Новые информационные технологии в обучении географии
|
ВВЕДЕНИЕ 4
1 Педагогические основы информационных технологий в изучении географии 7
1.1 История и сущность информационных технологий 7
1.2 Особенности применения информационных технологий в учебно-образовательном процессе 4
1.3 Использование информационных технологий на уроках географии 4
2 Инновационные технологии в обучении географии на примере МБОУ №48
города Белгород 28
2.1 Мотивация использования новых технологий на уроках географии 28
2.2 Возможности и основные проблемы использования информационных
технологий в учебном процессе МБОУ 31
2.3 Применение компьютерных технологий при обучении географии 35
3 Проблемы и пути совершенствования использования новых
информационных технологий в процессе обучения географии МБОУ №48 города Белгород 40
3.1 Опыт использования информационных технологий в учебном процессе на
примере 7 класса МБОУ СОШ № 48 40
3.2 Динамика успеваемости после внедрения инновационных технологий в МБОУ № 48 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ А Применение электронных образовательных ресурсов на разных этапах урока географии 59
ПРИЛОЖЕНИЕ В Конспект урока «Форма и размеры Земли.» 61
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Разработка урока «Мировой океан и его части»
1 Педагогические основы информационных технологий в изучении географии 7
1.1 История и сущность информационных технологий 7
1.2 Особенности применения информационных технологий в учебно-образовательном процессе 4
1.3 Использование информационных технологий на уроках географии 4
2 Инновационные технологии в обучении географии на примере МБОУ №48
города Белгород 28
2.1 Мотивация использования новых технологий на уроках географии 28
2.2 Возможности и основные проблемы использования информационных
технологий в учебном процессе МБОУ 31
2.3 Применение компьютерных технологий при обучении географии 35
3 Проблемы и пути совершенствования использования новых
информационных технологий в процессе обучения географии МБОУ №48 города Белгород 40
3.1 Опыт использования информационных технологий в учебном процессе на
примере 7 класса МБОУ СОШ № 48 40
3.2 Динамика успеваемости после внедрения инновационных технологий в МБОУ № 48 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ А Применение электронных образовательных ресурсов на разных этапах урока географии 59
ПРИЛОЖЕНИЕ В Конспект урока «Форма и размеры Земли.» 61
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Разработка урока «Мировой океан и его части»
Актуальность темы. География играет огромную роль как в образовательном процессе, так и в жизни человека. Истоки данной науки ведут еще с эллинской эпохи. Так же, как и другие дисциплины, география редактировалась испокон веков, преображалась и выстраивалась в интереснейшую науку. В современном мире у школьников изучение географии, помимо банального заучивания терминов, целиком и полностью зависит от того, на сколько интересно будет оснащен и проведен урок географии. А это, на наш взгляд, позволяют сделать именно информационные технологии в обучении географии.
Согласно теории академика РАЕН Дятлова С.А. в настоящее время человечество живет в условиях информационной парадигмы, в рамках которой грандиозное значение приобретает включение информационных и технологических компьютерных средств во все сферы жизни человека, в том числе, в процесс обучения. В связи с этим возникает объективная потребность в изучении особенностей применения компьютерных технологий при обучении географии. Принципиальной особенностью географии как дисциплины является колоссальный объем информации, которую получает человек на всех этапах обучения - от дошкольных общих знаний до специфических знаний, например, преподаваемых в высших учебных заведениях в контексте получаемого профессионального образования. В текущих условиях компьютерной глобализации невозможно представить накопление педагогического опыта в данной научной дисциплине без применения компьютеров, специальных средств хранения и особых технологий преподавания. Использование компьютерных технологий при обучении географии является необходимым условием современного развития образовательного процесса.
На сегодняшний день в школе широко используются информационно-компьютерные технологии (ИКТ). Вследствие чего необходимость внедрения новых информационных технологий в каждом классе становится одним из актуальных вопросов. Учёные отмечают влияние ИКТ компонента на развитие личности, в процессе обучения в школе, применяя информационные технологии, школьник учится работать с текстом, наглядным материалом, использовать интерактивную доску как для игры, так и для учёбы. Вследствие чего, познаёт новые способы сбора информации. Кроме того, учится пользоваться ими для дальнейшего применения в интересующих его областях. При использовании ИКТ компонента на занятиях повышается мотивация дальнейшего обучения и стимулируется познавательный интерес обучающихся, возрастает эффективность самостоятельной работы. Используется возможность формировать знания и умения исследовательского характера, способствующие развитию теоретической и деловой активности. Использование ИКТ на уроках позволяет: делать каждый из уроков более наглядным и интересным; вовлечь всех учащихся в активную познавательную и исследовательскую деятельность на каждом уроке; стремиться реализовывать себя в какой-либо деятельности.
