ВВЕДЕНИЕ 5
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ 9
1.1 Сущность практико-ориентированного обучения в системе среднего
профессионального образования 9
1.2 Формы профессиональной практико-ориентированной подготовки 20
1.3 Социальное партнерство как основа практико-ориентированной
формы обучения в системе среднего профессионального образования 30
2. АНАЛИЗ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ
ОБУЧЕНИЯ В ИНЖЕНЕРНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКОГО ИНСТИТУТА (ФИЛИАЛА) КФУ 37
2.1 Краткая характеристика Инженерно-экономического колледжа при
КФУ 37
2.2 Анализ практико-ориентированной системы обучения в
Инженерно-экономическом колледже 45
2.3 Оценка эффективности практико-ориентированной системы
обучения в Инженерно-экономическом колледже при КФУ 56
3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
ПРАКТИКО - ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ В ИНЖЕНЕРНО - ЭКОНОМИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ ПРИ КФУ 68
3.1 Проблемы практико-ориентированного обучения в Инженерноэкономическом колледже при КФУ 68
3.2 Разработка рекомендаций по совершенствованию практико
ориентированной системы обучения в Инженерно-экономическом колледже при КФУ 70
3.3 Предполагаемый эффект от внедрения рекомендаций по совершенствованию практико-ориентированной системы обучения в
профессиональной подготовке студентов 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 83
ПРИЛОЖЕНИЯ 91
На современном этапе развития общества подготовка специалистов в системе среднего профессионального образования претерпевает серьезные изменения, диктующие необходимость пересмотра традиционных подходов в системе образования. Одной из актуальных проблем профессиональной подготовки является высокий уровень теоретизации обучения. Молодые специалисты не соответствуют квалификационным требованиям
работодателей, т.к. нуждаются в длительном периоде адаптации к профессиональной деятельности, производственным условиям.
Необходимость модернизации образовательного процесса сегодня не вызывает сомнения, и моделирование процесса профессиональной подготовки студентов на основе практико-ориентированной системы обучения рассматривается нами как основное требование времени. В связи с этим необходимо пересмотреть и совершенствовать содержание
профессионального образования, учитывая требования работодателя, который должен выдвигать своеобразный заказ на качество и виды трудовых ресурсов, востребованных на рынке труда. Бесспорна и выгода от этого процесса для каждой из сторон: работодатель получает квалифицированные кадры, в которых испытывает необходимость, у работников появляется возможность непрерывного профессионального роста. На основе этого можно утверждать, что формирование практико-ориентированной системы обучения является актуальной проблемой педагогики.
Разработанность практико-ориентированной подготовки может быть представлена такими работами, как: Л.В. Собанова, В.Е. Мелехова, В. Байденко, В.А. Болотникова, В.П. Борисенко.
Также источниками информации в данной работе послужили работы А.Г. Бермуса, А. Вербицкого, В. Шершневой, С.М. Вишняковой, Н. Клушиной, Т. Дмитриенко, А. Вербицкого, Ф.Г. Ялалова, Блинова В.И., Смирнова И.П. и др.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является процесс обучения в Инженерно-экономическом колледже при КФУ.
Предметом исследования является практико-ориентированный подход процесса обучения студентов Инженерно-экономического колледжа.
Гипотеза исследования: формирование практико-ориентированной системы будет являться эффективным средством реализации непрерывного обучения, что позволит значительно повысить эффективность работы данной образовательной организации.
Исходя из вышесказанного, целью написания выпускной квалификационной работы является изучение практико-ориентированной системы обучения и разработка рекомендаций по ее совершенствованию (на примере Инженерно-экономического колледжа Набережночелнинского института (филиала) КФУ.
В соответствие с целью и выдвинутой гипотезой исследования были поставлены следующие задачи исследования:
1. Изучить понятие, сущность практико-ориентированной системы обучения.
2. Проанализировать практико-ориентированную систему обучения в Инженерно-экономическом колледже при КФУ.
