Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Рефлексивный потенциал технологии «Языковой портфель» на уроках английского языка

Работа №58225

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы91
Год сдачи2019
Стоимость4350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
373
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА I. Способы овладения рефлексивным мышлением 6
1.1. Основные вехи и логика развития изучения рефлексии 6
1.2. Роль и место рефлексии в процессе обучения 12
1.3. Технология «Языковой портфель» как способ осуществления рефлексии на уроках английского языка...18
Выводы по первой главе 28
ГЛАВА II. Применение технологии «Языковой портфель» на
уроках английского языка 31
2.1 Современные способы осуществления рефлексии на уроках английского языка 31
2.2. Методика работы с языковым портфелем на уроке английского языка 37
2.3. Развитие навыков рефлексии на уроках английского
языка при помощи технологии «Языковой портфель» 45
Выводы по второй главе 49
Заключение 50
Список использованных источников 55
Приложение


Ожидания современного общества связаны с тем, что школа направит свои усилия на формирование личности, способной к дальнейшему постоянному саморазвитию и испытывающую потребность в самореализации. Однако невозможно достигнуть такой цели без важного фактора - личной рефлексии, без адекватной самооценки.
По мнению О.А. Аламбековой, основная задача учителя заключается в поступательной передачи обучающимся функции рефлексивного управления образовательного процесса в целом. Учитель начинает этот процесс с интерпретации своих действий и действий обучающихся, методически поддерживая учеников. Постепенно методическая поддержка принимает скрытую форму, а затем и вовсе становится ненужной. Рефлексивная деятельность, умение адекватно оценивать свои результаты, имеет огромное значение в изучении английского языка. Иноязычная коммуникация помогает сформировать рефлексивное мышление в таких проявлениях как анализ, интерпретация, перевод информации из одной формы в другую.
Критерием умственного развития учащегося является правильно организованная структура учебной деятельности с такими ее компонентами как постановка задачи, выбор средств, самоконтролем и самопроверкой. Современная методика обучения иностранному языку предлагает инвариантные методы и средства формирования навыков рефлексии, одним из которых является технология «Языковой портфель». Актуальность нашего исследования заключается в поиске решения проблемы формирования навыков коммуникативной рефлексии на уроках английского языка.
Необходимость более глубокого изучения аспектов данной проблемы обусловила тему исследования:
«Рефлексивный потенциал технологии «Языковой портфель» на уроках английского языка», цель которого состоит в диагностике рефлексивного потенциала и иных возможностей данной технологии.
Объект исследования - обучение навыкам коммуникативной рефлексии на уроках английского языка.
Предмет исследования - использование технологии «Языковой портфель» при формировании навыков коммуникативной рефлексии на уроках английского языка.
В соответствии с целью исследования были сформированы следующие задачи:
- рассмотреть основные вехи и логику развития изучения рефлексии;
- описать роль и место рефлексии в процессе обучения;
- раскрыть сущность технологии «Языковой портфель» как способа осуществления рефлексии на уроках английского языка;
- рассмотреть современные подходы осуществления рефлексии на уроках английского языка;
- разработать методику работы с языковым портфелем;
- диагностировать развитие навыков рефлексии на уроках английского языка при помощи технологии «Языковой портфель».
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ, сравнение, обобщение, синтез, систематизация); эмпирические (наблюдение, анкетирование, беседы, тестирование, изучение и обобщение передового педагогического опыта обучению навыков рефлексивной коммуникации).
Экспериментальная база исследования - Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение многопрофильная гимназия №13 г. Пензы. Исследование проводилось с 5.02.2020 г. по 3.03.2020 г. В исследовании приняли участие обучающиеся 10 класса в составе 17 человек.
Теоретической основой исследования являются педагогические концепции, раскрывающие сущность обучения навыкам рефлексивного мышления (И. В. Муштавинская, И.Ю. Алексашина, И.Н. Семенов и др.), исследования, выявляющие педагогические принципы использования языкового портфеля в процессе обучения (Н.Д. Гальскова, Ю.Е. Ваулина, Е.И. Пассов, Т.Г. Новикова и др.).
