Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Новые информационные технологии в обучении географии

Работа №58226

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы67
Год сдачи2018
Стоимость4390 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
567
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
1 Педагогические основы информационных технологий в изучении географии 7
1.1 История и сущность информационных технологий 7
1.2 Особенности применения информационных технологий в учебно-образовательном процессе 4
1.3 Использование информационных технологий на уроках географии 4
2 Инновационные технологии в обучении географии на примере МБОУ №48
города Белгород 28
2.1 Мотивация использования новых технологий на уроках географии 28
2.2 Возможности и основные проблемы использования информационных
технологий в учебном процессе МБОУ 31
2.3 Применение компьютерных технологий при обучении географии 35
3 Проблемы и пути совершенствования использования новых
информационных технологий в процессе обучения географии МБОУ №48 города Белгород 40
3.1 Опыт использования информационных технологий в учебном процессе на
примере 7 класса МБОУ СОШ № 48 40
3.2 Динамика успеваемости после внедрения инновационных технологий в МБОУ № 48 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ А Применение электронных образовательных ресурсов на разных этапах урока географии 59
ПРИЛОЖЕНИЕ В Конспект урока «Форма и размеры Земли.» 61
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Разработка урока «Мировой океан и его части»

Актуальность темы. География играет огромную роль как в образовательном процессе, так и в жизни человека. Истоки данной науки ведут еще с эллинской эпохи. Так же, как и другие дисциплины, география редактировалась испокон веков, преображалась и выстраивалась в интереснейшую науку. В современном мире у школьников изучение географии, помимо банального заучивания терминов, целиком и полностью зависит от того, на сколько интересно будет оснащен и проведен урок географии. А это, на наш взгляд, позволяют сделать именно информационные технологии в обучении географии.
Согласно теории академика РАЕН Дятлова С.А. в настоящее время человечество живет в условиях информационной парадигмы, в рамках которой грандиозное значение приобретает включение информационных и технологических компьютерных средств во все сферы жизни человека, в том числе, в процесс обучения. В связи с этим возникает объективная потребность в изучении особенностей применения компьютерных технологий при обучении географии. Принципиальной особенностью географии как дисциплины является колоссальный объем информации, которую получает человек на всех этапах обучения - от дошкольных общих знаний до специфических знаний, например, преподаваемых в высших учебных заведениях в контексте получаемого профессионального образования. В текущих условиях компьютерной глобализации невозможно представить накопление педагогического опыта в данной научной дисциплине без применения компьютеров, специальных средств хранения и особых технологий преподавания. Использование компьютерных технологий при обучении географии является необходимым условием современного развития образовательного процесса.
На сегодняшний день в школе широко используются информационно-компьютерные технологии (ИКТ). Вследствие чего необходимость внедрения новых информационных технологий в каждом классе становится одним из актуальных вопросов. Учёные отмечают влияние ИКТ компонента на развитие личности, в процессе обучения в школе, применяя информационные технологии, школьник учится работать с текстом, наглядным материалом, использовать интерактивную доску как для игры, так и для учёбы. Вследствие чего, познаёт новые способы сбора информации. Кроме того, учится пользоваться ими для дальнейшего применения в интересующих его областях. При использовании ИКТ компонента на занятиях повышается мотивация дальнейшего обучения и стимулируется познавательный интерес обучающихся, возрастает эффективность самостоятельной работы. Используется возможность формировать знания и умения исследовательского характера, способствующие развитию теоретической и деловой активности. Использование ИКТ на уроках позволяет: делать каждый из уроков более наглядным и интересным; вовлечь всех учащихся в активную познавательную и исследовательскую деятельность на каждом уроке; стремиться реализовывать себя в какой-либо деятельности.
Вопросам применения информационно-компьютерных технологий (ИКТ) посвящали свои работы многие исследователи, в том числе Бовкунович Е.В., Дорофеев А.И., Манина Л.А. Их работы являют собой необходимую базу для формирования навыков проведения уроков и лекций с применением ИКТ. Однако изучение специализированной литературы выявило определенную неизученность вопросов особенностей, присущих преподаванию географии с использованием новых технологий.
Тема работы: «Информационные технологии в обучении географии».
Объект исследования: методика работы на уроках географии.
Предмет: новые информационные технологии в обучении географии.
Основная цель данной работы - изучить особенности использования новых информационных технологий в обучении географии в школе.
Задачи:
1) Изучить сущность новых информационных технологий.
2) Выявить особенности применения новых информационных технологий в учебно-образовательном процессе.