3. Дать оценку эффективности практико-ориентированной системы обучения в колледже.
4. Разработать рекомендации по совершенствованию практикоориентированной системы обучения.
Теоретическая новизна. В данной работе рассматривается одна из актуальных на сегодняшний день проблема формирования практико-ориентированной системы обучения в образовательных организациях. Рассмотрены ключевые аспекты выбранной темы (анализ трудоустройства студентов по специальности, значение практики в образовательном процессе, социальное взаимодействие образовательной организации и работодателей).
По итогам исследования мы пришли к следующим выводам:
На сегодняшний день сфера образования претерпевает значительные изменения, где ключевое место занимает практико-ориентированный подход к обучения, направленное на приобретение студентом опыта практической деятельности, который выступает как готовность студента к определённым действиям и операциям на основе имеющихся знаний, умений и навыков.
Взаимодействие образования с бизнесом, субъектами рынками труда- это одна из составляющих современной модели, которая востребована обществом. В связи с этим необходима поддержка программы практикоориентированного образования и должна быть продолжена работа по ее реализации в тесном сотрудничестве с работодателями и социальными партнерами, заинтересованными в развитии практико-ориентированного образования.
Практико-ориентированная система обучения имеет ряд преимуществ для всех участников образовательного процесса и обеспечивает положительный результат для работодателей, студентов, образовательной организации. Практико-ориентированная система обучения в Инженерноэкономическом колледже недостаточно развита: использование практикоориентированных технологий в процессе обучения находится на низком уровне, присутствует формализм при прохождении практики, недостаточный уровень практических навыков. Это говорит о том, что нынешняя практикоориентированная система обучения в Инженерно-экономическом колледже требует ее модернизации.
С целью устранения выявленных недостатков было принято решение о создании функциональной модели эффективного практикоориентированного обучения, которая в дальнейшем может использоваться как в Инженерно-экономическом колледже, так и в организациях среднего профессионального образования в целом.
Таким образом, теоретическая база, которую дает учебное заведение, подкрепленное обилием практики - это залог успешной подготовки грамотного, квалифицированного молодого специалиста. Успех совместной работы образовательной организации и работодателей обеспечит привлекательность практико-ориентированного обучения для всех субъектов образовательной деятельности, позволит укрепить связь образования с бизнесом и повысить конкурентоспособность выпускника.
I. Нормативно-правовые акты:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 дек. 2012 г. № 273-ФЗ // Рос. газета. - 2012. - 31 дек.
2. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года».
II. Научная и учебная литература:
3. Айтуганов, И. М. Взаимодействие учебных заведений и предприятий как компонент интеграции профессионального образования и производства / И. М. Айтуганов, Ю. А. Дьячков, Е. А. Корчагин и др. // Казан. пед. журн. - 2009. - № 2. - С. 3-9.
4. Андреев А.Л. Компетентностная парадигма в образовании : опыт философско-методологического анализа // Педагогика. - № 4. - 2005. - С. 1927.
5. Аникеев А.А., Артуров Е.А. Современная структура образования в Германии // Alma mater. 2012. №3. - С. 67-68.
6. Ануфриева О. И. Использование проектных технологий как фактор повышения качества среднего профессионального образования // Среднее профессиональное образование. - 2012. - № 3. - С. 3-6.
7. Бахметова Ю.Н. Реализация практико-ориентированного подхода в процессе формировании методической культуры будущих педагогов - психологов в профессиональном обучении // Вестник Майкопского государственного технологического университета. - 2012. - №4. - С. 53-57.
8. Бермус А.Г. Инфраструктура компетентностного подхода в гуманитарном образовании / А.Г. Бермус //Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч.тр. / под ред. А.В. Хуторского. М., 2007. - С.45-53.
9. Бледных О.И. Активные методы обучения // Проблемы современной науки и образования. - 2014 - №12 (30).
10. Блинов В.И. Практико-ориентированное профессиональное образование //Профессиональное образование. Столица - 2014. - №11. - С.14-
16.