Практическая значимость исследования заключается в разработке классного поурочно-тематического языкового портфеля, который является средством формирования навыков коммуникативной рефлексии на уроках английского языка. 



Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе исследования нами была поставлена цель - диагностировать рефлексивный потенциал и иные возможности технологии «Языковой портфель».
В соответствии с первой задачей мы рассмотрели основные вехи и логику развития проблематики рефлексии. Нами отмечено, что изучении рефлексии имеет многовековую историю, как в области философии, так и в области психологии. Впервые об этом заговорил античный философ Сократ, который учил: «Познай самого себя!».
Начало изучении рефлексии в психологии положил Дж. Локк, который считал, что рефлексия - это наблюдения души за своими собственными состояниями.
В нашем исследовании мы опираемся на труды российских ученых, которые положили начало изучению рефлексии как механизма самоопределения, без которого невозможно представить обучение. Современный этап развития проблематики рефлексии характеризуется применением рефлексивных знаний в различных сферах, в том числе педагогики.
В соответствии со второй задачей мы описали роль и место рефлексии в процессе обучения. О необходимости формирования самостоятельности учащихся в процессе обучения писал К. Д. Ушинский: «Следует передавать ученику не только те или иные познания, но и развивать в нем желание и способность самостоятельно, без учителя, приобретать новые познания... дать ученику средство извлекать полезные знания не только из книг, но и из предметов, его окружающих, из жизненных событий, из истории собственной души. Обладая такой умственной силой... человек будет учиться всю жизнь, что, конечно, и составляет одну из главнейших задач школьного обучения».
Рефлексивное осмысление учебной деятельности основано на способности обучающего к самомотивации, саморегуляции и самооценке.
Без этапа рефлексии на уроке невозможно создать развивающую среду. Она участвует в формировании личностных, регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий, а также связана с технологией критического мышления.
Рефлексия может осуществляться не только по итогам урока, но на другом временном отрезке: по итогам изученной темы, учебной четверти, года и т.д. При выборе способа проведения рефлексии необходимо учитывать возрастные и психологические особенности обучающихся, цель урока, содержание и трудности учебного материала, способы и методы обучения.
В соответствии с третьей задачей мы раскрыли сущность технологии «Языковой портфель» как способа осуществления рефлексии на уроках английского языка. Задачей языкового портфель является обучение учащихся умению изучать язык по принципу автономии в течение всей жизни, объективно оценивать свой уровень владения языковыми навыками и презентовать себя любому лицу или организации.
Применение технологии «Языковой портфель» на уроках английского языка способствует развитию рефлексивной коммуникации. Это происходит за счет того, что у обучающихся проявляется возможность проследить прогресс в изучении английского языка не только у себя, но и у своих одноклассников. Таким образом, на уроке легко создать ситуацию общения, которая позволяет обучающимся посмотреть на ситуацию со стороны, понять, почему его одноклассник видит эту ситуацию так, а не иначе, а также проанализировать свои сильные и слабые стороны.
В соответствии с пятой задачей мы рассмотрели современные средства осуществлении рефлексии на уроках английского языка.
Одним из требований ФГОС к освоению школьной программы по иностранному языку является «создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым иностранным языком, в том числе на основе самонаблюдения и самооценки, к изучению второго/третьего иностранного языка, к использованию иностранного языка как средства получения информации, позволяющей расширять свои знания в других предметных областях». В связи с этим, поиски путей усиления эффективности процесса обучения обусловливают необходимость использования рефлексии как процесса самооценки, самоанализа, придающего учению личностный смысл.
Для того чтобы овладеть механизмами рефлексивного мышления, следует использовать различные способы обучения рефлексии. По мнению И.В. Муштавинской, условно их можно разделить на три группы.
К первой группе относятся, те способы, которые направленны на смену мировоззренческих и психологических установок обучающегося. Для того чтобы ученик начал рефлексировать, необходимо создать такие условия, которые стимулируют выход обучающегося в рефлексию, обращение к своему внутреннему миру. В результате выхода в рефлексивную позицию ученик прекращает привычную мыслительную деятельность и начинает смотреть на нее со стороны, делая ее объектом анализа.
