В истории революционной России выдающиеся место занимают русские революционеры-демократы XIX века. Великим представителем «штурманов будущей бури» является Николай Гаврилович Чернышевский. Он был идейным вдохновителем и воспитателем целого поколения русских революционеров, мужественным борцом против крепостничества и царизма, патриотом своей Родины.
Чернышевский считал, что монархический строй неприемлем для того времени, он отстаивал интересы трудящихся и крестьян. Ему принадлежит главная роль в разработке мировоззрения, программы и тактики революционной демократии. Он проявлял себя в различных областях науки. Внес большой вклад в развитие экономической мысли, также, его заслугой является разработка материалистической эстетики. Чернышевский - глубокий литературный критик, пропагандирующий принципы реализма и народности в литературе. На любом поприще, в каждом своём произведении он выступал носителем передовых, революционных идей, защитником интересов широких масс русского народа. Обладая широчайшим теоретическим кругозором, он сумел подойти к российским проблемам под углом зрения проблем всемирно-исторического развития. Чернышевский осознавал огромное значение проблем освобождения труда и трудящихся классов. Он предпринял критику буржуазной политической экономии с позиции разработанной им «теории трудящихся», и предугадал многие стороны развития капитализма.
Чернышевский начал свое теоретическое образование, когда философия в России начала развиваться благодаря известным философским работам Герцена “Письма об изучении природы” и в литературно - критических статьях Белинского, а так же Соловьева. Чернышевский - философ шел таким же путем, как и Белинский и Герцен. Философия для него была не отвлеченной теорией, а орудием изменения российской действительности.
Материализм Чернышевского и его диалектика служили теоретическим обоснованием политической программы революционной демократии.
Исследуя политические взгляды и программу Чернышевского, необходимо показать преемственность традиций в русском освободительном движении и в то же время определить то качественно новое, что отличает революционера демократии 60 -х годов от предшествующих деятелей русского освободительного движения и что делает его одним из великих предшественников революционной демократии в России.
Чернышевскому принадлежит главная роль в разработке мировоззрения, программы и тактики революционной демократии, он возглавил борьбу демократического лагеря против самодержавно-крепостнической реакции и либерального соглашательства.
Чернышевский считал, что философия призвана быть орудием изменения существующего строя, которое должно реализоваться не только в теории, но и в практике. Направлено это орудие должно было быть на борьбу с самодержавием. Чтобы подготовить крестьян к революции, необходима была программа, которая обосновывала бы необходимость самой революции. Чернышевский дает это обоснование через материализм и диалектику.
Выступив в период революционной ситуации конца 50-х и начала 60-х годов, Чернышевский развил идеи Белинского в стройную политическую теорию революционной демократии. Он стремился соединить эту теорию с революционной борьбой передовых людей России против царского самодержавия, с подпольной работой революционеров - разночинцев. Именно поэтому материалистическая философия Чернышевского явилась вершиной в развитии русской философии домарксистского периода.
Целью Чернышевского как просветителя - сторонника антропологизма был человек, его благо, его счастье. Причем в его философии человеческое счастье оказывается тоже связанным с природой. Потеснить природу, ограничить её права означало для Чернышевского дискредитировать её как основание для выдвижения практических вопросов, порожденных материальной стороной человеческой жизни. Понимание природы для него есть путь к пониманию «природы человека» и справедливому устройству общества. Люди передовые, заботящиеся об истине и благе народа, по мнению философа, должны обратиться к изучению природы и стать на почву естествознания против религии. Природа, по Чернышевскому, является единым самодостаточным целым. Все в ней определено законами, совокупностью переходящих друг в друга различных движений, цепью причин и действий и т.п.; различные свойства материи производят все, что происходит. Каждое явление природы существует не изолированно от целого, а лишь в связи с ним и в зависимости от него. Так история общества имеет своим основанием и предисловием историю природы.
Чернышевский принадлежит не только истории русской философской и общественной мысли. Изложенная выше система антропологических, материалистических, политических, социологических идей великого русского мыслителя позволяет заключить, что он был самым выдающимся представителем русской философии. Его материалистическая философия сделала крупный шаг в сторону диалектического и исторического материализма.
Чернышевский разработал стройную систему взглядов и теоретически обосновал мировоззрение и политическую программу революционной демократии - программу народной, крестьянской революции и демократического переустройства России. Чернышевский не только пропагандировал свои революционные идеи, но и развернул борьбу за их осуществление, за сплочение всех революционно-демократических сил, за подготовку народного восстания. Чернышевский был органически связан с движением крестьянства. Он боролся за против разрыва между теории и практикой, боролся за претворение в жизнь своего учения и поднимал на борьбу на основе выработанной им политической программы сотни людей, вдохновлял целое направление революционного демократизма в среде передовой русской интеллигенции 50-60-х годов прошлых столетий. Его идеи и борьба , выразившие чаяние многомиллионных народных масс, явились одним из важнейших элементов революционной ситуации 1859-1861гг., одним из могучих факторов, определивших прогрессивность общественного развития России.
