестве 50 учащихся.
Проведя исследование по теме выпускной квалификационной работы «Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся» мы рассмотрели теоретические основы словарной работы на уроках русского языка в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, провели экспериментальное исследование эффективности словарной работы на уроках русского языка в начальной школе как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся.
Поставленные нами задачи полностью решены. Изучив психологопедагогическую, методическую и учебную литературу, мы определили особенности и значение словарной работы на уроках русского языка в начальном звене, проанализировали образовательные возможности разных УМК по русскому языку на предмет содержания и организации работы по данной теме, определили значение и содержание словарной работы как средства формирования коммуникативной компетенции младших школьников, провели экспериментальное исследование эффективности данной работы на уроках русского языка у младших школьников как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся.
В процессе наблюдения за организацией словарной работы в младших классах мы установили, что в основе словарной работы в начальных классах лежит механическое запоминание слов с непроверяемыми орфограммами. Словесное толкование, объяснение смысла и значения слов, несмотря на их большую воспитывающую и практическую ценность, в начальных классах применяется не систематически.
В ходе нашего исследования было проведено экспериментальное
исследование в третьих классах на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная
школа № 2 ЕМР РТ в Елабуге» Республики Татарстан. В исследовании приняли
участие ученики 3А и 3Б классов, в количестве 50 человек. Результатами
исследования стало повышение уровня грамотности у учащихся
80
экспериментального класса по сравнению с исходным на 5,1% , а уровень грамотности учащихся контрольного класса понизился на 1,5%. Из 25 учащихся 16 учеников написали контрольный диктант без ошибок. Свои показатели улучшили 12 учеников.
Так как критерием эффективности словарной работы является уменьшение количества ошибок в словах с непроверяемыми орфограммами, следовательно, результаты экспериментального исследования подтвердили нашу гипотезу. Проведённое исследование позволяет утверждать, что словарная работа по анализу слов с не проверяемыми орфограммами в начальной школе действительно перспективна и должна проводиться системно, с учётом возрастных особенностей младших школьников.
Образовательное значение словарной работы заключается в том, что ее изучение расширяет знания учащихся о языке, языковой системе, повышает грамотность учащихся, формирует верный подход к слову, знакомит со сферами употребления слов, с основными источниками пополнения словарного запаса, тем самым формируя взгляд на язык как развивающееся явление. Словарная работа по русскому языку способствует глубокому усвоению программного материала, предусматривает совершенствование у учащихся языковых навыков и умений, служит средством нравственного воспитания школьников.
Практическое значение словарной работы заключается в том, что ее изучение раскрывает слово как элемент, фрагмент словарной системы, положительно влияет на осознание учащимися специфики остальных единиц языка, воздействует на овладение орфографическими навыками, является базой обогащения словарного запаса и основой практической речи. Словарная работа способствует расширению кругозора учащихся, углублению коммуникативных навыков учащихся, делает их речь грамотной, выразительной, эмоциональной, создает предпосылки для более высокой степени восприятия информации, изложенной в тексте.
Активизация деятельности младших школьников при изучении словарной работы выражается в том, что основными в их работе по усвоению новых знаний становятся творческая работа в сознании учеников получаемой информации и решение поставленных перед ними коммуникативных задач. Для чего используются личные наблюдения учащихся по определенным заданиям учителя, привлечение и анализ учащимися фактов из их личного жизненного опыта, проведение на уроках разных видов занятий, обобщение не однозначного, вариативного материала по изучаемому вопросу, полученного из нескольких источников.
Активные формы словарной работы как пути формирования грамотного письма младших школьников на уроках русского языка достигаются путем проведения различных типов заданий, которые применяются для выявления уровня сформированности навыков написания словарных слов, для развития самоконтроля, самостоятельности мышления учащихся, для обогащения словарного запаса, для развития связной речи и проверки навыков грамотного письма учащихся.
В процессе исследования нами определены теоретические основы словарной работы как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся, выявлены возможности учебников русского языка для организации работы по формированию коммуникативных универсальных учебных действий. Разработаны задания и фрагменты уроков, направленных на формирования коммуникативных универсальных учебных действий.