Вторая группа способов обучения рефлексии объединяет частые дидактические приемы, направленные не только на выведение обучающегося в рефлексивную позицию, но и на ее активизацию. Этому способствуют такие образовательные технологии и методики, которые направлены на формирование культуры мышления и его самостоятельность.
Третья группа способов обучения рефлексии - технологии, построенные на рефлексии и технологически ее обеспечивающие. Одной из таких технологий является технология развития критического мышления через чтение и письмо. Критическое мышление - открытое рефлексивное оценочное мышление. Главная цель этой технологии - развитие открытого ума, вдумчивого отношению к тексту, умения рассматривать различные точки зрения на явления и формировать собственные суждения. К этой группе способов обучения рефлексии относится технология «Языковой портфель».
В соответствии с пятой задачей нами была разработана методика работы с технологией «Языковой портфель». Нами были проработаны все аспекты работы с данной технологией в школе. Мы пришли к выводу, что ведение языкового портфеля носит поурочно-тематический характер. Это значит, что каждая тема УМК соответствует одной главе языкового портфеля, содержание которой определяется учителем. Каждая тема рассматривается с разных позиций: vocabularybank, grammarbank, writingbank. Неотъемлемой частью каждого урока является рефлексивная карта, которая помогает обучающимся научиться объективно оценивать свою работу на уроке. Кроме того технология «Языковой портфель» позволяет включать различные методы и приемы рефлексии на уроке в том числе коллективную рефлексию, что развивает навыки рефлексивной коммуникации.
В соответствии с шестой задачей нами было проведено исследование на базе Муниципального автономного общеобразовательного учреждения многопрофильной гимназии №13. г. Пензы.
Обучающимся 10 класса было предложено в течение трех недель вести языковое портфолио по английскому языку. Перед началом работы нами было проведено четыре диагностики, которые показали нам уровень коммуникативной компетенции и уровень рефлексивности мышления на момент начала эксперимента.
Нами было установлено, что в большинстве случаев обучающиеся обладают низким уровнем рефлексивности мышления и коммуникативной компетенции.
В течение трех недель обучающиеся вели классные поурочно-тематические языковые портфели по нашей методике. На момент окончания эксперимента нам удалось проследить положительную динамику:
- уровень рефлексивности мышления стал выше;
- количество обучающихся с высокой коммуникативной компетенцией увеличилось;
- обучающиеся стали более общительными, они
научились объективно оценивать результаты своей работы и своих одноклассников, они стали более открыты для критики;
- обучающиеся отметили эффективность данной
технологии в изучении английского языка.
Таким образом, мы достигли цели нашего исследования. Нам удалось рассмотреть проблематику рефлексии с различных позиций, понять каким образом технология «Языковой портфель» может быть полезна не только в изучении английского языка, но и в развитии одной из главных функций психики человека - рефлексии. Мы считаем, что навыки рефлексии необходимо осваивать поступательно, переходя от одного уровня к другому. Конечной целью такого развития должна стать коммуникативная рефлексия.
Результатами взаимосвязи рефлексии и коммуникативных умений является:
1) умение посмотреть на ситуацию со стороны;
2) умение успешно найти решение учебной задачи в рефлексивном диалоге или полилоге;
3) умение видеть себя глазами своих одноклассников;
4) умение поставить себя на место другого.
Языковой портфель - это «зеркало» процесса обучения, как для обучающихся, так и для учителя. Он может включать в себя различные методы и приемы, развивающие рефлексивную коммуникацию.



1. Алмабекова, О. А. Рефлексия и коммуникация в обучении английскому языку для профессиональных целей // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 5. С. 217 - 225.
2. Бизяева, А. А. Психология думающего учителя: педагогическая рефлексия. Псков. 2004. 2016 с.
3. Блог 4brain - полезные материалы каждый день [Электронный ресурс]/ URL: https://4brain.ru
4. Вайсбурд, М. Л. Использование учебно-речевых ситуаций при обучении устной речи на английском языке. М.: Титул. 2001. 128 с.
5. Выготский, Л. С. Мышление и речь // Психология развития человека. М.: Смысл, Эксмо. 2005. С. 35 - 40.