3) Охарактеризовать особенности использования новых информационных технологий на уроках географии.
В качестве методов исследования выступили:
1) теоретические: анализ современной педагогической литературы по теме исследования;
2) эмпирические: включенное наблюдение, метод тестов.
В данной работе мы обращались к работам таких педагогов- исследователей по рассматриваемой нами проблеме, как: Азевич А. (2009), Андриянов А.П. (2009), Баранов А.С., Суслов В.Г., Шейнис А.И. (2014), Блаженов В.А. (2011), Галеева Н.Л. Мельничук Н.Л. (2012), Галишникова Е.М. (2007), Грибан О.Н. (2014), Душина И.В. (2012), Душина И.В., Понурова Г.А. (2012), Крылов А. (2009), Микитенко С.А. (2014), Мышинская Р.П. (2015), Нагорная И.И. (2017), Пащенко О.И. (2013), Таможняя Е.А. (201), Ткаченко С.Н. (2016), Шарыгин М.Д. (2014) и многие другие.
Структура. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Особенностью современной школы является ее функционирование в условиях стремительного роста объема образовательных ресурсов. Процесс информатизации общего образования позволяет дополнить многообразие традиционных методик обучения новыми информационными развивающими педагогическими технологиями. С их помощью на уроках могут реализоваться педагогические ситуации, в которых деятельность учителя и учащихся носит исследовательский, поисковый характер.
На современных уроках, в том числе географии, с использованием компьютерных технологий происходит не пассивное усвоение информации, а активная ее переработка. Подобное образование носит комплексный характер и способствует формированию целостной системы знаний, определяющей мировоззрение школьника.
Использование новых технологий на уроках географии предоставляют возможность существенно расширить возможность предоставления учащимся различного рода информацию, а также обеспечить доступность восприятия новой информации путем визуализации.
Информационные компьютерные технологии (ИКТ) обучения - это процесс подготовки и передачи информации ученику, средством осуществления которых является компьютер.
В зависимости от дидактических целей применяю на уроках географии следующие виды компьютерных программ: учебные, тренажеры, контролирующие, демонстрационные, справочно-информационные, мультимедиа-учебники.
Формы использования мною ИКТ на уроках географии:
- Мультимедийные презентации (созданные мною в MicrosoftPowerPoint) - для введения нового материала, его закрепления и повторения.
- Интерактивные средства обучения (интерактивная приставка и система интерактивного опроса). Мною созданы электронные учебные пособия (ЭУП) для учащихся, где разработаны разнообразные задания, позволяющие ученикам лучше усвоить новый материал и закрепить пройденный.
- Групповые формы работы с использованием Интернет-ресурсов (создание Интернет газеты - проектная деятельность, групповые презентации с защитой).
- Домашнее задание по e-mail.
- Просмотр фильмов и их обсуждение.
- Дистанционные формы обучения, использую веб камеру (скайп), е-mail.
- Тренажеры по проверке знаний по географии.
На сегодняшний день повсеместно распространена информатизация учебного процесса в МБОУ. Для этого выделяются денежные средства, оборудуются классы, а педагоги проходят специальное обучение. Но помимо существующих возможностей при использовании современных информационных технологий присутствуют и проблемы, которые необходимо учитывать, чтобы обучение приносило только положительные результаты.
Применение компьютерных технологий в МБОУ № 48 при обучении географии является эффективным, поскольку способствует более углубленному и расширенному обучению детей, развивает их самостоятельность и мотивирует на более детальную подготовку к учебным занятиям.
Современные информационные технологии повышают эффективность учебного процесса, обеспечивает каждому ученику право и возможность продвинуться в предмете настолько глубоко, насколько он хочет и может. Использование информационных технологий становится необходимым компонентом обучения и географии. Аргументом этого может служить следующее утверждение: география - это предмет, где наглядность является главным средством для полного усвоения материала.
Качество знаний на уроках географии с использованием компьютерных технологий значительно улучшились. После внедрения современных информационных технологий настроение учащихся после уроков географии существенно улучшилось, что благоприятно сказывается на эффективности и качестве обучения. Успеваемость учащихся по листу самоконтроля также значительно повысилась, следовательно, у детей повысился уровень самостоятельности и самооценка.
В целом, использование современных информационных технологий на уроках географии в МБОУ № 48 является достаточно эффективным. Как показывает анализ, уроки географии проходят достаточно ярко, неизменно сопровождаются визуализацией, что делает информацию более доступной и запоминающейся.