Педагогическая наука предлагает учителю различные методы и приёмы,
направленные на формирование коммуникативной компетенции учащихся.
Необходимость такого подхода в образовании обусловлена тем, что
современная школа призвана развивать способности школьника к реализации
себя в новых динамичных социально-экономических условиях, к адаптации в
различных жизненных обстоятельствах. Характеристиками такой личности
становятся коммуникабельность, способность к сотрудничеству и социальному
речевому взаимодействию, владение культурой слова, устной и письменной
82
речью в различных сферах применения языка. Овладение учащимися данными свойствами способствует не только формированию и развитию умения взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и его информационными потоками, отыскивать, преобразовывать и передавать информацию, выполнять разные социальные роли в группе и коллективе, но и является ресурсом эффективности и благополучия их будущей взрослой жизни.
Словарная работа на уроках русского языка - это развитие коммуникативных умений и навыков, непрерывный педагогический процесс, требующий усилий совместной деятельности ученика и учителя. Ценность и значимость коммуникативных умений в том, что они выходят за рамки чисто учебных умений. За годы учебы ученик встречается с сотнями учебных задач, решения которых, помогают ему справиться с элементарной жизненной ситуацией. Коммуникативные задачи - это те ситуации, с которыми ребенок постоянно встречается в жизни.
Сформированные коммуникативные компетенции это уже приобретения школьника, которые присваиваются им и становятся его достоянием. Коммуникативный ученик умеет слушать старших, учителей, одноклассников, он их слышит, делиться с ними своим мнением, мыслями, может сочувствовать. В начальной школе предмет «Русский язык» занимая ведущее место, в значительной степени определяет результаты обучения школьников и по другим предметам, а также обеспечивает успешность его общения со сверстниками и взрослыми.
Коммуникативные компетенции в процессе изучения русского языка формируются при сотрудничестве школьника с соседом по парте или товарищем в группе. Стоит отметить, что в начальной школе учебные занятия часто включают в себя игровые элементы, которые характеризуются частым взаимодействием учеников. И именно при таком взаимодействии формируются коммуникативные компетенции учащихся.
1. Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373 (ред. от 31 декабря 2015 г.) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2010. - № 12.
2. Приказ Минтруда России от 18 октября 2013 г. № 544н (ред. от 5 августа 2016 г.) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» // Российская газета. - 2013. - № 285.
3. Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 N 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.respectrb.ru/node/7564 (дата обращения 21.12.2016).
II. Научная литература
4. Андрианова Т. М. Букварь. 1 класс. Учебник. Ред. Циновская. - М.: Издательство: АСТ, 2012 г. - 112 с.
5. Асмолов А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли / Асмолов А. Г. - М.: Просвещение, 2011. - 159 с.
6. Антонова Е.С., Боброва С. В. Методика преподавания русского языка (начальные классы): учебник для студ. учреждений сред. проф.
образования / Антонова Е.С. ,Боброва С.В. — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2012. — 448 с.
7. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Белкин А.С. - М.: Издательский центр Академия, 2000. - 268 с.
8. Быстрова Е. А. Цели обучения русскому языку, или какую компетенцию мы формируем на уроках / Быстрова Е.А // Русская словесность.
- 2013. - №1. - С. 62 - 73.
9. Вальчук Е.В. Развитие связной речи детей 6-7 лет. // Учитель. -
2010. - №1. - С. 86 - 94.
10. Виноградов В. В. О некоторых вопросах русской исторической лексикографии / Верещагин Е.М., Костомаров В.Г.. - М.: Просвещение, 2012. -
- 247 с.
11. Григорян Л.Т. Язык мой - друг мой: Материалы для внеклас. работы по рус. яз. Пособие для учителя / Григорян Л.Т.. - М.: Просвещение,
2008. - 207 с.
12. Дейкина А.Д. Обучение и воспитание на уроках русского языка. - М.: Просвещение, 1997. — 176 с.
