Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности мелкой моторики рук слабослышащих детей старшего дошкольного возраста (Психолого-педагогическая диагностика детей с нарушениями развития, Алтайский Государственный Педагогический Университет)

Работа №58233

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

педагогика

Объем работы35
Год сдачи2018
Стоимость300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
325
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


База исследования: МДОУ Детский сад №56 города Барнаула.
Цель констатирующего этапа исследования: выявить актуальный уровень развития мелкой моторики рук у слабослышащих детей.
Для этой работы можно изменить название объекта (детского садика) и она подойдет для любого города и вуза.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………………….………5
1.1.Развитие мелкой моторики рук в процессе онтогенеза 5
1.2. Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста 10
1.3.Особенности мелкой моторики рук слабослышащих детей старшего дошкольного возраста 15
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 19
2.1. Организация и содержание исследования особенностей мелкой моторики рук слабослышащих детей старшего дошкольного возраста 19
2.2. Анализ данных констатирующего эксперимента 20
2.3. Рекомендации педагогам по развитию мелкой моторики рук слабослышащих детей старшего дошкольного возраста 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32

У слабослышащих детей отмечаются выраженная в разной степени общая моторная (двигательная) недостаточность, а также отклонения в развитии тонких движений кистей и пальцев рук. Отставание в развитии мелкой моторики у слабослышащих детей препятствует овладению ими навыков самообслуживания, затрудняет манипуляцию различными мелкими предметами, сдерживает развитие основных видов деятельности (затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков) т.к. движения пальцев рук плохо дифференцированы. Чтобы процесс познания окружающего мира ребенка с проблемами в развитии проходил более успешно, необходима специальная работа по развитию мелкой моторики рук, как с предметами, так и без них.
Исследования Н.Н. Новиковой, В.Н. Бехтерева, М.В. Антроповой, Н.А.Рокотовой, Е.К. Бережной указывают на то, что мелкая моторика является одной из сторон двигательной сферы, которая напрямую связана с овладением предметными действиями, развитием творческих видов деятельности, письмом, речью ребёнка. При этом формирование двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребёнка с окружающим предметным миром.
Объект исследования: мелкая моторика рук слабослышащих детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности мелкой моторики рук слабослышащих детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования - изучить особенности мелкой моторики рук слабослышащих детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1.Рассмотреть развитие мелкой моторики рук в процессе онтогенеза.
2.Проанализировать развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста.
3. Изучить особенности мелкой моторики рук слабослышащих детей старшего дошкольного возраста;
4.Провести опытно-экспериментальную работу особенностей мелкой моторики рук слабослышащих детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: особенности мелкой моторики рук слабослышащих детей старшего дошкольного возраста характеризуется замедленными, неловкими, скованными движениями.
Методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы, интерпретация, обобщение опыта педагогической деятельности); эмпирические (эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы)); методы количественной и качественной обработки данных.
База исследования: МДОУ Детский сад №56 города Барнаула.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, нами было организовано и проведено экспериментальное исследование, направленное на решение следующих задач:
Изучить литературные источники по проблеме исследования. Особенности развития мелкой моторики достаточно полно изучены в физиологии, психологии, психолингвистике. Мелкая моторика рук - это двигательная деятельность, которая обусловлена скоординированной работой мелких мышц руки и глаза. Учеными доказано, что чем больше мастерства в детской руке, тем разнообразнее движения рук, тем совершеннее функции нервной системы. Это означает, что развитие руки находится в тесной взаимосвязи с развитием речи и мышления дошкольника. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных задач.
На основании изученной и проанализированной психолого-педагогической литературы было установлено, что характерная для слабослышащий детей старшего дошкольного возраста характерно недостаточное развитие мелкой моторики является одной из причин, порождающих трудности в учебной деятельности.
Уровень развития речи детей прямо зависит от сформированности мелкой моторики, что существенно ускоряют развитие речи ребенка. Причина влияния кроется в том, что зона, отвечающая за движения кистями и пальцами рук, занимает одну треть всей моторной области и расположена в непосредственной близости от речевой зоны. У слабослышащих детей старшего дошкольного возраста недостаточный уровень сформированности не только крупной моторики, но и тонких движений кистей пальцев рук.
Разработаны рекомендации педагогам по развитию мелкой моторики рук слабослышащих детей старшего дошкольного возраста. Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются пальчиковые игры. Эти игры можно проводить и дома. Они очень увлекательные и эмоциональные, и способствуют развитию речи, творческой деятельности детей. Пальчиковые игры как бы отражают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застёгивание и расстегивание пуговиц, завязывание шнурков и т.д. В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе.



1. Агапова И.Д. Игры с пальчиками для развития речи. - М.: Лада, 2017. 60 с.
2. Безруких М. М. Леворукий ребенок в школе и дома. ‒ Екатеринбург: У-Фактория, 2014. 304 с
3. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность. - М., 2014. 182 с.
4. Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства. - М., 2015. 130 с.
5. Выготский Л.С. Психология. - М., 2010. 108с.
6. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка: книга для воспитателей детского сада. - М.: Просвещение, 2014. 130 с.
7. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. - М.: Просвещение, 2013. 150 с.
8. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - М.: Академический Проект, 2010. 184 с.
9. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Ярославль: Академия Развития, 2017. 140 с.
10. Зеньковский В.В. Психология детства . - М.: Школа-Пресс, 2010. 333 с.
11. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М.: Логос, 2011. 384 с.
12. Кистяковская М.Ю. Развитие движений у детей первого года жизни. - М.: Педагогика, 2014. 224 с.
13. Колесникова Г.И. Специальная психология и педагогика. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. 250 с.
14. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функции мозга ребенка. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. - М., 2013. 130 с.
15. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. - СПб.: МиМ, 2013. 192 с.
16. Кольцова М.М. Движение и развитие моторной речи. - М.: Педагогика, 2013. 172 с.
17. Каптерев П.Ф. Детская и психологическая психология. - М.: Модэк, 2009. 331 с.
18. Козлова С.А. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2009. 467 с
19. Косинова Е.М. Гимнастика для пальчиков. М., «Олма-Пресс», 2011. 150 с.
20. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. - М. , 2012. - 504 с.
21. Любина Г. Рука развивает мозг // Ребенок в детском саду. - 2013. №5.С. 31-34.
22. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.: Академия, 2013. 140 с.
23. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. - М.: Педагогика, 2015. 95 с
24. Озерецкий Н.И. Метрическая шкала для исследования моторной одаренности у детей. - Орехово-Зуево, 2003. 130 с.
25. Плутаева Е. Развитие мелкой моторики у детей /
// Дошкольное воспитание. - 2014. - №5. С.43-45.
26. Потапчук А.А. Двигательный игротренинг для дошкольников. - СПб, 2013. - 176 с.
27. Прищепа С. Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2013. - №1 С.60-63.
28. Рузина М.С. Пальчиковые и телесные игры для малышей. - СПб.: Речь, 2013. 245 с.
29. Сеченов И.М. Физиология нервной системы. - М., 2012. 238 с.
30. Светлова И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук . - М., «Олма-Пресс», 2014. 140 с.
31. Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод, пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 2014. 164 с.
32. Ткаченко Т.А. Развиваем мелкую моторику. - М.: «Эксмо», 2011. 130 с.
33. Тонкова Ю.М. Развитие мелкой моторики рук ребенка дошкольного возраста как средство подготовки руки к письму // Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). - М.: Буки-Веди, 2012. С. 137-139.
34. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. - СПб.: Лань, 2013. 32 с.
35. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды. - М., «Педагогика», 2009. 140 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