Таким образом, необходимо сделать вывод, что внедрение инновационных технологий в обучение географии в МБОУ № 48 значительно повысило эффективность образовательного процесса, его качество и успеваемость учащихся в целом.



1. Азевич А. Одним кликом. Электронная помощница учителя географии / А. Азевич // ИКТ в образовании. - 2009. - № 7. - С. 24-25.
2. Алексеева Л.Н. Инновационные технологии как ресурс эксперимента // Учитель, 2015. - № 11. - с. 12-14.
3. Андриянов А.П. Приёмы использования интерактивной доски на уроках географии: новые технологии обучения / А. П. Андриянов // География и экология в школе XXI века. - 2009. - №7. - С. 14.
4. Баранов А.С., Суслов В.Г., Шейнис А.И. Компьютерные технологии в школьной географии. - СПб: Питер, 2014. - 234 с.
5. Баранов А.С., Суслов В.Г., Шейнис А.И. Компьютерные технологии в школьной географии. - М.: Издательский Дом «Генжер», 2014. - 80с.
6. Берлянт А.М. Картография. - М.: Аспект Пресс, 2012. - 120 с.
7. Блаженов В.А. Приемы развивающего обучения географии. - М. Дрофа. 2011. - 142 с.
8. Блаженов В.А. Развивающее обучение географии. - М., «Дрофа»
2012. -152 с.
9. Бухвалов В.А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотворчества. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2012. - 144 с.
10. Велихов Е.П. Новая информационная технология в школе // Информатика и образование, 2016. - № 7. - с. 28-32
11. Виноградова О. М. Работа с топографической картой. //
Электронный ресурс, режим доступа:
http://festival.1september.ru/articles/636005/ (дата обращения: 28.12.2017)
12. Высоцкий И.Р. Компьютер в образовании // Информатика и образование, 2014. - № 12. - с. 22-25.
13. Габеева Д.А., Цыбикова Т.С. Геоинформатика и ГИС-технологии в системе наук о Земле // Материалы региональной конференции, 2015. - 198 с.
14. Галеева Н.Л. Мельничук Н.Л. Сто приемов для учебного успеха на уроках географии. - М.. 2012. - 90 с.
15. Галишникова Е.М. Использование интерактивной Smart- доски в процессе обучения//Учитель. - 2007. - №4. - с. 8-10.
16. География для школьников. 2013. - №2. - 43 с.
17. География для школьников. 2012. - №1. - 55 с.
18. Гин А. Приёмы педагогической техники. - М.: Вита-Пресс, 2010. -
124с.
19. Гиркин И.В. Новые подходы к организации учебного процесса с использованием современных компьютерных технологий // Информационные технологии, 2017. - № 2. - с. 8-11.
20. Гриценко В.А. Web-технологии в географическом образовании в средней школе // Информатика и образования, 2015. - № 6. - с. 32-34
21. Гузеев В.В. Образовательная технология XXI века: деятельность, ценности. - М.: Кноус, 2014. - 255 с.
22. Гутгарц Р.Д. Чебышева Б.П. Компьютерная технология обучения // Информатика и образование, 2013. - № 1. - с. 12-17.
23. Дутттина. И.В., Пятунин В.Б., Летягин А.А. Методика обучения географии в общеобразовательных учреждениях: учебник. - М.: Дело и сервис, 2015. - 342 с.
24. Дутттина. И.В. Методика и технология обучения географии. Пособие для учителей и студентов. - М.: ООО Издательство «Астрель, - 2012. - 218 с.
25. Дутттина. И.В., Понурова Г.А. Методика преподавания географии. - М. Московский лицей, 2012. - С. 42.
26. Домрачев В.Г., Ретинская И.В. О классификации компьютерных образовательных информационных технологий // Информационные технологии, 2016. - № 4. - с. 15-20
27. Дронов В.П. География России. Население и хозяйство, 9 класс. - М.: Дрофа, 2010. - 110 с.
28. Ездов А.А. Новые технологии проведения школьного естественнонаучного эксперимента // Информатика и образование, 2014. - № 3. - с. 29-33
29. Захарова Н.И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс. - СПб: Питер, 2015. - 367 с.
30. Золотова С.И., Вовченко Н.Л., Давыдова А.М. О возможностях применения компьютерных технологий при изучении географии в средней школе // Материалы X Международной конференции «Применение новых технологий в образовании», 2016. - 211 с.