Вопросам применения информационно-компьютерных технологий (ИКТ) посвящали свои работы многие исследователи, в том числе Бовкунович Е.В., Дорофеев А.И., Манина Л.А. Их работы являют собой необходимую базу для формирования навыков проведения уроков и лекций с применением ИКТ. Однако изучение специализированной литературы выявило определенную неизученность вопросов особенностей, присущих преподаванию географии с использованием новых технологий.
Тема работы: «Информационные технологии в обучении географии».
Объект исследования: методика работы на уроках географии.
Предмет: новые информационные технологии в обучении географии.
Основная цель данной работы - изучить особенности использования новых информационных технологий в обучении географии в школе.
Задачи:
1) Изучить сущность новых информационных технологий.
2) Выявить особенности применения новых информационных технологий в учебно-образовательном процессе.
3) Охарактеризовать особенности использования новых информационных технологий на уроках географии.
В качестве методов исследования выступили:
1) теоретические: анализ современной педагогической литературы по теме исследования;
2) эмпирические: включенное наблюдение, метод тестов.
В данной работе мы обращались к работам таких педагогов- исследователей по рассматриваемой нами проблеме, как: Азевич А. (2009), Андриянов А.П. (2009), Баранов А.С., Суслов В.Г., Шейнис А.И. (2014), Блаженов В.А. (2011), Галеева Н.Л. Мельничук Н.Л. (2012), Галишникова Е.М. (2007), Грибан О.Н. (2014), Душина И.В. (2012), Душина И.В., Понурова Г.А. (2012), Крылов А. (2009), Микитенко С.А. (2014), Мышинская Р.П. (2015), Нагорная И.И. (2017), Пащенко О.И. (2013), Таможняя Е.А. (201), Ткаченко С.Н. (2016), Шарыгин М.Д. (2014) и многие другие.
Структура. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Согласно теории академика РАЕН Дятлова С.А. в настоящее время человечество живет в условиях информационной парадигмы, в рамках которой грандиозное значение приобретает включение информационных и технологических компьютерных средств во все сферы жизни человека, в том числе, в процесс обучения. В связи с этим возникает объективная потребность в изучении особенностей применения компьютерных технологий при обучении географии. Принципиальной особенностью географии как дисциплины является колоссальный объем информации, которую получает человек на всех этапах обучения - от дошкольных общих знаний до специфических знаний, например, преподаваемых в высших учебных заведениях в контексте получаемого профессионального образования. В текущих условиях компьютерной глобализации невозможно представить накопление педагогического опыта в данной научной дисциплине без применения компьютеров, специальных средств хранения и особых технологий преподавания. Использование компьютерных технологий при обучении географии является необходимым условием современного развития образовательного процесса.
На сегодняшний день в школе широко используются информационно-компьютерные технологии (ИКТ). Вследствие чего необходимость внедрения новых информационных технологий в каждом классе становится одним из актуальных вопросов. Учёные отмечают влияние ИКТ компонента на развитие личности, в процессе обучения в школе, применяя информационные технологии, школьник учится работать с текстом, наглядным материалом, использовать интерактивную доску как для игры, так и для учёбы. Вследствие чего, познаёт новые способы сбора информации. Кроме того, учится пользоваться ими для дальнейшего применения в интересующих его областях. При использовании ИКТ компонента на занятиях повышается мотивация дальнейшего обучения и стимулируется познавательный интерес обучающихся, возрастает эффективность самостоятельной работы. Используется возможность формировать знания и умения исследовательского характера, способствующие развитию теоретической и деловой активности. Использование ИКТ на уроках позволяет: делать каждый из уроков более наглядным и интересным; вовлечь всех учащихся в активную познавательную и исследовательскую деятельность на каждом уроке; стремиться реализовывать себя в какой-либо деятельности.
Вопросам применения информационно-компьютерных технологий (ИКТ) посвящали свои работы многие исследователи, в том числе Бовкунович Е.В., Дорофеев А.И., Манина Л.А. Их работы являют собой необходимую базу для формирования навыков проведения уроков и лекций с применением ИКТ. Однако изучение специализированной литературы выявило определенную неизученность вопросов особенностей, присущих преподаванию географии с использованием новых технологий.
Тема работы: «Информационные технологии в обучении географии».