Социально-экономическое развитие России, вступавшей на путь капитализма, мощный подъём крестьянского движения, а так же обострение классовых противоречий и оживление демократического движении в Европе - всё это обусловило могучий взлёт русской общественной мысли в эту эпоху. Восприняв передовые традиции русской общественной мысли и подняв их на новую ступень, критически переработав учения западноевропейских мыслителей, Чернышевский в своих социально-политических взглядах, так же как в философских, экономических и эстетических, смог достигнуть вершины развития мировой общественной мысли домарксовского периода.
Чернышевский оказал могучее идейное влияние на последующие развитие освободительного движения и передовой русской культуры в России. На идеях и примере его борьбы с самодержавием воспитывались поколения революционеров в нашей стране.
Политические идеи и революционная деятельность Чернышевского - революционера 60-х годов, нанося серьёзный удар по царизму, приобретали международное значение и в конечном итоге объективно способствовали развитию освободительного движения во всех странах.
Чернышевский был величайшим представителем русских революционеров-демократов XIX века. Не любовь к царскому строю и борьба за коренные интересы народа, за его освобождение от пут царского режима; признание необходимости народной революции для уничтожение самодержавия и установления демократической республики, отстаивание перехода всей земли в руки народа, демократическое решение национального вопроса, борьба против либерализма, традиции последовательного философского материализма - вот то ценное в мировоззрении и деятельности великих русских революционных демократов, вот за что боролся Чернышевский.
Отвергая необходимость государства при социализме Чернышевский показал, что лучшей формой административно-политического устройства страны должна быть федерация, основанная на самоуправлении независимых в своих внутренних делах и формируемых снизу доверху самим народом субъектов этой федерации. Старые общественные идеи должны быть реформированы сверху. Таким образом, народничество возникло как мирное, реформистское движение.
С позиции революционной демократии подходил Чернышевский к вопросам эстетики. Решительно отстаивая материалистическую, демократическую и патриотическую линию Белинского в эстетике и искусстве от нападок проповедников «искусства для искусства», он всесторонне развил эстетические принципы, придавая им наступательный характер. Эстетика Чернышевского органически связана с потребностями народных масс, с классовой борьбой угнетенных и эксплуатируемых. В своих произведениях развивал и обосновал революционно-демократическую эстетику. Характерными признаками её являются народность искусства, его высокая идейность, революционная тенденциозность, правдивое, конкретное историческое изображение реальной жизни общества и общественных противоречий. Он боролся за создание такого искусства, которое могло бы стать могучим орудием революционного воспитания масс, вдохновить массы на подготовку всенародного вооруженного восстания, демократической революции.
Н.Г. Чернышевский явился предшественником русской революционной социал-демократии и как выдающийся теоретик и как крупнейший революционер практик, организатор и вождь революционно-демократического движения в России. Именно в этом состоит всемирноисторическое значение Чернышевского.
1. Азнауров, А.А. Этическое учение Н.Г. Чернышевского/ А.А. Азнауров. - М.: Высшая школа, 1960. - 94 с.
2. Антонов, М. Н.Г. Чернышевский Социально-философский этюд/ М. Антонов. - М.: 1910.
3. Антонов, В.Ф. Историческая концепция Н.Г. Чернышевского// Вопросы истории/ В.Ф. Антонов. - М., 2006.
4. Антонов, В.Ф. Н.Г. Чернышевский о пореформенной России // История СССР. / В.Ф. Антонов. - М., 1989.
5. Антонов, В.Ф. Чернышевский: общественный идеал анархиста/ В.Ф. Антонов. - М.: Эдиториал УРСС, 2000.
6. Бердяев, Н.А. Философия свободы/ Н.А. Бердяев. - М.: ББЭКМ, 2006.
7. Бердяев, Н.А. Субъективизм и индивидуализм в общественной философии/ Н.А. Бердяев. - М., 2010.
8. Белик, А.П. Эстетика Чернышевского/ А.П. Белик. - М., 1961
9. Вайсман, М.И. Проблемы освещения романа Н.Г. Чернышевского «Что делать?» в научной и критической литературе/ М.И. Вайсман. - М., 1961.
10. «Вестник» Пермского университета. Сер.: Российская и зарубежная филология. - 2011. - Вып. 3 (15)
11. Водолазов, Г.Г. От Чернышевского к Плеханову/ Г.Г. Водолазов - М., 1969.
12. Демченко, А.А. Николай Чернышевский: к 180-летию со дня рождения // Известия Саратовского университета/ А.А. Демченко. - Новая серия, Сер.: Филология. Журналистика. - 2009. - Вып. 1.