11. Богданов Д.А., Васильев В.Г. Воспроизводство движущих сил инновационной экономики в профессиональном образовании // Материалы 17-ой науч.конф. «Педагогика развития: движущие силы и практики развития - апрель 2010. Красноярск - 2011. - С.186-190.
12. Болотов В. А. К вопросам о реформе педагогического образования // Психологическая наука и образование. - 2014. - Т. 19, №3. - С. 32-40.
13. Бондаренко Т.Н., Латкин А.П. Роль практико-ориентированного подхода в учебном процессе вуза при формировании и развитии отраслевых и региональных рынков услуг РФ // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 6.
14. Борисова Н.Р. Нормативное закрепление форм реализации
практико-ориентированного подхода в сфере высшего юридического образования как элемента механизма правового регулирования
образовательных отношений // Актуальные проблемы экономики и права. - Казань: Познание - 2013 - № 3 (27). - С. 192-197.
15. Ветров Ю., Ивашкин А. Гуманизация и гуманитаризация инженерного образования // Высшее образование в России. - 2006 - № 1. - С. 45-52.
16. Взаимодействие учебных заведений и предприятий как компонент интеграции профессионального образования и производства / И.М. Айтуганов [и др.] // Казан. пед. журн. - 2009. - № 2. - С. 3-9.
17. Глушанок Т.М. Современное партнерство как средство повышения качества профессионального образования // Современные проблемы науки и образования. - 2008. - № 6.
18. Головных А.А. Формирование практико-ориентированной
системы обучения Инженерно-экономического колледжа: 2 Международный
84
образовательный конкурс профессионального мастерства «Педагогическое просвещение: практика эффективного обучения и воспитания» - 2017.
19. Головных А.А., Коснырев Д.В. Влияние мотивационной
готовности студентов среднего профессионального образования к будущей профессиональной деятельности: Международная научно-практическая
конференция Информационные технологии. Автоматизация. Актуализация и решение проблем подготовки высококвалифицированных кадров (ИТАП- 2016).
20. Горбунова Т.В. Практико-ориентированный подход к подготовке будущих социальных педагогов к профессиональной деятельности // ВестникЧГПУ. - 2010. - №2. - С.93-101.
21. Жукова Г.С., Никитина Н.И., Комарова Е.В. Технологии
профессионально-ориентированного обучения: учеб.пособие. - М.:
Издательство РГСУ, 2012. - С. 165.
22. Измайлова М.А. Организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов: Методическое пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2012. - С.64.
23. Камербаев А.Ю., Кашук Л.И. Для подготовки кадров новой формации // Современное образование. - 2012. - №2. - С. 55-57.
24. Канаева Т.А. Профессиональное становление студентов СПО в контексте практико-ориентированных технологий // СИСП. - 2012. - №12. - С. 34-38
25. Клюева Г.А. Некоторые аспекты организации процесса обучения ориентированного на результат // Среднее профессиональное образование.- 2015. -№ 8. - С.18-21.
26. Копьева С. Г. Содержание, формы и методы профессиональной практико-ориентированной подготовки // Вестник РМАТ . - 2013. - №1 (7). - С. 67-72.
27. Коротеев А.М. Планирование, организация и управление образовательным процессом / А. М. Коротеев, Т. А. Беляев, И. И. Иванов. - М.: Просвещение, 2013. - С.286.
28. Кузнецова Е.В., Степанова М.Е. Реализация практико
ориентированного подхода при внедрении ФГОС посредством организации деятельности малых инновационных предприятий // Научные исследования в образовании. - 2011. - №4. - С. 107-111.
29. Кульневич С.В. Современный урок / С.В. Кульневич, Т.П.
Лакоценина: В 2 ч. - Ростов-на-Дону: Учитель. - Ч. 2. - 2005. - С.288.
30. Лейбович А.Н. Актуальные вопросы развития среднего
профессионального образования практ.пособие - М.,2012. С.10.