Объект исследования: методика работы на уроках географии.
Предмет: новые информационные технологии в обучении географии.
Основная цель данной работы - изучить особенности использования новых информационных технологий в обучении географии в школе.
Задачи:
1) Изучить сущность новых информационных технологий.
2) Выявить особенности применения новых информационных технологий в учебно-образовательном процессе.
3) Охарактеризовать особенности использования новых информационных технологий на уроках географии.
В качестве методов исследования выступили:
1) теоретические: анализ современной педагогической литературы по теме исследования;
2) эмпирические: включенное наблюдение, метод тестов.
В данной работе мы обращались к работам таких педагогов- исследователей по рассматриваемой нами проблеме, как: Азевич А. (2009), Андриянов А.П. (2009), Баранов А.С., Суслов В.Г., Шейнис А.И. (2014), Блаженов В.А. (2011), Галеева Н.Л. Мельничук Н.Л. (2012), Галишникова Е.М. (2007), Грибан О.Н. (2014), Душина И.В. (2012), Душина И.В., Понурова Г.А. (2012), Крылов А. (2009), Микитенко С.А. (2014), Мышинская Р.П. (2015), Нагорная И.И. (2017), Пащенко О.И. (2013), Таможняя Е.А. (201), Ткаченко С.Н. (2016), Шарыгин М.Д. (2014) и многие другие.
Структура. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Особенностью современной школы является ее функционирование в условиях стремительного роста объема образовательных ресурсов. Процесс информатизации общего образования позволяет дополнить многообразие традиционных методик обучения новыми информационными развивающими педагогическими технологиями. С их помощью на уроках могут реализоваться педагогические ситуации, в которых деятельность учителя и учащихся носит исследовательский, поисковый характер.
На современных уроках, в том числе географии, с использованием компьютерных технологий происходит не пассивное усвоение информации, а активная ее переработка. Подобное образование носит комплексный характер и способствует формированию целостной системы знаний, определяющей мировоззрение школьника.
Использование новых технологий на уроках географии предоставляют возможность существенно расширить возможность предоставления учащимся различного рода информацию, а также обеспечить доступность восприятия новой информации путем визуализации.
Информационные компьютерные технологии (ИКТ) обучения - это процесс подготовки и передачи информации ученику, средством осуществления которых является компьютер.
В зависимости от дидактических целей применяю на уроках географии следующие виды компьютерных программ: учебные, тренажеры, контролирующие, демонстрационные, справочно-информационные, мультимедиа-учебники.
Формы использования мною ИКТ на уроках географии:
- Мультимедийные презентации (созданные мною в MicrosoftPowerPoint) - для введения нового материала, его закрепления и повторения.
- Интерактивные средства обучения (интерактивная приставка и система интерактивного опроса). Мною созданы электронные учебные пособия (ЭУП) для учащихся, где разработаны разнообразные задания, позволяющие ученикам лучше усвоить новый материал и закрепить пройденный.
- Групповые формы работы с использованием Интернет-ресурсов (создание Интернет газеты - проектная деятельность, групповые презентации с защитой).
- Домашнее задание по e-mail.
- Просмотр фильмов и их обсуждение.
- Дистанционные формы обучения, использую веб камеру (скайп), е-mail.
- Тренажеры по проверке знаний по географии.
На сегодняшний день повсеместно распространена информатизация учебного процесса в МБОУ. Для этого выделяются денежные средства, оборудуются классы, а педагоги проходят специальное обучение. Но помимо существующих возможностей при использовании современных информационных технологий присутствуют и проблемы, которые необходимо учитывать, чтобы обучение приносило только положительные результаты.
Применение компьютерных технологий в МБОУ № 48 при обучении географии является эффективным, поскольку способствует более углубленному и расширенному обучению детей, развивает их самостоятельность и мотивирует на более детальную подготовку к учебным занятиям.
Современные информационные технологии повышают эффективность учебного процесса, обеспечивает каждому ученику право и возможность продвинуться в предмете настолько глубоко, насколько он хочет и может. Использование информационных технологий становится необходимым компонентом обучения и географии. Аргументом этого может служить следующее утверждение: география - это предмет, где наглядность является главным средством для полного усвоения материала.
Качество знаний на уроках географии с использованием компьютерных технологий значительно улучшились. После внедрения современных информационных технологий настроение учащихся после уроков географии существенно улучшилось, что благоприятно сказывается на эффективности и качестве обучения. Успеваемость учащихся по листу самоконтроля также значительно повысилась, следовательно, у детей повысился уровень самостоятельности и самооценка.