13. Евлампиев, И.И. История русской философии/ И.И. Евлампиев. - СПБ, 2012.
14. Жаская, А. С. «Новая женщина» Н. Г. Чернышевского: дискуссии вокруг романа // Культурная жизнь Юга России/ А. С. Жаская - 2008. - №4(29)
15. Живов, В.М. Маргинальная культура в России рождение интеллигенции/ В.М. Живов - СПб., 2010.
16.Засухина, В.Н. Антропологизм философии П.Д. Юркевича в контексте его полемики с Н.Г. Чернышевским // Вестник Читинского государственного университета/ В.Н. Засухина. - 2012. - № 1 (80).
17.Зеньковский, В. История русской философии/ В. Зеньковский. - М., 2009.
18. Кокарева, Ю.В. Нравственный идеал в философии русского народничества (Н.Г. Чернышевский, Н.К. Михайловский). // Гуманитарный вектор/ Ю.В. Кокарева - 2009. - №2.
19. Лебедев, A.A. Разумные эгоисты Чернышевского/ A.A. Лебедев. - М., 2010.
20. Луначарский, A.B. Н.Чернышевский и Л.Толстой/ A.B. Луначарский. - М., 2001.
21. Луначарский, A.B. Этика и эстетика Чернышевского перед судом современности/ A.B. Луначарский. - М., 2008.
22. Никифоров, Я.А. «Новые люди» Чернышевского как агенты модернизации русского общества. // Известия Саратовского университета. Сер.: Социология. Политология/ Я.А. Никифоров. - 2010. - №10.
23. Никифоров, Я.А. Личность как основание социального изменения в дискурсе Н.Г. Чернышевского // Известия Саратовского университета. Сер.: Социология. Политология/ Я.А. Никифоров - 2011. - Т.11. - Вып. 4
24. Паперно, И. Семиотика поведения: Николай Гаврилович - человек эпохи реализма/ И. Паперно - М., 1996.
25. Полевой, Ю.З. Маркс и Чернышевский / Ю.З. Полевой // История СССР. - 1978. - №5.
26. Плеханов, Г.В. Н.Г.Чернышевский/ Г.В. Плеханов - СПБ., 2001.
27. Плеханов, Г.В. Избранные философские произведения, т. I. / Г.В. Плеханов. - М., 1956
28. Плимак, Е. «Вечная история». Чернышевский и Достоевский/ Е. Плимак. - М.:Свободная мысль, 2007. - №8
29. Розенталь, М.М. Философские взгляды Н.Г.Чернышевского/ М.М. Розенталь
30. Савченко, В. Властью разума. Повесть о Николае Чернышевском/ В. Савченко.
31. Уткина, Н.Ф. Естественнонаучный материализм в России XVIII века/ Н.Ф. Уткина.
32.Чернышевский, Н.Г., Избранные философские сочинения, т. III./ Н.Г. Чернышевский. - М., 1950.
ЗЗ.Чернышевский, Н.Г. Антропологический принцип в философии / Сочинения в 2-х т./ Н.Г. Чернышевский. - М.: Мысль, 1987. Т.2. 34.Чернышевский, Н.Г. Что делать? / Н.Г. Чернышевский. - СПб.: 2013
35. Аристотель. Никомахова этика/ Аристотель. - М.: ЭКСМО-Пресс, 1997.
36. Валентинов, Н. В. «Встречи с Лениным» / Н. В. Валентинов. - 1953.
37. Гельвеций, К. О человеке, его умственных возможностях и воспитании//
URL: http://www. gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/ galag/13.php (дата
обращения: 20.03.2016)
38. Льюис, К.С. О любви к себе// URL: http://lib.ru/LEWISCL/s_love.txt (дата обращения: 20.03.2016).
39. Валла, Л. Об истинном и ложном благе. О свободе воли/ Л. Валла - М.: Наука, 1989.
40. Руссо, Ж.Ж «Эмиль или о воспитании». Книга IV// URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/galag/12.php (дата обращения: 13.11.2015).
41. Смит, А. Богатства народов/ А. Смит. - М.: Соцэгиз, 1962.
42. Спенсер, Г. Опыты научные, политические и философские. Том 1-3/Г. Спенсер - М., 1962.
43. Фейербах, Л. Лекции о сущности религии. Лекция 7
44. Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.
45. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
46.Чернышевский, Н.Г. Беседа с проницательным читателем и изгнание его/ Н.Г. Чернышевский - М.: 2010.
47.Чернышевский, Н.Г. Что делать?// Серия "Литературные памятники"/ Н.Г. Чернышевский - Л.:Наука, 1975.
48.Чернышевский, Н.Г. Очерки гоголевского периода русской литературы// URL: http://ngchernyshevsky.ru/texts/books/15-3/Gogol-Period/4411-text/
(дата обращения: 20.02.2016).