31. Лысов И.А. Учебные комплексы как фактор устойчивого развития вуза, предпринимательства и региона.// Образовательные технологии - №3 - 2013 - С.73-84.
32. Марголис А. А. Проблемы и перспективы развития
педагогического образования в РФ // Психологическая наука и образование. - 2014. - Т. 19, N°3. - С. 41-57.
33. Мартынова Л.И. Самостоятельная работа в компетентностном аспекте: инновации и традиции // Актуальные вопросы современного языкового образования в контексте компетентностного подхода: сборник научных трудов. Екатеринбург, 2014.
34. Михалькова О. А., Марченко К. С. Формирование умений и навыков управленческой деятельности в процессе профессиональной подготовки студентов педагогических специальностей // Международный журнал экспериментального образования. - 2014. - №5 (1). - С. 99-102.
35. Морозова Т.И. Практико-ориентированные технологии, как необходимое условие творческого развития студентов // Материалы XIII Южно-Российской межрегиональной научно-практической конференции- выставки Информационные технологии в образовании" "ИТО-Ростов-2013". - Ростов: 2013. - С. 50-54.
36. Мусина-Мазнова Г.К. Практико-ориентированный подход
впроцессе формирования проектных компетенций будущих социальных работников // Инновационное образование: практико-ориентированный
подход в обучении: IV Международная науч.-метод. конф. (17 апр. 2012 г.) / отв. ред. Стефанова. Г.П. Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2011. С.73-79.
37. Мухина Т.Г. Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе: учебное пособие. - Н.Новгород: ННГАСУ, 2013. С. 97.
38. Никулина И.Л. Реализация модели социального партнерства ССУЗА как условие совершенствования профессиональной подготовки специалистов. // Приложение к ежемесячному теоретическому и научно-методическому журналу «Среднее профессиональное образование». -
2005. - №1. - С. 55-60.
39. Овсиенко Л.В., Зимина И.В., Есенина Е.Ю. Дуальное обучение как важный фактор повышения инвестиционной привлекательности региона / Л.В. Овсиенко, И.В. Зимина, Е.Ю. Есенина [Электронный ресурс]. - Москва. - 2016.
40. Пастюк О.В. Психология и педагогика: Учебное пособие. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2013. - С. 160.
41. Пискунова Е.В., Кондракова И.Э., Соловейкина М.П. и др.
Технологии социального партнерства в сфере образования: Учебно
методический комплекс. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008.
42. Полисадов С.С. Практико-ориентированное обучение в вузе // Известия Томского политехнического университета. 2014. - №2. - С. 23.
43. Просалова В.С. Концепция внедрения практикоориентированного подхода / В.С. Просалова / Интернет-журнал «Науковедение». - 2013. - №3. - С. 1-6.
44. Пупенкова Т.П. Социальное партнерство в среднем профессиональном образовании // Гуманитарные научные исследования. - 2013. - № 5.
45. Рязанцева Л. В. Анализ сфер занятости выпускников ВУЗов и проблемы их трудоустройства // Международная научно-практическая заочная интернет-конференция. - Москва, 2013 г.
46. Сафин Р.С., Сучкова Т.В. Самостоятельная образовательная деятельность как средство развития профессиональных и личностных качеств студентов технического вуза //Изв. КГАСУ. - 2007. - №1. - с.103.
47. Семыкин В.А., Грищенко Н.В. Повышение качества подготовки специалистов путем интеграции образования, науки, производства и бизнеса // Образование. Инновации. Качество (материалы 4 Международной научно - методической конференции, г. Курск, 6-7 апреля 2010 г.).- Курск: Изд-во Курск. гос. с-х.ак., 2010. - С.360-362.
48. Смирнов, И.П. Новые принципы организации начального профессионального образования. Переход к открытой системе в условиях рынка труда / И.П. Смирнов, В.А. Поляков, Е.В. Ткаченко. - М.: Акад. проф. образования, 2004. С.32.