13. Ераткина В. В. Методика обучения непроверяемым написаниям в начальной школе. - Рязань, 1989. - 125 с.
14. Ефросинина Л.А. Урок - важнейшее условие формирования универсальных учебных действий/ Ефросинина Л.А. // Начальная школа. -
2012. - № 7. - С. 27 - 35.
15. Желтовская Л.Я. Особенности развития умения общаться у младших школьников/ Желтовская Л.Я.// Начальная школа. - 2011. - № 3. - С. 75 - 86.
16. Желтовская Л. Я., Калинина О. Б. Обучение в 3 классе по учебнику «Русский язык» / под ред. Желтовской Л.Я.. Методические рекомендации. - М.: АСТ - Астраль, 2016. - 132 с.
17. Зайцева К.П. Формирование коммуникативных способностей
85
младших школьников в учебно-воспитательной деятельности/ К.П. Зайцева // Начальная школа плюс до и после. - 2011. - № 6. - С. 42 - 53.
18. Загвязинский В. И. Педагогика: учеб. для студ. учреждений высш. проф. образования / Загвязинский В.И., Емельянова И.Н.; под ред. Загвязинского В.И. - М.: Академия, 2011. - 374 с.
19. Зиновьева Т. И. Методика обучения русскому языку и литературному чтению: учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. Зиновьевой Т.И.. — М. : Издательство Юрайт, 2016. - 326 с.
20. Илюхина В.А. Чудо-пропись. 1 класс. - М.: Просвещение, 2011. -
124 с.
21. Канакина В.П. Русский язык: учебник для 3 класса / Канакина В.П.,
В.Г. Горецкий. - М.: Просвещение, 2013. - 223 с.
22. Канакина В.П. Русский язык. Рабочие программы. 1 - 4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Канакина В.П., Горецкий В.Г., Бойкина М.В., Дементьева М.Н., Стефаненко Н.А.. - М.: Просвещение,
2011. - 146 с.
23. Климанова Л.Ф. Сборник рабочих программ «Перспектива» 1 - 4 классы. Система учебников «Перспектива» / Климанова Л.Ф., БабушкинаТ.В.. - М.: Просвещение, 2011. - 314 с.
24. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык в начальной школе. Учебник. — в 2-х частях. — 2-е изд. Линия УМК «Климанова Л.Ф. Русский язык. 1-4 классы. (Перспектива)». — М.: Просвещение, 2012. — 143 с.
25. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. Учебник с приложением на электронном носителе. 3 класс. В 2-х частях. - М.: Просвещение, 2013. - 159 с.
26. Клубович О.В. Формирование коммуникативных навыков в условиях нового ФГОС / Клубович О.В. // Начальная школа плюс до и после. -
2011. - №4. - С. 47 - 56.
27. Кужанкулова Г. Р., Боязитова Р. Н., Ерёмина Н. А. Словарная работа по русскому языку в начальных классах // Молодой ученый. — 2016. — №12. — С. 883-885.
28. Кухтинская И.В. Работа с текстом как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся / Кухтинская И.В.// Начальная школа плюс до и после. - 2012. - №9. - С. 87 - 94.
29. Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной речи учащихся / Ладыженская Т.А.. - М.: Просвещение, 2005. - 256 с.
30. Лёвушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах: Пособие для учителя. - М. Гуманит. изд. Центр «Владос», 2004. - 374 с.
31. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В.. - М.: Академия, 2007. - 464 с.
32. Макарова М.А. Фразеологизмы и их использование на уроках русского языка в начальной школе / Макарова М.А.// Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. - 2012. - № 4. - С. 54-57.
33. Мали Л. Д. Формирование универсальных учебных действий у младших школьников: сб. науч. ст. / под общ. ред. Мали Л.Д., Наумовой Н.И.. - Пенза: Изд-во ПГУ, 2015. - 132 с.
34. Матвеева А.Н. О преемственности в изучении лексики / Матвеева
А.Н.// Русский язык в школе. - 2008. - № 5. - С. 19 - 24.