В целом, использование современных информационных технологий на уроках географии в МБОУ № 48 является достаточно эффективным. Как показывает анализ, уроки географии проходят достаточно ярко, неизменно сопровождаются визуализацией, что делает информацию более доступной и запоминающейся.
Таким образом, необходимо сделать вывод, что внедрение инновационных технологий в обучение географии в МБОУ № 48 значительно повысило эффективность образовательного процесса, его качество и успеваемость учащихся в целом.
На современных уроках, в том числе географии, с использованием компьютерных технологий происходит не пассивное усвоение информации, а активная ее переработка. Подобное образование носит комплексный характер и способствует формированию целостной системы знаний, определяющей мировоззрение школьника.
Использование новых технологий на уроках географии предоставляют возможность существенно расширить возможность предоставления учащимся различного рода информацию, а также обеспечить доступность восприятия новой информации путем визуализации.
Информационные компьютерные технологии (ИКТ) обучения - это процесс подготовки и передачи информации ученику, средством осуществления которых является компьютер.
В зависимости от дидактических целей применяю на уроках географии следующие виды компьютерных программ: учебные, тренажеры, контролирующие, демонстрационные, справочно-информационные, мультимедиа-учебники.
Формы использования мною ИКТ на уроках географии:
- Мультимедийные презентации (созданные мною в MicrosoftPowerPoint) - для введения нового материала, его закрепления и повторения.
- Интерактивные средства обучения (интерактивная приставка и система интерактивного опроса). Мною созданы электронные учебные пособия (ЭУП) для учащихся, где разработаны разнообразные задания, позволяющие ученикам лучше усвоить новый материал и закрепить пройденный.
- Групповые формы работы с использованием Интернет-ресурсов (создание Интернет газеты - проектная деятельность, групповые презентации с защитой).
- Домашнее задание по e-mail.
- Просмотр фильмов и их обсуждение.
- Дистанционные формы обучения, использую веб камеру (скайп), е-mail.
- Тренажеры по проверке знаний по географии.
На сегодняшний день повсеместно распространена информатизация учебного процесса в МБОУ. Для этого выделяются денежные средства, оборудуются классы, а педагоги проходят специальное обучение. Но помимо существующих возможностей при использовании современных информационных технологий присутствуют и проблемы, которые необходимо учитывать, чтобы обучение приносило только положительные результаты.
Применение компьютерных технологий в МБОУ № 48 при обучении географии является эффективным, поскольку способствует более углубленному и расширенному обучению детей, развивает их самостоятельность и мотивирует на более детальную подготовку к учебным занятиям.
Современные информационные технологии повышают эффективность учебного процесса, обеспечивает каждому ученику право и возможность продвинуться в предмете настолько глубоко, насколько он хочет и может. Использование информационных технологий становится необходимым компонентом обучения и географии. Аргументом этого может служить следующее утверждение: география - это предмет, где наглядность является главным средством для полного усвоения материала.
Качество знаний на уроках географии с использованием компьютерных технологий значительно улучшились. После внедрения современных информационных технологий настроение учащихся после уроков географии существенно улучшилось, что благоприятно сказывается на эффективности и качестве обучения. Успеваемость учащихся по листу самоконтроля также значительно повысилась, следовательно, у детей повысился уровень самостоятельности и самооценка.
В целом, использование современных информационных технологий на уроках географии в МБОУ № 48 является достаточно эффективным. Как показывает анализ, уроки географии проходят достаточно ярко, неизменно сопровождаются визуализацией, что делает информацию более доступной и запоминающейся.
Таким образом, необходимо сделать вывод, что внедрение инновационных технологий в обучение географии в МБОУ № 48 значительно повысило эффективность образовательного процесса, его качество и успеваемость учащихся в целом.
Подобные работы
- ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
Дипломные работы, ВКР, география. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА
УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
Дипломные работы, ВКР, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2017 - ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2017 - СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2016 - ИНТЕРАКТИВНЫЕ МОДЕЛИ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ГЕОГРАФИИ
Дипломные работы, ВКР, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2016 - Информационно-образовательные технологии в школьной
географии
Дипломные работы, ВКР, география. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Проектирование универсального модуля обучения сотрудников новым информационным технологиям в условиях многозадачности и многопроектности на примере ООО «СтройТехКонсалтинг»
Дипломные работы, ВКР, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2018 - Компьютерные технологии в обучении географии (Ивановский Государственный Университет)
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2023 - РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ 6 И 10 КЛАССАХ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017