6. Гальскова, Н. Д. Языковой портфель как инструмент оценки учащегося в области изучения иностранных языков // Иностранные языки в школе. 2000. № 5. С. 6-11.
7. Горегляд, О. Л. Языковой портфель как одно из
перспективных средств обучения иностранному языку в школе [Электронный ресурс] г. Москва: © 2013 —
Издательский дом «Первое сентября» Режим доступа: http://festival. 1september.ru/articles/subj ects/10?page=228
8. Жукова, О.В. Рефлексия на уроке английского языка // Современные стратегии преподавания иностранных языков. № 3. 2015. С. 67 - 73.
9. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального образования: учебник для студ. высш. учеб.заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. 377 с.
10. Иванченко, Т. Ю. Языковой портфолио как стратегия изучения иностранного языка в течение всей жизни // Молодой ученый. 2013. № 5 (52). С. 704 - 709.
11. Инфоурок - ведущий образовательный портал России [Электронный ресурс]/ главный редактор: А.С. Воробей; URL: https://infourok.ru/
12. Коряковцева, Н. Ф. Теория обучения иностранным
языкам: продуктивные образовательные технологии:
учеб.пособие для студ. лингв. фак. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия». 2010. 192 с.
13. Красноперова Т. В. Технология «Портфолио» - ведущий показатель целостной системы оценки качества образования [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/572189/
14. Матеева, В.А. Рефлексивный метод в дидактике: постановка проблемы // Образование и наука - Известия уральского отделения российской академии образования. 2005. № 2(32). С. 9 - 18.
15. Муштавинская, И.В. Технология развития
критического мышления на уроке в системе подготовки учителя: Учеб._метод. пособие. - СПб.: КАРО, 2009. - 144 с.
16. Новикова, Т. Г. Портфолио в зарубежной образовательной практике // Вопросы образования. 2004. № 3. С.201-238.
17. Новикова, Т.Г. Папка индивидуальных учебных
достижений портфолио: федеральные рекомендации и
местный опыт // Директор школы. 2004. №7. С. 13 - 24.
18. Ожегов, С. И.Толковый словарь русского языка: Ок.
100 000 слов, терминов и фразеологических выражений. М.: ООО «Издательство «Мир и Образование»: ООО «Издательство Оникс», 2012. 1376 с.
19. Пикалова, Е. А. Взаимосвязь рефлексии и общения в процессе жизнедеятельности // Вестник МГТУ им. Г.И. Носова. 2005. № 2 (10). С. 91 - 93.
20. Пьянкова, Г.С. Рефлексивные методы организации
самостоятельной работы студентов: учебное пособие.
Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск. 2015. 189 с.
21. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. Санкт- Петербург: Питер, 2015. 705 с.
22. Семенов, И.Н. Развитие проблематики рефлексии и ее изучение на факультете психологии высшей школы экономики // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2007. № 3. С. 108 - 126.
23. Соколова, Л. А. Рефлексивный компонент деятельности // Иностранные языки в школе. 2005. № 1. С. 19 - 26.
24. Сунцова, Е. Н. Выбор методов обучения студентов неязыкового вуза иностранному языку в условиях ограниченности учебного времени // Молодой ученый. 2011. № 1. С. 232-234.
25. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Компетенция учителя иностранного языка в области использования информационно-коммуникационных технологий: определение понятий и компонентный состав // Иностранные языки в школе. 2011. №6. С.16 - 20.
26. Философский энциклопедический словарь/Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. М.: Советская энциклопедия. 1983. 840 с.
27. Burke, K, Fogarty, R., Belgrad, S., The Portpholio Connection: students book linked to standards. Corwin Press: thousand oaks.1994, 289 p.
28. Warnke G. Perspektivenwechsel: Grenzen der
Verantwortung / G. Warnke // Padagogik. 1995. № 7-8. S. 35-39.
29. Wells G. The Meaning Makers: Children learning
language and using language to learn. Oxford: Heinemann Educational. 1986. 222 p.
30. http://273-фз.рф/zakonodatelstvo/federalnyy-zakon-ot-29- dekabrya-2012-g-no-273-fz-ob-obrazovanii-v-rf
31. https://fgos.ru/


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