35. Махмутов М.И. Активизация словаря младших школьников / Махмутов М.И. // Начальная школа. - 2003. - № 4 - С.47-52.
36. Основная образовательная программа начального общего образования для школ, работающих по УМК «Начальная инновационная школа» / авт.-сост. Болотова С.А.. — М.: ООО «Русское слово — учебник»,
2011. — 88 с.
37. Осмоловская И.М. Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов / Осмоловская И.М., Петрова Л.Н. // Начальная школа. - 2012. - № 4. - С. 35 - 42.
38. Петрова И.А. Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы, УМК «Планета знаний» в 2 ч., ч. 1. / Петрова И.А.. - М.: Астрель, 2011. - 576 с.
39. Полякова А. В. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Поляковой А.В.. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Полякова А.В., Песняева Н.А.. - М.: Просвещение, 2014. - 208 с.
40. Ушинский К.Д. О первоначальном преподавании русского языка / Ушинский К.Д.. - М.: Педагогика, 2004. - 268 с.
41. Фомина М. И. Современный русский язык. Лексикология: Учебник. 4-е изд. - М.: Высш. шк., 2001. - 160 с.
42. Шанский Н.М. Стилистика русского языка: учебное пособие для педагогических вузов / ред. Шанский Н.М.. - 3-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2009. - 134 с.
43. Яковлева Т. В. Формирование коммуникативной компетенции учащихся начальных классов в процессе обучения родному языку / Яковлева Т.В., Гридасова Н.Н. // Проблемы современного коммуникативного образования в вузе и школе: материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / под ред. Зотовой Т.Ю., Федосеевой Т.А., Хлебниковой М.С.. - Новокузнецк: РИО КузГПА, 2009. - 295 с.
III. Интернет источники
44. Быстрова Е.А., Львова С.И., Черепанова Л.В. Коммуникативная культура. От коммуникативной компетентности к социальной ответственности / режим доступа: LITRUS. NET онлайн-библиотека litmir. net/ (дата обращения: 12.12.16.).
45. Вербицкая М.В., Оралова О.В., Эббс Б., Уорелл Э., Уорд Э. Система УМК «Начальная школа 21 века» [Электронный ресурс]. - URL: http://schoolguide.ru/index.php/progs/21vek-2011/ucheb.html (дата обращения
13.12.2016) .
46. О значении отечественного языка в первоначальном обучении
Ушинский К.Д.. Родное слово. Книга для учащих. [Электронный ресурс]. - URL: http://lestvica.com.ua/domestic-language-importance-in-original-training/.
(дата обращения: 12.01.2017).
47. Профессиональный стандарт педагога начальных классов
[Электронный ресурс]. - URL: https://infourok.ru/professionalnyy _standart
_uchitelya_nachalnyh_klassov-376997.htm» (дата обращения: 16.12.2016).
48. Полякова А.В. Русский язык [Электронный ресурс]. - URL:
http://schoolguide.ru/index.php/predmet-line/russkiy-polyakova.html (дата
обращения: 16.10.2016).
49. Словарь [Электронный ресурс]. - URL: http://www. studfiles.ru /preview/2229659/. (дата обращения: 12.01.2017).
50. УМК для начальных классов общеобразовательных учреждений
«Перспектива» [Электронный ресурс]. - URL: http://schoolguide.ru
/index.php/289-20n-11-10-19-01-25.html (дата обращения 17.12.2016).
51. УМК «Русский язык. 1-4 классы» Поляковой А.В. (Система развивающего обучения Занкова Л.В.) [Электронный ресурс]. - URL: http://ne- proza.ru/nachalnaya-shkola/umk-polyakovoy-s-zankova/ (дата обращения:
18.12.2016) .
52. Формирование коммуникативной компетенции при обучении русскому языку в начальной школе [Электронный ресурс]. - URL: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2014/01/09/formirovanie- kommunikativnoy - kompetentsii-pri-obuchenii (дата обращения: 10.01.2017).