31. Иванов Ю.П. Развитие творческой деятельности в школьных курсах географии при традиционной и инновационных системах обучения // География в школе, 2014. - № 10. - с. 7-10
32. История развития информационных технологий // Электронный
ресурс, режим доступа: http://orientir365.ru/36-istoriya-razvitiya-
informactonnyh-tehnotogiy.html (дата обращения: 28.12.2017)
33. Климанова О.А. География в цифрах. 6-10 классы. - М.: Дрофа,
2013. - 132 с.
34. Коринской В.А., Душиной И.В., Щенева В.А. География материков и океанов. - М.: Дрофа, 2012. - 160 с.
35. Крылов А. Электронные учебные материалы / А. Крылов // Народное образование. - 2009. - № 2 - С. 157-163.
36. Ксенозова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. - М.: Юнити, 2014. - 158 с.
37. Кутейников С.Е. Модульные блок-циклы в преподавании географии // География в школе, 2014. - № 5. - с. 25-30
38. Лебединская В. Г. Мера — категория философская и языковая // Известия Дагестанского госуд. пед. Университета — Махачкала, 2012. - №4. — С. 85.
39. Методика обучения географии в средней школе. // Под ред. А.Е. Бибик и др., - М., "Просвещение", 2010. - 130 с.
40. Микитенко С.А. ИКТ в преподавании географии: уроки географии и экологии / С. А. Микитенко // География и экология в школе XXI века. -
2014. - №3. - С. 41-44
41. Молодцов Д.В. Географическое образование в условиях перехода к новым ФГОС // География и экология в школе XXI века, 2015. - № 2. - с. 1518
42. Мышинская Р.П. Практикум по методике преподавания географии. - М. 2015. - 38 с.
43. Нагорная И.И. Интерактивные практические работы на уроках географии // Электронный ресурс, режим доступа: http://www.wecomm.ru /structure/?idstucture=400 (дата обращения: 28.12.2017)
44. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. - М.: Юнити, 2014. - 347 с.
45. Опыт использования ИКТ в образовательном процессе. - //
Электронный ресурс, режим доступа: http://socializaciia.ucoz.ru
/publ/opyt_ispolzovanij a_ikt_v_obrazovatelnom_processe/1-1-0-1 (дата
обращения: 28.12.17)
46. Пащенко О.И. Информационные технологии в образовании: Учебно-методическое пособие. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2013. — 227 с.
47. Развитие системы образования — обеспечение будущего / Германова Г. Н., Горшенина М. В. и др. - Одесса, 2013. - 500 с.
48. Самолюк Г.В. Современные средства оценивания результатов обучения. - М.: Инфра-М, 2013. - 289 с.
49. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. - М.: Кнорус, 2015. - 377 с.
50. Сергеева Т.С. Новые информационные технологии и содержание обучения // Информатика и образование, 2016. - № 12. - с. 24-28
51. Сергеева Т.А. Компьютерные технологии: учебник. - М.: Феникс,
2015. - 366 с.
52. Ситак Л. А. Формирование экологической культуры студентов педагогического колледжа во внеклассной работе: Монография, Пятигорск: ГОУ ВПО ПГЛУ, 2011. -172 с.
53. Ситак Л. А. Формирование экологической культуры студентов педагогических вузов средствами внеклассной работы// Крымский научный вестник. - 2015. — №4. — С. 41.
54. Симонов А.В. Геоинформационное образование в России: проблемы, направления и возможности развития // ИБ ГИС-Ассоциации,
2014. - № 8. - с. 9-13
55. Современный урок географии: методические разработки уроков / Под ред. И.И. Баринова. - М.: Инфра-М, 2014. - 256 с.
56. Сумнительный К. Инновации в образовании. Вектор развития и основная реальная практика. - СПб: Питер, 2015. - 290 с.
57. Таможняя Е.А. Компьютерные технологии: возможности
использования // География в школе. - М.: «Школа-пресс», 2014. - №4, - 6469 с.
58. Ткаченко С.Н. Использование ИКТ в образовательном процессе // Электронный ресурс, режим доступа: nsportal.ru (дата обращения: 28.12.2017)
59. Трифонов А.Ю. Картографический метод обучения. // География. - М, 2012. - №14. - С. 13.
60. Чикина Ю.Ю. Особенности использования активных форм организации лекционных занятий с использованием информационных технологий // Научные ведомости БелГУ. Серия: Гуманитарные науки. 2013. №27 (170) С.204-210
61. Шарыгин М.Д. Общественная география: контуры будущей науки // Географический вестник. 2014. №1. - С.20-28.
62. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе: книга для учителя. - М.: Кнорус, 2014. - 380 с.
63. Ясвин В.А. Образовательная среда: учебное пособие. - М.: Просвещение, 2014. - 257 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