49. Солодянкина О.В. Практико-ориентированная профессиональная подготовка студентов специальности «социальная работа» // Вестник Удмуртского университета. - 2013. - №9. - С. 10-15.
50. Соломин В. П. Векторы модернизации педагогического образования: в преддверии институциональных изменений / / Образование: цели и перспективы. 2014. Ж 35. С. 5-15.
51. Солянкина Л.Е. Модель развития профессиональной компетентности в практико-ориентированной образовательной среде// Известия ВГПУ. - 2011. - №1. - С. 42-45.
52. Терещенкова Е.В. Дуальное образование как инновационный формат системы высшего профессионального образования /Е.В.
Терещенкова// Вестник Московского гуманитарно-экономического института. - 2014. - С.33-37.
53. Тешев В.А. Дуальное образование как фактор модернизации системы социального партнерства вузов и предприятий //Вестник Адыгейского государственного университета. - 2014. - №1(135). - С.139-144.
54. Труфанова Т.А., Бетина Е.М. Роль оценки выпускников
аграрных вузов и молодых специалистов в системе подготовки
квалифицированных кадров в АПК // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2013, № 4. С.208.
55. Тюкалова, Н.В. Социальное партнерство в образовательной практике как фактор повышения качества начального профессионального образования / дис. канд. пед. наук / Н.В. Тюкалова. - Ижевск, 2010. - С.21.
56. Чапаев, Н.К. Интеграция образования и производства: методология, теория, опыт / Н.К. Чапаев, М.Л. Вайнштейн. - Екатеринбург : Изд-во Рос. гос. проф.- пед. ун-та, 2007. - С.408.
57. Шарипов Ф. В. Педагогика и психология высшей школы: учеб.пособие - М.: Логос, 2012. - С.448.
58. Шнейдер О.В. Социальное партнерство. Проблемы и перспективы // Педагогическое обозрение. - 2008. - № 4 (79).
59. Шумакова О.В., Коваленко Е.В., Мозжерина Т.Г. Реализация дополнительного профессионального образования в АПК Омской области / О.В. Шумакова, Е.В. Коваленко. Т.Г. Мозжерина // Современные проблемы науки и образования. - Пенза: Изд. дом «Академия естествознания», 2013. - № 5. - С. 436.
60. Ялалов Ф.Г. Деятельностно-компетентностный подход к практико-ориентированному образованию // Интернет-журнал «Эйдос». - 2007.
Электронные ресурсы:
61. Жумагулов Б. Т. Перспективы и возможности внедрения дуальной системы обучения [Электронный ресурс] / Б. Т. Жумагулов. Режим доступа: http//www.edu.gov.kz/ru/news.
62. Симонин П.В., Богачева Т.В., Данилова В.А. Регулирование и институционализация социально-трудовых отношений // Интернет-журнал Науковедение.- 2015. Т. - 7. №1 (26). - С. 4.
63. С.И. Некрасов, Л.В. Захарченко, Ю.А. Некрасова Пилотный проект «Дуальное обучение»: критический взгляд специалистов. URL: http://m-profobr.eom/files/.pdf (дата обращения 10.05.2017 г.).
64. Терещенкова Е.В. Дуальная система образования как основа подготовки специалистов // Концепт. - 2014. - №04 (апрель). - ART 14087. - 0,4 п. л. - URL: http://ekoncept.ru/2014/14087.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304- 120X. (дата обращения 08.04.2017 г.).
65. Федотова Г. А. Развитие дуальной формы профессионального образования [Электронный ресурс]: автореферат диссертации, доктора педагогических наук / Г. А. Федотова. Режим доступа: http://nauka- pedagogika.com/pedagogika-13-00-08/dissertaciya-razvitie-dmlnoy-formy- professionalnogo-obrazovaniya.
66. Основная информация об Инженерно-экономическом колледже [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://kpfu.ru/chelny/iek, свободный. (Дата обращения: 21.04.2017 г.).